Military Review

Toyotomi Hideyoshi: from peasants to samurai. Part of 2

9
He was born in an ordinary peasant family, but radically changed his fate - he became a samurai. Thanks to his strength of character, cunning and talent, Toyotomi was able to take the post of commander-in-chief first, and by the end of his life all of Japan was under his authority.




New enemies

Not all the vassals of the late Nobunaga agreed with Hideyoshi's elevation. Among the disgruntled one of the most serious opponents was Tokugawa Ieyasu. He tried his best to prevent the unification of the country under Toyotomi’s rule.

In 1584, Hideyoshi and Ieyasu troops fought at Nagakut. And even though samurai of the Tokugawa clan managed to win that confrontation, he nevertheless had to negotiate with the enemy about making peace. After all, this is the only battle that hit Ieyasu financially well. To wage a protracted war against Toyotomi was banal for nothing. Therefore, out of despair, he sent his eldest son to the enemy as a hostage. But Hideyoshi did not appreciate the “gift” and demanded a personal presence in Tokyo from Tokugawa.

After long negotiations and exchanges of “gifts” in 1586, Ieyasu nevertheless arrived in Kyoto and swore Hideyoshi's loyalty. Now no one has violated the legacy of Nobunaga. And Toyotomi began to implement his plan for the unification of Japan.

Three years before these events, under his order, a powerful castle was erected in Osaka at the site of the fortification of Hongan-ji monastery. This fortress became the most powerful not only in Japan, but in China and Korea. And Toyotomi actually moved the capital of the state to Osaka, making it the financial heart of the entire state.

Hideyoshi tried to return the shogunate, who once abolished Nobunaga. However, he could not do it. Because of this, Toyotomi never became the main over all samurai. But he did not lose his head and decided to become a puppeteer - to rule the country under the cover of "his" emperor. And in 1585, Hideyoshi reached the goal. What happened is an amazing phenomenon. According to Japanese traditions and rules, a person born to a lower class could not receive absolute power. Toyotomi became the first to succeed in quite legitimately breaking the age-old foundations.

Country unification

Hideyoshi's serene reign ended, not having, in general, to begin. At first, in the province of Kyi (now the prefecture of Wakayama), Buddhists revolted. Having settled with them, Toyotomi decided it was time to join the island of Shikoku, which belonged to the Tysokabe Mototika.

First, Toyotomi created the appearance of what he wants to add an island to his possessions in a bloodless way. Therefore, he offered Mototika unfavorable conditions, knowing in advance that he would not agree with them. From the ruler Shikoku was required to recognize the vassal dependence on Hideyoshi and transfer to him most of his lands. Instead, he was offered several remote provinces. The resulting rejection unleashed Toyotomi hands. Soon a powerful army was sent to the island, led by the younger brother Hideaci.

In several battles Mototi suffered crushing defeats and was forced to recognize the power of the enemy. After this victory, Toyotomi joined Kaga Province (now Ishikawa Prefecture) to his possessions. But the main battles of Toyotomi were still ahead.
Toyotomi Hideyoshi: from peasants to samurai. Part of 2

Hideyoshi has another worthy opponent - the Shimazu family who controlled Kyushu. Without waiting for the arrival of the samurai Toyotomi, Shimazu decided to act first. Therefore, he attacked the lands that belonged to the vassals of Hideyoshi. He responded instantly: Shimazu was offered to stop fighting and recognize vassal dependence on Toyotomi. Of course, he did not agree, and Hideyoshi received an excellent excuse for a military operation against Kyushu.

In 1587, Toyotomi, leading an army of about two hundred thousand men, invaded the island. Shimazu, who had much more modest forces at his disposal, understood the whole adventurousness of his undertaking and surrendered to the victor’s mercy.

This victory for Toyotomi became decisive. Now, under his own hand, he collected all the lands of Western Japan. The first thing the ruler imposed the strictest ban on the spread of Christianity. Then ordered to withdraw from the population weapon. This was done with one goal - to neutralize the threat of possible insurrections, because ahead of Toyotomi was another important thing. He was going to start a war against the Go-Hojo clan, which held the Kanto region under his rule. And the safe rear of Toyotomi was important.

But to start a campaign, an official excuse was required. And Go-Hojo himself provided it, capturing several locks from Toyotomi's vassals. The war began. After several victories, Hideyoshi’s army approached Odawara Castle, the main fortress of the opponents.

Toyotomi was in no hurry to storm her, hoping that the opponents would surrender themselves. While the siege was on, Hideyoshi ordered all the rulers of the lands of East Japan to come to his headquarters, in order to prove his commitment. Those were quick to fulfill the requirements.

Odawara lasted about three months, after which he still gave up. The head of the Go-Hojo family and his sons made seppuku. And in 1590, Toyotomi, in fact, became the sole ruler of all Japanese lands.

Life affairs

When the enemies were finished, Toyotomi was able to take a breath. The country was united, the protracted period of internecine wars came to an end. So, it is time to do the putting in order in Japan.
First of all, Toyotomi gave his nephew Hidetsugu the title of ruler of the Kampaka. Hideyoshi himself became taiko - regent in retirement. In the economy, he began to carry out serious reforms aimed at continuing the course of Oda Nobunaga - at the head of the corner was free trade. Then another important change was adopted - monetary reform. Under Toyotomi in Japan, gold coins were first minted.

After that, a land registry was compiled. Then, by order, the shreds of land that they cultivated were officially assigned to the peasants. The further policy of removing weapons from ordinary people continued. Moreover, even knives, scythes, pitchforks and sickles were on the black list. In general, everything that could be used in hostilities.

This policy led to the fact that Japanese society was divided into two classes: samurai (administrators from the military) and civilian subjects (peasants, merchants).

The total number of Toyotomi’s army was about two hundred thousand people plus a bloated bureaucratic apparatus. All of them required huge maintenance costs. Therefore, Toyotomi had to raise the tax on the peasantry: now it amounted to two thirds of the harvest. But, given that the war has finally stopped in the country, the territory of arable land has increased significantly. And the peasants in total annually received about three and a half million tons of rice.
The ruler also did not ignore the question of religion. Under Toyotomi, mass persecution of Christians and the expulsion of missionaries began. The Christians on Kyushu Island suffered particularly severe repression. First in 1587, and then in 1589, mass killings of believers took place here. The fight against foreign religion was presented in the form of a protest against "European colonialism." But in fact, everything was much simpler. Christianity fell into disgrace after the Portuguese refused Toyotomi help in creating fleet for military operations in East Asia.

In June, 1587, Hideyoshi issued a decree. It gave Christian missionaries twenty days to leave the country. In the case of disobedience - death. And as evidence of the seriousness of intentions in Nagasaki, more than thirty people were crucified on the crosses.

Korean campaign

In 1592, Toyotomi came to the conclusion that it was time for his samurai to prove themselves, they say, there is nothing for them to sit on. Hideyoshi had large-scale plans: at first to conquer Korea, then China. Well, if everything goes well, then get to rich India. Simply put, Toyotomi wanted to conquer the entire civilized world in the eyes of the Japanese of that time.

Why this was necessary is not clear. After all, Japan, torn apart by perennial civil wars, has only just begun to come in order. Although her army was really strong, it would still not be enough for such large-scale plans. Soon, the resources would have run out both financial and human.

On the reasons for the campaign historians put forward two versions, which inherently follow one of the other. Toyotomi was afraid of samurai. Professional soldiers living in the war and for the sake of war, in his opinion, presented a serious danger, while in stagnation. So he decided to incite them against an external enemy, since there was no longer an internal enemy.

Secondly, Toyotomi by this time began to suffer from a mental disorder. Career elevator lifted it to an unattainable height for a simple peasant with such a speed that it was extremely difficult to keep the mind. Toyotomi suspected of conspiracy one and all. He could easily drive a few hundred peasants to the construction of another fortress, and their usefulness in case of war looked very doubtful. But the main thing, according to contemporaries, Hideyoshi, intoxicated by his own success and greatness, began to consider himself not a man, but the earthly incarnation of the god of war Hatiman. And he wanted blood and scale, which native Japan simply could not provide. Another thing is Korea and China. There was a furious god where to turn.

Preparation has begun. The capital from Osaka was moved to the western city of Nagoya, where a mighty fortress was erected in the shortest possible time. And in April, 1592, of the order of 160, of thousands of samurai, headed by Ukita Hideyo, crossed the Sea of ​​Japan and landed on the Korean coast.

First, fortune was on the side of the aggressors. For a short time, they managed to capture the largest Korean cities and reach the border with China. The samurai, by the way, it took less than a month for the capital, Seoul, to fall. The local ruler from the Joseon dynasty took refuge in Pyongyang. But this, as it turned out, was only a short delay. The samurai took the city a month later. All in all, Toyotomi expected to finally get his hands on the peninsula in less than six months. But without waiting for a victory, he began to hand out posts of Korean, and at the same time Chinese governors.

The Japanese army was very tough in Korea. A vivid example of this is The Ear Tomb (Mimizuka) in Kyoto. Thousands of ears cut off by Koreans are buried there (according to some data - about forty thousand, according to others - about two hundred thousand). True, before this mound was called the "Grave of noses" - Hanadzuka. Another example is the city of Gyeongju, which the samurai completely destroyed.

Such an attitude towards the vanquished provoked a powerful wave of national unity among the Koreans. Men, women and children went underground, imposing guerrilla war on samurai. The Japanese were not ready for such a confrontation with the Army of Justice. Against the aggressors began to apply and exclusively Korean chips - Khvachi ("fire carts") and kobuksons (armored ships). In several naval battles, the Korean naval commander Li Sunsin was able to destroy more than three hundred Japanese ships with the help of Kobuksons. And the samurai were actually cut off from Japan.

The Chinese armies also came to the rescue, after all, Korea was in vassal dependence on a larger neighbor. A second defeat followed, then a third ... The Samurais had to leave the occupied lands right up to the borders of modern Seoul. Thus, the peninsula was divided into two parts: the Chinese and the Japanese. After this, the enemy army stopped. And an embassy went to Toyotomi to discuss peace.

But the elderly Hideyoshi was not up to it. In 1593, he had a long-awaited son, named Hideyori. The nephew instantly lost his post. Moreover, Toyotomi forced him to do seppuku to get rid of the extra challenger. Hideyoshi understood that he did not have long. Therefore, he created a board of trustees of five elders and a council of five managers. They had only one task - to help Hideyori rule the country after his father’s death.

In 1596, a Chinese embassy arrived in Osaka with the proposal of a peace treaty. The Chinese officially recognized Toyotomi as the ruler of Japan and demanded the release of Korea. Hideyoshi, of course, did not accept such conditions. Moreover, he purposefully insulted the Emperor of China on several occasions. The war resumed.

And again, at first everything was in favor of the samurai. Especially successful were the naval operations, since the naval commander Li Sunxing lost his post because of the envious conspiracy. The new admiral failed to oppose the Japanese. But on land they advanced slightly. And then, soon they had to retreat. True, the hope for a successful outcome of the campaign was still warming in among Japanese commanders. The final point was put by the naval commander Li Sunxing returning from the opals. In November, 1598, in Noryanjin Bay, he managed to almost completely destroy the enemy fleet. It became clear: Japan still lost the war.

At the end there will be only one.

And 18 September, 1598, the year was not the Toyotomi itself. By chance, the news of the death of the ruler came simultaneously with news about the loss of the fleet. The samurai began to prepare for evacuation.

After the death of Toyotomi, his long-time enemy, Tokugawa Ieyasu, recalled his ambitions. Although he was at the Board of Trustees of Hideyori, this did not prevent him from starting the full destruction of the Toyotomi family.

In November 1614, the two hundred thousandth army of Ieyasu laid siege to Osaka Castle, the main stronghold of the Toyotomi family. The forehead to the forehead Tokugawa certainly did not go. He knew perfectly well that it would not be possible to conquer the citadel immediately, so he decided to take her out of sight. A month later, heavy artillery approached the castle. After several days of firing, Hideyori sent an embassy with a peace offer. Tokugawa, seeing the weakness of the son of his enemy, did not stop shelling, even during negotiations. In the end, frightened Hideyori (he was much weaker than Hideyoshi) agreed to unfavorable conditions: Tokugawa demanded the destruction of the castle fortifications and the dissolution of the samurai. And by January 1615, the once formidable fortress had become a dummy.

Young Toyotomi, after settling the conflict, realized that being in an unprotected fortress was like death. Therefore, I began to slowly restore it. Ieyasu, of course, found out about this and made demands: to stop the restoration of the fortress, disband the soldiers and leave the castle altogether. Toyotomi gave a negative answer, and the war began.

Really did not have time to restore the castle, so Tokugawa no longer hesitated. During the battle, all the generals of Toyotomi died, the fortress was on the verge of death. Toyotomi Hideyori had no choice but to do seppuku. An example of a son was followed by his mother. And the genus Toyotomi broke off. Power passed to the genus Tokugawa.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. XII Legion
    XII Legion 14 November 2017 07: 38
    18
    He was born in an ordinary peasant family, but radically changed his fate - he became a samurai. Thanks to his strength of character, cunning and talent, Toyotomi was able to take the post of commander-in-chief first, and by the end of his life all of Japan was under his authority.

    Even in a caste society, personal merit is the key to success
    And the career elevator brings to the surface
    Interesting thanks
  2. parusnik
    parusnik 14 November 2017 07: 42
    +1
    The ban on Christianity was the reason for Portugal's refusal to provide assistance in the construction and dispatch of a fleet for the Japanese conquest of Korea.
  3. kalibr
    kalibr 14 November 2017 08: 10
    +4
    Pavel, they already wrote to you that you cannot write articles this way - this is a manifestation of disrespect for the reader. What is so difficult to write under the picture with the moon and the mountain, that it is a ukiyo-woodcut by Tsukioka Yoshitoshi. It is called "The Moon Above Inaba Mountain," and depicts Hideyoshi climbing to the castle to take it from the rear. Located at the Los Angeles Regional Museum of Art. The same applies to the rest of the "pictures", and where the photo of the armor is necessary so that the person does not wonder what it is. Write down what is Hideyoshi’s helmet and armor, and what kind of helmet is it, where they say, where these armor is stored ... Then the cognitive side of the article will increase many times over. By the way, this helmet (his photo) is in the funds of the Tokyo National Museum. In different forms, and it would be possible to show it large, indicating what type it belongs to. That is, one should take writing such materials more seriously!
    1. Luga
      Luga 14 November 2017 11: 30
      +4
      Quote: kalibr
      That is, one should take writing such materials more seriously!

      Thanks for the clarification, they are really valuable. Nevertheless, be condescending to the author, otherwise your formidable rebuke can kill his desire to create and improve. "If you want to point out errors, then first praise" (c) "Ordinary Miracle" smile
      It was interesting to read to me, I generally know relatively little about Japan and that, mainly from Clavel’s book smile And I was smart enough to realize that Tokugawa Ieyasu, mentioned in the article, is the prototype of Yoshi Toranagi, the protagonist of the novel. smile
      By the way, it seems to me that it would be worth noting that after the death of Toyotomi Hideyoshi, 18 years passed before the death of Hideyori, during which many events occurred - the battle of Sekigahara, for example, or the appointment of Tokugawa as a shogun. And then it seems that Tokugawa destroyed Hideyori almost immediately, first thing after Hideyoshi's death.
      1. kalibr
        kalibr 14 November 2017 17: 14
        +1
        About the "praise" I agree with you. It would be necessary ... but I already wrote to him about this in the first article. It was softer ... The action wasn’t taken.
  4. Grandadmiral
    Grandadmiral 14 November 2017 20: 06
    0
    Very interesting, thanks.
  5. Head Physician
    Head Physician 14 November 2017 21: 54
    15
    Interesting topic
    I read Nosov's "Armament of Samurai"
  6. Paranoid50
    Paranoid50 April 2 2018 01: 05
    +1
    The Chinese armies came to the rescue,
    Morality through the ages: those who want to offend Korea will deal with China. yes
  7. Kola Lopar
    Kola Lopar 27 October 2018 01: 07
    0
    - tax on the peasantry: now it amounted to two-thirds of the harvest. - (with)
    Hrenase serfdom.)))

Тоётоми Хидэёси: из крестьян в самураи. Часть 2

Он родился в обычной крестьянской семье, но кардинально изменил свою судьбу – стал самураем. Благодаря силе характера, хитрости и талантам Тоётоми сумел занять сначала должность главнокомандующего, а к концу жизни под его властью находилась вся Япония.



Новые враги


Далеко не все вассалы покойного Нобунаги были согласны с возвышением Хидэёси. Среди недовольных одним из самых серьезных противников был Токугава Иэясу. Он всеми силами пытался не допустить объединения страны под властью Тоётоми.

В 1584 году войска Хидэёси и Иэясу сразились при Нагакуте. И хоть победу в том противостоянии сумели одержать самураи рода Токугавы, ему все же пришлось договариваться с противником о заключении мира. Ведь это единственное сражение очень сильно ударило по финансовому благополучию Иэясу. Вести затяжную войну против Тоётоми ему было банально не на что. Поэтому от безысходности он в качестве заложника отправил к противнику своего старшего сына. Но Хидэёси «подарок» не оценил и потребовал от Токугавы личного присутствия в Киото.

После долгих переговоров и обменов «подарками» в 1586 году Иэясу все-таки прибыл в Киото и присягнул Хидэёси на верность. Теперь уже никто не посягал на наследие Нобунаги. И Тоётоми принялся воплощать в жизнь свой план объединения Японии.

Еще за три года до этих событий по его приказу в Осаке на месте укрепления монастыря Хонган-дзи был возведен мощный замок. Эта крепость стала самой мощной не только в Японии, но в и Китае, и Корее. И Тоётоми фактически перенес столицу государства в Осаку, сделав ее финансовым сердцем всего государства.

Пытался Хидэёси и вернуть сегунат, который когда-то упразднил Нобунаги. Однако у него не получилось это сделать. Из-за этого Тоётоми так и не стал главным над всеми самураями. Но не растерялся и решил стать кукловодом – править страной под прикрытием «своего» императора. И уже в 1585 году Хидэёси достиг поставленной задачи. Произошедшее – явление удивительное. По японским традициям и правилам человек, рожденным представителем низшего сословия, не мог получить абсолютную власть. Тоётоми стал первым, кому удалось вполне легитимно нарушить вековые устои.

Объединение страны

Безмятежное правление Хидэёси закончилось, не успев, в общем-то, и начаться. Сначала в провинции Кий (сейчас – префектура Вакаяма) подняли мятеж буддисты. Расправившись с ними, Тоётоми решил, что пора присоединить остров Сикоку, принадлежавший Тёсокабе Мототики.

Сначала Тоётоми создал видимость того, что хочет бескровным путем присоединить к своим владениям остров. Поэтому предложил Мототики невыгодные условия, заранее понимая, что тот на них не согласится. От правителя Сикоку требовалось признать вассальную зависимость от Хидэёси и передать ему большую часть своих земель. Взамен же ему предлагались несколько удаленных провинций. Полученный отказ развязал Тоётоми руки. Вскоре к острову была отправлена мощная армия, которую возглавлял младший брат Хидаэси.

В нескольких битвах Мототики потерпел сокрушительные поражения и вынужден был признать власть противника. После этой победы Тоётоми присоединил к своим владениям провинцию Кага (сейчас – префектура Исикава). Но главные сражения Тоётоми были еще впереди.
Тоётоми Хидэёси: из крестьян в самураи. Часть 2

У Хидэёси появился еще один достойный противник – род Симадзу, контролировавший остров Кюсю. Не дожидаясь прихода самураев Тоётоми, Симадзу решил действовать первым. Поэтому он атаковал земли, которые принадлежали вассалам Хидэёси. Тот отреагировал мгновенно: Симадзу предложили прекратить боевые действия и признать вассальную зависимость от Тоётоми. Конечно, он не согласился, и Хидэёси получил отличный повод для военной операции против Кюсю.

В 1587 году Тоётоми, возглавив войско численностью порядка двухсот тысяч человек, вторгся на остров. Симадзу, имевший в распоряжении куда более скромные силы, понял всю авантюрность своей затеи и сдался на милость победителя.

Эта победа для Тоётоми стала определяющей. Теперь под своей рукой он собрал все земли Западной Японии. Первым делом правитель ввел строжайший запрет на распространение христианства. Затем повелел изъять у населения оружие. Делалось это с одной целью – нейтрализовать угрозу возможных мятежей, поскольку впереди у Тоётоми было еще одно важное дело. Он собирался развязать войну против рода Го-Ходзё, который держал под своей властью регион Канто. И безопасный тыл Тоётоми был важен.

Но чтобы начать кампанию, требовался официальный повод. И Го-Ходзё его сами предоставили, захватив несколько замков у вассалов Тоётоми. Началась война. После нескольких побед армия Хидэёси подошла к замку Одавара - главной крепости противников.

Штурмовать ее Тоётоми не спешил, надеясь, что противники сами сдадутся. Пока шла осада, Хидэёси приказал всем правителям земель Восточной Японии приехать к нему в ставку, чтобы таким образом доказать свою приверженность. Те поспешили выполнить требования.

Одавара продержался около трех месяцев, после чего все-таки сдался. Глава рода Го-Ходзё и его сыновья совершили сеппуку. И в 1590 году Тоётоми, по сути, стал единоличным повелителем всех японских земель.

Дела житейские

Когда с врагами было покончено, Тоётоми смог перевести дух. Страна была объединена, затяжной период междоусобных войн подошел к концу. А значит, пришла пора заняться наведением порядка внутри Японии.
Первым делом Тоётоми отдал своему племяннику Хидецугу титул правителя кампаку. Сам же Хидэёси стал тайко – регентом в отставке. В экономике он стал проводить серьезные реформы, направленные на продолжение курса Оды Нобунаги – во главе угла стояла свободная торговля. Затем было принято еще одно важное изменение – денежная реформа. При Тоётоми в Японии начали впервые чеканить золотые монеты.

После этого был составлен земельный кадастр. Затем, по приказу, за крестьянами были официально закреплены те клочки земли, которые они обрабатывали. Продолжилась и дальнейшая политика изъятия оружия у простого населения. Причем в черном списке оказались даже ножи, косы, вилы и серпы. В общем, все, что могло бы быть использовано в боевых действиях.

Эта политика привела к тому, что японское общество оказалось разделенным на два класса: самураи (администраторы из военных) и гражданские подданные (крестьяне, торговцы).

Общая численность армии Тоётоми составляла около двухсот тысяч человек плюс раздутый бюрократический аппарат. Все они требовали громадных затрат на содержание. Поэтому Тоётоми пришлось повышать налог на крестьянство: теперь он составил две трети от собранного урожая. Но, учитывая, что в стране наконец-то прекратились войны, территория обрабатываемых земель существенно увеличилась. И крестьяне в общей сложности ежегодно получали порядка трех с половиной миллионов тонн риса.
Не обошел своим вниманием правитель и вопрос религии. При Тоётоми начались массовые преследования христиан и изгнание миссионеров. Особенно жестоким репрессиям подверглись христиане на острове Кюсю. Сначала в 1587, а затем в 1589 году здесь произошли массовые убийства верующих людей. Борьба с иностранной религией преподносилась в виде протеста против «европейского колониализма». Но на самом деле все было гораздо проще. Христианство попало в опалу после того, как португальцы отказали Тоётоми в помощи по созданию флота для военных действий в Восточной Азии.

В июне 1587 года Хидэёси издал указ. В нем христианским миссионерам давалось двадцать дней на то, чтобы покинуть страну. В случае неповиновения – смерть. И как доказательство серьезности намерений в Нагасаки на крестах было распято более тридцати человек.

Корейская кампания

В 1592 году Тоётоми пришел к выводу, что пора его самураям проявить себя, мол, нечего им без дела сидеть. Планы у Хидэёси были масштабные: на первых порах завоевать Корею, затем – Китай. Ну а если все сложиться удачно, то добраться и до богатой Индии. Проще говоря, Тоётоми захотел завоевать весь цивилизованный мир в глазах японцев того времени.

Зачем это было нужно, непонятно. Ведь раздираемая многолетними междоусобными войнами Япония только-только начала приходить в порядок. Хотя ее армия действительно была сильна, на такие масштабные планы ее все равно бы не хватило. В скором времени кончились бы ресурсы и финансовые, и человеческие.

О причинах похода историки выдвигают две версии, которые по своей сути вытекают одна из другой. Тоётоми боялся самураев. Профессиональные солдаты, живущие в войне и ради войны, по его мнению, представляли серьезную опасность, находясь в застое. Вот он и решил их натравить на внешнего врага, поскольку внутренних уже не осталось.

Во-вторых, Тоётоми к этому времени начал страдать от психического расстройства. Карьерный лифт поднял его на недосягаемую для простого крестьянина высоту с такой скоростью, что сохранить рассудок было крайне сложно. Тоётоми подозревал в заговоре всех и вся. Он мог запросто согнать несколько сотен крестьян на строительство очередной крепости, причем их полезность на случай войны выглядела весьма сомнительной. Но главное, по утверждению современников, Хидэёси, опьяненный собственным успехом и величием, стал считать себя не человеком, а земным воплощением бога войны Хатимана. И ему хотелось крови и масштаба, которых родная Япония просто не могла предоставить. Другое дело - Корея и Китай. Там яростному богу было, где развернуться.

Началась подготовка. Столица из Осаки была перенесена в западный город Нагоя, где в кратчайшие сроки возвели могучую крепость. И в апреле 1592 года порядка 160 тысяч самураев, возглавляемых Укитой Хидеё, переплыли Японское море и высадились на корейском берегу.

Сначала фортуна была на стороне агрессоров. Они в течение короткого времени сумели захватить крупнейшие корейские города и добраться до границы с Китаем. Самураям, к слову, потребовалось меньше месяца на то, чтобы столица – Сеул – пала. Местный правитель из династии Чосон укрылся в Пхеньяне. Но это, как оказалось, было лишь короткой отсрочкой. Самураи взяли город через месяц. Всего же Тоётоми рассчитывал окончательно прибрать к рукам полуостров менее чем за полгода. Но еще не дожидаясь победы, он начал раздавать должности корейских, а заодно и китайских губернаторов.

Японская армия вела себя в Корее очень жестко. Яркий тому пример – «Могила ушей» (Мимидзука) в Киото. Там захоронены тысячи отрезанных у корейцев ушей (по одним данным - около сорока тысяч, по другим – порядка двухсот тысяч). Правда, раньше этот курган называли «Могилой носов» - Ханадзука. Другой пример – город Кёнджу, который самураи полностью уничтожили.

Такое отношение к побежденным вызвало у корейцев мощную волну национального единства. Мужчины, женщины и дети ушли в подполье, навязав самураям партизанскую войну. К такому противостоянию с «Армией справедливости» японцы не были готовы. Против агрессоров начали применять и исключительно корейские фишки – хвачхи («огненные повозки») и кобуксоны (бронированные корабли). В нескольких морских сражениях корейский флотоводец Ли Сунсин сумел с помощью кобуксонов уничтожить более трех сотен японских кораблей. И самураи стали фактически отрезанными от Японии.

Пришли на помощь и китайские армии, ведь Корея находилась в вассальной зависимости от более крупного соседа. За одним поражением последовало второе, затем третье… Самураям пришлось оставить захваченные земли вплоть до границ современного Сеула. Таким образом, полуостров оказался разделенным на две части: китайскую и японскую. После этого армии противников остановились. А к Тоётоми отправилось посольство для обсуждения мира.

Но пожилому Хидэёси было не до этого. В 1593 году у него родился долгожданный сын, получивший имя Хидэёри. Племянник мгновенно потерял должность кампаку. Более того, Тоётоми заставил его совершить сэппуку, чтобы избавиться от лишнего претендента. Хидэёси понимал, что ему осталось недолго. Поэтому создал опекунский совет пяти старейшин и совет пяти управляющих. У них была всего одна задача – помогать Хидеёри управлять страной после смерти отца.

В 1596 году с предложением мирного договора в Осаку прибыло китайское посольство. Китайцы официально признавали Тоётоми повелителем Японии и потребовали освободить Корею. Таких условий Хидэёси, конечно, не принял. Более того, он целенаправленно несколько раз оскорбил императора Поднебесной. Война возобновилась.

И опять-таки сначала все складывалось в пользу самураев. Особенно успешными были морские операции, поскольку флотоводец Ли Сунсин лишился должности из-за заговора завистников. Новый же адмирал ничего не сумел противопоставить японцам. Но на суше они продвинулись незначительно. Да и то, вскоре им пришлось отступать. Правда, надежда на благополучный исход кампании все еще теплилась у японских военачальников. Финальную точку поставил вернувшийся после опалы флотоводец Ли Сунсин. В ноябре 1598 года в бухте Норянджин он сумел практически полностью уничтожить вражеский флот. Стало понятно: войну Япония все-таки проиграла.

В конце останется только один

А 18 сентября 1598 года не стало и самого Тоётоми. По случайности весть о смерти правителя пришла одновременно с новостью о потере флота. Самураи начали готовиться к эвакуации.

После смерти Тоётоми о своих амбициях вспомнил его давний враг – Токугава Иэясу. Хоть он и находился в опекунском совете при Хидэёри, это не помешало ему начать полноценное уничтожение рода Тоётоми.

В ноябре 1614 года двухсоттысячная армия Иэясу осадила замок в Осаке – главную крепость рода Тоётоми. Лоб в лоб Токугава, конечно, не пошел. Он прекрасно знал, что сходу цитадель завоевать не получится, поэтому решил взять ее измором. Спустя месяц к замку подошла тяжелая артиллерия. После нескольких дней обстрела Хидэёри отправил посольство с предложением мира. Токугава, видя слабость сына своего врага, не прекращал обстрел даже во время переговоров. В конце концов, перепуганный Хидэёри (он оказался гораздо слабее Хидэёси) согласился на невыгодные условия: Токугава требовал уничтожения укреплений замка и роспуска самураев. И уже к январю 1615 году некогда грозная крепость стала пустышкой.

Молодой Тоётоми после улаживания конфликта понял, что находиться в незащищенной крепости подобно смерти. Поэтому начал потихоньку ее восстанавливать. Иэясу, конечно, узнал об этом и выдвинул требования: прекратить восстановление крепости, распустить солдат и вообще покинуть замок. Тоётоми дал отрицательный ответ, и началась война.

Восстановить замок толком не успели, поэтому Токугава уже не медлил. Во время битвы погибли все генералы Тоётоми, крепость была в шаге от гибели. У Тоётоми Хидэёри не было иного выхода, как совершить сэппуку. Примеру сына последовала и его мать. И род Тоётоми оборвался. Власть перешла к роду Токугава.
Автор: Павел Жуков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. XII легион 14 ноября 2017 07:38
    Он родился в обычной крестьянской семье, но кардинально изменил свою судьбу – стал самураем. Благодаря силе характера, хитрости и талантам Тоётоми сумел занять сначала должность главнокомандующего, а к концу жизни под его властью находилась вся Япония.

    Даже в кастовом обществе личные заслуги это ключ к успеху
    И карьерный лифт выносит на поверхность
    Интересно, спасибо
  2. parusnik 14 ноября 2017 07:42
    Запрет на христианство послужило поводом для отказа Португалии предоставить помощь в постройке и отправке флота для завоевания японцами Кореи.
  3. kalibr 14 ноября 2017 08:10
    Павел, Вам уже писали, что так оформлять статьи нельзя - это проявление неуважения к читателю. Что так трудно написать под картинкой с Луной и горой, что это ксилография в жанре укиё-э работы Цукиока Ёситоси. Называется "Луна над горой Инаба", а изображает как Хидэёси карабкается к замку, чтобы его взять с тыла. Находится в региональном Лос-Анджелевском музее искусств. Тоже касается и остальных "картинок", а там, где фото доспехов надо, чтобы человек не гадал, что это. Написать, что это шлем и доспехи Хидеёси и что это за шлем, как называется, где эти доспехи хранятся... Тогда познавательная сторона статьи возрастет многократно. Кстати, шлем этот (его фото) есть в фондах Токийского национального музея. В разных видах и можно было бы его показать крупно, указав к какому типу он относится. То есть надо серьезнее относится к написанию подобных материалов!
    1. Лужский 14 ноября 2017 11:30
      Цитата: kalibr
      То есть надо серьезнее относится к написанию подобных материалов!

      Спасибо за пояснения, они действительно ценные. И все-таки будьте снисходительнее к автору, а то ваша грозная отповедь может убить в нем желание творить и совершенствоваться. "Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали" (с) "Обыкновенное чудо" smile
      Мне читать было интересно, о Японии я вообще знаю сравнительно немного и то, в основном из книжки Клэйвела smile И мне хватило ума сообразить, что Токугава Иэясу, упомянутый в статье, суть прототип Ёси Торанаги, главного героя романа. smile
      Кстати, мне кажется, что стоило бы отметить, что после смерти Тоётоми Хидеёси до смерти Хидеёри прошло 18 лет, в течение которых произошло много событий - битва при Сэкигахара, например, или назначение Токугавы сёгуном. А то кажется, что Токугава уничтожил Хидеёри чуть ли не прямо сразу, первым делом после смерти Хидеёси.
      1. kalibr 14 ноября 2017 17:14
        Насчет "похвали" согласен с Вами. Надо бы... но я уже писал ему об этом по первой статье. Там было мягче... Действия не вызымело.
  4. GrandAdmiral 14 ноября 2017 20:06
    Очень интересно, спасибо.
  5. Главный Врач 14 ноября 2017 21:54
    Тема интересная
    Читал Носова "Вооружение самураев"
Картина дня