Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…

Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…В первый день солнечного апреля 1890 года скончался контр-адмирал Можайский Александр Федорович. Незаурядная личность, военный деятель и изобретатель оставил в истории России заметный след. Его биография, приводимая сегодня исследователями, отрывочна и практически совсем не содержит данных о детстве и отрочестве.

Александр Федорович родился в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственных моряков 21 марта в 1825 году. Отец его Федор Тимофеевич Можайский был славным адмиралом российского флота. Крестили мальчика, по обычаю, рано и крестным отцом его стал командир порта командор Степанов И.Г. Вот и все, что удалось разыскать автору о детстве столь знаменитой личности. Следует заметить, что Роченсальм являлся важной стратегической точкой на карте Империи, так как территория всей Финляндии, отошедшая России после войны в 1809 году, находилась в запустении. В этот период на окраину ссылали политических заключенных, и Роченсальм не был исключением. Достойных учебных заведений для юного Можайского в Выборгской губернии не оказалось, поэтому мальчика определили на воспитание в морской кадетский корпус города Санкт – Петербурга.

В России это было единственное военное учебное заведение, которое готовило морских офицеров. В качестве учеников принимались только дети генеральского состава, офицеров и дворян. Выпускниками этого заведения были знаменитые русские флотоводцы, такие как: Ушаков Ф.Ф. Крузенштерн И.В. Невельский Г.И. Беллинсгаузен Ф.Ф. Нахимов П.С.Лазарев М.П. Путятин Е.В. Более 250 географических объектов отмечено на карте мира, которые открыли выпускники корпуса, либо назывались в их честь. Учащиеся в младших классах назывались кадетами, а в старших – гардемаринами.


Закончил учиться Можайский 19 января 1841 года с отличными оценками и характеристиками. По итогам обучения Александра Федоровича произвели в чин мичмана. Он получил свое первое назначение на флот и ходил на кораблях по просторам Белого и Балтийского морей. Семь лет верной службы были вознаграждены чином лейтенанта в 1849 году. На Балтике Александр Федорович проходил военную службу вплоть до 1852 года.

В 1853 -1855 годах Можайский принял участие в дипломатической экспедиции Кронштадт – Япония, целью которой было установление торговых отношений со страной Восходящего солнца. Император надеялся завязать отношения с японцами раньше американцев. Экспедиция началась на фрегате «Паллада», но состояние судна оказалось непригодным для путешествий по океану, поэтому вскоре был прислан фрегат «Диана», и команда продолжила путь на нем. Фрегат был хорошо вооружен и мог оказать отпор пиратскому судну, на борту «Дианы» имелось 52 орудия. Однако в декабре 1852 года фрегат был сильно поврежден в результате землетрясения и цунами в порту Симода. При попытке отбуксировать судно на ремонт «Диана» затонула в бухте Хеда.

Экипаж, лишившись судна, был вынужден расселиться в одной из японских деревень. Русские приняли активное участие в восстановлении построек, разрушенных стихией, в результате чего расположили к себе местное население. 7 февраля был подписан Симодский трактат, в соответствии с которым между Российской Империей и Японией устанавливались дружественные торговые отношения, а русским судам открывались три японских порта. Экипаж при содействии местных властей и населения смог построить новое судно, на котором Можайский и вернулся на родину.

В Японии впервые был построен корабль по европейскому образцу, свое название он получил от наименования бухты, в которой затонул русский фрегат 14 апреля 1855 года «Хеда» была спущена на воду, загрузив пресную воду и провиант, экипаж поднялся на борт и направился в Россию. Позже шхуну передали в Японию, где по образу ее было построено еще много кораблей.

В период пребывания среди местного населения Можайский внимательно изучает быт, нравы, обычаи, а также пишет картины. Александр Федорович был весьма разносторонней личностью. Живопись стала одним из любимых его занятий еще с юношества. По возвращению на родину, им было представлено на обозрение около двадцати полотен японской тематики.

С 1855 года Можайский получает назначение на Балтийское море на бриг под названием «Антенор». Здесь он крейсировал берега Финского залива, охраняя территории от вторжения. В 1858 году Александр Федорович отправился в Хивинскую экспедицию, где ему представилась прекрасная возможность исследовать и описать Аральское море и Амурдарью. За успешно выполненное поручении Можайский получает звание старшего офицера и продолжает службу на 84-х пушечном корабле с гордым названием «Орел». Уже в 1859 году Можайскому присваивают чин капитана-лейтенанта и поручают командование новым судном «Всадник».

В 1860 году начинается активная гражданская деятельность Александра Федоровича. Он женится на дворянке Любови Кузнецовой и получает должность кандидата мирового посредника в Вологодской губернии и селится в небольшом селе своей молодой супруги под названием Котельниково. Через три года Можайский уходит в отставку, в результате сокращения численности штата после Крымской войны.

Энергичный человек, любитель искусства, Можайский участвует в организации первой этнографической выставки в Москве, программу которой утверждал сам император Александр 2. Свои трофеи, добытые в ходе экспедиций, он предоставил для проведения выставки. «Народы России», такое название получило мероприятие, состоялось 23 апреля 1867 года.

Однако гражданская жизнь Можайского длилась недолго, уже в 1879 году в звании капитана первого ранга его вновь зачисляют на военно-морскую службу. Его назначают преподавателем в Морской кадетский корпус, где Александр Федорович охотно передает свои знания и опыт молодому поколению. Кроме того, Можайский получил возможность общаться с именитыми отечественными учеными. Консультации требовались Александру Федоровичу для создания первого летательного аппарата, который бы был тяжелее воздуха.

Идея постройки такого аппарата появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он длительное время наблюдал за свободным полетом морских птиц. Он длительное время изучал принцип работы воздушных винтов и даже дважды поднимался в небо при помощи на воздушных змеев различной конструкции. После длительных размышлений, исследований и обсуждений Можайский, наконец, приступил к проектированию в 1876 году. Первая модель самолета приводилась в действие за счет пружины, имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Один винт находился на носу самолета, а два других были встроены в конструкцию крыла.

На основе исследований ласточек и других стремительно летающих птиц Можайский делает вывод о том, что лучшей формой крыла является остроконечная конфигурация. Наблюдения и опыты с голубями наталкивают изобретателя на мысль о том, что для взлета самолету потребуется «разбег». Постепенно Александр Федорович понимает, что крыло самолета должно быть неподвижным, наклоненным под некоторым углом к горизонту, а также оснащенным специальными моторами.

В ноябре 1881 года Можайский получил первый в России патент на изобретение самолета, точнее « воздухолетательного снаряда», как он тогда именовался. Для реализации своего проекта конструктор потратил все сбережения и даже заложил обручальные кольца. Помогал ему в постройке и в испытаниях механик Иван Голубев. Александр Федорович создал свой летательный аппарат, находясь в Красном селе, оснастив его двумя паровыми двигателями. Однако мощности 10 и 20-ти лошадиных сил двигателей оказывается недостаточно, а тип двигателя выбран неверно. Летные испытания оканчиваются неудачно, машина не смогла взлететь, хотя на некоторое время все же оторвалась от земли. При падении машина повредила крыло, и испытания прекратились.

Александр Можайский – контр-адмирал, путешественник, изобретатель…


Можайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, больше того он первый предложил вариант самолета, управляемого человеком. Именно Александр Федорович установил существование зависимости лобового сопротивления и подъемной силы. Положительно отзывался о его разработках выдающийся инженер – кораблестроитель Богословский П.А., именуя Можайского даровитым изобретателем, решившим многие вопросы воздухоплавания. Тем не менее, для дальнейших разработок нужны были большие деньги, которых у бывшего моряка не было. Правительство не сочло нужным поддержать изобретателя, и его планы остались нереализованными, а расчеты незаконченными.

Очередное звание Можайскому присваивают в 1882 году, а немного спустя он получает свое последнее звание контр-адмирала. Скончался Александр Федорович в 65 лет, похоронен на Смоленском кладбище в 1890 году.
Автор: Елена Гордеева


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. sergo0000 1 апреля 2012 09:00
    Вот он отец нашей авиации!
    Такими людьми и славиться наша страна.
    1. 755962 2 апреля 2012 07:57
      В Вологде в честь Александра Фёдоровича названа улица и село где он поселился в 1860 году.В 1860 году морской офицер Александр Можайский временно был откомандирован с флота и назначен на должность мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Тут он вел работу по внедрению в жизнь крестьянской реформы 1861 года. В Вологде Можайский женился. После свадьбы молодые поселились в селе Котельниково (ныне Можайское). Именно здесь Александр Можайский начал свои первые опыты по воздухоплаванию. Спустя годы, в 1882 году ему удалось построить первый в мире самолет. Аппарат весом около девятисот килограммов летел со скоростью 11 метров в секунду. Изобретение Можайского в России сразу же было объявлено военной тайной. После смерти конструктора его самолет долгие годы стоял под открытым небом в окрестностях Петербурга и, когда военное ведомство отказалось его купить, был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.Горжусь своим соотечественником.
      755962
  2. vozn_ser 1 апреля 2012 13:57
    Очень жаль что мало людей интересуются своей историей и выдающимися людьми, которые ее творили!

    Зато на итогах недели грызня идет. belay

    Автору Большое СПАСИБО за статью, очень интересно. yes
    vozn_ser
  3. chistii20 1 апреля 2012 16:55
    Такими людьми нам надо гордится
    chistii20
    1. mind1954 2 апреля 2012 18:31
      Так раньше и гордились ! Это было абсолютно естественно,
      как дыхание. У меня лежит, где-то, книга Водопьянова, кажется,
      после войны написанная. Там про всё. И про Сикорского с детства
      знал. И про "Илью Муромца". И про Крякутного.
      mind1954
  4. Циник 1 апреля 2012 17:02
    Детские воспоминания, знания . Что может быть светлее и прочнее .
    Как наяву : Можайский - отец русской авиации . А кто , что ТИШИНА !
    Так , что :
    Цитата: vozn_ser
    Автору Большое СПАСИБО за статью, очень интересно
  5. Miha_Skif 1 апреля 2012 20:02
    В юности читал книгу про эту экспедицию в Японию, про то, как строили там шхуну... К сожалению, не помню, кто автор, кто-то из офицеров, может и Можайский. Классная книжка, очень увлекательно написана. Так вот, там с японцами казус вышел. Они параллельно с нашими в соседней бухте строили точно такой-же корабль, но не предусмотрели по недомыслию стапеля. Наших, естественно, в известность не ставили... До тех пор, пока не пришло время спускать корабль на воду smile Пришлось нашим флотским инженерам подключаться. Не помню, как эта эпопея закончилась, но факт остается фактом - технологию строительства океанских судов они тогда от нас получили. И вышли в океан (до этого у них кроме джонок никаких других посудин не было).
    Miha_Skif
  6. Igor-71 2 апреля 2012 02:29
    не знают его нигде в мире кроме России....да и у нас он мало кому знаком.......а ведь его паровой корабль пытался взлететь на 40 лет раньше прыжка братьев Райт!.....вот кого прославлять надо!!...настоящий русский,бескорыстный изобретатель,каких много сгинуло в безызвестности...............
    Igor-71
  7. дмб 2 апреля 2012 12:16
    Уважаемая, Л. Гордеева. Ну если Вы вставляете свои мысли в историческое исследование, то хотя бы сообщайте, почему Вы так думаете. Каким образом фрегат "Паллада" попал на Дальний Восток ( где и был затоплен в нынешней Совгавани, чтобы не достался противнику), если он был не приспособлен к плаванию по океану?
  8. Veteran 3 апреля 2012 00:49
    Автор выразилась компактно и появилась неточность: "Экспедиция началась на фрегате «Паллада», но состояние судна оказалось непригодным для путешествий по океану, поэтому вскоре был прислан фрегат «Диана», и команда продолжила путь на нем."
    Первое посещение Японии экспедицией Путятина (в составе которой был Можайский) была как раз на "Палладе". Фрегат прошел вокруг Африки через Индийский океан и прибыл в Нагасаки, где Путятин продемонстрировал японцам паровой двигатель. Но далее, из-за затянутых переговоров, Путятин на "Палладе" покинул Японию, крейсировал с научными целями и прибыл в район будущего Владивостока, где вся экспедиция и пересела на прибывший фрегат "Диана", поскольку старый корпус "Паллады" был совершенно изношен переходом по двум океанам и двумя тайфунами. На "Диане" был нанесен второй визит в Японию Путятинской экспедиции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня