Как создавался Ми-28 «Ночной охотник»

Ми-28Н «Ночной охотник» (по натовской кодификации Havoc, «Опустошитель») — российский ударный вертолет производства ПАО «Роствертол», входящего в холдинг «Вертолеты России». Представляет собой современный боевой вертолет, основным предназначением которого является поиск и уничтожение танков, бронированной и небронированной техники противника, а также его пехоты на поле боя, помимо этого может поражать малоскоростные воздушные цели. Вертолет может использоваться в дневное и ночное время как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Ми-28Н официально принят на вооружение Министерством обороны России и активно поставляется в войска. По информации на 2017 год в составе ВВС России находится более 90 вертолетов Ми-28Н. Боевая машина пользуется также спросом на международном рынке. Как минимум 15 вертолетов Ми-28НЭ находится на вооружении иракской армии, ведутся поставки ударных вертолетов в Алжир, который в марте 2014 года подписал контракт на поставку 42 вертолетов Ми-28НЭ. Вертолеты уже успели поучаствовать в боевых действиях, российские применялись против террористов, находясь в составе Авиационной группы ВВС России в Сирии, иракские использовались в боях с террористами «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в России) на территории Ирака, в частности достаточно широко использовались во время операции Фатах (наступление на Мосул).

Свой первый полет ударный вертолет Ми-28 совершил 35 лет назад, это произошло 10 ноября 1982 года. Впоследствии на его базе был создан вертолет Ми-28Н, принятый на вооружение в 2009 году. Его серийное производство началось в России в 2006 году в Ростове-на-Дону на заводе ПАО «Роствертол». Согласно государственной программе вооружений до 2020 года российская армия должна получить порядка 200 вертолетов Ми-28Н.


Пилотажная группа "Беркуты" на Ми-28Н

Вертолет Ми-28 отличается выдающимися летно-техническими характеристиками. Он в состоянии выполнять такие фигуры высшего пилотажа как: петля Нестерова, бочка, переворот Иммельмана, полет боком, полет назад. Неслучайно с 2012 года вертолеты Ми-28Н используются пилотажной группой российских ВВС «Беркуты», группа выполняет полеты на шести строевых вертолетах данного типа.

История создания этого удивительного вертолета берет свое начало еще в 1976 году, когда Совет министров СССР принял постановление о начале работ над новым ударным вертолетом, который по своей боевой эффективности сумел бы превзойти стоящий на вооружении советский Ми-24 и американский Apache. Свои конкурсные работы представили ведущие ОКБ страны — Камова (вертолет Ка-50 «Черная акула») и Миля (вертолет Ми-28, генеральный конструктор Марк Вайнберг). В отличие от Ка-50 вертолет Миля разрабатывался в соответствии с традиционной концепцией двухместной одновинтовой машины с рулевым винтом. При этом существовало разделение функций между членами экипажа ударного вертолета: штурманом-оператором и пилотом.

Об интересных фактах появления вертолета и первых испытаниях Ми-28 журналистам ТАСС рассказал Герой Советского Союза летчик-испытатель Гурген Карапетян, который за годы своей работы освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом их модификаций — более сотни различных летательных аппаратов. Всего он провел в воздухе более 5500 часов, совершал полеты на всех типах вертолетов, созданных ОКБ Миля, в том числе и на ударном Ми-28. Именно летчик-испытатель ОКБ Миля Гурген Карапетян и штурман-испытатель Виктор Цыганков впервые подняли новый опытно-экспериментальный вертолет в воздух 10 ноября 1982 года.


Вспоминает Гурген Карапетян: «В тот день, к сожалению, скончался Леонид Ильич Брежнев. Но несмотря на это в 11 часов утра висение вертолета состоялось. Однако уже в 12 часов полеты запретили. Во время первого полета мы взлетели, повисели в воздухе 5 минут. Поднялись сначала на один метр, потом на пять метров, совершили перемещение влево-вправо, вперед-назад, выполнили развороты с небольшой угловой скоростью, после чего произвели посадку». По воспоминаниям летчика-испытателя особенно ярких впечатлений этот полет не оставил. При этом вертолет был достаточно устойчив и очень чувствителен в управлении. Позднее в ноябре-декабре 1982 года при испытаниях летчики доходили до скорости 60 км/ч. После первых полетов все материалы по ним и расчетные материалы ОКБ Миля были представлены на совет в Министерство авиационной промышленности СССР, после чего было получено одобрение на продолжение испытаний.

Стоит отметить, что в то время Ми-28 серьезно конкурировал с камовским изделием. Вертолет Ка-50 поднялся в небо в июне 1982 года, а Ми-28 взлетел только в ноябре. Как вспоминает Гурген Карапетян, перед выполнением первого полета произошло разрушение трансмиссии. Поэтому вплоть до ноября в КБ проводились различные доработки, и только в конце осени вертолет сумел выполнить первое висение. К тому моменту камовцы смогли уйти далеко вперед, поэтому в КБ Миля нужно было думать, как наверстать упущенное.

Серия предварительных испытаний нового ударного вертолета Ми-28 продолжалась с 1982 по 1985 год, они шли параллельно с испытаниями вертолета Ка-50. В конечном итоге в Минобороны приняли решение о том, что в конкурсе победила фирма Камова, однако с таким решением в КБ Миля были несогласны, прекрасно отдавая себе отчет в том, что на одноместной машине летать просто, а вот эффективно воевать уже сложнее. По воспоминаниям Карапетяна испытания вертолета Ка-50 на Гороховецком полигоне проводились точно такие же, как и с Ми-28. При этом был такой нюанс: однажды военные экипажи летали одновременно на Ка-50 и Ми-28. Их задачей было — 25 целей. Экипаж на вертолете Ми-28 обнаружил все цели, а на Ка-50 всего одну.

Ми-28А

Разработчики нового ударного вертолета Ми-28, а также летчики-испытатели КБ Миля убеждали военное руководство СССР в том, что «летчик на предельно малых высотах полета не в состоянии выполнять сразу все функции: пилотировать вертолет, заниматься поиском целей, огибать рельеф местности и препятствия и поражать цели». Гурген Карапетян поясняет, что на высотах 5-15 метров данные задачи один пилот выполнять не в состоянии, это возможно на высоте полета 30-50 метров, однако тогда вероятность его поражения вырастает до 95%.

Гурген Карапетян вспомнил еще один случай, который произошел во время его пребывания в Афганистане в 1980 году вместе с генеральным конструктором ОКБ Миля. Тогда на высоте 50 метров был сбит боевой вертолет Ми-24. «То ли там снайпер попался очень хороший, то ли шальная пуля попала летчику в голову. Но второй пилот не успел среагировать и с высоты 50 метров Ми-24 упал и разбился», — рассказывает летчик-испытатель. После возвращения в Москву в конструкции нового вертолета Ми-28 были произведены соответствующие доработки, в том числе претерпела изменения геометрия кабины. Тогда же Карапетян обратился к генеральному конструктору с предложением о том, чтобы забронирована была вся кабина вертолета: не только ее нижняя часть, но и стекла. Проведенные позднее испытания, в которых кабина вертолета Ми-28 расстреливалась из 20-мм авиационной пушки Vulcan (основной пушки НАТО) продемонстрировали отличные результаты защищенности.

Подтвердилась и концепция создания двухместной боевой машины, данный подход был абсолютно правильным. В то время у американцев наблюдалась похожая ситуация, вспоминает летчик-испытатель КБ Миля — везде в печати появлялись материалы в пользу одноместной концепции ударного вертолета. Причем многие статьи выходили к заседаниям государственной комиссии в СССР, примерно за месяц-два до ее проведения. Все это влияло на ход работ. Лишь после проведения испытаний на фирме Сикорского в 1989 году в США написали о том, что для того, чтобы сделать ударный вертолет одноместным необходимо автоматизировать 36 его систем, а стоимость такой автоматизации выходила «золотой».


