Революция 1917 года: от торговли детьми до диктатуры детства

62
Революция 1917 года: от торговли детьми до диктатуры детства


Российская империя, как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя. Конечно, были и небольшие проблемы (связанные с влиянием извне или со смутьянами, которых всегда хватает), например, тотальная безграмотность остального народа. Но в 1908 году, как рассказывают нынче "белые патриоты", царское правительство приняло программу всеобщего обучения для детей России – получить образование могли все независимо от пола, национальности и сословия! Программу задумывалось реализовать через 20 лет, тех самых "спокойных лет", которые просил некогда Столыпин, после чего мы бы "не узнали страну".



И если бы, говорят нам почитатели царской эпохи, кровавые большевики не разрушили процветающую и добрейшую к детям империю, то время всеобщего и обязательного образования пришло бы раньше – в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была достигнута всеобщая грамотность.

Возможно, кто-то и верит в эти сказки о прекрасном царстве, но сегодня, когда в России отмечают столетие Октябрьской революции, ради разнообразия обратимся к фактам.



В 1908 году не была принята никакая программа о всеобщем образовании. Это был лишь законопроект, который комиссия по народному образованию рассматривала еще два года, и после блужданий документа по столам в Думе, в Государственном совете, после бесплодных обсуждений среди чиновников прекрасная мечта стала той самой мифологической папочкой, которая для устойчивости служит подпоркой к шкафу в одном из высоких кабинетов. В 1912 году законопроект был отклонен Госсоветом.

Склонные к идеализации царского прошлого граждане, между тем, с высоких кафедр продолжают утверждать, что возможность получить образование и сделать карьеру для бедного крестьянина или батрака еще в царствование Александра III была очень высока, а то, что народ оставался темным и нищим – его собственный выбор, да еще и следствие греховности. Ну, а в царствование последнего императора возможностей стало еще больше. Особенно с теоретическим всеобщим образованием, о котором шла речь выше. Ораторы, если и упоминают в скобочках, что закон этот принят не был, то всегда забывают уточнить, какого рода это образование должно было быть, а мы упомянем – речь у Столыпина шла не о среднем, а о всеобщем начальном образовании.



Разрабатывая программу, чиновники брали за основу церковно-приходские школы и их предметный перечень.

"В дореволюционной начальной школе преподавались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение, начальные сведения из истории церкви и Российского государства, а также всегда – ремесла и рукоделия". (Рустем Вахитов, "Революция, которая спасла Россию").

Именно эти предметы и требовались для перехода огромной аграрной страны на новый технологический уровень вслед за другими государствами, уже перешагнувшими через промышленную революцию, именно Закон Божий и четыре действия арифметики должны были обеспечить процветающей николаевской России "большой рывок" и полномасштабную индустриализацию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спокойными". А спокойными они бы не были и, наверное, не могли быть – все шло к переделу мира и даже к мировой войне.

Важно отметить еще один момент. Начальное образование не было ступенькой к среднему, как мы все к этому привыкли. Даже закончив начальную школу, к среднему образованию подступиться было невозможно. Среднее образование давала гимназия, а гимназическое обучение было доступно только привилегированному сословию: гимназистами становились дети дворян, чиновников и богачей. Вот тут мы возвращаемся к образу прекрасного и сильного царя Александра III, при котором якобы, по словам восхищенных "бело-патриотов", социальные лифты носились со скоростью света туда и обратно. Именно Александр запретил доступ детям простолюдинов в гимназии – речь идет о циркуляре министра просвещения Делянова от 1887 года, получившего в народе название "указ о кухаркиных детях". Естественно, все дело в деньгах – отсеивались те ученики, чьи родители заведомо не могли бы понести всех тягот платного обучения, покупки формы и так далее.



Среднее образование в царской России было не для всех, еще и платное, о всеобщем начальном только задумывались. Что же с высшим? Вот гимназисты уже могли думать о поступлении в университеты. Среднее техническое образование давали реальные училища, выпускникам позволялось поступать в технические и торговые вузы, но не в университеты. В 1913 году, накануне войны, в России было 276 реальных училищ, где проходили обучение 17 тыс. человек, при этом детей школьного возраста насчитывалось около 45 млн человек. А ведь через год страна встанет перед внешней угрозой и будет испытывать нужду в квалифицированных рабочих больше, чем в философах и литераторах. Новый век делал запрос на инженеров, техников, строителей индустриализации. Система образования в царской России, при всем желании, без смены уклада, которая произошла в 1917 году, не могла бы обеспечить промышленный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, царское правительство не скупилось на финансирование образования: строились школы и создавались вузы, но система никак не менялась и не улучшала жизнь 80% населения страны. Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

Сегодня нам говорят – промышленность развивалась бурными темпами, не менее бурными, чем строительство и развитие школ для детей. Тем не менее, именно в царской России был огромный процент детей, задействованных в промышленности напрямую.

Чем же занимались 80% детей, если не учились?

Детский труд очень выгоден и оттого в капиталистической системе, нацеленной на получение как можно большей прибыли, был чрезвычайно распространен. Платить этой категории граждан можно было существенно меньше. Конечно, ситуация в остальном мире мало отличалась.

Вот данные от американского бюро труда 1904 года, средний заработок чернорабочего в пересчете на рубли в месяц равнялся:

в Соединенных Штатах – 71 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
в Англии – 41 руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
в Германии – 31 руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
во Франции – 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
в России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).
А труд малолетних и женщин ценился еще ниже, согласно таблице исследователя Дементьева, в Московской губернии мужчины получали 14,16 руб., женщины – 10,35 руб., подростки – 7,27 руб., а малолетние дети – 5 руб. и 8 коп.

В России, согласно данным из открытых источников, в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в обработке питательных веществ – 14, в обработке бумаги – 58, минеральных веществ – 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах – 40, на табачных фабриках – 69, спичечных – 141. Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.

Но не надо думать, что царя совсем не беспокоил детский труд и положение ребенка в промышленной системе, на шахтах и вредных производствах их не было, а, например, на стеклянных фабриках детей разрешалось ставить на ночную работу только в течение 6-ти часов – очень гуманное решение.

Как известно, большая часть промышленности в Российской империи принадлежала иностранцам, которым приходилось идти навстречу и корректировать суровые законы в отношении детей в пользу получения прибыли. Историки отмечают, что, да, государство было вынуждено ограничивать права несовершеннолетних.



Были попытки законодательно урегулировать хотя бы условия труда – запретить работу детям, не достигшим 12 лет, ограничить для детей работу 8 часами, но промышленники не спешили воплощать слабые попытки государства стать гуманным – ведь это вопрос дохода. И если инспекции в больших городах хоть немного улучшали жизнь ребенка, то в глубинке эксплуатация продолжалась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впервые в мире гарантировавший 8-часовой рабочий день ДЛЯ ВСЕХ и запрещение использовать детей на работах до 16-ти лет.

