Инновационный корабль для борьбы с пиратами

Инновационный корабль для борьбы с пиратами
Боевой корабль с мощным противолодочным потенциалом был вынужден бороться не с современными субмаринами, а с обыкновенными моторными лодками и катерами, экипажи которых вооружены ручным стрелковым оружием. Если говорить о «Неустрашимом», то его бывший командир Н.Г. Авраамов, принимавший корабль в 1992 г., писал о нем: «Если бы на Балтике имелись хотя бы два корабля проекта 11540, мы практически имели поисково-ударную группу (ПУГ), которая могла бы решать задачу перекрытия всех опасных направлений, которые там существуют» (см. альманах «Тайфун», вып.21, 2/2000). А пираты «требуют» как минимум двух десятков таких кораблей. Вот и получается, что мировое сообщество «стреляет из пушек по воробьям». Но бороться с пиратами, безусловно, надо.

Нельзя не отметить, что в направлении кораблей основных классов к берегам Сомали резон все-таки есть. Во-первых, они совершают походы, которые способствуют морской и боевой выучке экипажей. Во-вторых, крупные корабли имеют большую автономность и лучшую мореходность, чем малые, а потому надежнее. В-третьих, они могут нести тяжелый вертолет постоянного базирования. Как показал опыт, без вертолетов борьба с пиратами затруднена. Тяжелый вертолет – более «погодоустойчив» и способен высадить группу спецназа на подозреваемое в пиратстве судно, а, в случае надобности, – и на берег.

Инновационный корабль для борьбы с пиратамиЛБК типа «Фридом» в море


Министерство обороны РФ объявило, что проведет в сентябре конкурс на разработку проекта нового корвета для нужд Военно-морского флота. Речь идет о корабле, который должен прийти на смену проекту 20380 (головной корабль – «Стерегущий»). Предполагается, что в конкурсе примут участие пять компаний, три из которых входят в состав Объединенной судостроительной корпорации. Другими участниками, вероятно, станут иностранная компания и некое КБ, специализирующееся вообще-то на проектировке гражданских судов.

Будущий король прибрежной зоны


Уменьшение водоизмещения корабля существенно снижает его мореходность и обитаемость, особенно при длительном нахождении в море. Экипажи «изматываются». А требования остаются все теми же: минимальное водоизмещение (цена), максимальная мореходность (автономность) и наличие тяжелого вертолета (потенциал).

Проблема борьбы с пиратством, проблема установления правового режима в исключительной экономической зоне существуют не только применительно к Аденскому заливу. Как раз там, на значительном удалении от своих баз, может быть и целесообразно применение кораблей неограниченного района плавания, кораблей «самодостаточных» на большой период времени. Но и в окружающих Россию морях, в той или иной мере, существует проблема охраны биоресурсов, борьбы с незаконной миграцией и т.д.

Для борьбы с пиратами А. Мозговой предлагает использовать несколько вариантов патрульных кораблей водоизмещением от 600 до 1200 т, оснащенных легкими вертолетами постоянного или временного базирования. Среди этих проектов есть разработки и Зеленодольского ПКБ.

Действительно, наличие таких кораблей может удешевить антипиратские операции. Но для них требуется оборудовать пункты постоянного или временного базирования, ремонтные мастерские и т.д. А это и деньги, и решение ряда непростых политических и межгосударственных правовых вопросов.

Между тем, у Зеленодольского ПКБ есть предложения по варианту корабля «скромного» водоизмещения – порядка 1000 т – повышенной мореходности и обитаемости с постоянным базированием тяжелого вертолета. В бюро выполнена проработка судна мониторинга окружающей среды тримаранной архитектуры.

Инновационный корабль для борьбы с пиратами

Судно мониторинга окружающей среды типа САР.

В Англии и США тримараны уже строятся (например, в Соединенных Штатах недавно спущен на воду литоральный боевой корабль Independence). Российский тримаран типа САР (судно с аутригерами) значительно отличается от них. Он состоит из водоизмещающего корпуса и двух боковых плавучестей (аутригеров), соединенных с корпусом «мостами», в которых размещена вся энергетическая установка (ЭУ). По существу, это два модуля правого и левого бортов исполнения, замена которых на такие же, заранее изготовленные, существенно сокращает сроки ремонта. Винты – в гондолах аутригеров. При этом корпус судна полностью освобождается от ЭУ, которым на однокорпусных судах, как правило, отдается практически вся наиболее полезная средняя часть. На тримаране корма, освобожденная от валопроводов, может быть полностью отведена под вертолетное «хозяйство», включая ангар. Существенно проще здесь решаются вопросы взрывопожаробезопасности, обитаемости, защиты, надежности, выполняются другие нормативные требования к проектированию.

Кораблестроительные характеристики таких тримаранов были проверены всесторонними испытаниями буксируемых моделей в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и самоходной модели длиной около 10 м и водоизмещением 2,4 т в открытом водоеме. Благодаря увеличенной за счет аутригеров ширине, существенно повышается поперечная остойчивость, а, следовательно, мореходность судна.

Испытания модели показали, что по сравнению с однокорпусными судами (по пересчету – при волнении 6 баллов) амплитуды бортовой качки уменьшаются в 5-6 раз, килевой – в 3 раза, вертикальные перегрузки – в 2,5-3 раза и до волнения 4-5 баллов не достигают порога чувствительности человека 0,15 м/с2 (начало укачивания).

На испытаниях имитировался отрыв одного из аутригеров. При соответствующей перекладке руля на маневренности это практически не отразилось. Зауженный корпус САР имеет уменьшенное волновое сопротивление. Расположение винтов в гондолах (как в толкающем варианте, а особенно – в тянущем) способствует более высокому КПД. Поэтому скоростные свойства судна практически не страдают.

В принципе, схема САР обеспечивает комплексное улучшение основных кораблестроительных, эксплуатационных и экономических характеристик судов и кораблей, для строительства которых она будет использована, так как ее свойства не зависят от вида полезной нагрузки.

Концепция САР, разработанная Станиславом Руденко, подтверждена рядом авторских свидетельств, а также кандидатской и докторской диссертациями ее идеолога.

Недостатком этой схемы является ее увеличенная ширина, которая, по мнению некоторых специалистов, затруднит базирование и докование судна. Однако здесь больше страхов, чем оснований. Для осмотра гондол и винтов аутригеров можно накренять корабль с помощью крана или понтона. Есть и другие способы докования с применением плавдоков, не превышающих водоизмещения судна. Если нет места у причала, судно может стоять на рейде. Для связи с берегом ведь есть свои катера.

Вот почему в качестве патрульного корабля для эффективной и экономичной борьбы с пиратами наиболее предподчительно тримаранное судно схемы САР водоизмещением от 600 до 1000 т повышенной мореходности и автономности, несущее тяжелый вертолет постоянного базирования. Эти способности судна типа САР согласуются с проработкой судна мониторинга окружающей среды и недостижимы для однокорпусного корабля такого же водоизмещения.
Автор: Герман ДМИТРИЕВ
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. ПАТРОН 26 октября 2011 16:09
    Интересная концепция САРа
    ПАТРОН
  2. Юра 25 января 2012 23:06
    Каспийского монстра туда, оружия не надо, так всех потопит.
  3. suharev - 52 25 января 2012 23:21
    Юра. Для КМ нужна база : ему нужно где то заправляться, проводить ТО, пополнять боезапас, да и просто отдых или замена экипажа. А вот тримаран очень перспективная разработка. Боюсь только, что наше МО не подумает раскошелится на подобный проект. Всех стратегов там уже зачистили, остались - "эффективные менеджеры".
    suharev - 52
  4. Ivan043 25 января 2012 23:56
    А почему бы катамаран не сделать? При сдвиге корпусов волновое сопротивление получается как у одного корпуса- изобретение Хабарова П. С. 70-ые года
    Ivan043

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня