Т-10 – лучший из лучших
История создания началась в 40-х годах, когда Советская Армия имела на вооружении три типа танков тяжелого класса: ИС-2, ИС-3, ИС-4. В 1948 г. ГБТУ было принято решение создать новый тяжелый танк, который имел бы отличную ходовую часть и отличную защиту на подобие ИС-4, а корпус имел бы форму, которая была бы схожа с ИС-3.
Главные требования, которое выдвигалось при конструировании - ограничение боевой массы танка — не более 50 т. В качестве разработчика определили КБ Челябинский завод Министерства транспортного машиностроения СССР. Руководство назначило главным конструктором Ж. Котина. Планировалось дать имя для машины ИС-5.
По проекту, который был готов уже в апреле 1949 года, новый танк представлял собой конструкцию массой 50 т, располагающуюся на ходовой части, которая имела семь катков. Корпус имел отличительную особенность - «нос с горбинкой». Спустя месяц был построен деревянный макет танка, после чего конструкторы приступили к изготовлению первого прототипа «ИС-5». Особые затруднения возникли при переработке торсионной подвески, работоспособность которой, на модели ИС-4, вызывала много вопросов и проблем. После долгих опытов остановились на «пучковом» торсионе, который состоял из нескольких, имеющих малый диаметр.
Заводские испытания показали, что машина в целом удовлетворяет ТТТ, и приняли решение о выпуске первой партии в 10 танков.
В 1949 году машины прошли еще два этапа заводских испытаний, после которых в конце апреля - начале мая 1950 г. на НИБТ полигоне, который находится в подмосковной Кубинке, прошли государственные испытания. По окончании испытаний, государственная комиссия рекомендовала запустить серийное производство танка с некоторыми доработками по МТО. В новом танке пришлось произвести немало доработок, вследствие которых танк прошел огромное количество повторных и контрольных заводских и полигонных испытаний, которые закончились лишь к декабрю 1952-го. На вооружение танк планировалось принять весной 1953 г., но в связи со смертью И. Сталина это произошло в конце 1953 г. Машина была принята на вооружение под названием Т-10.
Вооружение Т-10 составляет: 122-милиметровая танковая пушка Д-25ТА, которая имеет длину ствола 48 калибров, а также спаренный с ней 12,7-милиметровый пулемет ДШКМ. Пушка снабжена двухкамерным дульным тормозом и автоматическим горизонтальным клиновым затвором. Стартовая скорость бронебойного снаряда равна 795 м/с. Точная дальность стрельбы, с использованием телескопического прицела ТШ2-27 достигала 5000 метров, а в случае использования прицеливания при помощи бокового уровня — 15 000 метров. Использование механизма досылания позволяет облегчить заряжание снаряда, что в свою очередь позволяет достичь скорострельности 3-4 выс./мин, а если заряжать вручную — 2-3 выс./мин. Спереди на турели люка заряжающего базируется зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, который снабжен коллиматорным прицелом К10-Т. Арсенал пушки составлял 30 снарядов, размещенных в хомутках и лотковых укладках. Пулемет снабжался 1000 патронами, 300 из которых к спаренному пулемету находились в шести патронных коробках, а 150 для зенитного пулемета находились в 3 специальных патронных коробках по 50 штук. Оставшиеся 550 патронов располагались в цинковых коробках.
Корпус Т-10 имел хорошую броню, которая представляла собой сложную коробчатую форму, лобовая часть которой имела форму «щучьего носа». Борта составляли из нижней гнутой и верхней наклонной частей. Верхний кормовой лист является откидным, как у танка Т-34, для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии.
Башня литая с обтекаемой формой, которая имеет различные углами наклона стенок и различной толщиной, меняющейся от 250 мм в носовой и до 40 мм на литой части крыши. Башня крепилась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа в крыше корпуса танка. Задняя часть башни изготавливалась из бронированного листа и вваривалась в крышу, а передняя отливалась вместе с корпусом башни. Механизм поворота башни планетарный, с электрическим или ручным приводами. В передней части люка командира танка располагался прибор наблюдения ТПКУ, а по периметру верхнего погона башенки находилось семь приборов наблюдения ТНП.
Танк оснащался четырехтактным V-образный дизельным двигателем В-12-5, имеющим 12 цилиндров и жидкостную систему охлаждения объемом 38,9 литров. Он мог достигать максимальной мощности 700 лошадиных сил, при 2100 об/мин. Двигатель устанавливался на постаменте, который состоял из четырех кронштейнов, которые приварены к бортам и имеют связку между собой несколькими продольными угольниками.
Топливо для двигателя находилось в трех внутренних и двух наружных баках. Внутренние располагались так: два сзади, емкостью по 185 литров и один впереди, емкостью 90 л. Наружные были на крыльях в корме и вмещали по 150 литров каждый. Баки наружные подключались к топливной системе танка. Общий объем баков составляла 760 л. С 1955 года внутренние задние баки имели объем 270 л, что позволило увеличить общий объем до 930 л.
Двигатель соединялся с силовой передачей, которая состояла из планетарной коробки передач, базирующейся в блоке с механизмом поворотного типа «ЗК», имеющая восемь передних передач и две задних.
Т-10 имел ходовую часть, состоявшую из ведущих колес заднего расположения, которые оснащались съемные венцами с 14 зубцами. На каждом борту находилось по 7 катков, а также три поддерживающих катка. Устанавливалась независимая подвеска, с упругим упором и пучковым торсионом. Устанавливалась мелкозвенчатая гусеница, цевочного зацепления. Количество траков для каждой цепи - 88. Ширина трака - 720 мм, шаг - 160 мм. Существовало три модификации: Т-10А, Т-10Б, Т-10М.
В серийном производстве танк получил название Т-10М, став последней модификацией семейства. Но в ходе производства вносились различные изменения, например 8-ми ступенчатую КПП сменила 6-ти ступенчатая, в 1963 году добавили ОПВТ для преодоления бродов глубиной до 5 метров, с 1967 года в боекомплект вводятся подкалиберные и кумулятивные снаряды. Серийное производство танка прекращено в 1966 году, точных данных о числе выпущенных машин автору найти не удалось – западные оценки в 8000 произведённым танков доверия не вызывают, отечественные авторы указывают «более 2500», что скорее всего является заниженной оценкой. В любом случае, танк Т-10 без сомнения самый массовый послевоенный тяжелый танк, и возможно самый массовый тяжелый танк в истории танкостроения в мире. Высокие эксплуатационные характеристики и своевременные модернизации позволили ему находиться в строю 40 лет – приказ о снятии с вооружения отдан только в 1993 году! Танк не поставлялся на экспорт и другим странам ОВД, и не участвовал в боевых действиях (если не считать таковой операцию «Дунай» по вводу войск Варшавского Договора в Чехословакию, в 1968 году).
Танки серии Т-10:
Г — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4 — прибор наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 — осветитель ОУ-ЗТ, 6 — командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — люк над двигателем, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — большие дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в двигатель зимой, 18 — укрывочный брезент, 19 — прожектор Л-2, 20 — смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 — спаренный пулемет КПВТ, 22 — люк заряжающего, 23 — бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели, 25 — ящик ЗИП, 26 — люк механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 — люк механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 — люк для обслуживания системы смазки, 35 — люк запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ.
А — башня танка Т-10, Б — башня танка Т-10А, В — маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — люк заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса.
Чертежи деталей увеличены в 2,5 раза по сравнению с общими видами. (Лучший в своём классе А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский (Моделист-Конструктор. — 1990. — № 2))
Информация