По словам Карапетяна, в процессе создания нового вертолета конструкторами внедрялись различные решения и концепции, призванные добиться улучшения эргономики. В качестве примера летчик-испытатель отмечает: чтобы запустить двигатель, на вертолете Ми-24 необходимо было выполнить 144 операции, тогда как на новом Ми-28 — всего 18. Разница была значительной. На Ми-28 внедрялось большое количество усовершенствований, которые собирались внедрять еще на Ми-24, но по тем или иным причинам так и не реализовали. К примеру, на Ми-24 не было систем ночного видения, тогда как Ми-28 стал круглосуточным и всепогодным боевым вертолетом. При этом обнаружить сам вертолет в ночное время существенно сложнее, чем в дневные часы.

Международный дебют вертолета Ми-28А пришелся на 1989 год. 8 июня машина была впервые продемонстрирована в рамках французского авиасалона в Ле Бурже. Советский ударный вертолет стал настоящей звездой выставки. При этом первой реакцией иностранцев, по воспоминаниям Карапетяна, была следующая: «Ай, копия американского Apache!». Сам он объяснял, что внешне машины похожи, но неправильно говорить о копировании, просто люди в СССР и США при разработке боевой машины мыслили примерно в одном направлении. При этом, когда иностранцы узнали о решениях и концепции, которые были заложены в Ми-28, у них по-настоящему был шок. С точки зрения Карапетяна по боевой живучести Apache и Ми-28 совершенно разные машины и сравнение здесь не в пользу американца. В лице Ми-28 наша армия получила очень хороший вертолет, который по своей эффективности и боевой живучести является сейчас одним из лучших в мире, резюмировал заслуженный летчик-испытатель.

В настоящее время процесс развития боевого вертолета Ми-28 продолжается. 12 октября 2016 года в небо впервые поднялся вертолет Ми-28НМ, представляющий собой модернизированный вариант вертолета Ми-28Н. В отличие от обычного «Ночного охотника», в котором штурман-оператор сидит в передней кабине и ограничен в возможностях пилотирования боевой машины, в новом вертолете полноценное управление реализовано в обеих кабинах. Вертолет Ми-28НМ получил надвтулочную РЛС и новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, усовершенствованную радиолокационную станцию. Предполагается, что первая партия таких вертолетов может поступить в войска уже в 2018 году.

Ми-28НМ

Работы над созданием ударного вертолета Ми-28НМ (изделие 296) стартовали в 2009 году в рамках ОКР «Авангард-3». Основной задачей работ было проведение модернизации существующего вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» с использованием новых узлов, агрегатов и систем. Боевые, летные и эксплуатационные качества вертолета планировалось повысить путем замены ряда комплектующих. Также часть работ по проекту была связана с упрощением производства техники за счет отказа от комплектующих, поставка которых может быть связана с возникновением каких-либо проблем.

При создании модернизированного боевого вертолета Ми-28Н конструкторами был в полной мере учтен опыт разработки учебно-боевой версии Ми-28УБ: в передней кабине модернизированного вертолета разместили второй комплект управления. Помимо этого модернизации подверглась и кабина экипажа: летчик-оператор и командир будут теперь получать внекабинную информацию о работе всех систем машины и об окружающей обстановке в более доступной форме и в большем объеме. Это призвано повысить ситуационную информированность экипажа боевой машины, что облегчит взаимодействие и будет способствовать повышению быстроты принятия решений особенно в сложной боевой обстановке. Также на вертолете появился новый прицельно-пилотажно-навигационный комплекс, который получил современные вычислительные средства увеличенного быстродействия. Кабина экипажа вертолета Ми-28НМ надежно бронирована, что должно обеспечить эффективную защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм включительно.

Усовершенствованная надвтулочная РЛС и повышенные возможности в использовании современного высокоточного оружия, в том числе самонаводящихся ракет, также являются визитными карточками вертолета Ми-28НМ. Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях. К преимуществам модернизированной машины относят и хорошую устойчивость к боевым повреждениям. Это достигается при помощи применения новых конструктивных решений и новейших материалов. Конструкция топливной системы вертолета Ми-28НМ исключает возможность взрыва или возгорания топлива в баках, а лопасти несущего винта были выполнены из композиционных материалов. Лопасти позволяют безопасно завершить полет даже при попадании в них снарядов калибра 20-30 мм.

