Военное обозрение

Ars Technica: Россия имеет планы по конкуренции с SpaceX – однако есть и слабые места

79
Появление частных коммерческих компаний уже успело оказать заметное влияние на ракетно-космическую отрасль. В настоящее время подобные организации привлекают внимание и инвестиции, а кроме того, демонстрировать конкуренцию с признанными лидерами рынка. Подобная ситуация не может не привлекать внимание специалистов, общественности и прессы. Вполне ожидаемо появляются попытки анализа текущих событий и прогнозы дальнейшего развития событий.


13 ноября американское научно-популярное издание Ars Technica опубликовало очередной материал о состоянии мировой космической отрасли, а также о взаимоотношениях разных ее представителей. Редактор «космического» отдела издания Эрик Бергер представил статью под названием «Russia has a plan to compete with SpaceX—but it has a flaw» – «Россия имеет планы по конкуренции с SpaceX – однако есть и слабые места». Как следует из названия, автор статьи рассмотрел деятельность российской космической отрасли и американской компании SpaceX, а также сделал выводы о влиянии их работ друг на друга.

В подзаголовок своей статьи Э. Бергер вынес любопытный тезис. Он полагает, что успех последних российских планов прямо зависит от положения дел в новых проектах компании SpaceX. В самой статье автор раскрыл этот тезис подробнее.

Ars Technica: Россия имеет планы по конкуренции с SpaceX – однако есть и слабые места


Автор Ars Technica начинает свою статью с напоминания о событиях недавнего прошлого. Еще в 2013 году, как он пишет, заслуженный космический «флот» России удерживал за собой почти половину рынка запусков в интересах коммерческих клиентов. Однако затем на рынке появились новые игроки – в первую очередь, частная американская компания SpaceX. Деятельность новых конкурентов привела к тому, что Россия потеряла доминирующее положение на ракетно-космическом рынке.

В текущем 2017 году, к моменту появления статьи, российская ракетно-космическая отрасль осуществила 17 запусков ракет-носителей с выводом на орбиту различной полезной нагрузки. При этом лишь треть запусков осуществлялась на коммерческой основе – не в интересах российских государственных структур и не в рамках обеспечения деятельности Международной космической станции.

В этот же период компания SpaceX выполнила 16 запусков. Подавляющее их большинство – 11 стартов – осуществлено в целях вывода на орбиту коммерческих грузов. Руководство частной компании полагает, что в 2018 году подобная разница в структуре запусков только усилится. Для получения таких результатов планируется увеличивать количество запусков ракет-носителей Falcon 9.

Как указывает Э. Бергер, российская промышленность понимает свои далеко не выдающиеся показатели, и потому принимает меры. Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» ускоряет разработку перспективной ракеты-носителя среднего класса. Этот проект получил имя «Союз-5». В будущем такая ракета может заменить носители семейства «Союз», используемые для доставки космонавтов на МКС. Кроме того, она может составить конкуренцию ракетам компании SpaceX.

Э. Бергер приводит слова российского журналиста Анатолия Зака, специализирующегося на космической тематике. Тот утверждает, что российские официальные лица возлагают на новый проект большие надежды. Кроме того, Кремль расценивает новую ракету-носитель «Союз-5» как отечественный вызов на существующие вызовы в виде зарубежных разработок. Она рассматривается в качестве нового средства борьбы за коммерческие заказы, что делает этот перспективный проект более чем актуальным.

Слишком маленький и слишком поздно?

А. Зак полагает, что в рамках проекта «Союз-5» российской ракетно-космической отрасли удалось получить заметные успехи. Предварительные проектные работы по этой ракете должны будут завершиться уже в 2017 году. Таким образом, при успешной реализации всех планов корпорация «Энергия» сможет вывести новый носитель на рынок уже до конца 2021 года. Автор упоминает, что, по известным данным, ракета-носитель «Союз-5» будет построена по трехступенчатой схеме и получит жидкостные двигатели РД-171, использующие керосин. Для сравнения, двигатели Merlin, используемые на ракетах Falcon 9, так же работают на керосине.

Э. Бергер указывает, что в российской прессе, похоже, отсутствует понимание важного факта. Он заключается в том, что в ближайшие годы компания SpaceX не собирается останавливаться на достигнутом, и к 2021-му она планирует получить новые результаты. Для понимания возможного развития событий он предлагает рассмотреть результаты деятельности американской компании в последние годы.

Так, четыре года назад американское предприятие строило первую версию носителя Falcon 9. Эта ракета могла использоваться только один раз и выводила на низкую околоземную орбиту 10,5 т груза. В следующем году, согласно имеющимся планам, в полет отправится уже пятая модификация ракеты Falcon 9. Она будет оптимизирована для многоразового использования. Кроме того, как предполагается, этот носитель сможет выводить на низкую околоземную орбиту 23 т.

Американский автор полагает, что новая ракета от SpaceX сможет показать определенные успехи, и в пользу этого предположения, как он считает, говорит предыдущая деятельность компании. Кроме того, появление новой версии Falcon 9 окажет определенное влияние на рынок в целом и на российский носитель «Союз-5» в частности.

Перспективная российская ракета дебютирует на международном рынке в 2021 году. Э. Бергер считает, что в таком случае «Союз-5» не сможет конкурировать с новейшим Falcon 9. Запуск американской ракеты должен будет стоить 60 млн долларов, а кроме того, к началу следующего десятилетия она будет иметь определенную историю пусков. Ускорение процессов подготовки к повторному пуску, ожидаемое автором, дополнительно повысит потенциал носителя Falcon 9. Как следствие, к 2021 году компания SpaceX, в отличие от российской космической отрасли, сможет осуществлять коммерческие запуски в минимальные сроки после получения заказа, а также по ожидаемой цене в 60 млн долларов.

***

Статья издания Ars Technica «Russia has a plan to compete with SpaceX—but it has a flaw», посвященная текущим планам российских и американских специалистов, представляет определенный интерес, хотя с определенной точки зрения выглядит весьма предсказуемой. Вряд ли стоит напоминать, что в последние годы вокруг ракетно-космической отрасли сформировались новые специфические «традиции». Так, с некоторых пор считается правильным восхищаться успехами или даже планами отдельных частных компаний, но при этом нещадно критиковать «старых» лидеров рынка. Все это в определенной мере провоцирует споры и приводит к хорошо известным результатам.

Учитывая такие «обычаи», в статье Ars Technica можно найти некоторые слабые места. Часть предложенных тезисов заставляет вспомнить о пресловутых двойных стандартах и других не самых честных приемах. Как следствие, статью, несмотря на интересную тему и ряд любопытных тезисов, нельзя признать в полной мере объективной.

