The National Interest: Российские подводные силы медленно умирают?

42
Американское издание The National Interest традиционно уделяет большое внимание российским вооруженным силам и их развитию. Один из наиболее интересных материалов этого издания, опубликованных в последние дни, затрагивал тему развития подводного флота России. Судя по специфическому заголовку, американская пресса пришла далеко не к позитивным выводам.

10 ноября в рубриках The Buzz и Security была опубликована статья «Is Russia's Submarine Force Dying a Slow Death?» – «Российские подводные силы медленно умирают?». Автором этой публикации выступил Роберт Бекхасен, являющийся редактором портала War Is Boring. Следует отметить, что новая статья в The National Interest является исправленной и дополненной версией более старого материала в War Is Boring, увидевшего свет еще в начале августа. Тем не менее, как можно судить, материал, в целом, сохраняет свою актуальность.



Р. Бекхасен начинает свою статью с упоминания о событиях недавнего прошлого. В марте текущего года в северном портовом городе Северодвинске была спущена на воду новейшая атомная подводная лодка «Казань», построенная по проекту 885 «Ясень». Вероятно, эта субмарина, отличающаяся сокращенной шумностью, может считаться очередным доказательством в пользу высокого потенциала российского судостроения. Она показывает, что Кремль способен строить эффективные и смертоносные подводные лодки, в том числе вооруженные крылатыми ракетами.



Тем не менее, современное состояние российского подводного флота имеет свои особенности. Автор War Is Boring и The National Interest подсчитал, что к 2030 году большая часть атомных подлодок России, несущих торпеды и крылатые ракеты, успеет отметить свое тридцатилетие. Более того, возраст некоторых кораблей перевалит за 40 лет. Для сравнения Р. Бекхасен вспоминает самые старые из существующих американских субмарин. Так, лодки USS Dallas, USS Bremerton и USS Jacksonville остаются в строю в течение 36 лет. При этом в следующие три года их выведут из эксплуатации по причине морального и физического устаревания.

За время службы подводные лодки изнашиваются и расходуют свой ресурс. Прежде всего, подобные особенности эксплуатации связаны с коррозией корпуса. Другая серьезная проблема АПЛ заключается в коррозионных процессах, поражающих компоненты ядерных реакторов. Тем не менее, сведения на этот счет засекречены всеми военными флотами и, по понятным причинам, не публикуются.

Еще одной особенностью старых подлодок, как напоминает Р. Бекхасен, является специфический график службы. Со временем корабль начинает нуждаться в более длительном и сложном обслуживании, что приводит к увеличению промежутков между выходами на боевую службу. Автор напоминает, что даже по самым оптимистичным оценкам российский подводный флот может в любой момент вывести в море лишь половину своих лодок. Таким образом, группировка, состоящая преимущественно из сравнительно старых кораблей, должна иметь ограниченную оперативную готовность.

Кремль уже заказал и построил две многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень». Субмарина «Северодвинск» была спущена на воду в 2010 году, первая серийная «Казань» – в 2017-м. Однако, как указывает Р. Бекхасен, две новые АПЛ не смогут стать полноценной заменой для кораблей, готовящихся к списанию. В будущем ВМФ России будет вынужден вывести из боевого состава и списать 11 подлодок проекта 971 «Щука-Б» / Akula-class, три корабля проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор» (Sierra-class), а также четыре субмарины проекта 671РТМ(К) «Щука» / Victor III. Также со временем флот откажется от восьми подводных ракетоносцев проекта 949А «Антей» (Oscar II).

Автор также напоминает, что большинство подлодок проекта 971 «Щука-Б» поступило на службу в начале девяностых годов. Последний из кораблей этого типа, носящий имя «Гепард», эксплуатируется с 2000 года.

В качестве замены для торпедных и ракетных АПЛ рассматриваются корабли проекта 885 «Ясень». Этот проект, по данным автора, был создан в последние годы существования Советского Союза. Теперь же по нему планируется построить семь подлодок. Последняя из них должна будет войти в строй в 2023 году. Подобные планы выглядят весьма оптимистично, поскольку «Ясени» отличаются высокой стоимостью. Утверждается, что подобная АПЛ вдвое дороже современного ракетного подводного крейсера стратегического назначения.

Демонстрируя текущую ситуацию и ее перспективы, Р. Бекхасен цитирует публикацию известного российского блога BMPD, в одном из материалов которого приводились достаточно суровые оценки. Так, Россия намерена продолжать эксплуатацию старых подлодок в течение максимально возможного времени. При этом, если учесть риски роста трат, к 2030 году общая численность подводных сил военно-морского флота может сократиться вдвое в сравнении с нынешними показателями.

В этот же период, в указанном 2030 году, флот подводных носителей баллистических ракет стратегического назначения будет отличаться несколько лучшим состоянием. Лишь несколько стран в настоящее время располагают АПЛ с подобным вооружением на борту – это Россия, США, Индия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Корея. На данный момент российский военно-морской флот имеет на вооружении 13 подводных крейсеров стратегического назначения. Из них три построены в последние годы по новейшему проекту 955 «Борей». Еще пять аналогичных лодок будут построены в обозримом будущем.

Ситуация со стратегическими подлодками в 2030 году должна выглядеть следующим образом. Трем кораблям проекта 667БДР (Delta III-class), шести лодкам проекта 667БДРМ (Delta IV) и одной проекта 941 (Typhoon) – если они будут оставаться в строю – будет, как минимум, по 40 лет. Впрочем, даже если Россия к этому времени откажется от всех этих кораблей и сделает ставку на новые «Бореи», она сможет сохранить за собой лидерские позиции. С точки зрения численности подлодок со стратегическими ракетами с Россией смогут конкурировать только США, Китай и, возможно, Индия.

Известно, что Россия может попытаться решить имеющиеся проблемы с численностью подводных лодок с торпедным вооружением и крылатыми ракетами при помощи новых проектов. Так, в настоящее время ведется разработка проекта унифицированных подводных лодок типа «Хаски». На базе общей «платформы» могут быть созданы субмарины разных классов, имеющие отличающиеся задачи.

По известным данным, проект «Хаски» может привести к строительству трех типов подлодок. Первая будет представлять собой атакующую АПЛ с торпедами, вторая станет носителем крылатых ракет, а основным оружием третьего проекта станут баллистические ракеты. Корабли с крылатыми ракетами представляют наибольший интерес для российского флота. Дело в том, что российская военно-морская доктрина в течение долгих лет предусматривала использование подлодок в качестве охотников на американские авианосные ударные группы, для чего им требовались крылатые ракеты с достаточной дальностью полета. Р. Бекхасен напоминает, что российские противокорабельные ракеты представляют большую опасность для кораблей вероятного противника.

Однако проект «Хаски» так же может столкнуться с проблемами. Даже по самым оптимистичным оценкам, к 2030 году военно-морской флот России сможет получить не более трех подобных кораблей. При этом для получения таких результатов строительство должно стартовать в самом начале следующего десятилетия. Кроме того, необходимо заказывать по одной лодке раз в два года, а строительство должно занимать не более четырех с половиной лет.

Атомные подводные лодки типа «Ясень» имеют возможность запуска крылатых ракет. Однако это не решает все актуальные вопросы. По результатам выполнения всех существующих планов, в обозримом будущем российский флот будет располагать лишь десятью новыми многоцелевыми АПЛ, вооруженными торпедами или крылатыми ракетами. Одновременно с этим в боевом составе будет оставаться около двух дюжин подлодок возрастом 30 или даже 40 лет, которые со временем закончат свою службу.

Также автор War Is Boring и The National Interest затронул тему развития неатомного подводного флота, хотя и не стал рассматривать эту сферу подробно. Р. Бекхасен считает, что состояние российской группировки дизель-электрических подводных лодок ничуть не лучше, чем в случае с атомным подводным флотом.

Автор указывает, что Россия располагает 17 дизель-электрическими подлодками проектов семейства Kilo (проекты 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»). Значительная часть подобных подводных охотников была передана в эксплуатацию до начала девяностых годов включительно. Одновременно с этим зарубежный специалист указывает, что новейшие подлодки проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада» строятся и вводятся в эксплуатацию гораздо быстрее, чем более крупные и сложные атомные «Ясени».

***

В заголовок статьи в The National Interest был вынесен вопрос о медленной гибели российского подводного флота. Тем не менее, сама статья, несмотря на некоторый пессимистичный тон, все же дает отрицательный ответ на поставленный вопрос. Действительно, в обозримом будущем придется наблюдать тенденцию к постепенному сокращению численности российских подводных лодок. Однако и в таком случае подводные силы не умрут. Более того, они смогут сохранить требуемый потенциал.

Нельзя не вспомнить, что процессы сокращения численности – причем более выраженные, а также усугубленные рядом специфических факторов – наблюдались в последнее десятилетие прошлого века. Российский ВМФ по техническим и экономическим причинам был вынужден выводить из эксплуатации дизель-электрические и атомные подлодки разных классов и типов. Все это привело к самому серьезному уменьшению численности кораблей и соответствующему падению боевого потенциала флота. Строительство новых кораблей, так же затруднявшееся недостатком финансирования, не позволяло даже частично компенсировать потери.

В отличие от девяностых годов, сейчас российское военное ведомство имеет возможность своевременно осуществлять замену устаревающих кораблей. В последние годы ведется строительство новых подлодок сразу нескольких типов. На смену подводным «охотникам» старых типов приходят новые «Ясени», субмарины семейства 667БДР(М) со временем уступят место новым «Бореям». Развитие неатомного подводного флота продолжается, в первую очередь, за счет ДЭПЛ типа «Варшавянка». Кроме того, уже ведется разработка перспективных подлодок, которые в отдаленном будущем дополнят нынешние новейшие корабли.

Следует отметить, что выводы Роберта Бекхасена могут быть не вполне верными из-за некоторых ошибок или определенного лукавства. В частности, рассматривая ситуацию с дизель-электрическими подлодками, он допустил ошибку. Американский специалист указал, что ВМФ России имеет 17 лодок семейства «Кило». Однако в списках флота числится 21 подлодка проектов 877 и 636. Даже если учесть корабли, находящиеся на ремонте, количество «активных» лодок все равно не совпадает с указанным.

И все же нельзя не признать, что в обозримом будущем российский ВМФ столкнется с необходимостью списания части подводных лодок, отличающихся неприемлемо большим возрастом. Как показывает несложный подсчет, текущие программы строительства не смогут обеспечить равноценную по численности замену этой техники. Тем не менее, и в таком случае флот не останется без необходимых подводных кораблей, а также сохранит требуемый потенциал. На вопрос, заданный американским специалистом, можно отвечать с уверенностью: нет, российские подводные силы не умирают.


Статья «Is Russia's Submarine Force Dying a Slow Death?»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-submarine-force-dying-slow-death-23141
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    17 ноября 2017 06:35
    The National Interest: Российские подводные силы медленно умирают?


    Умирают ...умирают... smile верьте в это сейчас американцы и не плачьтесь потом.
    1. +3
      17 ноября 2017 07:13
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Умирают ...умирают...


      В каждой шутке есть доля... Шутки!
    2. +9
      17 ноября 2017 11:02
      "верьте в это сейчас американцы и не плачьтесь потом."
      Уж в этом американцы не одиноки. 100 лет уже как США "загнивает и разрушается". laughing
      1. +3
        17 ноября 2017 18:46
        Вы ведь прекрасно знаете, что и конец нашему флоту пророчили уже как десять лет назад ! И не надо ёрничать, уж про "загнивание" флота США никогда не говорили , а кончину нашего сколько угодно!
        1. +3
          19 ноября 2017 00:51
          Их почитать, у нас все рушится с Ивана Васильевича..... Грозного. все рухнуть не может. laughing laughing laughing
      2. +4
        18 ноября 2017 17:36
        Цитата: xetai9977
        "верьте в это сейчас американцы и не плачьтесь потом."
        Уж в этом американцы не одиноки. 100 лет уже как США "загнивает и разрушается". laughing

        И что, разве не загнили?
      3. +2
        20 ноября 2017 07:19
        Россия должна перестать существовать уже у 98 г. это было не отвратимо с отделением всего Кавказа. Но что в планах запада пошло не так...
    3. +4
      17 ноября 2017 14:37
      The National Interest, это бульварный жёлтый листок, а некогда был серьёзным аналитическим изданием. Что творит русофобия животворящая! laughing
      1. jjj
        +9
        17 ноября 2017 15:04
        На нашем флоте на сигнал флагмана "Како-Живете-Люди"? принято отвечать только так:

        1. jjj
          +1
          17 ноября 2017 15:06
          PS Это - не шутка юмора
      2. 0
        18 ноября 2017 00:26
        Согласен.И служит нынче туалетной бумагой для демагогов "без понтов".
  2. +10
    17 ноября 2017 09:30
    Действительно, в обозримом будущем придется наблюдать тенденцию к постепенному сокращению численности российских подводных лодок.
    Что однако не мешает местному диванному воинству, восторженно крякать, когда выкладывают новости про встревоженность каких-нибудь британских, американских, новозеландских и тд вмс, из-за возросшей активности подводного флота России! soldier С чего этой активности возрастать, если количество подводных лодок, с годами сокращается?!
    1. +3
      17 ноября 2017 09:45
      Чем то на Украину похоже.

      Там если американский гражданин наступит случайно на флаг Украины, сразу восторженные крики, что их уважают во всём мире!

      А если плюнут на флаг, то истерика о их превосходстве по всем каналам.

      Прям как у нас...
    2. +2
      17 ноября 2017 19:06
      А вы наглядно посмотрите как сократились флоты флотов НАТО , к вашему сведению с конца 80-х флот США сократился более чем в 2 раза ,а кончину нашего пророчили ещё двадцать лет назад поверьте одному из "диванных" с десятилетним стажем на ВО!
    3. 0
      18 ноября 2017 13:52
      А если убрать американские АПЛ (все-таки далеко чапать), сколько лодок у европейских членов НАТО? А американцам плыть-то далековато.
    4. +4
      18 ноября 2017 17:46
      Цитата: Стирбьорн
      Действительно, в обозримом будущем придется наблюдать тенденцию к постепенному сокращению численности российских подводных лодок.
      Что однако не мешает местному диванному воинству, восторженно крякать, когда выкладывают новости про встревоженность каких-нибудь британских, американских, новозеландских и тд вмс, из-за возросшей активности подводного флота России! soldier С чего этой активности возрастать, если количество подводных лодок, с годами сокращается?!

      Когда жители какой-либо страны восторженно крякают по поводу любых успехов армии своей страны, то это хорошо, это нормально.
      Когда жители какой-либо страны по поводу успехов армии своей страны саркастически ухмыляются и злобствуют, а восторженно крякают в отношении успехов вражьих армий, то это плохо, совсем плохо. Таких жителей во все времена называли предателями, изменниками и ещё многими русскими словами, которые на этом сайте запрещены.
  3. +3
    17 ноября 2017 09:36
    Как то , вспомнилась картинка бухты Ягельная, когда все пирсы были заставлены кораблями. Было дело..
  4. +11
    17 ноября 2017 09:57
    Вот в чём америкос прав ,так это в том что у нас нет массовой серии.Такой как у них была Лос Анджелес и какой сейчас является Вирджиния.При всей крутости Ясеня,их мало.А если прибавить к американским АПЛ ещё и английские и французские то соотношение получится катастрофическим.И надежд на улучшение ситуации не предвидится..К сожалению
  5. +5
    17 ноября 2017 09:59
    Умирает, умирает, а как умирать соберется, так еще и половину известного континента прихватить с собой может.
    На примере своей тематики могу привести пример. Есть у человека три единицы огнестрельного оружия. Но у одной приклад треснул, у другой канал ствола весь раковинами пошел, ибо из нее еще прадед стрелял, а вот третья, новая, современная безотказная винтовка и патронов к ней в достаточной количестве, да еще сменные стволы и приблуды разные облегчающие эффективное использование. А так то, по логике Роберта Бекхасена, человек на 2/3 безоружный laughing
    А еще на пистолетик человек копит, да пара гранат лежит, чтобы с собой супостатов прихватить если уж совсем прижмет.
  6. +19
    17 ноября 2017 10:00
    Дядька этот Р. Бекхасен - толковый аналитик. В принципе, все верно расписал.
    1. avt
      +2
      17 ноября 2017 11:40
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Дядька этот Р. Бекхасен - толковый аналитик. В принципе, все верно расписал.

      Маловер , пораженец........ да просто -ЕРЕТИК ! bully Кстати ту проскочило - Рахманов грозит , если денег не дадут, ,,Олега" вправо по срокам сдвинуть request
      Также автор War Is Boring и The National Interest затронул тему развития неатомного подводного флота, хотя и не стал рассматривать эту сферу подробно. Р. Бекхасен считает, что состояние российской группировки дизель-электрических подводных лодок ничуть не лучше, чем в случае с атомным подводным флотом.
      request ,,Алроса" походу в ремонте , как на вечной стоянке . Можно конечно надеяться на то, что что то как то качественно двинет по итогам хождения ,,Сарова", но сие тайна покрытая мраком грифованным намертво bully
    2. 0
      18 ноября 2017 13:54
      Расписал-то верно, а вот выводы не соответствуют содержанию. Прямо как в наших судах
  7. +7
    17 ноября 2017 10:07
    "....Лишь несколько стран в настоящее время располагают АПЛ с подобным вооружением на борту – это Россия, США, Индия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Корея. ......"
    ==========
    Вот ведь интересно, где это уважаемый автор у КНДР атомные подлодки усмотрел???? Дизель-электрические - имеются (и даже с БР), а вот атомных, как то "не наблюдается"..... Тщательнее нужно, тщательнее, не нужно "чан не кирзе настаивать"! (М.Жванецкий)
    1. 0
      17 ноября 2017 10:47
      Цитата: venik
      Вот ведь интересно, где это уважаемый автор у КНДР атомные подлодки усмотрел????


      Цитата: venik
      "....Лишь несколько стран в настоящее время располагают АПЛ с подобным вооружением [i][/i]на борту
      1. +3
        17 ноября 2017 15:48
        АПЛ с подобным вооружением

        Маки Авелльевич, это аббревиатура разве не АТОМНАЯ подводная лодка расшифровывается, уважаемый?!
        Так что правильно указал venik
  8. 0
    17 ноября 2017 12:05
    Во! Я думал только у нас есть "похоронные" статьи, которые я так обожаю. Нет! И за бугром находятся индивидуумы! Ну, раз так... Снимаем шляпы, тьфу ты! Бескозырки! И принимаем печальный вид....
  9. 0
    17 ноября 2017 12:19
    А ы ни чо списывать не собираются? У них все ок? Средний возрост самолетов 33 года лодки и корабли так же. Много 90 годов ресурс выроботали. Пока наши стояли....там по 10 штук списывать в год...
  10. 0
    17 ноября 2017 12:26
    И кто сказал что Антеи на списание? Из них не плохой аналог Ясеня будет....в отличии от пидндоских на них реактор не одноразовый!
  11. +2
    17 ноября 2017 17:43
    Картина написана вполне реалистичная, РТМ - доживают последнее, 971 - головной распилили, 4 штуки стоят на звёздочке (2 в неспешном ремонте, 2 судьба неизвестна (индия?)), барракуды - давно уже в отстое до лучших времён, которые им не светят, кондоры - проходят керосиновые ремонты, ясени - долго, дорого. Не забываем, что эти лодки - телохранители РПКСН для придания им хоть какой-то боевой устойчивости. С РПКСН - около дела, ДЭПЛ - в серьёз не рассматриваем, 949А - судьба не решена, какие ракеты в них запихивать, и целесообразность сего переоборудования.
  12. 0
    17 ноября 2017 18:56
    Ну-ну,нет они конечно пусть верят во что хотят,только к нам не лезут.
  13. 0
    17 ноября 2017 22:07
    тупые ы не могут логически мыслить
  14. 0
    18 ноября 2017 01:17
    А откуда он взял три Барракуды? Нет столько.Одна есть! Щука Б хоршая лодка, но старая.БДРМ Дельфин вообще дрова .Вообще у всех совковых лодок одна главная проблемма-шум! Я бы больше на дизельные полагался.В концепции A2/AD да еще с Калибрами в ядерном исполнении вполне нейтрализуют надводный флот.Правда, их БРПЛ нас угробят! Трайдент IIочень хорошая ракета( у нас таких нет!) и их у них много.Все эти разговоры про С-400, которые якобы могут сбивать боеголовки, полная туфта!
    1. 0
      18 ноября 2017 02:28
      Да, согласен, отличная. И разработка свежая, и все в приличном состоянии находятся - регулярные испытания, говорят, все в копеечку. Даже взлетают. Говорят.
    2. 0
      18 ноября 2017 11:53
      У нашего подводного флота задача - нанести гарантированный ответный ядерный удар. Пока смертники отвлекают, бомбовозы должны по максимуму успеть отстреляться...Какие там трайденты...
  15. 0
    18 ноября 2017 01:19
    То то полосатые гоняют Абрамсы по Европам. ))))
  16. 0
    18 ноября 2017 10:08
    Цитата: misti1973
    ! Трайдент IIочень хорошая ракета( у нас таких нет!) и их у них много.
    Так уезжай на ПМЖ в Штаты , пока они не пульнули Трайдентами согласно твоей теории .
  17. +1
    20 ноября 2017 00:57
    Цитата: Стирбьорн
    С чего этой активности возрастать, если количество подводных лодок, с годами сокращается?!

    Жидкий стул, однако, одолевает от страху.....
  18. 0
    22 ноября 2017 08:53
    ничего страшного .. умирать реакторы к берегам США отправимс))
  19. 0
    22 ноября 2017 09:38
    они будут бояться, даже если будет одна лодка способная нанести неприемлемый ущерб для США...
    а лодки потихоньку строятся.
  20. 0
    5 марта 2018 19:48
    Ну да ,все ,сушим весла.Лучше считал бы деньги в своем кармане.К стати, у нас в запасе на крайний случай- шапку по кругу пустим.