Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР

Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР


Для многих людей отечественный военно-морской флот ассоциируется исключительно с громадами корпусов атомных ракетных крейсеров и гладкими обтекаемыми силуэтами подводных лодок. В действительности же, в составе ВМФ СССР находились тысячи различных кораблей, многие из которых, несмотря на заслуженные подвиги, остались неизвестными.

Чтобы исправить это досадное недоразумение, я предлагаю сегодня поговорить об эсминцах проекта 56, ставших последними торпедно-артиллерийскими эсминцами советского ВМФ. Скромные корабли отлично проявили себя в напряженной обстановке Холодной войны, часто выступая в совершенно неожиданных амплуа.


В период с 1953 по 1958 год было заложена серия из 32 эскадренных миноносцев проекта 56 (тип «Спокойный» - в честь головного корабля серии). Изначально проектировавшийся для артиллерийского боя в составе эскадры крейсеров, 56 проект морально устарел еще во время проектирования. Ракетно-ядерная эпоха предъявляла уже совсем другие требования к эскадренным миноносцам, а наличие у противника многочисленной палубной авиации делало артиллерийский бой между крупными кораблями анахронизмом. Тем не менее, переубедить товарища Сталина было невозможно – и новый советский эсминец был создан в соответствии с его представлениями о тактике морского боя.

Как и полагалось торпедно-артиллерийскому эсминцу, проект 56 обладал колоссальной скоростью – ее предельное значение у кораблей серии достигало 39-40 узлов, что является мировым рекордом для послевоенных эскадренных миноносцев. Погоня за скоростью стоила дорого – автономность эсминцев снизилась до 45 суток по провизии и до 10 суток по запасам пресной воды. Дальность хода 18-узловым ходом не превышала 3000 морских миль.

В качестве главного артиллерийского калибра нового эсминца были выбраны 2 спаренные 130 мм артиллерийские системы СМ-2-1. Система управления огнем «Сфера-56», включала стабилизированный визирный пост наводки СВП-42/50 со встроенными дальномерами ДМС-3 и радиолокационной станцией «Якорь-М». Максимальная дальность стрельбы приближалась к 28 км. Скорострельность в полуавтоматическом режиме - 14 выстрелов в минуту. Артиллерийская установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, после чего ей требовалось 4-5-минутное охлаждение. Появись проект 56 на десятилетие раньше – ему бы не было равных среди эсминцев по огневой мощи.

Другой интересной артиллерийской системой были 4-х ствольные зенитные автоматы СМ-20-ЗИФ калибра 45 мм. Не берусь судить об их боевой эффективности, но стреляющий 45 мм «пулемет» - совершенно безумное зрелище. Боекомплект – 17200 снарядов.

Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР

СМ-20-ЗИФ в Шлиссельбурге


При создании эсминцев проекта 56 применялось множество инновационных решений, и они часто служили площадкой для испытаний экспериметальных систем. Вот лишь несколько любопытных моментов:
- На кораблях (начиная с эсминца «Бравый) впервые в советском ВМФ были установлены активные успокоители качки, что самым положительным образом повлияло на мореходность.
- В далеком 1958 году на эсминце «Светлом», опять же впервые в советском флоте была смонтирована вертолетная площадка для испытаний корабельного вертолета Ка-15.
- Впервые в истории отечественного флота, на пр. 56 надстройки были выполнены из алюминиевого сплава (впоследствии, в результате появившихся вибраций, пришлось трижды подкреплять их конструкцию, что, в конечном итоге, приблизило ее массу к массе аналогичной стальной надстройки).
- Корабли проекта 56 оснащались полным комплексом радиоэлектронного оборудования, включая боевую информационно-управляющую систему «Звено» с электронным планшетом, на которой транслировались данные с радара общего обнаружения «Фут-Б». Здесь советские корабелы впервые столкнулись с масштабной задачей: наличие большого количества разнообразных антенных устройств, создающих взаимные помехи при работе, потребовало значительных работ для их оптимального размещения.

В первых числах мая 1954 года иностранными туристами у Кронштадта был сфотографирован советский военный корабль нового типа, получивший кодовое обозначение НАТО Kоtlin-class destroyer (в честь географической точки, где он был впервые замечен). С началом боевой службы быстро выяснилось, что для эсминцев проекта 56 нет подходящих задач - собственно, моряки понимали это еще на этапе проектирования, но высшее руководство страны придерживалось крайне консервативных взглядов на облик нового эскадренного миноносца. Этот факт вызывает насмешку у современных «демократических» историков, но, жизнь 56 проекта только начиналась.

