Армейское форсирование. Часть 1

16
Мы ранее писали о стратегической Варшавско-Ивангородской операции 15. 09. – 26. 10. 1914 г. (Стратегическая победа ; Стратегическая рокировка). Теперь же хотим рассказать об очень интересном и показательном эпизоде этой операции, имевшем большое значение для ее результата – действиях войск русской 4-й армии, осложненных форсированием р. Висла.

Близилась середина сентября 1914 г.
Подходила к концу Галицийская операция Юго-Западного фронта и начиналась Первая Августовская операция 1-й и 10-й армий Северо-Западного фронта на левом и правом флангах Русского фронта соответственно. 2-я армия, еще не совсем оправившаяся после «самсоновской» катастрофы, пассивно стояла на р. Нарев.



Польский ТВД постепенно насыщался войсками – его стратегическое значение неуклонно возрастало. Варшава была занята отрядом генерала от инфантерии П. Д. Ольховского (см. Кто отстоял Варшаву), выдвинувшим свою конницу на фронт Влоцлавск-Новорадомск.

Командование Северо-Западного фронта склонялось к мысли оставить Варшаву, оттянув левый фланг фронта под Вельск. Против этого плана восстало командование Юго-Западного фронта. И Ставка последовательно провела два совещания - посвященных решению ключевых стратегических вопросов и состоявшихся 9 и 13 сентября в Холме. На них было принято решение провести перегруппировку к Средней Висле. К Варшаве с Северо-Западного фронта перебрасывалась 2-я армия, а под Ивангород с Нижнего Сана двинулись 4-я, а затем 9-я и 5-я армии. Перед правым флангом Юго-Западного фронта в район Пинчов - Нов. Корчин - Стопница был выдвинут вновь сформированный конный корпус А. В. Новикова.

Еще до получения разведывательных данных от левобережных групп конницы обоих фронтов, Ставка предполагала возможным развитие германцами наступательной операции на левом берегу Вислы - в направлениях на Варшаву и на Ивангород. Это предвидение, подкрепленное агентурными данными, а затем подтвержденное донесениями от конницы обоих фронтов, - полностью оправдалось.

После окончания Восточно-Прусской операции, закончившейся окружением части сил 2-й и вытеснением из Восточной Пруссии 1-й армий Северо-Западного фронта (см Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. О соотношении сил ; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. Единственная победа - Гумбиннен? Ч. 1 ; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. Единственная победа - Гумбиннен? Ч. 2 ; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. О переброске корпусов с Запада ; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. О потерях. Ч. 1. Северо-Западный фронт; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. О потерях. Ч. 2. 8-я армия; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. Главные причины оперативного поражения русских войск ; Решающая битва Первой мировой. Восточно-Прусская операция 1914 года. Подведем итоги), П. фон Гинденбург перебросил основную массу своих корпусов в Силезию - начав наступление к Средней Висле. Цель - угрожая правому флангу и тылу Юго-Западного фронта, оказать помощь австрийцам, потерпевшим поражение в Галицийской битве. Южнее, от Кракова, перешла в наступление и австрийская 1-я армия.

09. 09. 1914 г. главнокомандующий фронтом отдал приказ 4-й армии генерала от инфантерии А. Е. Эверта (в составе Гренадерского, 3-го Кавказского и 16-го армейских корпусов и Уральской казачьей дивизии) 11 сентября начать движение от р. Сан под Ивангород - причем два корпуса должны были быть направлены на Люблин, и оттуда по железной дороге перевезены в Ивангород. Одновременно было сделано распоряжение о передаче всей тяжелой артиллерии и понтонных батальонов из 4-й в 5-ю армию – что указывало на явную недооценку со стороны фронтового командования предстоящей боевой работы 4-й армии на такой серьезной водной преграде как река Висла. Также указывалось на желательность движения Уральской казачьей дивизии по левому берегу Вислы.


1. А. Е. Эверт. Нива. 1914. № 40. Из библиотеки автора

10 сентября главком директивой № 1404 поставил 4-й армии следующие задачи: 1) обеспечить правый фланг и тыл Юго-Западного фронта в случае наступления германцев со стороны р. Нарев; 2) оказать содействие Варшавскому отряду; 3) в случае наступления германцев с запада атаковать их на левом берегу Вислы; 4) «если потребуется непосредственная помощь армиям Северо-Западного фронта, то это исполняется только по получении особого повеления Верховного главнокомандующего». В директиве также было указано, что если во время перемещения армии к Ивангороду обнаружится движение германских войск к Висле на участке Ивангород - Сандомир, то 4-й армии следует действовать в тесном взаимодействии с 9-й армией, обеспечивая правый фланг и тыловые коммуникации последней. Крепость Ивангород подчинялась А. Е. Эверту.

Первоначально А. Е. Эверт наметил расположить свои корпуса в районе Седлец, Гарволин, Луков - фронтом на север. Только один из авангардов планировалось выдвинуть на левый берег Вислы - к Магнушев, для обеспечения переправы.

Для выполнения третьей задачи А. Е. Эверт требовал быстрого наведения на Висле надежного моста и просил у вышестоящего командования 1 - 2 понтонных батальона. Тем более это было актуально при тесном взаимодействии с 9-й армией. Но на эти соображения главком ответил предложением расположить 4-ю армию в районе Казимерж, Ополе, Мотыч - не отрываясь от двух железнодорожных линий.

Тогда А. Е. Эверт свернул корпуса: Гренадерский на Вонвольница и далее в район Казимержа, 16-й армейский в Ополе и 3-й Кавказский армейский - в район Мотыч.

Несмотря на ходатайство о придаче его армии понтонных батальонов, А. Е. Эверт запросил о выделении переправочных мощностей коменданта Ивангорода.


2. Исполняющий обязанности коменданта крепости Ивангород полковник А. В. Шварц (в первом ряду первый справа). Нива. 1914. № 48. Из библиотеки автора

Последний ответил, что 15 барж, лодки и пароход уже забрала 9-я армия, а понтонных батальонов пока нет. Из штаба же фронта 16 сентября А. Е. Эверт получил сообщение о том, что попечением А. В. Шварца будут наведены мосты - в Ново-Александрии и у Голомб; также у Ново-Александрии будет сосредоточено 6 пароходов и один паровой паром обшей грузоподъемностью на 3000 человек.


3. Понтонный мост через Вислу. Великая война в образах и картинах. Вып. 5. Из библиотеки автора


4. Пароходная пристань и мост на р. Висла у Ново-Александрии. Нива. 1915. № 9. Из библиотеки автора

17 сентября главком предполагал высаживать войска в Ивангороде и затем выдвинуть их вперед – в зависимости от обстановки. Но 19 сентября он приказал сосредоточить 4-ю армию на правом берегу р. Вислы - от устья р. Вильги до устья р. Илжанка, прочно обеспечив переправы у Ново-Александрии и Казимержа. При наступлении следовало развернуть 4-ю армию на линии Козенице, Зволень, устье р. Илжанка - с направлением на фронт Опочно, Скаржиско. С юга по правому берегу Вислы подтягивались части 9-й армии.

Корпуса 4-й армии постепенно рокировались вдоль Вислы к северу, первоначально разворачиваясь для пассивной обороны.
А. Е. Эверт решил занять на левом берегу следующее исходное положение: 3-м Кавказским корпусом - в районе Козенице, Ивангород; Гренадерским и 16-м корпусами - закрепиться на линии к югу от линии Ивангородских фортов, в 8 - 10 км от переправ. Это достаточно надежно обеспечивало их от артиллерийского огня противника. 18 сентября командарм сообщал командиру Гренадерского корпуса, что его соединение будет переправляться у Ново-Александрии. Приказывалось выбрать, кроме предмостного укрепления (плацдарма) впереди переправы, позицию для передовых частей на 1 - 2 бригады и поручить начальнику штаба и корпусному инженеру провести рекогносцировку позиции, а также укрепить опорные пункты.

20 сентября А. Е. Эверт рекомендовал командиру Гренадерского корпуса ускорить переправу. Но через три часа он был вынужден, по указанию главкома, телеграфировать комкору: «... задержать не переправившиеся цельные части на правом берегу».

Армейское форсирование. Часть 1
5. Командир Гренадерского корпуса генерал от артиллерии И. И. Мрозовский.

Командарм приказал предмостную позицию укрепить и упорно оборонять. 21 сентября А. Е. Эверт приказал И. И. Мрозовскому взять в свое ведение все переправы у Ново-Александрии, а саперов использовать для возведения предмостного укрепления.

18 сентября 16-й армейский корпус получил приказ готовиться к переправе у Казимержа. С 20 сентября прибывающие один за другим три (9-й, 8-й и 3-й) понтонных батальона должны были навести мост. Но затем было решено мост у Казимержа убрать (организовав пассивную оборону на правом берегу Вислы), а работы по возведению предмостного укрепления для будущего моста - продолжать. 16-й корпус должен был, кроме Казимержа, подготовить и другие пункты для наведения понтонного моста.

Командир 16-го корпуса считал возможным, при наличии трех понтонных батальонов, навести два моста в течение 12 часов – один понтонный и другой - смешанный.


6. Командир 16-го армейского корпуса генерал от инфантерии П. А. Гейсман.

Т. к. главнокомандующий высказал командарму-4 опасение по поводу втягивания его корпусов в частные бои, А. Е. Эверт не взял на себя окончательное решение по подготовке плацдармов на левом берегу - отказавшись от наиболее правильного в данной обстановке решения и ограничившись занятием предмостного укрепления

Руководить организацией переправ через Вислу и предмостных укреплений должен был инженер генерал-майор С. П. Лебедев, в распоряжение которого армия предоставляла свои саперные батальоны. А еще до этого командарм приказал приступить к сбору плавсредств, заготовке бревен и досок. Коменданту Ивангородской крепости было приказано строить два судовых моста у Ново-Александрии и организовать паром из 6 пароходов. Было приказано подготовить один мост у Голомб. Но вместо последнего А. В. Шварц построил 4 пристани: 1) для 1 парома на 50 человек или 16 подвод; 2) для парома на 250 человек; 3) для 1 шаланды на 250 человек и 4) для 3-х пароходов на 400 человек - всего в один рейс у Голомб можно было переправить 1400 человек за 45 минут.


7. На берегу Вислы. Нива. 1915. № 9. Из библиотеки автора

Уже 20 сентября 1 мост у Ново-Александрии был закончен, и настилался 2-й - пешеходный.

К 23 сентября имелось уже 3 моста (в том числе железнодорожный) в Ивангороде, 4 вышеуказанные пристани у Голомб, судовой и пешеходный мосты у Ново-Александрии. Имелись также паром у Ново-Александрии и понтонный мост у Казимержа.

25 сентября штаба фронта распорядился отправить 3-й понтонный батальон к Гура-Кальвария - в 5-ю армию.

Когда 26 сентября решили осуществлять переправу и у Павловице, из крепости туда был послан пароход с паромом и начата постройка моста - последний был закончен в ночь на 29 сентября.

Активно готовились к переправе и корпуса 4-й армии. Так, по просьбе командования 3-го Кавказского корпуса 19 сентября из Киева в Ивангород были высланы по 200 поплавков Полянского – в расчете на каждую саперную роту.


8. Командир 3-го Кавказского армейского корпуса генерал от артиллерии В. А. Ирманов, герой Козеницких боев. Рисунок акад. М. Рундальцева. Летопись войны 1914 г. № 15. Из библиотеки автора.

Офицеры Генерального штаба 3-го Кавказского корпуса начали рекогносцировку обоих берегов Вислы, а затем, совместно с корпусным инженером, и русла реки.

Лучшими местами для переправ были признаны: Сверже Гурне, у Холендры, у Павловице и у Рычивол. Все имевшиеся на реке паромы были взяты крепостью Ивангород, лодок было мало (оставшиеся спрятаны на берегу), броды отсутствовали. Но было обнаружено и использовано 5 барж.

Разведка Вислы от Казимержа до Закржева была организована штабом Гренадерского корпуса. Она выявила ничтожное количество имевшихся плавсредств и материалов для постройки мостов. Обнаруженные 3 баржи еще 17 сентября были отправлены к Ново-Александрии. К 19 сентября, дню переправы авангарда гренадер на левый берег, правый мост у Ново-Александрии был наведен только до половины реки - и авангардный полк перевезен паровым паромом.

А Е. Эверт настаивал на усилении разведки. И 3-й Кавказский корпус действовал у Козенице 3 сотнями Хоперского казачьего полка. Действовала и пешая разведка, а на левом берегу находились сторожевые заставы с пулеметами.

В крепости был захвачен снизившийся германский самолет – он также был использован для разведки.

Гренадерский корпус черпал сведения о противнике от высланных к дер. Жабянке 4 сотен 14-го Оренбургского казачьего полка, от 14-й кавалерийской дивизии (кавкорпуса А. В. Новикова) и от 75-й пехотной дивизии (из Радома). Части последней сообщили о появлении германских бронемашин.

16-й корпус отправил на левый берег пеших разведчиков с пулеметами.
Активно вели разведку Забайкальская казачья бригада и Уральская казачья дивизия.

22 сентября был обнаружен подход трех германских корпусов - севернее, западнее и южнее Радома. Бригаде 75-й дивизии, занимавшей Радом, было приказано, не увлекаясь боем, отходить на Козенице или Ивангород - в зависимости от обстановки.

24 сентября к Ивангороду приблизились немецкие разъезды – к городу подходила группа М. фон Гальвица в составе 20-го армейского и Гвардейского резервного корпусов. Севернее на Варшаву наступала группа А. фон Макензена, а южнее - корпус Р. фон Войрша и австрийская 1-я армия, подпираемая германским 11-м армейским корпусом.

К 25 сентября ясно обозначился подход к фронту 4-й армии на Висле трех германских корпусов. Агентурные сведения, войсковая разведка и опрос пленных позволили установить на фронте армии войска 17-го и 20-го армейских и Гвардейского резервного корпусов.

С 18 часов 27 сентября германская артиллерия начала обстрел передовых позиций и левобережных фортов крепости. Около 15-ти часов по шоссе к Пахна Воля было замечено движение передовых частей противника и колонн пехоты с артиллерией. Около 18-ти часов показались 4 бронемашины, пехота и конница (20 км юго-западнее Казимержа).

К вечеру 28 сентября немцы заняли Бржезницу, Мозелице-Нижние и Сташов. Из последних селений вскоре они были выбиты. Наступление на крепость с юго-запада также было отражено. Начиная с 25 сентября германские аэропланы ежедневно бомбили Ивангород.

Продолжение следует
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    28 ноября 2017 07:00
    Операция, связанная с форсированием водной преграды - считается одной из наиболее сложных. Тем более - такой преграды как Висла.
    Школа для войск, экзамен для комсостава.
    Спасибо!
  2. +9
    28 ноября 2017 07:54
    И. И.Мрозовский-Во время Февральской революции 1 марта 1917 посажен под домашний арест, а 10 марта 1917 уволен от службы по болезни с мундиром и пенсией.После Октябрьской революции эмигрировал во Францию.П. А. Гейсман-После Октябрьской революции остался в Петрограде, преподавал в Петербургском университете -приват-доцент Петроградского университета,также работал в Едином государственном архивном фонде.Умер 27 января 1919 года в Петрограде.Русский военный историк.В. А. Ирманов-С 1918 года в Добровольческой армии.В ноябре 1920 года покинул Россию.Проживал в Югославии.В эмиграции несмотря на преклонный возраст Владимир Ирманов не оставался в стороне от политики: он возглавил Новосадский отдел Союза монархистов-легитимистов, руководил изданием газеты "Вера и Верность". В 1924 году по повелению Кирилла Владимировича возглавил и Корпус офицеров Императорских российских армии и флота.Умер 27 сентября 1931 года от апоплексического удара, похоронен на русском участке местного кладбища.
  3. +18
    28 ноября 2017 09:22
    Интересный текст и отличные иллюстрации - фото военных лет.
    А Ивангород - это второй пример, когда крепость успешно действовала в течение года, сыграв важную стратегическую роль.
    1. +18
      28 ноября 2017 09:22
      После Осовца
      1. +4
        28 ноября 2017 20:41
        От бывшего мента - многоуважаемому Синему менту drinks Осовец - вообще отдельная тема, обросшая легендами. Я, к сожалению, вчера не принял участия в дискуссии. Автор показал тему "атаки мертвецов" на высоком уровне, убрав все лишнее и "разложив по полочкам". good Хороший цикл по ПМВ. soldier
        Автору: Алексей Владимирович, Первая Мировая часто проходит в нашем сознании как что-то эфемерное, далекое, походя, хотя это важнейшая часть нашей истории. Кланяюсь Вам за расширение исторических знаний! hi
        1. +17
          28 ноября 2017 22:31
          Спасибо!
          А мне в свою очередь приятно и важно знать - что материалы читают такие грамотные специалисты как Вы, Curious, ПоручикТетеринъ и др. коллеги, которые вносят ценные замечания и дополнения - по существу вопроса
          С уважением
          hi
  4. +15
    28 ноября 2017 10:57
    Прекрасная и очень познавательная статья! О Варшавско-Ивангородской операции, как и о боях сентября 1914 года отечественная историография уделяет до преступного мало внимания. С интересом буду ждать продолжения. Автору—моя глубочайшая признательность за проделанный труд! hi
  5. +14
    28 ноября 2017 13:30
    Позволю себе несколько технических деталей.
    К началу Первой Мировой войны Русская Армия практически не располагала табельными войсковыми переправочными средствами, которые можно было бы использовать для форсирования водных преград ротами, батальонами, полками.
    Для организации переправ больших масс войск через крупные водные преграды на вооружении состоял понтонный парк Томиловского. Несмотря на то, что принят на вооружение он был в 1872 году, полностью отвечал своим требованиям, обеспечивая наведение моста, собираемого из комплекта понтонного парка — 224,193 метров (105 сж 6,5 дм). Грузоподъемность моста — до 20 тонн. Однако количество понтонных парков было ограничено.
    Первые же приграничные сражения, особенно в Восточной Пруссии, показали, что частям пехоты и артиллерии требуется иметь собственные легкие переправочные средства для преодоления большого количества небольших рек и озер. Только за день наступательного боя полку приходится преодолевать не менее 2 водных преград шириной до 10 метров и 1 преграды шириной от 10 до 50 метров. Применение понтонного парка в таких условиях нецелесообразно и невозможно.
    Расчет на использование войсками существующих мостов, лодок и подручных средств не оправдался. Противник, отходя, тщательно уничтожал мосты, уводил или приводил в негодность паромы и лодки, стремился лишить наступающих и подручных средств (бревна, доски), сжигая прибрежные деревянные сооружения.
    В 1915 году офицер Полянский предложил универсальное средство, которое можно было использовать как для переправы вплавь одиночных бойцов, так и сборки из него плотов, паромов и даже легких наплавных мостов для переправы пехоты, кавалерии и даже легких орудий. Это средство представляло собой мешок прямоугольной формы, изготовленный из промасленного или пропитанного резиновым составом брезента. Поперек мешок перехватывался кожаным ремнем с металлическими кольцами. К верхней плоскости мешка также пришивалось два ремня с кольцами. В одном из углов мешка имелась закрываемая пробкой резиновая трубка. Размер поплавка 70х36х35 см. Вес всего 2 кг. Грузоподъемность до 56 кг. Поплавок надувался солдатом за 7-8 минут.

    Используя кольца на ремнях, можно было крепить к поплавку лямки, веревки и т.п., соединять между собой любое количество поплавков.

    В простейшем случае поплавок надевался на спину солдата подобно вещевому мешку или же солдат плыл, удерживаясь за поплавок. Можно было соединить два поплавка и тогда боец мог плыть, располагаясь на веревках между двумя поплавками. 4-6 соединенных между собой поплавков использовали для переправы плохо плавающих или утомленных лошадей, пулемета ( с погружением его в воду). Повозки можно было переправлять, обеспечив их плавучесть, привязыванием к ним необходимого числа поплавков.

    Из поплавков с применением подручных средств (веревки, канаты, жерди и т.п.) можно было собирать плоты (понтоны) различных размеров и грузоподъемности, создавая таким образом наплавные мосты и перевозные паромы для пехоты, кавалерии и полевой артиллерии. На рисунке показан понтон из 12 поплавков. Грузоподъемность понтона 600 кг. Его длина 1.3м, ширина 1.6м. Вес 40 кг. Из таких понтонов, используя настил из досок можно собирать штурмовой наплавной мост для пехоты и кавалерии или же перевозные паромы.
    Вариантов использования поплавка Полянского великое множество. Известны случаи, когда из них собирали паромы для переправы тяжелых 6-дм. орудий.

    Поплавок оказался универсальным средством. Благодаря ему Русская Армия в меньшей степени зависела от наличия мостов и понтонных парков. Значительно повышалась маневренность войск. Поплавок пробыл на вооружении Русской Армии всю Первую Мировую войну, был едва ли не единственным табельным переправочным средством Красной Армии в период Гражданской войны, основным войсковым переправочным средством в двадцатых годах. Его закат начался после 1931 года, когда в качестве табельного переправочного средства саперных рот стрелковых и кавалерийских полков был принят комплект ТЗИ. Однако и тогда поплавки Полянского не были сняты с вооружения. а лишь переведены в разряд резервного инженерного имущества и производство было прекращено. Их активно использовали вплоть до середины Великой Отечественной войны, пока не истаяли последние запасы поплавков.

    Пешеходный мостик на поплавках Полянского.
  6. +16
    28 ноября 2017 18:25
    Ирманов - блестящий фронтовой генерал.
    Проявил себя во всех кампаниях.
    За Козенице - Георгий 4-й степени.
    Отлично good
    1. +4
      28 ноября 2017 20:46
      За Козенице - Георгий 4-й степени.

      у дореволюционных орденов отдельная тема - ношение каждой степени. Вы, наверно, смотрели фильм "АдмиралЪ"? Ну, понятно, все - сплошные несовпадения и враки, но, самое интересное, начал рассматривать у героя Хабенского ордена во время выдуманного боя в начале фильма. what Он, да, их получил! но.. в следующем, 1915-м году! и тут наврали... request
      1. +4
        28 ноября 2017 20:49
        Да что ж ему, переодеваться перед каждым дублем? Одели один раз - и на весь фильм. Авторское прочтение темы.
        1. +3
          28 ноября 2017 21:01
          идиотическое, уж простите, прочтение темы с самого первого кадра. Хотя, да, смотрится красиво. hi особенно добили "дроздовцы" в его штабе. И представление его по телефону: "Командир крейсера "Слава" адмирал Колчак". Видимо, адмиралов у нас был такой переизбыток, что хоть на тральщик по два сажай - командира и замполита. И "Славу" разжаловать из линкоров - просто вещь! am Виктор Николаевич, сейчас мельком прочитал о режиссере фильма. Оказывается, это он многократно оплеванного "Викинга" снял! Ну, что тут сказать.. о нем, о Барине, о лысом Феде (которого собственный папа на небесах удавить желает, поди)... фигляры от искусства! Потому что, если снимаете на исторические темы "фильмы с амбициями" - не пожалейте денег на военных и исторических консультантов! Стыдоба.... hi
          1. +3
            28 ноября 2017 21:18
            Ну как Вы не понимаете! Ведь главное же творческий замысел, воплощение мировозрения Мэтра, в котором границы между достоверностью и вымыслом условны. Чем выше талант, тем туманнее границы. А крейсер, линкор, какая разница. Это антураж, рамка. Могли вообще на каноэ выйти. Главное - какая любофф!
            1. +2
              28 ноября 2017 22:42
              Главное - какая любофф!

              за любофф - плюс. За незнание элементарных вещей - расстрелять. Или хотя бы запретить доступ к кинематографу.
              1. +2
                28 ноября 2017 23:12
                Расстреливать из главного калибра броненосца "Слава". В виде исключеня разрешить заменить 305-мм орудие Обуховского завода образца 1895 года на 305-мм орудие Обуховского завода образца 1907 года.
                1. +3
                  28 ноября 2017 23:20
                  шоб быстрее, по-нашему, по-северокорейски? wink великий Вы, однако, гуманист, Виктор Николаевич! hi laughing блин... придется к японским товарищам обращаться, у них "Микаса" на плаву, у нас только "Аврора"! request
                  ЕМНИП, единственным нашим броненосцем, "разжалованным" в броненосный крейсер, был "Пересвет" с его 254-мм, выкупленный у любителей суши, мисо и Микадо лично? what