Military Review

Alexander Mozhaisky - Rear Admiral, traveler, inventor ...

10
On the first day of sunny April 1890, Rear Admiral Alexander Fedorovich Mozhaisky died. An extraordinary person, a military leader and inventor left in stories Russia has a noticeable trace. His biography, cited today by researchers, is fragmentary and contains almost no data about childhood and adolescence.


Alexander Fedorovich was born in the city of Rochensalm of the Vyborg province of the Principality of Finland into a family of hereditary sailors on March 21, 1825. His father Fedor Timofeevich Mozhaysky was a glorious admiral of the Russian fleet. The boy was baptized, as usual, early and his godfather was the port commander commander Stepanov I.G. That's all that the author managed to find about the childhood of such a famous person. It should be noted that Rochensalm was an important strategic point on the map of the Empire, since the territory of all of Finland, which left Russia after the war in 1809, was desolate. During this period, political prisoners were exiled to the outskirts, and Rochensalm was no exception. There were no decent educational institutions for young Mozhaisk in the Vyborg province, so the boy was assigned to be brought up in the naval cadet corps of the city of St. Petersburg.

In Russia, it was the only military school that trained naval officers. Only children of generals, officers and nobles were accepted as disciples. Graduates of this institution were famous Russian naval commanders, such as: Ushakov FF. Kruzenshtern I.V. Nevelsky G.I. Bellingshausen FF Nakhimov, PS, Lazarev, MP Putyatin E.V. More than 250 geographical objects are marked on the world map, which were opened by graduates of the corps, or were named after them. Students in the lower grades were called cadets, and in the older classes they were called midshipmen.

Graduated from Mozhaisk 19 January 1841, with excellent grades and characteristics. According to the results of training, Alexander Fedorovich was promoted to midshipman. He received his first appointment to the fleet and went on ships across the expanses of the White and Baltic Seas. Seven years of faithful service were rewarded with the rank of lieutenant in 1849. In the Baltics, Alexander Fedorovich served in the military until the 1852 year.

In 1853 -1855, Mozhaisky took part in a diplomatic expedition of Kronstadt-Japan, the purpose of which was to establish trade relations with the country of the Rising Sun. The emperor hoped to strike up relations with the Japanese before the Americans. The expedition began on the frigate Pallas, but the state of the vessel was unsuitable for traveling on the ocean, so the frigate Diana was soon sent, and the crew continued their journey on it. The frigate was well armed and could provide a repulse to the pirate ship, there were 52 guns aboard the Diana. However, in December 1852, the frigate was severely damaged by an earthquake and tsunami in the port of Shimoda. While trying to tow the ship for repair, the Diana sank in Kheda Bay.

The crew, having lost the ship, was forced to settle in one of the Japanese villages. The Russians took an active part in the restoration of buildings destroyed by the elements, as a result of which they endeared themselves to the local population. February 7 signed the Simodsk treatise, according to which friendly trade relations were established between the Russian Empire and Japan, and three Japanese ports were opened to the Russian ships. The crew, with the assistance of local authorities and the public, was able to build a new vessel, on which Mozhaisky returned to his homeland.

In Japan, the ship was built for the first time according to the European model, it received its name from the name of the bay, in which the Russian frigate 14 was sunk on April 1855, the Kheda was launched, loading fresh water and supplies, the crew boarded and headed for Russia. Later, the schooner was transferred to Japan, where many more ships were built in the image of it.

During the period of stay among the local population Mozhaisky carefully studies the life, customs, customs, and also writes pictures. Alexander Fedorovich was a very versatile person. Painting has become one of his favorite activities since his youth. Upon returning to their homeland, about twenty canvases of Japanese subjects were presented to them.

Since 1855, Mozhaisky has been assigned to the Baltic Sea for a brig called "Antenor". Here he cruised the shores of the Gulf of Finland, protecting the territory from invasion. In 1858, Alexander Fedorovich went to the Khiva expedition, where he had the perfect opportunity to explore and describe the Aral Sea and Amurdarya. For a successful assignment, Mozhaisky is promoted to senior officer and continues to serve on the 84-gun ship with the proud name "Eagle." Already in the 1859 year, Mozhaisky was given the rank of lieutenant commander and entrusted with the command of the new vessel "Rider".

