Military Review

History of War. No one should be forgotten!

10
No one should be forgotten!


- If it were not for my 83 of the year - an elusive tear spoke at the corners of the eyes of people gathered in front of a small Memorial sign of Crimeans, deaf from excitement, the voice of Professor MADI Dmitry Sosnin - I would stand in front of you ... on my knees ... as a token of deepest gratitude for the long-awaited point in my many years of unsuccessful searching for this saint, - Dmitry Alexandrovich inclined his head toward a concrete column with a memorial tablet in the center, - for me, a place.

It all began with the usual viewing of the video found by Yandex-search with the memories of Wehrmacht veterans: periodically supplemented by interspersed shots of amateur filming from the life of their anti-aircraft battery shelling the besieged Sevastopol. When the attention of Vladimir Polstyan (a geological engineer by education and the commander of the Coastal Battery detachment of the Sevastopol branch of the Russian Geographical Society, at the call of the heart ...) was caught by the flashed silhouette of the Il-2 attack aircraft: the explosion ... the jubilant faces of the anti-aircraft gunners - and ...

- Wait a minute - Vladimir Valentinovich “rewound” a few frames - but that elevation in the background ... with chalk sediments ... is this not by chance the mountain Kaya-Bash from the Bakhchsarai district?

“It may well be that the detachment’s historian Yury Pikalov brought out a few of his field pictures to the display — especially her characteristic spur: we once traced the route of the headquarters of Manstein’s army and, look, it was just like a saddle.

Search engines immediately moved to the place of the alleged fall of the attack aircraft and ...

- The rest was already a matter of technology - the head of the branch, Professor Elena Voskresenskaya, smiles - the very first combing with magnetometers of the field adjacent to the skyscraper confirmed the correctness of the assumption of our search engines: pieces of the armor of the plane were found, aviation sight, air system gear, headset for the flight headset and a whole bunch of aluminum trim parts. And near the side of the road towards the dugouts of the German battery, there are rusty remnants of anti-aircraft shells and auto parts.

Study of archival documents of the Black Sea Maritime Aviation fleet (MA Black Sea Fleet) led enthusiasts to stories flights of 18 SHAP: combat missions from the Chersonesus airport, blocking the way of providing ammunition to Germans rushing to Sevastopol. On that fateful day for pilots in the vicinity of Kai-Bash, the aircraft of Senior Lieutenant Miron Efimov really “worked”. However, the future Hero of the Soviet Union returned to the airfield without his slave — a sea pilot, commander of the Il-2 attack aircraft, Lieutenant Nikolai Evgrafov.

From the story of Miron Efimovich (already - Colonel of Naval Aviation ...) - recorded after many years by Dmitry Sosnin:
“In the morning of March 1, we flew to the 157,5 altitude area to suppress the German anti-aircraft battery. Finding a long-range truck, we entered it from the side of the sun and covered it with a bombed carpet. However, leaving the impact zone, I suddenly saw a burning slave plane. Of course, Nicholas could still leave him, but - there were Germans downstairs! And he deliberately sent a falling car in the direction of trucks with ammunition, turned off the main supply route of the advancing army - to the battery destroyed by us: opposing selfless sacrifice to the inglorious captivity! Turning around, I finished off the animated anti-aircraft gun and passed over the crash site of Nicholas: shells in burning trucks were torn not far from the burning Elah ... ”

According to the sister of the deceased "villain" (namely, the German veteran who lost the friends of the downed aircraft that day said ...): "With young Aviation Kohl" fell ill "about 15 years ago: another sister took him to the flying club where she was engaged in parachuting. So, when Tannin the instructor gave him a ride on Y-2, Kolya immediately understood that this was exactly what his irrepressible boyish energy lacked! ”

And at the end of the cadet Nikolai Evgrafov's 1941, as an excellent graduate student at the Eysk School of Naval Pilots, they were sent ahead of time to the Black Sea Fleet fighter jets to the current naval squadron. There he quickly proved that his school jumps into the Neva from the 18-meter bridge were not the result of a reckless boyish “delete”, but the result of an accurately calculated, free flight!

Taking off almost every day to the hottest spots, Nikolay managed to return to the airfield in an unharmed plane. However, war is war. And soon he, as the only remaining in the ranks of the fighter squadron, was transferred to the attack aircraft of the MA of the Black Sea Fleet. And in December, 41, while still in the rank of sergeant, the latter-day attack aircraft with the experience of a seasoned fighter personally shot down a German bomber who was trying to escape from an enemy airfield attacked by the Elias.

Then all four of these "flying tanks"Covered with their" lighters "10 German aircraft - right in the parking lot" Sarabuz. Along the way, seriously crippling eReS-si seven more! Nikolai, coming out of the next bombing attack, suddenly with a side vision noted, “Crusader” flying up from the side! A small turnaround, a short cannon line and the burning remains of Heinkel- ... replenished the victorious account of that cruel raid.

Handing Nicholas along with the early lieutenant epaulets of the Order of the Red Banner, the then Black Sea Fleet Commander Vice Admiral Philip Oktyabrsky noted not only the young, but just the young officer with the words: "May God give this future Hero also to fight until the end of the war." And Nikolai fought!

52 combat departures of the former high school student Yeysk VAUL paid dear to the German "guests" of the Crimea. He crushed enemy vehicles, suppressed artillery batteries and destroyed the enemy’s shaving manpower, which the sailors respectfully called his attack aircraft a flying battleship: with such minimal losses Nikolai left the hell of the Sevastopol defense. This was only 50 days after the receipt of the order noted in the Order of awarding Lieutenant N.F. Evgrafova is the second battle Red!

The golden star of the Hero of the Soviet Union would not have been waiting, but ... At that fatal 1 of March 42, Nicholas evidently felt that the attacked battery was finished, despite the usual attack aircraft tactics, suddenly began to gain altitude: instead of the usual departure from the shaving ... The immediate reaction of the surviving gunner of the only surviving gun, and - the impassive lens clearly recorded the rupture of the projectile in the immediate vicinity of the unprotected attack cockpit.

His nephew Dima was barely 8 years old. Due to the direct hit of the bomb in the parental home, the funeral sent to the besieged Leningrad found Nicholas's mother only after 6 for many years.

However, Anna Petrovna did not find any information about the place of her son’s death.
And only when the already matured Dima himself started on these searches - the head of the personnel department of the IA BSF unexpectedly responded to one of the innumerable requests to various addresses: sending privately the address of a military retiree ... Colonel Miron Efimov. So became known the details of the death of his slave - sea pilot, Lieutenant Nikolai Evgrafov.

However, unfortunately, Miron Efimovich could not recall the exact location of the crash of his slave aircraft. And only this year, looking at the responses to the next Yandex-request “Sea Pilot Nikolai Evgrafov” - Dmitry Aleksandrovich suddenly stumbled upon a message posted on the Web about the discovery of Sevastopol search engines! A brief correspondence with their commander ... information of Vladimir Polstyan on the nephew to the head of the branch of the Russian Geographical Society ... forwarding her found relative to the aviation branch of the branch ... a corresponding proposal to the head of the naval aviation of the Black Sea Fleet, Colonel Sergei Bodnaruk ... visit of the Chairman of the Council of Veterans of the IA Chelyabinsk Colonel Vasily Lobov to the Bakhchisara administration

On a sunny day, 29.10.2017, exactly on 11-00, took another name to take its place of honor in the memorial list of the defenders of the Hero City who fell on the land of the Bakhchisarai region.

Speaking at the mourning rally, the head of his administration, Vladimir Udakhin, assured the present officers of the IA of the Black Sea Fleet and its veterans that this was only the first step in perpetuating the Memory of the sea pilot who defended his native Fatherland to the last breath! Oath of oath to which, every Warrior swears under no circumstances to change this his solemn Oath: "Stand dead! .. - on the Boundary entrusted to him ..."