Статья начинается со сравнения количества пусков и структуры портфеля заказов конкурирующих организаций. При этом автор не учитывает некоторые особенности выполненных запусков. Так, компания SpaceX при сравнении с российскими организациями ракетно-космической отрасли явно выигрывает только в сфере запусков ракет среднего класса. В категории тяжелых ракет-носителей – несмотря на многолетние обещания – ей пока предложить нечего. Россия, в свою очередь, располагает эффективными и недорогими средствами вывода нагрузки такого класса.

Также возникают вопросы к процессу сравнения перспективной российской ракеты-носителя «Союз-5» и ожидаемой новой модификации американской Falcon 9. Так, оценивая будущее двух проектов, Эрик Бергер проявляет явное снисхождение к ракете, созданной в США. Еще не существующий и не эксплуатируемый носитель оценивается по заявленным характеристикам, что дает самую оптимистичную картину.

Вполне ожидаемо, что ракета «Союз-5», так же находящаяся на стадии проектирования, в таком сравнении явно проигрывает зарубежному конкуренту. Более того, как указывает американский автор, российская разработка будет уступать зарубежной сразу, уже на момент своего появления.

Любопытно, что в качестве аргумента в пользу успешного завершения работ по новой ракете семейства Falcon 9 автор Ars Technica приводит репутацию компании SpaceX. Он утверждает, что предыдущая деятельность фирмы и ее успехи указывают на возможность успешного завершения работ. Российскому проекту, однако, он отказывает в таких преимуществах. Уже известно, что новый носитель «Союз-5» должен основываться на отработанных компонентах и технологиях предыдущих проектов, прошедших многократную проверку практикой. Тем не менее, Э. Бергер не учитывает этот факт, оценивая перспективы ракеты.

Вряд ли стоит спорить с тем, что компания SpaceX действительно демонстрирует серьезные успехи и заметным образом влияет на рынок коммерческих запусков. Тем не менее, отмечая успехи молодой фирмы, следует оставаться в разумных рамках и не пытаться похвалить одну организации за счет некорректной критики других. Сравнение с использованием не самых честных методов способно негативно повлиять на репутацию как автора, так и восхваляемых проектов. Вряд ли ракетам семейства Falcon 9 – и так заслужившим свою известность – нужна подобная реклама.


Статья «Russia has a plan to compete with SpaceX—but it has a flaw»:
https://arstechnica.com/science/2017/11/russian-rocket-to-compete-with-spacex-racing-to-launch-pad-in-2021/
Автор:
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. inkass_98
    inkass_98 20 ноября 2017 07:08 Новый
    +11
    Не верю я пока в многоразовые РН, слишком много в них приходится проверять и менять при посадке, что по цене практически аналогично созданию нового носителя. Про аварии ничего говорить не буду, поскольку это общее место, никто не застрахован и все через это проходили. Да и сохранение некоторого количества топлива для посадки многоразового носителя влечет за собой уменьшение выводимой полезной нагрузки.
    На данном этапе минусов у многоразовой системы РН больше, чем плюсов.
    1. Orel
      Orel 20 ноября 2017 07:27 Новый
      +4
      Цитата: inkass_98
      Не верю я пока в многоразовые РН, слишком много в них приходится проверять и менять при посадке, что по цене практически аналогично созданию нового носителя.


      Время покажет.
      1. КОСМОС
        КОСМОС 20 ноября 2017 12:18 Новый
        +3
        Цитата: Orel
        Время покажет.

        Конечно, аполоны и шатлы оно уже показала)))
        З.Ы. Вся эта эпопея с Фальконами и "внезапно" появившейся компанией Спайс Х))), полагаю берет свое начало с полного провала НАСА своих основных космических программ, Аполлон закончился ничем, также беславно завершилась и программа Шатлов и не в последнюю очередь по экономически причинам, да и слишком дорогими и сложными получились игрушки, типа супердвинутых водородников))). Но НАСА неможет в открытую признать свои ошибки и начать наконец таки заниматься реальными делами, гордые, как им выдающимся, опуститься с водородников до керосинок))) но что то делать надо. Вот за неимением разумных альтернатив они и отдали временно нишу России с их примитивным РД-180, и дали политическое добро и техокументацию, типо независимому мелкому лавочку Илон Маску на использование самых дешево-отстойный-примитивных фалконов))), а свой авторитет непачкать всякой мелочью.
        1. Vlad.by
          Vlad.by 20 ноября 2017 23:32 Новый
          +1
          Вот про "примитивные" РД-180 круто сказано!
          Впечатлен!
    2. venik
      venik 20 ноября 2017 09:38 Новый
      +2
      Цитата: inkass_98
      Не верю я пока в многоразовые РН, слишком много в них приходится проверять и менять при посадке, что по цене практически аналогично созданию нового носителя.

      ==============
      Во-во!!! И не просто, "аналогично созданию нового (носителя)", а иногда и дороже (как это было с "шаттлами")..... Не зря американцы свой новый "челнок" делают гораздо компактнее и значительно проще "Колумбий"! Иначе "полная дефектация" сожрёт всю прибыль от "многоразового использования"......
      1. Vlad.by
        Vlad.by 20 ноября 2017 23:34 Новый
        +2
        Это Вы потомка Спирали в виду имеете? Так американцы его не делают. Они его стырили и просто воспроизводят. Практически без изменений.
    3. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 20 ноября 2017 10:16 Новый
      +4
      Цитата: inkass_98
      На данном этапе минусов у многоразовой системы РН больше, чем плюсов.

      "Всё проходит,всё меняется..." Райты полетели на "сыночке"планеров Лилиенталя...первые ЖРД клепали из паяльной лампы...а що теперича творится ? fellow Если рассуждать так:
      Цитата: inkass_98
      Не верю я пока в многоразовые РН, слишком много в них приходится проверять и менять при посадке,
      то точно ...только и остаётся:"махнуть рукой,плюнуть на Космос и растереть ! И торговать картошкой...если позволят...При конструировании многоразовых космических аппаратов обязательно интегрировать систему самодиагностирования в различных режимах с функцией отключения аварийных блоков и интеллектуального преобразования режимов работы резервных блоков.Возвращать аппараты с помощью ракетных движков и оставлять для этого топливо-не обязательно.Можно "придумать" и другое !Хотя бы использовать методы управляемого планирования с воздушным перехватом...морским "финишем"...и т.п.
    4. voyaka uh
      voyaka uh 20 ноября 2017 10:50 Новый
      +4
      " слишком много в них приходится проверять и менять при посадке, что по цене
      практически аналогично созданию нового носителя"////

      Даже близко нет. 1-ая ступень - это 75-80% стоимости всей ракеты.
      Осмотры не потянут и на 100-у долю от ее стоимости. Кроме того, по
      итогам уже более 20 возвратов 1-ой ступени сделаны выводы и изменения
      в ее конструкцию: изменены "ноги" сделаны ребра жесткости.
      Спэйс-Икс планирует делать повторный запуск использованной ступени
      в течение суток после ее возвращения и использовать ее до 5 раз.
    5. Topgun
      Topgun 20 ноября 2017 22:49 Новый
      +2
      Современный авиалайнер посложнее будет, и во время испытаний его тоже перебирают после каждого полета + строят дополнительно модели которые всю жизнь на стенде стоят подвергаясь "тряске" в итоге нарабатывается статистика и люди уже заранее могут знать какую деталь нужно заменить чтоб в следующем полете она не отказала (ето все незаметно для простых людей но там очень много работы чтоб оно потом летало постоянно и легко обслуживалось).
      Так будет и тут, они сейчас нарабатывают статистику, просто тут из-за того что запуски очень редкие (относительно испытательных полетев у самолетов) то и статистика долго нарабатывается будет, но по итогу они получат ракету обслуживание которой для повторного полета будет напоминать обслуживание современного авиалайнера...
      Конкурентам етот путь тоже придется проходить - а он долгий и короче чем у СпейсХ он не будет - скорее даже дольше ибо запуски для наработки статистики придется выгрызать в конкурентной борьбе, единственный шанс на неудачи и катастрофы, сейчас все в руках СпейсХ...
    6. Vlad.by
      Vlad.by 20 ноября 2017 23:29 Новый
      +3
      Самый дешевый вариант возврата первой ступени, на мой взгляд - посадка по самолетному. Из дополнительного оборудования первой ступени - небольшие легкие крылья, возможно углепластиковые, технология отработана (тот же МС21), выпускные посадочные шасси и система управления посадкой, тоже отработана на Буране. Сейчас она может быть гораздо компактнее и легче чем на Буране. Первая ступень, после выработки топлива относительно легкая, имеет достаточную скорость и запас энергии, чтобы спланировать в нужный район и сесть на выделенную полосу. Не бог весть какая задача, решали и посложнее. В любом случае, топливо для вертикальной посадки тащить вверх на 40 км не надо, "откидывающиеся ноги-лапы" намного тяжелее шасси, система управления что на Фалконе, что на планирующей ступени - по массогабаритным характеристикам сходны. Крылья много легче топлива, делать их убирающимися или складывающимися, думаю не обязательно, скорость порядка трех-пяти Махов ступень с крыльями достигает на приличной высоте, полагаю выше 20 км,в разреженной атмосфере. Серьезных тепловых нагрузок еще не будет. Потом скорость падает до нуля и дальше планирование вниз. Аэродром строить не надо - в районе космодрома он не один. Фактически, первая ступень становится крылатой ракетой, которую надо довести до точки и на последнем этапе посадить на полосу.
      Мне кажется, с точки зрения весовой отдачи, такая схема возврата первой ступени предпочтительнее вертикальной посадки с использованием реактивной тяги.
      Хотя, есть подозрения, что прочностные характеристики ступени придется пересмотреть. Но, можно рассмотреть использование прочного углепластикового несущего каркаса с крыльями в едином целом. Вопрос расчета конструкции.
      1. Комментарий был удален.
  2. MadCat
    MadCat 20 ноября 2017 08:01 Новый
    +1
    Слишком Роскосмос расслабился. Чиновники прям уверовали что у остальных кроме батутов ничего нет и вот результат...
    Как указывает Э. Бергер, российская промышленность понимает свои далеко не выдающиеся показатели, и потому принимает меры. Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» ускоряет разработку перспективной ракеты-носителя среднего класса. Этот проект получил имя «Союз-5».

    то что нужно было сделать вчера еще только в далеких планах. Вопрос в другом, а в состоянии ли компания на данный момент вообще разрабатывать что либо?
  3. Вишневая девятка
    Вишневая девятка 20 ноября 2017 08:12 Новый
    +6
    Опять малограмотный пересказ пустой статьи. Переливание из пустого в порожнее.

    В категории тяжелых ракет-носителей – несмотря на многолетние обещания – ей пока предложить нечего.

    Тяжёлая РН - это 20 тонн на НОО. 9ФТ и есть тяжёлая РН. Из запусков этого года только один, кажется, - формосат - мог быть выведен ракетой среднего класса (союзом 2, к примеру)
    новый носитель «Союз-5» должен основываться на отработанных компонентах и технологиях предыдущих проектов, прошедших многократную проверку практикой. Тем не менее, Э. Бергер не учитывает этот факт, оценивая перспективы ракеты.

    Правильно не учитывает. Союз-5 - это, грубо, Зенит, сделанный на другом предприятии в другой стране другой фирмой. Статистику придется нарабатывать заново.
    ракетно-космическая отрасль осуществила 17 запусков

    Опять гвианские присчитали?
    При этом лишь треть запусков осуществлялась на коммерческой основе

    Два гвианские, которые продавали европейцы, два Протона по старым контрактам, 1 еврокот, видимо последний, шестой что?
    успех последних российских планов прямо зависит от положения дел в новых проектах компании SpaceX

    Старых проектов уже более, чем достаточно.
    1. avt
      avt 20 ноября 2017 10:51 Новый
      +4
      Цитата: Вишневая девятка
      Переливание из пустого в порожнее.

      what Кирилл конечно старается в наполнении сайта всевозможными материалами и порой даже весьма и более чем успешно. Однако в данном конкретном случае это реально
      Цитата: Вишневая девятка
      пересказ пустой статьи.
      Рввно как и прочие умильные слюноотделения в экстазе о Маске в комментах с размазыванием по щекам и пожеланием кому то
      Цитата: Nikolaevich I
      Можно "придумать" и другое !

      bully Однако НИКТО ещё не расписал основную причину ,,успехов" Маска , а именно не ответил на простой вопрос - Кто конкретно и как распределяет квоты на коммерческие запуски На реально саленьком ,,рынке" этих услуг .Отчего то практически ВСЕ ,,знатоки"рисуют в своих влажных мечтах эдаке подоьие городского базара, где носителями торгуют как семечками с зазыванием фланирующих меж рядов покупателей и выигрывает то у кого дешевле. bully
      1. BlackMokona
        BlackMokona 20 ноября 2017 11:54 Новый
        0
        Если бы кто-то распределял, мы в этом году точно бы Американский спутник на орбиту бы не запускали
        1. avt
          avt 20 ноября 2017 13:33 Новый
          0
          Цитата: BlackMokona
          Если бы кто-то распределял, мы в этом году точно бы Американский спутник на орбиту бы не запускали

          Это типа ответ на
          Цитата: avt
          - Кто конкретно и как распределяет квоты на коммерческие запуски

          Ну так это не ответ , а диагноз.
    2. Bad_gr
      Bad_gr 21 ноября 2017 19:35 Новый
      0
      Цитата: Вишневая девятка
      Союз-5 - это, грубо, Зенит, сделанный на другом предприятии в другой стране другой фирмой.

      А можно по-подробней, что из "Зенита" делалось на предприятиях не России ?
      Из той информации, что попадалась мне, на Украине для этой ракеты изготовлялись только баки.
      Или я ошибаюсь?
      1. Вишневая девятка
        Вишневая девятка 21 ноября 2017 21:05 Новый
        0
        Все, кроме РД-171 и системы управления.
        http://www.interfax.ru/business/579951
        Независимо от того, много это "все кроме" или мало, Союз-5 не Зенит с точки зрения статистики пусков.
        1. Bad_gr
          Bad_gr 22 ноября 2017 00:14 Новый
          0
          Цитата: Вишневая девятка
          Все, кроме РД-171 и системы управления

          а также разгонных блоков ДМ-SL и ДМ-SLБ (изготовитель РКК «Энергия»).
          Итого 70% от ракеты.
          Цитата: Вишневая девятка
          Независимо от того, много это "все кроме" или мало, Союз-5 не Зенит с точки зрения статистики пусков.

          Тут не спорю.
  4. Комментарий был удален.
    1. avt
      avt 20 ноября 2017 11:20 Новый
      +3
      Цитата: Azkii339
      У Space X контракты на пуски - это вопрос жизни компании, т.к. она частная, а в России контракты - возможность попила, т.к. нашим компаниям пофиг на провал - они государственные, всегда будут деньги, всегда будет что пилить.

      bully Нашальнике ,мана. А сколько денег вдули конкретные штаты из своего бюджета вот этих самых Объединённых штатов Америки ? Вполне себе бюджетных $. Дайте угадаю - ну это же не федеральные деньги из бюджета USA. bully Да и заказ ему идёт из ихней НАСА . Так что разницы с госкомпанией у нас НИ КА-КОЙ!
      1. Azkii339
        Azkii339 20 ноября 2017 11:24 Новый
        0
        Но тем не менее, у них есть звено, которое кровно заинтересовано в успешности пусков.
      2. BlackMokona
        BlackMokona 20 ноября 2017 11:55 Новый
        0
        Которые шли на пуски, которые стояли 2-3 раза дешевле, чем платили ULA до этого
      3. Pan_Hrabio
        Pan_Hrabio 20 ноября 2017 13:49 Новый
        +2
        И сколько конкретно бюджетных денег влили штаты в SpaceX вы, конечно же, не посчитали нужным указать. Целых 20 (двадцать) миллионов. Остальные 5,5 миллиардов прошли по контрактам, которые, как мы видим, SpaceX вполне выполняет.

        http://e-notabene.ru/ik/article_20451.html

        И пускай эти миллиарды бюджетные, КПД их использования впечатляет: уже сейчас SpaceX занимает половину рынка коммерческих запусков.



        https://hightech.fm/2017/07/17/spacex-dominate
        1. Вадим237
          Вадим237 20 ноября 2017 19:55 Новый
          +2
          Ждём с нетерпение запусков ракеты Falcon Heavy и первый полёт сверхтяжёлой Марсианской ракеты
          1. Vlad.by
            Vlad.by 20 ноября 2017 23:42 Новый
            0
            Вот действительно! Уж как полетит, с первого раза, и сразу на Луну, да что там Луну, бери выше - на Марс.
  5. Сибирский цирюльник
    Сибирский цирюльник 20 ноября 2017 11:41 Новый
    +3
    Наши проблемы не в научнотехническом потенциале отрасли,а в головах и степени жадностьи тех,кто этой отраслью рулит.Как, впрочем,и в остальных областях
  6. andrej-shironov
    andrej-shironov 20 ноября 2017 13:10 Новый
    +2
    Ну да! Теперь приходится напрягать силы всей страны, чтоб конкурировать с обычной коммерческой фирмой! Где хвалёное местное превосходство частного бизнеса над государственным? Где наши Илоны Маски? Прохоров даже ё-мобиль сделать не смог! Позорище власти!
    1. Vlad.by
      Vlad.by 20 ноября 2017 23:44 Новый
      +1
      А Вы, простите, сильно напряглись? Именно, чтобы Маска побороть? Прям таки вся страна, напряглась, не сеет, не пашет, только о Маске и думает...
      1. andrej-shironov
        andrej-shironov 21 ноября 2017 08:19 Новый
        0
        Судя по статьям на ВО да! А без улыбки скажу: капитализм с силу своей сущности не может потянуть долгосрочные программы, потому как олигархов интересует прибыль здесь и сейчас. Лишь государство способно осуществлять амбициозные проекты. По этому факту есть что возразить?
        1. Vlad.by
          Vlad.by 21 ноября 2017 09:17 Новый
          0
          Таки я не понял, Вы за наших, али за коммунистов? :-)
          Нам нужен частный космический бизнес, чтобы Маска побороть или обойдемся тем, что есть? Вы уж определитесь
          1. andrej-shironov
            andrej-shironov 21 ноября 2017 15:10 Новый
            0
            А могу я быть просто за справедливую власть, не важно будет она капиталистической или социалистической. Просто если честно боюсь что капитализм в силу своей сущности не может быть справедливым.
            1. Vlad.by
              Vlad.by 22 ноября 2017 13:59 Новый
              0
              Можете конечно, хотя, понятие справедливая власть - это из области философии и географии. С чьей точки зрения и под каким углом. Мой же вопрос касался Вашей неопределенной позиции по вопррсу.
              1. andrej-shironov
                andrej-shironov 22 ноября 2017 14:54 Новый
                0
                Если вы мне напишите в чём по вашему мнению состоит моя неопределённость, то я вам обязательно отвечу.
  7. arkadiyssk
    arkadiyssk 20 ноября 2017 15:03 Новый
    0
    Вот как то я сомневаюсь, что трехступенчатый Союз-5 будет равным по эффективности 2х ступенчатому F9. Габариты и веса ракет ведь одинаковые практически.
  8. komvap
    komvap 20 ноября 2017 16:49 Новый
    +2
    текущее состояние мировой космической отрасли по РН.
    1. Россия
    советское наследство - до сих пор работает на славу.
    потенциально и по моим (как и многих других)хотелкам лидер.
    Но...
    роскосмос компрадорского рф - попилы ,воровство,разгильдяйство,саботаж(для неверующих аналогичный пример - планомерное разрушение авиастроительной отрасли в рф).

    2. америка
    SpaceX
    одноразовый фалкон 9 - хорошая ракета и концептуально и по исполнению,
    но ничего принципиально нового,
    кроме использования большого количества(9 штук)
    простых надежных недорогих двигателей на первой ступени
    и такого же двигателя, но с высотным соплом на второй ступени
    - унификация - "харашо аднако"
    "многоразовый" - пиар хайп жульничество,
    рассчитанный на обывателей с их житейским опытом (как же так ?машины и самолеты многоразовые? а ракеты одноразовые? О, а вот гуру и гений который это исправил !!!)


    Наса - бюрократическое гнилое болото из которого ничего не выходит в этой области кроме гнилостных пузырей дальне-срочных(что бы никто не мешал чавкать в тине) и при этом постоянно откладывающихся прожектов - достойный конкурент для роскосмоса.

    3. европа

    у них гвиана на экваторе - этого достаточно.
    Ну и ариан 5 - очень надежен хоть и очень дорог. Вот кто должен боятся дешевых и надежных РН.
    1. BlackMokona
      BlackMokona 20 ноября 2017 18:54 Новый
      0
      Вы пропустили пуски БУ Фальконов?
      1. komvap
        komvap 20 ноября 2017 19:09 Новый
        +2
        Цитата: BlackMokona
        Вы пропустили пуски БУ Фальконов?

        Какие еще БУ фалконы?
        Даже авторы заинтересанты этого "многоразового" хайпа не имеют ни наглости ни глупости заявлять о БУ фалконах, только о БУ первой ступени...
        1. Вадим237
          Вадим237 20 ноября 2017 20:02 Новый
          +2
          Как не крути и не верти - а у НАСА во всех сферах освоения космоса дела намного лучше, чем у нашего "Роскосмоса".
          1. komvap
            komvap 20 ноября 2017 20:58 Новый
            +1
            Цитата: Вадим237
            Как не крути и не верти - а у НАСА во всех сферах освоения космоса дела намного лучше, чем у нашего "Роскосмоса".

            Вы хоть читаете что я пишу?
            Я вообще-то сильно ругаю роскосмос , и соответственно как понять ваше "Как не крути и не верти" ?
            Цитата: komvap
            текущее состояние мировой космической отрасли по РН.
            роскосмос компрадорского рф - попилы ,воровство,разгильдяйство,саботаж(для неверующих аналогичный пример - планомерное разрушение авиастроительной отрасли в рф).
            Наса - бюрократическое гнилое болото из которого ничего не выходит в этой области кроме гнилостных пузырей дальне-срочных(что бы никто не мешал чавкать в тине) и при этом постоянно откладывающихся прожектов - достойный конкурент для роскосмоса.

            Или "чукча не читатель,чукча писатель" (с) ?
            1. komvap
              komvap 20 ноября 2017 21:04 Новый
              +1
              Вадим237, какие по вашему у наса РН , которые лучше (дешевле и надежнее) РН Союз и Протон ?
              1. komvap
                komvap 20 ноября 2017 21:57 Новый
                +1
                причем, обращаю внимание, Протон и Союз, РН созданы в 1960х годах( в дальнейшем претерпя непринципиальные .модернизации)
                Если бы не подковерный политический переворот произошедший, в конце 60х,после которого партийная верхушка начала гнобить(путем постановки неверных задач и вмешиваясь в концепции развития) советскую космонавтику,то трудно представить даже какими бы были её достижения хотя бы к началу 90х годов.
              2. Вишневая девятка
                Вишневая девятка 20 ноября 2017 22:31 Новый
                0
                Цитата: komvap
                которые лучше (дешевле и надежнее) РН Союз и Протон ?

                Протон, за последние 5 лет - 3 полных, одна частичная авария, 33 запуска (на 30 октября), надежность 88%.
                Девятка, 2 аварии, 41 запуск, 95%. Аварийность Протона в 2,5 раза выше. Цены на запуск одинаковые (у Протона - 60 млн при покупке не менее 3, ЕМНИП, пусков), с учетом страховки - у Протона существенно выше.
                Союз-2.1б стоимость 50 млн, 67 пусков (все 2-е семейство), 5 аварий (из них 3 частичных), последняя частичная авария - 2015 год. Дельта-2, 60+млн., 2 аварии, 155 пусков, безаварийная серия - 20 лет (ни полных, ни частичных с января 1997 года).
                1. Комментарий был удален.
                2. komvap
                  komvap 20 ноября 2017 23:50 Новый
                  +3
                  Дельта-2 это ракета не наса, а ULA.
                  Так что нет у наса ни РН ни пилотируемых КК.(а мой вопрос был именно про наса).
                  Далее:
                  Во первых: описанная вами аварийность происходит благодаря (процитирую свой верхний пост):
                  ".. роскосмос компрадорского рф - попилы воровство,разгильдяйство,саботаж.."
                  во вторых : вы сравниваете протон с ПН 23 тонны и делта-2 с ПН 5 тонн. И при этом они имеют одинаковую стоимость.
                  На каких простодушных читателей это рассчитано?
                  1. komvap
                    komvap 20 ноября 2017 23:52 Новый
                    +2
                    и не забывайте , что одной из главных проблем запуска КА с российских космодромов является географическая широта, которая ведет к сильному снижению ПН, особенно на ГСО.
                    ..не говоря уже о американских запретах по политическим мотивам запуска многих КА с территории России.
                  2. Вишневая девятка
                    Вишневая девятка 21 ноября 2017 21:19 Новый
                    0
                    Цитата: komvap
                    Так что нет у наса ни РН ни пилотируемых КК.(а мой вопрос был именно про наса).

                    Вы к тому, что НАСА не занимается РН, кроме СЛС? Вы правы. А какое это имеет значение?
                    Цитата: komvap
                    Во первых: описанная вами аварийность происходит благодаря

                    А какая разница?
                    Цитата: komvap
                    вы сравниваете протон с ПН 23 тонны и делта-2 с ПН 5 тонн

                    Я сравниваю Протон с 9ФТ, а Дельту с Союзом последних версий. Это ракеты одинакового класса. Не Вы просили найти аналоги? Что касается стоимости, до запуск Союза Арианспейсом стоит, кажется, $57 млн.
                    Это, отчасти, иронично. Протон, а затем Маск выдавили с рынка средневесов. Тяж стоит практически столько же.
                    Цитата: komvap
                    является географическая широта

                    Есть такое. А кого это может волновать?
                    Цитата: komvap
                    не говоря уже о американских запретах по политическим мотивам запуска многих КА

                    Как такового запрета не было, но понимание правил ИТАР в 2014-м несколько изменилось, тут Вы правы.
                    Цитата: Vlad.by
                    А по стоимости вывода кг на НОО слабо выкладки дать?

                    Зачем? Если стоимость одинаковая и класс ракеты одинаковый, то вывод кг тоже одинаковый.
                    Цитата: Vlad.by
                    А то сравнивать Дельту и Протон с Союзом как то не комильфо.

                    Дельту я сравниваю только с Союзом. Что поделать, в США остался один коммерчески доступный средний тяж, Антарес на заказ не летает. Один - в смысле одно изделие.
                3. Vlad.by
                  Vlad.by 21 ноября 2017 09:23 Новый
                  0
                  А по стоимости вывода кг на НОО слабо выкладки дать? А то сравнивать Дельту и Протон с Союзом как то не комильфо.
              3. Вадим237
                Вадим237 21 ноября 2017 21:04 Новый
                +1
                Причём здесь надёжные ракетоносители, я про общее положение, сколько у НАСА и Роскосмоса успешных проектов и миссий - у НАСА их десятки, у Роскосмоса одна - загубленный Фобос грунт, а закрытых проектов полно: Русь М, Клипер, Байкал, МАКС, Воздушный старт и тд, По ка что наше "всё" в этой области это создание ДРД и ЯРДУ.
            2. komvap
              komvap 20 ноября 2017 21:14 Новый
              +3
              Вадим237,
              второй вопрос(правда ответ на него такой же как и на первый):
              какие по вашему у наса пилотируемые КК ,которые лучше (дешевле и надежнее) КК Союз ?
          2. Setrac
            Setrac 21 ноября 2017 21:30 Новый
            0
            Цитата: Вадим237
            Как не крути и не верти - а у НАСА во всех сферах освоения космоса дела намного лучше, чем у нашего "Роскосмоса".

            Это иллюзия. У НАСА денег больше, поэтому они опережают нам по численным показателям. А побит тот, кто первый допилит свой нехимический двигатель, наши - ядерный, а американцы - ионный (если конечно я не ошибаюсь насчет ионного двигателя).
            1. Вишневая девятка
              Вишневая девятка 21 ноября 2017 22:04 Новый
              0
              Цитата: Setrac
              наши - ядерный

              https://ru.wikipedia.org/wiki/NERVA
              1. Setrac
                Setrac 21 ноября 2017 22:42 Новый
                0
                Цитата: Вишневая девятка
                https://ru.wikipedia.org/wiki/NERVA

                К сожалению данный проект давно похерен.
        2. Topgun
          Topgun 20 ноября 2017 22:50 Новый
          0
          первая ступень в данном случае ето 70-80% РН...
          1. komvap
            komvap 21 ноября 2017 00:00 Новый
            +1
            Это вам Маск прислал финансовый расклад по стоимости запуска (а туда входит не только себестоимость компонентов РН, коей и является первая ступень)?
            ...или все так это вам так кажется навскидку?
            1. Topgun
              Topgun 22 ноября 2017 12:28 Новый
              0
              я разве написал цену запуска?
              вы умеете читать по русски?
              еще раз, я написал что первая ступень ето 70-80% цены РАКЕТОНОСИТЕЛЯ.
              а про пуск, так для новой ракеты тоже нужно все подготавливать или она с заводского ангара сразу в космос взлетает?
    2. Pan_Hrabio
      Pan_Hrabio 20 ноября 2017 22:49 Новый
      0
      Наса - бюрократическое гнилое болото из которого ничего не выходит в этой области кроме гнилостных пузырей дальне-срочных(что бы никто не мешал чавкать в тине) и при этом постоянно откладывающихся прожектов - достойный конкурент для роскосмоса.


      Не берусь утверждать, что НАСА - идеальная организация. Но даже если глянуть в википедию, то мы видим среди планируемых событий этого года:

      Китай планирует запуск аппарата Chang'e 5 на Луну.
      Японское космическое агентство планирует запустить аппарат SELENE-2 на Луну.
      Американское космическое агентство НАСА планирует запуск космического аппарата Naval Research Laboratory для исследования термосферы Земли
      Планируется запуск космического аппарата BepiColombo, предназначенного для исследования Меркурия
      Запуск российского автоматического зонда «Луна-Глоб», который должен осуществить облёт Луны и выбор подходящих площадок для последующих спускаемых аппаратов


      https://ru.wikipedia.org/wiki/2017_год#Январь

      Безусловно, Википедия не идеальный источник, но тем не менее - Россию мы видим лишь в одном пункте. Далее:

      22 февраля — на конференции NASA астрономы сообщили, что вокруг звезды TRAPPIST-1 открыто семь экзопланет размером с Землю, три из которых находятся в зоне обитаемости
      6 июня Обнародована информации об открытии в 2014 году самой горячей экзопланеты, известной на данный момент. ... Объявлено об официальном открытии двух новых спутников S/2016 J 1 и S/2017 J 1 у Юпитера. Теперь их общее число достигло 69
      15 июня — Китай запустил рентгеновский космический телескоп Hard X-ray Modulation Telescope
      4 сентября — астрономы объявили об обнаружении второго кандидата в чёрные дыры в центре нашей Галактики.
      5 сентября — марсоход Curiosity обнаружил на Марсе присутствие следов бора, который является важным элементом для существования жизни
      15 сентября — космический аппарат Кассини-Гюйгенс, после изучения Сатурна в течение 13 лет, уничтожен путём погружения в атмосферу Сатурна
      5 октября — астрономы объявили об открытии самой удалённой кометы C/2017 K2, известной науке на сегодня.
      12 октября — объявлено об открытии системы колец у транснептунового объекта Хаумеа.
      16 октября — коллаборации LIGO Scientific Collaboration и Virgo Collaboration объявили, что с помощью гравитационных волн впервые обнаружено слияние нейтронных звёзд.
      25 октября — объявлено об открытии, возможно, первой межзвёздной кометы C/2017 U1, известной науке


      Из планируемых событий на этой же странице:

      Китай планирует запуск аппарата Чанъэ-5 на Луну.
      Первый тестовый полёт американской ракеты-носителя тяжёлого класса Falcon Heavy.
      Планируется первый пилотируемый полёт шаттла Dream Chaser.
      Американское космическое агентство НАСА планирует запуск космического аппарата Naval Research Laboratory для исследования термосферы Земли.
      Запуск космического телескопа TESS


      https://ru.wikipedia.org/wiki/2017_год_в_науке

      Много ли здесь достижений России? Особенно обращаю внимание на 13-летнию миссию Кассини-Гюйгенс. Это именно пример упоминаемый вами

      гнилостных пузырей дальне-срочных


      которых определенно не наблюдается у Роскосмоса. И если так пойдет дальше, боюсь, что российская космическая отрасль скукожиться до сугубо локальной, обслуживающей свои национальные интересы, ни о каком мировом лидерстве речи идти не будет.
      1. komvap
        komvap 20 ноября 2017 23:20 Новый
        +1
        Цитата: noviczok

        ...Много ли здесь достижений России?И если так пойдет дальше, боюсь, что российская космическая отрасль скукожиться до сугубо локальной, обслуживающей свои национальные интересы, ни о каком мировом лидерстве речи идти не будет.


        еще один " не читатель, а писатель" - прочтите в 3й раз, как я чихвостю роскосмос:

        Цитата: komvap

        роскосмос компрадорского рф - попилы ,воровство,разгильдяйство,саботаж(для неверующих аналогичный пример - планомерное разрушение авиастроительной отрасли в рф).
        1. Pan_Hrabio
          Pan_Hrabio 20 ноября 2017 23:57 Новый
          0
          Суть моего комментария в том, что чихвостя Роскосмос, вы примерно к этому же уровню приравниваете НАСА.

          достойный конкурент для роскосмоса


          А учитывая их реальные достижения последних лет, это далеко не так.
          1. komvap
            komvap 21 ноября 2017 01:34 Новый
            +1
            уровень наса ещё хуже Роскосмоса - там нет ни ракет-носителей ни пилотируемых космических кораблей
            1. Pan_Hrabio
              Pan_Hrabio 21 ноября 2017 02:04 Новый
              +1
              Соглашусь лишь в одном - у НАСА на данный момент действительно нет эксплуатируемых пилотируемых кораблей. Зато есть Orion, Dragon V2, Starliner (CST-100) и Dream Chaser на разных стадиях готовности.

              Про отсутствие ракет-носителей даже говорить нечего. Вот актуальная статистика за 2017 год, где конкретно перечислены используемые США ракеты.

              1. komvap
                komvap 21 ноября 2017 02:52 Новый
                +2
                какой вы упорный в своём невежестве - наса, юла, Спэйс икс это разные организации и у НАСА нет РН , а всех них нет пилотируемых КК кораблей и когда будут неизвестно поскольку все их прожекты окладывались много раз и на много лет.
                1. Pan_Hrabio
                  Pan_Hrabio 21 ноября 2017 03:07 Новый
                  0
                  Ок, если подходить к этому формально, то это разные организации, с этим согласен. Тогда в моих комментариях выше вместо "НАСА" следует читать "космическая отрасль США". Лично для меня не играет роли, что и какой фирме принадлежит, все равно это вариться в общем котелке, и этот общий котелок имеет реальные достижения и ракеты-носители в частности.

                  Ну а про их пилотируемые корабли я не волнуюсь. Что-нибудь рано или поздно выстрелит, чего нельзя сказать о Федерации.
                  1. komvap
                    komvap 21 ноября 2017 03:31 Новый
                    +1
                    Так я то писал ОТДЕЛЬНО про НАСА и ОТДЕЛЬНО про Space X в том посте где вы мне начали оппонировать!!!
                    это тоже самое что я буду говорить мол у слона очень короткая шея и длинный хобот, а вы говорить будете что ничего подобного - у жирафа длинная шея и нет хобота, потом когда вам много раз скажут что слон это не жираф, вы нисколько не смутившись скажите - ну и что? подумаешь!! они же оба живут в африке и имеют приспособления для удобного поедания растительности..
                  2. komvap
                    komvap 21 ноября 2017 03:44 Новый
                    +1
                    Цитата: noviczok

                    Ну а про их пилотируемые корабли я не волнуюсь. Что-нибудь рано или поздно выстрелит, чего нельзя сказать о Федерации.

                    А я вот не волнуюсь потому что КК СОЮЗ возит людей в космос 44 года (с 1973г)с абсолютной 100% надежностью.
                    И потому что знаю - пилотируемый полет на американских поделках будет еще много раз отложен.
                    текущие обещалки:
                    SpaceX Dragon 2 - июнь 2018
                    Boeing Starliner - август 2018.
                    могу поспорить что будут перенесены в очередной многократный раз.

                    И потому что надеюсь , что "федерация" , поганая как по названию так и по концепции задумка политиков и попильщиков, никогда не полетит- Союз и надежнее и дешевле.
                    1. komvap
                      komvap 21 ноября 2017 03:52 Новый
                      +1
                      Во блин. как часто они откладывают - оказывается Dagon 2 уже !!! перенесли на август 2018, хотя еще в сентябре 2017 го обещали в июне(как я и писал).
                      А Boeing Starliner перенесли на ноябрь 2018.
                      И всё равно готов спорить ,что снова перенесут.
                      1. komvap
                        komvap 21 ноября 2017 03:57 Новый
                        +2
                        История "торможения" Boeing Starliner: (из вики)
                        В 2010 году предполагалось, что CST-100 может быть введён в эксплуатацию в 2014 году[7].

                        В августе 2011 года компания Boeing сообщила, что CST-100 впервые отправится в космос в 2015 году — как в беспилотном, так и в пилотируемом варианте. Всего на 2015 год было запланировано три полёта CST-100 (первый беспилотный; второй —— испытание систему спасения экипажа; третий — пилотируемая стыковка с МКС)[8].

                        В мае 2014 года было заявлено о первом беспилотном испытательном запуске CST-100 в январе 2017 года. На середину 2017 года был запланирован первый орбитальный полет пилотируемого корабля с двумя астронавтами[9].

                        В августе 2016 года началась сборка корабля[10].

                        В конце 2016 года дату первого запуска CST-100 вновь отложили, на декабрь 2018 года[11].
                      2. komvap
                        komvap 21 ноября 2017 04:03 Новый
                        +1
                        И это корабли которые в принципе не выполняют никаких задач недоступных
                        для старого ветерана КК Союз.
                        Единственное отличие - 6 человек в капсуле вместо 3 в союзе.
                        Но нет таких задач для которых надо всем стадом отправить сразу 6 человек, в любом случае и дешевле и надежнее отправить 2 Союза , чем один сомнительный и дорогущий новодел.
                      3. komvap
                        komvap 21 ноября 2017 04:24 Новый
                        +1
                        Буквально сегодня (по американскому времени)
                        появилось уточнение по срокам запуска Ориона :
                        https://www.nasaspaceflight.com/2017/11/orion-spa
                        cecraft-calmer-seas-all-hands-review/
                        Over a decade in the making and several billion dollars later, Orion will finally get to fly on the first Space Launch System (SLS) mission. However, that launch won’t take place until deep into 2020.
                        именно то что я предсказывал летом еще - не пройдет и года как снова перенесут. Уже "глубоко " в 2020 году обещают.
                      4. komvap
                        komvap 21 ноября 2017 04:38 Новый
                        +2
                        Следует заметить , что Орион уже был запущен и возвращен 5 декабря 2014г.
                        И ,видимо, увиденные последствия настолько ужаснули конструкторов , что отложили пилотируемый полет аж до 2020 года.
                        Наверное множество изменений в конструкцию приходится делать.и это при том , что вход в атмосферу 8,9 км/с у Ориона был ниже чем декларируемый 11.2 км/с у аполлонов.
                        А ведь разница между заявленными датами , беспилотным 9 ноября 1967 года запуском аполлон-4 и пилотируемым 11 октября 1968 запуском Аполлон-7, меньше года!!
                        Хе-хе , и снова комичный исторический "феномен старых мастеров"
                      5. Вишневая девятка
                        Вишневая девятка 21 ноября 2017 21:31 Новый
                        0
                        Цитата: komvap
                        что снова перенесут.

                        Это всего лишь значит, что лиц, причастных к пилотируемых полетам в НАСА, давно пора гнать в шею, а то и судить за госизмену. А пилотируемый американский корабль летает уже 7 лет. На первом драконе есть все системы жизнеобеспечения.
      2. Setrac
        Setrac 21 ноября 2017 21:42 Новый
        0
        Цитата: noviczok
        15 июня — Китай запустил рентгеновский космический телескоп Hard X-ray Modulation Telescope

        У России есть телескоп на орбите, так же как и у США, тут китайцы в роли отстающих.
        Цитата: noviczok
        22 февраля — на конференции NASA астрономы сообщили, что вокруг звезды TRAPPIST-1 открыто семь экзопланет размером с Землю, три из которых находятся в зоне обитаемости

        Современная астрономия пока не доросла чтоб "увидеть" экзопланеты, их находят эмпирическим путем, причем потом выяснится что звезды мерцают по каким-то другим причинам.
        Цитата: noviczok
        ни о каком мировом лидерстве речи идти не будет.

        А какие показатели мирового лидерства? Русские первые запустили ИСЗ, первые отправили человека в космос - это лидерство, а в перчисленных вами достижениях нет ничего нового, первого.
  9. Jackking
    Jackking 20 ноября 2017 21:10 Новый
    0
    Полная х. Стоимость СпейсХ и сегодня находится на уровне запуска Протона, так что никакой борьбы на сегодня нет. И, кстати, нелишне вспомнить, что ВСЕ запуски космонавтов производились Россией, а СпейсХ даже не мог пристыковаться! И это якобы супертехнологичная компания не смогла повторить автостыковку, которую СССР проводит с 60х годов. Так что пора снимать розовые очки и поменьше вестись на рекламу "суперуспешного успеха"
  10. andrey682006
    andrey682006 20 ноября 2017 21:57 Новый
    +2
    Начав с 10,5т грузоподъёмности за пять лет дойти до 23т, да ещё и на многоразовой ракете? wassat
    Причём, судя по тексту ракета будет та же самая, но модернизированная слегка.
    Или всё-таки новая с другим движком, баками? Новая ракета за 5 лет и за те же деньги???
    Это реклама просто невероятна. А потом автор напишет, что 23т - не для многоразовой ракеты и не за 5 лет

    ПС И кроме того, в статье ни слова о том, что коммерческие запуски проводятся по ценам ниже себестоимости. Рынок - он такой рынок.... Особенно в США... Надо будет - ещё напечатают...
    1. Вишневая девятка
      Вишневая девятка 20 ноября 2017 22:10 Новый
      0
      Цитата: andrey682006
      оммерческие запуски проводятся по ценам ниже себестоимости

      Вы кем работаете в СпейсХ, что знаете их себестоимость?
    2. komvap
      komvap 20 ноября 2017 22:37 Новый
      +2
      Цитата: andrey682006
      Начав с 10,5т грузоподъёмности за пять лет дойти до 23т, да ещё и на многоразовой ракете?

      какие еще 23 тонны?
      Не было еще ни одного запуска с такой ПН.
      Более того - из опубликованных в списке запусков Фалконов ПН, нет ни одной более 9600 кг на НОО.
      Это видимо пиар-агенты space x , делают хитрую экстраполяцию исходя из ПН в 6761 кг на ГПО запущенной (естественно в правильной одноразовой версии)Фалконом 9. Хотя и тут странность заявляется(и агрессивно рекламируется) 8300 кг на ГПО (в одноразовом варианте) , а реально запускалось 6761, причем совсем недавно только это получилось - 5 июля 2017.
      1. komvap
        komvap 20 ноября 2017 22:48 Новый
        +2
        Что касается "многоразового " варианта, то вообще непонятно - заявляют 5500кг на ГПО , но при этом совсем недавно (то есть нельзя списать на старую , маломощную версию) 16 марта 2017 для запуска EchoStar 23 массой 5600 кг , использовалась "чудовищно дорогая. старомодная" одноразовая версия ракеты.
        Из-за 100 кг(меньше 2х процентов) ПН, пришлось отказаться от столь "экономной" "многоразовой" чудо-ступени?
      2. Вишневая девятка
        Вишневая девятка 21 ноября 2017 21:27 Новый
        0
        Цитата: komvap
        какие еще 23 тонны?
        Не было еще ни одного запуска с такой ПН.

        Ну так кто же Вам мешает?
        Возьмите у мамы $90 млн и закажите Маску запуск в космос БМП-3, тут же выведете шарлатана на чистую воду. А так подобные нагрузки на НОО востребованы исключительно редко.
  11. Falcon5555
    Falcon5555 21 ноября 2017 00:28 Новый
    +4
    Становится все вероятнее, что коммерческие запуски, кроме российских, роскосмос в будущем потеряет.
    Зы: Если только он не изобретёт пепелац и гравицапу. laughing
    1. Topgun
      Topgun 22 ноября 2017 12:40 Новый
      0
      Маск пока не забрал все коммерческие запуски, но ето видится более чем реальным.
      Вообще, не будет трагедии если у роскосмоса не будет зарубежных контрактов если государство будет уделять етому вопросу достаточно внимания...
      А так конечно упустили возможности для развития за счет иностранных денег, терь только за свои кровные...
      Невозможно вечно использовать задел предков...
  12. Пупкин Вася
    Пупкин Вася 1 марта 2019 21:24 Новый
    0
    Цитата: Falcon5555
    Если только он не изобретёт пепелац и гравицапу.


    Тююююю..."ИЗОБРЕТЁТ" ...купит, украдет будет точнее.
  13. 3danimal
    3danimal 13 августа 2020 08:07 Новый
    -1
    Сейчас 2020 год, и англоязычная статья выглядит вполне объективной в отношении SpaceX. Лидерство по коммерческим пускам за ними по прежнему, запустили Falcon Heavy.
    У Роскосмоса обещания и обвинения оппонентов.