In 1860, the active civic activity of Alexander Fedorovich begins. He marries the noblewoman Lyubov Kuznetsova and obtains the position of a candidate mediator in the Vologda province and settles in a small village of his young wife called Kotelnikovo. Three years later, Mozhaisky resigns as a result of a reduction in the number of staff after the Crimean War.

An energetic person, a lover of art, Mozhaisky participates in the organization of the first ethnographic exhibition in Moscow, the program of which was claimed by Emperor Alexander 2 himself. He provided his trophies from the expeditions for the exhibition. “Peoples of Russia”, the name of the event, was held 23 April 1867.

However, the civil life of Mozhaisky did not last long, already in 1879, in the rank of captain of the first rank, he was again enlisted in the naval service. He is appointed a teacher in the Naval Cadet Corps, where Alexander Fedorovich willingly passes on his knowledge and experience to the younger generation. In addition, Mozhaysky received the opportunity to communicate with eminent domestic scientists. Consultations were required for Alexander Fedorovich to create the first aircraft, which would be heavier than air.

The idea of ​​building such a device appeared in Mozhaisky back in the 1855 year, when he had been watching the free flight of seabirds for a long time. For a long time he studied the principle of operation of propellers and even twice rose into the sky with the help of kites of various designs. After much deliberation, research and discussion, Mozhaisk finally began designing in the 1876 year. The first model of the aircraft was driven by a spring, had a fuselage in the shape of a boat, wings and three screws. One screw was on the nose of the aircraft, and the other two were embedded in the wing structure.

Based on studies of swallows and other fast-flying birds, Mozhaisky concludes that the best configuration of the wing is a pointed configuration. Observations and experiments with pigeons push the inventor to the idea that the plane would need a “takeoff” to take off. Gradually, Alexander Fedorovich understands that the wing of the aircraft must be stationary, inclined at a certain angle to the horizon, and also equipped with special motors.

In November, 1881 of the Year, Mozhaisky received the first Russian patent for the invention of an aircraft, more precisely, an “airborne projectile,” as it was then called. To implement his project, the designer spent all the savings and even laid wedding rings. He helped him in the construction and testing mechanic Ivan Golubev. Alexander Fedorovich created his aircraft, while in the Red Village, equipping it with two steam engines. However, the power of the 10 and 20 of the engine horsepower is not enough, and the type of engine is selected incorrectly. Flight tests ended unsuccessfully, the car could not fly, although for some time it still got off the ground. When falling, the car damaged the wing, and the tests stopped.

Alexander Mozhaisky - Rear Admiral, traveler, inventor ...


Mozhaisky was the first to use a fixed wing in the design of an aircraft; moreover, he was the first to propose a version of an aircraft operated by man. It was Alexander Fedorovich who established the existence of a dependence of drag and lift. The distinguished engineer-shipbuilder PA Bogoslovsky spoke positively about his developments, referring to Mozhaiski as a gifted inventor who solved many issues of aeronautics. However, further development needed a lot of money, which the former sailor did not have. The government did not consider it necessary to support the inventor, and his plans remained unfulfilled, and the calculations were incomplete.

The next title of Mozhaisk is assigned in the 1882 year, and a little later he gets his last title of Rear Admiral. Alexander Fedorovich died in 65 years, was buried in the Smolensk cemetery in 1890 year.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. sergo0000
    sergo0000 April 1 2012 09: 00
    +4
    Here he is the father of our aircraft!
    Our country is also famous for such people.
    1. 755962
      755962 April 2 2012 07: 57
      +1
      In Vologda, the street and the village where he settled in 1860 are named after Alexander Fedorovich. In 1860, a naval officer Alexander Mozhaisky was temporarily seconded from the fleet and appointed to the post of world mediator of the Gryazovets district of the Vologda province. Then he worked on the implementation of the peasant reform of 1861. In Vologda, Mozhaisky got married. After the wedding, the young settled in the village of Kotelnikovo (now Mozhayskoye). It was here that Alexander Mozhaisky began his first ballooning experiments. Years later, in 1882, he managed to build the world's first aircraft. The device weighing about nine hundred kilograms flew at a speed of 11 meters per second. Mozhaisky’s invention in Russia was immediately declared a military secret. After the death of the designer, his plane for many years stood in the open air in the vicinity of St. Petersburg and when the military department refused to buy it, it was disassembled and transported to the Mozhaysky estate near Vologda. I am proud of my compatriot.
  2. vozn_ser
    vozn_ser April 1 2012 13: 57
    +3
    It is unfortunate that few people are interested in their story and the outstanding people who created it!

