Military Review

They saved the Fatherland

7
They saved the FatherlandThe spirit of the era in Russia is such that poems are written and printed in millions of copies simply of an infamous kind. That's what was written and printed in the 1920s according to dogma historical School M.N. Pokrovsky, with reference, of course, to a specific domestic political moment.


Strong Minin is worth raskoryakoy
Before the aristocratic,
Golosman warrior,
Contracting a warrior for the role of executioner.
And with all his appearance frantically shouting:
- In a campaign, the prince! At the Kremlin! Before us mining!
Screaming with a five one at the sword, and the other five with a spear,
On the granite tomb of Ilyich !!!

This is Demian Poor (Yefim Pridvorov), whom Lenin once liked to quote, officially declared “great writer”, awarded for victories on the literary front with the Order of the Red Banner of War and having an apartment in the Kremlin. Young people also wanted so much. Poet Komsomol Jack (Yakov) Altauzen was not cutting under the Poor - under Mayakovsky:

I suggest
Minina to melt,
Pozharsky.
Why do they need a pedestal?
Enough for us
Two shopkeepers praise,
They are behind the shelves
October found.
By chance they
We did not turn our necks.
I know it would be a match.
Think about it,
They saved the Race!
Maybe it would be better not to save?

Chopped famously, but did not reach comrade Demyan. I didn’t offer “to blow up with dynamite” “the meanest, which could be a monument!”, But - to melt it, for good.

The point of view of one of the “Kremlin towers,” as they say now, was outlined in prose by theater journalist Vladimir Sadko (Blum) in the material “It’s time to remove historical garbage from the squares”. This is just about the “mean monument”: “In Moscow, opposite Lenin’s Mausoleum, they don’t even think about getting away“ Citizen Minin and Prince Pozharsky ”- representatives of the boyar trade union concluded 318 years ago regarding the strangulation of the peasant war” (“Evening Moscow” , 27 August 1930 year). In contrast to the feuilleton of the little-known Sadko, the poetic feuilletas of Demyan Bedny were printed in the main media of the Soviet state, they were read and guided by millions. D. Poor, wanting to comply, was mistaken here, not feeling a change. Suddenly, a shout came from behind the Kremlin wall.

6 December 1930 The Secretariat of the Central Committee of the CPSU (B.) Urgently discussed the feuilletons of Demyan Bedny: “The Central Committee has been drawing the attention of the editors of Pravda and Izvestia, which has recently been in the feuilletons of Comrade. Demian Poor began to appear fake notes, expressed in indiscriminate defamation of "Russia" and "Russian" ... and declaring "laziness" and "sitting on the stove" almost a national feature of the Russians ... ". I.V. Stalin, dealing with the Trotskyist tower, explained:

“Having done the October Revolution,” the Russian workers “certainly did not cease to be Russian,” and therefore they didn’t draw a line with Russian lazy people, but the past of Russia was “a vessel of abomination and neglect,” which is “slander of the Russian people, dispelling of the USSR, dispelling of the USSR proletariat , debunking the Russian proletariat. "

One can readily believe that in response to D. Poor's slanderous feuilletons, who were, as it were, offended by the fact that Minin and Pozharsky were against the Mausoleum, one day an anecdote appeared in the people. Minin, pointing to his neighbor: "Look, prince, what kind of scum near the walls of the Kremlin has subsided."

Anyway, the monument to the national heroes resisted, only it was moved from under the walls of GUM (it was located exactly against the Mausoleum) to the St. Basil's Cathedral. If the monument did not win the confrontation, it did not lose. Since then, the current leaders of the USSR have taken parades from the podium of the Mausoleum, and Minin and Pozharsky - as if on behalf of historical Russia, and deeper - of holy Russia, from their pedestal, from the walls of the Pokrovsky Cathedral. Many have in their memory the great 7 Parade of November 1941 of the year captured not only in newsreels, but also on the mystical canvas of Konstantin Vasilyev (in the photo): the viewer sees the gray ranks of warriors from above, because of the snowy heads of Minin and Pozharsky, who bless to death in honor of the salvation of Russia by an ancient sword as a cross.

There will be another great parade that Minin and Pozharsky will take - the Victory Parade of 24 June 1945 of the year.

+ + +

The author of the monument is an outstanding Russian sculptor Ivan Petrovich Martos (1754 – 1835), rector of the imperial Academy of Arts, state councilor, born in Malorossiysk small town Ichnya (now Chernihiv Oblast of Ukraine).

He is the author and another famous monument - the mayor of Odessa, the Governor-General of the Novorossiysk Territory Duke de Richelieu (turned out to be one of the last in his work). And before that - royal persons: Grand Duchess Alexandra Pavlovna, Empress Catherine the Great, Emperor Alexander I; more: Potemkin in Kherson, Lomonosov - in Kholmogory.

200 years ago, in 1817, a monument to Minin and Pozharsky cast in foundries in St. Petersburg by master Vasily Petrovich Ekimov (1758 - 1837) by water - through Nizhny Novgorod (!) - was delivered to Moscow. By the way, let us recall: several other works by Vasily Yekimov are world-famous: in Peterhof there is a fountain "Samson tearing the lion's mouth", statues of Kutuzov and Barclay de Tolly at the Kazan Cathedral. Ekimov was the teacher of PK Klodt in the foundry art ... Let us also recall another master directly involved in the creation of the monument. This is a stonecutter, “column affairs master” Samson Ksenofontovich Sukhanov (1768 - 1840), who made a pedestal from red granite to a great monument. In his life, Sukhanov realized a lot of projects of architects, without which the appearance of St. Petersburg cannot be imagined. He created the colonnades of the Kazan and St. Isaac's Cathedrals (which still seems incredible), made the interior of the Kazan Cathedral, designed the arrow of Vasilyevsky Island, made Rostral columns ...

+ + +

The first parade of bronze Minin and Pozharsky "took" in the 1818 year, just six years after the Great Fire and the expulsion of Napoleon. The Moscow newspaper man vividly conveys the atmosphere of the 20 Red Square in February 1818, on the opening day of the monument:

"During this solemn ceremony, the confluence of the inhabitants was incredible: all the shops, the roofs of the Gostiny Dvor, the shops arranged on purpose for the nobility around the Kremlin wall, and the very towers of the Kremlin were strewn with people eager to enjoy this new and unusual spectacle."

The monument to the heroes was covered with a veil. In 11, the emperor rode out of the gates of Nikolskaya Tower accompanied by a retinue. “Instantly there was music. From the Spassky Gate, the ceremonial carriage of Empress Maria Feodorovna immediately appeared. Alexander Pavlovich traveled around the troops lined up for the parade, and met the Empress's carriage. "As Their Majesties approached, the curtain suddenly fell, and the heroes introduced themselves in all their greatness ..." The imperial couple stood apart from the monument, and the parade began. With a ceremonial march, giving honor, they marched - on horseback and on foot - troops. On the faces of many warriors still lived a gleam of fire from the recent World War II and the foreign campaign. Composer Stepan Anikeevich Degtyaryov's oratorio sounded “Minin and Pozharsky” to the poems of Nikolai Dmitrievich Gorchakov, the work seems to be forgotten by us.

+ + +

The impression that the monument made on contemporaries is fervently conveyed in a letter to parents by 18-year-old student Vissarion Belinsky: “When I pass by this monument, when I look at it, my friends, what is happening to me then!

What sacred minutes this sculpture gives me! Hair stand on end on my head, blood quickly rushes through my veins, my whole being is filled with holy trembling, and the cold runs through my body ... Maybe time will crush this bronze, but their sacred names will not disappear in the ocean of eternity ...

They will always ignite love for the Motherland in the hearts of their descendants. Enviable lot! Happy fate!

It was the first monument in Russia not monarchs person, but also personified the attentive look of the Russian in the depths of his soul. The next monument of this kind in 62 will be a monument to Pushkin. The 1818 event of the year was so exceptional that the essay “Historical Description of the Monument Erected to Citizen Minin and Prince Pozharsky” specifically stipulated that the monument to the heroes is a monument to Alexander I: “The glory of great people ripen in posterity. To the great great victories, the age of Alexander I was given to pay tribute to these heroes of the 17th century and, as a sign of public respect for them, erect a worthy monument to them that the glorious reign of the Monarch and the greatness of the feat of Minin and Pozharsky would announce to future times ” .

+ + +

The document was preserved, the date is known, when the idea of ​​creating a monument to Russian heroes was first expressed. 1 February 1803 was written: "INITIATIVE of the Free Society of Lovers of Literature, Sciences and Arts on the construction of a monument to Minin, Pozharsky and Hermogenes." The idea was voiced by the creator of the society, philosopher-writer Vasily Vasilyevich Popugayev (1778 – 1816). The document reads: “In the meeting, a member of the society Popugov V. in his speech, he called on society to take the initiative to "draft a project for the construction of a monument to Pozharsky, Minin and Hermogenes, for Moscow through voluntary donations from citizens". " The monument was thought to open to the 200 anniversary of the liberation of Moscow from the occupiers and the seven-Boyars, in the 1812 year.

I.P. Martos in 1807, published an engraving depicting a variant of the monument. The engraving was sent to cities and villages. The size of the monument was amazing: the height exceeded the equestrian statue of Peter I. The comparison was not accidental, it was decided, “to use the metal composition of the same merit as in the monument to Peter the Great.”

Casting such a complex figure is a complicated technological operation. So complicated that it was decided to cast a sculpture composition in Petersburg, where there were necessary foundry workshops. The metal was boiled (1100 pounds, about 18 tons) 10 hours, the fill lasted one time 9 minutes ... In Europe at that time, nothing like this could be done.

Nizhny Novgorod wanted to establish a monument in their own home - in the city that initiated and assembled the victorious militia. Probably at the same time the sculptural image of Patriarch Hermogenes, the spiritual leader of the war of liberation, was not taken into the composition.

Napoleon prevented cope on time.

“We want to help the Moscow State, so do not spare us our estate, do not regret anything; to sell yards, to pawn wives and children, to beat with a brow to anyone who stood up for the true Orthodox faith and was our boss, ”- the words of Kuzma Minin - the words of the failed person to the edge of the abyss of the Russian people.

In 1812, these words became relevant again - filled with fiery meaning.

Martos, working on a monument during the war, on one of the bas-reliefs (where Minin collects donations) depicted himself leading his two sons. One who had hoped that he would become a sculptor in the future perished in 1813; the second successfully fought in the army of admiral P.V. Chichagov ...

After the expulsion of Napoleon, it was decided to erect a monument not in Nizhny, but in Moscow. Martos was asked, he indicated and the place is the center of Red Square.

To look into the abyss and be terrified, to realize that this is the land, pushed the messages of the clergy, first of all, the letters of the patriarch Hermogenes. The patriarch cursed the invaders. Letters were read in the temples during the evening services.

Returned to the issue of creating a monument to the patriarch, starved by the invaders hunger, through the century. In 1910, the idea of ​​installing the monument was approved by the Holy Synod.

In 1913, Hermogenes were canonized. The monument was planned to be installed opposite to Minin and Pozharsky, near the Kremlin wall, in the place where the Mausoleum appeared in its time. Maybe it is providential that did not have time. B was blown up and melted down in 1930 ...

Interestingly, the idea of ​​a monument to Patriarch Hermogenes was constantly worrying the minds of the Russian people. The monument to Hermogen was unveiled in the Alexander Garden on the Easter days of 2013 (sculptor Salavat Scherbakov).

Since 2005, the feast of the Kazan Icon of the Mother of God on November 4 and the day of the liberation of the Kremlin in 1612 is celebrated as National Unity Day.