В ВМС США в 50-е годы существовал аналогичный проект эсминца – тип «Форрест Шерман», правда несколько иного назначения – эскортный эсминец ПВО с тремя высокоавтоматизированными 127 мм орудиями (скорострельность - 40 выстр./мин). Проект был признан неудачным – успели заложить всего 18 «Шерманов», т.е. по меркам американского флота, даже и не начинали строить.
В итоге, американцы столкнулись с той же проблемой, что и наши моряки. Из 400 американских эсминцев, к середине 50-х ни один не соответствовал требованиям Ракетно-ядерной эпохи.

Начался поиск решений для увеличения боевых возможностей эскадренных миноносцев. За океаном была принята программа FRAM (Fleet Rehabilitation and Modernization), направленная на продление срока эксплуатации эсминцев времен Второй мировой, а также эсминцев первых послевоенных проектов, путем превращения их в противолодочные корабли.

Отечественные инженеры приступили к разработке проекта 56-ПЛО, имеющего аналогичные задачи. С 1958 года прошли модернизацию 14 эскадренных миноносцев проекта 56. На кораблях был демонтированы второй торпедный аппарат и все 6 штатных кормовых устройств БМБ-2 для сбрасывания глубинных бомб. Вместо них на носовой надстройке эсминцев смонтировали пару 16-ствольных реактивных бомбометных установок РБУ-2500 «Смерч», а в кормовой части корабля установили две 6-ствольные установки РБУ-1000 «Бурун». В отличии от других кораблей, на эсминеце «Московский комсомолец» вместо РБУ-2500 в 1961 году установили более совершенные установки РБУ-6000. Оставшийся пятитрубный торпедный аппарат получил новую систему управления торпедной стрельбой «Звук-56» и противолодочные торпеды. Также на модернизированных кораблях установили гидроакустическую станцию «Пегас-2М». Теоретически, это придавало советским эсминцам новые боевые качества, но к тому времени, на вооружении «вероятного противника» уже появились стратегические подводные атомные ракетоносцы, а аналогичные «охотники за субмаринами» стран НАТО стали оснащаться противолодочным ракетным комплексом RUR-5 ASROC (Anti-Submarine Rocket) – первые модификации этих ракетных систем обеспечивали поражение целей на дальности 9 км, а в качестве боеголовки использовались самонаводящиеся торпеды Марк-44, Марк-46 или специальная боевая часть W-44 мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Аналогичные системы разрабатывались и в Советском Союзе, но установить их на эсминце пр. 56-ПЛО тогда не представлялось возможным.

Было решено модернизировать 56-й проект в другом направлении – превратить эсминцы в грозные корабли ПВО. Результатом этих работ стало кардинальное переоборудование эсминца «Бравый» по проекту 56-К. Всего за 4 месяца в 1960 году было снято все вооружение, имевшеевся в корму от носового торпедного аппарата и, впервые в отечественном ВМФ, на корабле был смонтирован ЗРК М-1 «Волна», представляющий собой двухбалочную пусковую установку и ракетный погреб на 16 зенитных ракет. Эсминец получил новую РЛС общего обнаружения «Ангара». На кормовую стенку второй дымовой трубы наварили стальных листов для отражения пламени факелов стартующих ракет, а по правому борту установили кран для погрузки ракетного боезапаса. Из важных, но незаметных глазу изменений, «Бравый» получил активные успокоители качки, расширившие возможности применения ракетного оружия в штормовую погоду.

Подобная модернизация была признана успешной и следующие 8 кораблей проекта 56 перестраивали по оптимизированному проекту 56-А, в целом, повторяющим модернизацию «Бравого». В дополнение к ЗРК «Волна», в состав комплексов вооружения эсминцев добавили РБУ-6000, а три корабля вместо 45-мм автоматов ЗИФ-20 получили паренные 30-мм зенитные установки АК-230.

Тем временем бешеная гонка вооружений продолжалась. Вы наверняка будете смеяться, но на эсминцы пр. 56 было решено запихнуть тяжелые противокорабельные ракеты. В соответствии с экспериментальным «ракетным» проектом 56-ЭМ, с эсминца «Бедовый» было снято все (!) вооружение, взамен корабль получил поворотную пусковую установку для запуска первой советской ПКР с чудовищным названием КСЩ («Корабельный снаряд «Щука») - столь непривычное, для английского языка, сочетание звуков наверняка должно было вгонять в ступор аналитиков из Пентагона. На маленьком корабле разместили 7 огромных 3,5-тонных ракет и бронированный ангар для их предстартовой подготовки. «Бедовый» стал первым в мире кораблем, вооруженным противокорабельными ракетами. Модернизация была признана успешной, несмотря на то, что громоздкий жидкотопливный КСЩ мог поражать цели на дальности всего 40 км и требовал длительной (и смертельно опасной!) предстартовой подготовки. Все недостатки компенсировались возможностью установки ядерной боевой части.

Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР


Помимо «Бедового», по аналогичному проекту 56-М были достроены 3 других эскадренных миноносца. В дальнейшем, этот этап модернизации вообще вылился в создание корабля другого типа – ракетных эсминцев пр. 57, в корпусе пр. 56, вооруженных уже двумя пусковыми установками КСЩ.
Последним штрихом стало создание в 1969 году проекта 56-У: 3 эсминца были вооружены новыми противокорабельными ракетами П-15 «Термит» и 76-мм зенитной артиллерией.

На этом безумная история модернизации проекта 56 была завершена – новые системы морского оружия уже не помещались в корпусе стареющего эскадренного миноносца. Но сам факт подобных метаморфоз свидетельствует об огромном модернизационном потенциале проекта 56, о чем даже не подозревали его создатели. В истории мирового кораблестроения это редкий случай, когда создание такого количества модификаций кораблей одного проекта со столь разными боевыми возможностями происходило без кардинальных изменений по кораблестроительной и механической части базового проекта.

Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР


К концу 60-х годов основной задачей для ВМФ СССР стало слежение за кораблями стран НАТО. Вот здесь уже по-настоящему пригодились эсминцы пр. 56 - всем кораблям серии была присуща очень высокая скорость хода, у некоторых из них она достигала 40 узлов. Ни один корабль НАТО не мог оторваться от «севшего на хвост» советского эскадренного миноносца, поэтому маленькие корабли не раз портили «вероятному противнику» морские учения. Иногда такие «маневры» приводили к громким инцидентам.

Беспредел в Японском море

В июле 1966 года эсминцы пр. 56 Тихоокеанского флота сорвали международные учения ВМС США, Японии и Ю. Кореи. Через год американцы решили поквитаться с советскими моряками – орудием мести был выбран эскадренный миноносец DD-517 Walker (готовый к списанию ветеран типа «Флетчер», на счету которого была потопленная японская субмарина). В мае 1967 года в Японском море появилась авианосная группа во главе с авианосцем «Хорнет». На сопровождение кораблей ВМС США в море вышли советские эсминцы и разведывательные корабли. 10 мая, когда наша наблюдатели приблизились к АУГ, из ее ордера внезапно вывалился DD-517 Walker. Опасно маневрируя, американец дважды столкнулся с эсминцем «Бесследный», а затем на скорости 28 узлов совершил навал на эсминец «Веский». На этом Walker не успокоился, - через день он пробил борт советскому разведывательному кораблю «Гордый». Как и полагается в таких случаях, американцы попытались устроить скандал и обвинить советскую сторону. Увы, моряки-тихоокеанцы оказались предусмотрительнее – кинофильм, снятый оператором разведгруппы штаба ТОФ, не оставлял сомнений в виновности ВМС США. Командующий 7-м флотом США на Тихом океане заявил, что плавание совместно с советскими кораблями было "приятным событием".

Другой лютый случай имел место 9 ноября 1970 года, когда опасно маневрируя в зоне учений британского флота, эскадренный миноносец Черноморского флота «Бравый» попал под удар авианосца «Арк Ройал» (Королевский ковчег). К счастью, все закончилось благополучно – тяжелых повреждений никто не получил.