    But on the results of the week, the squabble is. belay

    THANKS to the author THANKS for the article, very interesting. yes
  3. chistii20
    chistii20 April 1 2012 16: 55
    +1
    We should be proud of such people.
    1. mind1954
      mind1954 April 2 2012 18: 31
      0
      So used to be proud! It was absolutely natural
      like breathing. I have, somewhere, Vodopyanov’s book, it seems,
      written after the war. There about everything. And about Sikorsky since childhood
      knew. And about "Ilya Muromets". And about Kryakutny.
  4. Cynic
    Cynic April 1 2012 17: 02
    0
    Children's memories, knowledge. What can be lighter and stronger.
    In reality: Mozhaysky is the father of Russian aviation. And who, what SILENCE!
    So that :
    Quote: vozn_ser
    THANKS to the author THANKS for the article, very interesting
  5. Miha_Skif
    Miha_Skif April 1 2012 20: 02
    +1
    In my youth I read a book about this expedition to Japan, about how the schooner was built there ... Unfortunately, I don’t remember who the author, one of the officers, maybe Mozhaisky. Cool book, very excitingly written. So, there was an incident with the Japanese. In parallel with ours, in the neighboring bay they built exactly the same ship, but did not foresee a slipway due to their lack of thought. Ours, of course, was not notified ... Until the time came to launch the ship smile Our naval engineers had to connect. I don’t remember how this epic ended, but the fact remains - they then received the technology for building ocean vessels from us. And they went out into the ocean (before that they had no other vessels except junks).
  6. Igor-71
    Igor-71 April 2 2012 02: 29
    0
    they don’t know him anywhere else in the world except Russia .... and even in our country he knows little ....... but his steam ship tried to take off 40 years before the Wright brothers jump! ..... that's who to glorify it is necessary !! ... a real Russian, disinterested inventor, of which many have perished in obscurity ...............
  7. dmb
    dmb April 2 2012 12: 16
    0
    Dear L. Gordeeva. Well, if you insert your thoughts into historical research, then at least let us know why you think so. How did the frigate "Pallada" get to the Far East (where it was sunk in present-day Sovgavan so that it would not fall on the enemy), if it was not adapted to sailing on the ocean?
  8. Veteran
    Veteran April 3 2012 00: 49
    +4
    The author put it compactly and appeared inaccurate: "The expedition began on the frigate Pallada, but the condition of the vessel was unsuitable for ocean voyages, so the frigate Diana was soon sent, and the crew continued their journey on it."
    The first visit to Japan by Putyatin's expedition (which included Mozhaisky) was on board the Pallada. The frigate sailed around Africa through the Indian Ocean and arrived in Nagasaki, where Putyatin demonstrated the steam engine to the Japanese. But then, due to protracted negotiations, Putyatin left Japan on the Pallada, cruised for scientific purposes and arrived in the area of ​​the future Vladivostok, where the entire expedition moved to the arrived frigate Diana, since the old Pallada hull was completely worn out by the passage over two oceans and two typhoons. The second visit to Japan by the Putyatinskaya expedition was made on the "Diana".
  9. Head Physician
    Head Physician 4 November 2017 18: 50
    15
    Fine, fine

Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…

Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…В первый день солнечного апреля 1890 года скончался контр-адмирал Можайский Александр Федорович. Незаурядная личность, военный деятель и изобретатель оставил в истории России заметный след. Его биография, приводимая сегодня исследователями, отрывочна и практически совсем не содержит данных о детстве и отрочестве.

Александр Федорович родился в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков 21 марта в 1825 году. Отец его Федор Тимофеевич Можайский был славным адмиралом российского флота. Крестили мальчика, по обычаю, рано и крестным отцом его стал командир порта командор Степанов И.Г. Вот и все, что удалось разыскать автору о детстве столь знаменитой личности. Следует заметить, что Роченсальм являлся важной стратегической точкой на карте Империи, так как территория всей Финляндии, отошедшая России после войны в 1809 году, находилась в запустении. В этот период на окраину ссылали политических заключенных, и Роченсальм не был исключением. Достойных учебных заведений для юного Можайского в Выборгской губернии не оказалось, поэтому мальчика определили на воспитание в морской кадетский корпус города Санкт – Петербурга.

В России это было единственное военное учебное заведение, которое готовило морских офицеров. В качестве учеников принимались только дети генеральского состава, офицеров и дворян. Выпускниками этого заведения были знаменитые русские флотоводцы, такие как: Ушаков Ф.Ф. Крузенштерн И.В. Невельский Г.И. Беллинсгаузен Ф.Ф. Нахимов П.С.Лазарев М.П. Путятин Е.В. Более 250 географических объектов отмечено на карте мира, которые открыли выпускники корпуса, либо назывались в их честь. Учащиеся в младших классах назывались кадетами, а в старших – гардемаринами.


Закончил учиться Можайский 19 января 1841 года с отличными оценками и характеристиками. По итогам обучения Александра Федоровича произвели в чин мичмана. Он получил свое первое назначение на флот и ходил на кораблях по просторам Белого и Балтийского морей. Семь лет верной службы были вознаграждены чином лейтенанта в 1849 году. На Балтике Александр Федорович проходил военную службу вплоть до 1852 года.

В 1853 -1855 годах Можайский принял участие в дипломатической экспедиции Кронштадт – Япония, целью которой было установление торговых отношений со страной Восходящего солнца. Император надеялся завязать отношения с японцами раньше американцев. Экспедиция началась на фрегате «Паллада», но состояние судна оказалось непригодным для путешествий по океану, поэтому вскоре был прислан фрегат «Диана», и команда продолжила путь на нем. Фрегат был хорошо вооружен и мог оказать отпор пиратскому судну, на борту «Дианы» имелось 52 орудия. Однако в декабре 1852 года фрегат был сильно поврежден в результате землетрясения и цунами в порту Симода. При попытке отбуксировать судно на ремонт «Диана» затонула в бухте Хеда.

Экипаж, лишившись судна, был вынужден расселиться в одной из японских деревень. Русские приняли активное участие в восстановлении построек, разрушенных стихией, в результате чего расположили к себе местное население. 7 февраля был подписан Симодский трактат, в соответствии с которым между Российской Империей и Японией устанавливались дружественные торговые отношения, а русским судам открывались три японских порта. Экипаж при содействии местных властей и населения смог построить новое судно, на котором Можайский и вернулся на родину.

В Японии впервые был построен корабль по европейскому образцу, свое название он получил от наименования бухты, в которой затонул русский фрегат 14 апреля 1855 года «Хеда» была спущена на воду, загрузив пресную воду и провиант, экипаж поднялся на борт и направился в Россию. Позже шхуну передали в Японию, где по образу ее было построено еще много кораблей.

В период пребывания среди местного населения Можайский внимательно изучает быт, нравы, обычаи, а также пишет картины. Александр Федорович был весьма разносторонней личностью. Живопись стала одним из любимых его занятий еще с юношества. По возвращению на родину, им было представлено на обозрение около двадцати полотен японской тематики.

С 1855 года Можайский получает назначение на Балтийское море на бриг под названием «Антенор». Здесь он крейсировал берега Финского залива, охраняя территории от вторжения. В 1858 году Александр Федорович отправился в Хивинскую экспедицию, где ему представилась прекрасная возможность исследовать и описать Аральское море и Амурдарью. За успешно выполненное поручении Можайский получает звание старшего офицера и продолжает службу на 84-х пушечном корабле с гордым названием «Орел». Уже в 1859 году Можайскому присваивают чин капитана-лейтенанта и поручают командование новым судном «Всадник».

