О рыцарских турнирах в подробностях… (часть четыре)


Глашатай скажет и певец:
«Она владычица сердце,
В турнирах билось за нее
Непобедимое копье.
И ею меч был вдохновлен,

Сразивший мужа стольких жен:
Пришел султану смертный час -
Его и Магомет не спас.
Сияет золотая прядь.
Числа волос не сосчитать, -
Так нет язычникам числа,
Которых гибель унесла".
Возлюбленная! Честь побед
Тебе дарю; мне - славы нет.
Скорее дверь свою открой!
Оделся сад ночной росой;
Зной Сирии мне был знаком,
Мне холодно под ветерком.
Покои отвори свои -
Принес я славу в дар любви».
(Вальтер Скотт «Айвенго»)


Со временем турниры из подготовки к войне превратились в яркий и красочный спорт со своим тотализатором и правилами, весьма и весьма условными. В предыдущих материалах речь шла, например, о таком виде поединка, как реннен. Так вот, уже к 1480 году возник целый ряд его разновидностей, как-то: «механический» реннен, затем «точный» реннен, бунд-реннен, реннен «смешанный», который называли также ренненом с корончатым копьем и, наконец, полевой реннен. Все они имели свои отличия и свою специфику, а зрители во всем этом разбирались.


«Жесткий» реннен. «Жесткий» реннен отличался от других тем, что тарч крепился винтом (см. фото) к кирасе намертво. Нужно было просто сломать копье о тарч противника и выбить его из седла, после чего он выбывал из состязания. Конский налобник был «слепой». (Дрезденская оружейная палата)

Начнем с «механического» реннена, как самого простого. Для участия в этом поединке рыцарю требовался минимум доспехов. То есть доспех ренцойг без наручей и поножей, которые заменяли прикрепленные к седлу щитки, называвшиеся дильже. Рукава – с буфами. Седло – без высоких лук.

В этом виде турнира тоже были две разновидности. Первая: «механический» реннен с тарчем». Суть поединка заключалась в том, чтобы попасть в тарч, устроенный таким образом, что спрятанный под ним пружинный механизм выбрасывал его при этом в воздух. Понятно, что все это было сделано ради того, чтобы потешить почтеннейшую публику, никакого иного смысла это не имело.

О рыцарских турнирах в подробностях… (часть четыре)

Миниатюра из «Искусства Атлетики» (том I и II), манускрипт середины XVI в. из Баварской государственной библиотеки. В этом трактате объемом более 600 стр. более 120 цветных миниатюр, на которых изображены различные виды вооруженной борьбы (том I), а во втором томе – разновидности рыцарских турниров. Некоторые сцены основаны на имевших место реальных турнирах. На миниатюре изображены доспехи для бундреннена. Хорошо видно, что никакие особые доспехи поединщикам, в общем-то, и не требуются, поскольку цель – прикрепленный к кирасе тарч, достаточно велика. Видно также, что лицо при этом ничем не защищено.

Его разновидностью был «механический» реннен с нагрудной мишенью. Какая разница, если в любом случае целью являлся нагрудный тарч? Просто в этом случае металлическая пластина, крепившаяся на груди, после удара копья оставалась на месте, а вылетали в стороны лишь клинья, которыми она была закреплена во «взведенном состоянии». Это было не так зрелищно, но более безопасно для всадника. Важно отметить, что из-за отсутствия высокой луки сзади, усидеть в седле было непросто. И тот, кто вылетал из него вместе с клиньями мишени, до следующих поединков больше уже не допускались!


Такой поединок с участием императора Максимилиана I, любившего такого рода «схватки», изобразил на своем рисунке английский художник Ангус Макбрайд.

