Авиация против танков (часть 13)



Хотя к началу войны с Советским Союзом в люфтваффе имелось значительное количество пикировщиков и истребителей-бомбардировщиков, в Германии велись работы по созданию бронированных штурмовиков. Такая машина для поддержки своих и уничтожения вражеских танков разрабатывалась по заданию Министерства авиации. Согласно требованиям, оформленным к 1937 году, для уменьшения поражаемой площади и экономии веса самолёт должен был быть одноместным. Живучесть предлагалось повысить за счёт использования двух двигателей воздушного охлаждения. Отсутствие оборонительной огневой точки для защиты задней полусферы должно было компенсироваться истребителями сопровождения.

Самолёт, получивший обозначение Hs 129, впервые поднялся в воздух в мае 1939 года. По уровню защищённости этой машине на момент создания не было равных. Передняя часть кабины была выполнена из 12 мм брони, такой же толщины был пол, стенки кабины имели толщину 6 мм. Пилот сидел в кресле с бронеспинкой и бронезаголовником. Прозрачные части фонаря из 75 мм бронестекла. Передняя часть кабины гарантированно выдерживала обстрел бронебойными пулями винтовочного калибра, и с большой долей вероятности защищала от огня крупнокалиберных пулемётов. Для снижения массы брони кабину спроектировали очень тесной, её ширина на уровне плеч пилота составляла всего 60 см. Низкое расположение кресла стало причиной использования очень короткой ручки управления, которая не нравилась летчикам. Из-за тесноты пришлось отказаться от установки в кабине нормального набора контрольных приборов. Ввиду ограниченного места на приборной доске приборы контроля двигателей были вынесены на внутренние стороны мотогондол. Коллиматорный прицел размещался в бронированном кожухе перед лобовым стеклом. Платой за хорошую защищённость стал очень плохой обзор по бокам. О том, чтобы визуально контролировать заднюю полусферу, речь вообще не шла.


Самолёт с максимальной взлётной массой 5000 кг оснащался двумя двигателями воздушного охлаждения французского производства Gnome-Rһone 14M 04/05 мощностью 700 л.с. Максимальная скорость полёта на малой высоте без внешних подвесок составляла 350 км/ч. Практическая дальность- 550 км. Встроенное вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG-151/20 и двух 7,92-мм пулемётов MG-17. На наружной подвеске могла быть размещена боевая нагрузка общей массой до 250 кг – включая одну 250 кг авиабомбу, или до четырёх 50 кг бомб или бомбовых контейнеров АВ-24. На центральном узле вместо крупнокалиберной авиабомбы или топливного бака, как правило, размещали контейнер с 30-мм пушкой МК-101 с боекомплектом на 30 снарядов, или контейнер с четырьмя пулемётами MG-17 калибра 7,92 мм. Различные варианты сменного вооружения позволяли готовить штурмовик к боевому вылету в зависимости от конкретной задачи.

Испытания штурмового «Хеншеля» выявили массу недостатков. Основными претензиями были теснота и плохой обзор из кабины, недостаточная тяговооруженность, обусловленная слабыми и ненадёжными двигателями и малая бомбовая нагрузка. В случае выхода из строя одного мотора, самолёт не мог лететь без снижения на оставшемся. Выяснилось, что Hs 129 не был способен пикировать с углом более 30°, в этом случае нагрузка на ручку управления при выводе из пике превышала физические возможности пилота. Летчики, как правило, старались не превышать угол пикирования 15°. При больших значениях имелась вероятность, что самолет с бомбами на внешней подвеске может просто не уйти вверх и врезаться в землю. Хорошая устойчивость на малой высоте позволяла точно вести огонь по выбранной цели, но быстро изменить траекторию полёта было невозможно.


Hs-129B


В итоге устранение недостатков заняло около двух лет. Первые самолёты серийной модификации Hs-129B-1 начали поступать в специально созданное штурмовое соединение Sch.G 1 в январе 1942 года. Подготовка лётного состава заняла пять месяцев, в ходе её было разбито три машины. В мае 1942 года первые немецкие бронированные штурмовики приняли участие в боевых действиях на Крымском полуострове. Здесь им сопутствовал успех, броня кабины успешно выдерживала обстрел из лёгкого стрелкового оружия, а отсутствие в небе советских истребителей позволяло действовать безнаказанно. Хотя боевые вылеты выполнялись достаточно интенсивно, за две недели боёв в Крыму от зенитного огня был потерян всего один Hs-129. Впрочем, в условиях высокой запыленности воздуха выявилась не надёжная работа моторов «Гном-Ронн», на которых не было воздушных фильтров. Пыль также забивала втулки воздушных винтов, что затрудняло запуск двигателей. Обычным явлением было, когда французские моторы не выдавали полной мощности, а зачастую внезапно останавливались или загорались в воздухе. Выявилась уязвимость протектированных, но не прикрытых бронёй топливных и масляных баков.

Мероприятия по повышению надежности двигателей и некоторые улучшения в топливной системе реализовали на модификации Hs-129В-2. Выпуск этой модели начался в мае 1942 года. С учётом пожеланий боевых лётчиков на Hs-129В-2 вносились улучшения. Из-за установки дополнительного оборудования и бронирования двигателей максимальная взлётная масса Hs-129В-2 возросла на 200 кг, а дальность полёта уменьшилась до 680 км. Также изменилась форма носовой части фюзеляжа, благодаря чему улучшился обзор вперёд - вниз. Начиная с декабря 1942 года самолёты оборудовались бензиновыми обогревателями кабины. Бросающимся в глаза внешним отличием самолетов, оборудованных печками, стала большая дыра воздухозаборника в носовой части фюзеляжа.

После боевого дебюта в Крыму «Хеншели» перебросили под Харьков, где они приняли участие в отражении контрнаступления советских войск в мае 1942 года. Здесь зенитное прикрытие и противодействие истребителей было гораздо сильней, и эскадрильи штурмовиков потеряли 7 Hs-129. В то же время, по немецким данным, при помощи 30-мм пушек МК-101 пилотам «Хеншелей», действовавшим в районе Воронежа и Харькова, удалось подбить 23 советских танка.

Ко второй половине 1942 года относительно немногочисленные эскадрильи, вооруженные Hs-129 с 30-мм пушками, стали своего рода «пожарными командами», которые немецкое командование при угрозе прорыва советских танков перебрасывало с одного участка фронта на другой. Так, 19 ноября 1942 года, после того как примерно 250 советских танков прорвали оборону итальянских войск на участке в междуречье Дона и Волги, против них задействовали шесть Hs 129B-1. Согласно данным фотокинопулемётов, за два дня боёв пилотам «Хеншелей» засчитали уничтожение 10 танков. Впрочем, повлиять на ход боёв боевые вылеты бронированных истребителей танков на этом участке фронта не смогли. К середине 1943 года на Восточном фронте имелось пять отдельных противотанковых эскадрилий Hs 129B-2. Для участия в операции «Цитадель» четыре из них к началу июня сосредоточили на отдельном аэродроме в Запорожье. При этом штат каждой эскадрильи увеличили с 12 до 16 самолётов. Всего к началу сражения под Курском удалось подготовить 68 «истребителей танков». Пилоты штурмовиков, воевавшие под Курском с 5 по 11 июля, заявили об уничтожении не менее 70 советских танков.

Как уже говорилось в предыдущей публикации, обычные 30-мм бронебойные снаряды были малоэффективны против «тридцатьчетвёрок», а снарядов с твердосплавным сердечником всегда не хватало. В связи с этим предпринимались попытки усиления противотанкового вооружения Hs-129. К началу сражений под Курском в состав вооружения «Хеншелей» ввели новые подвесные 30-мм пушки МК 103.


Снаряжение боекомплекта 30-мм пушки МК 103 на Hs-129


По сравнению с пушкой МК 101 скорострельность МК 103 была вдвое выше и достигала 400 выстр/мин, а боекомплект довели до 100 снарядов. По комплексу боевых характеристик это была, пожалуй, лучшая немецкая авиационная пушка. Она отличалась сравнительная простотой конструкции и широким применением штамповки и сварки. Масса орудия составляла 142 кг, а вес патронного ящика на 100 снарядов – 95 кг.

Хотя использование 30-мм снарядов с металлокерамическим сердечником, известных как Hartkernmunition (нем. - боеприпас с твёрдым сердечником), было ограниченным, пилотам «Хеншелей» удалось добиться определённых успехов в борьбе с советскими танками. В ходе боевых действий была выработана оптимальная тактика: атака танка производилась с кормы, при этом лётчик снижал скорость и полого пикировал на цель, ведя огонь из пушки до полного израсходования боекомплекта. Благодаря этому увеличивалась вероятность поражения танка, но в ходе боевого вылета было реально поразить не больше одной бронированной цели. Некоторым опытным пилотам якобы удавалось добиться точности стрельбы, при которой 60% снарядов попадали в цель. Большое значение имел своевременное начало атаки, для этого требовалось наличие большого опыта, мастерства и интуиции пилота, поскольку во время пологого пикирования корректировать полёт тяжелой машины было очень трудно.

Для повышения противотанкового потенциала следующим шагом стала установка на Hs-129B-2/R3 37-мм пушки ВК 3.7 с боекомплектом 12 снарядов. Однако и без того невысокие лётные данные «Хеншеля» после подвески 37-мм орудия упали. Пилоты отмечали усложнившуюся технику пилотирования, большую вибрацию и сильный пикирующий момент при стрельбе. Ввиду невысокой практической скорострельности, в ходе одной атаки можно было произвести 2-4 прицельных выстрела. В результате от крупносерийного строительства Hs-129B-2/R3 с 37-мм пушкой ВК 3.7 отказались. Примерно такой же практической скорострельностью при сравнимом весе обладала 50-мм пушка ВК 5, но она на Hs-129 не монтировалась.

Самым крупнокалиберным орудием, устанавливаемым на «Хеншель», стала 75-мм пушка ВК 7.5. Осенью 1943 года подобное орудие пытались использовать на истребителе танков Ju 88P-1. Но ввиду невысокой практической скорострельности эффективность стрельбы оказалась низкой. Однако это не остановило конструкторов фирмы «Хеншель». Основываясь на опыте использования в авиации 50-мм пушки ВК 5, для 75-мм орудия был создан аналогичный пневмоэлектрический механизм перезаряжания с радиальным магазином на 12 снарядов (по другим данным 16 снарядов). Масса орудия с механизмом досылания снарядов и боекомплектом составила 705 кг. Для уменьшения отдачи пушку снабдили дульным тормозом.

Авиация против танков (часть 13)

Схема размещения 75-мм орудия ВК 7.5 на истребителе танков Hs 129B-3/Wa


Естественно, что речь о подвеске ещё какой-либо боевой нагрузки на самолёте с 75-мм пушкой уже не шла. Из встроенного вооружения сохранилась пара 7,92-мм пулемётов, которые могли использоваться для пристрелки. Практическая скорострельность ВК 7.5 составляла 30 выстр/мин. В ходе одной атаки пилот, используя телескопический прицел ZFR 3В, мог произвести 3-4 выстрела. В разных источниках самолёты с 75-мм пушками именуются как Hs-129B-2/R4 или Hs 129B-3/Wa.


Истребитель танков Hs 129B-3/Wa


Для установки 75-мм орудия на штурмовик Hs 129 пришлось использовать громоздкую подвесную гондолу, которая сильно портила аэродинамику самолёта. Хотя 75-мм орудие ВК 7.5, созданное на базе PaK-40L с ручным заряжанием, обладало прекрасной баллистикой и могло уничтожать любые советские танки, увеличение взлётной массы и лобового сопротивления самым негативным образом сказалось на лётных данных. Максимальная скорость полёта снизилась до 300 км/ч, а после выстрела она уменьшалась до 250 км/ч.



Среди пилотов истребитель танков с 75-мм орудием получил имя «Buchsenoffner» (нем. консервный нож). Согласно немецким источникам эффективность этих машин против бронетехники была высокой. На фоне таких заявлений очень странным смотрится незначительное число штурмовиков, оснащенных 75-мм пушками. До прекращения производства всех вариантов Hs 129 в сентябре 1944 года их успели построить 25 единиц, ещё несколько машин были переоборудованы из Hs-129B-2.



Согласно немецкой статистике всего немецкая авиапромышленность выпустила 878 Hs-129. При этом на полевых аэродромах, при самом лучшем раскладе количество боеготовых штурмовиков не превышало 80 единиц. Естественно, что с учётом масштабов боевых действий на советско-германском фронте и численности советской бронетехники, такой парк противотанковых самолётов не мог оказать заметного влияния на ход боевых действий. Надо признать, что Hs-129 обладал неплохой живучестью против зенитных средств калибра 7,62 и отчасти 12,7-мм. Самолёт легко можно было отремонтировать в полевых условиях и быстро устранить боевые повреждения. Лётчики отмечали, что при вынужденной посадке «на брюхо» благодаря наличию бронекапсулы имелись неплохие шансы уцелеть. В то же время, при отсутствии истребительного сопровождения Hs-129 часто несли тяжелые потери. Бронированный «Хеншель» считался очень лёгкой добычей у наших истребителей. Боевое применение Hs-129 продолжалось до начала 1945 года, но к апрелю исправных машин в строю почти не осталось. Пилоты «Хеншелей», уцелевшие в мясорубке Восточного фронта, по большей части пересели на штурмовые варианты FW 190

С приходом понимания, что война на Востоке затягивается, немецкое командование также осознало необходимость замены имеющихся истребителей-бомбардировщиков и пикировщиков. Всё нарастающее усиление советской зенитной артиллерии и увеличение числа выпуска истребителей новых типов вело к росту потерь в ударных эскадрильях люфтваффе. На фронте требовался достаточно живучий скоростной самолёт с мощным встроенным вооружением и приличной бомбовой нагрузкой, способный в случае необходимости постоять за себя в воздушном бою. На эту роль вполне подходил истребитель FW 190 с двигателем воздушного охлаждения. Самолёт был создан фирмой Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH в 1939 году и появился на советско-германском фронте в сентябре 1942 года.

Истребители Fw 190 оказались сложным противником в воздушном бою, в то же время достаточно живучий звездообразный двигатель воздушного охлаждения обеспечивал защиту пилота спереди, а мощное вооружение делало его неплохим штурмовиком. Первой специально адаптированной для ударов по наземным целям модификацией стал FW-190A-3/U3. На этой машине козырёк фонаря кабины был выполнен из бронестекла толщиной 50 мм. Под фюзеляжем установили бомбодержатель для подвески одной 500-кг или 250-кг, или четырех 50-кг авиабомб. Встроенное вооружение состояло из двух пулеметов винтовочного калибра MG 17 в фюзеляже и двух пушек MG 151/20 в крыле.

Следующая массовая ударная модификация Fw 190A-4/U3 имела двигатель увеличенной мощности BMW 801D-2 и бронезащиту общей массой 138 кг. Пилот прикрывался бронеспинкой толщиной 8 мм и сдвижным 13,5 мм бронезаголовником. Кабина также была защищена сзади дополнительной бронеперегородкой. Для защиты маслорадиатора на капоте двигателя спереди установили два бронекольца. Однако в связи с усилением зенитного прикрытия советских войск на модификации Fw 190A-5/U3 вес брони довели до 310 кг. Листами броневой стали толщиной 5-6 мм была защищена по бокам и снизу кабина пилота, и нижняя часть двигателя.

В связи с появлением большого числа модификаций Fw 190 для избегания путаницы Технический департамент министерства авиации в апреле 1943 года ввел новую систему обозначений. Для штурмовиков ввели индекс "F", индекс "G" получили истребители-бомбардировщики. Соответственно, Fw 190A-4/U3 получили обозначение Fw 190F-1, а Fw 190A-5/U3 переименовали в Fw 190F-2.


Fw 190F-2


На ударных модификациях Fw 190 в основном устанавливался 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения BMW-801 вариантов С и D. В ходе производства двигатель постоянно совершенствовался, развиваемая им мощность увеличивалась с 1560 до 1700 л. с. В мае 1943 года в серию пошел Fw 190F-3 с двигателем BMW 801D-2 мощностью 1700 л.с. Благодаря более мощному мотору и облагороженной аэродинамике максимальная скорость самолёта по сравнению с предыдущей модификацией увеличилась на 20 км/ч.


Fw 190F-3


Fw 190F-3 с максимальной взлётной массой 4925 кг имел дальность полёта 530 км. Скорость полёта с одной 250 кг бомбой составляла 585 км/ч. После сброса бомбовой нагрузки самолёт мог развить скорость в горизонтальном полёте 630 км/ч. Таким образом, штурмовик, отбомбившись в 1943 году, имел все шансы оторваться от советских истребителей.

При неплохой защищённости и хороших лётных данных первые штурмовые модификации Fw 190 уступали по точности бомбометания пикировщикам Ju-87, а 20-мм пушки могли бороться только с легкобронированной техникой. В связи с этим встал вопрос об усилении ударного потенциала «Фокке-Вульфов».


Fw 190F-8


На следующей серийной модификации штурмовика Fw 190F-8, созданной на базе истребителя Fw 190А-8, пулемёты винтовочного калибра заменили 13-мм MG 131. В перегрузочном варианте бомбовая нагрузка достигла 700 кг. Вместо бомб на крыльевых узлах модификации Fw 190F-8/R3 подвешивались две 30-мм пушки МК 103 с боекомплектом 32 снаряда на ствол.


Fw 190F-8 с 30-мм пушками МК 103


Использование 30-мм пушек несколько повысило противотанковый потенциал, но из-за увеличения лобового сопротивления максимальная скорость теперь не превышала 600 км/ч. Кроме того, вес каждой пушки МК 103 с боекомплектом приближался к 200 кг, и их размещение на крыле делало самолёт «задумчивым» при выполнении манёвров. К тому же для результативной стрельбы по танкам необходимо было иметь высокую лётную квалификацию. Оптимальным вариантом была атака танка со стороны кормы, под углом примерно в 30-40°. То есть, не слишком полого, но и не круто, чтобы без затруднений выйти из пике после атаки. С учетом того, что самолёт быстро разгонялся на пикировании и сильно проседал при выходе из него, следовало тщательно контролировать высоту и скорость полёта. Точных данных о количестве построенных Fw 190F-8/R3 найти не удалось, но, судя по всему, их было не слишком много.

В начале серийного производства штурмовики Fw 190F-8 имели такую же схему бронирования, как Fw 190F-3. Но самолёты, перетяжелённые бронёй, безнадежно проигрывали в воздушных боях советским истребителям. Единственным приемом, который позволял выйти из боя, было пикирование, но для этого требовался запас высоты. Впоследствии бронирование штурмовика сократили до минимума, повысив таким образом лётные данные. Другим нововведением, появившимся во второй половине 1944 года, стал расширенный фонарь кабины. За счёт этого удалось улучшить обзор вперед и вниз, что было очень важно при атаке наземных целей.

Последней серийной модификацией стал Fw 190F-9 с форсированным двигателем BMW 801TS мощностью 2000 л.с., способный развить в горизонтальном полёте скорость 685 км/ч. Вооружение штурмовика осталось на уровне Fw 190F-8. Внешне самолёт отличался увеличенным фонарём кабины. В связи с острейшим дефицитом дюраля, на части машин деревянными были хвостовое оперение, закрылки и элероны.

На базе истребителя Fw 190 также выпускались истребители-бомбардировщики Fw 190G. Они предназначались для нанесения бомбовых ударов на дальности до 600 км, то есть за приделами боевого радиуса штурмовиков Fw 190F. С целью повышения дальности полёта самолёты дополнительно не бронировались, на них было демонтировано пулемётное вооружение, а боекомплект двух 20-мм пушек сократили до 150 снарядов на ствол.


Fw 190G-3 с 300-литровыми баками и 500 кг бомбой


Под крыло подвешивались сбрасываемые топливные баки. Так как самолёты модификации Fw 190G-8 могли брать 1000 кг авиабомбы, шасси самолётов усилили. Хотя истребители-бомбардировщики не имели специального вооружения и не были бронированы, их достаточно часто привлекали для нанесения ударов по советским танкам. Бомбы при этом сбрасывались с пологого пикирования залпом, после чего осуществлялся уход на максимальной скорости со снижением.


Fw 190G-7


При большей по сравнению со штурмовиками бомбовой нагрузке, для базирования истребителей-бомбардировщиков Fw 190G требовались капитальные взлётно-посадочные полосы большой длины. Впрочем, общим недостатком всех ударных модификаций Fw 190 была высокая требовательность к взлётно-посадочным полосам, по этому критерию «Фоке-Вульф» сильно уступал пикировщику Ju 87.

В общей сложности, за годы войны построено около 20 000 Fw 190 всех модификаций, примерно половина из них – это ударные варианты. Наблюдалась интересная тенденция, на Западном фронте и в ПВО Германии в основном задействовались истребители, а на Восточном фронте большая часть «Фоке-Вульфов» были ударными.

Но «фоккеру» со штатным вооружением так и не удалось стать полноценным истребителем танков. По точности бомбометания Fw 190 не мог сравниться с пикирующим бомбардировщиком Ju 87, а по мощи артиллерийского вооружения за исключением немногочисленных Fw 190F-8/R3 уступал Hs-129B-2. В связи с этим в Германии на заключительном этапе войны велись лихорадочные поиски действительно эффективного авиационного противотанкового оружия. Так как описание всех экспериментальных образцов займёт слишком много время, остановимся на авиационных средствах поражения, которые использовались в боевых действиях.

Вопреки широко распространенному мнению на вооружении люфтваффе имелись кумулятивные авиабомбы. В 1942 году прошли испытания 4 кг кумулятивной бомбы SD 4-HL с бронепробиваемостью 60 мм при угле встречи с бронёй 60 °.


Кумулятивная авиабомба SD 4-HL


Кумулятивная авиабомба SD 4-HL создавалась на основе осколочной кассетной бомбы SD-4, она имела длину 315 и диаметр 90 мм. В наследство от осколочной бомбы, кумулятивная получила чугунный корпус, дававший большое число осколков. Бомба SD 4-HL снаряжалась 340 г зарядом сплава тротила с гексогеном. Подрыв заряда происходил достаточно навороченным пьезоэлектрическим взрывателем мгновенного действия.


SD 4-HL в разрезе


По сравнению с советской ПТАБ 2,5-1,5 это было гораздо более дорогое и сложное в производстве изделие. В отличие от ПТАБ, загружаемых во внутренние бомбоотсеки, Ил-2 и в кассеты мелких бомб, немецкая SD 4-HL применялась только из раскрывавшихся в воздухе бомбовых кассет массой 250 и 500 кг, высота раскрытия которых выставлялась перед боевым вылетом. Согласно справочным данным в 250 кг кассету помещалось 44 кумулятивных суббоеприпасов, а в 500 кг – 118.


Кассетная бомба АВ-500 снаряженная SD-4


По сравнению с советскими ПТАБ, которые, как правило, сбрасывались с горизонтального полёта, с высоты не более 100 м и образовывали полосу сплошного поражения площадью 15х75 м, сброс бомбовых кассет с SD 4-HL осуществлялся с пикирования с прицеливанием по конкретному объекту. При этом следовало очень точно следить за высотой отделения бомбовой кассеты, так как от этого напрямую зависели точность бомбометания и величина рассеивания кумулятивных бомб. Опыт боевого применения кассет продемонстрировал, что они достаточно сложны в использовании. Оптимальной считалась высота раскрытия, при которой на местности образовывался эллипс из разрывов длиной 50-55 м. При меньшем рассеивании SD 4-HL цель могла быть не накрыта, а при большем танк мог оказаться между разрывами. К тому же отмечалось, что до 10% кумулятивных бомб из-за ненадёжной работы взрывателей не срабатывало или бомбы успевали расколоться до взрыва, ударившись о броню. Как правило, одной 500 кг бомбовой кассетой на поле боя удавалось накрыть максимум 1-2 танка. На практике пилоты Hs-129 предпочитали использовать против бронетехники 30-мм пушки, как более простые в применении.


Кассетная бомба AB-250 на подвеске Fw-190


Хотя кассетные бомбы AB-250 и AB-500, снаряженные кумулятивными боеприпасами SD 4-HL, оставались на вооружении до конца войны, они использовались в боях эпизодически. Это было связано как со сложностью использования, так и с более длительной подготовкой к боевому вылету по сравнению с другими немецкими типами авиабомб. Кроме того, на боевой эффективности SD 4-HL не мог не сказаться их больший по сравнению с ПТАБ 2,5-1,5 вес, в силу чего один носитель брал меньшее число противотанковых бомб.

В качестве противотанкового оружия во второй половине войны в люфтваффе рассматривались неуправляемые реактивные снаряды. Хотя в ВВС РККА РС-82 и РС-132 активно применялись по наземным целям с первых дней войны, до 1943 года в Германии не было принято на вооружение ни одного образца такого оружия.

Первым образцом авиационного ракетного вооружения стал 210-мм реактивный снаряд, известный как Wfr. Gr. 21 "Doedel" (Wurframmen Granate 21) или BR 21 (Bordrakete 21). Данный боеприпас разработан на базе реактивной мины от пятиствольного 210-мм реактивного буксируемого миномёта Nb.W.42 (21cm Nebelwerfer 42). Запуск авиационного реактивного снаряда осуществлялся из направляющей трубчатого типа длиной 1,3 м. Направляющие закреплялись в гнездах для подвесных топливных баков. Как и баки, они могли сбрасываться в полете. Стабилизация снаряда на траектории происходила за счет вращения. Для этого в его днище имелось 22 наклонных сопла.


Снаряжение Wfr. Gr. 21 пусковой установки на Fw-190


210-мм НАР весил 112,6 кг, из которых 41 кг приходился на осколочную боевую часть, содержащую более 10 кг сплава тротила с гексогеном. При максимальной скорости 320 м/с прицельная дальность пуска не превышала 1200 метров. Первоначально ракета Wfr. Gr. 21 разрабатывалась для стрельбы по плотному строю тяжелых бомбардировщиков. Как правило, истребители Bf-109 и Fw-190 брали под крыло по одной пусковой установке Wfr. Gr. 21. Также предпринимались попытки использования 210-мм ракет с штурмовиков Hs-129. Но для поражения точечных подвижных целей крупнокалиберные реактивные снаряды оказались малопригодны. Они давали слишком большое рассеивание, а количество ракет на борту было ограниченным.

Также безуспешными оказалось применение против танков 280-мм фугасных реактивных мин Wfr.Gr.28, боевая часть которых содержала 45,4 кг взрывчатки. Пусковые установки в виде сварной металлической рамы в количестве от двух до четырех подвешивались под крылом штурмовиков Fw-190F-8.


280-мм мина под крылом Fw-190F-8


После пуска тяжелая реактивная мина давала сильную просадку, что приходилось учитывать при прицеливании. Подвеска громоздкой пусковой установки с миной отрицательно сказывалась на лётных данных штурмовика. При пуске с дистанции менее 300 метров существовала реальная опасность нарваться на собственные осколки.

В первой половине 1944 года противник предпринял попытку ввести в состав вооружения противотанковых штурмовиков 88-мм гранатометы RPzB.54/1"Panzerschreck". Под крылом самолёта размещался блок из четырёх пусковых установок общей массой около 40 кг. В ходе испытаний выяснилось, что для прицельного пуска при заходе на цель штурмовик должен был лететь со скоростью около 490 км/ч, в противном случае реактивная граната сбивалась с траектории. Но так как прицельная дальность не превышала 200 м, авиационный вариант противотанкового гранатомёта забраковали.


Блок из четырех противотанковых гранатометов "Panzerschreck" под крылом Fw-190F


В 1944 году чешским специалистам фирмы Československá Zbrojovka Brno удалось создать достаточно эффективный противотанковый авиационный реактивный снаряд R-HL «Panzerblitz 1». Его конструкция базировалась на основе советского РС-82, а в качестве боевой части использовалась 88-мм кумулятивная боеголовка RPzB Gr.4322 массой 2,1 кг от РПГ «Panzerschreck». Бронепробиваемость при угле встречи 60° составляла 160 мм.



Ракета, разработанная чехами, имела близкие к советскому прототипу характеристики, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами, установленным под углом к корпусу снаряда, была существенно выше, чем у РС-82. Скорость реактивного снаряда — до 374 м/с. Масса – 7,24 кг.



На штурмовиках Fw-190F-8/Pb1, оборудованных направляющими балочного типа, подвешивалось 12-16 ракет. В ходе испытаний было выяснено, что при залповом пуске с дистанции 300 метров в цель в среднем попадает 1 ракета из 6. До февраля 1945 года было построено 115 самолетов Fw 190F-8/Pb1, их боевое применение началось в октябре 1944 года.

Осенью 1944 года на вооружение люфтваффе поступила очень удачная 55-мм НАР R4/M "Оrkаn". Стабилизация ракеты после пуска осуществлялась складными перьевыми стабилизаторами. НАР R4/M предназначалась для борьбы с дальними бомбардировщиками союзников.


55-мм НАР R4/M


Благодаря хорошей точности и скорости 525 м/с, эффективная дальность стрельбы достигала 1200 м. На дистанции 1 км залп из 24 ракет укладывался в круг диаметром 30 м. Подвеска ракет осуществлялась на направляющие балочного типа.


Направляющие с 55-мм НАР R4/M


Помимо перехватчиков НАР R4/M нашла применение на штурмовых вариантах Fw-190. Однако относительно лёгкая осколочная боевая часть 55-мм ракеты не могла представлять угрозы для Т-34. В связи с этим с декабря 1944 года в штурмовые подразделения, оснащённые Fw-190F-8, начали поступать НАР R4/M-HL «Panzerblitz 2» весом 5,37 кг. Противотанковый вариант ракеты имел кумулятивную 88-мм боевую часть RPzB Gr.4322. Из-за возросшей на 1 кг по сравнению с R4/M массы ракета R4/M-HL развивала скорость 370 м/с. Прицельная дальность стрельбы сократилась до 1000 м.


НАР R4/M-HL


Ракеты этого типа продемонстрировали высокую боевую эффективность. При залповом пуске с дистанции 300 м из двенадцати НАР 1-2 укладывались в круг диаметром 7 м. В 1945 году появился ещё один вариант этой ракеты, известный как «Panzerblitz 3», с боевой частью меньшего калибра и увеличенной скоростью полёта. Но, несмотря на определённые успехи в деле создания противотанковых неуправляемых ракет, они появились слишком поздно. В условиях подавляющего превосходства советской авиации немногочисленные штурмовики, оснащённые противотанковыми неуправляемыми ракетами, не смогли оказать заметного влияния на ход боевых действий.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.airpages.ru/lw/fw190a1.shtml
http://vspomniv.ru/technics/125.htm
https://coollib.com/b/273131/read
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/PDF/SD4HL.pdf
http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/80/index.htm
http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-germanii/fokke-vulf-fw-190.html
http://weaponland.ru/load/granatomet_raketenpanzerbuchse_rpzb_43_54_541_panzerschreck_ofenrohr/54-1-0-218
Кондратьев В. "Летающий паровоз" фирмы "Хеншель" // Авиамастер. 2000. №6
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

63 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Strashila Офлайн
    Strashila (I) 23 ноября 2017 07:48
    +7
    История идет по кругу... если в первой половине войны СССР при нехватка бомбардировщиков и штурмовиков широко применяла истребители для нанесения бомбовых ударов, то в завершающей стадии нацисты переняли этот опыт.
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 08:01
      +9
      Цитата: Strashila
      История идет по кругу... если в первой половине войны СССР при нехватка бомбардировщиков и штурмовиков широко применяла истребители для нанесения бомбовых ударов, то в завершающей стадии нацисты переняли этот опыт.

      Отчасти Вы правы, но стоит учитывать, что для ударов по наземным целям, во второй половине ВМ, немцы использовали специально построенные истребители бомбардировщики и бронированные штурмовики на базе Fw-190.
      1. avt Офлайн
        avt 23 ноября 2017 10:19
        +3
        Цитата: Bongo
        Отчасти Вы правы,

        С какого перепугу?
        Цитата: svp67
        Да не совсем. Так как "штурмовая версия" ФВ-190 это далеко не истребитель. И вообще ФВ-190 это значительный рывок в развитии самолета тактической авиации, так как он стал летающей платформой, на которую уже можно было "цеплять" всё, для решения конкретной задачи.

        Собственно в целом добавлять то и нечего .
    2. svp67 Офлайн
      svp67 (Сергей) 23 ноября 2017 10:14
      +5
      Цитата: Strashila
      штурмовиков широко применяла истребители для нанесения бомбовых ударов, то в завершающей стадии нацисты переняли этот опыт.

      Да не совсем. Так как "штурмовая версия" ФВ-190 это далеко не истребитель. И вообще ФВ-190 это значительный рывок в развитии самолета тактической авиации, так как он стал летающей платформой, на которую уже можно было "цеплять" всё, для решения конкретной задачи.
  2. амурец Офлайн
    амурец (николай) 23 ноября 2017 08:54
    +9
    Впрочем, в условиях высокой запыленности воздуха выявилась не надёжная работа моторов «Гном-Ронн», на которых не было воздушных фильтров. Пыль также забивала втулки воздушных винтов, что затрудняло запуск двигателей. Обычным явлением было, когда французские моторы не выдавали полной мощности, а зачастую внезапно останавливались или загорались в воздухе.
    Сергей. Спасибо. По боевому применению НЕ-129 узнал много нового.
    Пыль всегда была врагом ЦПГ. За час работы без воздушного фильтра в запылённых условиях, ЦПГ любого двигателя приходит в негодность. В этом виноваты не французы, создавшие двигатель, а немцы создавшие мотоустановку( двигатель, фильтра, топливопроводы, маслорадиаторы.) На французких и наших самолётах двигатели Гном-Рон работали достаточно надёжно. Основной потребитель моторов Гном-Рон в СССР, самолёты ДБ-3 и Ил-4 Ильюшина.
    Проблемы с твёрдым сплавом были не только у немцев, но и в других странах. Основной проблемой было спекание твёрдого сплава. В СССР эту проблему решили только после ВОВ в Киеве, Институте свехтвёрдых материалов. "У нас в Москве только одно спекание продолжается три недели, — пояснил я.
    Ну, у нас спекание идет 22 часа, так что об этом вы не беспокойтесь, — заверил Чайка. Через два дня я убедился, что главный инженер не хвастался. В Москве я обычно получал после спекания 30% калибров с трещинами, т. е. брак. Поэтому и сейчас, в расчете на брак, я нарезал колец больше, чем надо, но спекание было произведено идеально: ни одной штуки брака!" Данилов. "Жизнь поиск."
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 09:03
      +5
      Привет, Николай!
      Цитата: амурец
      Проблемы с твёрдым сплавом были не только у немцев, но и в других странах.

      Но никто кроме Германии не пытался в годы ВМ использовать снаряды с твердосплавными сердечниками в авиации.
      Впрочем, подкалиберные снаряды в нашей противотанковой артиллерии были достаточно редки. И за их утрату или неэффективное использование командир противотанкового орудия мог даже пойти под трибунал.
      1. амурец Офлайн
        амурец (николай) 23 ноября 2017 09:22
        +5
        Привет. Сергей. В СССР даже патроны к ПТР Симонова и Дегтярёва БС-41были в дефиците и всё из-за сложностей получения сплава РЭ-8. А в том что за подкалиберные снаряды с твёрдым сердечником можно было пойти под трибунал, я тоже читал.
        "Опыт производства металлокерамических твердых сплавов на основе карбида вольфрама и металлов железной группы показал, что при смешении порошка карбида вольфрама с кобальтом недостаточно равномерно распределить их в смеси, а необходимо кобальт плакировать (нанести) на поверхность зерен карбида вольфрама. Это подтвердилось опытом производства твердого сплава марки Рэ8, где кобальт вытесняется из растворов его солей с помощью цинка в присутствии порошка карбида вольфрама как на кристаллизационных центрах и получается твердый сплав с такой вязкостью, которая при механическом смешении карбида вольфрама и кобальта невозможна."
        http://www.findpatent.ru/patent/6/62572.html
        © FindPatent.ru - патентный поиск, 2012-2017
        1. Alexey RA Офлайн
          Alexey RA (Алексей) 23 ноября 2017 12:04
          +5
          Цитата: амурец
          Привет. Сергей. В СССР даже патроны к ПТР Симонова и Дегтярёва БС-41были в дефиците и всё из-за сложностей получения сплава РЭ-8.

          Ув. Уланов приводил скан документа начала 1942 года, в котором говорилось, что к 26 ПТР имеется 100 патронов БС-41. belay
          Цитата: амурец
          А в том что за подкалиберные снаряды с твёрдым сердечником можно было пойти под трибунал, я тоже читал.