В 1860 году начинается активная гражданская деятельность Александра Федоровича. Он женится на дворянке Любови Кузнецовой и получает должность кандидата мирового посредника в Вологодской губернии и селится в небольшом селе своей молодой супруги под названием Котельниково. Через три года Можайский уходит в отставку, в результате сокращения численности штата после Крымской войны.

Энергичный человек, любитель искусства, Можайский участвует в организации первой этнографической выставки в Москве, программу которой утверждал сам император Александр 2. Свои трофеи, добытые в ходе экспедиций, он предоставил для проведения выставки. «Народы России», такое название получило мероприятие, состоялось 23 апреля 1867 года.

Однако гражданская жизнь Можайского длилась недолго, уже в 1879 году в звании капитана первого ранга его вновь зачисляют на военно-морскую службу. Его назначают преподавателем в Морской кадетский корпус, где Александр Федорович охотно передает свои знания и опыт молодому поколению. Кроме того, Можайский получил возможность общаться с именитыми отечественными учеными. Консультации требовались Александру Федоровичу для создания первого летательного аппарата, который бы был тяжелее воздуха.

Идея постройки такого аппарата появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он длительное время наблюдал за свободным полетом морских птиц. Он длительное время изучал принцип работы воздушных винтов и даже дважды поднимался в небо при помощи на воздушных змеев различной конструкции. После длительных размышлений, исследований и обсуждений Можайский, наконец, приступил к проектированию в 1876 году. Первая модель самолета приводилась в действие за счет пружины, имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Один винт находился на носу самолета, а два других были встроены в конструкцию крыла.

На основе исследований ласточек и других стремительно летающих птиц Можайский делает вывод о том, что лучшей формой крыла является остроконечная конфигурация. Наблюдения и опыты с голубями наталкивают изобретателя на мысль о том, что для взлета самолету потребуется «разбег». Постепенно Александр Федорович понимает, что крыло самолета должно быть неподвижным, наклоненным под некоторым углом к горизонту, а также оснащенным специальными моторами.

В ноябре 1881 года Можайский получил первый в России патент на изобретение самолета, точнее « воздухолетательного снаряда», как он тогда именовался. Для реализации своего проекта конструктор потратил все сбережения и даже заложил обручальные кольца. Помогал ему в постройке и в испытаниях механик Иван Голубев. Александр Федорович создал свой летательный аппарат, находясь в Красном селе, оснастив его двумя паровыми двигателями. Однако мощности 10 и 20-ти лошадиных сил двигателей оказывается недостаточно, а тип двигателя выбран неверно. Летные испытания оканчиваются неудачно, машина не смогла взлететь, хотя на некоторое время все же оторвалась от земли. При падении машина повредила крыло, и испытания прекратились.

Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…


Можайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, больше того он первый предложил вариант самолета, управляемого человеком. Именно Александр Федорович установил существование зависимости лобового сопротивления и подъемной силы. Положительно отзывался о его разработках выдающийся инженер – кораблестроитель Богословский П.А., именуя Можайского даровитым изобретателем, решившим многие вопросы воздухоплавания. Тем не менее, для дальнейших разработок нужны были большие деньги, которых у бывшего моряка не было. Правительство не сочло нужным поддержать изобретателя, и его планы остались нереализованными, а расчеты незаконченными.

Очередное звание Можайскому присваивают в 1882 году, а немного спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала. Скончался Александр Федорович в 65 лет, похоронен на Смоленском кладбище в 1890 году.
Автор: Елена Гордеева


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. sergo0000 1 апреля 2012 09:00
    Вот он отец нашей авиации!
    Такими людьми и славиться наша страна.
    1. 755962 2 апреля 2012 07:57
      В Вологде в честь Александра Фёдоровича названа улица и село где он поселился в 1860 году.В 1860 году морской офицер Александр Можайский временно был откомандирован с флота и назначен на должность мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Тут он вел работу по внедрению в жизнь крестьянской реформы 1861 года. В Вологде Можайский женился. После свадьбы молодые поселились в селе Котельниково (ныне Можайское). Именно здесь Александр Можайский начал свои первые опыты по воздухоплаванию. Спустя годы, в 1882 году ему удалось построить первый в мире самолет. Аппарат весом около девятисот килограммов летел со скоростью 11 метров в секунду. Изобретение Можайского в России сразу же было объявлено военной тайной. После смерти конструктора его самолет долгие годы стоял под открытым небом в окрестностях Петербурга и, когда военное ведомство отказалось его купить, был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.Горжусь своим соотечественником.
      755962
  2. vozn_ser 1 апреля 2012 13:57
    Очень жаль что мало людей интересуются своей историей и выдающимися людьми, которые ее творили!

    Зато на итогах недели грызня идет. belay

    Автору Большое СПАСИБО за статью, очень интересно. yes
    vozn_ser
  3. chistii20 1 апреля 2012 16:55
    Такими людьми нам надо гордится
    chistii20
    1. mind1954 2 апреля 2012 18:31
      Так раньше и гордились ! Это было абсолютно естественно,
      как дыхание. У меня лежит, где-то, книга Водопьянова, кажется,
      после войны написанная. Там про всё. И про Сикорского с детства
      знал. И про "Илью Муромца". И про Крякутного.
      mind1954
  4. Циник 1 апреля 2012 17:02
    Детские воспоминания, знания . Что может быть светлее и прочнее .
    Как наяву : Можайский - отец русской авиации . А кто , что ТИШИНА !
    Так , что :
    Цитата: vozn_ser
    Автору Большое СПАСИБО за статью, очень интересно
  5. Miha_Skif 1 апреля 2012 20:02
    В юности читал книгу про эту экспедицию в Японию, про то, как строили там шхуну... К сожалению, не помню, кто автор, кто-то из офицеров, может и Можайский. Классная книжка, очень увлекательно написана. Так вот, там с японцами казус вышел. Они параллельно с нашими в соседней бухте строили точно такой-же корабль, но не предусмотрели по недомыслию стапеля. Наших, естественно, в известность не ставили... До тех пор, пока не пришло время спускать корабль на воду smile Пришлось нашим флотским инженерам подключаться. Не помню, как эта эпопея закончилась, но факт остается фактом - технологию строительства океанских судов они тогда от нас получили. И вышли в океан (до этого у них кроме джонок никаких других посудин не было).
    Miha_Skif
  6. Igor-71 2 апреля 2012 02:29
    не знают его нигде в мире кроме России....да и у нас он мало кому знаком.......а ведь его паровой корабль пытался взлететь на 40 лет раньше прыжка братьев Райт!.....вот кого прославлять надо!!...настоящий русский,бескорыстный изобретатель,каких много сгинуло в безызвестности...............
    Igor-71
  7. дмб 2 апреля 2012 12:16
    Уважаемая, Л. Гордеева. Ну если Вы вставляете свои мысли в историческое исследование, то хотя бы сообщайте, почему Вы так думаете. Каким образом фрегат "Паллада" попал на Дальний Восток ( где и был затоплен в нынешней Совгавани, чтобы не достался противнику), если он был не приспособлен к плаванию по океану?
  8. Veteran 3 апреля 2012 00:49
    Автор выразилась компактно и появилась неточность: "Экспедиция началась на фрегате «Паллада», но состояние судна оказалось непригодным для путешествий по океану, поэтому вскоре был прислан фрегат «Диана», и команда продолжила путь на нем."
    Первое посещение Японии экспедицией Путятина (в составе которой был Можайский) была как раз на "Палладе". Фрегат прошел вокруг Африки через Индийский океан и прибыл в Нагасаки, где Путятин продемонстрировал японцам паровой двигатель. Но далее, из-за затянутых переговоров, Путятин на "Палладе" покинул Японию, крейсировал с научными целями и прибыл в район будущего Владивостока, где вся экспедиция и пересела на прибывший фрегат "Диана", поскольку старый корпус "Паллады" был совершенно изношен переходом по двум океанам и двумя тайфунами. На "Диане" был нанесен второй визит в Японию Путятинской экспедиции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня