Military Review

Russian Bruchmüller

14
Artillery preparation of a number of important operations on the Russian and French fronts of the First World War (Gorlitsa, Riga, Soissons, Saint-Quentin and La Fère) was led by the famous German artillery authority - Colonel G. Bruchmyuller, a recognized specialist in the organization of positional front breakthroughs. But the Russian army had its own outstanding artillery specialist, Major General V.F. Kirei, or, as they called him, “Russian Bruchmuller”.



1. V.F. Kirey

Vasily Fadeyevich Kirey, whose knowledge and talent gave Russia Southern Galicia and Bukovina - without exaggeration, the star of Russian artillery. VF Kirey is the name of the outstanding performer of the 9 Army’s breakthrough artillery unit during the Offensive of the South-Western Front of the 1916 year. He published the accumulated experience in the combat use of artillery and operational-tactical and organizational conclusions in the well-known book Artillery of Attack and Defense, written literally at the observation post, and later published by the USSR People's Commissariat of Defense in 1926 and 1936.


Russian Bruchmüller

2., 3. 1926 edition of the year



4., 5. 1936 Edition


6. A rare and interesting material is a brochure from 2 of August 1916, in which V.F. Kirey presents his views on the specifics of artillery tactics based on the experience of breaking through the enemy front in the spring-summer campaign of 1916.


7. One of the schemes of the brochure of V.F. Kirey from August 2 1916.

The success of the artilleryman was rewarded with an exceptional pace of advancement: having entered the war as a captain, a senior officer of the mortar battery, he ended it with a major general and commander of the 23 Army Corps.

V.F. Kirei came from a Little Russian noble family and was the son of an officer. Born 1 in January 1879, near the town of Baturin, Chernigov Province. After graduating from the Orenburg Neplyuevsky Cadet Corps and Konstantinovsky Artillery School, Second Lieutenant V.F. Kirey began military service in 1901.

He graduated from two academies: the Mikhailovsky Artillery and the Nikolaev Military, but remained to serve along the artillery lines — and went to war as part of the 21-20th mortar artillery division.

At the beginning of 1915, due to the lack of officers of the General Staff, he was seconded to and. D. Senior Adjutant to the headquarters of the 32 Infantry Division, promoted to lieutenant colonel and at the end of August 1915 was appointed commander of the 4 battery of the 32 artillery brigade.

During this period, after the Great Retreat of 1915, the Russian troops switched to a series of short attacks with limited goals - they had to improve the tactical position of the troops and restore the army’s self-confidence, torn after a long withdrawal. Performing one of the similar tasks, the 11 Army Corps engaged a combined detachment as part of two regiments of different divisions, 4 batteries (mortar battery, 1 battery of 11, 4 and 5 battery of 32 artillery divisions ) and 12 Belgorod Lancers Regiment. The overall command of the detachment was assigned to the brigade commander of the 11 Infantry Division, Major General V. Z. May-Mayevsky (the same one who commanded the Volunteer Army in May-November).

VF Kirey turned out to be the senior battery commander - and took command of the whole artillery group. It was his first debut - 24 guns were concentrated in the hands of the lieutenant colonel.

The battle of 30 September - 1 of October 1915, although not quite proceeding according to plan, but brought the desired result, as well as trophies - 4000 prisoners and 10 machine guns.

Units of the 9 Army entered the winter quarters along the River Seret, with avant-gardes advanced to the Stryp. VF Kirey was summoned to the headquarters of the 9 Army - to participate in the development of the upcoming army operation. The 11 Army Corps moved to Bessarabia, and by December 2, 1915, he changed the Revel, located on the border with Bukovina.

Awareness of the leading role of artillery in breaking through the enemy’s positional defenses still only came in - after all, a positional war had been established on the Russian front quite recently. And when planning an operation on Stryp, serious tactical mistakes were made. Thus, the Russian artillery saw only the front edge of the enemy, stretching along the crest of a gentle ridge that covered the entire enemy rear. The Russians had only the most vague ideas about the enemy artillery. As a result, 5 times - 24, 25, 26 December 1915 and 1 and 6 January 1916 repeated the same thing: Russian artillery smashed the first lines of the enemy, and the infantry occupied them - but as soon as the last showed on the crest, the Austrian artillery carried out the same actions. As a result, the Russian infantry was in its original position. The operation on Stryp failed.

The bloody experience was taken into account, and when the next attack was scheduled, a meeting was convened at the headquarters of the 9 Army, to which corps commanders were invited along with corps artillery inspectors. Was invited and Lieutenant Colonel V. F. Kirey. After listening to those present, the army commander, General of Infantry, P. A. Lechitsky, said: “I agree with the opinion of Lieutenant Colonel Kirei.”

Now V.F. Kirei was invested with the appropriate powers.

The region south of the Dniester was chosen as a breakthrough site. Selected carefully and competently. At der. Dobronouc 3,5 guns were concentrated on the 11-km front of the 159 th Army Corps, which had dealt the main blow. The duration of artillery training - 5 hours 15 minutes. The grouping and distribution of artillery, the scheme of actions, the issues of the transfer of fire, interaction, etc., were debugged immaculately.

As a result of 22 in May 1916, numerous Austrian artillery was silent: its observation posts were blinded, the telephone wires were broken, the positions of batteries were filled with all kinds of projectiles (including chemical ones); infantry fortifications destroyed, and the troops occupying them suppressed. The 32 Artillery Division spent about 11000 projectiles during that day.

The actions of the artillery were “played out”, as per notes: V.F. Kirey only transmitted by telephone: “First period”, “Second period” (and the necessary details were contained in the detailed order issued the day before). The path for the infantry was open - and, for example, the 128 infantry regiment, the Starooskolsky regiment, overcame all the 3 lines of the enemy defense, losing only two people killed and four wounded. Like other regiments of the division.

The 32 Infantry Division advanced between the heights of 458 and 273, and after a few kilometers entered the operational field. But its parts were mixed up (including with the division of the 2 echelon), management was difficult. The front left and right still stood, and the Austrians launched a counterattack.

The blow had to be repeated - and on the 28 of May the 9 th army was waiting for a brilliant victory: the front of the enemy fell apart. An 37000 man was captured.

The experience of these battles VF Kirey and accumulated in the above-mentioned book. His contribution to the victory of the 9 Army is impossible to overestimate. Careful preparation for the operation was carried out 2 month. And the artilleryman personally acted on the front line, carrying out artillery reconnaissance. And once even “made a sortie”, cutting a piece of wire with scissors from the enemy's barrier - “for memory”.

Batteries suitable for reinforcement received from VF Kirey the numbers of positions and observation points, a detailed plan of the position of the enemy, on which all the necessary reference points were marked. The plan was a combination of an enlarged map, aerial photographs and observations.

The favorite saying of V. F. Kirei was: "Artillery sweat saves infantry blood." He chose this phrase as an epigraph to his book.

Russian infantry so believed in the ability of artillery to pave the way for it, which later, during the Summer Offensive of 1917, the soldiers' committees of the 32 Infantry Division always voted for the offensive with the corresponding indicative disclaimer: th May 22 of the year. "

The 1916 campaign continued.
After breaking through at the Window, the 11 Army Corps was detained on r. Prut before Chernivtsi. Artillery training within the corps, reinforced by army artillery units, was carried out on June 5 - and the infantry believed so much that at the appointed hour the entire 32 division, which lay in corn, rose as one person - and the next moment the position was taken At night, there was a crossing over the Prut and a non-stop movement to Kimpolung.

The 11 Army Corps from Chernivtsi was turned to the west, to the town of Snyatyn, and then along the southern bank of the Prut to Deliatyn. In the June 19 battle, VF Kirey, who commanded the 4 battery of the 32 artillery brigade, took an infantry company, a hundred Cossacks of the divisional headquarters of the division and the 2 gun of his battery on his own initiative — he overloaded it with his forces the ridge at the height of 1001 and cut the enemy's southern retreat to Hungary, along the Deliatyn-Mikulichi-Vorokhta highway. And the enemy has only one road left, to the north - through the town of Dolyna.

VF Kirey was summoned to the army headquarters to organize a breakthrough at Stanislavov and then Kalush, where the advance of the right flank of the army stopped. And his artillery provided new successful breakthroughs - under Khotsimezhom and Tlumach. In the end - Stanislav, Kalush and Valley were taken.

The merits of a talented artilleryman were noted - V.F. Kirey received the Georgievskoye weapon and was promoted to colonel with the appointment to the office of an artillery inspector of the South-Western Front.

The soldiers and junior officers were ready to go for V. F. Kirei, which is called “into fire and water,” but not all staff officers recognized the authority of the colonel, regarding the rapid advance as a consequence of protection.

A combat commander with two academic formations, a holder of the St. George weapon, organizer of several corps and army scale breakthroughs - by the end of the 1916 campaign of the year, the record of V.F. Kiree was impressive. He was not only in his place - he fully deserved more. For example - the post of inspector of artillery of the army, and even the front.

As contemporaries recalled, V.F. Kirey had a lively and balanced character, loved society, was an interesting and witty interlocutor. He was a very democratic man, and treated all the officers and soldiers as equals. At the same time, being a “companionable” man, he could sometimes drink in a company with lieutenants.

After the February 1917 coup, Mr. V.F. Kirei was given command of the 6 heavy artillery brigade. On June 20, he becomes a major general, and then an artillery inspector at the 41 Army Corps. Finally, September 9, V.F. Kirey - Commander of the 23 Army Corps.

He managed to distinguish himself once again - and for his services in organizing artillery preparation during the June 1917 offensive, he was awarded the Order of St. George 4 degree.

The end of the Russian army was advancing, and in December 1917 of Mr. V.F. Kirey arrived in Kiev. The fame of the general was such that he was offered the post of Minister of War of Ukraine - but he preferred to be a guard in the garage, and then went to the Volunteer Army, becoming the head of its artillery supply. In the Russian army of P.N. Wrangel, V.F. Kirei held the position of head of the Military Technical Directorate.

After a brief stay in Bulgaria and Yugoslavia, V.F. Kirei arrived in Paris and worked as a taxi driver. At the beginning of 1924, a case occurred that changed his future life: the Czechoslovak military attache in Paris, V. Kletsand, called a taxi, in which VF Kirey turned out to be a chauffeur. An unexpected and joyful meeting took place - at one time (then still a lieutenant - a liaison officer with the Czech units of the Russian army) V. Kletsand met at the headquarters of the 9 Army with VF Kyrey. After this meeting, V.F. Kirey found himself in Prague - becoming a colonel of the Czechoslovak army.

The former general had to adapt himself to a completely different environment, and not only to learn, but also to learn himself - and not only the language. The command staff of the Czechoslovak army at that time was a mosaic of old Austro-Hungarian personnel and reserve officers, Czechs and Germans, young legionnaires, people with and without education, fifty Russian immigrants.

V.F. Kirey accomplished his task by becoming a generally recognized authority in Czechoslovak artillery. It is significant that junior officers treated him the same way they used to be Russian. An eyewitness recalled: “Kirey treats us like equals: he sits with us in coffee shops, plays chess even with lieutenants. Not at all like our colonels. ”

In the matter of training officers of his regiment, he introduced some Russian traditions, demanded understanding, not cramming, he personally taught and examined his officers. He also took part in the drafting of new charters, introduced the system of coordinates on the former Austro-Hungarian maps in the army, which received the official name "Kirei-Netik" (General Netik - Chief of the Main Artillery Directorate), wrote articles.

After production, the major generals commanded the 11 th field artillery brigade in the city of Kosice (Slovakia), and at the end of the 1938 year, after reaching 60 years, he was dismissed. Settling in Prague, 5 passed away on June 1942.

In the domestic military stories VF Kirey will forever remain as the largest artillery specialist of the positional period of the First World War, an excellent tactician and a real Russian officer.


8. Mortar (howitzer) battery in position.
Author:
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Olgovich
    Olgovich 17 November 2017 07: 41
    19
    An interesting person, what fate, what intertwining, but did not give up, everywhere he reached the heights.
    A huge loss for the country's armed forces.
    1. Mikado
      Mikado 17 November 2017 10: 05
      16
      many thanks to the author for the article! good
      It is interesting that his books (books, in fact, of the White Guard! Well, if it was Slashchev, he would even return to his homeland) were published for the Red Army! paradox! what Just yesterday I read again the materials of the meeting on the results of the Finnish war, there Meretskov just mentions the difficulties of working with special, especially foreign, military literature before the war. The meaning was: "why is this literature not widely available?" Answer: "there is a lot of obscene written about the Soviet government." And everyone is afraid! In general, reading this meeting, it’s just right to grab hold of how you prepared for this war. belay
      Major General V.Z. May-Mayevsky (the same one who commanded the Volunteer Army in May-November 1919)

      which served as the prototype of the hero Vladislav Strzhelchik in the film "Adjutant of His Excellency" good
  2. parusnik
    parusnik 17 November 2017 07: 50
    10
    he was offered the post of Minister of War of Ukraine - but he preferred to be a watchman in the garage, and then went to the Volunteer Army, becoming the head of its artillery supply.
    .... He did not recognize the power of the Directory, which replaced the government of Hetman Skoropadsky .. And so, when the Provisional Government allowed the Ukrainian "autonomists" to form national units in the Ukrainian army since September 1917. He served as chief of artillery of the Gaidamatsky kosh of Sloboda Ukraine. During the “hetman” period, he was a member of the General Staff, was a member of the commission for the creation of military schools and academies, an inspector of artillery of the 40th corps. He was chief of the Kiev defense headquarters in January 1918.
  3. Gopnik
    Gopnik 17 November 2017 08: 31
    16
    Thank you very much, very interesting.
  4. Head Physician
    Head Physician 17 November 2017 10: 00
    20
    Decent man
    Lovely pro
    Everywhere turned out to be in demand and honestly lived his life
  5. Gopnik
    Gopnik 17 November 2017 10: 00
    11
    Offtop, of course. Not on the topic at all, but, however, how the design of the covers of 1926 and 1936 differs. It seems like only 10 years of difference. Visual differences in design between "constructivism" and "Stalin's empire." Sorry for offtopic.
  6. Dzmicer
    Dzmicer 17 November 2017 10: 55
    16
    Another confirmation of the fact that during the revolution and the civil war, Russia lost the best of the best.
    1. Mavrikiy
      Mavrikiy 18 November 2017 16: 00
      0
      Quote: Dzmicer
      Another confirmation of the fact that during the revolution and the civil war, Russia lost the best of the best.

      Well? Thank Kerensky for freedom. But is it not he who sent the cart from the mountain, but the rake arms? But the murders of officers, the color of the army, when did it begin?
      Give the rooster sir.
  7. XII Legion
    XII Legion 17 November 2017 11: 00
    19
    The path for the infantry was open - and the 128th Infantry Regiment of the Starooskolsky Regiment overcame all 3 lines of the enemy’s defense, losing only two people dead and four wounded. Like the other regiments of the division.

    This is what a competent organization of artillery training and the further accompaniment of an infantry attack can do. No barriers can stand.
    It is a pity that this did not always and everywhere happen.
    But everything turned out better! By the end of the war, they even did what our allies could not
  8. Mavrikiy
    Mavrikiy 17 November 2017 19: 22
    +2
    Author: But the Russian army had its own outstanding artillery specialist ...
    Uh, how is it in Russian then ...?
    1. OAV09081974
      17 November 2017 20: 41
      19
      Yes, 2 missed the last letters "Xia" (that is, it should have sounded - "outstanding"). I read several times and did not notice. Probably eyes zamylilas.
      I know that you are a major specialist in linguistics - and thank you for paying attention to this shortcoming.
      Best regards hi
      1. Mavrikiy
        Mavrikiy 18 November 2017 15: 29
        +1
        Well (+) it was from me, for your really interesting work. hi
  9. Some kind of compote
    Some kind of compote 17 November 2017 21: 45
    17
    The life of wonderful people in uniform is doubly wonderful
    Interestingly good
  10. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 18 November 2017 11: 41
    11
    A wonderful and informative article. Photo pages of the brochure - the materials are truly unique. And the hero of the article is a truly brilliant commander and artilleryman from God. Reading the biographies of such people, you begin to understand how many talented and faithful sons Russia lost after 1917 ... The author is my sincere appreciation for the work done and the restored memory of the Russian Hero! hi

«Русский Брухмюллер»

Артиллерийской подготовкой ряда важнейших операций на Русском и Французском фронтах Первой мировой войны (Горлица, Рига, Суассон, Сен-Кантен и Ла Фер) руководил известный германский артиллерийский авторитет – полковник Г. Брухмюллер, признанный специалист по организации прорыва позиционных фронтов. Но у русской армии был свой выдающий артиллерийский специалист – генерал-майор В. Ф. Кирей или, как его называли, «Русский Брухмюллер».


1. В. Ф. Кирей

Василий Фадеевич Кирей, знания и талант которого дали России Южную Галицию и Буковину – без преувеличения звезда русской артиллерии. В. Ф. Кирей – это имя выдающегося исполнителя артиллерийской части прорыва 9-й армии в период Наступления Юго-Западного фронта 1916 года. Накопленный опыт в деле боевого применения артиллерии и оперативно-тактические и организационные выводы он опубликовал в известной книге «Артиллерия атаки и обороны», написанной в буквальном смысле слова на наблюдательном пункте, и позднее изданной Наркоматом обороны СССР в 1926 и 1936 годах.



«Русский Брухмюллер»

2.,3. Издание 1926 года



4., 5. Издание 1936 г.


6. Редкий и интересный материал – брошюра от 2 августа 1916 г., в которой В. Ф. Кирей излагает свои взгляды на специфику артиллерийской тактики на основе опыта прорыва фронта противника в весенне-летней кампании 1916 г. Разослано в части Действующей армии


7. Одна из схем брошюры В. Ф. Кирея от 2 августа 1916 г.

Успехи артиллериста были вознаграждены исключительным темпом продвижения по службе: выйдя на войну капитаном, старшим офицером мортирной батареи, он закончил ее генерал-майором и командующим 23-м армейским корпусом.

В. Ф. Кирей происходил из малороссийской дворянской семьи и был сыном офицера. Родился 1 января 1879 г. близ г. Батурин Черниговской губернии. Закончив Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище, подпоручик В. Ф. Кирей в 1901 году начинает армейскую службу.

Он закончил две академии: Михайловскую Артиллерийскую и Николаевскую Военную, но остался служить по артиллерийскую линии - и вышел на войну в составе 21-го мортирного артиллерийского дивизиона.

В начале 1915 года, ввиду нехватки офицеров Генерального Штаба, был прикомандирован и. д. старшего адъютанта к штабу 32-й пехотной дивизии, произведен в подполковники и в конце августа 1915 г. назначен командиром 4-й батареи 32-й артиллерийской бригады.

В этот период, после Великого отступления 1915 года, русские войска перешли к серии коротких наступлений с ограниченными целями – они должны были улучшить тактическое положение войск и вернуть армии уверенность в своих силах, надорванную после долгого отхода. Выполняя одну из аналогичных задач, 11-й армейский корпус задействовал сводный отряд в составе двух полков разных дивизий, 4-х батарей (мортирная батарея, 1-я батарея 11-го, 4-я и 5-я батареи 32-го артиллерийских дивизионов) и 12-го Белгородского уланского полка. Общее командование отрядом было возложено на бригадного командира 11-й пехотной дивизии генерал-майора В. З. Maй-Маевского (того самого, который в мае-ноябре 1919 г. командовал Добровольческой армией).

В. Ф. Кирей оказался старшим из командиров батарей - и вступил в командование всей артиллерийской группой. Это был его первый дебют – в руках подполковника были сосредоточены 24 орудия.

Бой 30 сентября – 1 октября 1915 г. хоть и протекал не совсем по плану, но принес искомый результат, а также трофеи - 4000 пленных и 10 пулеметов.

Части 9-й армии встали на зимние квартиры вдоль реки Серет, с авангардами, выдвинутыми к Стрыпе. В. Ф. Кирей был вызван в штаб 9-й армии - для участия в разработке предстоящей армейской операции. 11-й армейский корпус двинулся в Бессарабию, и ко 2-му декабря 1915 г. он сменил пластунов, расположившись на границе с Буковиной.

Осознание ведущей роли артиллерии при прорыве позиционной обороны противника еще только приходило – ведь позиционная война установилась на Русском фронте совсем недавно. И при планировании операции на Стрыпе были допущены серьезные тактические просчеты. Так, русская артиллерия видела только передний край противника, тянувшийся по гребню пологого хребта, закрывавшего весь вражеский тыл. О неприятельской артиллерии русские имели лишь самые смутные представления. В итоге 5 раз - 24, 25, 26 декабря 1915 г. и 1 и 6 января 1916 г. повторилось одно и то же: русская артиллерия громила первые линии противника, и пехота их занимала - но как только последняя показывалась на гребне, австрийская артиллерия осуществляла такие же действия. В итоге русская пехота оказывалась в исходном положении. Операция на Стрыпе не удалась.

Кровавый опыт был учтен, и когда намечалось следующее наступление, в штабе 9-й армии было созвано совещание, на которое пригласили командиров корпусов вместе с корпусными инспекторами артиллерии. Был приглашен и подполковник В. Ф. Кирей. Выслушав присутствовавших, командующий армией генерал от инфантерии П. А. Лечицкий сказал: «Согласен с мнением подполковника Кирея».

Теперь В. Ф. Кирей был облечен соответствующими полномочиями.

Местом прорыва был выбран район южнее Днестра. Выбран тщательно и грамотно. У дер. Доброноуц на 3,5-км фронте наносившего главный удар 11-го армейского корпуса было сосредоточено 159 орудий. Продолжительность артиллерийской подготовки - 5 часов 15 минут. Группировка и распределение артиллерии, схема действий, вопросы переноса огня, взаимодействия и др. были отлажены безукоризнено.

В результате 22 мая 1916 г. многочисленная австрийская артиллерия молчала: ее наблюдательные пункты были ослеплены, телефонные провода перебиты, позиции батарей засыпаны всеми видами снарядов (включая химические); пехотные укрепления разгромлены, а занимавшие их войска подавлены. 32-й артиллерийский дивизион израсходовал в течение этого дня около 11000 снарядов.

Действия артиллерии были «разыграны», как по нотам: В. Ф. Кирей лишь передавал по телефону: «Первый период», «Второй период» (а необходимые подробности содержались в изданном накануне подробном приказе). Путь для пехоты был открыт – и, например, пехотный 128-й Старооскольский полк преодолел все 3 линии неприятельской обороны, потеряв лишь двух человек убитыми и четырех ранеными. Как и другие полки дивизии.

32-я пехотная дивизия продвинулась между высотами 458 и 273, и через несколько километров вышла на оперативный простор. Но ее части перемешались (в т. ч. с дивизией 2-го эшелона), управление затруднилось. Фронт вправо и влево еще стоял, и австрийцы начали контратаки.

Удар пришлось повторять - и 28-го мая 9-ю армию ждала блестящая победа: фронт противника рассыпался. Было захвачено в плен 37000 человек.

Опыт этих боев В. Ф. Кирей и аккумулировал в упомянутой выше книге. Его вклад в победу 9-й армии переоценить невозможно. Тщательная подготовка к операции велась 2 месяца. Причем артиллерист лично действовал на переднем крае, осуществляя артиллерийскую разведку. А как-то раз даже «сделал вылазку», вырезав ножницами кусок проволоки из заграждения противника – «на память».

Подходившие на усиление батареи получали от В. Ф. Кирея номера позиций и наблюдательных пунктов, подробный план позиции противника, на котором были отмечены все необходимые ориентиры. План был комбинацией из увеличенной карты, данных аэрофотосъемки и наблюдений.

Излюбленным изречением В. Ф. Кирея было: «Артиллерийский пот спасает пехотную кровь». Эту фразу он избрал в качестве эпиграфа к своей книге.

Русская пехота так уверовала в способность артиллерии проложить ей дорогу вперед, что в дальнейшем, уже во время Летнего наступления 1917 года, солдатские комитеты 32-й пехотной дивизии всегда голосовали за наступление с соответствующей показательной оговоркой: «если артиллерийская подготовка будет такой, как 22-го мая 1916 года».

Кампания 1916 г. продолжалась.
После прорыва у Окны 11-й армейский корпус был задержан на р. Прут перед Черновицами. Артиллерийская подготовка в рамках корпуса, усиленного частями армейской артиллерии, была проведена 5-го июня - и пехота настолько ей верила, что в назначенный час вся 32-я дивизия, лежавшая в кукурузе, встала как один человек - и в следующий момент предмостная позиция была взята. Ночью последовала переправа через Прут и безостановочное движение к Кимполунгу.

11-й армейский корпус от Черновиц был повернут на запад, на г. Снятын, а потом по южному берегу Прута - на Делятын. В бою 19-го июня у Березова Вышнего В. Ф. Кирей, командовавший 4-й батареей 32-й артиллерийской бригады, по собственной инициативе взял пехотную роту, сотню казаков дивизионного штаба дивизии и 2 орудия своей батареи – с этими силами он перевалил через хребет у высоты 1001 и перерезал южный путь отступления противника в Венгрию, по шоссе Делятын - Микуличи - Ворохта. И противнику осталась лишь одна дорога, на север - через город Долина.

В. Ф. Кирей был вызван в штаб армии - для организации прорыва у Станиславова, а затем Калуша, где остановилось наступление правого фланга армии. И его артиллерия обеспечила новые удачные прорывы – под Хоцимержом и Тлумачом. В итоге - Станиславов, Калуш и Долина были взяты.

Заслуги талантливого артиллериста были отмечены – В. Ф. Кирей получил Георгиевское оружие и был произведен в полковники с назначением в управление инспектора артиллерии Юго-Западного фронта.

Солдаты и младшие офицеры были готовы идти за В. Ф. Киреем, что называется «в огонь и воду», но не все штаб-офицеры признавали авторитет полковника, считая быстрое выдвижение последствием протекции.

Комбат с двумя академическими образованиями, кавалер Георгиевского оружия, организатор нескольких прорывов корпусного и армейского масштаба – послужной список В. Ф. Кирея к концу кампании 1916 года был впечатляющ. Он был не только на своем месте – вполне заслуживал большего. Например – должности инспектора артиллерии армии, а то и фронта.

Как вспоминали современники, В. Ф. Кирей обладал живым и уравновешенным характером, любил общество, был интересным и остроумным собеседником. Он был очень демократичным человеком, и со всеми офицерами и солдатами обращался как с равными. В то же время, будучи человеком «компанейским», мог иногда выпить и в компании с поручиками.

После Февральского переворота 1917 г. В. Ф. Кирей получил в командование 6-ю тяжелую артиллерийскую бригаду. 20 июня он становится генерал-майором, а затем – инспектором артиллерии 41-го армейского корпуса. Наконец, 9 сентября В. Ф. Кирей - командующий 23-м армейским корпусом.

Ему удалось отличиться еще раз – и за заслуги в деле организации артиллерийской подготовки в ходе Июньского наступления 1917 г. он награждается орденом Святого Георгия 4-й степени.

Наступал конец русской армии, и в декабре 1917 г. В. Ф. Кирей приехал в Киев. Известность генерала была такова, что ему предложили пост военного министра Украины - но он предпочел быть сторожем в гараже, а затем уехал в Добровольческую армию, став начальником ее артиллерийского снабжения. В Русской армии П. Н. Врангеля В. Ф. Кирей занимал должность начальника Военно-технического управления.

После краткого пребывания в Болгарии и Югославии, В. Ф. Кирей приехал в Париж и работал шофером такси. В начале 1924 года произошел случай, изменивший его дальнейшую жизнь: чехословацкий военный атташе в Париже В. Клецанда вызвал такси, шофером в котором оказался В. Ф. Кирей. Произошла неожиданная и радостная встреча – когда-то (тогда еще поручик - офицер связи с чешскими частями русской армии) В. Клецанда познакомился в штабе 9-й армии с В. Ф. Киреем. После этой встречи В. Ф. Кирей очутился в Праге - став полковником чехословацкой армии.

Бывший генерал должен был приспособиться к совершенно иной обстановке, и не только учить, но и самому учиться – и не только языку. Командный состав чехословацкой армии в те времена представлял из себя мозаику из старых австро-венгерских кадровых и запасных офицеров, чехов и немцев, молодых легионеров, людей с образованием и без него, полусотни русских эмигрантов.

В. Ф. Кирей справился со своей задачей - став общепризнанным авторитетом и в чехословацкой артиллерии. Показательно, что младшие офицеры относились к нему также, как когда-то русские. Очевидец вспоминал: «Кирей обращается с нами, как с равными: просиживает с нами в кофейнях, играет в шахматы даже с поручиками. Совсем не похож на наших полковников».

В вопросе обучения офицеров своего полка он ввел некоторые русские традиции, требовал понимания, а не зубрежки, лично учил и экзаменовал своих офицеров. Принимал и участие в составлении новых уставов, ввел в армии систему координат на бывших австро-венгерских картах, которая получила официальное название «Кирей – Нетик» (генерал Нетик - начальник главного артиллерийского управления), писал статьи.

После производства в генерал-майоры командовал 11-й полевой артиллерийской бригадой в городе Кошице (Словакия), а в конце 1938 года, по достижении 60-ти лет был уволен в отставку. Поселившись в Праге, скончался 5 июня 1942 г.

В отечественной военной истории В. Ф. Кирей навсегда останется как крупнейший артиллерийский специалист позиционного периода Первой мировой войны, прекрасный тактик и настоящий русский офицер.


8. Мортирная (гаубичная) батарея на позиции.
Автор:
Олейников Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ольгович Офлайн
    Ольгович (Андрей) 17 ноября 2017 07:41
    +19
    Интереснейший человек-какая судьба, какие перепетии, но не сдался, везде достиг вершин.
    Огромная потеря для ВС страны.
    1. Микадо Офлайн
      Микадо (Николай) 17 ноября 2017 10:05
      +16
      за статью Автору огромное спасибо! good
      Интересно, что его книги (книги, по сути, белогвардейца! Ладно, если бы это Слащев был, он хотя бы на Родину вернулся) издавались для РККА! парадокс! what Только вчера читал в очередной раз материалы совещания по итогам Финской войны, там Мерецков как раз упоминает трудности работы со специальной, особенно иностранной, военной литературой до войны. Смысл был: "почему нет этой литературы в широком доступе?" Ответ: "там много похабного написано про советскую власть". И все боятся! Вообще, читая это совещание, впору за голову хвататься от того, как к этой войне готовились. belay
      генерал-майора В. З. Maй-Маевского (того самого, который в мае-ноябре 1919 г. командовал Добровольческой армией)

      который послужил прототипом героя Владислава Стржельчика в фильме "Адъютант Его превосходительства" good
  2. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 17 ноября 2017 07:50
    +10
    ему предложили пост военного министра Украины - но он предпочел быть сторожем в гараже, а затем уехал в Добровольческую армию, став начальником ее артиллерийского снабжения.
    .... Не признал власть Директории, которая пришла на смену правительства гетмана Скоропадскому..А так , когда Временное правительство разрешило украинским "автономистам" формировать национальные части , в украинской армии с сентября 1917 года. Служил начальником артиллерии Гайдамацкого коша Слободской Украины. В период "гетманщины" входил в состав Генерального штаба, был членом комиссии по созданию войсковых школ и академий, инспектором артиллерии 40го корпуса.Был начальником штаба обороны Киева в январе 1918 года.
  3. Гопник Офлайн
    Гопник 17 ноября 2017 08:31
    +16
    Спасибо большое, очень интересно.
  4. Главный Врач (Владимир Михайлович) 17 ноября 2017 10:00
    +20
    Достойный человек
    Прекрасный профи
    Везде оказался востребован и честно прожил свой век
  5. Гопник Офлайн
    Гопник 17 ноября 2017 10:00
    +11
    Оффтоп, конечно. Не по теме совсем, но, однако, как отличается дизайн обложек 1926 и 1936 годов. Вроде всего-то 10 лет разницы. Наглядные различия в дизайне между "конструктивизмом" и "сталинским ампиром". Пардоньте за оффтоп.
  6. Dzmicer Офлайн
    Dzmicer 17 ноября 2017 10:55
    +16
    Очередное подтверждение того факта, что в ходе революции и гражданской войны Россия потеряла лучших из лучших.
    1. Mavrikiy Офлайн
      Mavrikiy 18 ноября 2017 16:00
      0
      Цитата: Dzmicer
      Очередное подтверждение того факта, что в ходе революции и гражданской войны Россия потеряла лучших из лучших.

      Ну и? Спасибо Керенскому скажите за свободы. А ли это не он, послал телегу с горы, а рученки грабельки? А вот убийства то офицеров, цвета армии, когда началось?
      Петуха даете сударь.
  7. XII легион Офлайн
    XII легион (Цезарь) 17 ноября 2017 11:00
    +19
    Путь для пехоты был открыт – и пехотный 128-й Старооскольский полк преодолел все 3 линии неприятельской обороны, потеряв лишь двух человек убитыми и четырех ранеными. Как и другие полки дивизии.

    Вот что может сделать грамотная организация артиллерийской подготовки и дальнейшего сопровождения пехотной атаки. Никакие заграждения не устоят.
    Жаль что не всегда и не везде так получалось.
    Но получалось все лучше! К концу войны делали даже то что не умели наши союзники
  8. Mavrikiy Офлайн
    Mavrikiy 17 ноября 2017 19:22
    +2
    Автор: Но у русской армии был свой выдающий артиллерийский специалист...
    Э, как это по-русски то...?
    1. OAV09081974 Офлайн
      OAV09081974 (Олейников Алексей Владимирович) 17 ноября 2017 20:41
      +18
      Да, 2 последние буковки "ся" (то есть должно было звучать - "выдающийся") пропустил. Вычитывал несколько раз, и не заметил. Наверное взгляд замылился.
      Знаю что Вы крупный специалист по лингвистике - и благодарю что обратили внимание на этот недочет.
      С уважением hi
      1. Mavrikiy Офлайн
        Mavrikiy 18 ноября 2017 15:29
        +1
        Ну (+) от меня то был, за Ваш действительно интересный труд. hi
  9. Какой-то Компот (Невесть кто) 17 ноября 2017 21:45
    +17
    Жизнь замечательных людей в погонах замечательна вдвойне
    Интересно good
  10. ПоручикТетеринъ 18 ноября 2017 11:41
    +11
    Замечательная и познавательная статья. Фото страниц брошюры--материалы поистине уникальные. А сам герой статьи--по-настоящему гениальный командир и артиллерист от Бога. Читая биографии таких людей, начинаешь понимать, скольких талантливых и верных сынов потеряла Россия после 1917 года... Автору--моя искренняя признательность за проделанный труд и восстановленную память о русском Герое! hi
Картина дня