After that, under the energetic carcass of the military orchestra, Vladimir Vladimirovich handed the Honorary Diplomas to the Sevastopol searchers. In turn, the deputy chief of the MA of the Black Sea Fleet, Colonel Anatoly Boyko, proposed expanding the scope of the military-patriotic influence of this Memorial Sign! It was decided to assign the name of Nikolai Evgrafov to one of the schools of the Bakhchisarai district, so that, visiting the room of the Glory of the Fallen Hero, schoolchildren from elementary school learned to understand high Responsibility for the fate of their Homeland! As 75 years ago, it was understood by a sea pilot - the commander of an attack aircraft, Lieutenant Nikolai Evgrafov.

PS In agreement with the chairman of the Krasnomak settlement council, Andrei Klimenko, who was present at the rally, it was decided to open the room of Glory of the sea pilot Nikolai Evgrafov in the secondary school in the village. Kholmovka 19.04.2017g., Timed to the 106 anniversary of the creation of the first two squadrons at the Black Sea Fleet communications service - to increase the speed of communication between ships and protect them from pirate submarine raids. It was then that the 128 thous. Rubles received from the treasury for the purchase and maintenance of 6 seaplanes (according to Maritime Minister IK Grigorovich’s order from 19 04 1911) actually created a new structure of the Black Sea Fleet of Russia - its Naval Aviation! (Only after a year and almost 4 of the month, duplicated by order No. 397 of the War Minister VA Sukhomlinov from August 12 in the new style - 1912 of the year, in which all aeronautics and aviation issues were transferred from the Main Engineering Directorate to the aeronautical part of the General Directorate of the General Staff of the Army headed by Major General M.I. Shishkevich ...)

Patronage over the room of the Hero will be taken over by the Council of the Black Sea Fleet naval aviation veterans.


On photo:

1 - veterans



2 - sea pilots of the Black Sea Fleet: deputy. Commander of the IA ChF Colonel Anatoly Boyko and his team


3 - Hero's nephew - Professor MADI Dmitry Sosnin with search engines of the Russian Geographical Society
History of War. No one should be forgotten!


4 - Tab of the Memorial sign 13.10.2017 by search engines and the management of SRO RGO


5 - place of installation of the Memorial sign to the sea pilot lieutenant Nikolay Evgrafov


6 - the final touch: the head of the CPO RGO Professor Elena Voskresenskaya


7 - a minute of silence to the sounds of the mourning march of the military band of the fleet


8 - Elena Voskresenskaya and deputy Zak. Assembly of Sevastopol Vyacheslav Gorelov
Author:
Photos used:
Galina Yatlenko
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Olgovich
    Olgovich 17 November 2017 07: 24 New
    10
    According to the German chronicle, finding an airplane is an amazing story!
    Well done search engines!
  2. parusnik
    parusnik 17 November 2017 07: 39 New
    +6
    According to the sister of the deceased “villain” (and this is how a German veteran who lost his friends on that day spoke about a pilot of a downed plane ...)
    ... We for them were "villains", we will and remain ...
  3. Victor N
    Victor N 17 November 2017 09: 16 New
    +6
    EVERY deceased has his own destiny, there are relatives left to whom he was infinitely dear, for whom his death is endless grief. Mental work - to empathize with grief in order to realize the value of life - one's own and another's.
    Glory to our fallen soldiers! Sympathy for loved ones. Immortal Regiment ......
  4. BAI
    BAI 17 November 2017 09: 47 New
    +4
    Il single, first issues. You don’t even know what to say in such cases - it’s good or bad.
    Come on, dad, let's drink vodka, for your dashing time,
    For that big sky in which you, like a bird, lived

    A. Marshall
  5. Head Physician
    Head Physician 17 November 2017 09: 58 New
    18
    Rangers do holy work
    What kind of experience for guys
  6. XII Legion
    XII Legion 17 November 2017 10: 55 New
    16
    From life.
    Thank you!
  7. Settlement Oparyshev
    Settlement Oparyshev 17 November 2017 18: 09 New
    0
    I’m kind of on a drum, whether someone will tear up over my body empty without a soul. My main thing is to avenge the USSR.
  8. Some kind of compote
    Some kind of compote 17 November 2017 21: 44 New
    15
    Yes, sometimes
    Interestingly good
  9. beeper
    beeper 18 November 2017 01: 14 New
    +2
    About 2 years ago on YouTube I watched this Fritzev movie and also remembered the episode with a flying "humpback" attack aircraft and shooting anti-aircraft guns, and how the Nazis joyfully ran to the site of the fall of the Soviet "Ila" ... and then shot into our hearts the frames on which our smoking body the pilot.
    Now we know the name of the deceased Hero-Defender of the Motherland, and where did the charred remains of Hitler’s “civilizers” share, with photos and movie cameras fixing their bloody “feats” on our land on film, did the “offended” villain not remember about this? Eh, it was necessary much earlier, right after the war, at the state level, with live participants and eyewitnesses, with living relatives waiting for news, to systematically look for our "missing people" ...
    Eternal Memory of the Fallen for the Motherland!
    1. beeper
      beeper 14 December 2017 19: 45 New
      +1
      If that Fritz “commentator” is still alive, then would you ask this Hitlerite “peaceful tourist” where the “offenders” shared the body of our warrior who was murdered, because, most likely, the flying bones are somewhere nearby and shallow or the beast was stolen?

История Войны. Никто не должен быть забыт!

Никто не должен быть забыт!

- Если бы не мои 83 года – неуловимой слезой отзывался в уголках глаз собравшихся перед небольшим Памятным знаком крымчан глухой от волнения голос профессора МАДИ Дмитрия Соснина, – я бы встал перед Вами… на колени … в знак глубочайшей признательности за долгожданную точку в моих многолетних безуспешных поисках этого святого, - Дмитрий Александрович склонил голову в сторону бетонного столбика с мемориальной табличкой в центре, - для меня места.

А началось всё с обычного просмотра обнаруженного Яндекс-поиском видеофильма с воспоминаниями ветеранов Вермахта: периодически дополняемых вкраплениями кадров любительской киносъёмки из жизни их зенитной батареи, обстреливающей осаждённый Севастополь. Когда внимание Владимира Полстяного (инженер-геолога - по образованию и командира отряда «Береговая батарея» севастопольского филиала Русского Географического Общества – по зову сердца…) привлёк мелькнувший силуэт падающего штурмовика «Ил-2»: взрыв… ликующие лица зенитчиков – и…


- Постойте-ка – «отмотал» несколько кадров Владимир Валентинович – а вон та возвышенность на заднем плане… с меловыми отложениями… это случайно не гора Кая-Баш из Бахчисарайского района?

- Вполне может быть – историк отряда Юрий Пикалов вывел на дисплей несколько своих натурных снимков – особенно её вот этот характерный отрог: мы в своё время маршрут штаба армии Манштейна отслеживали и, вот посмотрите – как раз похожая седловина отснялась.

Поисковики немедленно выдвинулась к месту предполагаемого падения штурмовика и…

- Остальное уже было делом техники – улыбается руководитель филиала профессор Елена Воскресенская – первое же прочёсывание магнитометрами прилегающего к высотке поля подтвердило правильность предположения наших поисковиков: были обнаружены куски брони самолёта, авиационный прицел, редуктор воздушной системы, наушник лётного шлемофона и целая куча деталей алюминиевой обшивки. А возле отвода дороги в сторону блиндажей немецкой батареи – ржавые остатки зенитных снарядов и автодеталей.

Изучение архивных документов морской авиации Черноморского флота (МА ЧФ) привело энтузиастов к истории полётов 18-го ШАП: боевыми вылетами с Херсонесского аэродрома, перекрывавшего пути обеспечения боеприпасами рвущихся к Севастополю немцев. В тот роковой для лётчиков день в окрестностях Кая-Баша действительно «работали» самолёты старшего лейтенанта Мирона Ефимова. Однако на аэродром будущий Герой Советского Союза вернулся без своего ведомого – морского лётчика, командира штурмовика «Ил-2» лейтенанта Николая Евграфова.

Из рассказа Мирона Ефимовича (уже - полковника морской авиации…) - записанного через много лет Дмитрием Сосниным:
«Утром 1-го марта мы вылетели в район высоты 157,5 на подавление немецкой зенитной батареи. Обнаружив дальнобойку, зашли на неё со стороны солнца и накрыли бомбовым ковром. Однако, выходя из зоны удара, я вдруг увидел горящий самолёт ведомого. Конечно, Николаю можно было ещё покинуть его, но - внизу были немцы! И он сознательно направил падающую машину в сторону грузовиков с боеприпасами, свернувших с основной трассы снабжения наступающей армии – к уничтоженной нами батарее: противопоставив бесславному плену самоотверженную смерть! Развернувшись, я добил ожившую зенитку и прошёл над местом падения самолёта Николая: неподалёку от полыхающего Ила рвались снаряды в горящих грузовиках…»

По словам сестры погибшего «злодея» (а именно так отозвался о лётчике сбитого самолёта потерявший в тот день своих друзей немецкий ветеран…): «Авиацией юный Коля «заболел» примерно лет в 15: ещё одна его сестра как-то взяла брата в аэроклуб, где она занималась парашютным спортом. Так вот, когда Танин инструктор прокатил его на У-2, Коля сразу понял - это именно то, чего так не хватало его неуёмной мальчишеской энергии!»

И в конце 1941-го курсанта Николая Евграфова, уже как отличника выпускного курса Ейского училища морских лётчиков – досрочно отправили в действующую флотскую эскадрилью истребителей Черноморского флота, присвоив звание сержанта. Там он быстро доказал, что его школьные прыжки в Неву с 18-ти метрового моста были следствием не безрассудной мальчишеской «удали», но результатом точно рассчитанного, свободного полёта!

Вылетая практически каждый день в самые горячие точки, Николай умудрялся возвращаться на аэродром в невредимом самолёте. Однако война - есть война. И вскоре его, как единственного оставшегося в строю лётчика истребительной эскадрильи, переводят в штурмовую авиацию МА ЧФ. А уже в декабре 41-го, пока ещё оставаясь в звании сержанта, новоявленный штурмовик с опытом бывалого истребителя лично сбивает немецкий бомбардировщик, пытавшийся удрать с атакованного Илами вражеского аэродрома.

Тогда всего четвёрка этих «летающих танков» накрыли своими «зажигалками» 10 немецких самолётов - прямо на стоянках «Сарабуза. Попутно серьёзно покалечив эРэС-ами ещё семь! Николай же, выходя из очередного бомбового удара, вдруг боковым зрением отметил, взлетевший сбоку - «крестоносец»! Небольшой доворот, короткая пушечная очередь и – горящие останки «Хейнкеля-…» пополнили победный счёт того жестокого налёта.

Вручая Николаю вместе с досрочными лейтенантскими погонами орден боевого Красного Знамени, тогда ещё Командующий ЧФ вице-адмирал Филипп Октябрьский отметил не то что молодого, а просто юного офицера словами: «Дай бог этому будущему Герою так же воевать до конца войны». И Николай воевал!

52 боевых вылета бывшего отличника-курсанта Ейского ВАУЛ дорого обошлись немецким «гостям» Крыма. Он так громил вражескую автотехнику, подавлял артиллерийские батареи и уничтожал с бреющего живую силу противника, что моряки уважительно называли его штурмовик летающим броненосцем: с такими минимальными потерями выходил Николай из самого пекла севастопольской обороны. Это и было всего через 50 дней после получения ордена отмечено в Приказе о награждении лейтенанта Н.Ф. Евграфова уже вторым боевым Красным!

Не заставила бы себя ждать и золотая звезда Героя Советского Союза, но… В то роковое 1-е марта 42-го Николай, очевидно посчитав, что с атакованной батареей покончено, вопреки обычной тактике штурмовиков, вдруг стал набирать высоту: вместо привычного отхода на бреющем… Мгновенная реакция уцелевшего наводчика единственной уцелевшей пушки, и - бесстрастный объектив чётко зафиксировал разрыв снаряда в непосредственной близости от незащищённой кабины штурмовика.

Его племяннику Диме тогда едва исполнилось 8 лет. Из-за прямого попадания бомбы в родительский дом отправленная в блокадный Ленинград похоронка нашла мать Николая лишь спустя 6 долгих лет.

Однако никаких сведений о месте гибели сына Анна Петровна в ней не обнаружила.
И лишь когда уже повзрослевший Дима сам занялся этими поисками – на один из бесчисленных запросов в самые разные адреса неожиданно откликнулся начальник отдела кадров МА ЧФ: прислав частным порядком адрес военного пенсионера… полковника Мирона Ефимова. Так стали известны подробности гибели его ведомого – морского лётчика, лейтенанта Николая Евграфова.

Однако вспомнить точное место падения самолёта своего ведомого Мирон Ефимович, к сожалению, так и не смог. И лишь только в этом году, просматривая отклики на очередной Яндекс-запрос «Морской лётчик Николай Евграфов» - Дмитрий Александрович вдруг случайно наткнулся на выложенное в Сеть сообщение о находке севастопольских поисковиков! Недолгая переписка с их командиром… информация Владимира Полстяного о племяннике руководителю филиала РГО… её переадресовка о нашедшемся родственнике в авиасектор филиала… соответствующее предложение - начальнику морской авиации ЧФ полковнику Сергею Боднаруку… визит председателя Совета ветеранов МА ЧФ полковника Василия Лобова в Бахчисарайскую администрацию - и…

Солнечным днём 29.10.2017 ровно в 11-00 ещё одно Имя заняло своё почётное место в мемориальном списке защитников города-Героя, павших на земле Бахчисарайского района.

Выступая на траурном митинге, Глава его администрации Владимир Удахин заверил присутствующих офицеров МА ЧФ и её ветеранов в том, что это пока лишь только первый шаг в деле увековечивания Памяти морского лётчика, до последнего дыхания защищавшего своё родное Отечество! Присягая которому, каждый Воин клянётся ни при каких обстоятельствах не изменять этой своей торжественной Клятве: «Насмерть стоять!.. - на вверенном ему Рубеже…»

После чего, под энергичный туш военного оркестра - Владимир Владимирович вручил Почётные Грамоты севастопольским поисковикам. В свою очередь заместитель начальника МА ЧФ полковник Анатолий Бойко предложил расширить сферу военно-патриотического влияния данного Памятного знака! Решено было присвоить имя Николая Евграфова одной из школ Бахчисарайского района, чтобы, посещая комнату Славы павшего Героя – школьники уже с начальных классов учились пониманию высокой Ответственности за судьбу своей Родины! Как 75 лет назад её понял морской лётчик - командир штурмовика лейтенант Николай Евграфов.

P.S. По согласованию с присутствующим на митинге председателем Красномакского поселкового Совета Андреем Клименко было решено открыть комнату Славы морского лётчика Николая Евграфова в средней школе пос. Холмовка 19.04.2017г., приурочив к 106-й годовщине создания первых двух авиаотрядов при службе связи Черноморского флота – для повышения оперативности связи между кораблями и охраны их от пиратских набегов подводных лодок. Именно тогда полученные от казны 128 тыс. рублей - на приобретение и содержание 6-ти гидросамолётов (согласно Распоряжения морского министра И.К. Григоровича от 19 04 1911 г.) фактически создали новую структуру Черноморского флота России - его Морскую авиацию! (Лишь через год и почти 4 месяца продублированную приказом № 397 Военного министра В.А. Сухомлинова от 12 августа по новому стилю - 1912 года, по которому все вопросы воздухоплавания и авиации передавались от Главного инженерного управления в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба армии, возглавляемой генерал-майором М.И. Шишкевичем …)

Шефство же над комнатой Героя возьмёт на себя Совет ветеранов морской авиации Черноморского флота.


На фото:

1 – ветераны



2 – морские лётчики ЧФ: зам. Командующего МА ЧФ полковник Анатолий Бойко и его команда


3 – племянник Героя – профессор МАДИ Дмитрий Соснин с поисковиками РГО
История Войны. Никто не должен быть забыт!


4 – закладка Памятного знака 13.10.2017 поисковиками и руководством СРО РГО


5 – место установки Памятного знака морскому лётчику лейтенанту Николаю Евграфову


6 – последний штрих: руководитель СРО РГО профессор Елена Воскресенская


7 – минута молчания под звуки траурного марша военного оркестра флота


8 – Елена Воскресенская и депутат Зак. Собрания г. Севастополя Вячеслав Горелов
Автор:
Василий Ятленко Заведующий авиационным сектором севастопольского филиала РГО Севастополь - Бахчисарай - окрестности пос. Холмовка
Использованы фотографии:
Галины Ятленко
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ольгович Офлайн
    Ольгович 17 ноября 2017 07:24
    +10
    По немецкой хронике-найти самолет-удивительнейшая история!
    Поисковики-молодцы!
  2. parusnik Офлайн
    parusnik 17 ноября 2017 07:39
    +6
    По словам сестры погибшего «злодея» (а именно так отозвался о лётчике сбитого самолёта потерявший в тот день своих друзей немецкий ветеран…)
    ...Мы для них были "злодеями", будем и остаёмся...
  3. виктор н Офлайн
    виктор н 17 ноября 2017 09:16
    +6
    У КАЖДОГО погибшего - своя судьба, остались близкие, которым он был бесконечно дорог, для которых его гибель - бесконечное горе. Душевный труд - сопереживать горю, чтобы осознать ценность жизни - своей и чужой.
    Слава павшим нашим воинам! Сочувствие близким. Бессмертный полк......
  4. BAI Офлайн
    BAI 17 ноября 2017 09:47
    +4
    Ил одноместный, первых выпусков. Даже не знаешь, что сказать в таких случаях - хорошо это или плохо.
    Давай-ка, батя, выпьем водки, за то твое лихое время,
    За то твое большое небо, в котором ты, как птица, жил

    А. Маршал
  5. Главный Врач 17 ноября 2017 09:58
    +18
    Следопыты святое дело делают
    Для ребят какой опыт
  6. XII легион Офлайн
    XII легион 17 ноября 2017 10:55
    +16
    Из жизни.
    Спасибо!
  7. п-к Опарышев Офлайн
    п-к Опарышев 17 ноября 2017 18:09
    0
    Мне как то по барабану,всплокнёт ли кто нибуть над моим пустым без души телом.Мне главное отмстить за СССР.
  8. Какой-то Компот 17 ноября 2017 21:44
    +15
    Да, бывает
    Интересно good
  9. пищак Офлайн
    пищак 18 ноября 2017 01:14
    +2
    Года 2 назад на Ютубе смотрел этот фрицевский фильм и тоже запомнил эпизод с летящим "горбатым" штурмовиком и стреляющими зенитками, и как гитлеровцы радостно бегут к месту падения советского "Ила"...а потом резанули по сердцу кадры, на которых дымящееся тело нашего лётчика.
    Теперь знаем имя погибшего Героя-Защитника Родины, а куда же дели его обугленные останки гитлеровские "цивилизаторы", фото и кинокамерами фиксировавшие на плёнку свои кровавые "подвиги" на нашей земле, об этом "обиженный" злодей не вспоминал? Эх, нужно было гораздо раньше-сразу после войны, на государственном уровне, при живых участниках и очевидцах, при ждущих вестей живых родственниках, системно искать наших "без вести павших"...
    Вечная Память погибшим за Родину!
    1. пищак Офлайн
      пищак 14 декабря 2017 19:45
      +1
      Если тот фриц-"комментатор" ещё жив, то спросить бы этого гитлеровского "мирного туриста" куда "обиженники" дели тело злодейски убитого нашего воина, ведь, скорее всего, лётчиские косточки где-то рядом и неглубоко лежат или зверьё растащило?