Только после революции 1917 года и другие страны были вынуждены озаботиться правами рабочих и подумать о запрете детского труда.



"Котя, котя, продай дитя"

Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян, как "живой товар", который пользовался большой популярностью – наравне с дровами, дичью и сеном.

Торговля детьми, скупка и доставка дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали "извозчиками". Скупщики платили родителям 2-5 руб. и забирали их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, конечно, чадо не успевало умереть с другими детьми во время нелегко путешествия.

В истории остались фольклорные памятники этих "бизнес-проектов" (очень походивших на работорговлю на американском юге начала 19 века, только вместо негров – дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Извозчик "продавал" детей лавочникам или мастерам, новый хозяин мог распоряжаться ребенком по своему усмотрению – взамен обеспечивая кровом и кое-какой едой. Стоит отметить, что детей "продавали" не от хорошей жизни, ведь лишние руки в хозяйстве нужны, а тут подрос помощник – и его отдавать? Дело в том, что дома ребенок, скорее всего, был обречен на голодную смерть. И даже при таких условиях множество детей бежали от хозяев, рассказывали о побоях, насилии, голоде – пешком они возвращались домой оборванными или оставались беспризорниками, затем оказывались "на дне" столичной жизни. Некоторым везло больше – и они могли вернуться в родную деревню в новых галошах и модном шарфе, это считалось успехом. Тем не менее, этот "социальный лифт" государством никак не регулировался.

Октябрь

"Вот у нас монархисты рассказывают, какая Россия была образованная страна. Но у меня только один-единственный вопрос – а большевики совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще создавали систему ликбеза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают – дай-ка мы придумаем себе какую-нибудь проблему! О! Давай будем грамотных обучать грамоте! Ну, как это понимать? Действительно, молодое поколение подданных Российской империи было более-менее грамотно, кто успел пройти через систему церковно-приходских и отчасти земских школ. Но этих земских школ было, как островков в океане", – комментирует преобразования революции историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын в беседе с корреспондентом Накануне.RU.

Принципы будущей системы образования были сформулированы еще в 1903 году в программе РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учреждена Государственная комиссия по просвещению.



В октябре 1918 власти утвердили положение о бесплатном, совместном обучении детей школьного возраста. Через год подписали декрет об образовании, и теперь все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Система образования проходила различные этапы, как и само государство – рассказывает Накануне.RU историк Андрей Фурсов:

"После экспериментов 20-х годов, в которых были попытки отрицания русской классической системы (в начале 20-х годов были запрещены как буржуазные дисциплины: греческий, латынь, логика, история), но в середине 30-х годов все это было восстановлено так же, как и появилось понятие "советский патриотизм". И 7 ноября перестал быть праздником мировой революции, а стал днем Великой Октябрьской социалистической революции. Так вот, советская система развила то, что было заложено в русской классической системе образования. И то, что советское образование, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим – это признано во всем мире. Советская система была лучшей – теперь норвежцы и японцы ее копируют".

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Теперь школа отделялась от церкви, а церковь — от государства, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа, также запрещались физические наказания детей, и все национальности получили право обучения на родном языке. Более того, большевики озадачились созданием общественного дошкольного воспитания. Это была культурная революция. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100%. Страна получила бесплатное среднее образование и вполне доступное высшее. Профессия учителя уважалась. Школа не предоставляла услугу за деньги, а воспитывала детей, уделяя время и морально-этическим сторонам развития молодого человека.

Качественное высшее техническое образование сделало возможным невозможное – преодоление промышленной пропасти между СССР и странами развитого капитализма. Новый подход к образованию можно назвать успешным, стоит только вспомнить число всемирно известных советских ученых и изобретателей.

"Да, был так называемый "философский пароход" – уехал ряд ученых, философов, архитекторов, художников, но это был мизер по сравнению с масштабами нашей страны. По сути, была создана великая культурная цивилизация заново – с нуля практически. Разумеется, опираясь, на колоссальные достижения наших предков: Пушкин, Тургенев, Некрасов и другие классики, писатели и художники, которые отражали верно душу народа, – говорит доктор исторических наук Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.RU. – Но техническая сторона была создана заново. Колоссальное развитие получило именно техническое образование, прежде всего – не то абстрактное гуманитарное образование, которое считалось эталоном. Мы создали такое оружие, которое превосходило оружие, создававшееся всей объединенной Европой. Почему это было возможно? Потому что в этот кратчайший срок были созданы новые технические кадры. Образованию уделялось огромное внимание, вкладывались колоссальные средства. Образование было государственным приоритетом. Очень быстро развивалась фундаментальная наука, Академия наук СССР была мощнейшим учреждением, и никто, как сейчас, не претендовал на то, что чиновники будут "рулить" тем, чем занимается Академия наук".



Помимо технического образования, в советской системе стоит отметить и такие приятные бонусы, как высокая стипендия, развитое дошкольное и внеклассное образование, бесплатные ясли и детские сады, дворцы пионеров и дома творчества на бесплатной основе, музыкальные школы, спортивное образование и лагеря детского отдыха – в СССР шутили, что если и есть какая-то диктатура в стране, то это диктатура детства.

Что касается беспризорников после Гражданской войны и детей, оставшихся без родителей после Великой Отечественной, то система детских домов кардинально отличалась от нынешней, позволяя выходцам этих социальных учреждений находить свое, зачастую высокое, место в обществе, создавать семьи, получать образование, иметь равные возможности, о чем сейчас приходится только мечтать.



Развитие республик

"Октябрь 1917-го – событие эпохальное, и перечислить в двух словах все, чего не случилось бы, если бы не эта революция, трудно. Конечно, никого из нас сегодняшних не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, дедушки с бабушками не встретились бы – сам современный облик во многом сформирован именно революцией и возникшим после революции советским государством. Я говорю здесь и об образовании, естественно, и о совершенно другом социальном общественном укладе, – говорит в беседе с Накануне.RU журналист, соавтор проекта о современном образовании "Последний звонок" Константин Семин. – Всем есть за что благодарить Октябрь. До революции в национальных республиках империи (в Туркестане, Узбекистане, Кыргызстане) уровень грамотности не доходил до 2%. Некоторые народы – в том числе коренные народы России, как мы называем их сегодня – не обладали даже собственной письменностью. Сегодня – это равноправные граждане нашей страны".

Действительно, одним из важнейших отличий СССР от империи было именно развитие национальных республик, равномерное распространение образования.