In a sense, the holiday laid a dream. After all, the Russian people are divided, scattered over the fragments of historical Russia.
In Kiev on this day, as in the capital, as in other cities of Holy Russia, religious processions are held - celebrating Kazan, celebrating liberation from the Troubles.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/oni_spasli_otechestvo_977.htm
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 12 November 2017 15: 52 New
    +5
    Yakov Altausen died near Barvenkovo, in 1942 during the Kharkov operation, died of wounds. One of the first Soviet poets awarded the Red Banner military order. The military council of the army specially met with an unusual agenda - poems were heard and the work of the army poet was discussed. such verses:
    MOTHERLAND WATCHED FOR ME
    I entered the house, it was getting dark outside the window,
    The shutters creaked, the wind opened the door, -
    The house was abandoned, it was empty in it,
    But everything about those who lived here spoke.
    Different rubbish was lying on the floor,
    The cat purred on a ripped pillow
    And a colorful pile in the corner
    Children’s toys lay peacefully.
    There was a camel, and a painted elephant,
    And two ducklings with long noses,
    And Santa Claus - he was all dusty,
    And a doll with slightly open eyes.
    And even a gun with a cork in the barrel,
    The whistle that the air sounds loudly
    And next, in a white frame, on the table,
    There was a picture of a child ...
    The baby was curly like flax
    From the white frame, here, next to me,
    He looked inquiringly at my face
    With his calm, clear blue gaze ...
    I stood for a long time, tilting my helmet,
    And outside the window the shutters creaked thinly.
    And the motherland looked at me
    Through the eyes of a blond child.
    Holding the machine in his hand sternly
    With a stubborn step I left the house
    Where the bridge was blown up on the river
    And where the shells hooted familiarly.
    I went on the attack, firmly went there,
    Where the shots rang continuously
    So that the Nazis on earth never
    Children were not separated from toys.
    1. Reptiloid
      Reptiloid 13 November 2017 15: 39 New
      0
      With all my heart I welcome your comment, Alexey.
      Anyone can offend a poet, especially a dead one.
      Each of the poets, like all people, had different moments in life, respectively, different verses for different temperaments. There were already censures of DEMYAN Poor. But I think this does not make sense at all. Because the song on his poems literally became popular. HOW THE NATIVE ME HAVE MISSED .....
      1. phair
        phair 14 February 2018 15: 19 New
        +1
        Attributed to Lunacharsky:
        Demyan, you already think of yourself
        Almost Sovetsky Beranger
        You really b. You really b.
        But still, you're not Beranger ....
  2. Basil50
    Basil50 12 November 2017 16: 46 New
    +2
    Poets happens and brings. It happens that over time they kind of like gaining mind.
    That's just not always. The recently departed poet, and about * motherland *, talked about many other things, but lived in a country in which officially OUR MOTHERLAND - RUSSIA was appointed an enemy and plans to destroy the state of RUSSIA and RUSSIAN people did not hide and do not hide.
    1. Reptiloid
      Reptiloid 13 November 2017 15: 53 New
      0
      Quote: Vasily50
      Poets brings. It happens . The recently departed poet, and about * motherland *, talked about many other things, but lived in a country in which officially OUR MOTHERLAND - RUSSIA was appointed an enemy and plans to destroy the state of RUSSIA and RUSSIAN people did not hide and do not hide.
      Maybe I don’t know what. ?? About whether I think about the poet, about another?
      Nevertheless, it is interesting that suddenly poets have moments of foresight of some events. The poet, whom I think is mentioned, has a surprisingly visionary and multifaceted poem.
  3. kalibr
    kalibr 12 November 2017 16: 50 New
    +2
    Oh yes, Demyan! I did not know this about him. The peasant brought from the plow to the wrong steppe!
  4. Victor N
    Victor N 15 November 2017 15: 24 New
    0
    We ARE OBLIGED to pay respect to national heroes upon the fact of our origin. A different attitude is the marker of the “alien”. The role of Minin and Pozharsky in the history of Russia is not subject to revision.

Они спасли Отечество

Они спасли ОтечествоДух эпохи на Руси бывает таков, что пишутся и печатаются миллионными тиражами стихи попросту гнусного рода. Вот что писалось и печаталось в 1920-х в соответствии с догмами исторической школы М.Н. Покровского, с привязкой, разумеется, к конкретному внутриполитическому моменту.

Крепкий Минин стоит раскорякой,
Перед дворянским кривлякой,
Голоштанным воякой,
Подряжая вояку на роль палача.

И всем видом своим оголтело крича:
— В поход, князь! На Кремль! Перед нами добыча!
Кричит с пятернею одной у меча, а другой пятернею тыча,
На гранитный надгробный шатер Ильича!!!

Это Демьян Бедный (Ефим Придворов), которого когда-то любил цитировать Ленин, официально объявленный «великим писателем», награждённый за победы на литературном фронте орденом боевого Красного Знамени и имевший квартиру в Кремле. Молодым тоже так хотелось. Поэт-комсомолец Джек (Яков) Алтаузен рубил не под Бедного – под Маяковского:

Я предлагаю
Минина расплавить,
Пожарского.
Зачем им пьедестал?
Довольно нам
Двух лавочников славить,
Их за прилавками
Октябрь застал.
Случайно им
Мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь,
Они спасли Расею!
А может, лучше было б не спасать?

Рубил лихо, но до товарища Демьяна не дотягивал. Не предлагал «взорвать динамитом» «самый подлый, какой может быть, монумент!», а – переплавить, с пользой для дела.

Точку зрения одной из «башен Кремля», – как теперь говорят, – прозой изложил театральный журналист Владимир Садко (Блюм) в материале «Пора убрать исторический мусор с площадей». Это как раз про «подлый монумент»: «В Москве, напротив Мавзолея Ленина, и не думают убираться восвояси „гражданин Минин и князь Пожарский“ — представители боярского торгового союза, заключенного 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны» («Вечерняя Москва», 27 августа 1930 года). В отличие от фельетона малоизвестного Садко стихотворные фельетоны Демьяна Бедного печатались в главных СМИ советского государства, их читали и ими руководствовались миллионы. Д. Бедный, желая соответствовать, здесь ошибся, не чувствуя перемен. Из-за кремлёвской стены вдруг раздался окрик.

6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) в срочном порядке обсудил фельетоны Демьяна Бедного: «ЦК обращает внимание редакции «Правды» и «Известий», что за последнее время в фельетонах тов. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании «России» и «русского»… и объявлении «лени» и «сидения на печке» чуть не национальной чертой русских…». И.В. Сталин, разделываясь с троцкистской башней, разъяснил:

«Проделав Октябрьскую революцию», русские рабочие, «конечно, не перестали быть русскими» и поэтому не след рисовать русских лентяями, а прошлое России – «сосудом мерзости и запустения», что есть «клевета на русский народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата».

Охотно можно поверить, что в ответ на клеветнические фельетоны Д. Бедного, – который был как бы оскорблён тем, что против Мавзолея находятся Минин и Пожарский, – однажды в народе и возникла ответка-анекдот. Минин, указывая на соседа: «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась».

Как бы то ни было, памятник национальным героям устоял, лишь был перемещён из-под стен ГУМа (находился точно против Мавзолея) к храму Василия Блаженного. Если монумент и не выиграл противостояния, то и не проиграл. С той поры текущие вожди СССР принимали парады с трибуны Мавзолея, а Минин и Пожарский – как бы от лица исторической России, и глубже – святой Руси, со своего постамента, от стен Покровского собора. У многих в памяти великий Парад 7 ноября 1941 года, запечатлённый не только в кинохронике, но и на мистическом полотне кисти Константина Васильева (на фото): зритель видит серые шеренги воинов сверху, из-за заснеженных голов Минина и Пожарского, благословляющих идущих на смерть во славу спасения России древним мечом как крестом.

Будет и ещё великий парад, который примут Минин и Пожарский – парад Победы 24 июня 1945 года.

+++

Автор памятника – выдающийся русский скульптор Иван Петрович Мартос (1754–1835), ректор императорской Академии художеств, действительный статский советник, уроженец Малороссийского местечка Ичня (ныне Черниговская обл. Украины).

Он автор и ещё одного знаменитейшего памятника – градоначальнику Одессы, генерал-губернатору Новороссийского края герцогу де Ришельё (оказался одним из последних в его творчестве). А перед тем – царственным особам: великой княгине Александре Павловне, императрице Екатерине Великой, императору Александру I; ещё: Потемкину в Херсоне, Ломоносову – в Холмогорах.

200 лет назад, в 1817 году, памятник Минину и Пожарскому, отлитый в Санкт-Петербурге литейных дел мастером Василием Петровичем Екимовым (1758 – 1837) водным путём – через Нижний Новгород (!) – был доставлен в Москву. К слову, припомним: всемирно известны и некоторые другие работы Василия Екимова: в Петергофе фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву», статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора. Екимов был учителем П.К. Клодта в литейном искусстве… Вспомним и о другом мастере, непосредственно причастном к созданию памятника. Это каменотёс, «колонных дел мастер» Самсон Ксенофонтович Суханов (1768 – 1840), который и изготовил из красного гранита пьедестал великому памятнику. Суханов за свою жизнь реализовал немало проектов архитекторов, без которых непредставим облик Петербурга. Он создал колоннады Казанского и Исаакиевского соборов (что и поныне кажется невероятным), изготовил внутренние убранства Казанского собора, оформил стрелку Васильевского острова, изготовил Ростральные колонны…

+++

Самый первый парад бронзовые Минин и Пожарский «приняли» в 1818 году, всего через шесть лет после Великого пожара и изгнания Наполеона. Московский газетчик живо передаёт атмосферу Красной площади 20 февраля 1818 года, в день открытия памятника:

«Во время сего торжественного обряда, стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник героям был укрыт покрывалом. В 11 часов из ворот Никольской башни в сопровождении свиты выехал на коне император. «Мгновенно раздалась музыка. Из Спасских ворот тут же появилась парадная карета императрицы Марии Фёдоровны. Александр Павлович объехал войска, выстроенные для парада, и встретил карету императрицы. «При приближении Их Величеств вдруг завеса упала, и герои представились во всём их величии…» Императорская чета остановилась в стороне от монумента, и начался парад. Церемониальным маршем, отдавая честь, двинулись – конные и пешие – войска. На лицах многих воинов ещё жил отблеск огня недавней Отечественной войны и Заграничного похода. Звучала оратория композитора Степана Аникеевича Дегтярёва «Минин и Пожарский» на стихи Николая Дмитриевича Горчакова, произведение, кажется, нами забытое.

+++

Впечатление, которое производил на современников монумент, пылко передаёт в письме родителям 18-летний студент Виссарион Белинский: «Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мною тогда делается!

Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу... Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности...

Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!».

Это был первый памятник в России не монаршей особе, но так же олицетворявший собой внимательный взгляд русских в глубины своей души. Следующим подобного рода памятником через 62 года будет памятник Пушкину. Событие 1818 года было настолько исключительным, что в очерке «Историческое описание монумента, воздвигнутаго гражданину Минину и князю Пожарскому» особо оговаривалось, что памятник героям это памятник и Александру I: «Слава великих людей созревает в потомстве. Громадному великими победами веку Александра I предоставлено воздать должную дань сим героям XVII века и, в знак общественного к ним почтения, воздвигнуть достойный их памятник, который возвещать будет грядущим временам и славное царствование Монарха и величие подвига Минина и Пожарского, для спасения отечества ими предпринятых».

+++

Сохранился документ, известна дата, когда впервые была высказана идея о создании монумента русским героям. 1 февраля 1803 года было написано: «ИНИЦИАТИВА Вольного общества любителей словесности, наук и художеств о сооружении памятника Минину, Пожарскому и Гермогену». Идею озвучил создатель общества писатель-философ Василий Васильевич Попугаев (1778–1816). Документ гласит: «В заседании член общества Попугаев В.В. в речи своей призвал общество выступить с инициативой "начертать проект для сооружения памятника Пожарскому, Минину и Гермогену, для Москвы за счет добровольного пожертвования граждан"». Памятник мыслилось открыть к 200-летию освобождения Москвы от оккупантов и семибоярщины, в 1812 году.

И.П. Мартос в 1807 году опубликовал гравюру с изображением варианта памятника. Гравюра была разослана по городам и весям. Размеры монумента поражали: высота превосходила конную статую Петра I. Сравнение не случайно, было решено, – «композицию металла употребить того же достоинства, как в монументе Петра Великого».

Отливка столь сложной фигуры – сложная технологическая операция. Столь сложная, что решено было отливать скульптурную композицию в Петербурге, где имелись необходимая литейные мастерские. Металл варился (1100 пудов, около 18 тонн) 10 часов, заливка длилась в один приём 9 минут… В Европе той поры ничего подобного делать не могли.

Нижегородцы возжелали установить памятник у себя – в городе, который инициировал и собрал победоносное ополчение. Вероятно тогда же скульптурное изображение патриарха Гермогена, духовного вождя освободительной войны, не было взято в композицию.

Наполеон помешал управиться в срок.

«Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего; дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником», – слова Кузьмы Минина – слова подведённого к краю пропасти русского человека.

В 1812 году эти слова вновь стали актуальны – наполнились огненным смыслом.

Мартос, работая над памятником во время войны, на одном из барельефов (где Минин собирает пожертвования) изобразил себя, ведущего двух своих сыновей. Один, подававший надежды, что в будущем станет скульптором, погиб в 1813 году; второй успешно воевал в армии адмирала П.В. Чичагова…

После изгнания Наполеона было принято решение установить памятник не в Нижнем, а в Москве. Мартоса спросили, он указал и место – центр Красной площади.

Заглянуть в пропасть и ужаснуться, осознать, что это край, подтолкнули послания духовенства, в первую очередь грамоты патриарха Гермогена. Патриарх проклял оккупантов. Грамоты зачитывались в храмах во время вечерних богослужений.

Вернулись к вопросу о создании памятника патриарху, уморённому интервентами голодом, через век. В 1910-м идея установки памятника была одобрена Священным Синодом.

В 1913 году Гермоген был причислен к лику святых. Памятник планировали установить напротив Минина и Пожарского, у Кремлёвской стены, в том месте, где в свой час возник Мавзолей. Может и промыслительно, что не успели. Взорвали б и переплавили в 1930-е…

Интересно, что идея памятника патриарху Гермогену всё время волновала умы русских людей. Памятник Гермогену был открыт в Александровском саду в пасхальные дни 2013 года (скульптор Салават Щербаков).

С 2005 года праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября и день освобождения Кремля в 1612 году отмечается как День народного единства.

В известном смысле, в празднике заложена мечта. Ведь русский народ разделён, рассеян по осколкам исторической России.
В Киеве в этот день, как и в столице, как и в других городах Святой Руси, проводятся крестные ходы – празднуя Казанскую, празднуя освобождение от Смуты.
Автор:
Олег Мономах
Первоисточник:
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/oni_spasli_otechestvo_977.htm
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik Офлайн
    parusnik 12 ноября 2017 15:52
    +5
    Яков Алтаузен погиб под Барвенково, в 1942 г во время Харьковской операции, скончался от ран.Один из первых советских поэтов награжденных боевым орденом Красного Знамени.Военный совет армии специально заседал с необычной повесткой - заслушивались стихи и обсуждалась работа армей­ского поэта.Были у него и такие стихи:
    РОДИНА СМОТРЕЛА НА МЕНЯ
    Я в дом вошел, темнело за окном,
    Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло, --
    Дом был оставлен, пусто было в нем,
    Но все о тех, кто жил здесь, говорило.
    Валялся разный мусор на полу,
    Мурлыкал кот на вспоротой подушке,
    И разноцветной грудою в углу
    Лежали мирно детские игрушки.
    Там был верблюд, и выкрашенный слон,
    И два утенка с длинными носами,
    И дед-мороз - весь запылился он,
    И кукла с чуть раскрытыми глазами.
    И даже пушка с пробкою в стволе,
    Свисток, что воздух оглашает звонко,
    А рядом, в белой рамке, на столе,
    Стояла фотография ребенка...
    Ребенок был с кудряшками, как лен,
    Из белой рамки, здесь, со мною рядом,
    В мое лицо смотрел пытливо он
    Своим спокойным, ясным синим взглядом...
    Стоял я долго, каску наклоня,
    А за окном скрипели ставни тонко.
    И Родина смотрела на меня
    Глазами белокурого ребенка.
    Зажав сурово автомат в руке,
    Упрямым шагом вышел я из дома
    Туда, где мост взрывали на реке
    И где снаряды ухали знакомо.
    Я шел в атаку, твердо шел туда,
    Где непрерывно выстрелы звучали,
    Чтоб на земле фашисты никогда
    С игрушками детей не разлучали.
    1. Reptiloid Офлайн
      Reptiloid 13 ноября 2017 15:39
      0
      Ото всей души приветствую Ваш коммент, Алексей.
      Поэта оскорбить всякий может, особенно мёртвого.
      У каждого из поэтов , как и у всех людей бывали разные моменты в жизни, соответственно разные стихи на разную темк.Уже были здесь порицания ДЕМЬЯНА Бедного. Но я думаю, это не имеет смысла совсем.Потому что песня на его стихи буквально стала народной. КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА.....
      1. phair Офлайн
        phair 14 февраля 2018 15:19
        +1
        Приписывают Луначарскому:
        Демьян,ты мнишь себя уже
        Почти совеетским Беранже
        Ты правда б., ты правда ж.
        Но все же-ты не Беранже....
  2. василий50 Офлайн
    василий50 12 ноября 2017 16:46
    +2
    Поэтов бывает и заносит. Бывает что со временем они вроде как и ума набираются.
    Вот только не всегда. Вон недавно почивший поэт и про *родину* и про многое другое рассуждал, а жил в стране в которой официально НАШУ РОДИНУ - РОССИЮ назначили врагом и планов по уничтожению государства РОССИЯ и РУССКИХ людей не скрывали и не скрывают.
    1. Reptiloid Офлайн
      Reptiloid 13 ноября 2017 15:53
      0
      Цитата: василий50
      Поэтов заносит. Бывает . Вон недавно почивший поэт и про *родину* и про многое другое рассуждал, а жил в стране в которой официально НАШУ РОДИНУ - РОССИЮ назначили врагом и планов по уничтожению государства РОССИЯ и РУССКИХ людей не скрывали и не скрывают.
      Может я чего и не знаю.??Про того ли поэта думаю, про другого ли?
      Но тем не менее интересно то, что вдруг у поэтов бывают моменты предвидения каких-то событий.У того поэта, про которого, как я думаю , упоминается, есть удивительно провидческое и многоплановое стихотворение.
  3. kalibr Офлайн
    kalibr 12 ноября 2017 16:50
    +2
    Ай да, Демьян! Не знал про него такого. Занесло мужика от сохи не в ту степь!
  4. виктор н Офлайн
    виктор н 15 ноября 2017 15:24
    0
    Мы ОБЯЗАНЫ выражать почтение национальным героям по факту своего происхождения. Иное отношение - маркер "чужого". Роль Минина и Пожарского в истории Руси пересмотру не подлежит.