Совершенно паранормальная история произошла у берегов Камчатки – в 1990 году была предпринята попытка затопления списанного эсминца «Возбужденный» (проект 56-А) в виде корабля-мишени. Три МРК пр.1234 разрядили по нему свои противокорабельные ракетные комплексы П-120 «Малахит». С мыса Шипунского им помогала береговая ракетная батарея, накрывшая залпом обреченный корабль. Но…«Возбужденный», отказался тонуть. Пришлось брать его на буксир и вести обратно в Петропавловск-Камчатский. Через месяц, его повели на повторный «расстрел». В этот раз в стрельбе упражнялись два сторожевых корабля пр.1135.
«Ретивый» и «Резкий» выпустили по «трудной мишени» более сотни 100-мм снарядов. Безрезультатно. Наконец, «Резкий» приблизился к «Возбужденному» и расстрелял его в упор. Стойкий эсминец медленно скрылся под водой.
Создается впечатление, что если бы это был настоящий морской бой с новым эсминцем пр.56, то расклад для этих резких и ретивых ребят был бы несколько иной.

Обладая такими ценными свойствами, как простота и дешевизна, эсминцы проекта 56 несли службу в самых горячих и опасных уголках мира. Бесстрашно действовали в зоне Арабо-Израильского конфликта, бороздили неспокойное Филиппинское море, постоянно несли вахту у берегов Черного континента и стран Азии. Совершенно необходимо отметить, что за 30 лет напряженной службы на всех 32 кораблях серии не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с человеческими жертвами. Редкие ЧП ограничивались лишь навигационными ошибками и несколькими трагикомичными случаями (например из-за банальной халатности эсминец «Светлый» временно затонул у причальной стенки судоремонтного завода).

Проект 56 оставил настолько яркий след в истории советского флота, что в память о нем проект современных эскадренных миноносцев ВМФ России имеет индекс 956.

Безаварийная серия кораблей ВМФ СССР
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. 755962 2 апреля 2012 08:04
    Великолепные корабли.Везунчики флота.
    755962
  2. Uralm 2 апреля 2012 09:01
    Спасибо за статью! С удовольствием прочитал. И вспомнил про злопамятство амеров. Но это другая тема
    Uralm
  3. SWEET_SIXTEEN 2 апреля 2012 10:23
    Аналогичная судьба была у артиллерийских крейсеров пр. 68-бис. Морально устарев еще во время закладки, они, в результате, оказались самым эффективным средством огневой поддержки морпехов (разумеется, в условиях отсутствия на ЧФ палубной авиации) и использовались до начала 90-х..

    Что может быть лучше для стрельбы по берегу, чем быстрый, хорошо защищенный корабль с 12 шестидюймовками. Плюс на его палубах размещался батальон морской пехоты.
    1. PSih2097 2 апреля 2012 14:21
      Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис, модификация 68-А

      главный калибр 152,4-мм трёхорудийные башни МК-5 бис:
  4. maxiv1979 2 апреля 2012 11:21
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Что может быть лучше для стрельбы по берегу, чем быстрый, хорошо защищенный корабль с 12 шестидюймовками. Плюс на его палубах размещался батальон морской пехоты.


    абсолютно правильно, спросить бы у командующего ТОФ для прикола, какую поддержку может оказать флот морпехам вслучае высадки япов на курилах? только митингами, потому что по берегу толком работать никто не может, все эти лодки, крейсера, эсминцы ракетные... а тупо десант поддержать будет просто нечем
    maxiv1979
    1. PSih2097 2 апреля 2012 14:23
      абсолютно правильно, спросить бы у командующего ТОФ для прикола, какую поддержку может оказать флот морпехам вслучае высадки япов на курилах?

      ракетой Р-29РМУ2 с РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин»... laughing
  5. ikrut 2 апреля 2012 11:37
    Хорошая, интересная статья. Спасибо автору.
  6. вард 2 апреля 2012 12:32
    Везунчик... раз...везунчик..два... но помилуйте, конструкторы и изготовители не при делах... Корабль, яркий пример советской школы строительства кораблей... Причём про промышленный дизайн тогда и не слышали... а отсутствие травматизма приводит к мысли что с этим всё в порядке... опять же оружие по тем временам... особенно в сравнении с США...плюс...
  7. altman 2 апреля 2012 12:51
    Умели проектировать и строить!! А какие красивые корабли!! Рабочие лошадки флота! good
  8. AK-74-1 2 апреля 2012 12:57
    Спасибо за интересную и познавательную статью.
  9. Шибко умный 2 апреля 2012 13:07
    Статья правильная, автору – респект. На таких кораблях держался флот.
    А что касается навалов, то этим увлекались не только америкосы. В 85 году на Балтике закрывали мы район для учений лодок на 204 «горбатом». Как только объявили – пришел «Ост», немецкий шпион. Его все знают. И полез в район. А мы его не пускали. Долго не пускали. Ему, видимо, надоело и он попер на таран. Наш командир успел сбросить и практически увернулся. Потом опять добавил и сам полез не немца. Тот отвернул и остановился. Мы тоже встали, объявили ПДСС и начали бросать гранаты. Он с полчаса постоял, погудел и ушел. А мы остались прикрывать район дальше. «Ост» кораблик небольшой, ну а 204 и того меньше. Если бы он нам в борт заехал – кто знает чем бы закончилось. Так что всяких деятелей везде хватало…
  10. Igorboss16 2 апреля 2012 14:42
    вот это я понимаю корабль , делали в то время с душой, всем сердцем , и выходили настоящие боевые эсминец а не как щас военные руководители решили мистрали купить , да его из калаша потопить можно , дали бы нашым конструкторам они бы такой корабль сделали рядом с которым мистраль нервно курит в сторонке am
    Igorboss16
  11. Maroder 2 апреля 2012 16:38
    Щас придумают управляемые высокоточные снаряды. И опять пушки будут актуальны :)
    Maroder
  12. Mikhado 2 апреля 2012 18:18
    За статью огромное спасибо. Я редко флотом интересуюсь, но тут с удовольствием прочитал. Как говорится - и сюда дотянулся Кровавый Тиран(тм)!!! А про невероятную живучесть "Возбужденного:)))" - и смех, и слезы, как говорится. Респект сталинским мастерам-корабелам, такой в бою попил бы крови супостатам, главное - классную платформу сделали, а модернизировать вооружение - дело нехитрое, о чем и в статье говорится.
  13. AlexMH 2 апреля 2012 18:53
    Очень интересные и красивые корабли. Ссылки на консерватизм Сталина неясны - серия строилась только с 1953 года, и никто не мешал ее отменить после смерти Сталина:) Скорее стоит говорить о консерватизме адмиралов.
    Просто когда они проектировались, ни противокорабельные ракеты, ни ЗРК еще нельзя было реально ставить на корабли (особенно отечественные, несмотря на все усилия Челомея и других конструкторов). Соответственно, лучше иметь эсминцы с пушечным вооружением, чем не строить никаких в надежде что вот лет через 5 ракеты поспеют. Подобный подход Хрущева к флоту привел к тому, что во время Карибского кризиса нечего было к Кубе посылать, кроме подлодок.
    А сам корабль - просто игрушка, по сравнению с эсминцами времен войны - отличная разработка.
    AlexMH
    1. Трамвайный хам 3 апреля 2012 00:42
      Все очень просто, Сталин своими бестолковыми советами чуть не запорол проект. Безумное увеличение за скоростью и попытка "впихнуть невпихнуемое" в маленький корпус эсминца (3000 тонн) снизила автономность корабля до 10 дней. Для американских эсминцев тех лет стандартом было значение 4500 морских миль на 20 узлах - трансокеанская дальность. 56-й проект не обесечивал 4000 миль даже 14-узловым ходом.

      Сталин раскатал губу на 110 эсминцев, после его смерти серию сразу срезали до 27 штук (для них уже были запланированы места на стапелях и нарезан металл) + несколько штук достроили уже по измененным проектам.

      56-й вчистую проигрывал своему ровеснику "Форресту Шерману" (скорострельность орудий 14 против 40 выстр./мин, про дальность хода я уже написал). При том, что "Шерман" считался устаревшим проектом, тем более к тому времени у амеров появились куда более крутые ракетные эсминцы типа "Фаррагут".

      56-й проект упрекают не за отсутствие ракетного вооружения, а за нарушенные баланс в боевых характеристиках
      Трамвайный хам
  14. galan 2 апреля 2012 20:19
    Кто может что либо сказать о "Разящем", его судьбе?
  15. saturn.mmm 2 апреля 2012 20:50
    Статья понравилась, вот когда строят как положено то и корабли получаются, ну при Иосифе Виссарионовиче по другому и не могло быть.Особенно затронула история о "Возбужденном".
    1. Трамвайный хам 3 апреля 2012 00:54
      Цитата: saturn.mmm
      Особенно затронула история о "Возбужденном".


      Это не единичный случай в морской истории. Более того, добрая половина погибших в боях кораблей долго не хотела тонуть. Хотите верьте, хотите нет, но корабли ХХ века имеют потрясающую живучесть - примеров масса. Лишь неграмотные ура-патриоты знают только про "Шеффилд", который утонул от одного экзосета. (роковая случайность, как и МРК "Муссон") Заметьте, на "Возбужденном" надстройки были их алюминиевого сплава АМГ, который, по "авторитетному" мнению ура-патриотов "прекрасно горит". Тем не менее корабль выдержал ДЮЖИНУ попаданий тяжелых ПКР "Малахит" (пусть даже с инертной БЧ). Кстати, водоизмещение "Возбужденного" в 30 раз меньше водоизмещения современного американского авианосца.

      Наверное поэтому не стоит надеяться на скорое потопление доблестным иранским флотом авианосца "Энтерпрайз" в Ормузском заливе - даже крупные ПКР не так опасны для кораблей, как любят рассказывать ура-патриоты. Кстати, "Энтерпрайз" уже сжег доблестный иранский флот в 1986 году (операция "Богомол") без потерь со своей стороны
      Трамвайный хам
  16. AntiBrim 2 апреля 2012 22:10
    извиняюсь что не по теме, но кто нибудь знает Россия будет покупать ракетный крейсер Украина? нигде не могу ничего прочитать толкового. Очень хотелось бы хоть какой то информации!
    AntiBrim
  17. Veteran 2 апреля 2012 23:38
    Автору респект за статью.
    Маленькое уточнение: базовой РЛС обнаружения ВЦ и НЦ была РЛС "Фут-Н", а "Фут-Б" - станция СЦ и выдачи ЦУ по ВЦ.
    В 1972 г. эсминец "Скромный" (мод. 56А) обеспечивал нашу лодку при обучении кубинских корабликов противолодочной борьбе. Очень шустро отгонял американских "прилипал" - эсминец и фрегат, тоже хотевших потренироваться. Однажды так увлекся, что чуть нас не протаранил. Я удивился, когда увидел его аппаратуру ГАС - гидролокатор "Пегас", шкала 20 кб, на лампах, поняв, что в его основе лежит "асдик" образца примерно 1944 г.
    Цитата: galan
    Кто может что либо сказать о "Разящем", его судьбе?

    Если Вы имеете в виду ЭМ "Разящий" советской постройки, то это проект 7, так называемые тихоокеанские "семерки", все поименованные на букву "Р" в количестве 10 корпусов. В августе 1945 г. они охраняли внутренние коммуникации, сопровождали транспорты, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Боевых повреждений и потерь эсминцы не имели. Эсминцем «Разящим» в то время командовал капитан 3 ранга Э.Г.Курас.
  18. Chicot 1 3 апреля 2012 18:51
    Настоящий трудяга.
    Спасибо автору... smile
  19. duche 15 апреля 2012 17:06
    Честь и слава нашим корабелам!!!
    Спасибо за статью, это наша история и мы должны гордиться этим. Кроме нас никто не будет что то делать для нас. Только мы сами можем сделать свою жизнь лучше. Новые корабли , да и другая техника будет лучше старой.
  20. otter 15 августа 2012 14:08
    Cлужил на КТОФе 1984-87, 956 "Осмотрительный" доковались в Чажме с одним из 56ого проекта, красавец, а не пароход. Старые офицеры говорили, о прекрасной мореходности и надежности этих эсминцев!
    otter
  21. USSRNAVY 23 декабря 2012 11:15
    1. Успокоители качки устанавливались с первого до последнего корабля, а не с Бравого.
    2. Когда на Бедовом смонтировали ПУ СМ-59 и ангар для ракет, то сняли толко кормовую СМ-2 и кормовой ТА, а ВСЁ остальное осталось, даже фок-мачта старая. Это в соответствии пр.56Э. К моменту первых испытаний КСЩ сняли и носовой ТА. Потом опять модернизировали уже в соответствии с пр.56ЭМ.
    3. На Бравом не наваривали стальные листы на трубу. Труба была спроектирована заново и перенесена на несколько метров назад, к кормовой переборке МКО. Внешне она не похожа на проектную и некрасива, а жаль.
    Нравятся с детства эти корабли. Жаль детальных фото мало, красивые бы модели получались.
    USSRNAVY
  22. xomaNN 27 ноября 2013 19:03
    Интересная история модернизаций эсминца. А КСЩ - это конечно- ракетный монстр 50-х am

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня