Зияющие широты

12


В 30-х годах Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория», напоминает известный полярник Артур Чилингаров.



В соответствии с декретом ЦИК СССР 1926 года государственная граница России замыкалась на Северном полюсе и проходила по линиям долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы с Норвегией на западе. Дальновидностью Сталина, сберегшего углеводородную кладовую для будущих поколений, можно только восхищаться, чего нельзя сказать о руководстве 90-х. В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, аннулировав таким образом упомянутый декрет ЦИК. Такое решение ельцинской команды выглядит как минимум неоднозначно с моральной, экономической и военной точки зрения. Тем более что США в отличие от России не присоединились к этой конвенции. Свои национальные интересы американцы отстаивают, не обращая внимания на международные нормы, особенно когда те противоречат их интересам. Подпись же нашей страны вызвала шквал притязаний на Арктику. Например, Канада подала в ООН заявку на расширение территории своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров, рассчитывая получить еще и Северный полюс с кратчайшим воздушным маршрутом между США и Россией. С уменьшением ледового покрова у НАТО появляется возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории нашей страны, а также использовать сухопутные вооруженные силы в этом регионе. В начале 2000-х Военно-морским министерством США принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что у Соединенных Штатов широкие и фундаментальные интересы в регионе.

Напряжение в Арктике продолжает нарастать. По словам командующего Северным флотом ВМФ России вице-адмирала Николая Евменова, прозвучавшим на первом заседании Экспертного совета Госдумы по вопросам законодательного развития районов Крайнего Севера, США, Норвегия, Канада и Дания стремятся в кратчайшие сроки зарезервировать за собой максимум прав. Возможность защиты своих интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается ими как составная часть общей арктической политики. Зачастую более настойчиво, чем традиционные игроки, в регион к его ресурсам и транспортным магистралям рвутся экономически развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярной области: Япония, Китай, Южная Корея. С 2004 года функционирует так называемый Азиатский форум полярных исследований. В нем участвуют КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия. Китайский ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») прошел по Северному морскому пути. На 2019 год запланирован дрейф международной станции на немецком ледоколе. Пока научное сотрудничество государств по исследованию Арктики носит дружественный характер. Однако при определенных условиях это не исключает и конкуренции.

Николай Евменов указывает, что список притязаний государств Азиатского форума и НАТО к Арктике достаточно широк. Основные позиции – воспрепятствовать России в ее желании расширить границы суверенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, придать международный статус Севморпути, противодействовать нам в освоении месторождений нефти и газа, а самим беспрепятственно разрабатывать ресурсы Арктики, а также усилить военную активность НАТО в регионе. «Действия приарктических и других государств по оказанию политического давления на Россию, а также наращивание экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от нас мер по защите национальных интересов», – резюмирует командующий Северным флотом.

Айсберг, затертый бумагами

Возникает вопрос: насколько адекватны меры законодательного обеспечения противодействия этому давлению? Возможно ли повторение глупости, совершенной в 1997 году? Вопрос не настолько нелеп, как может показаться. Крайнего Севера и Арктики касается более 500 российских законодательных и нормативных актов. Они нередко взаимоисключающи, считает Артур Чилингаров.

В этой неразберихе лишь несколько законов остаются адекватными современным условиям. Все они были приняты после 2008 года.В перечень входит и госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», срок реализации которой продлен до 2025-го. Основополагающим документом, определяющим нашу политику в Мировом океане, является «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Она определяет шесть главных региональных направлений, в том числе и арктическое. В развитие положений доктрины издан президентский указ № 327 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Большая же часть подобных документов требует экспертизы на соответствие современным условиям.



В результате неразберихи в законах на неопределенное время задерживается завершение строительства ледокола «Арктика». Причина в том, что «Кирoв-Энергомаш» не может поставить паротурбинную установку изготовителю ледокола – ЦКБ «Айсберг». «Серьезной проблемой является изменение законодательства в части проведения закупочных кампаний», – объяснил причину срыва сроков поставки установки главный конструктор ЦКБ Александр Рыжков.