          Опять-таки у Уланова и Шеина были документы по разработке подкалиберных снарядов в СССР. До войны и первые полгода войны три института два года бились над проблемой "как нам сделать подкалибер без вольфрама". Не шмогли. ©
          Опытную проверку произвести на снарядах, изготовленных из недефецитных материалов.
          Изготовленные опытные образцы 45 мм. и 76 мм. бронебойных подкалиберных снарядов по образцу фирмы "Комиссан" были испытаны на Софринском Артполигоне со следующими результатами:
          1. Благодаря большому уменьшению веса получился значительный выигрыш в начальной скорости: для 45 мм. противотанковой пушки – до 1010 мтр/cек. и для 76- мм полковой пушки обр. 27 г. – до 550 мтр/cек.
          2. Однако такое приращение начальной скорости не увеличило бронепробиваемость: например, 45 мм. пушка на дистанции 200 мтр. не пробивала 50 мм. плиту (получалась вмятина);
          3. Объяснение такому явлению следует искать в том, что сердечник должен изготовляться именно из специального сплава, аналогично примененному немцами (около 75% вольфрама, 2% кобальта и 4% углерода), иначе он, будучи изготовлен даже из высокоуглеродистой инструментальной стали с присадкой ванадия, рассыпается в мельчайшие куски при ударе о броню.
          Одновременно с этим некоторые работники УВНА и Арткома ГАУ стали настойчиво требовать воспроизводства немецких снарядов, сердечники которых изготовлены из вышеуказанного сплава. НИИ_24 возражал против этого, мотивируя тем, что:
          1) запасов вольфрама у нас не имеется и поэтому, даже при получении благоприятных результатов, дальнейшего практического внедрения в производство такие снаряды иметь не будут;
          2) изготовление подобных сердечников можно осуществить лишь на шлифовальных кругах, т.е. на оборудовании, которое имеется на немногих заводах.
          Однако, несмотря на это, УВНА ГАУ КА в своем письме от 19/IX-41 г. снова поднимает вопрос об изготовлении подкалиберных снарядов, мотивируя это тем, что у 3-го Отдела Арткома ГАУ КА имеется договоренность с Институтом Твердых Сплавов об изготовлении требуемого количества сплава, подобного тому, который применен в немецких образцах.
          Наш сотрудник лаборатории металлов также был в этом институте, где ему тоже сказали, что, вообще говоря, такой сплав изготовить можно. Однако начальник специальной лаборатории Института т. Раскин В.Я. одновременно объяснил, какой ценой будет получен сплав. А цена такова. На изготовление всего лишь одного сердечника для 76-мм подкалиберного снаряда необходимо такое количество сплава, которое лишит одновременно 30 станков авиационной промышленности победита на все время службы этих резцов!
      2. амурец Офлайн
        амурец (николай) 23 ноября 2017 10:57
        +1
        Цитата: Bongo
        Но никто кроме Германии не пытался в годы ВМ использовать снаряды с твердосплавными сердечниками в авиации.

        Да. Забыл добавить. Твёрдые сплавы типа ВК и ТК широко использовались в промышленности, для изготовления инструмента.
  3. Авиатор_ Онлайн
    Авиатор_ (Сергей) 23 ноября 2017 08:58
    +10
    Познавательная статья. Отдельное спасибо автору за освещение вопроса о творческой работе чехов на гитлеровский рейх, после войны чехи почему-то об этом предпочитали не вспоминать.
    1. роман66 Офлайн
      роман66 (роман) 23 ноября 2017 09:59
      +8
      воистину, даже покоробило как-то. гады они!
      1. andrewkor Онлайн
        andrewkor (Корчуганов Андрей) 24 ноября 2017 11:57
        +2
        Это Вы ещё всех масштабов военного производства не знаете!Германский "Урал"не меньше!
    2. iouris Офлайн
      iouris (iouris) 30 ноября 2017 17:04
      +1
      Цитата: Авиатор_
      о творческой работе чехов на гитлеровский рейх, после войны чехи почему-то об этом предпочитали не вспоминать

      Это русские предпочитали об этом не вспоминать. Думаю, в основном, потому, что чехи так же творчески трудились для ВС СССР. Вряд ли нацисты смогли бы столь стремительно обеспечить себя вооружениями без аннексии Чехословакии, поэтому начало второй мировой войны следует передвинуть не позже даты, когда Чемберлен заявил, что привёз мир народу Великобритании. А Черчилль заметил, что Британия получила позор и войну.
  4. Стропорез Офлайн
    Стропорез (Рядовой ВДВ) 23 ноября 2017 09:11
    +7
    Приветствую Сергей! Очередное спасибо! good
    Опять очень много интересного и нового открыл для себя.
    По Хенкелям ,как с чистого листа читал.
    А чехи совсем удивили, к своемустыду ,не знал , что они занимались конструированием и выпуском реактивных снарядов! Это к вопросу о тех спорщиках,кто утверждает, что на Германию работала не вся Европа.
    В общем Bongo жжёт не по-детски. drinks Класс!
    Зы. Сергей, у Вас подобралось материалов уже на отдельную книжку.
    Не задумывались об этом?
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 09:19
      +8
      Цитата: Стропорез
      Приветствую Сергей! Очередное спасибо!

      drinks
      Цитата: Стропорез
      В общем Bongo жжёт не по-детски.

      Я стараюсь писать так и о том, о чём бы мне самому было интересно почитать.
      Цитата: Стропорез
      Сергей, у Вас подобралось материалов уже на отдельную книжку.
      Не задумывались об этом?

      По большому счёту я любитель, и пишу в основном ради собственного удовольствия и с целью хоть немного повысить технический образовательный уровень читателей ВО. К сожалению, за последние несколько лет он сильно упал, и то, что публикации технического содержания комментируют одни и те же люди, свидетельствует об этом.
      Что касается книги, то мне уже неоднократно это советовали. Спасибо, конечно очень приятно, но это практически неосуществимо. Как это можно реализовать живя на Дальнем Востоке? Да и бумажные книги сейчас покупают очень плохо, в общем хлопот больше чем отдачи. А то, что опубликовано в сети, про это можно забыть. Уже сегодня эта статья появиться на многочисленных сайтах, зачастую "авторы" будут другими.
      1. Стропорез Офлайн
        Стропорез (Рядовой ВДВ) 23 ноября 2017 09:28
        +3
        Цитата: Bongo
        Как это можно реализовать живя на Дальнем Востоке?

        Сергей, при желании всё осуществимо! Был такой проект "История авиации", сначала продавали альбом, в виде папки, а потом в течении пары лет подобные статьи в формате А4. В киосках союзпечати очереди стояли. Хотя уверяю ,что статьи были так себе на уровне начинающих увлекаться школьников.
        Надо просто подумать......
        Я уж теперь под впечатлениями от Ваших статей стал перечитывать свою библиотекчку по авиации, освежать, так сказать, в памяти. Если раскопаю что то новое обязательно сообщу. Кстати есть книги,которых в инете просто не найти.
        1. Bongo Офлайн
          Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 09:32
          +3
          Цитата: Стропорез
          Сергей, при желании всё осуществимо!what .
          Как этим из Комсомольска заниматься? И где взять деньги на тираж, и как его потом продать?
          Цитата: Стропорез
          Был такой проект "История авиации", сначала продавали альбом, в виде папки, а потом в течении пары лет подобные статьи в формате А4.
          Мне было бы стыдно и не интересно такое писать. request
          Цитата: Стропорез
          Если раскопаю что то новое обязательно сообщу. Кстати есть книги,которых в инете просто не найти.

          Спасибо, буду признателен! hi
          1. Стропорез Офлайн
            Стропорез (Рядовой ВДВ) 23 ноября 2017 09:43
            +4
            Цитата: Bongo
            Мне было бы стыдно и не интересно такое писать.

            Вот я об этом и говорю, что Ваши статьи на порядки выше и содержательней.
            И кстати говоря, я ппредпочитаю собирать литературу на традиционно бумажных носителях, таких из нашего поколения много.
            В выходные займусь своей литературой и Гукину звякну у него вся квартира заставлена.
            Помню видел у него немецкое издание, в котором реально были представлены окрасы самолётов и их модификации в немецких подразделениях люфтваффе.
            Вот тоже тема для статей..
          2. роман66 Офлайн
            роман66 (роман) 23 ноября 2017 10:00
            +6
            ну хотя бы для своих, в электронном виде?
            1. Bongo Офлайн
              Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 10:02
              +3
              Цитата: роман66
              ну хотя бы для своих, в электронном виде?

              Роман, а какая проблема переформатировать самому?
              1. роман66 Офлайн
                роман66 (роман) 23 ноября 2017 10:12
                +7
                ну так-то нет . буду пробовать, когда вся серия выйдет. вам еще раз большое спасибо, я любитель авиации вообще, а уж ударная для меня верхний верх.
        2. Dedall Офлайн
          Dedall (Alexy) 23 ноября 2017 23:39
          +1
          Хочу заметить, что те альбомы стоили очень дорого. Я, например, так и не купил ни одного и считаю, что они нужны были в основном моделистам из-за примера окраски самолётов на последнем развороте. А так, в те времена при отсутствии Интернета они были очень информативны.
      2. avt Офлайн
        avt 23 ноября 2017 11:43
        +8
        Цитата: Bongo
        По большому счёту я любитель, и пишу в основном ради собственного удовольствия и с целью хоть немного повысить технический образовательный уровень читателей ВО.

        Был знаком с одним экс сотрудником ,,Девятки", он как то зашёл в один ЧОП и ему хозюк - ,,У нас работают одни профессионалы!" , а тот - ,,Да? А я вот любитель , 25 лет отслужил - любил свою работу". bully
        Цитата: Bongo
        целью хоть немного повысить технический образовательный уровень читателей ВО.

        Собственно получается good
        Цитата: Bongo
        К сожалению, за последние несколько лет он сильно упал,

        request А как собственно хотели , при обвале технического образования в 90-е ?? Из инженера гуманитария сделать можно без особых проблем легко и непринуждённо в короткий срок., а из гуманитария таки лет 5-6 надо , если хотя бы таблицу умножения на память помнит . bully
        1. амурец Офлайн
          амурец (николай) 23 ноября 2017 12:36
          +3
          Цитата: avt
          из гуманитария таки лет 5-6 надо , если хотя бы таблицу умножения на память помнит .

          Не из каждого, некоторые, хоть расстреливай, не могли элементарно гвоздь забить или лампочку поменять.
          1. DimerVladimer Офлайн
            DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 23 ноября 2017 15:39
            +8
            Цитата: амурец
            Не из каждого, некоторые, хоть расстреливай, не могли элементарно гвоздь забить или лампочку поменять


            Это точно - из 100 выпускников технического университета, едва ли 1 более-менее понимает, о чем идет речь на собеседовании.
            Недавно встречались с деканом автотракторного факультета одного университета - на вопрос, есть толковые ребята в КБ для проектирования гусеничных платформ, махнул рукой... По его мнению, за последние 15 лет студент деградировал, "не горят на учебе" - формально отсиживают лекции, никто не стремится получить знания шире рамок учебного процесса - прям безнадега какая то.
            Так что интересные темы развивать некому.
        2. ignoto Офлайн
          ignoto 25 ноября 2017 01:04
          0
          Жизнь это не подтверждает. Например,раньше всех защищались математики (к.н.,д.н.),а гуманитарии-позднее, самые последние-философы. Самые лучшие менеджеры-гуманитарии.
          Это как с пословицами : "В здоровом теле-здоровый дух...РЕДКАЯ УДАЧА". Так и с технарями.
      3. DimerVladimer Офлайн
        DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 23 ноября 2017 15:30
        +6
        Цитата: Bongo
        Что касается книги, то мне уже неоднократно это советовали. Спасибо, конечно очень приятно, но это практически неосуществимо. Как это можно реализовать живя на Дальнем Востоке? Да и бумажные книги сейчас покупают очень плохо, в общем хлопот больше чем отдачи. А то, что опубликовано в сети, про это можно забыть. Уже сегодня эта статья появиться на многочисленных сайтах, зачастую "авторы" будут другими.


        Зато Вы собрали разрозненный материал из нескольких источников в "картину", что многие читатели может знали по отдельности, но теперь доходчиво увидели в динамике развитие воздушных противотанковых средств.
        Большое спасибо.
        1. амурец Офлайн
          амурец (николай) 23 ноября 2017 23:43
          +1
          Цитата: DimerVladimer
          Зато Вы собрали разрозненный материал из нескольких источников в "картину", что многие читатели может знали по отдельности, но теперь доходчиво увидели в динамике развитие воздушных противотанковых средств.

          Не только по противотанковым средствам. Из собранных отдельных кусочков собраны картины по многим темам. Вот за это автору спасибо. Это вы точно заметили.
  5. venik Офлайн
    venik (Владимир) 23 ноября 2017 09:41
    +2
    Добрый день, Сергей!
    Статья - понравилась (как и предыдущие).
    Ну и как обычно, "свои 5 копеек":
    "......После сброса бомбовой нагрузки самолёт мог развить скорость в горизонтальном полёте 630 км/ч. Таким образом, штурмовик, отбомбившись в 1943 году, имел все шансы оторваться от советских истребителей...."
    ---
    Смелое конечно утверждение, тем более, что на малых высотах его скорость была все-таки поменьше.... А повыше (ну к тому моменту (1943 год) в войска уже шли Ла-5 (Ф и ФН), у которых скорость была малость повыше. Хотя, конечно 630 - по тем временам было "о-го-го!". и шансы конечно были... Но это - так ("к слову").
    Еще один вопрос:
    ".... Ракета, разработанная чехами, имела близкие к советскому прототипу характеристики, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами, установленным под углом к корпусу снаряда, была существенно выше, чем у РС-82. ...."
    -------
    Вот тут очень интересно: ведь у РС-82 - точно та же система стабилизации в полете!!! За счет чего же тогда "точность выше"??? Интересный вопрос!!!
    Ждём продолжения!
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 09:55
      +5
      Добрый вечер!
      Цитата: venik
      Смелое конечно утверждение, тем более, что на малых высотах его скорость была все-таки поменьше.... А повыше (ну к тому моменту (1943 год) в войска уже шли Ла-5 (Ф и ФН), у которых скорость была малость повыше.

      Ла-5Ф максимальная скорость на высоте - 600 км/ч. У Ла-5ФН- 648 км/ч. Но не забывайте, что все модификации Fw 190 прекрасно пикировали. Так, что шансы выйти из боя были...
      Цитата: venik
      Вот тут очень интересно: ведь у РС-82 - точно та же система стабилизации в полете!!! За счет чего же тогда "точность выше"??? Интересный вопрос!!!

      Хороший вопрос! good
      В немецком снаряде был другой состав топлива и судя во всему допуски при изготовлении были намного меньше. ЕМНИП у нас стабилизация вращением на снарядах позднего выпуска достигалась за счёт косонаправленных сопел.
      Возможно, это будет Вам интересно:
      Советские авиационные реактивные снаряды в годы войны (кликабельно) hi
      1. venik Офлайн
        venik (Владимир) 23 ноября 2017 15:59
        +5
        Цитата: Bongo
        В немецком снаряде был другой состав топлива и судя во всему допуски при изготовлении были намного меньше.

        ========
        Вот именно, об этом и подумал! Была такая "мысля".... Ведь по конструкции - то одно и то же!
        Кстати: "чешское" оружие у "вермахта" пользовалось очень высокой репутацией! Причина - проста - "чехи" не пользовались (или почти не пользовались) "рабским трудом военнопленных" - всё делали - сами.... Ну, КАК тут объяснить их сегодняшнию "позицию" в отношении России??? Кто сможет ОБЪЯСНИТЬ?
        P.S. А встречали то наших в Чехословакии - ЛУЧШЕ, чем где-быто нибыло".....
        1. garri-lin Офлайн
          garri-lin ( стрелок) 24 ноября 2017 20:12
          +3
          А есть такая порода людей. И нашим и вашим называется. Как там в "Свадьбе в малиновке" ? Скидовай портки власть меняется.
    2. амурец Офлайн
      амурец (николай) 23 ноября 2017 11:14
      +9
      Цитата: venik
      Вот тут очень интересно: ведь у РС-82 - точно та же система стабилизации в полете!!! За счет чего же тогда "точность выше"??? Интересный вопрос!!!

      За счёт точности изготовления и то как обращались со снарядами РС.. Нарекания на изготовление можно найти в инете, а вот как с ними обращались, достаточно редкое свидетельство. П.Михайлов. "10 000 часов воздухе:"
      Обычно экипаж приступал к разгрузке, не дожидаясь хозяев груза, — дорога была каждая минута! На этот раз мы с опаской поглядывали на таинственных «рыб», дожидаясь, когда подойдут гвардейские миномётчики. Не ровен час, стукнешь чем — поминай как звали!
      К великому нашему удивлению, подоспевшие на помощь солдаты вовсе не собирались церемониться: они выбрасывали снаряды через дверь самолёта пинком.
      — А что им сделается? — усмехнулись миномётчики, заметив наше удивление. — Они ведь не заряжены…
      И, указав на деревянный ящик, лежавший в углу кабины, старшина гвардейцев добавил:
      — А вот с этим «гостинцем» надо поаккуратнее: взрыватели ко всей партии снарядов — там!
      Только тут я понял, во что могло обойтись экипажу незнание новейшего оружия. Снаряды укладывали бережно, как грудных младенцев. А ящик — эту адову машину — второпях как попало пихнули в фюзеляж. Ну и дела!..
      1. venik Офлайн
        venik (Владимир) 23 ноября 2017 20:05
        +5
        Цитата: амурец
        К великому нашему удивлению, подоспевшие на помощь солдаты вовсе не собирались церемониться: они выбрасывали снаряды через дверь самолёта пинком.

        ==========
        Да уж!.... Дядька, покойный, в 1942 служил "наводчиком" в артполку. На Калининском фронте. Был такой!
        Рассказывал: "На "Виллисе" ехали к передовой... А тут - "артналёт"... Сиганули в кювет.... "Отлежались".... Когда артналёт закончился - "выползли наружу" ... А тут МАМОЧКИ..... С противоположной стороны трассы - ОГРОМНЫЕ штабеля ракет для "катюш"... Метров так 150 х 30..... "Сколько их там было???... Штабелями лежали....". Дядька (шутник был) - заявил: "Как увидел - ТАК и сел на "5-ю точку"..... А если бы хоть один снаряд "туда" угодил.... Блин... На пол-километра всё бы разнесло.... И как мы этот "склад" не заметили???"... Точно - "от страха - и на ежа "приземлишься"...".
    3. Лопатов Офлайн
      Лопатов (Лопатов) 23 ноября 2017 14:54
      +7
      Цитата: venik
      Вот тут очень интересно: ведь у РС-82 - точно та же система стабилизации в полете!!! За счет чего же тогда "точность выше"??? Интересный вопрос!!!

      Вероятно, благодаря своим двигателям. Лучше качество производства пороховых шашек двигателей- меньше рассеивание по начальной скорости. К тому же более качественное исполнение сопла даёт меньший "разброс" в эксцентриситете тяги. Вращение хоть и компенсирует его, но опять таки даёт рассеивание по скорости.
      Ну и по направлению- возможно их двигатель разгонял ракету медленнее, что при равной площади оперения должно дать меньший разброс из-за неучёта действия ветра на АУТ. Такие РС на активном отклоняются в ту сторону, откуда дует ветер
      1. DimerVladimer Офлайн
        DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 23 ноября 2017 15:44
        +6
        Цитата: Лопатов
        Вероятно, благодаря своим двигателям. Лучше качество производства пороховых шашек двигателей- меньше рассеивание по начальной скорости. К тому же более качественное исполнение сопла даёт меньший "разброс" в эксцентриситете тяги. Вращение хоть и компенсирует его, но опять таки даёт рассеивание по скорости.
        Ну и по направлению- возможно их двигатель разгонял ракету медленнее, что при равной площади оперения должно дать меньший разброс из-за неучёта действия ветра на АУТ. Такие РС на активном отклоняются в ту сторону, откуда дует ветер



        Вращение, уменьшает рассеивание. Поскольку малейшее в доли миллиметра отклонение от геометрии корпуса или стабилизаторов РС, приводит к уходу с траектории, вращение компенсирует отклонения.
        Да и качество исполнения у чехов вероятно было выше - вы правы.
        1. Лопатов Офлайн
          Лопатов (Лопатов) 23 ноября 2017 16:24
          +5
          Цитата: DimerVladimer
          Вращение, уменьшает рассеивание.

          Не совсем. Вращение не всё компенсирует.
          Просто представьте разложение сил.

          Реальный вектор тяги, с эксцентриситетом, можно разложить на составляющие- "осевую" и перпендикулярную "осевой". Вращением можно бороться с последней. То есть вызывающей отклонение РС вбок. Но и осевая составляющая уменьшается, а значит скорость снаряда будет меньше
          1. DimerVladimer Офлайн
            DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 23 ноября 2017 16:37
            +6
            Цитата: Лопатов
            Реальный вектор тяги, с эксцентриситетом, можно разложить на составляющие- "осевую" и перпендикулярную "осевой". Вращением можно бороться с последней. То есть вызывающей отклонение РС вбок. Но и осевая составляющая уменьшается, а значит скорость снаряда будет меньше


            Согласен, в таком случае снаряд летит по траектории объемной спирали.
            Еще в 9-10 классе, экспериментируя на уменьшенных ракетах по типу ПТУР Малютка, наибольшей дальности добивался стабилизацией без вращения, но из за эксцентриситета тяги - разлет был чудовищный - сложно было добиться симметрии сопла.
            Кстати в то время экспериментировал с композитными ТТ, с разной степенью металлизации - какие были времена :))
      2. venik Офлайн
        venik (Владимир) 23 ноября 2017 16:11
        +4
        Цитата: Лопатов
        Вероятно, благодаря своим двигателям. Лучше качество производства пороховых шашек двигателей- меньше рассеивание по начальной скорости. К тому же более качественное исполнение сопла даёт меньший "разброс" в эксцентриситете тяги. Вращение хоть и компенсирует его, но опять таки даёт рассеивание по скорости.

        =====
        Потому и "ВОПРОС" задал!!! Вопрос - то "не в системе стабилизации" (Чешская "реплика" - была почти идентична - СОВЕТСКОЙ!, а в КАЧЕСТВЕ!!!
        АБСОЛЮТНО ясно - ДА! В условиях ТОЙ Войны, наши бабушки, мамы, отцы и дядьки - СДЕЛАЛИ ВСЁ Что могли! И МНОГО БОЛЬШЕ!!!
        НО! Причина "худшей точности" - крылась, не в "конструктивных недостатках"....., а в ВОЗМОЖНОСТЯХ "Промышленности!!!!!
        И ТО, что было СДЕЛАНО - это - ПАМЯТЬ!
        ПАМЯТЬ о том, как сделали "НЕВОЗМОЖНОЕ"!!!!!!!!
      3. venik Офлайн
        venik (Владимир) 23 ноября 2017 20:09
        +3
        Цитата: Лопатов
        Ну и по направлению- возможно их двигатель разгонял ракету медленнее, что при равной площади оперения должно дать меньший разброс из-за неучёта действия ветра

        =========
        Ну уж нет! Это вряд-ли! А вот насчет "качества и "выделки"" - тут уж да! Невозможно не согласиться! "Чехи" - УМЕЛИ!!!
    4. DimerVladimer Офлайн
      DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 23 ноября 2017 16:26
      +5
      Цитата: venik
      Смелое конечно утверждение, тем более, что на малых высотах его скорость была все-таки поменьше.... А повыше (ну к тому моменту (1943 год) в войска уже шли Ла-5 (Ф и ФН), у которых скорость была малость повыше. Хотя, конечно 630 - по тем временам было "о-го-го!". и шансы конечно были... Но это - так ("к слову").


      При разнице скоростей в 10-20 км/ч и на одном эшелоне, что бы Ла-5ФН догнал FW-190F, нужно уже сидеть ему на 6 и не далее дистанции 1000 м - тогда существует некоторая вероятность сблизится на дистанцию эффективного огня.
      То есть если F-190F отрабатывали с одного захода, особенно с пикированием в сторону своих позиций, то перехватить его очень маловероятно - идеально, но не очень эффективно: ударил-убежал.

      Цитата: venik
      Вот тут очень интересно: ведь у РС-82 - точно та же система стабилизации в полете!!! За счет чего же тогда "точность выше"??? Интересный вопрос!!!


      Вращением компенсируются погрешности геометрии при изготовлении и неравномерность горения топливной шашки (Об этом уже написал уважаемый Лопатов).
      РС-82.
      Первоначально для РС был выбран вариант стабилизации вращением в полете (Гироскопический). При этом 20-30 % энергии заряда тратилось на сообщение ракетам вращательного движения, что заметно уменьшало дальность полета, кучность же оставалась неудовлетворительной, что труднообъяснимо. Поэтому было решено вернуться к снарядам с оперением. Опытным путём были установлены оптимальные размеры оперения — 200 мм для РС-82 и 300 мм для РС-132. При дальности полета в 5-6 км эти снаряды демонстрировали вполне удовлетворительную кучность. Созданный в 1942 году инженерами предприятия «Чешска зброевка» на основе РС-82 собственный реактивный снаряд имел гибридную систему стабилизации: поверхности стабилизаторов имели малую (1,5 градуса) закрутку. Вращение снаряда вокруг своей оси было медленным и недостаточным для стабилизации вращением, но таким образом устранялся дестабилизирующий эффект неравномерного горения порохового заряда (эксцентриситет тяги).
      1. venik Офлайн
        venik (Владимир) 23 ноября 2017 18:30
        +5
        "Цитата: venik"
        Ну, Слава Богу (азм еси "атеист! точнее - "агностик"!!!"), удалось ребят "расшевилить!!!!
        Спасибо Сергею, " DimerVladimer"-у и ВСЕМ ДРУГИМ!!!
        Самое неприятное -это когда "никакой реакции"!!!! am
        Ур-р-р-ааааа!!!
    5. ignoto Офлайн
      ignoto 25 ноября 2017 01:07
      +2
      Данные по скоростям наших самолетов сильно завышены. Ла-5ФН- максимум 634, а Ла-7- 656 км/ч.
      А по немцам-занижены. Последний А9-703 км/ч
  6. andrewkor Онлайн
    andrewkor (Корчуганов Андрей) 23 ноября 2017 10:23
    +5
    Огромное спасибо Автору,для себя открыл много нового!В реальности получается,что американские и британские истребители и штурмовики были эффективней германских.Ил-2 выводим за скобки из-за его уникальности!
  7. sivuch Офлайн
    sivuch (Игорь Копеецкий) 23 ноября 2017 10:26
    +5
    Сергей ,про создание Хеншелей неточно .Прежде всего стоило сказать ,что программа изначально имела низкий приоритет и шла ни шатко ни валко . Во-вторых ,наличие движков воздушного охлаждения не оговаривалось и на HS-129A как раз стояли Аргусы с водяным охлаждением . Требовалось только использование двигателей небольшой мощности (400-700лс) так как предполагалось ,что более мощные потребуются для более важных программ . А дармовые Гном-Рон Марс нашли во Франции уже потом .Кстати ,в Северной Африке они работали еще хуже ,чем в донецких степях
    1. амурец Офлайн
      амурец (николай) 23 ноября 2017 11:16
      0
      Цитата: sivuch
      Кстати ,в Северной Африке они работали еще хуже ,чем в донецких степях

      Двигатели или самолёты?
      1. sivuch Офлайн
        sivuch (Игорь Копеецкий) 23 ноября 2017 11:22
        +4
        Двигатели . Высокое содержание песка в воздухе . И уже как следствие - состояние самих самолетов
        1. амурец Офлайн
          амурец (николай) 23 ноября 2017 11:28
          +4
          Цитата: sivuch
          Двигатели . Высокое содержание песка в воздухе .

          Спасибо за уточнение. За отсутствие воздушного фильтра приходилось платить надёжностью двигателей. Я почему просил уточнить? Песчаные бури и кварцевая пыль не добавляют надёжности оружию и шарнирным соединениям.
    2. venik Офлайн
      venik (Владимир) 23 ноября 2017 18:32
      +3
      Цитата: sivuch
      Сергей ,про создание Хеншелей неточно .Прежде всего стоило сказать ,что программа изначально имела низкий приоритет и шла ни шатко ни валко

      =====
      Ну, об "этом" ОН и сказал!!!
      ---------------------------------------------
      А с остальным - трудно не согласится!
    3. venik Офлайн
      venik (Владимир) 23 ноября 2017 20:17
      +3
      Цитата: sivuch
      Сергей ,про создание Хеншелей неточно .Прежде всего стоило сказать ,что программа изначально имела низкий приоритет и шла ни шатко ни валко .

      ========
      З-др-ась-те!!! Ну, если Вы статью читали внимательно, то "там" как раз об этом "речь и шла"!!!
      Как бы немцы "Хеншели" не хвалили... Но за 4 года всего 800 (ну или около того!) штук построили...... Ну а о том, что "он " был одним из "самых сбиваемых" самолётов "Люфтваффе" - тоже УПОМЯНУТО!!!
  8. igordok Онлайн
    igordok (Игорь) 23 ноября 2017 14:12
    +2
    В первой половине 1944 года противник предпринял попытку ввести в состав вооружения противотанковых штурмовиков 88-мм гранатометы RPzB.54/1"Panzerschreck".


    В таком виде более узнаваем.
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 23 ноября 2017 14:24
      +5
      Цитата: igordok
      В таком виде более узнаваем.

      Простите, но Вы заблуждаетесь. no На Вашем фото одноразовый Panzerfaust.

      Я не стал его упоминать в публикации, поскольку в авиации он не использовался. При дальности прямого выстрела около 50 метров использование с серийных боевых самолётов исключалось.
    2. iouris Офлайн
      iouris (iouris) 30 ноября 2017 17:07
      +1
      Эту "попытку" можно рассматривать как неудачную и признак того, что ресурсов уже остро не хватало.
  9. prodi Офлайн
    prodi 23 ноября 2017 14:12
    0
    Цитата: амурец

    Пыль всегда была врагом ЦПГ. За час работы без воздушного фильтра в запылённых условиях, ЦПГ любого двигателя приходит в негодность.
    "

    ну не надо уж так драматизировать. По личному опыту, где-то месяц в условиях питера, летом (на земле!), прежде чем он явно потеряет в характеристиках
    1. амурец Офлайн
      амурец (николай) 24 ноября 2017 00:04
      +3
      Цитата: prodi
      По личному опыту, где-то месяц в условиях питера, летом (на земле!), прежде чем он явно потеряет в характеристиках

      Не знаю какие дороги в Питере, но на Дальнем Востоке асфальта мало и ЦПГ двигателя без воздушных фильтров очень быстро приводиться в хлам, при чём как наших: КАМАЗ и ЯМЗ всех модификаций, так и японских "Мицубиси" 6DS-20 или 8DS-61 или Китайских Камминзов. Причём, не надо относиться к этому скептически, на китайских автомобилях стоят надёжные двигателя. Я преднамеренно взял двигателя грузовых автомобилей и лесовозов, потому как уход за ними обычно хуже, чем за личными, для легковых автомобилей.
  10. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 23 ноября 2017 14:48
    +5
    Возможно, если бы конкуренты "Хеншеля" по конкурсу на создание "шлахтфлюгцойга" были понастойчивее, то к началу войны люфтваффе имела бы совсем другой штурмовик. Ведб первоначально техническое задание на разработку "шлахтфлюгцойга" разослали четырем авиастроительным фирмам: "Гамбургер флюгцойгбау" (в дальнейшем - "Блом унд Фосс"), "Фокке-Вульф", "Гота" и "Хеншель".
    Фирма "Гота" от участия в конкурсе отказалась, а вот "Блом унд Фосс" спроектировал очень оригинальную машину.

    Blohm & Voss BV-141 - одномоторный асимметричный самолет с кабиной-гондолой, установленной на крыле отдельно от фюзеляжа. Из-за своей, мягко говоря, необычности, а также из-за того, что фирма не выполнила условие оснастить штурмовик двумя двигателями, проект всерьез не рассматривался.
    1. Curious Офлайн
      Curious (Victor) 23 ноября 2017 14:55
      +6
      А вот "Фокке-Вульф" подошел к конкурсу основательно.

      Взяв за основу двухбалочный разведчик-корректировщик FW-189 (знаменитую впоследствии "раму"), инженеры фирмы заменили на нем большую хорошо застекленную кабину на крохотную броневую "капсулу", в которой с трудом размещались пилот и стрелок-радист. Разработчики были уверены, что концепция одноместного штурмовика ошибочна и что стрелковая точка для защиты хвоста необходима на подобной машине.
      Модифицированный прототип получил обозначение Fw 189V1b. Обзор с места пилота был неудовлетворительным, а стрелок не видел атакующий истребитель даже в хвосте своего самолёта! В результате Fw 189V1 b вернули на завод для проведения доработок. Площадь остекления кабины пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, улучшившую обзор назад, но обзор в стороны оставался неудовлетворительным. После внесения изменений Fw 189V1ta проходил испытания вместе с конкурентами Hs 129V2 и V3. Эти полёты показали, что весьма компактный одноместный самолёт «Хеншеля» представлял собой меньшую цель для ПВО, но у него обзор с рабочего места лётчика оказался ещё хуже, чем у 189-го «Фокке-Вульфа», и если управляемость Fw 189V1b была плохой, то у Hs 129 она была вовсе отвратительной. В итоге Техническое управление признало победителем Hs 129, но на этом история штурмового варианта Fw 189 не закончилась. В конце 1942 года появился своеобразный «эрзац-штурмовик» Fw189A-4, выпущенный в небольшом количестве. Эта машина сохранила остекленную гондолу разведчика, но крыльевые пулемёты MG17 были заменены двумя 20-мм пушками MG FF. Кроме того, двигатели, топливные баки и частично кабину экипажа прикрыли снизу тонкой бронёй.
      1. Лопатов Офлайн
        Лопатов (Лопатов) 23 ноября 2017 15:11
        +7
        Цитата: Curious
        Обзор с места пилота был неудовлетворительным, а стрелок не видел атакующий истребитель даже в хвосте своего самолёта! В результате Fw 189V1 b вернули на завод для проведения доработок. Площадь остекления кабины пилота увеличили, а прицел стрелка заменили на амбразуру, улучшившую обзор назад, но обзор в стороны оставался неудовлетворительным.

        Надо было поднять кабину, сделав крыло в виде уже отработанной "обратной чайки". тогда по крайней мере для стрелка обзор в верхней полусфере был бы лучше.
  11. DimerVladimer Офлайн
    DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 23 ноября 2017 16:14
    +4
    Продолжение про союзников (Hawker Typhoon Fairey «Battle» Westland «Lysander» de Havilland «Mosquito» B-26 Мародэр и их вооружение и пр) - ждать?
    Из стран оси, можно было бы хоть коротенько упомянуть некоторые самолеты поддержки войск, вроде: Breda Ba.65 Breda Ba.88 Lince Tachikawa Ki-36 (тип 98) Mitsubishi Ki-51 (тип 99) Mitsubishi Ki-30 (тип 97).
  12. polpot Офлайн
    polpot (Andru) 23 ноября 2017 19:52
    +1
    Спасибо за статью все немецкие метания подтверждают только одно ,лучшим средством борьбы с танком является танк , потратить столько средств для весьма скромных результатов и это присловутый германский рационализм
    1. iouris Офлайн
      iouris (iouris) 30 ноября 2017 17:11
      0
      Цитата: polpot
      лучшим средством борьбы с танком является танк

      Думаю, Вы не правы. Танки, как правило, не должны встречаться в дуэльной ситуации, а, значит, противотанковые средства должны с опережением уничтожать танки противника. И это не авиация.
  13. Ice Офлайн
    Ice (Артем) 23 ноября 2017 23:28
    +3
    Цитата: Bongo
    Как этим из Комсомольска заниматься? И где взять деньги на тираж, и как его потом продать?

    Просто писать о чем нравиться, найти издательство пусть занимается остальным, печатает, продает.
    Конечно, нужен редактор.
    И Конечно это огромный труд, на который нужно иметь достаточно времени.
    Но если время есть...

    Вот в танках есть Коломиец, во флоте Миронов, в артиллерии Широкорад.
    А в авиации и ПВО, вроде никого вспомнить не могу :) место вакантно :)
  14. iouris Офлайн
    iouris (iouris) 30 ноября 2017 17:14
    0
    Меня всё время мучают смутные подозрения, что Су-25 есть продвинутая версия Не-129. Однако на последнем для обнаружения танков даже устанавливались магнитометры (на всякий случай ставлю (!)).
Картина дня