Здесь Афродита вышла на берег (Кипр в эпоху меди и бронзы)

97
Многим читателям ВО понравился рассказ о древнем Крите и его истории. «А как же Кипр? – стали задавать они вопросы. – Ведь они же близко друг от друга, поэтому по морю с Крита нетрудно добраться и до Кипра…И… а как культура развивалась там?» Что ж – все так, поэтому сегодня наш рассказ посвящается древней истории этого острова.

Кроме Крита в акватории Средиземного моря есть и другие острова, причем довольно большие – Сицилия, Сардиния, Мальта и, конечно же, Кипр – остров ближайший к берегам Азии и потому пути древних миграций ну никак не могли его миновать. И если Крит прочно связан в сознании людей с именем человека-зверя Минотавра, то Кипр - по легенде та земля, где когда-то из пены морской ступила на земь богиня Афродита – богиня любви и красоты.




Здесь Афродита вышла на берег (Кипр в эпоху меди и бронзы)

Кипр и впрямь, даже сейчас, остается удивительно красивым местом…

Есть две мифологические версии рождения прекрасной богини. Гомер считал, что отцом Афродиты был бог Зевс, а матерью – морская нимфа Диона. Версия Гесиода, однако, намного занимательнее. По ней бог Кронос отсек своему отцу Урану его детородные органы и бросил их в море, там его сперма смешалась с морской водой, получилась белоснежная пена, и вот из нее-то и родилась Афродита.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
«Теогония» Гесиод


Впрочем, сегодня мы познакомимся не столько с легендами, сколько с историей этого уникального острова, который так же, как и Крит, во многом сформировал облик давным-давно исчезнувшей средиземноморской цивилизации. Начать же нужно с того, что одно время он, видимо, соединялся перешейком с азиатским материком и по этому материку на остров перекочевали, например, карликовые слоны и гиппопотамы. Впрочем, это они потом стали карликовыми, когда волны моря отрезали его от материка. На нем были животные, но не было людей. До поры до времени.


Древняя стоянка людей каменного века на Кипре. (Музей моря в Айя-Напе, Кипр)

А затем в X – IX тысячелетиях до нашей эры сюда по морю добрались люди и самым непосредственным образом способствовали исчезновению карликовых животных, о чем можно судить по большому количеству обожженных костей, найденных в пещерах в южной части острова.


«Дом» древнего кипрского «города» Хирокития.


А вот так он выглядел изнутри…

Известно, что первые поселенцы уже занимались земледелием, но еще не освоили гончарное дело, поэтому этот период на Кипре относится к «докерамическому неолиту».


Внутри Хирокитии было тесно. Дома стояли один к другому, да еще и были обнесены высокой каменной стеной. Интересно, что стена есть, а вот никаких следов нападения на «город» обнаружено не было, то есть более тысячи (!) лет хирокитийцы жили под защитой стены, но никто на них так и не напал? А потом вдруг взяли, все бросили и ушли… и больше на этом месте никто не селился еще 1500 лет! Почему? Никто не знает! Такие вот Кипр преподносит археологам загадки!

Прибывшие на остров первобытные люди из южной Анатолии или Сиро-Палестинского побережья привезли с собой собак, овец, коз, свиней, хотя морфологически эти животные были еще неотличимы от своих диких сородичей. Поселенцы начали строить круглые дома и все это происходило в X тысячелетии до нашей эры!


Останки кипрского карликового гиппопотама.


Череп древнего карликового слона.


Фигуры-реконструкции кипрского карликового слона и кипрского карликового гиппопотама вы можете увидеть в Музее моря (Thalassa museum) в Айя Напе.

Поселения той эпохи были раскопаны по всему острову, включая Хирокитию и Калавасос у южного побережья. Все последующее время их обитатели посуду делали из камня, однако в конце неолита (около 8500 – 3900 г. до н.э.) островитяне учились работать с глиной и создавать сосуды, которые они обжигали и украшали абстрактными узорами красного цвета на светлом фоне.


Вот они – эти сосуды из Музея моря в Айя-Напе.

Культура последующего периода энеолита, то есть меднокаменного века (около 3900 – 2500 гг. До н.э.) могла быть принесена на остров новой волной переселенцев, которые происходили из тех же регионов, что и их более ранние неолитические предшественники. Их искусство и религиозные верования были более сложными, о чем говорят каменные и глиняные женские фигуры, часто с увеличенного размера гениталиями, символизировавшие плодовитость людей, животных и почвы – то есть отражавшие основные потребности тогдашнего аграрного сообщества. Во второй половине периода халколита (или энеолита, что одно и тоже) люди начали изготавливать мелкие инструменты и декоративные украшения из нативной, то есть самородной меди (chalkos), почему, кстати, это время и называется халколит.


Интересно, не на этом вот первые жители острова сюда приплыли?

Уникальное географическое положение Кипра, лежавшего на перекрестке морских путей в восточном Средиземноморье, сделало его важным центром торговли в древности. Уже в раннем бронзовом веке (приблизительно 2500 – 1900 гг. до н.э.) и Среднего бронзового века (около 1900 – 1600 гг. до н.э.) Кипр установил тесные контакты с минойским Критом, а затем и с микенской Грецией, а также с древними цивилизациями Ближнего Востока: Сирией и Палестиной, Египтом и Южной Анатолией.

Начиная с первой части второго тысячелетия до н.э., ближневосточные тексты, относящиеся к царству «Аласия», имя, которое, скорее всего, является синонимом всего или части острова, свидетельствуют о связях тогдашних киприотов с сиро-палестинским побережьем. Богатые ресурсы меди предоставили киприотам тот товар, который имел в Древнем мире высокую цену и пользовался большим спросом по всему средиземноморскому бассейну. Киприоты экспортировали большое количество этого сырья и других товаров, таких как опиум в кувшинах, напоминавших капсулы опийного мака в обмен на предметы роскоши, такие как серебро, золото, слоновую кость, шерсть, ароматизированные масла, колесницы, лошади, драгоценная мебель и другие готовые изделия.


Минойские сосуды ни с какими другими не спутать – раз есть осьминог, значит налицо влияние культуры Крита!

Керамика доисторических киприотов, особенно та, что производилась в ранний и средний бронзовые века, носит буйный и образный характер и оформление. Терракотовые фигурки также изготовлялись в большом количестве, о чем говорят их находки в гробницах бронзового века. Как и в период халколита, они чаще всего изображали женские фигуры, которые символизируют регенерацию. Другие погребальные объекты, особенно похороненные с мужчинами, включают бронзовые инструменты и оружие. Золотые и серебряные ювелирные изделия, и цилиндрические печати появляются на Кипре уже в 2500 г. до н.э.


Киприоты и киприотки любили украшать себя браслетами, хотя бы и стекленными (Археологический музей Ларнаки)


А еще они умащивались благовонными маслами, из-за чего все музеи Кипра полны вот такими стеклянными сосудами.

В эпоху поздней бронзы (около 1600 – 1050 гг. до н. э.) медь на острове производилась в массовых масштабах, а торговля медью киприотами расширилась до Египта, Ближнего Востока и всего Эгейского региона. Переписка между фараоном Египта и владыкой Алазии, датируемая первой четвертью четырнадцатого века до н.э., дает нам ценную информацию о торговых отношениях между Кипром и Египтом. Подтверждением тому являются предметы из фаянса и алебастра, которые были импортированы на Кипр из Египта в этот период. Находки при кораблекрушении в Улу-Буруне, обнаруженные на юго-западном побережье Анатолии, указывают на то, что корабль плыл на запад, возможно, побывав и в других гаванях Леванта, и что он загрузил 355 медных слитков (десять тонн меди) на Кипре, а также большие сосуды для хранения сельскохозяйственных товаров, включая кориандр.


Корабль, который вез этот груз. Реконструкция (Музей моря в Айя-Напе).


Когда ты видишь перед собой вот такие сосуды, то невольно задаешься вопросом: это же сколько нужно было дерева, чтобы его обжечь? Вот на Кипре лесов-то и не осталось! (Археологический музей Ларнаки)

Неоспоримое влияние Эгейского моря на кипрскую культуру в эпоху поздней бронзы можно увидеть в развитии письменности, бронзовых изделий, резьбы по камню, производстве ювелирных изделий и некоторых керамических стилях, особенно в двенадцатом веке до нашей эры, когда на остров периодически прибывали микенские переселенцы. Примерно с 1500 г. до н.э. киприоты начали использовать письмо, которое очень напоминает линейное письмо А Минойского Крита. Обнаружены обожженные глиняные таблички, найденные в городских центрах, таких как Энкоми (на восточном побережье) и Калавасос (на южном побережье). В эпоху поздней бронзы Кипр также был важным центром производства произведений искусства, которые показывают смесь местных и зарубежных влияний. Стилистические черты и иконографические элементы, заимствованные из Египта, Ближнего Востока и Эгейского моря, часто смешиваются в кипрских работах. Несомненно, иностранные мотивы и значимость, которые они имели, были переосмыслены на месте, поскольку они стали частью отличительных местных художественных традиций. Кипрские ремесленники тоже ездили за границу, а в двенадцатом веке до нашей эры некоторые кипрские металлурги, возможно, поселились на западе, на островах Сицилия и Сардиния. В эпоху поздней бронзы Кипр явно поддерживал прочные связи с Ближним Востоком, особенно с Сирией, о чем говорят находки в городских центрах с дворцовыми постройками четырнадцатого и тринадцатого веков до н.э., таких как Энкоми и Китинг, и богатые кладбища того же периода с предметами роскоши из самых разных материалов. С начала четырнадцатого века на Кипр отмечен значительный приток высококачественных микенских судов, которые встречаются почти исключительно в гробницах аристократической элиты. С разрушением микенских центров в Греции в двенадцатом веке до нашей эры политические условия в Эгейском море стали нестабильными, и беженцы покинули свои дома в поиске более безопасных мест, включая Кипр.


Якоря и пресс для отжима оливкового масла. (Археологический музей Ларнаки)


Скульптуры эпохи классической Греции. (Археологический музей Ларнаки)

Именно они и дали начало процессу эллинизации острова, который затем имел место в течение следующих двух столетий. Самым важным для Кипра событием между 1200 и 1050 годом до н. э. стало прибытие нескольких последовательных волн иммигрантов с греческого материка. Эти новички принесли с собой и увековечили на острове микенские обычаи погребения, одежду, керамику, производство и навыки военного дела. В это время ахейские иммигранты принесли греческий язык и на Кипр. Ахейское общество, политически доминирующее в XIV веке, создало независимые государства, управляемые ванактами (правителями). Греки постепенно захватывали контроль над крупными общинами, такими как Саламин, Китинг, Лапитос, Палаопафос и Соли. В середине одиннадцатого века финикийцы заняли Кетис на южном побережье Кипра. Их интерес к Кипру был вызван в основном богатыми медными рудниками острова и его лесами, которые обеспечивали обильный источник древесины для судостроения. В конце девятого века финикийцы установили на острове культ своей богини Астарты в монументальном храме в Кетисе. Стела, найденная в Кетисе, сообщает о представлении кипрских царей Ассирии в 709 г. до н.э. При ассирийском господстве царство Кипра процветало, и кипрские цари пользовались некоторой независимостью, пока они регулярно платили дань ассирийскому царю. От седьмого века до н.э. сохранились записи о том, что в то время существовало десять (!) правителей Кипра, которые правили в десяти отдельных государствах. Можно подумать, что площадь этих государств была очень невелика, как и сам остров, но раз их было десять и все они мирно уживались, это говорит, во-первых, о толерантности их жителей, а во-вторых, о том, что там всем всего хватало. У некоторых из них были греческие имена, у других имена были явно семитского происхождения, свидетельствующие о этническом разнообразии Кипра в первой половине первого тысячелетия до н.э. Гробницы в Саламине предполагают, как богатство, так и внешние связи этих правителей в восьмом и седьмом веках. В шестом веке Египет при фараоне Амасисе II установил контроль над Кипром. Хотя кипрские царства продолжали поддерживать относительную независимость, значительное увеличение египетских мотивов в кипрских произведениях искусства с этого периода отражает явное усиление египетского влияния.


Римляне на острове тоже отметились и оставили после себя вот такие напольные мозаики.

В 545 г. до н.э. при Кире Великом (примерно 559 – 530 гг. до н.э.) персидская империя покорила Кипр. Однако новые правители не вмешивались в то, что творилось на острове, и не пытались устанавливать там свою религию. Кипрские войска участвовали в персидских военных походах, независимые царства платили обычную дань, а Саламин занял первое место на острове. К началу пятого века до н.э. остров был неотъемлемой частью Персидской империи. Ну, а дальше начались знаменитые греко-персидские войны, и греки с материка вновь стали господствовать на Кипре.

П.С. Интересно, что память об этом сохранилась и если у вас усы, прямой нос, темные глаза и шевелюра, то на Кипре вас запросто могут спросить: "Континентал грик?" То есть - "Вы континентальный грек? На острове это своего рода элита. Им дают большие скидки, особенно в такси... Не то, что иностранцам из Европы.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    15 ноября 2017 06:46
    Спасибо! Интересно. Раньше как-то не думал, что на кипре могут быть круглые дома. Больше такой тип дома у меня связывался с жилищами кочевников или африканскими постройками. Ни когда бы не подумал что такие были на Кипре. Спасибо программе "Клуб путешественников" из неё много интересного можно было подчерпнуть. И спасибо автору, очень интересный рассказ.
    1. +13
      15 ноября 2017 07:27
      Я рад, что Вам понравилось. Хирокития место действительно очень интересное. Стоишь на горе и думаешь, что вот так же 7 тыс. лет назад здесь кто-то стоял и смотрел и... как тут все было? И вопросы, вопросы... храмов нет, но покойников хоронили под полом и клали им миску. Миска каменная, керамической посуды не знали... И прожили на этом месте почти 1000 лет. Почти сколько нашей России лет с времен... "Повести..." А потом ушли. И через 1500 пришли новые люди, уже с посудой и квадратными домами...
  2. +10
    15 ноября 2017 07:37
    А потом вдруг взяли, все бросили и ушли
    ...И такие истории, повторялись в разных уголках Земли, в разное время.., когда люди все бросали и уходили..Спасибо, интересный материал..
  3. +13
    15 ноября 2017 08:54
    "...более тысячи (!) лет хирокитийцы жили под защитой стены, но никто на них так и не напал? А потом вдруг взяли, все бросили и ушли… и больше на этом месте никто не селился еще 1500 лет! Почему? Никто не знает! Такие вот Кипр преподносит археологам загадки!"

    Может ответы на эти вопросы содержатся в таких глиняных табличках, как эта - их Энкомии. Кипро-минойское письмо, которое до сих пор не расшифровали. Им пользовались как раз догреческие жители острова.
    "Древнее кипрское слоговое письмо представлено сегодня лишь в нескольких кратких надписях на керамике, глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых также до сих пор неясно. Тексты более пространного содержания сохранились на табличках из Энкоми (которые считаются наиболее ранними примерами кипрской письменности), а также известна одна табличка с кипро-минойским текстом из Угарита (Финикия).
    Дискуссии по поводу попыток дешифровки кипрских силлабических надписей не утихают и по сей день. Однако печальная действительность состоит в том, что мировоззрение древних людей, основополагающие категории их мышления и соответственно, понятийный ряд, которым они эти категории выражали, настолько далеки от мироощущения современного человечества, что любые попытки представителей сегодняшней науки интерпретировать архаические знаковые системы, исходя из своих собственных взглядов на мир древнего человека, приводят, чаще всего, к результатам, мягко говоря, курьезным. И сколько бы не появлялось очередных интерпретаций расшифровок, истинный смысл древних надписей, скорее всего так и останется тайной".
    1. +13
      15 ноября 2017 09:06
      Да, Вы правы. Только вчера на семинаре по культурологии рассказывал студентам о погребениях в домах Хирокитии. Под полом... Так они стали дружно крутить пальцем у виска. "Жить на трупешниках". То есть они себе этого даже представить не могут. Ученые пытаются, но... не представляя духовного мира тех людей, что толку?
      1. 0
        16 ноября 2017 00:48
        Цитата: kalibr
        Да, Вы правы. Только вчера на семинаре по культурологии рассказывал студентам о погребениях в домах Хирокитии. Под полом... Так они стали дружно крутить пальцем у виска. "Жить на трупешниках". То есть они себе этого даже представить не могут. Ученые пытаются, но... не представляя духовного мира тех людей, что толку?

        Вячеслав Олегович- это студенты такие. Мне несколько раз попадалось, что чтобы не уходил дух хозяина, который превращался в некого хранителя, его и хоронили там где он жил и работал. Вот пример похорон кузнеца у древних германцев. Здесь смотреть конец текста.
        1. +1
          16 ноября 2017 00:50
          А здесь начало. Источник Беккерт. Железо. Факты и легенды.
          1. +1
            16 ноября 2017 08:03
            То, что налицо было желание сохранить с умершим духовную близость, понятно. Но...нам не понятен все же духовный мир этих людей.
            1. +1
              16 ноября 2017 09:19
              Цитата: kalibr
              То, что налицо было желание сохранить с умершим духовную близость, понятно. Но...нам не понятен все же духовный мир этих людей.

              Оно и понятно. И вера, и духовный мир, и даже современные верования находят свою опору в прошлом. Это для примера. "Про друидов больше легенд, чем правды, больше вымысла, чем фактов, больше сказок, чем научных данных. Но когда наступает кельтский новый год и вдохновленная модным движением молодежь спешит зажигать новые огни, сегодня, спустя тысячу лет после ухода последних магов кельтского народа, кажется, что открываются невидимые двери из нашего мира в священный мир друидов. В такие моменты хочется попросить у Мерлина и у великих друидов Арморики и Ульстера, чтобы они дали силы помогать тем, кого мы любим, и защищать то, во что мы верим."
      2. +2
        16 ноября 2017 01:37
        Цитата: kalibr
        Так они стали дружно крутить пальцем у виска. "Жить на трупешниках".

        Сразу вспоминается рассказ Геродота о том, как Дарий Великий спросил своих вассалов-греков, за какую сумму они согласились бы съесть тела своих усопших родителей (вместо кремации), а каллатиев спросил, за какую сумму они согласились бы кремировать своих усопших родителей (вместо того, чтобы съесть их) - и как обе стороны были возмущены таким хамским вопросом. А фича-то в том, что веротерпимость персов зашкаливала - т.к. для них самих кремация ("осквернение священного огня мертвечиной") была столь же отвратительна. как и обычаи каллатиев!
    2. 0
      2 марта 2018 16:43
      основополагающие категории их мышления и соответственно, понятийный ряд
      Мышление отличалось. Но не до такой же степени, это-ж, не инопланетяне, это люди . Никакого высокого символизма и понятийных рядов нет. Письменность возникла, как способ учёта зерна. Все эти таблички, посвящены обыденной рутине - учет и контроль, амбарная книга, зерна и товаров, деловая переписка купцов, законы и указы. Как и берестяные грамоты, к стати. На этом принципе расшифровали писменость Майя. Для расшифровки, нужно большое кол-во текста, которого нет.
  4. +3
    15 ноября 2017 09:05
    Опять про какой цивилизованный Запад...

    Город, найденный А.В.Барченко и В.Н.Деминым, древнее всех цивилизаций Азии и Африки, ведь он был погребен когда-то ледником, а ледник на Кольском полуострове только растаял 10-12 тысяч лет до н.э.
    Вот им за это точно фунтов стерлингов и прочей заморской крашенной бумаги не дали...
    1. +8
      15 ноября 2017 09:23
      Цитата: Boris55
      Город, найденный А.В.Барченко и В.Н.Деминым, древнее всех цивилизаций Азии и Африки, ведь он был погребен когда-то ледником, а ледник на Кольском полуострове только растаял 10-12 тысяч лет до н.э.

      Плюс вам за обтёсанную ледником каменную лестницу.
    2. +8
      15 ноября 2017 09:59
      А они об этом куда писали? Видите ли, заморскую крашеную бумагу просто так никому не дают. Надо сначала заявить о себе, то есть опубликовать статью в журнала системы СКОПУС, это от 30.000 до 1000 евро, но вуз обычно оплачивает такие статьи, также, как и НИИ РАН. Можно и несколько статей в более дешевых изданиях опубликовать. Когда люди узнают, появится интерес - тогда готовится монография на англ.яз. (или каком-то другом, но лучше англ.), находится издательство и публикуется книга. Тогда в ответ приходят деньги. Иного пути сегодня нет. Если они его не знают, мой совет обратиться к знающим людям, только и всего.
      1. 0
        15 ноября 2017 10:08
        Цитата: kalibr
        А они об этом куда писали?

        Я же где то нашёл. Или пока за бугром не опубликуют - этого как бы и нет? laughing
        1. +7
          15 ноября 2017 13:31
          Есть, но Вы же выше писали про деньги оттуда? Вам каких денег надо? Наших - публикуйтесь у нас. Их- у них!
  5. +18
    15 ноября 2017 09:19
    Статья супер!
    Кипр это чудо - как историческое, так и природное
    Автор ответил на многие вопросы, о которых я размышлял
    Спасибо!
    1. +1
      15 ноября 2017 09:29
      Цитата: XII легион
      Кипр это чудо

      На Кипре косточки за казённый счёт греть эт вам не на Кольском полуострове за деревянные комаров кормить...
  6. +6
    15 ноября 2017 09:57
    Цитата: Boris55
    На Кипре косточки за казённый счёт греть

    Не понял, вот этого, поясните...
    1. 0
      15 ноября 2017 10:07
      Цитата: kalibr
      Не понял, вот этого, поясните...

      Возможно немного переборщил - со свечкой не стоял. Суть в том, что у них есть свои археологи. Вот пусть они сами своё отечество и прославляют. Вам то зачем за них их работу делать?
      На Западе есть много чего интересного. Возьмите ИХ работы и опубликуйте на ВО.
      1. 0
        15 ноября 2017 12:17
        В дополнение. Мне жаль что вы не понимаете значения археологии в управлении народами. Укропитеки не просто так Чёрное море выкопали...
        Второй приоритет общих средств управления человечеством – хронологический
        "Известно, что человек, забывший свою историю, историю своего Отечества подобен дереву, потерявшему корни. А что будет, если свою историю забудет целый народ или поверит в какой-нибудь исторический миф, навязанный ему с учетом интересов внешних враждебных сил? Джордж Оруэлл когда-то писал: "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым". Переписывание истории народа неизбежно приводит к изменению его будущего. Именно поэтому приход новой власти всегда сопровождается переписыванием истории, но при этом сами правители не понимают, как их используют в тёмную. Очень ярко это проявилось сегодня в бывших союзных республиках, отколовшихся от СССР. Поэтому необходимо всегда помнить, что история никогда ничему не учит, она лишь наказывает за незнание своих уроков."
        1. +10
          15 ноября 2017 13:29
          И почему "укропитеки"? Это оскорбительное название для людей, в общем-то таким же, как и мы, россияне. С чего это Вы так через губу о чужих народах? Представителю великой страны это чести не делает!
          1. +1
            15 ноября 2017 19:47
            Вячеслав Олегович, на каком основании Вы отказываете человеку в бытовом нацизме, когда сами считаете часть соотечественников, мало что, лузерами?
            1. +4
              15 ноября 2017 20:50
              Нацизма бытового не бывает. Нацизм - это исключительно официальная политическая идеология Третьего рейха.Цель нацизма - создание и утверждение расово чистого государства «арийской расы». В материалах Нюрнбергского процесса никаких разновидностей (бытовой и пр.) не предусмотрено.
              Если же имеется ввиду бытовой национализм, то это тоже штука весьма коварная. Тут, очень часто, ка в физике, сила действия равна силе противодействия. Так что надо быть готовым к тому, что QUI VENTUM SEMINAT, TURBINEM METET.
              1. +1
                16 ноября 2017 01:45
                Цитата: Curious
                QUI VENTUM SEMINAT, TURBINEM METET.

                Противоречите сами себе:исходя из пословицы. QUI SEMINAT, METET
                - сила действия (VENTUM) вовсе не равна равна силе противодействия (TURBINUM)", а гораздо меньше нее - скорее уж тут "эффект бабочки"!
              2. +2
                16 ноября 2017 04:53
                Виктор Николаевич, Вы копировальные аппараты так и называете, или все же "ксероксами"?
                1. +2
                  16 ноября 2017 11:01
                  Я копировальные аппараты называю "эрой". Светокопировальные аппараты "Эра" выпускал Грозненский завод полиграфических машин.

                  Для их установки требовалась изолированная комната с металлической дверью и сигнализацией и аппарат регистрировался в КГБ. Так что появление буржуйской техники мы встретили со сформировавшимся понятийным аппаратом в области светокопирования.
                  Что касается классического латинского выражения, то употребление их в оригинале не есть засорение русского языка заимствованиями. Просто так выразительнее, как по мне.
                  1. +2
                    16 ноября 2017 11:48
                    Цитата: Curious
                    Для их установки требовалась изолированная комната с металлической дверью и сигнализацией и аппарат регистрировался в КГБ.

                    А также много спирта для промывки пластин.
                    1. +1
                      16 ноября 2017 13:19
                      Кто его тогда считал? Насколько я помню, даже учет спирта в те годы велся в объемных единицах.
                      1. +1
                        16 ноября 2017 15:00
                        Цитата: Curious
                        Кто его тогда считал? Насколько я помню, даже учет спирта в те годы велся в объемных единицах.

                        Вы правы, в литрах и на сколько ЕМНИП в зависимости от сырья и качества стоил от 6 до12 коп/литр.
                  2. +2
                    16 ноября 2017 21:08
                    Классно! Еще один лингвистический "штамп"! "Таки шо Вы еще мне можете сказать за нацизм?" Думаю, мертвому еврею глубоко фиолетова конфессиональная принадлежность стрелявшего в него, будь он немец из "айнзацкоманд", "мельниковец" или "АКовец".
                2. +3
                  16 ноября 2017 14:25
                  Виктор Николаевич, Вы копировальные аппараты так и называете, или все же "ксероксами"?

                  Вы еще спросите, Антон, как я говорю - "откопировать" или "отксерить" laughing drinks каюсь, последнее.. wink говорю же, корочки мало что значат! laughing
                  1. +1
                    16 ноября 2017 20:08
                    Как-то в нотариате услылышал глагол "ксерануть" request . Что до корочек, у меня товарищ - ветеран МВД, когда его гайцы останавливают и он начинает предъявлять документы, те очень обижаются, "че сразу корки не показал?"
                    1. +3
                      16 ноября 2017 20:12
                      "че сразу корки не показал?"

                      это другие корки laughing я раньше тоже с собой диплом возил, вот, мол, милиционер по образованию и все такое. drinks
            2. +2
              15 ноября 2017 22:32
              По одной простой причине. Я еще не встречал человека, который не был бы по большей мере сам виноват в своем лузерстве. Да, есть вина обстоятельств, того же государства - кто спорит? Но человек и сам "такой" во многом. Поэтому почему бы его так и не назвать? Но являясь гражданами ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ, а она у нас великая, хоть и больная, кем бы ни был наш человек, он не должен, на мой взгляд, опускаться еще ниже и презрительно отзываться о людях суверенных и независимых стран. Это не есть показатель нашей высокой культуры. Мне вообще не нравится мода заведенная у нас журналистами давать всем оскорбительные клички - Гейропа, америкосы, и прочее. Они так делают? Пуэрториканцы у них "потные загривки"? Это не дает нам права быть такими же. В нашем языке вполне достаточно вполне литературных выражений, чтобы показать наше к ним отношение. Мы не в паханстве живем.
              1. +2
                16 ноября 2017 04:41
                Я согласен с тем, что подобные речевые новообразования - издевательство над собственным языком и признак невысокого интеллекта. С другой стороны Вам термины "варвар", "янки", "дикси", "гринго", "томми", "осси", так же неприятны?
                1. +2
                  16 ноября 2017 07:57
                  Интересный Вы задали вопрос. Греки называли "варварами" всех не греков, но это не было ругательством. Если варвар входил в греческую культуру, например, пил разбавленное вино, то его так не называли. "Янки" по сути стало самоназванием, "гринго" - исторически сложившийся термин, "томми" тоже самое... Но в этих терминах все-таки нет посыла к обезьянам и намека на них.
                  1. 0
                    16 ноября 2017 20:47
                    То есть, значение имеет степень приближения события к наблюдателю. Бедолагу Александра так затретировали в афинской школе, что он изобрел идею мультикультурного государства. В Техасе можно люлей огрести, назвав белого аборигена "янки". В 20-30гг. малороссийские семиты очень обижались когда их , в официальных документах называли евреями: "Какие мы евреи?!! Мы - евреи!!!!" Так что термины "vatnik" и "укроп" могут вполне стать литературными еще при нашей жизни
                2. +3
                  16 ноября 2017 17:27
                  Я согласен с тем, что подобные речевые новообразования - издевательство над собственным языком и признак невысокого интеллекта.

                  так смешно было смотреть, когда недели две назад мимо меня по коридору идут две мартышки лет 25-28 "с претензией на ум, красоту и стиль", одна показывает другой что-то на телефоне и поясняет: "..ну, вот это вот - это еще так, лайтовенько".. Чуть не выпал. belay Широк и могуч русский язык! drinks
                  1. +1
                    16 ноября 2017 20:52
                    Ну да, "пиплы прокоцывайте тикеты"...
                    1. +1
                      16 ноября 2017 21:01
                      это смотреть забавно, но осознавать не очень. what Беднеем, если сложные обороты заменяем более простыми, но иностранными выражениями. Хотя.. Не знаю, что лучше. Наш современный язык создали большевики. Если почитать донесения времен Петра Великого - там вообще "высший слог". Вы знаете, как в 1890-м году писались даты? "Тысяча восемьсот девятидесятого"! Не шучу, сам видел. hi
                      Кстати, если интересно, гляньте сегодняшнюю ветку в разделе "вооружение" на статье "Оружие 21-го века". Там битва титанов. fellow Калибр с усами и бомбой против Куриоса с ломом и лесом. good
                      а потом возвращайтесь сюда! drinks
                      1. +2
                        16 ноября 2017 21:23
                        О, это сиквел статьи в которой Шпаковский предложил производить дронов на поле боя, а я - пескоструить? Сейчас прольется чья-то кровь!!!
                      2. +1
                        16 ноября 2017 22:36
                        Сто лет прошло, а все большевики виноваты. Между тем большевики сделали доступными для всех поголовно жителей СССР лучшие образцы русской словестности начиная со "Слова о полку Игореве" , Тредиаковского, Прокоповича, Сумарокова и далее по списку. Читай и совершенствуйся. А уж такого литературного хлама, который сейчас издается, написанного конско турецким языком с грамматическими ошибками вообще представить трудно.
          2. +2
            16 ноября 2017 01:42
            Цитата: kalibr
            С чего это Вы так через губу о чужих народах?

            укропитеки - это производное от "укропы" (украинские оппозиционеры) + питеки = бандер-логи = бандеровцы. То есть речь вовсе не о народе hi , а о его отдельных представителях строго определенной политической ориентации am !
          3. 0
            16 ноября 2017 08:53
            Цитата: kalibr
            И почему "укропитеки"?

            Речь не о них, а о том как археология влияет на умы масс. Она может воодушевить, а может и наоборот. Сомневаюсь, что вы не поняли о чём речь. Как говорил тов.Сталин: " Ви враг, или дypaк?"
            1. +1
              16 ноября 2017 10:31
              Для начала прочитайте 20-томную "Археологию России" и для общего ознакомления хотя бы несколько журналов "Археология РФ". Ну почему, почему пекари, так любят судить о глобальном, не зная азов?
              1. 0
                16 ноября 2017 11:20
                Цитата: kalibr
                Для начала прочитайте 20-томную "Археологию России"...

                Я просто балдею от такого типа заявлений. Вы то сами много институтов закончили? laughing
                Цитата: kalibr
                Ну почему, почему пекари, так любят судить о глобальном, не зная азов?

                Я вам про Фому, вы мне про Ерёму... Косите и дальше под слабоумного не отдающего отчёт последствиям своих действий.
                Когда ум заходит за разум (когда разу покидает умного) всегда получается или Титанит или атомная бомба, а вот когда разум впереди ума - получается ковчег и АЭС.
                Про укропетеков - это как пример воздействия ваших собратьев на народные массы Украины. Как власть использует вас в своих целях. Какой же вы власти служите?
            2. 0
              17 ноября 2017 08:12
              Не то и не другое. Я специалист в своем деле? А Вы в чем специалист?
              1. 0
                17 ноября 2017 08:46
                Цитата: kalibr
                Я специалист в своем деле?

                Вы спрашиваете или утверждаете? Если последнее, то и вы во всех остальных - пекарь
                Цитата: kalibr
                А Вы в чем специалист?

                Я в этом: "Упал - здесь, отжался - там"
                1. 0
                  17 ноября 2017 12:39
                  Мнение того, кто упал и отжался значения для меня не имеет. А знак надо было поставить ! Я иногда сослепу их путаю. Вот здесь есть мнение одного доктора исторических наук, оно мне как-то больше подходит.
                  1. 0
                    17 ноября 2017 14:57
                    Цитата: kalibr
                    Вот здесь есть мнение одного доктора исторических наук, оно мне как-то больше подходит.

                    По определению В.Г.Белинского: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету...»

                    "Основное качество толпы — нежелание и неумение самостоятельно думать и приходить ко мнениям, соответствующим реальному положению дел и направленности течения событий. Так называемая “элита” — тоже толпа, но более информированная в некоторых вопросах, нежели простонародье. В толпо-“элитарном” обществе отчасти не-толпа — знахари, умеющие думать самостоятельно и внедрять не мытьём так катаньем своё мнение в психику окружающих под видом их собственного мнения, либо под видам мнения безукоризненных авторитетов, которых они сами же взрастили для того, чтобы их авторитетное мнение было воспринято толпой. В данном случае термин “толпа-народ” не имеет такого специфического смысла, а именует исторически сложившуюся общность людей, на фоне которой и во взаимодействии с которой действуют так называемые “исторические личности”.
                    Общность предания является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты предания, вождя-основоположника, вождей-наследников и верных толкователей. Предание может быть сколько угодно преднамеренно и непреднамеренно изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле. Разрушение авторитета предания или самого предания обращает толпу — всё бездумное и превозносящееся в самомнении о своей интеллектуальной мощи — в сброд.
                    “Раcсуждение” по авторитету — интеллектуальное иждивенчество — главное качество толпы. В нём проявляется стремление толпы жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые ей авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы — жить по-человечески — толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей. Благодаря своему бездумью толпа следует за вождём страстно, т.е. безответственно, неусомнительно веря в правоту вождя. Это порождает бездумную вседозволенность толпы. Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведёт толпу за вождём-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Также бездумно толпа участвует в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нём ничем, даже своим частным делом".
        2. 0
          17 ноября 2017 08:18
          Не лезьте Вы туда, куда Вам лезть не надо. Это я преподаю курс "Технологии управления общественным мнением" и могу Вам сказать - все эти "приоритеты! высосаны из пальца пугать обывателей вроде Вас. На самом деле технологии совсем другие...
          1. 0
            17 ноября 2017 08:51
            Цитата: kalibr
            На самом деле технологии совсем другие...

            Опять мы не поняли друг друга. Я вам предложил ознакомиться с предельно обобщёнными приоритетами управления, а вы мне про их частные технологии.
            Конкретно - с каким приоритетом управления вы не согласны? Песенка про них же.
            1. 0
              17 ноября 2017 12:37
              Воры, понятно, во все времена одинаковы. А есть еще песенка Лисы Алисы и Кота Базилио из Буратины - тоже гимн и очень хороший.
              1. 0
                17 ноября 2017 14:59
                Предлагаю на этом и закончить.
  7. +20
    15 ноября 2017 09:58
    Отличная статья прекрасного автора
    Богато иллюстрирована
    А киприоты - во всех смыслах молодцы)
  8. +19
    15 ноября 2017 10:25
    Афродита - мечта мужчины)
    И киприотам повезло))
    Как повезло и нам - что читаем такие материалы и любуемся на такие фото hi
    Интересная статья
    1. +13
      15 ноября 2017 12:19
      Афродита - мечта мужчины)

      ага, особенно "замечтавшиеся" заполучали болезни, названные ее вторым именем. laughing но это - к Доброму Доктору drinks
      1. +16
        15 ноября 2017 14:38
        Понял
        Хорошо
        laughing
        drinks
        1. +8
          15 ноября 2017 16:19
          техника безопасности и средства индивидуальной защиты - наше все! drinks это даже и не Доктор скажет laughing
          1. +1
            16 ноября 2017 09:24
            Цитата: Микадо
            техника безопасности и средства индивидуальной защиты - наше все! drinks это даже и не Доктор скажет laughing

            ОЗК или костюм Л-1" противогаз и средства индивидуальной защиты.
            1. +1
              16 ноября 2017 14:27
              и это гарантированно отпугнет любую женщину! good drinks так сказать, проблема будет радикально устранена на корню! soldier
              1. +1
                16 ноября 2017 14:46
                Самый надежный способ, гарантирующий 100% упех - окунуть в йод, потом в мед. Повторить эту процедуру не менее семи раз. И ни в коем случае не трахаться.
                1. +2
                  16 ноября 2017 15:03
                  и в который раз мне Вас "затейником" предложите называть? wink good Там под позавчерашней веткой Добрый Доктор, поди, до сих пор с многоуважаемым Калибром ругается по поводу медицины - так Вы можете с успехом внести новую лепту! fellow drinks
  9. +12
    15 ноября 2017 12:00
    "Город, найденный А.В.Барченко и В.Н.Деминым, древнее всех цивилизаций Азии и Африки, ведь он был погребен когда-то ледником, а ледник на Кольском полуострове только растаял 10-12 тысяч лет до н.э."
    Город - это еще ничего. Там ведь и преисподнюю нашли, и чертей живых. Но скрывают до сих пор.
    Находится все это на глубине 12 км и открыто во время бурения сверхглубокой скважины в 1991 году.
    Вот что писала финская газета «Амменусастия».
    "Ужасающая с огромными конечностями вылетела из скважины, перед тем как мы спустили на глубину более 12 километров включенный рекордер (звукозаписывающее устройство). Завизжав, точно дикий подраненный зверь, стремительно поднялась высоко в небо, исчезнув затем из виду.Как ученый и коммунист, я не верю в чудеса и библию,- но как очевидец всего происшедшего, я вынужден теперь поверить в ад. Не нужно говорить, что мы были потрясены, сделав такое открытие. Но мы знаем, что мы слышали, и мы знаем то, что успели увидеть. Этого вполне достаточно, чтобы абсолютно увериться в том, что бурили через врата ада."
    Сообщил это финским журналистам участник бурения, "геолог, ученый с мировым именем, Дмитрий Аззаков."
    Руководителю проекта, академику Давиду Губерману, позвонили "с самого верху" и попросили обьяснить, как это о таком открытии уже пишет западная пресса, а ЦК не в курсе. Перепуганый Губерман через посольство дозвонился до финской мерзкой газеты. Финны ответили, что у них на эту дату приходится праздник, аналог первоапрельского Дня дурака.
  10. +7
    15 ноября 2017 13:26
    Цитата: Boris55
    На Западе есть много чего интересного. Возьмите ИХ работы и опубликуйте на ВО.

    Я так и делаю, ну а свое видение проблемы нельзя добавлять? Что-то у Вас с головой... не то. По моему как ра и интересно, когда знания полученные из разных источников обобщаются на основе собственных впечатлений и видения. Вы же не знаете английского и Эванса о том же Крите не прочитаете. А сегодня нельзя жить мифом, что все вокруг совковое лучшее всего на свете. "Каждая погода хороша!"
    1. 0
      15 ноября 2017 15:19
      Цитата: kalibr
      Цитата: Boris55
      На Западе есть много чего интересного. Возьмите ИХ работы и опубликуйте на ВО.

      Я так и делаю, ну а свое видение проблемы нельзя добавлять? Что-то у Вас с головой... не то. По моему как ра и интересно, когда знания полученные из разных источников обобщаются на основе собственных впечатлений и видения. Вы же не знаете английского и Эванса о том же Крите не прочитаете. А сегодня нельзя жить мифом, что все вокруг совковое лучшее всего на свете. "Каждая погода хороша!"

      а почему же тогда ссылочку, из каких источников, в конце статьи не опубликовали? Р.S. остров Мальта никак не может считаться "довольно большим", в средиземноморье он на 34-ом месте по территории
  11. +12
    15 ноября 2017 13:35
    "Континентал грик?" То есть - "Вы континентальный грек? На острове это своего рода элита.
    Им дают большие скидки, особенно в такси"////

    Вспомнилось...
    Я как-то в начале 90-х путешествовал один по Кипру. Ловил тремп из Тродоса (горный район), деревни Ка-ка-петрия в Ларнаку.
    Была греческая Пасха и автобусы не ходили. Остановилось такси.
    "Откуда?" "Из Израиля" . Водитель-грек: "ЯА-Врей???" Пришлось признаться. Он молчал
    всю дорогу, переваривая, видимо, эту дикую новость. (Скидку я не получил, наоборот доплату за его работу в праздник smile )
    Но я не спорил. В Ларнаке перекусил, поймал другое такси. Оказалось, с водителем-турком. На того Израиль
    не произвел никакого впечатление. Болтал по-английски всю дорогу. Цена до Патоса оказалась обычной.

    Спасибо за отличную статью! good
    1. 0
      17 ноября 2017 12:34
      Я ездил с таксистом с таксистом ассирийцем - вообще нечто, потом с местным греком, у которого русская жена из Казахстана (!). Обе поездки были очень забавны и поучительны.
  12. +5
    15 ноября 2017 13:41
    Вроде бы не говорилось, что медь, по латыни Cuprum, названа в честь этого острова.
    1. +2
      15 ноября 2017 15:25
      Забыл, забыл - все время помнил и забыл...
    2. +2
      16 ноября 2017 01:48
      Цитата: igordok
      медь, по латыни Cuprum, названа в честь этого острова

      Самое смешное, что справедливо и обратное - слово "Кипр" происходит от ассирийского "кипар" = медь!
  13. +2
    15 ноября 2017 15:26
    Цитата: Сан Саныч
    а почему же тогда ссылочку, из каких источников, в конце статьи не опубликовали?

    Зачем? Кто это будет здесь читать? voyaka uh?
    1. +5
      15 ноября 2017 16:00
      у Вас есть шанс заставить нас учить английский язык, а Вы, Вячеслав Олегович, им не пользуетесь! request laughing а так - дали бы пару ссылочек, мы в переводчик полезли бы, а там, глядишь, раз-раз - и половина языка выучена! hi
      1. +3
        15 ноября 2017 18:43
        Уважаемый Николай! А надо ли? Во многом знании есть многая печаль.
        1. +5
          15 ноября 2017 18:51
          не знаю, Вячеслав Олегович.. hi Но разве повышение образовательного уровня не есть благо? what Хотя некоторым хватает и трех классов, чтобы прожить счастливую жизнь. no Я уже не говорю про страны Африки или беднейшие страны Латинской Америки - живут, радуются малому, плодятся, а в поисках лучшей доли едут в страны обеспеченные и формируют диаспоры там. request
          1. +2
            15 ноября 2017 22:18
            Ну, вот Вы сами мне и ответили. Для кого-то -да,благо, а кому-то и нет. Тут лучше индивидуально подходить к каждому.
  14. +19
    15 ноября 2017 18:16
    История и море в одном флаконе
    Его автор открыл
    И всех нас удивил good
    Отлично
    Спасибо
    1. +8
      15 ноября 2017 18:41
      Я рад, спасибо Вам! Простоя очень люблю море, особенно теплое, но без кишечной палочки, как в Абхазии, и что б горы. И чтобы было на что посмотреть. Помнится пока раньше часто ездил в Анапу, где раскопки древнего города Горгиппии, то выходил на Высокий берег и представлял в море пурпурные корабли греческих триер. Море же все тоже...
      1. +18
        15 ноября 2017 19:22
        Да, море приносит забвение
        Люблю больше чем горы
  15. +8
    15 ноября 2017 19:16
    Только что оттуда. Спасибо автору за обстоятельную статью, где явно не хватает подписи "продолжение следует". Сейчас там бархатный сезон, примерно как в Крыму в середине сентября. Народ спокойный, доброжелательный, очень много русских греков, приехавших в начале 90-х.
    1. +3
      15 ноября 2017 22:16
      Я Вас обрадую. Будет еще 4 материала - про церкви и монастыри Кипра и загадку мыса Макрониссос. Все уже готово, по очереди все выйдет.
      1. +3
        15 ноября 2017 23:06
        Это прекрасно, но теперь хотелось бы получить историческую информацию от греко-персидских войн и до 1974 года, как минимум.
        1. +2
          16 ноября 2017 07:52
          Это тоже справедливо. Но этим надо заниматься, а я не занимался. То есть нужно будет заняться и написать. Потребует времени...
          1. +2
            16 ноября 2017 08:34
            Понятно. Но всё же, раз уж начало чисто историческое, то следует эту линию продолжить, а то церкви и монастыри после битвы в Фермопильском ущелье - это смешение жанров получается. Жду продолжения.
            1. +3
              16 ноября 2017 10:34
              Это я тоже понимаю. Но всегда легче писать о том, что ты сам видел. Тема истории Греции будет продолжена. Вчера уже по Вашему совету обложился монографиями, залез в Интернет... читаю, вкладываю закладки. Что-то получится, но когда не знаю.
              1. +1
                16 ноября 2017 21:56
                Хорошо, жду продолжения. В одном не повезло киприотам - поскольку после первой мировой там осели англичане, то он не попал в программу переселения турок из Греции и греков из Турции, которую реализовал Ататюрк в начале 20-х годов. Поэтому там остались и те и другие, что привело в конечном итоге к взаимной резне после ухода англичан и разделу Кипра в 1974 году. А в период владычества Венеции (времена Шекспиира) в нынешней турецкой части был замок венецианского военачальника Отелло, жена которого погибла при странных обстоятельствах. Вильям на этой основе известную пьесу написал.
                1. +1
                  17 ноября 2017 08:10
                  У меня здесь на ВО была статья об этом замке и фото оттуда, с Северной стороны из Фамагусты. Только я название ее забыл. И есть фото ржавого венецианского шлема из музея в Айя-Напе.
      2. +2
        16 ноября 2017 01:52
        Если хотите неплохой источник о раннем бронзовом веке Кипра - в Oxford Journal of Archaeology была очень неплохая статья:
        http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1468
        -0092.2006.00261.x/abstract
        EARLY BRONZE AGE METAL TRADE IN THE EASTERN MEDITERRANEAN. NEW COMPOSITIONAL AND LEAD ISOTOPE EVIDENCE FROM CYPRUS
        Authors
        JENNIFER M. WEBB, DAVID FRANKEL, ZOFIA ANNA STOS, NOEL GALE
        1. +1
          16 ноября 2017 07:51
          I am deeply grateful to you for this friendly help with interesting material for a more in-depth study of this item.
  16. +2
    16 ноября 2017 01:32
    Неожиданно левую руку
    Сын протянул из засады,
    а правой, схвативши огромный
    Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
    Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
    Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
    По морю долгое время носился, и белая пена
    Взбилась вокруг от нетленного члена.
    И девушка в пене в той зародилась.
    «Теогония» Гесиод

    Перевод преднамеренно мутноватый. Непонятно, где именно Крон сидел в засаде и из чего именно зародилась Афродита. Зародилась-то в пене, но не из пены, а из... вот-вот, из того самого, вокруг чего пена взбилась... laughing
  17. +2
    16 ноября 2017 10:35
    Цитата: Weyland
    Перевод преднамеренно мутноватый.

    Это не ко мне. Не я переводил. А так... Вы все верно заметили.
  18. +2
    16 ноября 2017 22:38
    Curious,
    Между тем большевики сделали доступными для всех поголовно жителей СССР лучшие образцы русской словестности начиная со "Слова о полку Игореве" , Тредиаковского, Прокоповича, Сумарокова и далее по списку.

    Господь с Вами! я про это и думать не смел, что они в чем-то виноваты в культуре! как раз общее образование именно они и дали!
    1. +1
      16 ноября 2017 23:01
      Значит я не понял.
      1. +2
        16 ноября 2017 23:12
        к чести коммунистов, именно им мы должны быть благодарны культурой, образованием и сортирами. У каждой страны свое развитие. У нас такие вещи пришли на эпоху СССР.
  19. +1
    17 ноября 2017 08:15
    Цитата: 3x3zsave
    3x3zsave Вчера, 20:47 ↑
    То есть, значение имеет степень приближения события к наблюдателю

    Очевидно так...
  20. +2
    17 ноября 2017 11:30
    интересненько..но уж мало больно..бурные времена там были в греко персидских война ну и потом в эпоху диадохов