Презентация учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ из числа первой партии. Ростов-на-Дону, 19.10.2017 (с) Евгений Баранов/АО "Вертолеты России"

Помимо Ми-28НМ создана еще одна новая модификация — Ми-28УБ, учебно-боевой вертолет с двойным комплектом управления и пультом имитации отказов, сохранивший всю функциональность ударного вертолета. Основное отличие данной модели как раз и заключается в наличии двойной системы управления, которая позволяет пилотировать боевую машину как из кабины пилота, так и из кабины оператора. За счет этого появляется возможность более эффективного обучения и подготовки военных летчиков, которым нужна практика налета на «Ночных охотниках». Также в боевых условиях при возможных нештатных ситуациях на борту управление вертолетом сможет взять на себя и второй член экипажа. Установленный на Ми-28УБ пульт имитации отказов позволяет моделировать для обучаемого летчика различные варианты отказа оборудования в полете, что улучшает натренированность обучаемого в моменты возникновения кризисных ситуаций, а это в случае реальных неисправностей или аварий поможет спасти ему жизнь.

По словам Вадима Баранникова первого заместителя управляющего директора авиационного завода «Роствертол», в рамках подписанного с Министерством обороны России трехлетнего контракта в течение трех лет, начиная с 2017 года, военные будут получать до 10 учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ (таким образом, армия пополнится минимум 30 такими машинами). Данные вертолеты уже прошли весь комплекс заводских испытаний. Как уточнили в Минобороны, в начале ноября 2017 года первые два вертолета Ми-28УБ с двойным управлением были приняты в войска, в ближайшее время данные машины поступят в 344-й Центр армейской авиации в Торжке. По данным портала Аircraftcompare.com, стоимость одного Ми-28УБ незначительно выше стоимости Ми-28Н и составляет от 16,8 до 18 миллионов долларов.

То, что отечественный боевой вертолет Ми-28 по кодификации NATO получил в свое время прозвище «Опустошитель», летчик-испытатель Гурген Карапетян считает очень точным. Опыт боевого применения данной боевой машины в Сирии демонстрирует, что подобранный военными североатлантического альянса эпитет является абсолютно правильным.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4713899
http://www.russianhelicopters.aero
http://www.airwar.ru/enc/ah/mi28nm.html
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 56

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. _Ugene_ (_Ugene_) 16 ноября 2017 15:23
    Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях.

    И какие современные ракеты с активной ГСН используются на МИ-28? Судя по кадрам применения в Сирии - никаких.
    1. Лопатов (Лопатов) 16 ноября 2017 17:08
      Цитата: _Ugene_
      Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях.

      И какие современные ракеты с активной ГСН используются на МИ-28? Судя по кадрам применения в Сирии - никаких.

      А причём здесь ракеты с ГСН? Высокоточное оружие- это всё, что поражает цель с вероятностью более 0.5
      1. _Ugene_ (_Ugene_) 16 ноября 2017 17:11
        Вы цитату читали?
        Применение высокоточного оружия позволяет существенно сократить время нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях.

        Это возможно только с активной ГСН - выстрелил и свалил. А у нас на всех видео из Сирии вертолет висит неподвижно всё время полета ракеты, т.к. наводчик удерживает захват цели. Никакого сокращения времени нахождения ударного вертолета в потенциально опасных ситуациях нет. Все по старинке. С бармалеями это прокатывает, если есть противодействие ПВО, то это огромный риск для вертолета. Нет у нас современных ракет воздух-земля с активной ГСН для авиации.
        1. Alexey RA (Алексей) 16 ноября 2017 19:46
          Цитата: _Ugene_
          Это возможно только с активной ГСН - выстрелил и свалил.

          Не только. Это возможно также в случае наличия ПАН - передовых авианаводчиков со средствами целеуказания и подсветки целей.
          1. _Jack_ 16 ноября 2017 23:17
            это не то, активной ГСН не нужна подсветка цели, в том её и преимущество, а это т.н. полуактивная ГСН, тут все равно кто то должен рисковать жизнью подсвечивая цель
        2. opus (Антон) 16 ноября 2017 22:08
          Цитата: _Ugene_
          Нет у нас современных ракет воздух-земля с активной ГСН для авиации.

