Т-10 – лучший из лучших

Т-10 — тяжёлый танк СССР, который является лучшим в своём классе. Разработан был в 1948 - 1952 годах в КБ ЧТЗ, на вооружение принят Советской Армией в 1953 году. Важной особенностью является то, что данная модель не подлежала экспорту.

История создания началась в 40-х годах, когда Советская Армия имела на вооружении три типа танков тяжелого класса: ИС-2, ИС-3, ИС-4. В 1948 г. ГБТУ было принято решение создать новый тяжелый танк, который имел бы отличную ходовую часть и отличную защиту на подобие ИС-4, а корпус имел бы форму, которая была бы схожа с ИС-3.

Т-10 – лучший из лучших



Главные требования, которое выдвигалось при конструировании - ограничение боевой массы танка — не более 50 т. В качестве разработчика определили КБ Челябинский завод Министерства транспортного машиностроения СССР. Руководство назначило главным конструктором Ж. Котина. Планировалось дать имя для машины ИС-5.

По проекту, который был готов уже в апреле 1949 года, новый танк представлял собой конструкцию массой 50 т, располагающуюся на ходовой части, которая имела семь катков. Корпус имел отличительную особенность - «нос с горбинкой». Спустя месяц был построен деревянный макет танка, после чего конструкторы приступили к изготовлению первого прототипа «ИС-5». Особые затруднения возникли при переработке торсионной подвески, работоспособность которой, на модели ИС-4, вызывала много вопросов и проблем. После долгих опытов остановились на «пучковом» торсионе, который состоял из нескольких, имеющих малый диаметр.

Заводские испытания показали, что машина в целом удовлетворяет ТТТ, и приняли решение о выпуске первой партии в 10 танков.
В 1949 году машины прошли еще два этапа заводских испытаний, после которых в конце апреля - начале мая 1950 г. на НИБТ полигоне, который находится в подмосковной Кубинке, прошли государственные испытания. По окончании испытаний, государственная комиссия рекомендовала запустить серийное производство танка с некоторыми доработками по МТО. В новом танке пришлось произвести немало доработок, вследствие которых танк прошел огромное количество повторных и контрольных заводских и полигонных испытаний, которые закончились лишь к декабрю 1952-го. На вооружение танк планировалось принять весной 1953 г., но в связи со смертью И. Сталина это произошло в конце 1953 г. Машина была принята на вооружение под названием Т-10.

Т-10 – лучший из лучших


Вооружение Т-10 составляет: 122-милиметровая танковая пушка Д-25ТА, которая имеет длину ствола 48 калибров, а также спаренный с ней 12,7-милиметровый пулемет ДШКМ. Пушка снабжена двухкамерным дульным тормозом и автоматическим горизонтальным клиновым затвором. Стартовая скорость бронебойного снаряда равна 795 м/с. Точная дальность стрельбы, с использованием телескопического прицела ТШ2-27 достигала 5000 метров, а в случае использования прицеливания при помощи бокового уровня — 15 000 метров. Использование механизма досылания позволяет облегчить заряжание снаряда, что в свою очередь позволяет достичь скорострельности 3-4 выс./мин, а если заряжать вручную — 2-3 выс./мин. Спереди на турели люка заряжающего базируется зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, который снабжен коллиматорным прицелом К10-Т. Арсенал пушки составлял 30 снарядов, размещенных в хомутках и лотковых укладках. Пулемет снабжался 1000 патронами, 300 из которых к спаренному пулемету находились в шести патронных коробках, а 150 для зенитного пулемета находились в 3 специальных патронных коробках по 50 штук. Оставшиеся 550 патронов располагались в цинковых коробках.

Корпус Т-10 имел хорошую броню, которая представляла собой сложную коробчатую форму, лобовая часть которой имела форму «щучьего носа». Борта составляли из нижней гнутой и верхней наклонной частей. Верхний кормовой лист является откидным, как у танка Т-34, для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии.

Башня литая с обтекаемой формой, которая имеет различные углами наклона стенок и различной толщиной, меняющейся от 250 мм в носовой и до 40 мм на литой части крыши. Башня крепилась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа в крыше корпуса танка. Задняя часть башни изготавливалась из бронированного листа и вваривалась в крышу, а передняя отливалась вместе с корпусом башни. Механизм поворота башни планетарный, с электрическим или ручным приводами. В передней части люка командира танка располагался прибор наблюдения ТПКУ, а по периметру верхнего погона башенки находилось семь приборов наблюдения ТНП.

Танк оснащался четырехтактным V-образный дизельным двигателем В-12-5, имеющим 12 цилиндров и жидкостную систему охлаждения объемом 38,9 литров. Он мог достигать максимальной мощности 700 лошадиных сил, при 2100 об/мин. Двигатель устанавливался на постаменте, который состоял из четырех кронштейнов, которые приварены к бортам и имеют связку между собой несколькими продольными угольниками.

Топливо для двигателя находилось в трех внутренних и двух наружных баках. Внутренние располагались так: два сзади, емкостью по 185 литров и один впереди, емкостью 90 л. Наружные были на крыльях в корме и вмещали по 150 литров каждый. Баки наружные подключались к топливной системе танка. Общий объем баков составляла 760 л. С 1955 года внутренние задние баки имели объем 270 л, что позволило увеличить общий объем до 930 л.
Двигатель соединялся с силовой передачей, которая состояла из планетарной коробки передач, базирующейся в блоке с механизмом поворотного типа «ЗК», имеющая восемь передних передач и две задних.

Т-10 имел ходовую часть, состоявшую из ведущих колес заднего расположения, которые оснащались съемные венцами с 14 зубцами. На каждом борту находилось по 7 катков, а также три поддерживающих катка. Устанавливалась независимая подвеска, с упругим упором и пучковым торсионом. Устанавливалась мелкозвенчатая гусеница, цевочного зацепления. Количество траков для каждой цепи - 88. Ширина трака - 720 мм, шаг - 160 мм. Существовало три модификации: Т-10А, Т-10Б, Т-10М.

В серийном производстве танк получил название Т-10М, став последней модификацией семейства. Но в ходе производства вносились различные изменения, например 8-ми ступенчатую КПП сменила 6-ти ступенчатая, в 1963 году добавили ОПВТ для преодоления бродов глубиной до 5 метров, с 1967 года в боекомплект вводятся подкалиберные и кумулятивные снаряды. Серийное производство танка прекращено в 1966 году, точных данных о числе выпущенных машин автору найти не удалось – западные оценки в 8000 произведённым танков доверия не вызывают, отечественные авторы указывают «более 2500», что скорее всего является заниженной оценкой. В любом случае, танк Т-10 без сомнения самый массовый послевоенный тяжелый танк, и возможно самый массовый тяжелый танк в истории танкостроения в мире. Высокие эксплуатационные характеристики и своевременные модернизации позволили ему находиться в строю 40 лет – приказ о снятии с вооружения отдан только в 1993 году! Танк не поставлялся на экспорт и другим странам ОВД, и не участвовал в боевых действиях (если не считать таковой операцию «Дунай» по вводу войск Варшавского Договора в Чехословакию, в 1968 году).

Т-10 – лучший из лучших
Т-10 – лучший из лучших

Танки серии Т-10:
Г — направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 — прицел Т2С-29, 3 — прицел ТПН-1, 4 — прибор наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 — осветитель ОУ-ЗТ, 6 — командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 — кормовой ящик ЗИП, 8 — люк над двигателем, 9 — поддерживающий каток, 10 — кормовой топливный бак, 11 — ведущее колесо с грязеочистителем, 12 — большие дымовые шашки БДШ, 13 — трак гусеницы с пальцем, 14 — антенна, 15 — выпускные окна эжекторов, 16 — сетки окон над радиаторами, 17 — окно впуска воздуха в двигатель зимой, 18 — укрывочный брезент, 19 — прожектор Л-2, 20 — смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 — спаренный пулемет КПВТ, 22 — люк заряжающего, 23 — бревно для самовытаскивания, 24 — щитки-отражатели, 25 — ящик ЗИП, 26 — люк механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 — люк механика-водителя танка Т-10М, 28 — окно для пулемета ДШК, 29 — колпак вентилятора, 30 — прицел ТПС-1, 31 — окно прицела ТУП, 32 — окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 — окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 — люк для обслуживания системы смазки, 35 — люк запасного выхода, 36 — зенитный пулемет КПВТ.

А — башня танка Т-10, Б — башня танка Т-10А, В — маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г — башня танка Т-10М, Д — люк заряжающего танка Т-10М, Е — зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж — днище корпуса.

Чертежи деталей увеличены в 2,5 раза по сравнению с общими видами. (Лучший в своём классе А. Алешин, В. Сергеев, М. Барятинский (Моделист-Конструктор. — 1990. — № 2))


Т-10 – лучший из лучших
Автор: Климович Анатолий


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. grizzlir 3 апреля 2012 09:30
    Танк красавец.Для своего времени,не побоюсь заявить,лучшая тяжёлая машина в мире.
    grizzlir
    1. Kars 3 апреля 2012 09:37
      Красавец,то красавец но это бледная тень ИС 7.
      Но на фоне Конкерора смотритса здорово,а уж про француза дажесмешно говорить.
      1. Chicot 1 3 апреля 2012 09:58
        ИС-7 конечно громада... smile
        Но Т-10 вполне хорошая боевая машина. Без всяких излишеств и перехлестов, в которой были применены решения опробыванные в тяжелых танках на поле боя. Возможно именно это и определило столь долгое нахождение Т-10 на вооружении...
        А вот то, как бы могла сложиться судьба ИС-7 в случае его принятия на вооружение судить не берусь однако... smile
        1. Kars 3 апреля 2012 11:05
          Конечно Т-10 хорошая машина,но она получилась если так можно сказать из за вынужденого похудения тяжолых танков ИС-4 ИС -7 которые как раз и были воплощением всего опыта ВМВ.
          А характеристики ИС-7 и сейчас вызывают уважения примени в нем комбинированную броню и современную электронику он превзойдет и Абрамс и Челенджер 2

          В течение всего 1947 г. параллельно с длительными испытаниями двух первых опытных ИС-7 велась работа по созданию его следующего — улучшенного — варианта. Так, усилили бронирование корпуса и башни после обстрела 88-мм, 122-мм и 128-мм снарядами на полигоне НИИБТ их образцов, изготовленных на Ижорском заводе. Толщину лобовых и верхних бортовых листов увеличили до 150 мм, поставив их под вертикальными углами наклона 50° — 52°, кормовых — до 70 мм при 55° наклона. Башне придали менее уязвимую форму — она стала более округлой; толщину её лобовой части довели до 240 — 350 мм при угле наклона 45° — 0°, боковых листов — до 185 — 240 мм при углах 30° — 45°. Такую броню, да ещё установленную под большими углами, не могли пробить самые крупные из существовавших в то время 128-мм и 130-мм бронебойных калиберных снарядов (БКС).

          а то в табличке чуть не правельно.
          1. Chicot 1 3 апреля 2012 16:00
            Видимо, решение принятое в пользу "похудания" тяжелых танков имело под собою значительные основания. В те годы сил и средств на оборонку не жалели...
            1. Kars 3 апреля 2012 23:30
              это было требование военных ограничить массу 50 тоннами якобы из за мостов.
              Хоть это и было надумано.
  2. tank64rus 3 апреля 2012 09:40
    Прекрасная машина.Недаром состоял на вооружении до 1995 года.
    1. 755962 3 апреля 2012 11:26
      Цитата: tank64rus
      состоял на вооружении до 1995 года.

      Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.Хотелось бы отметить такую редкую роль последнего тяжелого танка СССР, как … огневая часть бронепоезда! Да , в СССР были бронепоезда и после Великой Отечественной, и Т-10 использовались либо в виде собственно танков, установленных на специальные железнодорожные платформы (которые могли покидать в случае необходимости), либо только башни от них.
      755962
  3. Ига 3 апреля 2012 10:10
    Отец рассказывал, что когда он служил танкистом в конце 70-х, на Т-10 сажали резервистов - толстых бородатых дядек с радостью убегших от жен обратно в армию - их называли "партизанами"). Так вот, он говорил, что когда танк производил выстрел, ощущения были незабываемыми).
    Ига
  4. RedDragoN 3 апреля 2012 10:42
    Чего стоят только эти формы yes
  5. Vlaleks48 3 апреля 2012 12:47
    Я начинал службу в СА с учебы на механика-водителя тяжелых танков и САУ.
    Учеба проходила на ИС-3 и ИСУ-152к.Год учебки и далее уже сам учил будучи отделенным .На тяжи сделали только один выпуск уже полугодовое обучение .Переход на двухгодичную службу.
    По теме Т10м тоже что и ИС-3 но только внешняя схожесть.И пушка уже другая и силовая.
    ИС-3 мы называли "утюгами".Они проходя по танкодрому разглаживали трассу.
    Т-44,54,55. называли "велосипедами" из за педали "горного "тормоза.Самоходы это "шкафы".
    Но это все лирика.Посмотрите какие формы имеет эта машина!Красавец!
    Кстати почти все машины были в группах войск.
  6. 16 обрспн 3 апреля 2012 12:56
    танк был отличный для своего времени!!!может и сейчас построим что-то типа такого!!!я про армату!!!
    16 обрспн
    1. VitMir 3 апреля 2012 14:20
      Не дай бог! Несбалансированное малонадежное перетяжеленное чудовище, со 120-кой, созданное как раз к тому времени, когда ниша для него уже исчезала. А знаменитый еще с ИЗ-3 "щучий нос" при обстреле продемонстрировал, как при попадании в стык (самое обстреливаемое место) снаряда вся передняя часть бронекорпуса моментально разваливается на три части.
      VitMir
      1. Сириус 3 апреля 2012 17:41
        Это был заводской брак. Такое всегда происходит при освоении чего-либо нового.
        Сириус
        1. Волхов 3 апреля 2012 19:48
          Это не брак, а волновой эффект - скорость ударной волны в металле брони и шва разная, и амплитуда в шве вырастает, как цунами на мелководье и рвёт шов. Просто лучше отливать часть корпуса целиком, как на Меркаве.
          Волхов
          1. Сириус 4 апреля 2012 20:21
            Не буду спорить, т.к. не силён в этой тематике. Просто по своей работе постоянно вынужден "доводить до ума", и знаю как идёт освоение нового.
            Сириус
  7. Nechai 3 апреля 2012 17:00
    Цитата: Ига
    ощущения были незабываемыми).

    Они были на нем и не только при выстреле. Чессс слово. Пока на первое занятие тактике дошли из парка на тактическое поле - как на вибростэнде проехался.
    Цитата: Vlaleks48
    Кстати почти все машины были в группах войск.

    Да, в отдельных бригадах и батальонах. Вывели в разрекламированном числе 2000 машин из ГСВГ. Заменив на "супер панцер", как дойчи называли Т-80.
    Цитата: VitMir
    А знаменитый еще с ИЗ-3 "щучий нос" при обстреле продемонстрировал, как при попадании в стык (самое обстреливаемое место) снаряда вся передняя часть бронекорпуса моментально разваливается на три части.

    Ну это не только у него. Просто их -швов там больше. При обстреле любой гомогенной сварной конструкции, если подкалиберный жалит рядом со швом, кроме пробития в месте встречи с бронёй, идёт расшивка сварного шва. Мы так на ИСУ-152 передний лист рубки и корпуса "уронили" после нескольких поражений 115мм подкалиберным. А до этого её расстреливали 100мм калиберными болванками, она держалась. Потом наглядно увидели разницу между одним и другим снарядом. Оччень впечатлило....
    Nechai
  8. 9991 3 апреля 2012 22:17
    На первом фото танк случайно не в Киеве?
    9991
    1. komTMG 4 апреля 2012 23:02
      мне тоже так показалось. там рядом туалет. простите.
    2. RJN 5 апреля 2012 19:28
      Да, в музее Великой Отечественной, там достаточно много всякой техники на открытой площадке
      RJN
  9. Landwarrior 3 апреля 2012 23:41
    "Десятка", если не ошибаюсь, последний советский "истинно тяжелый танк"?
  10. Пессимист 6 апреля 2012 00:58
    И все же кажется было ошибкой прекращать наработки, да и испытания тяжелых танков. Современные ОБТ по весу уже догоняют даже ИС-7 (меркава-4, более 64 тонн), тогда как выпуск даже малой партии из 100 танков заставил бы противника тратиться на поиск средств поражения! К тому же варианты с комбинированной броней стали бы крепким орешком для противника.
    Пессимист

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня