«Ермак» – первый в мире арктический ледокол

«Ермак» – первый в мире арктический ледокол


Спуску на воду крупнейшего в мире ледокола «Ермак», названного в честь легендарного атамана Ермака Тимофеевича, предшествовала огромная работа, проделанная, прежде всего, вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Записку в Морское министерство с программой освоения Северного Ледовитого океана с помощью ледоколов он подал еще в январе 1897 года и получил отказ. Надеясь на поддержку известных географов и гидрографов, он выступил с докладом в Географическом обществе, тоже безрезультатно.


Не желая сдаваться, Макаров сделал доклад в Академии наук, и тут его ждал успех — шумное одобрение ученого собрания и даже издание доклада отдельной брошюрой.

Поддержал его и академик Петр Семенов-Тянь-Шанский, а Дмитрий Менделеев писал Макарову: «По моему мнению, Ваша мысль блистательна и рано или поздно неизбежно исполнится и разовьется в дело большого значения — не только научно-географического, но и в живую практику».

Поддержка помогла, и в ноябре 1897 года министр финансов Сергей Витте доложил Николаю II об ассигновании 3 миллионов рублей на строительство первого ледокола. Проект корабля был разработан английскими инженерами при участии Макарова. Как шутили свидетели, Макаров «обмел бородой» все важнейшие узлы корабля — настолько внимательно он вникал в чертежи и в детали постройки ледокола. 17 (29) октября 1898 года состоялся спуска корабля на воду.

В феврале 1899 года ледокол «Ермак» отправился в свой первый рейс со стапелей английского Ньюкасла в Кронштадт. 3 марта на «Ермаке» был поднят российский флаг, и 4 марта, преодолев ледяные торосы в Финском заливе, ледокол прибыл в порт Кронштадт. Все население города вышло к причалу встречать корабль.

Местная газета «Котлин» писала об этом событии: «В каждом из присутствующих невольно поднималось чувство гордости за нас, русских».

Уже в первый год работы «Ермак» принял участие в операции по спасению рыбаков, унесенных на льдине в открытое море и наскочившего на камни у острова Гогланд броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». Во время русско-японской войны, он открыл путь эскадре контр-адмирала Николая Небогатова на Дальний Восток, выведя ее из Любавского порта.

В Первую мировую войну ледокол осуществлял ледовую проводку кораблей в Финском заливе. В 1918 году «Ермак» спас боевое ядро Балтийского флота, выведя зимой в тяжелых ледовых условиях корабли из Ревеля в Гельсингфорс, а весной - в Кронштадт.

Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года принимал участие в эвакуации советской военно-морской базы полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки. После войны ледокол вернулся к мирной жизни и находился в эксплуатации до 1963 года.

Важно, что сильный и мощный «Ермак» служил делу созидания, защиты и мирного строительства в нашем Отечестве.
Автор: Кирилл Брагин
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/ermak-pervyiy-mire-31253.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. рюрикович (Андрей) 18 ноября 2017 15:49
    Есть какая то притягательная красота в этих завалах бортов и широких высоких трубах.... good winked
    А статья какая-то пресненькая no ,похожая на сухое изложение из анциклопедии yes Такую любой в Википедии прочитает request
    1. амурец (николай) 18 ноября 2017 16:06
      Цитата: рюрикович
      А статья какая-то пресненькая

      Вот очень интересная книга о ледоколе "Ермак", если интересует, она скачивается.
      http://militera.lib.ru/explo/sb_ledokol-ermak/ind
      ex.html
      1. рюрикович (Андрей) 18 ноября 2017 16:10
        Я прекрасно ознакомлен с жизнью "Ермака" yes
        Люблю читать красочные и развёрнутые материалы, а тут автор поленился интересно написать request
        Лично моё мнение hi
        1. амурец (николай) 18 ноября 2017 16:39
          Цитата: рюрикович
          Люблю читать красочные и развёрнутые материалы, а тут автор поленился интересно написать

          Я тоже, сегодняшняя статья- пустышка.
  2. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 18 ноября 2017 17:55
    Английская разработка.Видимо в котлах горело жидкое топливо.Угля не накидаешься на такую махину.А англичане свой Флот ещё 5о лет до того перевели на жидкое.Чудесный был ледокол и Благодарность тем кто его пробил, сотворил,да Николаю 2му за три ляма.За 2 года сделали!Просто молодцы!
    1. Бензорез (Виталий) 18 ноября 2017 18:11
      Да хоть вьетнамская. Пароход-ходил? Ходил. Дело своё делал? Делал. Что ещё для счастья надо?!
      1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 18 ноября 2017 18:45
        К чему ваш вы..ш?О каком счастьи речь?Конкретнее можно?.
    2. Kibb 18 ноября 2017 18:24
      Цитата: п-к Опарышев
      Английская разработка.Видимо в котлах горело жидкое топливо.Угля не накидаешься на такую махину.А англичане свой Флот ещё 5о лет до того перевели на жидкое!
      Вот же выше выложили ссылку на книгу про "Ермак". Зачем писать ерунду?
      ПЫСЫ На жидкое топливо британский флот перевели много позднее
      1. п-к Опарышев (Алексей Голубов) 18 ноября 2017 18:48
        Отличие в том,что я излагаю своё мнение,к которому вы должны проявить уважение.
        А вот теперь изложите своё мнение о ледоколе,я почитаю.
        1. Kibb 18 ноября 2017 19:27
          Ледокол строился по русскому проекту, на британских верфях - естественно, что технологии британские, но совсем не британская разработка. Котлы угольные. Менделев правда предлагал перевести на нефть, но остались угольные - имхо правильно, учитывая полное наличие отсутствия нефти на севере и мучения с первыми нефтяными котлами на например "Ростиславе".
          В остальном , конечно хорошо, что первый , русский, арктический, но плохо, что у как доходило до дела то вывести флот зимой из Кронштадта или Владивостока, то ледоколов нет, дорого нецелесообразно и т.д и т.п. С другой стороны ледокол и не флотский - деньги выделил Витте по линии мнфина
      2. амурец (николай) 19 ноября 2017 05:21
        Цитата: Kibb
        Вот же выше выложили ссылку на книгу про "Ермак". Зачем писать ерунду?

        Ссылку на Ермак выкладывал я. Борьба за переход на жидкое топливо не закончилась и в годы ПМВ. Немецкие линкоры и ЛКр отапливались углём, английские корабли имели смешанное отопление котлов. Ледоколы все ходили на угольном отоплении. Меньше было проблем с топливом, так как использовался высокачественный уголь Шпицбергена.
        "Крупные залежи высококалорийного каменного угля на архипелаге Шпицберген оцениваются в 10 млрд. тонн. Основной каменноугольный район находится в центральной части острова Западный Шпицберген. Здесь расположены все ныне действующие норвежские и российские шахты.
        О том, что на полярном архипелаге есть уголь, кое-где даже выходящий на поверхность, впервые узнали ещё в самом начале XVIІ века. Английский китобой Джон Пуль в 1610 году высадился на южное побережье Кингсбея (Конгс-фьорда). Здесь совершенно случайно он наткнулся на уголь, вынесенный ручьём на берег. Однако к промышленной эксплуатации угольных месторождений Шпицбергена приступили лишь через 300 лет"
        http://www.arcticugol.ru/index.php/o-shpitsbergen
        e/dobychauglya А также уголь Воркуты.
        "Добыча угля в Печорском угольном бассейне была начата в 1934 году, и на сегодняшний день она является основой для развития коксохимической и топливной промышленности и энергетики. Качество угля Печорского угольного бассейна оценивается специалистами как высокое. Он обладает низкой зольностью, высокой калорийностью и низким содержанием серы. - Читайте подробнее на FB.ru:" http://fb.ru/article/333893/kachestvo-uglya-pecho
        rskogo-ugolnogo-basseyna-ego-potrebiteli-zapasyi
  3. nPuBaTuP (Николай) 18 ноября 2017 19:53
    Благодаря дедушке "Ермаку" российский ледокольный флот самый мощный....
    И спасибо Макарову...поклон ему низкий за это
  4. Евродав (Гарик) 18 ноября 2017 20:54
    Ермак это сила, по тем временам! А Макаров- душа флота, как его называли... Если бы не погиб в Порт- Артуре, многое сделал бы для России!
    1. Галеон (Андрей) 24 ноября 2017 12:36
      "Не наносите яростных ударов.
      Замрите со склоненной головой
      При звуках имени его - Макаров".
      Исикава Такубоку
  5. Евродав (Гарик) 18 ноября 2017 20:57
    Цитата: nPuBaTuP
    Благодаря дедушке "Ермаку" российский ледокольный флот самый мощный....
    И спасибо Макарову...поклон ему низкий за это

    И Макарова матросы в Порт - Артуре звали Дедушкой!!! Вишь, как отразилось... Судьбы героев... Человека и Ледокола...
  6. Bersaglieri 18 ноября 2017 21:10
    Но, по настоящему арктическим, стоит ради справедливости отметить, он не стал...Слабовата машинерия была в начале века.
    Настоящие арктические ледоколы,способные оперировать по всему СЛО появились только через 60 лет. Атомные. Краса и гордость флота СССР и России.
  7. Галеон (Андрей) 24 ноября 2017 12:34
    "Ермак" видеть не довелось, а вот рядом с "Красиным" на причале постоял на Севере в начале 80-х. Надо же, стоял рядом с легендой! Жаль, что корабли-герои редко доживают до почетного причала и можем видеть их только в моделях и на фото. Хорошо, что в Калининграде есть у нас океанографический музей и стоят пришвартованные ветераны-научники.
    1. Scaffold (Максим) 17 января 2018 13:03
      Так "Красин"-то в Питере сохранился и по сей день.
Картина дня