          Комплекс "Гермес-А" / "Клевок-А"

          Вроде бы в 2018 должны начать производить,в 2016 писали
          Новейшие дальнобойные противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) "Гермес", установленные на боевые вертолеты Ка-52, российские военные испытают в условиях реального боя в Сирии.

          Цитата: Alexey RA
          Это возможно также в случае наличия ПАН - передовых авианаводчиков со средствами целеуказания и подсветки целей.

          тогда это полуактивная ГСН

          С-25Л / С-25ЛД( лазерная полуактивная ГСН 24Н1)
          1. _Jack_ 16 ноября 2017 23:16
            Гермес никак не допилят, в итоге ракет с активной ГСН до сих пор нет
            1. Thor (Тор) 19 ноября 2017 02:55

              _Ugene_
              Нет у нас современных ракет воздух-земля с активной ГСН для авиации.

              opus
              Комплекс "Гермес-А" / "Клевок-А"
              Вроде бы в 2018 должны начать производить

              Вроде в 2010 говорили, что ПАК ФА в 2014 в строй поставят.

              Написали же ясно- нет таких ракет.

              Поэтому и конкурс Апачам у индусов просрали.
        3. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 08:22
          Имелось в виду ПТРК с РЛС управлением...Шарик оставляют над препятствием в режиме висения.
          1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 17 ноября 2017 14:25
            Цитата: Zaurbek
            Имелось в виду ПТРК с РЛС управлением...Шарик оставляют над препятствием в режиме висения.

            Потому что подобное применении ПТУР возможно в менее 1% случаев.
            1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 14:33
              Значит имели ввиду наличие автомата сопровождения цели, который позволяет аппарату активно маневрировать во время ведения ПТУРСа
              1. Thor (Тор) 19 ноября 2017 02:50
                При создании модернизированного боевого вертолета Ми-28Н конструкторами был в полной мере учтен опыт разработки учебно-боевой версии Ми-28УБ: в передней кабине модернизированного вертолета разместили второй комплект управления.

                В статье - бред. Телега поперед лошади.
                УБ -крайняя модификация 28 ки, в которой наконец то исправлен не имеющий аналогов в мире косяк 28/28А/28Н - отсутствие дублированого управления у оператора.
              2. _Jack_ 19 ноября 2017 11:21
                Видео из Сирии посмотрите, какое там "активно маневрировать во время ведения ПТУРСа", неподвижно висят и то с точностью явно проблемы.
  2. Sagaidark (Виталий ) 16 ноября 2017 16:59
    Тоже про Ми-28. http://telegra.ph/Russkij-vzglyad-na-nochnuyu-oho
    tu-10-13 (не реклама)
  3. groks (Олег) 16 ноября 2017 18:26
    Заморозить проект хорошего оружия на 30 лет. Это умудриться надо.
    1. Alexey RA (Алексей) 16 ноября 2017 19:49
      Цитата: groks
      Заморозить проект хорошего оружия на 30 лет. Это умудриться надо.