"СССР – это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. Тут, безусловно, наука, образование, культурная революция. Большой толчок в развитии получили национальные республики. В пику тому, как действовали те же Британская Империя либо США в формате политики колониализма и неоколониализма, Советский Союз вместо того, чтобы выкачивать деньги из своих окраин, наоборот, отправлял значительные средства для того, чтобы наши национальные республики развивались", – напоминает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.



Что дала революция 1917 года России? Именно образование, которое стало доступно для всех после смены уклада, обеспечило стране возможность "большого рывка", индустриализации, Победы в Великой Отечественной войне, возможность впервые отправиться в космос, оно обеспечило нас, сегодня живущих, защитой в виде "атомного зонтика".

"Что такое атомная бомба? Это продукт колоссального напряжения фундаментально-прикладной науки, это создание сотен производственных предприятий, которые бы обеспечили в кооперации создание этого высокотехнологичного оружия, – говорит эксперт Вячеслав Тетекин. – За этим стояло не просто создание атомной бомбы, это было бы упрощение, за этим стояло создание мощнейшей фундаментальной науки, которой фактически, особенно в инженерном плане, до 1917 года у нас не существовало. И промышленности у нас до 1917 года такой не было. Ни авиационной, ни автомобильной".

В современной России, как мы видим, происходит распад советской системы всеобщего образования, появляются элитарные школы, высшие учебные заведения все больше переходят на коммерческую основу, доступность образования падает так же стремительно, как и качество.

"О том, какой мощной была система образования в СССР, свидетельствует очень простой факт – вот уже 25 лет наши неистовые ревнители на деньги МВФ пытаются эту систему сломать. Они, действительно, в значительной степени ее подпортили, введя ЕГЭ, болонскую систему, но до конца они ее не доломали, потому что фундамент слишком прочен. Наше образование – и школьное, и высшее – это одно из величайших достижений советской системы", – резюмирует историк Андрей Фурсов.

62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    11 ноября 2017 20:46
    Леночка!Статья отличная,полная,понятная и не специалистам.
    Добавлю немного.В начале 20го века,Америка развивалась бешенно за счёт грабежа уже готовых ресурсов Центральной Америки.70 миллионов бизонов,30 миллионов коров,лошадей,несчётное количество овец,прошло только через Чикагские бойни за менее чем сто лет.Укосов травы в Америке 4 раза,наши укашивают раз или два.Урожаи круглый год.Всё это давало и даёт поныне,полнокровные деньги,поэтому и зарплаты там несравнимо высокие.Наша же Земля от Карпат и до Камчатки,бедная на урожаи,по сравнению с теми же Карпатами,Францией.Деньги не доходили до работяг,отсюда и условия жизни.Спасибо за статью.
    1. +2
      12 ноября 2017 08:31
      Цитата: п-к Опарышев
      Леночка!Статья отличная,полная,понятная и не специалистам.

      Статья-забавная по нынешним временам, когда существуют не только агитстатьи (как ранее), но и, наконец, научные монографии, например Сапрыкина Д.Л. "Образовательный потенциал Российской империи".
      Авторы, наконец-то, могут писать ПРАВДУ, а не то, что прикажут в идеолог отделе ЦК .
      Автору замечу, что бесплатное начальное всеобщее образование действовало в РИ в РЕАЛЬНОСТИ, работало около 140 ТЫСЯЧ школ (сегодня в РФ-63 тыс).
      А количество школ и учащихся как в 1914 г , было восстановлено только к...1927 году!
      и т.д.
      И -о Высшем Образовании РИ по монографии
      1. +2
        12 ноября 2017 09:03
        Автор:
        Детский труд использовали не только иностранные промышленники на фабриках и заводах. Купцы свозили в Петербург с окраин детей бедняков и крестьян

        Ув. тов. Кирякова забыла упомянуть об использовании детского труда ГОСУДАРСТВОМ-по "договорам с хозорганизациями"и сказать: как это называется?

        Доклад по хозяйственному освоению Нарыма спецпереселенцами.

        МАЙ 1931г.- ИЮНЬ 1932г.
        Спецпереселенцы Нарымского края по трудовому использованию их на 1 июня 1932 распределяется следующим образом:

        Использование …....ВСЕГО……..т.ч. мужчин……….т.ч. женщинт.ч. ПОДРОСТКИ….т.ч. ДЕТИ

        По договорам с
        Хоз. Организациями…182289……..46804……………….51647………….19936……………63884

        Источник: Государственный архив Новосибирской области. Ф.Р-47.Оп.5.Д.137.Л.4-7, 46-50. Подлинник


        Дети-с 7 до 12 лет, подростки-с 12 до 16 (дети тоже). Работы -лесозаготовки.
        Это документы Государственных архивов РФ.

        хотелось бы услышать от уважаемой тов. Киряковой термин, определяющий эту ситуацию hi .
        1. 0
          12 ноября 2017 12:36
          Считаю.что Вы согласитесь,что подростку лучше работать на делянке,поднося инструмент,стропальщиком и рубщиком,чем современным детям увлекаться ранней проституцией и лёгкими наркотиками с пивом.Поддерживаете?
          1. +3
            12 ноября 2017 12:55
            Цитата: п-к Опарышев
            Считаю.что Вы согласитесь,что подростку лучше работать на делянке,поднося инструмент,стропальщиком и рубщиком,чем современным детям увлекаться ранней проституцией и лёгкими наркотиками с пивом.Поддерживаете?

            Если выбор Вы даете только такой, то поддерживаю.
            Но выбор-то гораздо шире!
        2. +6
          12 ноября 2017 13:45
          Цитата: Ольгович
          Ув. тов. Кирякова забыла упомянуть об использовании детского труда ГОСУДАРСТВОМ-по "договорам с хозорганизациями"и сказать: как это называется?

          Ну и что? В советской школе обучение неразрывно было связано с общественно-полезным трудом. Я учился на рубеже 50-60 х г.г., у нас в школе был свой сад, питомник и мы летом там проходили месячную практику, осенью ездили в соседний колхоз молотить лен, сажали лесополосы вдоль шоссейных дорог. С колхозами и "зеленым хозяйством" школа тоже заключала договора, школа за это получала деньги.
          Но самое главное, что это нас приучало к труду, сплачивало классный коллектив. Сейчас об этих годах все мои одноклассники вспоминают с превеликой ностальгией и грустью, потому что нынешние школьники этого всего лишены.
          1. +4
            12 ноября 2017 19:24
            Ага. И у нас в конце 80-х была профориентация, где мы работали не особо напрягаясь по 4 часа в неделю. До 10 рублей в мес нарабатывали.
            Я еще работал экскурсоводом (при этом год учился бесплатно). За день набегало около 3 рублей (при этом если работал целый день, то кормили бесплатно). Опять же хочешь раотай, хочешь не работай.

            А на селе, как я знаю, были занятия по с/х (т.е. свои фермы, делянки и т.п.). Плюс родителям помогали. И опять же больше 4-х часов работать было нельзя.

            И главной целью опять же было именно воспитание, чем эксплуатация труда.

            А потом это иногда приносило очень оригинальные результаты. Для примера надо только почитать за что дали пионерке Героя Соцтруда.
          2. +1
            13 ноября 2017 15:08
            Это при кровавом царизме дети были вынуждены зарабатывать на жизнь.При Советской власти дети смогли работать для строительства коммунизма.
            1. +4
              13 ноября 2017 15:26
              Цитата: А.В.С.
              Это при кровавом царизме дети были вынуждены зарабатывать на жизнь


              Так союзничьки воевать не хотели, а у нас мужиков дети заменяли, было такое -вопрос жизни и смерти. (а так детский труд запрещен был), и то что малец за станком и есть уровень образования.
              1. +1
                13 ноября 2017 15:31
                Цитата: chenia
                , а у нас мужиков дети заменяли, было такое -вопрос жизни и смерти.

                В России в войну дети работали- это плохо .В СССР в войну дети работали -это хорошо.Чувствуете разницу ?!
                1. +4
                  13 ноября 2017 15:36
                  Цитата: А.В.С.
                  В России в войну дети работали- это плохо


                  В РИ дети работали и мирное время, и не за станками.
                  В СССР этот малец станет инженером, а в РИ половым в трактире - почувствуйте разницу.
                  1. 0
                    13 ноября 2017 15:48
                    Таким образом ,в СССР детский труд принципиально не отвергали.главное ,что бы трудились ради коммунизма.
                    Фёдор Васи́льевич То́карев (1871—1968) — конструктор стрелкового оружия.Отец был донским казаком .Весной 1882 года, когда Федору шел одиннадцатый год, семья Токаревых переехала из Мечетинской в родную станицу отца – Егорлыкскую.С конца лета Фёдор учится кузнечному делу и подрабатывает в местной кузнеце.4 января 1916 года по предписанию Главного артиллерийского управление есаул (капитан казачьих войск) Ф.Токарев был отправлен в распоряжение начальника Сестрорецкого оружейного завода и назначен заведовать отделом поверки и сборки заводских изделий. Кровавый царизм не дал возможность казаку Токареву работать половым в трактире,а присвоил чин "майора" и заставил быть инженером на военном заводе.
                    1. +4
                      13 ноября 2017 16:09
                      Цитата: А.В.С.
                      Таким образом ,в СССР детский труд принципиально


                      Принципом в СССР было -дети должны учится, и только при определенных экстремальных обстоятельствах могли работать.

                      У меня батя, работал с 15 лет, но неполный рабочий день, учился в вечерней школе. готовили к армии (тогда с 17 брали, он буквально полгода не успел на войну). Потом (после войны)закончив школу (среднее образование, 11 классов тогда почему то было). поступил в ВУЗ. Голодно было, ушел после первого курса в военное училище. Стал полковником. И это норма.

                      Цитата: А.В.С.
                      Фёдор Васи́льевич То́карев (1871—1968) — конструктор стрелкового оружия.Отец был донским казаком


                      А здесь, в большей степени исключение.
            2. Комментарий был удален.
  2. +2
    11 ноября 2017 20:58
    Елена Кирякова, в отличие от п-к Опарышева дефирамбы петь не буду, спрошу- какую цель ты преследовала этой статьёй?
    1. +5
      11 ноября 2017 21:07
      А разве вы не разносторонняя личность?Интересуетесь не всем?
  3. +9
    11 ноября 2017 21:51
    Всё верно и правильно! Автору +...
    Российская империя, как известно, была самой лучшей страной в мире, где счастливые гимназисты сияли румянцем, отправляясь по утрам учиться, молиться и мечтать отдать жизнь за царя.


    "...Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные
    Грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка...."

    А как, тогда же понимать "краснорожих охотнорядцев", которые первыми лупили "в хвост и гриву" протестующих "скубентов" и "гимназёров" старших классов???
    «Бей студентов и гимназистов!» Упоминание о гимназистах не случайно. Учащаяся молодежь в первую очередь становилась объектами нападения для черносотенцев. На протяжении десятилетий российское студенчество немедленно отзывалось на малейшие перемены в общественной жизни. Студенческие волнения, как правило, предшествовали крупным революционным событиям, а высшие учебные заведения превращались в революционные клубы. В бурном 1905 году революционным брожением оказались охвачены учащиеся не только высших, но и средних учебных заведений. Неудивительно, что в глазах погромной толпы учащиеся выглядели зачинщиками крамолы. В Москве стычки студентов и черносотенцев происходили регулярно, что отчасти объяснялось территориальной близостью Московского университета и Охотного ряда. В настоящей осаде оказались Харьковский и Новороссийский (г. Одесса) университеты. В Нежине нападению подвергся лицей. Местные жандармы телеграфировали, что черносотенцы явились в лицей, «потребовали там большой царский портрет, заставив таковой нести студентов, каковая процессия с пением гимна ходила по городу до 7 вечера». Профессора и студенты нежинского лицея бежали в Киев, но, прибыв на киевский вокзал, узнали, что в городе идёт жестокий погром. В Ярославле, по словам корреспондента «Ярославского вестника», после нападения на Демидовский лицей «появление семинаристов, гимназистов и в особенности студентов стало опасным, почему учащейся молодежи в форменной одежде почти совсем на улицах не встречается».

    Больше информации на http://voprosik.net/kogo-gromili-chernosotency/ © ВОПРОСИК
    1. +3
      11 ноября 2017 22:14
      Ну ,что Вы батенька!Посмотрите на современного Навального.Всё повторяется в Мире.Ничего нового.
  4. +11
    11 ноября 2017 22:28
    Очень хорошая статья +.
  5. +9
    11 ноября 2017 22:55
    Шо, опять?:))))
    Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники:))))
    Безусловно, одним из глобальнейших плюсов советской власти было внедрение всеобщего образования. Но мне интересно - почему, говоря о достижениях СССР необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО измазать грязью царскую Россию? Вот что за альтернативная одаренность такая у наших обозревателей - обязательно надо, извиняюсь, в туалет сходить на какой-то период нашей истории, причем - по большому...
    Как я уже говорил - да, безусловно, достижения СССР в части образования просто... фантастические, они поражают и масштабом, и новизной для того времени - в СССР создали замечательную систему образования, не похожую ни на что западное, но при этом - как минимум одну из лучших в мире ( а по мне - так и лучшую). И да, именно заложенный в 30-е, и даже в чем-то 20-е годы фундамент обеспечил послевоенную сверхдержавность СССР
    Но означает ли это, что при царе-батюшке все было из рук вон плохо?
    В 1914 году примерно 40% учащихся высших учебных заведений - дети рабочих и крестьян.
    В 1900 году в стране 36 820 начальных школ. Спустя 14 лет (то бишь 1914 г) их уже 80 801. Причем - речь идет именно о школах министерства народного просвещения (а такое было при царе), церковно-приходские в этот перечень не входят.
    В 1885 году в армию приходило грамотными 26,6% призывников, в 1900 г - 49%, в 1913 г - 67,8%. http://istmat.info/node/86, хотя вот БСЭ дает в 1913 г даже 73% грамотных.
    То есть следовало понимать - да, безусловно ничего похожего на СССР при царизме не было, и да, идея о всеобщем образовании хоть и была, но проходила по части благих пожеланий, а не законопроекта, тут статья верна. Но не следует полагать, что Российская империя состояла исключтельно из дуболомов, не понимающих пользы образования - оно в империи развивалось весьма внушительными темпами.
    В общем, первая и глобальнейшая ошибка автора - противопоставление истории нашей страны до социалистической революции, и после нее. И то и другое - наша страна. Не все было плохо при царе и далеко не все хорошо не все было хорошо при СССР, но и далеко не все - плохо, у каждого периода свои достижения и надо их беспристрастно изучать, а не противопоставлять друг другу
    1. +6
      11 ноября 2017 23:29
      Что то не особо верить в перспективы обозначенные вами.Царь-Батюшка и не бывал то в России по долгу,всё на кораблях,крейсерах,яхтах изволили править Империей.Когда Царю было дело до какого то низшего образования.
      1. +1
        12 ноября 2017 00:20
        Цитата: п-к Опарышев
        Что то не особо верить в перспективы обозначенные вами

        Вопросы веры я не обсуждаю:)))) Только факты:)))
        Цитата: п-к Опарышев
        .Царь-Батюшка и не бывал то в России по долгу,всё на кораблях,крейсерах,яхтах изволили править Империей

        Сможете как-то обосновать сей удивительный тезис?:))
        Цитата: п-к Опарышев
        Когда Царю было дело до какого то низшего образования.

        Царю не надо было этим лично заниматься, для этого у него подчиненные были, в чьи обязанности это входило.
        1. 0
          12 ноября 2017 12:38
          Читайте предыдущие статьи Военного обозрения,а то вы палитесь ,что шпион вы недавний,только засланный.
          1. 0
            12 ноября 2017 14:36
            Цитата: п-к Опарышев
            Читайте предыдущие статьи Военного обозрения,а то вы палитесь ,что шпион вы недавний,только засланный.

            Ага, я такой:))))) С 2011 г тут сижу, но вот раскрыл свою шпионскую сущность laughing
            1. +1
              12 ноября 2017 15:02
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Ага, я такой:))))) С 2011 г тут сижу, но вот раскрыл свою шпионскую сущность

              Бабах и сразу в шпиёны??Ничего себе залет. laughing
  6. +4
    11 ноября 2017 23:01
    это не статья. а агитка! я не за царя или за кого то другого. просто автор притягивает нужные факты, и опускает другие! лень опровергать всё, но задам несколько вопросов. автор вы почему не сравниваете покупную способность рубля когда сравниваете зарплаты немецких, американских,русских и прочих рабочих? автор почему умолчал о детском труде в Союзе? может быть автор расскажет как в деревнях, колхозах СССР дети работали? Уважаемый автор Вы наверно очень далеки от производства. если верите в то, что декретом об образовании, можно быстро сделать квалифицированных рабочих и инженеров, за несколько лет!
    Если жизнь 80 % населения РИ не улучшалась, то как тогда назвать уровень жизни населения в СССР если он пытался достичь показателей 13 года?
    И хватит расказывать сказки про СОВЕТСКУЮСИСТЕМУОБРАЗОВАНИЯНЕИМЕЮЩЮЮАНАЛОГОВВМИРЕ
    ! не было этого. хотя бы по той простои причине. что не был союз лидером в промышленности и прочих отраслях (постоянно воровали или копировали технологии и товары) за редким исключением.
    СССР – это государство, которое достигло высот практически во всех сферах жизни. например? ну может быть не во всех. ну например: давайте сравним электронику. медицину. легкую и тяжелую промышленность. или продукты. ну может быть достижения в вооружении, и мы с удивлением обнаружим, что несмотря на такое классное образование. загнивающий запад выпускал продукцию и вооружение не уступающие советскому, и при этом не опускал уровень жизни своего населения ниже плинтуса. как в других странах обходились без коммунистов революций и прочих вещей?
    а мое мнение такого. что не было бы коммунистов, то все равно образование распространялось не меньшими темпами. это было требование времени, просто вряд ли бы были академики, полководцы, конструкторы самолетов и прочие без начального образования!
    1. +8
      11 ноября 2017 23:34
      Не было бы коммунистов,Англия бы вытирала ноги о правителей России,как сейчас вытирают о Порошенко.Годать то не надо.Сильные мира сего решили придушить Английское и влили глобальные деньги в СССР,в том порядке и в образование.Ясно ведь было,что без образованного населения.СССР не выполнит поставленную задачу.
      А царская Россия к 17 году, уже выполнила всё,что было нужно Англии.Дальше убрали царскую семью,как лишних и туда же все образования.
    2. +10
      11 ноября 2017 23:42
      ну давайте расскажите мне о труде детей в союзе.я там родился и вырос.и работать я стал с 12 лет-не потому что денег не хватало а потому что была возможность заработать.теперь про достижения.легкая промышленность вам плохие ткани выпускала?нет.вот одежду шили однообразную это да.а качество самой ткани было на уровне.медицина-чем вам не угодила?рак не умели лечить?так и до сих пор не умеют нигде.электроника..опять вам не то..телевизоры вам не нравились?ну так гляньте какие они на западе были в те годы..образование лучшее-опять вам неугодило.а чем непонятно...дальше..вы как обычно упустили самое главное-весь запад против 1 страны нашей..причем этот запад мог спокойно грабить и грабит до сих пор страны 3 мира..за счет чего и поддерживает благосостояние своих граждан.а теперь скажите мне где и когда ссср опускал своих граждан ниже плинтуса?и учите историю-ни одно крупное государство никогда не обходилось без революций.как и без коммунистов..напомню вам что только тех странах где были коммунисты партизаны дрались с немцами.а там где их не было-сидели на попе ровно..а уж ваш пассаж про производство вообще...как за несколько лет подготовить квалифицированных спецов..да никак.их сначала надо грамоте научить потом расширить кругозор разноплановым обучением и только потом готовить спецов..вот для этого и был издан декрет о всеобщем образовании-что вам неясно?а результат он и был потом-через 15-20 лет не раньше.вот если бы царь батюшка озаботился этим хотя бы лет так за 20 до первой мировой может и не надо было революцию делать..но -этого не случилось.
      1. +3
        12 ноября 2017 00:11
        ну давайте по по порядку! и работать я начал в 16. а отец в 12. я просто потому что возможность была. а у отца денег не было. поэтому пришлось ему работать. то есть тоже самое могло быть и при царе.
        одежда была хорошая (смотря что под этим подразамевать). но люди хотели импортную, и переплачивали за качество и красоту! медицина. у нас и сейчас не умеют делать многие вещи которые делали на западе в то время! по поводу телевизоров: ну сравните сони и электрон в 87 году. а чем образование лучшее? хочу напомнить. что это мы воровали у запада технологии а не они у нас! вы говорите про одну нашу страну? а как же республики и соцлагерь. вы их почему не считаете. Польшу, Болгарию, Венгрию и прочие страны? которые вместе с СССР противостояли западу!
        запад грабил страны 3 мира. а кого грабил союз что бы кормить соцлагерь!
        по поводу ниже плинтуса. просто посмотрите уровень жизни работяги в США и сравните с рабочим ссср. это работяга СССР мечтал жить как за границей. а не столяр из Финляндии мечтал жить как в СССР.
        по поводу партизан. а как же маки, армия краиова. да и трудно в Европе партизанить лесов нет. вы тоже учите историю и узнаете. что при власти коммунистов армия оставила полстраны оккупанту. бросила технику и сдалась миллионами в плен!
        вы не можете понять. что декретами массово квалифицированных спецов мирового уровня, от обучения грамоте и до спеца за 10-20 лет не делали (сейчас с учетом автоматизации, где нужно нажать в определенной последовательности три кнопки. наверно можно).
        1. +5
          12 ноября 2017 00:27
          Цитата: АКС
          хочу напомнить. что это мы вороволи у запада техгнологии а не они у нас! .

          Разрешите выставить Вам жирный "неуд".
          Я понимаю, Вы это от неосведомлённости так считаете. Про генетику там, про кибернетику.
          На самом деле в кибернетике , к примеру, мы опережали Запад всегда... Просто поганцы типа Ю.В.Андропова делали всё, чтобы страна не развивалась в полный рост и канула в Лету.
        2. +1
          12 ноября 2017 08:32
          ну давайте по порядку.ваш отец почему начал работать с 12?и вы мне хотите сказать что он в школу не ходил?такого не было.где то тут не стыковка.при союзе школа была обязательна и за этим следили и строго.так что или не договариваете или что то не так.люди хотели импортную-она красивая..и не такая .это вообще свойстенно людям причем всеми и везде.а вот качество.. да такое же было.обладание вещью не такой как у всех-это просто статус.точнее понты.а от они точно государство не интересовали.вот сони 87 не нашел-зато нашел первый тринтрон 68 года-ничем не отличаются.медицина-сейчас это уже не советская медицинатак что не сравнивайте.к вашему сведению у нас уже в начале 80 лазеры медицине массово применяли-сам тому свидетель и пациент.не все умели?умели и делали.откуда вам знать что в это время делали на западе и насколько это было доступно.вы мне хотите напомнить что мы технологии воровали? ну так будьте конкретнее-какие.ядерную бомбу вспомните? так это мимо кассы.технология была известна нам а от то что ускорятся надо-так не мы грозили дубинкой всем и вся..страны союзники-какие из них были промышленно развиты?только гдр и чехи.вот и все.это не много.теперь по поводу как и кто жил.от только не надо мне рассказывать что все мечтали сбежать на запад и там процветать..вы откуда знаете как жил столяр в Финляндии?из красивых картинок с журналов?ну так там только глянец...у нас и сейчас столяр если он мастер хороший спокойно живет..а теперь по поводу истории....которой вы дейстительно и не знаете ..миллионы говорите..полстраны..так столь восхваляемые вами западные просто сливались целиком.вместе с армиями техникой и правительством..вы историю то учите..теперь партизаны-армия крайова с немцами и не воевала..свидетельств тому огромное количество.они только и смогли варшавскую бойню устроить и то потому что испугались власть потерять-опровергните если сможете.французкие маки-2 раза ха ха.сопротивление немцам начали организовывать бойцы испанских интербригад которые были интернированы во Франции.а массово вступать в партизаны стали только после высадки союзников.все эти данные есть в открытом доступе.вы уж если начинаете о чем то рассуждать то хоть потрудитесь почитать об этом..а то смешно выглядите..
          1. +1
            12 ноября 2017 19:13
            Вам подучится нужно, жизнь узнать, а потом спорить! в 12 лет можно работать на каникулах в колхозе. или после школы, например коня с телегой водить по полю собирать свеклу! и при этом коня нужно запрячь.(а конь злой). ну правильно, ведь это же он сам пошел,ведь его никто не заставлял!!!
            а по остальному, учите матчасть, по тем же самым телевизорам, одежде. медицине, машинам. про технологии которые воровали или покупали тоже поинтересуйтесь: ну например двигателестроение, военная техника, и прочая прочая прочая
            я знаю как жили в Финляндии, видел собственными глазами и мог сравнить, это вы по агиткам КПСС узнавали как на западе плохо. посмотрите сколько народа убегало из Союза!!! а как занавес упал то из страны советов вообще нескончаемым потоком начали уезжать!
            по поводу всего остального Вами написанного: поинтересуйтесь темой, а то я ведь могу сказать что немцев в городах СССР встречали хлебом солью и еще фотодокументы в интернете есть! и массовое партизанское движение началось только после того как люди узнали что такое новый порядок.
            1. +2
              12 ноября 2017 21:18
              да вы что?? это мне то подучится надо?20 летний мальчонка мне рассказывает как жили в ссср...из союза столяры не бежали..Финляндию он увидел в туристической поездке...коня запрячь-он злой...писали то вы о том что папе работать пришлось-а тут оказывается на каникулах..по советскому законодательству не более 4 часов день..конечно это как при царе-там 10 часов каждый день а тут 4 с выходными..вы трепло банальное не владеющие никакой темой...с хлебом солью...где?в Прибалтике?такие как вы и встречали...вы да ольгович...нескончаемым потоком стали уезжать...хоть бы посмотрели сколько уехало и сколько при царе уезжало..не стоит выдаать себя за взрослого-стиль построения фраз и общая убогость выдает в вас человечка еще крайне юного ..смешные вы господа либерасты....идите украину комментировать-а с серьезными вещами не связывайтесь..не для вас это.
              1. +1
                12 ноября 2017 22:21
                Ну в принципе другого я от Вас и не ожидал! я знал, что Вы скажите что это не работа а хобби. и его никто не заставлял. он сам захотел (это я про отца) вы то наверно в домашних городских условиях выросли на всем готовеньком. и на каникулах зад оттягивали на маминых харчах. и так всю жизнь на всем готовеньком до пенсии! хоть рубль заработали горбом а не сидя на окладе? правды жизни не знаете:запомните, друг мой: ребенок на каникулах и после школы работает не от хорошей жизни!!! Что при царе, что при социализме, что сейчас!
                Я Вас понимаю. что правда долгая и скучная, и трудноусваиваемая! фашистов встречали с радостью, не только в прибалтике, но и на украине и в некоторых городах РФ. каллоборционистов в СССР было немерено, власов (из русских самый известный)! поинтересуйтесь когда развернулось широкомасштабная партизанская война в каком году и мнения почему это случилось!
                И ещё повторю: учите матчасть, поинтересуйтесь происхождением в СССР двигателей, авиационных, танковых. поинтересуйтесь происхождением магтитофонов,телевизоров, стиральных машин, поинтересуйтесь родословной вооружения, поинтересуйтесь кто нам строил автозаводы и чьи машины там выпускались! в подавляющем большинстве случаев имеют западное происхождение! интернет в помощь и библиотеку!!!
                по поводу того сколько уезжало, бежало. просило политического убежища учите матчасть. сейчас это в свободном доступе. мне плевать на царя, но при нем, что бы уехать жить заграницу не надо было угонять самолеты или поезда, тот же самый Ленин, захотел поехать в Лондон. или в Париж, и никто ему не препятствовал и никто предателем не называл. Вам не кажется странным: Вы сравниваете людоеда царя который гнобил людей. но не препятствовал общению своих подданных с иностранцами и прекрасный социалистический рай за железным занавесом!
                по поводу жизни за границей и СССР. только сейчас наша страна приближается по уровню жизни к 90 годам на западе и меня это радует! про тур поездку посмешили!!
                ПС. хочу заметить, что я не претендую на лавры Чехова и Толстого. поэтому и слог такой, но должен заметить, что Вы тоже не пишите как Горький! мысли у Вас прыгают, честно говоря я был несколько удивлен, узнав что Вы уже в возрасте(!!
                не буду говорить Вам про убогость и огранниченость, это все субъективно! просто хочу заметить. что сейчас очень много информации в сети так что пользуйтесь не стесняйтесь! А потом учавствуйте в спорах!ссылки давать специально не стал, надо будет найдете сами, а не надо.живите в своем мире! всего хорошего. развивайте кругозор!
                Всегда было интересно почему когда нет аргументов. начинают обращать внимание на правильность, стиль написания, и оскорблять? это наверно отличительная черта майданутых жителей украины и коммунистов. не удивлен отец то один - Ленин!
                1. +1
                  13 ноября 2017 01:31
                  в принципе я от вас то же ничего другого и не ожидал.лепет о том что все украли-о том что такое лицензия вы и понятия не имеете.а уж тем более не понимаете почему так произошло.вы совершенно не умеете анализировать прочитанное.ссылки давать-да я забыл об этом больше чем вы знали..и стиль написания-это тот маркер который показывает о том что человечек не тот за кого себя выдает..у вас просто нет того жизненного опыта который позволяет делать такие выводы.вы думаете раз вас никто не видит то вы в домике..наивный чукотский юноша..если вы где то увидели оскорбления-вперед к модераторам они разберутся.вы тут как то заявили что разбираетесь в произодстве-а выяснилось что ни в чем не разбираетесь.если такие заявление о воровстве технологий громко выкрикиваете..ну не всех ледокол стороной обошел..и хорошо что вы хоть власова вспомнили-вглядитесь ведь это -вы..и да а вы не на маменьких харчах выросли?вас чужие тетки вскормили?не вздумайте так маме сказать-обидите сильно..
  7. +2
    11 ноября 2017 23:33
    Вот что писал забайкальский, а потом амурский казак Роман Богданов, об образовании казаков середины XIX века. Сразу скажу, он был вроде секретаря и летописца при графе Н.Н.Муравьёве-Амурском, во время первых походов Муравьева на Амур.
    1. +3
      11 ноября 2017 23:37
      Взято из сборника: Коллектив авторов "Амурские казаки" том 2
    2. 0
      12 ноября 2017 12:41
      Обратите внимание,что описание начинается с 1849 года.А вот самые важные предыдущие года.Тогда были последствия ядерного взрыва.Вот,что интересно.
  8. +2
    11 ноября 2017 23:56
    1) Может статья и хорошая, но в нее не вписывается, например, Максим Горький или Михаил Ломоносов. Сыны мещанина и крестьянина, а окончили универы. Быть такого не могло! Но было ж...
    2) И еще график не вписывается в статью.
    Да и тот самый "бурный рост" ассигнований на образование длился совсем небольшой период. Затем, как мы знаем, началась война, и государственные средства пошли на другие заботы.

    а на графике количество школ, похоже, на четверть возросло за самые военные год-два?
    Вот говорят, что история не терпит сослагательного наклонения, но попробуйте мысленно продолжить желтую кривую - она была бы гораздо выше красной. Школ было бы в несколько раз больше, если бы оставался Царь до 1940х годов, чем при Советах?
    1. +8
      12 ноября 2017 01:22
      Максим Горький..позвольте узнать какой университет закончил Горький...?...Вы если читали его книги должны бы знать, что человек занимался самообразованием...
      1. +6
        12 ноября 2017 02:33
        Ну и сколько было на Росию Максимов Горьких, Ломоносовых ...?
        1. -1
          5 июня 2018 18:38
          2!!!!!!на страну с населением в 150миллионов !!!!!.
    2. +5
      12 ноября 2017 04:20
      Цитата: трактористъ
      ) Может статья и хорошая, но в нее не вписывается, например, Максим Горький или Михаил Ломоносов.

      За то хорошо вписывается чеховский Ванька Жуков и его образование.
    3. +2
      12 ноября 2017 08:38
      в том то и дело что могли пробится только самые таланты.это уникальные люди.но только на одних гениях ничего не построишь..для этого нужно огромное количество просто рабочих и инженеров..а их можно получить только массово обучая..и не было бы школ больше..потому что деньги на войну ушли - и тех не хватило.краткосрочное финансирование таких программ ничего не даст.это долгосрочные проекты..
  9. +4
    12 ноября 2017 01:03
    Посмотрим официальные документы.
    1. +7
      12 ноября 2017 01:07
      Кнга эта содержит массу интересных сведений о Российской империи, в том числе и подробнейшие данные об уровне грамотности населения.
      1. +6
        12 ноября 2017 01:16

        Как видно, сами составители ежегодника достижения Империи в деле народного образования оценивали не высоко.
        Для сравнения - по данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %.
  10. +10
    12 ноября 2017 01:27
    Ни авиационной, ни автомобильной
    ..На Руссо-Балте много чего делали..Но авиа моторных заводов не было..Илья Муромец и русские истребители С-13 летали на маломощных импортных двигателях..Это отставание в моторостроении дало о себе знать в годы советской власти, закупали лицензии за рубежом..
    1. +9
      12 ноября 2017 01:37
      "Руссо-Балт" за все годы своего существования произвел не более 600 автомобилей.
      1. +9
        12 ноября 2017 01:43
        Хоть что-то wink ...Я в курсе этой статистики..Но наши оппоненты, напишут что это был громадный успех.. wink
        1. +7
          12 ноября 2017 01:48
          Лучше чем классики оппонентам не ответишь.
          "...молодой человек остановился, чтобы прикурить у дворника, который сидел на каменной скамеечке при воротах.
          — А что, отец, — спросил молодой человек, затянувшись,— невесты у вас в городе есть?
          Старик дворник ничуть не удивился.
          Кому и кобыла невеста,— ответил он, охотно ввязываясь в разговор".
          1. +7
            12 ноября 2017 01:56
            good ...Что ж Вы так с оппонентами... smile ..Оппонент ныне политически грамотный, начитанный.. smile ...Следует курсу указному в 1991 году..Ежели серьезно, всё повторяется, в годы советской власти, как-то не особо старались писать об успехах царского режима,больше писали о недостатках, сейчас видим обратную картину...
            1. +10
              12 ноября 2017 02:08
              Дело в том, что упрекая советскую историографию в засилье идеологии, нынешние оппоненты идут тем же путем. Им всенепременно, как воздух, нужны "успехи" Российской империи. В угоду этой цели критерий успеха определяется наличием чего либо для оценки. Есть 600 автомобилей - значит это и есть критерий успеха. О каком то объективном анализе речь не стоит. Соответственно и дисскуссии превращаются ... сами знаете, во что на сайте под такими статьями превращаются дискуссии. Да и не только на сайте.
              1. +2
                12 ноября 2017 13:48
                А как иначе?
                Путин же объявил, что царская Россия начала XX века является идеалом, к которому должна стремиться нынешняя Россия. Вот все и следуют генеральной линии КПСС... я хотел сказать ЕР.
      2. +1
        29 марта 2018 23:54
        Цитата: Curious
        "Руссо-Балт" за все годы своего существования произвел не более 600 автомобилей.
        Дополню. Легковых автомобилей ручной сборки. Сборки, а не изготовления. Автомобилей очень дорогих, для элиты.
  11. +13
    12 ноября 2017 02:30
    Все верно! Мой дедушка при царе закончил по его словам три класса и коридор ЦПШ и был отдан в батраки в имение польского пана (маеток). там удалось маленько выбиться в люди - помощником машинста на локомобиль и пройти для получения этой специальности технические курсы. Прошел всю Первую мировую - закончил старшим унтер-офицером на должности адьютанта старшего батальона и Георгиевским кавалером. Гражданскую - начштаба кавбригады. Потом все с нуля - рабфак, Технологический институт ... строил заводы, возводил Танкоград ... закончил Бхилаи в Индии. А если бы не Октябрь так и остался бы машинстом локомобиля в лучшем случае. Бабушка только после Революции смогла реализовать свою мечту стать врачом ... Это и был социальный лифт, давший небывалые ранее возможности простым людям.
    1. +5
      12 ноября 2017 08:41
      сейчас либероиды набегут с непрожеванной булкой во рту и начнут кричать -ВЫВСЕВРЕТИ...и флажек то они вам припомнят..
      1. -1
        5 июня 2018 18:50
        Вот видите ваши бабушки и дедушки,папы и мамы получили образования.профессии ,а вы,несомненно считающий себя образованным человеком.ЭЛЕМЕНТАРНО БЕЗГРАМОТНЫ.,если пишите слово "флажок"через "е" ,а не через "о".Перед детьми не стыдно?.И я более.чем уверен.что 90 % разглагольствующих здесь.пишут частицу "не"ОТДЕЛЬНО от слова.И они ещё разглагольствуют о системе образования в СССР!!!! РЕНЕГАТЫ!!!!
  12. +1
    12 ноября 2017 10:52
    Как то нелепо сравнивать образование 19 века и конца 20-го.
    Я не считаю. что монархия была правильной формой правления - это была дань своему времени.
    Не было бы революции- политическая система в любом случае поменялась бы, просто либеральный переворот был организован в самое неподходящий момент, когда все наоборот должны были сплотиться.
    А в 20 веке образование все равно стало бы всеобщим и бесплатным при любой власти.
    1. +2
      13 ноября 2017 12:18
      Цитата: Житель Урала
      Как то нелепо сравнивать образование 19 века и конца 20-го.


      Однозначно. Возможность читать, писать и знание четырех действий арифметики нельзя выдавать за грамотность.

      Цитата: Житель Урала
      Не было бы революции- политическая система в любом случае поменялась


      То же верно, но но новая власть форсировала этот процесс. И знаете когда почувствовали результаты - уже во время войны. когда начали производить новую технику, относительно неплохого качества. Обычно указывают на Ленд-лиз.
      Но вот закончилась война. Началась "холодная" и вдруг мы начали производить высокотехнологические продукты (космос, атомные объекты, авиация, судостроение), выиграли космическую гонку.

      Во время корейской войны, американцы жаловались мол войска ООН (по сути те же американцы) имеют авиацию качественно хуже, и что особенно весело, количественно меньше чем северокорейцы (ну тут тоже понятно откуда дровишки).

      Это я все к чему, такой рывок могла совершить страна с совершенно другим уровнем образования, и пониманием слова "грамотность".
  13. 0
    16 ноября 2017 01:15
    Цитата: "...появляются элитарные школы" Конец цитаты.
    В том-то и дело, что образование может быть либо всеобщим, либо никаким.
  14. +1
    20 февраля 2018 22:12
    Плюс, Плюс и еще раз Плюс статье!
  15. 0
    22 февраля 2018 10:52
    Статью писала комсомолка, которая видимо ни когда не знала, что в СССР дети в колхозах пахали за "палочки" и далеко не 4 часа. Причем на протяжении всех 75 лет СССР. Например; в ходе посевной, в ходе прополки свеклы, в ходе уборочной и т.д. Хотя может ей и знать не хотелось, что там рабы пролетариата делают по своим деревням и как с ними власть поступает. Кроме как охаять наше русское прошлое у многих нет больше никакого желания, что либо писать. Я тут как то читал, что коммунисты обошлись без учителей и преподавателей подготовленных в Российской империи. Выходит что учил матрос Железняк в МГУ и училище имени Баумана.