До сих пор не утверждена концепция системы космической связи, обеспечивающей предприятия и воинские части, находящиеся в высокоширотной зоне. Объявлять тендер пока не планируется, заявил руководитель Федерального агентства связи (Россвязь) Олег Духовницкий. Ранее его зам Игорь Чурсин говорил, что сегодня с помощью спутников связи на геостационарной орбите Арктический регион и Севморпуть прикрыты «на грани фола».

По словам Евменова, Минприроды России в прошлом году подготовило проекты комплексного управления природопользованием в арктических морях (включая российскую часть Баренцева), а также федерального закона «О морском (акваториальном) планировании». Предполагаются экологические ограничения деятельности в различных областях, в том числе в военной, а также изменение режима функционирования Севморпути, смещение его маршрута севернее архипелага Новая Земля. Законопроект подготовлен на основе совместных российско-норвежских разработок. Главная цель – обеспечение хозяйственной деятельности в прибрежной акватории. «Данная цель недостижима без гарантий военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне, однако вопросы, с этим связанные, в проект почему-то не включены», – предупреждает Евменов.

Стратегии дилетантов

Обеспечение безопасности северных рубежей России, может быть, даже в большей степени, чем экономические резоны, определяет нынешний интерес к арктической теме. Проводятся учения, в том числе высадка десанта на Северный полюс. На Новосибирских островах создается военная база. Восстанавливается инфраструктура Севморпути.

К счастью, удалось предотвратить законодательное преступление, в сравнении с которым ратификация Конвенции ООН по морскому праву 1997 года показалась бы детской шалостью. В первоначальном варианте, подготовленном правительством, Севморпуть определялся как международная транспортная магистраль. К счастью, нашлись силы, которые настояли на том, что СМП – исторически сложившаяся транспортная коммуникация России в Арктике.

По словам председателя Комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова, в последнее годы удалось придать статус оперативно-стратегического командования Северному флоту ВМФ России. «Таким образом, появился хозяин, который за все отвечает, все координирует», – сказал генерал на заседании Экспертного совета. Шаманов считает необходимым прилагать больше усилий по защите интересов России на дипломатическом уровне и активно участвовать в работе международных организаций. Участие в договорах и соглашениях расширяет наши возможности, когда они отвечают национальным интересам. Например, комиссия ООН признала правомерность российской заявки на континентальный шельф Охотского моря, теперь оно фактически стало для России внутренним.

Вместе с тем северные границы не будут на замке, если не создать надежные тылы. А они определяются социально-экономическим развитием региона. По словам Валерия Бабкина, директора Международного института проблем химизации современной экономики, дела обстоят из рук вон плохо. Например, на Сахалине на основе Соглашения о разделе продукции действуют крупные компании с участием иностранного капитала. «Но в результате их деятельности Сахалин не получил практически ничего, – считает ученый. – В России существует 45 стратегий и ни одна из них не выполняется. Почему за их разработку берутся люди, никогда этому не учившиеся и очень плохо понимающие, что нужно делать?». Существует мнение, что с начала 90-х все лучшие специалисты привлекаются в коммерческие структуры и, дескать, подготовка качественных стратегий и законов отдана на откуп дилетантам. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов академик Евгений Каблов не устает повторять с самых высоких трибун: «Необходимо срочно и резко изменить роль и статус РАН, вернуть те права, которые были всегда. Именно академия должна давать окончательное заключение о научной обоснованности, технологической реализуемости любого крупного государственного проекта».

Великий северный исход

Как восстановить инфраструктуру Крайнего Севера, если оттуда бегут люди? По информации председателя Комитета Государственной думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова, более четверти ныне работающих на Севере пытаются переселиться в другие регионы России, и людей можно понять. Минимальная зарплата в России установлена в размере 7800 рублей для всех регионов, а прожиточный уровень на севере и на юге совершенно разный. Нет реальных северных надбавок. Да и другие гарантии представлены большей частью на бумаге. Почти 200 тысяч семей северян стоят в очереди на получение субсидий для того, чтобы уехать «на материк». Многие ждут от государства жилищный сертификат больше 20 лет. Почти восемь тысяч человек из них старше 80 лет. По словам губернатора Мурманской области Марины Ковтун, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сближения регионального и среднероссийского размеров заработной платы. Если в 2003 году разрыв был в 1,6 раза, то в 2016-м – в 1,3. «Сегодня преимуществ жизни на Севере фактически нет, поэтому основным фактором снижения численности населения Мурманской области становится миграционный отток. Смею предположить, это не только у нас, но и на других территориях Арктической зоны», – заявила Марина Ковтун.

В последние годы происходит экономический и цивилизационный поворот России с Запада на Восток. По меткому замечанию Марии Ковтун, этот процесс сопровождается перетягиванием одеяла с Крайнего Севера, что незаслуженно снижает внимание к очень выгодным проектам на Севере, в частности в Мурманской области. В первую очередь упреки губернатора относятся к «Газпрому», который откладывает в долгий ящик планы по газификации области. «Конкурентное преимущество Мурманской области – широкие экспортные возможности. Наш регион имеет свободный, ничем не ограниченный выход в Мировой океан, и размещение у нас производств по сжижению природного газа могло бы обеспечить гораздо более существенные объемы экспорта, нежели планирующиеся сегодня к созданию мощностей на Балтике», – считает Марина Ковтун.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 ноября 2017 15:28
    В 30-х годах Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория», напоминает известный полярник Артур Чилингаров.
    ..По иному быть не может...
    1. +2
      18 ноября 2017 15:44
      Цитата: parusnik
      В 30-х годах Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория», напоминает известный полярник Артур Чилингаров.
      ..По иному быть не может...

      Может - сказал ЕБН и подмахнул конвенцию по морскому праву wink
      1. 0
        18 ноября 2017 17:06
        Я вот не пойму.Что же у нас за страна такая!?Что бы построить ледокол нужны законы на уровне чуть ли не конституции.А что договоры между смежниками уже не действуют?Раз в мире действует лишь право сильного,то какие вопросы могут быть?
        1. 0
          18 ноября 2017 17:49
          Сегодня преимуществ жизни на Севере фактически нет, поэтому основным фактором снижения численности населения Мурманской области становится миграционный отток. Смею предположить, это не только у нас, но и на других территориях Арктической зоны


          Причём это относится и к Сибири и Забайкалью. А делать удивлённые глаза типа не знаем, просто деньги предпочитают осваивать до Урала или к рамках Садового кольца, вот только после этого не стоит удивляться местному сепаратизму. Ну не влезет всё население РФ в два города и даже если прибавить Московскую область. И это самая большая проблема для страны, решение которой никто даже не собирается обсуждать.
    2. 0
      18 ноября 2017 17:03
      Цитата: parusnik
      В 30-х годах Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория», напоминает известный полярник Артур Чилингаров.
      ..По иному быть не может...

      А может и быть не должно?
      1. dsk
        +3
        18 ноября 2017 22:02
        Реакция при внешней агрессии - "мобилизация и консолидация."
        Российская армия избавится от военных с избыточным весом. Такое решение принял глава Минобороны Сергей Шойгу по итогам медобследования военнослужащих в 2017 году. До 15 декабря военнослужащим с третьей и четвертой степенью ожирения предложат уволиться или перевестись на другие посты.Наличие такого приказа корреспонденту «URA.RU» подтвердил военный обозреватель «Комсомольской правды», полковник в отставке и бывший руководитель пресс-службы Минобороны Виктор Баранец. «Такой приказ Министерства обороны действительно есть, по нему будут увольнять военных с третьей и четвертой степенью ожирения... hi
  2. 0
    18 ноября 2017 17:02
    Стратегии дилетантов
    Оскорбительно. Скорее профессиональных наймитов польской разведки, или японской.... Да мало ли их?
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    18 ноября 2017 18:09
    Нашим правителям не хочется вкладывать деньги в заселение Сибири и Дальнего Востока. Им нужны природные ресурсы для продажи, а для этого хватит и вахтовиков. Приехали - уехали... Хватит и временных вагончиков-бытовок, а если ещё и вместо россиян набрать гастеров из бывшего СССР, то и на социальных льготах экономия... А весь театр с "дальневосточным гектаром", так и задуман - как театр. Заодно и чиновникам кормушка и распил бюджетных денег...
  5. 0
    19 ноября 2017 00:25
    на неопределенное время задерживается завершение строительства ледокола «Арктика». Как молотком по башке.А что с корпусами "Сибирь" и "Урал"?Скоро останется один "СЕВМОРПУТЬ"?Печальная статья.
  6. +3
    21 ноября 2017 15:41
    Вот считаю, что хорошо знаком с ситуацией на Северах, так как периодически бываю и на Кольском, и в НАО, и в Архангельской губернии. Причем, не в центрах, а именно в полуброшенных и брошенных селах. Когда-то один умный человек сказал: "Север вахтовым методом не освоить". И это правда. Там нужно жить. Иначе север мы потеряем. Теперь, что касается Кольского... Все реки с сёмгой сданы в аренду на 49 лет с правом продления еще на 49 лет. Компании-арендаторы имеют иностранный капитал и учредителей. Чтобы представлять, что такое "аренда реки", объясню: ловить рыбу никому, кроме них нельзя, находиться на реке (в том числе проводить сплав, включая туристический) никому без их разрешения нельзя. Паной, Варзуга, Иоканьга, Стрельна, Золотая, Чегодаевка, Харловка, Лица и так далее - все отдано на 49+49 лет (считай, на век!) в аренду иностранцам. Сутки рыбалки там стоят (все включено) - 60 000 руб. Неделя - около 6 тыс долларов. У этих арендаторов свои вертолетные компании! При всем этом, во всех жилых еще селах (кроме ЗАТО "Островной") на Кольском побережье от Териберки до Варзуги (это 700 км берега) живет сегодня от силы пара сотен жителей. В Гремихе (база АПЛ) жило при СССР 40 тыс человек. Сегодня менее 2 тыс. чел. Многие села и ЗАТО "Островной" снабжаются по морю и только по морю. В России сегодня во всех пароходствах (Черноморское, Балтийское, Мурманское, Северное, Дальневосточное) есть только одно (!) пассажирское судно (семидесятых годов постройки) - "К. Еланская", которое курсирует вдоль Кольского. Какое тут освоение Севера снова! На каяках что-ли )) Это даже не позор уже, а какой-то сон разума - на всем севере остались люди, но их там просто бросили. Хальмер-Ю кто-нибудь знает? Город упразднили, население ОМОН силой (выбивая двери квартир) вывез в Воркуту. После этого В. Путин с Ту-160 (пиарился перед выборами какими-то) разнес Хальмер-Ю, использовав его как мишень для ракет. Мы отступаем с севера повсеместно. На место поморов и тех, кто жил и работал на Северах приходят арендаторы, газовщики, вахтовики и пр. временщики, которым все пофиг. Ими север не освоишь вновь - это лажа... Так что, выхода пока не вижу.
    1. 0
      22 ноября 2017 08:57
      Цитата: Anyone
      Там нужно жить.

      Работал год в Тазовском. Не представляю как постоянно жить в таких условиях - летом полярный день, +35 по Цельсию и кучи насекомых (комары, мошка, мокрец, гнус...) даже в центре города, зимой - полярная ночь, -40 по Цельсию и бураны...
      В Архангельской области тоже работал, удручающее впечатление -депрессивный регион, почти все деревни вдоль федеральной(!) трассы заброшены...
      1. +1
        22 ноября 2017 10:41
        Цитата: AllXVahhaB
        Не представляю как постоянно жить в таких условиях...

        Да, "жрачей" летом в тундре море.