      Да ладно, хорошо хоть до серии довели. А не похоронили - как янки RAH-66 Comanche или морпеховскую EFV. smile
      Кстати, у янки тоже был долгострой - "Оспрей".
      1. groks (Олег) 16 ноября 2017 20:37
        Для американцев Ося, примерно как для нас экранопланы. Предмет национальной гордости. Но сомнительной нужности. Не удивительно, что так долго его вертели-крутили.
  4. tomket (Александр) 17 ноября 2017 03:21
    Порадовало, что Милевцы знали лучше военных, что нужно военным))))) Конкурс проиграли, но они были не согласны с результатом конкурса)))))))))))) Говорили бы уж нормальным языком, что врубили лобби. Так просто и понятно.
    1. parma 17 ноября 2017 06:43
      Дело не только в лобби..Ка-50 сложнее и дороже, да и начинку с ракетами к тому времени могли штучно для них собирать! Камовцы либо опередили свое время, либо заигрались пиля вундервафлю, кому что ближе)
  5. burigaz2010 (Михаил) 17 ноября 2017 08:16
    Кто нибудь объяснит наху...э э нафига это чудо нужно? Есть великолепный аллигатор, есть модернизированный Ми-24 который Ми35! Но нет возятся с этим угребищем, то редуктор у него не работает, то вдруг вспоминают что управление надо дублировать, одним словом тьфу!!!!!!
  6. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 08:30
    Почему не пробуют делать ударные вертолеты для внешних клиентов с иностранным вооружением и оборудованием? Можно привлечь французов или израильтян. Ка-52 с АФАР, оптикой и спайком был бы очень не плох
    1. psiho117 (Дмитрий) 17 ноября 2017 12:07
      Те, кому нужен вертолёт с реальным боевым опытом - выбирают или Апач ("иномарка" подороже) или Ми-24/35 (нестареющая классика).
      МИ-28 - слишком сомнительное приобретение, чтобы его смогли втюхать кому-либо кроме Алжира. У него слишком много болячек.
      1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 14:34
        Много у кого были болячки...Ми-28 не стоит на месте,а принят уже на вооружение и именно это - толчек к экспорту.
  7. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 17 ноября 2017 12:54
    Ми-28, это если говорить начистоту убожество. Пропихнуть его на вооружение смогли только благодаря мощнейшему милевскому лобби в ВС, да наличию там же клана старпёров в генеральских погонах. Которые уже без "поводыря" (второй пилот, штурман) в небо не поднимаются.
    В принципе, никакой реальной необходимости создавать ни Ми-28, ни Ка-50 (52) не было. Нужна была глубокая модернизация Ми-24.
    Но в итоге, кому-то приспичило повторить компоновку АН-64, не самого лучшего вертолёта кстати и в итоге вышло что вышло. Камовцы победили в конкурсе.
    Самое смешное, что Ми-24 всё же модернизировали, но сделали эту через задницу.
    1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 14:39
      Никакую компоновку не повторяли и у АН-1 и Апача и Ми 244/28 тандемное расположение экипажа...Апач и Ми-28 - характерная форма с учетом повышенной живучести машины и экипажа. Подобный подход применен и на А-10 и Су-25.
      Ка-52 более навороченный и дорогой аппарат, у соосной схемы меньше ресурс Хотя другие параметры лучше.
      Что касается электроники и вооружения, ничего не мешает поставить на Ми-28 все тоже самое.
      1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 17 ноября 2017 15:03
        Может вы просто не понимаете что такое компоновка вертолёта? Это не только расположение рабочих мест экипажа.
        1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 15:14
          Это расположение редуктора, двигателей и остальных систем...
          1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 17 ноября 2017 16:02
            Вот именно. Потому по компоновке АН-64 и Ми-28 близнецы.
            1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 16:14
              Да, но есть законы физики общие...и защиты от попадания .
              1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 17 ноября 2017 21:40
                Речь о компоновке идёт.
                1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 22:33
                  Компоновка, если посмотреть внимательно- классическая для штурмовика...менее важные агрегаты защищают более важные и дублирование всего...такой же подход и на Ка-52 с поправкой на схему с двумя пропеллерами...и Су-25 с поправкой, что он - самолет.
  8. Волька 17 ноября 2017 19:27
    не испытываю восторга от этого вертолета, без крутого обвеса всевозможных модулей, так себе середнячок, к тому уродлив внешне...
    1. Zaurbek (Zaur) 17 ноября 2017 21:10
      Посмотрите без обвеса на Апач...
  9. EFLINTuk (Роман) 18 ноября 2017 00:27
    Пока не будет ракет с ГСН, все это очень жалкое зрелище. Особенно кадры из Сирии.
  10. Zaurbek (Zaur) 18 ноября 2017 09:12
    Конкретно для таких конфликтов как в Сирии вообще все равно...а бронирование, связь и живучесть- на голову выше, чем у Ми-24. Основная проблема, которую решили-это ночное применение (ИК сенсоры, РЛС) и современное БРЭО с обменом информацией по обстановке.
    ПТРК -3 поколения хороши, но не критичны для Ми-28
    1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 18 ноября 2017 10:09
      Бронирование Ми-24 вполне достаточное для выполняемых задач. Как и комплекс вооружения.
      Кроме того, Ми-24 может взять на подвески: 2 дополнительных бака, 2 блока НАР, 4 ПТУР.
      Ми-28 подобный вариант не выполнит.
      1. Zaurbek (Zaur) 18 ноября 2017 10:25
        У Ми28 баки на концах крыльев, бронирование Ми-24 и Кобры были не достаточны, именно поэтому и переработали компоновку...Что касается подвесок:
        1. с 4я блоками НАР Ми-24 летают крайне редко, а в условиях гор и жаркого климата- никогда
        2. С развитием оптики и систем распознавания целей рубеж отодвинулся на 5км Поэтому и ввели доп подвески ПТРК.
        3. с развитием ПЗРК и 30мм зенитных автоматов вам не дадут подойти к цели на 2км (пуск НУРСов от 80мм)
  11. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 18 ноября 2017 11:53
    Цитата: Zaurbek
    У Ми28 баки на концах крыльев, бронирование Ми-24 и Кобры были не достаточны, именно поэтому и переработали компоновку...


    Там не баки.



    Что касается подвесок:
    1. с 4я блоками НАР Ми-24 летают крайне редко, а в условиях гор и жаркого климата- никогда


    Ага, расскажите мне.



    Если в условиях УТП только два блока, то это для того, чтобы иметь два свободных держателя на отработку бомбометания.


    2. С развитием оптики и систем распознавания целей рубеж отодвинулся на 5км Поэтому и ввели доп подвески ПТРК.


    Ну так это ещё ни Ми-24 реализовано. Или вы не в курсе, что в силу специфики основной тип опознавания целей в АА (АСВ) визуальный?

    3. с развитием ПЗРК и 30мм зенитных автоматов вам не дадут подойти к цели на 2км (пуск НУРСов от 80мм)


    По моему вы просто не представляете себе место боевых вертолётов в условиях общевойскового боя.
    Кстати, о пуске НАР с кабрирования чего слушали? bully
    http://photo.qip.ru/users/mi-24v/video/v143225743
    e/view/

    1. Zaurbek (Zaur) 18 ноября 2017 19:51
      1. Пуск НАР с кабрирования- это средство высокоточное?
      2. РЛС над втулкой обозревает на 25 км и картографирует и находит бронеобъекты и Ми28 обменивается с другими Ми-28 данными о целях, соответственно и имеет возможность их уничтожения с максимальной дальности. Хотя и должен их визуально обнаружить.
      3. Для работы без ПТРК ставте 4 направляющих для С-8
      4. Фото Ми-24 бывают разные, но нормальная нагрузка с нормальными летными характеристиками Ми-24 - 2шт блока НУРС и 4шт или 8 шт (в поздних версиях) ПТУР
      1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 18 ноября 2017 20:01
        1. А когда НАР было точным средством?
        2. РЛС над втулкой в первую очередь сама фонит за сотню км. Так что такой вертолёт найдут раньше цели. Кроме того, боевой вертолёт это не сфероконь в вакууме охотящийся на абстрактные танки, а средство поддержки сухопутный войск. И уничтожает цели в интересах сухопутчиков, то есть, вскрытыми ими.
        Что до ближайшей тактической глубины, то это забота ША.
        1. Zaurbek (Zaur) 18 ноября 2017 20:24
          Да и охота на танки одно из основных их занятий...Боекомплект ПТУРов вырос и на АПАЧе и на Ми-28 до 16шт.....
          1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 19 ноября 2017 09:48
            Во-первых, в тактике такое понятие как охота отсутствует напрочь, есть самостоятельный поиск и уничтожение целей в назначенной полосе, или районе.
            Во-вторых, по приоритету сей способ стоит на последнем месте.
            В-третьих, то что увеличили число ПТУР хорошо, но то что это сделано за счёт сокращения точек подвески перечёркивает все преимущества. К примеру, Ми-28 непригоден для прикрытия вертолётов ПСО в большинстве случаев.
            1. Zaurbek (Zaur) 19 ноября 2017 13:44
              Основной метод прорыва обороны- наступление танковых соединений и бмп...(танковые дивизии и армии)...Кто их будет останавливать? Это на практике отработали евреи во время войн с арабами...Танкам нужно противостоять и также их сопровождать, уничтожая цели опасные для танков.....Ми-28 прекрасно пускает НУРСы и кабрирования и пикирования..Есть варианты подвески 4х направляющих для НУРСов (без ПТРК). Единственное в чем он проигрывает Ми-24- аэродинамика (он менее скоростной)
              1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 19 ноября 2017 17:12
                Ми-24 может взять на подвески: 2 дополнительных бака, 2 блока НАР, 4 ПТУР.
                попробуйте этот вариант подвески повторить на Ми-28.
                Кроме того, у ми-28 большие проблемы с пуском НРС.
                1. Zaurbek (Zaur) 19 ноября 2017 22:11
                  У Ми-28 нет проблем с Нурс, кроме С-8 прекрасно пускают С-13...
                  Вертолет стоимостью в 20 млн долл не может быть заточен только под НУРСы. Система поиска целей и тепловизионные приборы и системы обмена информацией дают другие возможности по поражению целей. в составе ПТУРСов активно применяются и ОФ снаряды и ОДАБ снаряды.
                  1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 20 ноября 2017 14:15
                    У Ми-28 очень большие проблемы при пуске НАР С-8 серией. Двигатели ловят выхлоп ракет.
                    Кроме того, вертолёт стоимостью в 20 млн долл не может быть заточен только под одни ПТУР.
                    1. Zaurbek (Zaur) 20 ноября 2017 15:46
                      Ми-28 не заточен только под ПТУР (просто % ПТКРСов в бк повышен) и учитывая новые прицелы стреляют НУРСами они точнее Ми-24...А Апач (вертолет за 50-70 млн) как раз заточен под ПТУР и даже 70 Нурсы Гидра планируется сделать управляемыми.
                      1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 20 ноября 2017 17:09
                        Вы лично выполняли пуск НАР с вертолёта?
  12. Zaurbek (Zaur) 20 ноября 2017 20:10
    А вы лично пускали ? Сложности с пуском НУРС были и у Су-25...и у Ми-24..но это решили...
    1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 20 ноября 2017 21:26
      Конечно. Потому могу и сказать, дело далеко не в прицеле. А вот, что круговое рассеивание НАР очень большое.
      1. Zaurbek (Zaur) 21 ноября 2017 15:11
        Чем больше вы учтете поправок при пуске (выстреле) тем точнее пойдет снаряд. Соответственно машина, которая имеет больше датчиков и ЭВМ (которая просчитает поправки и внесет коррективы в прицел) та точнее и попадет (при одинаковом снаряде и направляющей (стволе). Естественно, для всего неуправляемого есть разумные пределы....
        1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 21 ноября 2017 21:29
          Так вы производили лично пуски, или как?
          1. Zaurbek (Zaur) 21 ноября 2017 22:09
            Я нет...но с со стрельбой прямой наводкой и не прямой сталкивался...и поправками.
            1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 24 ноября 2017 09:42
              Дело в том, что НАР оружие площадное со всеми вытекающими. И точность стрельбы от того какой прицел, простейший ПКИ, или навороченный, сильно не зависит.
              1. Zaurbek (Zaur) 24 ноября 2017 16:02
                В тоже время про С-13 и С-24 пишут, что весьма точны - с 2000м попадают в круг д=2м...
                1. шурави (Лисовой Владимир Иванович) 24 ноября 2017 20:12
                  Что-то слишком точно. Сейчас лень рыться, но могу сказать. С С-13 дел не имел. Что до С-24, то применяли их с дистанционным радиовзрывателем, то есть подрыв в воздухе когда сложно точность оценить.
                  Что до С-8, то у неё в идеальных условиях рассеивание 6 метров со стандартной дальности 2000 м. А при стрельбе с ГП по дальности плюс-минус 20 выдаёт.
                  А ещё ошибки стрельбы, турбулентность воздуха добавить.
                  Но залпом хорошо цель накрывает.
Картина дня