Иван Калита - политика вне морали

39
31 марта - день смерти великого князя Владимирского, хитрого, жестокого и умного политика Ивана Калиты. Период его правления оценивается неоднозначно. Одни исследователи считают этого князя великим собирателем земель русских, другие предателем народа и ревностным служителем золотоордынского хана Узбека. Его награждали эпитетатами: "скупец", "лицемер", "вероломный татарский угодник". Свое прозвище Иван получил, видимо, от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту") с деньгами для раздачи милостыни.

Не известна и точная дата рождения и смерти Ивана Калиты. Историки указывают лишь приблизительный год его появления на свет 1288, хотя и в этом многие сомневаются (другие источники указывают 1283 год). Существует проблема и с определением даты смерти Калиты - 1340 или 1341 год. Будущий великий князь родился четвертым по счету сыном московского правителя Даниила Александровича и долгое время не мог рассчитывать на московский престол. В течение долгого времени Иван оставался в тени старшего брата московского князя Юрия Даниловича. Его великого деда Александра Невского часто сравнивают с Иваном Даниловичем, пытаясь найти истоки мирного сосуществования с Золотой Ордой.

Иван Калита - политика вне морали
Иван Калита, раздающий милостыню.Кошелев Р.


Официально Иван Калита был женат дважды. Первая его супруга – княгиня Елена, скончавшаяся в 1331 году, по-видимому, являлась его сверстницей. О том, какого рода была княгиня, сведений нет, однако известно, что родила она за период брака четырех сыновей и четырех дочерей, а перед кончиной приняла монашеский постриг и именовалась Соломонида. О дате заключения брака также ничего не известно, однако следует предполагать, что обвенчался князь, по обычаю, еще в юношестве. Елена приходилась матерью Симеону Гордому, Ивану Красному и Андрею Серпуховскому.

Вторая супруга Калиты - княгиня Ульяна, происхождение которой доподлинно не установлено. Известно, что княгиня была намного моложе Ивана Даниловича, родила дочь Марию и пережила мужа на двадцать лет. По завещанию князя ей достались немалые богатства и земли.

Исследователи называют имена восьми детей Калиты:
• Симеон Гордый и Иван Красный (наследники и великие князья);
• Андрей Серпуховский;
• Даниил и Феотиния (сведения о них практически не сохранились);
• Мария (жена Ростово-Борисоглебского князя Константина);
• Евдокия (супруга Ярославского князя Василия);
• Феодосия (княгиня Белозерского княжества, супруга князя Федора Романовича).


Московское княжество Иван Данилович получил в 1320 году. Для утверждения в качестве московского князя он отправился в Золотую Орду, где впервые встретился с ханом Узбеком. Уже при первой встрече хан проявил к Ивану Даниловичу свое расположение, но потребовал от него заставить Александра, князя тверского, явиться в столицу Орды.

В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита


Политическая деятельность этого удивительного человека началась с оригинального и хитрого хода. Калита заручился поддержкой митрополита Петра, переманив его многочисленными обещаниями из Владимира в Москву. Требованием Петра был возведен храм Богоматери. Калита уже в ранние годы своего правления понимал всю силу церковного влияния на умы русского народа. Капиталовложение, как показала история, себя оправдало. 1326 году на площади была заложена церковь Успения Богоматери, это была первая каменная постройка в Москве такого масштаба. После смерти Петра православная кафедра осталась здесь же, что сразу насторожило других влиятельных князей.

Этот напряженный период в истории раздробленной Руси характеризовался усилением Твери и многочисленными выступлениями против ордынского ига. Вокняжению Ивана Даниловича предшествовала кровавая распря между его братом Юрием Даниловичем и Дмитрием Тверским, в результате которой Юрий был зарублен. Немного позже Дмитрия Тверского убили в Орде, и княжеский престол перешел к вышеупомянутому Александру. Молодой князь отказался от поездки к хану за ярлыком и заключил договор с Новгородом. Мятежного Александра поддержал Псков и жители Твери. В ходе восстания в Твери были зверски убиты татарский посол Чол-хана и весь его двор, включая слуг, что вызвало негодование хана Узбека.

Иван Данилович воспользовался сложившейся ситуацией для того, чтобы устранить своих главных политических противников и направился в Орду. Хан вручил ему ярлык на великое княжение и снабдил пятидесятитысячным войском. Калита выступил во главе карательного татарского отряда против собственного народа. Под командование Ивана Даниловича встали также суздальцы. Как описывает события Карамзин, продвигался Калита медленно в надежде, что Александр одумается, но выяснив, что Тверь и Псков уступать не намерены, вынужден был подойти к Опоку. В качестве меры устрашения он уговорил митрополита наложить проклятие на восставших, но и это не заставило их повиноваться.

Татары под предводительством Калиты подавили восстание, выжгли села и полностью разорили Тверскую землю, огромное количество местного населения было угнано в рабство. Князь Александр, бросив свою юную супругу, сбежал в Литву, но затем вернулся и вновь вокняжился в Твери. В 1339 году Александр был вызван в Орду по доносу Калиты, где вместе с сыном казнен мучительным способом. Великокняжеский престол Иван Данилович получил кровью русского народа, хитростью и предательством. Однако с этого момента набеги на территорию не повторялись. Дань собиралась вовремя и регулярно направлялась Узбеку, хотя и была тяжела. Волнения Калита жестоко подавлял, собирая излишки в собственную казну.

Ивана Даниловича прозвали Калитой за его рачительность и хозяйственность. Несметные богатства, которые он скопил, собирая дань для хана, направлялись на расширение Московского княжества и укрепление его могущества. В начале правления территория княжества составляла всего 35 тысяч квадратных километров, а в конце Москва была одним из сильнейших центров Руси. Задолго до получения ярлыка на Владимирский престол Калита занимался скупкой небольших и средних участков земли и разоренных территорий своих соседей, расширяя тем самым границы своих владений. Например, куплены были сразу три города с округами - Углич, Белозерск и Галич. Калита не брезговал даже аморальными средствами, поэтому особой любви русского населения не заслужил. Большие территории были отторгнуты у Твери в период подавления непокорного Александра и восставших. Тем не менее, нельзя отрицать, что именно благодаря его политике Москва приобрела влияние на всей территории Северо-Восточной Руси. Калита диктовал свою волю таким свободолюбивым городам как Псков и Новгород, а также посылал сборщиков дани на Печору. Не раз новгородцы пытались откупиться от Ивана Даниловича, но хитрый князь всегда оставался непреклонен.

Сергей Ефошкин.Св. блг. князь Иоанн Калита


Во внутренней политике Иван Данилович проявил себя не менее успешно. Хозяйственный и экономный князь контролировал расходы, стараясь привлечь как можно больше торговых людей, развивая ремесло и сельское хозяйство. В 1339 году Кремль обнесли дубовой стеной, Москва пополнялась все новыми каменными постройками. Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приеме на службу придерживался принципа веротерпимости. Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей. Темпы развития княжества оказались одними из самых высоких за всю историю Древней Руси.

В Москве жестоко карались уголовные преступления, поэтому уровень безопасности в княжестве значительно возрос. Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию.

Заслугой «беспринципной», как называют ее некоторые исследователи, политики Ивана Даниловича стало сорокалетнее спокойствие русских земель. Набеги прекратились, так как ордынский хан получал установленную им дань регулярно и в полном объеме, а дружеские отношения с Калитой позволяли оставаться Узбеку и его окружению уверенными в своем могуществе.

Иван Данилович сумел воспользоваться географическими преимуществами Москвы, сделав ее не только политическим, но и духовным, а также экономическим центром. Калиту заслуженно считают одним из первых правителей, начавших воссоединение раздробленной Руси.

Умер «собиратель земель русских» 31 марта либо в 1340, либо в 1341 году. Данные о его смерти путаются, также сегодня невозможно сказать, что именно стало причиной его кончины. Взошедшие на московский престол сыновья Калиты Симеон Гордый и Иван Красный продолжили политику своего отца, что позволило Московскому княжеству приобрести огромный политический вес и окончательно закрепиться в роли центра Руси.

А.Васнецов.Московский Кремль при Иване Калите
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    31 марта 2012 08:47
    Главная ошибка.. или может преднамеренное искажение... в том что тогдашние события и поступки оцениваются с точки зрения сегодняшних этических норм... а ведь в те времена всё было другое... например очаровательный обычай доносчику первая плеть, сейчас заменен административной ответственностью за клевету... и т.д. плюс...относительно непревзятое изложение...
    1. +2
      31 марта 2012 12:59
      Поддерживаю. Кстати, не только данная статья страдает этим милым "недугом".
      1. recitatorus
        +3
        31 марта 2012 14:02
        Этим недугом мы все,в той или иной степени,страдаем!..Слишком уж нам нравятся простые и красивые истории...
  2. Георг Шеп
    0
    31 марта 2012 10:50
    Да, несмотря на многие негативы правления Ивана Калиты, было достигнуто главное - сохранение и приумножение русской земли и государственности.
  3. Харон
    +5
    31 марта 2012 11:05
    Логика действий князя находилась в полном согласии с нравами того времени. А все разоблачения - ни что иное, как махание проигравшими кулаками после драки.
    Лучше всего а его пользу говорит конечный результат.
    Но расширение территории это одно. Территорию можно огнём и мечом расширить, получив безлюдные земли. А вот если население стало жить лучше, богаче и безопаснее, это уже называется государственная мудрость. И плевать на стоны немногочисленных обиженых бояр.
    1. recitatorus
      +2
      31 марта 2012 14:06
      Главное единение и укрепление страны! А бояре - это дело десятое.Ведь именно на фундаменте заложенным Калитой Русь и смогла сбросить монгольское иго!
  4. +3
    31 марта 2012 11:58
    Харон,
    согласен с тобой -Иван Калита достойный был правитель!!!!! fellow
  5. -7
    31 марта 2012 12:02
    Конкретики вообще нет никакой! Автор описывает период правления или жизни определенного человека (правителя), при этом даже представления не имеет когда тот родился и отдал богу душу, но описывает как он оригинально и хитро взашел на престол! А особенно заставляет задуматься фраза - "он ездил в Орду или платил дань Орде". ЭТО ГДЕ НАХОДИТЬСЯ? О хане Узбеке вообще в первый раз слышу! Далее перечислять не буду. Сегодняшние нравы может быть и изменились по сравнению с тем временем, но зачем автор вводит народ в заблуждение своим незнанием темы?! Просто чтобы было или как???
  6. cvet2010gordeeva
    +4
    31 марта 2012 12:44
    1. Правитель Золотой Орды Узбек –хан (1282-1341гг.)
    2. По поводу даты рождения Ивана Калиты, каюсь не знаю я даты рождения, но ее не знают ни Карамзин, ни Соловьев, ни другие именитые исследователи, ни даже (падаю ниц пред мудростью сего источника)Википедия. А не знаю по одной простой причине: утрачены сведения
    3. По дате смерти та же история
    4. А по поводу того, что вы не знаете хана Узбека – сочувствую)))
    1. -4
      31 марта 2012 15:02
      Цитата: cvet2010gordeeva
      Правитель Золотой Орды Узбек –хан (1282-1341гг.)

      А что вы мне этим хотели сказать??? Что был такой человек?
      Во-первых, как тогда его звали и где о нем упоминается потому что, Узбек-хан это титул, а не имя собственное! Но что же он такого выдающегося сделал чтобы ему платили дань и где об этом сказано? Во-вторых говоря Золотая орда, наталкивает на мысль, что орда не одна и что это такое вообще, государство или что-то иное? И где эта самая орда находилась чтобы так её бояться и платить дань?
      Цитата: cvet2010gordeeva
      По поводу даты рождения Ивана Калиты, каюсь не знаю я даты рождения, но ее не знают ни Карамзин, ни Соловьев, ни другие именитые исследователи, ни даже (падаю ниц пред мудростью сего источника)Википедия. А не знаю по одной простой причине: утрачены сведения

      Если бы сведения были утрачены, то ни про Ивана Калиту, ни про известного вам хана Узбека никто бы и впомине слыхать не слыхивал! Про википедию я вообще промолчу, так как там на мой взгляд некоторые написанные моменты ничего общего с реальным положение вещей ни имеют! А самое интересное, кто её пишет???
      Цитата: cvet2010gordeeva
      А по поводу того, что вы не знаете хана Узбека – сочувствую)))

      Это я вам сочувствую, потому что к вам больше вопросов, чем у вас ответов!
      1. 0
        31 марта 2012 21:27
        А! Носовский энд Фоменко Инкорпорейтед
        1. 0
          1 апреля 2012 05:51
          rexby63
          К данным ученым отношусь спокойно, и не ставлю их выводы во главу угла, и вопросы с моей стороны к ним имеются, так что не пойму ваш пафос с написанием их фамилий!
          Ответили бы на поставленные мной вопросы, можно предметно разговаривать, а так попросту не о чем!
      2. 0
        31 марта 2012 22:36
        В своё время это проходили в 7 классе... и Царь Пётр 1 это титул... минус..
        1. +1
          1 апреля 2012 06:01
          вард
          Я рад за вас, что вы что-то проходили в 7 классе!
          Титул - ЦАРЬ, Имя собственное - ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ!!!
          А теперь назовите мне кто же такой Узбек-хан, я весь во внимании???
    2. 0
      19 августа 2018 09:27
      ...Ярослав Всеволодович= Иван Калита , после смерти старшего брата от раны, полученной на реке Вожа - *самособойчик* с соседями Юрия Долгорукого стал полноправным Хозяином.. Он сосредоточил в своих руках власть духовную ( Иоанн Пресвитер ) и военную ..
      Хан Иоанн Рюрик варяг Троянец ( внук Гостамысла) прибыл на Русь в начале 12 века ( где то в в 1210-12 году)..
      Рюрик -родил- Всеволода -
      Всеволод -родил- Юрия Долгорукого и Ивана Калиту..( Иван Калиф)..
      ...а хан узбек кому то просто снится..
  7. +1
    31 марта 2012 12:59
    ...хитростью и предательством. Однако с этого момента набеги на территорию не повторялись.

    http://topwar.ru/12958-ivan-kalita-politika-vne-morali.html


    Без комментариев
  8. +1
    31 марта 2012 15:24
    Итак несколько десятков лет не жгли села и не у водили в полон проклятые православных.
    По этому итогу Ивану Калите князю Московскому поклон Земной.

    "Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приеме на службу придерживался принципа веротерпимости. Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей. Темпы развития княжества оказались одними из самых высоких за всю историю Древней Руси."
    Еще поклон

    "В Москве жестоко карались уголовные преступления, поэтому уровень безопасности в княжестве значительно возрос. Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию."

    И третий поклон!!!

  9. Страбон
    +2
    31 марта 2012 18:50
    Как глубоко в нас проникла историческая фальсификация. Думаю те кто так нагло изолгал из Торы ю могут собой гордится собой. это им удалось. Да не было никакого ИГА. Это нам просто вдолбили, и этим высосаным из пальца фактом скрывают все ужасы насильственного крещения Руси. Хватит верить в эту ахинею, что великие князья ездили за "блословением" к татаро-ионголам.
    Зря минусите Sibiryak он то как раз и прав. Ну откройте глаза, ну читайте больше. Ведь даже на старинных фресках татаро-монголы все с русскими лицами и светлыми бородами. Что ОРДА это ополчение-войско. Хан это должность военноначальника. Слолько еще поколений будет верить в это вранье об Иге?

    http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XtO8xHuNro5
    yZmnfAM-5RtYXpjSkoKP1r9B7ahS6Fz9Vl8dOV0kY8VSEYF_EEXvWPI63Dc6ScL7CESwehD1e-Ce-BiW
    zZxygj4zmMYdnq_NJ_PIsvLz9dEPStnN5iy9P54I9XswpNU7CQ?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1L
    dmtxdVA3QjZrYy10ZFZ6U3BfN00xd3JFV2hKZU8weUZyTk5sR2kzT1RFV1pMN1gxVWV4UkNBQjFVUXdp
    bU1xaTNzQmhERHF5c0VNcnlYdjFvUXRfd0ZMeWI4dmlRRlhDekhuMWFMaEgtR25IOGFwYlp5ODFSdmlx
    WGxCMHhHaTl4eTFn&b64e=2&sign=1d25fe427c428f5aa67b5ad1f6711352&keyno=8&l10n=ru&mc
    =3169&i=4 Вот небольшая ссылка по этой теме. Там приводятся неоспоримые факты что ига не было Если это кому интересно.
    1. +1
      31 марта 2012 22:41
      Общался я с татарскими ребятами которые двигают эту версию... на вопрос про доказательства... согласно логическим выкладкам... то есть доказательств они представить не смогли... версия конечно в своём роде красивая и на злобу дня... но как говорят высосанная из пальца...
    2. арк76
      +1
      1 апреля 2012 11:24
      На средневековых европейских миниатюрах сражающиеся с крестоносцами арабы тоже изображены еропеоидами ,так что фрески это не довод.
    3. Marat
      +2
      1 апреля 2012 18:24
      Мой отец учился во время войны в Казани и после потом общался с историками с Казанского универа - знаю что в Татарстане эта идея очень популярна (как и у нас) возможно что "ужасное иго монгол и татар" сильно преувеличено - просто Евразийскийкотел бурлил и шли процессы междоусобиц и объединении - при этом Калита сыграл великую и полезнейшую роль (не уверен понимал ли он ее сам)

      Хотя с другой стороны у нас и письменной и устной истории есть память , что монголы разок крепко нас побили (вкл битву на Калке - где нашими союзниками выступили русские) - с тех пор идет история беженцев в Венгрию или рабов проданных в Египет (мамлюки) и захвативших там власть

      Хочу отметить главное - как бы мы ни интерпретировали историю - нельзя допустить чтобы она раскалывала нас - берите пример с казахов - ни один из нас не держит зла на монгол за имевший место разгром более 700 лет назад
      Наоборот - у нас появились монгольские рода (например Чингизидов - торе)

      Никакой неприязни в монголам у казахов нет - только симпатии как к родственному по обычаям и общей истории народу

      Так же должны относится к монголам и русские - общая история сделала вас родственниками. Монголия 16-я республика и должна стать частью нашего нового Евразийского Союза. А татары вообще его ядро и основа - такое же как русскии народ
  10. Страбон
    +2
    31 марта 2012 20:38
    Для тех кто хоть немного знает историю. Уже давно не секрет, что «татаро-монгольского ига» не было, и никакие татары с монголами Русь не покоряли. Но кто и для чего сфальсифицировал историю? Что было спрятано за татаро-монгольским игом?
    Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… А минусуют ТУПИЦЫ или те кому нравиться эта унижающая нацию ложь.
    1. -1
      31 марта 2012 21:35
      Да я Вас сминусовал и не боюсь об этом сказать. Потому что я больше верю Соловьеву С.М. , Ключевскому В.О. Шахматову А.А., Рыбакову Б.А., Гумилеву Л.Н., чем двум небезызвестным "академикам". Кстати, вышеперечисленные ученые тоже тупицы? Да, дружок, гордыня - это страшный грех
      1. 0
        31 марта 2012 22:08
        Академик, в той паре, что вы называете - Фоменко Анатолий Тимофеевич. Причем, академик - без кавычек. В топологии математических множеств - вы специалист? А вот А.Т.Фоменко - да.
        Так что.... была бы лженаукой - новая хронология...в Берлине бы не печаталась. В Лондоне. В Штатах.
        1. 0
          1 апреля 2012 11:11
          В топологии математических множеств


          Я об этом знаю. И Носовского с Фоменко читал. Вот только вызывает некоторое удивление тот интерес среди западных издательств, возникший у них к трудам Носовского и Фоменко. К своим новохроноложцам они таких симпатий не испытывают. Вопрос - сколько раз за почти триста лет переиздали И.Ньютона "Исправленная хронология древних царств" и каким тиражом? А у И.Ньютона заслуг поболее, чем у Ваших кумиров
        2. 0
          24 августа 2018 08:12
          ....для шибко одарённых Монголия основана в 1920 году. Будешь землю жрать?..
      2. Страбон
        +3
        31 марта 2012 22:31
        Да мне Ваши минусы не страшны Страшно то что такие как Вы иудохристиане всячески поддерживают сказки о 300-летнем иге, – геноцидом славянских народов. чтобы списать уничтожение 2/3 населения и трети городов во время христианизации Древней Руси (об этом аргументировано написали Патер Дий в статье «Русь православная до принятия христианства и после» и Лев Прозоров в книге «Язычники крещёной Руси»). А перечисленные вами Рыбаковы и Гумилевы, и другие ну не могли они написать по другому их просто бы не опубликовали. Время такое было. Для Вас специально привожу тот факт, что всю историю Руси писали немцы, а позже добросовестно переписывали другие. Ну а нас чтет того что мне заминусовали ученые я сомневаюсь сильно. Тут у Вас и 5 классами не пахнет.
        1. +1
          1 апреля 2012 11:15
          Кроме Гумилева с Рыбаковым я разве никого более не назвал? Да и Гумилева в предвзятости тяжело заподозрить, его не особо издавали в Советское время. А Ваши гуру, как почувствовали слабину власти, так и пустились во все тяжкие. Историки, Ха!
      3. +1
        1 апреля 2012 05:33
        Цитата: rexby63
        Потому что я больше верю Соловьеву С.М. , Ключевскому В.О. Шахматову А.А., Рыбакову Б.А., Гумилеву Л.Н., чем двум небезызвестным "академикам".

        Два не безизвестных академика как раз и учитывают мнение Соловьева, Гумилева и т.д., так что еще большой вопрос, во что вы верите, прийдя к таким выводам!!!
        1. +1
          1 апреля 2012 12:58
          Ну-ка, с этого места по-подробнее, как и где они учитывают мнение Соловьева и Гумилева.
          1. serge
            +2
            1 апреля 2012 14:08
            Есть источники и поавторитетнее Рыбакова с Шахматовым. Новгородские, Суздальские, Устюжские и многие другие летописи. Повесть о битве на реке Калке, Повесть о приходе Батыя на Рязань, Повесть о разорении Киева... Ян Длугош, Матвей Меховский, Плано Карпини, Джувейни, Сокровенное сказание монголов (Юань-чао би-ши), Рашид-Ад-Дин, византийские источники...
            1. +1
              1 апреля 2012 17:45
              Согласен, только Вам надо этот комментарий адресовать поклонникам "новой хронологии"
      4. barabar
        +1
        1 апреля 2012 20:54
        К сожалению ученые тоже люди и пишут на заказ, а так же пользуются материалами друг друга без проверки. При Петре немцы переписали историю
        Русской империи. Через десяток лет и мы тоесть наши внуки будут считать что в Великую Отечественную Войну победили Сша. Потому что так хотят "новые" переписчики истории. Про другие страны и разговора нет уних абсолютно другие истории и географии преподают в школах.
    2. 0
      7 июля 2018 11:47
      ..проект Ульянова=Ленина=Бланка с картавыми товарищами..
  11. +4
    31 марта 2012 21:56
    Зубодробительно, потрясающе, страхнаводяще...

    Копья ломаем зачем?....

    Милая девушка Елена Гордеева , cvet2010gordeeva (надеюсь она простит меня за такую вольность) - изложила хорошим языком и доступно историю Ивана Калиты, как его интерпретирует ТРАДИЦИОННАЯ история.

    Есть люди, которым ближе, прочувствованнее, достовернее НОВАЯ хронология.

    Ну так, понятно, точек соприкосновения - не будет. Или очень мало.

    О чем спор? Не пойму.
    Хорошо хоть, что не древним укром Иван Калита оказался.
    Божье - богу, кесарево - кесарю.
    Пока новую хронологию не приняли в качестве основной и утвержденной к преподаванию...придется обходиться ..традиционной.
  12. +1
    31 марта 2012 22:47
    Леночка прости Христа ради нас убогих... не понимаем мы чего творим... если Ваш ребёнок чересчур много времени проводит на сайте военное обозрение.. попробуйте приучить его к более здоровым занятиям...вину, женщинам и картам...
    1. +2
      1 апреля 2012 13:36
      вину, женщинам и картам..


      Это когда молодой и все можно, то конечно. Разве я тридцать лет назад стал бы спорить про какую-то там новую теорию
  13. +1
    2 апреля 2012 13:54
    "Одни говорят, что Бог есть. Другие, что Бога нет. И то и другое - недоказуемо" А статья неплохая и без особых ляпов. Что же касается вопроса о Иге, то мне нравится подход А. Бушкова. Как фантаст он мне не интересен, а вот его исторические исследования (при всей их спорности) заставляют думать и читать разные источники. Больше всего беспокоит то обстоятельство, что наш народ пытаются лишить прошлого, которым он гордится. Для меня лично Ледовое побоище и Куликовская битва будут не мелкими стычками соседствующих феодалов. а Великой историей моей Родины. И именно благодаря им, я гордился своей страной в советские годы. Несогласные могут указать на "Великие битвы" других народов благодаря которым человечество стало лучше. А взывающим к гуманизму рекомендую почитать "Ветхий Завет". Очень много полезного узнают о угнетаемых евреях в частности.
  14. +1
    11 июня 2018 08:46
    ...Иван Калита = Хан Батый= Ярослав Всеволодович - внук Хана Энея Рюрика Варяга Троянца призванного на Русь ПРАВИТЬ.. не нуждался в благословении никаких ханов узбеков.. Ибо его отец Всеволод был правителем...
  15. 0
    7 июля 2018 11:38
    Цитата: Страбон
    Да мне Ваши минусы не страшны Страшно то что такие как Вы иудохристиане всячески поддерживают сказки о 300-летнем иге, – геноцидом славянских народов. чтобы списать уничтожение 2/3 населения и трети городов во время христианизации Древней Руси (об этом аргументировано написали Патер Дий в статье «Русь православная до принятия христианства и после» и Лев Прозоров в книге «Язычники крещёной Руси»). А перечисленные вами Рыбаковы и Гумилевы, и другие ну не могли они написать по другому их просто бы не опубликовали. Время такое было. Для Вас специально привожу тот факт, что всю историю Руси писали немцы, а позже добросовестно переписывали другие. Ну а нас чтет того что мне заминусовали ученые я сомневаюсь сильно. Тут у Вас и 5 классами не пахнет.

    ..в помощь - Монголия основана в 192о году, соответственно и нация и национальность.. И никто не мог написать о Монголах ранее 1920 года.., а вот подменить понятия Моголы- великие на монголы легко и просто.. Это сделали богоизбранные Ульянова =Бланка..
    Так же в 1920 году они * переокрестили* Волжских булгар в Татары.. И получили Татаро-монгольское нашествие.. У евреев ум на гадости горазд..
  16. 0
    7 июля 2018 11:43
    Цитата: Страбон
    Да мне Ваши минусы не страшны Страшно то что такие как Вы иудохристиане всячески поддерживают сказки о 300-летнем иге, – геноцидом славянских народов. чтобы списать уничтожение 2/3 населения и трети городов во время христианизации Древней Руси (об этом аргументировано написали Патер Дий в статье «Русь православная до принятия христианства и после» и Лев Прозоров в книге «Язычники крещёной Руси»). А перечисленные вами Рыбаковы и Гумилевы, и другие ну не могли они написать по другому их просто бы не опубликовали. Время такое было. Для Вас специально привожу тот факт, что всю историю Руси писали немцы, а позже добросовестно переписывали другие. Ну а нас чтет того что мне заминусовали ученые я сомневаюсь сильно. Тут у Вас и 5 классами не пахнет.

    ... кстати Ярослав не Данилович.. Ярослав - Всеволодович.. Всеволод - сын Рюрика Иоана варяга троянца...