Неизвестный таран: подвиг Николая Зиновьева

21
В июле 2016 года на склонах Маркотхского хребта в районе Неберджаевского водохранилища трудами поискового отряда «Кубанский плацдарм», а также поисковиков из Новороссийска, было обнаружено место падения советского истребителя ЛаГГ-3. Но понятие обнаружено, верно, слишком громкое. Боевая машина, судя по всему начала разваливаться ещё в воздухе, засеяв обломками целый склон. Единственными частями некогда грозного истребителя дошедшими до нас оказались обломки двигателя.

Именно так начался долгий путь по обретению имени неизвестного лётчика героя войны – Николая Кондратьевича Зиновьева. Но вернёмся к методичной работе энтузиастов-поисковиков, благодаря которым вновь обрели имя тысячи солдат.



ЛаГГ-3 одноместный одномоторный истребитель, получивший своё имя благодаря фамилиям своих создателей – Семёна Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова, считают машиной неоднозначной. Что подчёркивается прилипшей к нему кличке «лакированный гарантированный гроб», но оставим эти споры в стороне. И споров много, и привычка критиканствовать слишком сейчас сильна, чтобы вынести хоть какую-то толику правды.



Один из ЛаГГов на Кавказе

Единственное, что важно выделить – это материал корпуса ЛаГГ-3. А именно, так называемая, дельта-древесина, весьма современный по довоенным меркам композитный материал. Дельта-древесину производят горячим прессованием шпона, пропитанного спиртовыми смолами. Поэтому, учитывая факт разброса деталей и, видимо, горения самолёта ещё в воздухе, приходилось рассчитывать только на установление номера самолёта только по частям двигателя, разбросанного по склону, так как ничего другого попросту не осталось. При этом останки пилота были найдены достаточно быстро, поэтому установление номера самолёта (соответственно и фамилии пилота) стало делом чести.



Маркотхский хребет - две стороны

Сначала, благодаря датам, обнаруженным на шильдиках, стало понятно, что данная боевая машина появилась на свет в мае-июле 1942-го года. Также удалось выяснить, что в данный период серия ЛаГГов собиралась на авиастроительном заводе №21 в Горьком (Нижний Новгород). А так как поисковый отряд «Плацдарм» немало поднаторел в авиационной области поисковых работ и даже создал собственную базу данных, достаточно быстро выяснили, что данная машина входила в состав 62-го истребительного авиационного полка ВВС ЧФ, базировавшегося со 2 июля 1942 года на аэродроме в Мысхако.

Наконец, уже летом 2016 года на склонах хребта, ставшего последним пристанищем для истребителя и его пилота, обнаружили фрагмент двигателя с выбитым номером. А так как все номера двигателей самолётов, входивших в состав 62-го ИАП, были известны, дело было за малым.



Склоны Маркотхского хребта со стороны Новороссийска

Двигатель был установлен на истребителе ЛаГГ-3 №3127 62-го ИАП, который, судя по архивным данным, не вернулся из боя 10 июля 1942-го года. За штурвалом погибшего самолёта сидел старший сержант Зиновьев Николай Кондратьевич. Родился Николай в 1916 году в селе Берёзовка, Долинского района, Днепропетровской области, УССР.

В задачи лётчиков полка, в котором служил старший сержант Зиновьев, входило прикрытие Новороссийска, Цемесской бухты и новороссийского порта, столь жизненно важного для флота, от налётов вражеской авиации. После потери Севастополя Новороссийск оставался одним из немногих портов с необходимой инфраструктурой для функционирования флота.

10 июля старший сержант Николай Зиновьев в паре со своим ведущим лейтенантом Григорием Гокинаевым вылетел с полевого аэродрома Мысхако на патрулирование. В районе посёлка Абрау-Дюрсо наши лётчика заметили три немецких бомбардировщика Ю-88. Из-за густой облачности при выполнении манёвра для атаки ведущий и ведомый потеряли друг друга. В итоге Зиновьев вступил в бой в одиночку. Позже из опубликованных данных станет ясно, что в тот день в налёте на Новороссийск участвовали до 5 бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием истребителей Ме-109.

Перед бомбардировщиками стояла задача уничтожения плавучего дока в новороссийском порту и портовой инфраструктуры. Судя по всему бой, разгоревшийся между оставшимся в одиночестве Зиновьевым и вражескими самолётами, был нешуточным. Ни один из Ю-88 так и не смог сбросить смертоносный груз над целью.



Согласно сведениям ВВС ЧФ, расстреляв весь боезапас, Зиновьев пошёл на таран одного из «Юнкерсов», сбив его ценой собственной жизни. Машины рухнули в труднодоступной гористой местности. В самом деле, территория за Маркотхским хребтом труднопроходима даже сейчас. Это горный край, испещрённый балками, оврагами и скалами, покрытый плотными зарослями дубняка, граба, клёна и т.д. Более того со слов новороссийских поисковиков, участвовавших в истории обретения имени лётчика, части двигателя вошли в грунт более чем на метр. Поэтому сам факт обнаружения уже невероятен.

Всё это к тому, что уничтожение своей боевой машины сами немцы в своих рапортах не указывали. А так как вошло в моду на слово верить сведениям гитлеровцев, несмотря на то, что сам Геринг генерал-полковником Удетом был обвинён в фальсификации собственных боевых результатов, факт тарана многие легко подвергнут сомнению. Надеюсь, мне простят моё доверие сводкам советских ВВС. А также моё неверие в тот факт, что лишь парой очередей и лихим видом одинокий ЛаГГ-3 старшего сержанта смог распугать пятерых Ю-88 и, как минимум, пару истребителей до такой степени, что те не смогли нанести портовой инфраструктуре почти никаких повреждений.

Неизвестный таран: подвиг Николая Зиновьева


Николай Зиновьев

Тем более что ещё до обнаружения останков храброго пилота, его имя и фамилия были увековечены на воинских мемориал сразу в двух городах – в Новороссийске и в Севастополе, по данным отряда «Кубанский плацдарм» и Новороссийского центра поисковых работ (НЦПР).
Наконец, спустя почти 75 лет останки Николая Зиновьева, погибшего в боях за Новороссийск, были перезахоронены 20 декабря 2016 года силами НЦПР. По традиции павшие в битве за Новороссийск бойцы хоронят в этой же земле, а непосредственно захоронением занимаются местные поисковики.

Так закончился бой, начатый сержантом Николаем Зиновьевым почти 75 лет назад.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    16 ноября 2017 07:46
    Интересный материал
    Не знал, спасибо
  2. +4
    16 ноября 2017 07:46
    Молодцы поисковики, еще один солдат Великой Отечественной похоронен..Вечная слава и память...
  3. +6
    16 ноября 2017 12:37
    Все бы было прекрасно, но если поискать информацию от самих поисковиков, то картина вырисовывается несколько другая: во-первых боекомплект был израсходован не полностью, во-вторых бомбардировщики до цели дошли, но бомбометание было неточным, в-третьих самого тарана никто не видел, в-четвертых фонарь кабины пробит пулями. Скорее всего сержант сделал несколько заходов на противника, не позволив точно сбросить бомбы, но в итоге был сбит стрелками бомбардировщиков.
    Ни в коем случае не хочу оскорбить память сержанта Зиновьева, тем более что Героем его делает сам факт боя с пятеркой Ю-88, еще и прикрытой истребителями.
    http://kubplazdarm.tuapse.ru/aviatsiya-vov/item/2
    18-eshche-odin-samolet-eshche-odno-imya.html
    1. +3
      16 ноября 2017 13:30
      Только хотел вставить ссылку на "Кубанский плацдарм".
      1. +1
        17 ноября 2017 11:12
        Curious а вам лучше пойти Шпаковского комментировать! Без обид! Ваша стихия история!!
        1. 0
          17 ноября 2017 11:24
          Евангелие от Матфея. Мф.7:1. “Не судите, да не судимы будете…" "Не посылайте, да не посылаемы будете..."
    2. +5
      16 ноября 2017 14:00
      Цитата: CentDo
      но в итоге был сбит стрелками бомбардировщиков.

      Да, скорее всего, ведь обломков юнкерса тоже не нашли, а ведь там два двигателя и вообще он из металла. Таран, не таран... лётчик погиб, вступив в неравный бой, задачу выполнил, а сам погиб. Честь и слава ему!
      1. +3
        16 ноября 2017 15:29
        Цитата: verner1967
        Цитата: CentDo
        но в итоге был сбит стрелками бомбардировщиков.

        Да, скорее всего, ведь обломков юнкерса тоже не нашли, а ведь там два двигателя и вообще он из металла. Таран, не таран... лётчик погиб, вступив в неравный бой, задачу выполнил, а сам погиб. Честь и слава ему!

        Согласен.
        Не нужно придумывать подвиги, которых не было, нужно помнить те, что были. Настоящий Зиновьев, сорвавший ценой жизни авианалет, ценнее выдуманного Зиновьева, таранившего "юнкерс".
        1. Zug
          +1
          16 ноября 2017 19:04
          точно-Герой-атаковал противника пока скорее всего не был или убит стрелком либо тяжело ранен,может и машина была повреждена-неплохо бы узнать какой серии ЛАгГ-Читатели бы узнали о стоящем на нем вооружении(первые версии имели (солидный запас стволов на борту)
          Слава Герою-отныне он не лежит безымянный!!!!
          1. +1
            17 ноября 2017 16:32
            ЛаГГ был скорее всего 31-й серии. Один ШВАК, один УБС. Боекомплект на память не помню.
            1. Zug
              0
              17 ноября 2017 19:19
              мда-слабовато для бомбера,эти шли уже не из дельта древесины..
              1. 0
                20 ноября 2017 09:50
                Немного поправлю Вас: из дельта древесины строились как раз таки ЛаГГи, немцы ее не использовали.
                А по поводу вооружения: мне кажется, что и на Аэрокобре, с ее 37 мм аргументами, сбить хоть одного немца в этом бою было бы проблематично, хрен к ним подойдешь, когда по тебе 5 стволов бьют. Можно конечно метров с пятисот стрелять, но это скорее лотерея.
  4. 0
    16 ноября 2017 21:30
    Это говорит о том, что лётчик расстрелял весь боекомплект и так и не смог выполнить боевую задачу! Таран, это не подвиг героев, это лебединая песня косоруких воздушных бойцов.
    1. 0
      17 ноября 2017 10:43
      Давно не писал, но тут не смог удержаться.
      Ваши выводы исключительно Вам, что-то, может быть, и говорят.

      Лично Вам, откуда известна боевая задача данного лётчика? То, что он не сбил ни одного Юнкерса ещё не говорит о том, что он свою боевую задачу не выполнил.
      Показателем успешности выполнения боевого задания для летчика истребительной авиации СССР периода ВоВ, точно не являлось количество сбитых самолётов противника. Исходя из данного случая, задачей являлось прикрытие наземных или надводных объектов инфраструктуры. Объекты не получили существенных повреждений, значит ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА. И не важно, сколько бомбардировщиков было сбито, а сколько нет.
  5. +15
    17 ноября 2017 10:02
    У нас ЛАГГи рядышком во время войны дислоцировались
    Хорошая машина
    Хотя были вопросы
  6. +2
    17 ноября 2017 11:05
    Мне вот интересно, кто распространяет миф о лакированном гарантированном гробе???? Читал мемуары наших летчиков почему то ни одного упоминания о таком прозвище!!!
    1. Zug
      0
      17 ноября 2017 19:26
      это потом уже его так величать стали...в 42 его точно так никто не величал ,машина была тяжелая,маневр был посредственный-потом они в основном на северном фронте летали-в карелии у нас,когда других машин поболее стало
  7. +1
    17 ноября 2017 11:08
    Сержант Зиновьев СЛАВА тебе, и вечная память!!!
  8. +1
    17 ноября 2017 11:47
    Цитата: Curious
    Евангелие от Матфея. Мф.7:1. “Не судите, да не судимы будете…" "Не посылайте, да не посылаемы будете..."

    Я ведь сказал без обид! Хотя кто как понял!
    1. 0
      17 ноября 2017 13:00
      Так и я без обид. Просто поблагодарил за совет.
  9. +1
    18 ноября 2017 05:39
    А сколько их еще ,таких героев,которые дрались до конца и не вернулись из боя?! Можно сказать без сомнения - Их много...и не только среди летчиков. Фильм ,,Танк Клим Ворошилов-2 '' он практически из жизни...точно так же,как и фильм ,,Хроника пикирующего бомбардировщика'',я уж не говорю о фильме ,,Торпедоносцы'' ...