«Точный» реннен отличался от двух предыдущих разновидностей только тем, что тарч, выгнутый наружу, закреплялся на кирасе на крюках и нужно было ударить по нему так, чтобы выбить его из этого крепления. При этом он скользил вверх, закрывая лицо противника, после чего падал на землю. Особой опасности во всем этом не было, поскольку шлем имел подбородник. То есть задеть тебя по лицу тарч не мог ни коим образом. Наконечник копья был острый, иначе сделать бы этого не удалось. То есть нужно было, чтобы он вонзился в тарч, а не скользнул по нему!


«Жесткий» реннен. Тарч прикреплен винтом с барашком к подбороднику, а сам он жестко привинчен к кирасе! Фигуры и костюмы просто изумительные! (Дрезденская оружейная палата) Как видите, рыцари и в самом деле прикрыты самым минимальным образом. Но зато само снаряжение отличается необычайной пышностью.


Дильже крупным планом. (Дрезденская оружейная палата)


Та же группа, но с противоположной стороны.


На этом фото хорошо виден фигурный тарч и дильже с лилией, а также «юбка», являвшаяся в то время популярным атрибутом рыцарского костюма. А вот зачем на древке копья сделаны острия, пока сказать не могу. На всех ранее виденных миниатюрах древки турнирных копий совершенно гладкие. (Дрезденская оружейная палата)


Вот таких доспехов для вышеназванных видов реннена было вполне достаточно! (Дрезденская оружейная палата)

Самым опасным видом турнира в стиле реннен был бундреннен, который от прочих отличался тем, что доспех реннцойг для него оснащался специальным нагрудником – бундом, под которым находился пружинный механизм, который при удачном ударе копьем подбрасывал тарч высоко в воздух, да при этом он еще и разлетался на куски. Опасность состояла в том, что подбородника в этом случае не надевали. Только турнирный салад. Ведь в голову-то никто и не целился, а только в тарч, при этом «траектория» его движения тоже была известна, ведь он скользил по двум «рельсам» и улетал вверх, не задевая лица. Но… Стоило лишь немного забыться и сделать при отстреле тарча движение головой вперед, как можно было запросто остаться без носа. Так что этот вид поединка считался опасным недаром!

В «смешанном» реннене один рыцарь облачался в штехцойг и вооружался копьем с корончатым наконечником, а его противник был в реннцойге и имел копье с острым наконечником. Задача – выбить противника из седла.

Участвуя в «полевом» реннене, рыцарь облачался в доспехи с набедренниками и наручами, то есть практически это были боевые доспехи. Передние луки на седлах – высокие, а вот задние – пологие. Конские маски зачастую глухие, вернее – «слепые». Задача данного поединка – сломать копья при ударе о тарчи. Поединок носил групповой характер. Кроме копья другие виды оружия разрешались, но не часто. Иногда после первой схватки на копьях, рыцари продолжали бой, сражаясь тупыми мечами.

Во время правления императора Максимилиана I вошли в моду пешие поединки противников, вооруженных копьями, но сражающихся через деревянный барьер. Копья – боевые, то есть с острыми наконечниками. Доспехи тоже боевые, но только лишь для торса. Ноги доспехами не защищены. Цель поединка была довольно странной – сломать копье противника, причем за один бой разрешалось сломать не более 5-6 копий. Естественно, судьи внимательно следили, чтобы удары ниже пояса никто не наносил! Иногда три пары имели смешанное вооружение – два копья и четыре шпаги или напротив – четыре копья и две шпаги.


Ренненцойг – «доспех для реннена», ок.1580–1590 гг. Дрезден или Аннаберг, Вес. 41,45 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Доспех для «нового» итальянского поединка конца XVI в. из музея Хиггинса, в Вустере, штат Массачусетс.

Влияние итальянского Возрождения отразилось и на проведении турниров. «Немецкий турнир» вышел из моды и к середине XVI века вместо него повсеместно распространились турниры по итальянским правилам: «свободный» турнир или «свободный» реннен и «поединок через барьер». Для первого применялся обычный боевой доспех с накладкой на левое плечо. Для второго использовались латы типа штехцойг, но в облегченном варианте. Шлем – типа обычного армэ. Левую руку и плечо теперь защищала массивная деталь, а латная перчатка имела огромный раструб. Одной из особенностей этого снаряжения стало использование, как это отмечалось выше, обычных боевых доспехов, но с усилением шлема с левой стороны и применением штех-тарча, имевшего поверхность с ромбовидной решеткой из металлических стержней. Зачем такое понадобилось, ведь с нее же наконечник копья уже не мог соскользнуть? А вот как раз для этого, чтобы корончатый наконечник не скользил по его поверхности, потому что так… «интереснее»! Причем иногда этот съемный тарч украшали росписью, травлением и чернением в клетках ромбической решетки, хотя сами доспехи были гладкими и лишенными всяких украшений.


Доспешный гарнитур 1549 г. императора Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Штех-тарч с «решеткой» для итальянского турнира через барьер.


Снаряжение для «нового» итальянского поединка через барьер. Из турнирной книги Ганса Бургкмайра Младшего. Ок. 1554 г. (Княжеский музей Гогенцоллернов в Зигмарингене).


А вот это очень интересное фото, с которым мне, можно сказать, повезло. Сфотографировать копье вообще трудно – уж больно они длинные. Но даже если это и удастся, то как определить их длину, если она не указана? И тут рядом оказался вот этот длинный немец – рост 192 см, и согласился мне попозировать. Ну, а копье – они стоят позади. Справа на фото два одинаковых «меча войны». Их можно называть двуручными мечами, и часто их так и называют, но это не совсем верно. Это мечи всадников, которые требовались для того, чтобы поразить пехотинца, упавшего на землю, или другого всадника, пользуясь таким мечом в качестве копья. Вот почему его длина имела значение. Меч, что находится посредине, с кожаной подушкой для защиты руки весит… 8. 25 кг! Медальоны на его навершии позволяют атрибутировать его как принадлежавшего Хуану Австрийскому (1547 – 1578 гг.), командовавшему флотом Святой Лиги в битве при Лепанто 7 октября 1571 года. Таким широким мечом можно было запросто отрубить в бою руку или снести голову.


Рыцари – участники «саксонского турнира». Хорошо виден стержень, крепившийся к наспинному панцирю и к шлему, что придавало этой «системе» жесткость, что было важно при ударе копья и падении на землю. (Дрезденская оружейная палата)


А это рыцарь в «саксонских доспехах». (Дрезденская оружейная палата)

Турнирные состязания прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила свою роль и была вытеснена конницей пистольеров и пехотой из копейщиков и стрелков-мушкетеров, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров во Франции стал несчастный случай, произошедший в 1559 году на турнире в честь заключения мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, угодившим королю в глаз. Правда, в Германии они продолжались до 1600 года, но это был уже «вымирающий» вид спорта.

Продолжение следует…
Автор: В.О.Шпаковский


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 45

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Синий Мент (Антон) 27 ноября 2017 07:47
    Большой спорт для больших людей
    Подробно
    Интересно
    1. Котище (Владислав Котище) 27 ноября 2017 18:58
      Да! Особенно впечатлили "ножики" под сажень длиной!
      За статью большое спасибо!
      1. Синий Мент (Антон) 27 ноября 2017 19:18
        Это точно.
        У самого коллекция ножей есть. Некоторые заказывал, другие на зоне ребята делали. Но это ножи.
        А на фото - НОЖИ laughing
        Как только мелкие люди с ними управлялись. Если акселерация сейчас. Знать не такие мелкие были.
        А пока стремена не изобрели - наверно вообще в седлах сидели качки-кентавры laughing
        Как Шварц в Рыжей Соне или Конане
        1. Котище (Владислав Котище) 27 ноября 2017 21:27
          Мечи на фотографии, я думаю пехотные. Как раз рыцарей с лошадок саживать.
          1. Микадо (Николай) 28 ноября 2017 00:19
            пехотный "цвайхендер" и особенности его применения достойны отдельной статьи. Лучшим же средством ссаживания рыцаря с коня (не считая фильма "Конан-варвар" fellow ) была либо стрельба залпами, либо.. строй пик! fellow
            1. Котище (Владислав Котище) 28 ноября 2017 05:25
              Утро доброе Николай!
              Как в пословице - лучше пулемета, только два пулемета!
              1. Микадо (Николай) 28 ноября 2017 12:46
                добрый день, Владислав! hi
                да, поэтому за неимением пулемета предпочитали согласованную стрельбу множества стрелков. fellow Появились даже целые отдельные виды войск, с учетом национальных особенностей - генуэзские арбалетчики, английские лучники. Японцы во времена сегунов самостоятельно допетрили до преимущества массовой стрельбы, и начали сводить голоза.., тьфу, "босоногих" асигару в отряды лучников (хотя изначально лук был привилегией самураев), а потом и аркебузиров.
            2. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 07:55
              Она запланирована, тем более и фотографии есть! Но Вы можете уже сейчас прочитать статью в журнале НАУКА И ТЕХНИКА (на Украине) -Баллада о двуручных мечах. Правда тогда у меня многих фото еще не было. И это ее обедняет.
              1. Микадо (Николай) 28 ноября 2017 12:42
                НАУКА И ТЕХНИКА (на Украине) -Баллада о двуручных мечах. Правда тогда у меня многих фото еще не было. И это ее обедняет.

                вот поэтому я и предпочту ее, дополненную, прочесть на "Военном обозрении". И, если получится, еще и обсудить hi
        2. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 07:54
          Средний рост был меньше, чем сейчас. СРЕДНИЙ! Но Генрих * был 1.80, и есть свидетельства, что и другие (отдельные!) были рослые. А кто-то и сейчас... как приду на пензенский автовокзал... там что ни автобус из села, то и мужики и бабы мне по плечо и ниже. А у меня 176 сейчас.
  2. Curious (Victor) 27 ноября 2017 11:29
    "А вот зачем на древке копья сделаны острия, пока сказать не могу. На всех ранее виденных миниатюрах древки турнирных копий совершенно гладкие"
    Какое-то боевое значение шипам на древке придумать сложно. Судя по всему, эти шипы - чисто декоративный элемент. Возможно так же некоторое психологическое воздействие на противнка.
    1. Котище (Владислав Котище) 27 ноября 2017 18:56
      Беда "шипастого" копья, только в том, что нарушив структуру древка, оно становится хрупким. Можете устроить эксперимент утыкав саморезами лопату.
      1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 19:42
        Для турнирного копья - хрупкость - не недостаток, а одна из необходимых "ТТХ", предотврящающих нанесение тяжелых и смертельных травм. Это достигалось разными способами. Возможно, конечно, это один из них. хотя если шипы просто наклеены, вряд ли они влияют на прочность.
        1. Котище (Владислав Котище) 27 ноября 2017 21:36
          Все может быть? Но чем клеили, ПВА не было, рыбьим.....маловероятно. Возможно просто вбиты в древко. Но на такую гребенку если упадешь, то мало не покажется, даже в латах. А если такой шип прилетит в забрало или глаз? Позерство однако.
          1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 23:47
            Даже легкое копье для конной атаки в реннене имело диаметр 70 мм и весило 14 кг. Поэтому обклеить его шипами не представляет трудности.
            Что касается клея, то если отбросить археологию, первое упоминания клея в литературе появилось примерно в 2000 году до нашей эры. Дальнейшие исторические записи про использование клея приходятся на период, начиная с 1500 г. до н.э. и заканчивая 1000 г. до н. э. Артефакты этого периода включают картины, изображающие склеивание древесины и создание разнообразных шкатулок.
            А в 1690 в Голландии уже построен завод по производству клея. Так что с приклеиванием проблем явно не было.
          2. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 07:49
            Мне самому этот вопрос покоя не дает. Почитал комментарии - придумал: а напишу-ка я им в научный отдел письмо и все выясню. Скажу "Котище" спрашивает... уверен, что ответят - ох, уж, эти русские имена!
            1. Котище (Владислав Котище) 28 ноября 2017 20:16
              Я тут прикинуть, как вариант "шипы" - если они в основании имею шляпки, как у гвоздей или уанцелярских кнопок, можно притянуть к древку металлический или тканевой полосой оборачивая по спирали? По крайней мере нечто подобное я среди палиц и дубинок встречал в музеях.
  3. burigaz2010 (Михаил) 27 ноября 2017 11:43
    Шпаковский за фотографии плюс вам!
    1. kalibr (Вячеслав) 27 ноября 2017 11:48
      Ну, спасибо! Чувствительнейше благодарим! Все, кто, что хотел узнать про дильже, по-моему, узнал.
      1. burigaz2010 (Михаил) 27 ноября 2017 12:08
        Цитата: kalibr
        Ну, спасибо! Чувствительнейше благодарим! Все, кто, что хотел узнать про дильже, по-моему, узнал.

        Г-н Шпаковский а дильже это что?
        1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 12:20

          Слева направо:
          Набедренный щиток, для защиты бедра от удара о барьер. Кон. XVI в.
          Дильже для правой ноги. Кон. XV в.
          Легкое седло для турнира реннен. Кон. XV в
          1. kalibr (Вячеслав) 27 ноября 2017 13:10
            Графика из книги Вендалена Бехайма изд.1995 г. по изданию 1898 г.
        2. kalibr (Вячеслав) 27 ноября 2017 13:09
          Ну, там же в статье было сразу две фотографии этой детали доспеха...
  4. Какой-то Компот (Невесть кто) 27 ноября 2017 13:31
    Дождался продолжения!
    С тех пор посмотрел еще несколько фильмов о средневековье. Айвенго (но не совсем современный) запомнился.
    Автору уважуха hi
    Дай Бог побольше таких материалов
  5. армеец (Солтан Алексей) 27 ноября 2017 16:34
    Интересная статья и автору спасибо
    Величина копий и мечей впечатляет - парень на фото явно не малыш.
    Когда думаем - каково ж в таком доспехе человеку, даже подумать страшно - как себя чувствует под ним лошадь)
    1. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 07:47
      Парень рост 192 см. Потому я его и Выбрал! Увидел - спрашиваю - "Помогите!" -"Чем" - "Вы мне нужны сделать фото в масштабе" - ОК! - Сделали. " Ваша длина?" - "Моя длина?" - "Извините, Ваш рост!" - А-аа, понял - 192 см". Вот так он сюда и попал,-ха-ха
  6. Серж72 (Сергей) 27 ноября 2017 20:21
    Интересно
    А у нас нету подобных музеев?
    Тяжелая конница - очень внушительно и красиво.
    Раньше аристократия - кровью статус зарабатывала. Всю жизнь в седле. Хоть их уважать можно.
    А сейчас - шелестят бумажками в загребущих ручках, вот такая элита нынче
    1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 21:19
      Интересно
      А у нас нету подобных музеев?

      Почему нет?

      Зал восточного и европейского парадного вооружения XV-XIX веков Оружейной палаты Московского Кремля.
      1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 21:20

        Рыцарские турнирные доспехи. Франция, XVI век. Сталь, ковка, чеканка, резьба. Оружейная палата Московского Кремля.
        1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 21:22

          Полный парадный доспех для всадника и коня. Германия, XVI века. Сталь, ковка, чеканка, резьба. Оружейная палата Московского Кремля.
          Доспехи работы знаменитого нюрнбергского художника-металлиста Кунца Лохнера.
          Это подарок польского короля Стефана Батория русскому царю Федору Ивановичу в 1584 году, о чем в архивных документах имеется запись: «В лето 1584 июня 22 посол короля Стефана Батория Лев Сапега в дарах поднес сбрую позлатистую на коня и человека».
          1. Серж72 (Сергей) 27 ноября 2017 21:25
            Красота.
            Спасибо Вам за пояснения hi
            1. Котище (Владислав Котище) 27 ноября 2017 21:46
              Прекрасная коллекция есть в стенах Эрмитажа (Санкт-Петербург).

              Примечание оба музея: Грановитая палата и Эрмитаж имеют 3D формат в инете! Хотя в живую, песня!!!
              1. Curious (Victor) 27 ноября 2017 22:13

                Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
                Оружие Западной Европы XV-XVII вв. (Рыцарский зал)
                1. Микадо (Николай) 28 ноября 2017 00:04
                  Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. (Рыцарский зал)

                  освещение там не очень, снимать тяжело, бликует при искусственном. Окна на первом этаже, небольшого размера - естественное тоже недостаточное для непрофессионального фотографа. Вот, оттуда фото.
                  1. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 07:43
                    Кстати, очень хорошее фото, которое обесценивает только блик на шлеме! Уж очень он... "бликучий". Поэтому-то и приходится пользоваться фотографиями в основном из зарубежных музеев.
                    1. Микадо (Николай) 28 ноября 2017 12:51
                      там светильники прямо в стеллажах смонтированы.. recourse отблеск! а залы на первом этаже, да, темные.
                2. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 07:41
                  Я был во всех этих музеях и что могу сказать. В Эрмитаже на лошадях сидят не манекены, а пустые доспехи, из-за чего ноги у них иногда просто вывернуты, например, это наблюдается у всадника слева(крайнего). Смотрится очень... некрасиво. Большая часть витрин в этом зале находится напротив окон, поэтому снимать самому невозможно! В Артиллерийском музее, как об этом написано ниже, просто темно. Снимать самому сложно. Договариваться о профессиональной съемке - останешься без штанов. Не помню в каком, но в каком-то провинциальном (!!!) музее с меня заломили 12.700 р. по договору! В Оружейной палате Кремля был давно, в 90-ые. Тогда фотографировать там не разрешалось. Администрация предложила мне готовые слайды - 50$ за один слайд. Как сейчас, я не знаю. Знаю, что за фото из архива журнала Хистории иллюстрейтид и Пушкинского музея в Москве надо отдать 200 р. Пять фото - 1000 р. Для альтруистов и не семейных самое то.
                  1. Микадо (Николай) 28 ноября 2017 12:50
                    Для альтруистов и не семейных самое то.

                    поэтому надо четко понимать, где заканчивается альтруизм, и начинается идиотизм... what фанатизм вреден!
  7. Димка75 (Дмитрий) 27 ноября 2017 21:31
    Большое спасибо!
  8. polpot (Andru) 28 ноября 2017 05:07
    Спасибо прекрасная статья и замечательные фото
  9. Seal (Сергей Петрович) 28 ноября 2017 13:26
    Цитата: Curious
    Дальнейшие исторические записи про использование клея приходятся на период, начиная с 1500 г. до н.э. и заканчивая 1000 г. до н. э.

    Можете представить хоть одну такую историческую запись ? Но только подлинную и четко датируемую временем написания ! А не просто чье-то мнение: "Сей обнаруженный папирус ученые-историки (поплевав в пол и потолок) отнесли к 2000-м году до нашей эры".
    1. kalibr (Вячеслав) 28 ноября 2017 18:54
      Можно использовать Ваш пост в качестве эпиграфа к статье о письменах древних? Ответьте, пожалуйста, в личку.
      1. Curious (Victor) 29 ноября 2017 00:45
        Еее можно в качестве эпиграфа еще и на другие темы использовать.
  10. kalibr (Вячеслав) 29 ноября 2017 07:43
    Цитата: Микадо
    фанатизм вреден!

    Ах, если бы все это понимали!
    1. Микадо (Николай) 29 ноября 2017 11:54
      Ах, если бы все это понимали!

      люди разные request каждый сходит с ума по-своему...
Картина дня