Military Review

Stormtrooper IL-2: the epic of a single monument. Part of 2

13
Before becoming a monument, the Il-2 attack aircraft rested beneath the Black Sea, keeping the secrets of its crew. And before you go to the bottom of the sea, the plane and its crew fought as part of the 2nd squadron of the 8th guards aviation regiment of the Black Sea Air Force fleet. But let's start with the most completely random find of a winged car.


It is considered that IL-2 was accidentally discovered in the summer of 1974 by students of the Voroshilovgrad machine-building institute near Novorossiysk in the area of ​​Dry Gap. Now it is a picturesque tract with beaches, recreation centers and the purest mountain air of pine and juniper forests. During the war, until the fall of 1943, the Nazis controlled this territory.

Stormtrooper IL-2: the epic of a single monument. Part of 2


However, it would be somewhat incorrect to assume that the first shot down aircraft was found in the 1974 year. The fact is that the Black Sea is rich in such finds - from minesweepers and sea hunters to the Messerschmitt and even the Lend-Lease A-20 Boston. In 2006, for example, the Yak-1B fighter was found in the Broad Beam area, apparently guided by the stories of local residents. And now, however, less than before - thanks to modern popular culture, in the community of local children and young people, one can hear about a multitude of underwater finds, about which there are no messages at all or in the press, or they are little known. Why are there to go far. The author himself once after the next bathing forced his beloved dad to almost turn gray by pulling a mortar mine from the depth with a “live” shank. This was the first brightest and shortest safety instruction in my life, which consisted in the promise to “personally tear my hands off if they were not torn off by another find”.

Therefore, most likely, the students already knew the location of the aircraft. According to the memoirs of one of the members of the Novorossiysk group of ASPTR (emergency rescue underwater technical works) Viktor Semenyakin, the students explored the seabed area at the Dry Gap as early as 1973 when they came across a massive metal hull of the aircraft.

Later, the students were able to penetrate the cabin, from which they reached the surface of the tibia, the TT pistol, a piece of tablet and so on. Soon it was possible to establish a squadron and a regiment to which the machine and its crew were assigned. The IL-2 served in the 2 th squadron of the 8 th Guards assault air regiment of the 11 th assault aviation division of the Black Sea Fleet Air Force. The crew commander was Guards Major Kuznetsov, Viktor Fyodorovich, and the air gunner, the senior Navy Reshetinsky, Alexander Vasilyevich. About them later.



Above the find, students put up a buoy. Gubin in the area was 17-18 meters. The discovery became known in the city party committee. The party comrades decided to raise the plane, and the head of the ascent was headed by the secretary of the city committee, Vladimir Klepikov. A colleague of Viktor Semenyakin, Yevgeny Laukhin, recalled how he was called from the city committee and asked to raise the plane, while insisting that all work be completed within a month, in order to make a gift to the hero city by the September holidays (Novorossiysk Day). Laukhin, to put it mildly, was confused. In the city committee poorly imagined the situation. Eugene at that time did not know the state of the aircraft, or the exact area of ​​its location. He could not guarantee that the machine would not fall apart even while lifting. And in general, is there any sense in raising the aircraft itself (raising the remains of the crew was not questioned in principle), except for the struggle for the purity of water resources.

To answer these questions, a detachment of the ASPTR team headed for Sukhoi Slit. The displacer was not in place. Contacting the students, they finally found out where the plane is. The body of the IL-2, resting at depth, was made out right away. He rested on a sandy bottom among algae-covered stone ridges. And immediately found the first problem. Half of the bombs ammunition was not consumed, i.e. It is logical to assume that the plane was shot down directly during the "attack" ground targets. By the way, during the diving work "next door" with our attack aircraft at a depth of about 40 meters found the German "Messerschmitt."

Having no experience in the neutralization of the Great Patriotic War air bombs, the ASPTR squad gave a request for a sapper diver. 8 August 1974, the Nakhimovets and Diver-24 vessels reached the attack ground. Already on the spot it turned out that the sappers attached to the squad were not divers from the word at all. Those. the bombs had to be delivered first to the deck. It took volunteers. Georgy Yanovsky and Viktor Semenyakin, already known to us, undertook to lift the dangerous cargo. After a brief briefing from land engineers, having decided that God would not give out - the pig would not eat, the divers went to the depths.

Like their own children, volunteers raised bombs to the surface. Already on the deck they were covered with a tarpaulin and constantly poured with water. And in the yard, by the way, there was an unbearable August heat. After work, the sappers began to get the plane itself.



Immediately after the ascent, the attack aircraft tail was stored separately.

As luck would have it, when attack aircraft wings appeared from under the water, suddenly the cables could not stand. There were no injuries. But divers had to reassemble a combat vehicle. She was raised from the second time, and instantly two problems arose at once. First, the wooden tail of the car had to be separated from the body, since he was badly damaged. Behind him, the divers were forced to descend separately. Secondly, and most importantly, a detailed examination of the attack aircraft showed that some of the bombs were missing, but were not spent on the target. It means that she lurked somewhere at the bottom, spilling sleep when the car crashed into the ground.

The military commissar, who monitored the situation, gave the order to inspect the entire bottom around the site of the fall and lift the explosive cargo. Not having time to realize all the "joy" of the neighborhood with these deadly toys, the divers spat again, knocked on a tree and went into the water. Work went smoothly and this time. As a result, the coastal line was cordoned off, all the bombs were lowered to the bottom at a decent distance from the ships and undermined.

The motor ship "Nakhimovets" with the aircraft fixed to the board headed for Novorossiysk. Yevgeny Laukhin recalled that as soon as the plane was taken out of the sea water, its body literally oxidized in just minutes after 20 and completely changed its original color. Once the plane was loaded onto the dock on the trailer, he was taken in the open air museum "Weapon and military equipment of the Great Patriotic War ". Those. a monument to IL-2 was not immediately.





Once exposition "World War II Weapons & equipment" looked more impressive, is now lost forever MO

Soon the authorities realized that the plane was being destroyed and soon there would be nothing left of the hull. It was decided to carry out restoration work by ship repairmen. Moreover, initially it was assumed that the aircraft would be stored under a plexiglas cap to protect against the negative effects of climate. However, by September 1978, when the work was completed in time for the 35 anniversary of the liberation of Novorossiysk, local authorities decided not to return the aircraft to the exhibition, but to place it as a monument on a pedestal at the intersection of Heroes Paratroopers street and Lenin Avenue.



29 March 1980 of the year on a massive pedestal was installed restored IL-2, but somehow forgot about the protective cap. The pedestal itself and the entire architectural composition was created by the efforts of Gurgen Najarian, then the chief architect of the city.

Let us return to the crew of the dead and new life of the IL-2. In the distant 1943, in April, the Nazis fell upon Malaya Zemlya with all their might - the Nazi operation "Neptune" was in full swing. The Nazis were in a hurry to make a gift to their Fuhrer on his birthday (April 20), dropping the paratroopers into the sea. Troops from the "mainland" provided the bridgehead with all possible support, including aviation.

The 8 Guards Ground Attack Aviation Regiment, in which Il-2 fought, was then based at the airfield in Gelendzhik. “Shturmovki” came one after another to help the landing force in a critical situation. On April 19, the crew of Major Viktor Kuznetsov left for his next flight. He and his air gunner, Alexander Reshetinsky, were assigned the task of storming the enemy troops north-east of the village Fedotovka, near Novorossiysk. After the start of the attack, German fighters attacked the IL-2. The car did not return to the base.

Victor F. Kuznetsov was born in 1912, in Pokrovskaya Sloboda (with 1931, the city of Engels) in the Saratov region. I volunteered for the army, leaving my mother Olga Alexandrovna Kuznetsova, my wife Olga Mikhailovna and son Alexander at home. By the terrible days of April 1943, Victor was already a knight of the Order of the Red Star and deputy commander of the 2 AE of the 8 th assault air regiment. Before the battles for Novorossiysk, Victor fought in the skies over Sevastopol and Kerch.

His air gunner was a native of Chernihiv region, Olishevsky district, the village of Olshevka Reshetinsky Alexander. Alexander barely exceeded 20 years, since the war, his mother waited only Darya Nikolaevna.



The remains of the IL-2 crew found at the bottom of the Black Sea decided to bury to the existing mass grave, now located on the territory of the Admiral F.F. Ushakov. It was precisely because up to 1974, the Kuznetsov-Reshetinsky crew was considered missing, at first I had to face a pile of reports of irretrievable losses. And it was only much later that I came across the Registration Card of the military burial of 1254 soldiers, among whose names were Kuznetsov and Reshetinsky.



Over a mass grave in 1955, a monument was erected in the form of an 2-figured sculpture of a warrior and a girl with a bouquet of flowers. The time gap of the reburial of the crew and the creation of the mass grave itself affected the monument. Had to existing plate with a list of soldiers buried add new and different from the original plate. It happened not only with the crew of the IL-2. Land and sea reluctantly reveal to us the names of the fallen.





Unfortunately, either because of the curvature, or because of vandalism, but the sculpture of a warrior lost an automaton that was originally thrown over the shoulder



It is worth noting that the grave and the monument, which once arrived in a shameful “tower” (as the University named after Ushakov is called in Novorossiysk), now look very decent. And the place chosen, as I see it, is the right one - a couple of hundred meters from the famous IL-2 monument. Albeit in a somewhat hidden from prying eyes spot, but in a quiet and peaceful place in the shadow of trees a small alley. After all, our warriors deserve not only fame, they deserve peace.
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets
    Amurets 28 November 2017 06: 50 New
    +7
    Thank! Very interesting and informative. Thanks for the work done. No less interesting than about the Zubkov battery.
  2. Moore
    Moore 28 November 2017 06: 53 New
    +3
    Excellent article.
    Thanks for the detailed analysis.
    Judging by the photograph of the monument, they forgot not only about the protective cap, but also about the glazing of the cabin. Or vandalism too?
    1. segamegament
      segamegament 28 November 2017 11: 57 New
      +2
      The cabin has not been glazed for a long time, it’s shamefully covered with “iron”, but periodically there are different versions of “camouflage” on the plane, as they say, there was enough money for it after they all plundered them for paint. And so from year to year ...
    2. Eastern wind
      28 November 2017 16: 30 New
      +4
      The cockpit lantern was broken in the 90. This is vandalism or weather phenomena, we have here a piece of slate flying outside the window is not uncommon, not so important. It is important that they were not in a hurry to restore, but put up a miserable piece of some kind of red tin. Now everything is as it should be, finally.
  3. XII Legion
    XII Legion 28 November 2017 07: 11 New
    20
    The installation and preservation of monuments is the most important state issue.
    And when a monument is a real combat vehicle associated with the feat and lives of people, then this is doubly important.
    Therefore, such important articles are informative and interestingly written.
  4. parusnik
    parusnik 28 November 2017 07: 32 New
    +4
    Once exposition "World War II Weapons & equipment" looked more impressive, is now lost forever MO
    ... It's a pity ... but I remember it was ... Thank you, the author for an interesting story ...
    1. beeper
      beeper 14 December 2017 20: 05 New
      +1
      So, it’s like, and in the Leningrad Museum of the Road of Life, the exhibited “sea hunter”, the same wooden MO-4, also rotted in the open?
  5. Aviator_
    Aviator_ 28 November 2017 20: 26 New
    +2
    Thank you for the article. The monuments of the 50's are especially expressive, there is no schematism of the 70's and subsequent years. Or maybe this is because they were made by people who personally saw the war. What has become of the Moscow Region? He’s steel, have they really handed over metal?
    1. Eastern wind
      29 November 2017 11: 16 New
      +1
      Thank you "holy 90-m." The “hunter” is so rusted that children who love to climb on this technique (the sinner and the author) began to fall through. Instead of restoring it, it was just out of harm's way sent to scrap. The “hunter” stood only a hundred meters from the sea, in an aggressive environment, which means that constant cleaning, priming, and only then painting are necessary. At that time, at best, they simply painted "live" - ​​the fate of the "hunter" was decided long ago ...
      1. Aviator_
        Aviator_ 29 November 2017 19: 28 New
        0
        Very sorry. There was no care for the relic, and now in general, probably, not a single copy was left. Barbarism.
  6. Sling cutter
    Sling cutter 28 November 2017 20: 29 New
    +2
    Thank you for the article!!!
  7. faiver
    faiver 29 November 2017 07: 23 New
    0
    Thank you so much for the story hi
  8. Captain Nemo
    Captain Nemo 15 December 2017 22: 12 New
    0
    Eternal Glory to the Fallen in the Struggle for the Freedom and Independence of Our Homeland

Штурмовик Ил-2: эпопея одного памятника. Часть 2

Прежде чем стать памятником, штурмовик Ил-2 покоился под толщей Чёрного моря, храня тайну своего экипажа. А прежде чем лечь на морское дно, самолёт и его экипаж сражались в составе 2-й эскадрильи 8-го гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота. Но начнём с самой, совершенно случайной, находки крылатой машины.

Принято считать, что Ил-2 случайно обнаружили летом 1974 года студенты Ворошиловградского машиностроительного института под Новороссийском в районе Сухой Щели. Сейчас это живописное урочище с пляжами, базами отдыха и чистейшим горным воздухом сосновых и можжевеловых лесов. Во время войны, вплоть до осени 1943 года, эту территорию контролировали нацисты.

Штурмовик Ил-2: эпопея одного памятника. Часть 2



Однако, считать, что впервые сбитый самолёт нашли в 1974 году, было бы несколько некорректно. Дело в том, что Чёрное море богато на подобные находки – от тральщиков и морских охотников до «Мессершмиттов» и даже ленд-лизовских А-20 «Бостон». В 2006-м, к примеру, в районе Широкой балки нашли истребитель Як-1Б, видимо, руководствуясь рассказами местных жителей. И сейчас, правда, менее, чем раньше – спасибо современной массовой культуре, в обществе местной ребятни и молодёжи можно услышать о множестве подводных находок, о которых ни в сети, ни в прессе либо сообщений нет вообще, либо они малоизвестны. Да что там далеко ходить. Сам автор однажды после очередного купания заставил любимого папу чуть ли не поседеть, вытащив с глубины миномётную мину с «живым» хвостовиком. Это был первый самый яркий и короткий инструктаж по технике безопасности в моей жизни, заключавшийся в обещании «лично оторвать мне руки, если их не оторвёт очередной находкой».

Поэтому, скорее всего, студенты уже знали о местонахождении самолёта. По воспоминаниям одного из членов новороссийской группы АСПТР (аварийно-спасательные подводно-технические работы) Виктора Семенякина, студенты обследовали район морского дна у Сухой щели ещё в 1973, когда наткнулись на массивный металлический корпус самолёта.

Позже студенты смогли проникнуть в кабину, из которой на поверхность достали берцовую кость, пистолет ТТ, кусок планшета и прочее. Вскоре удалось установить эскадрилью и полк, к которому были приписаны машина и её экипаж. Ил-2 служил во 2-й авиаэскадрилье 8-го гвардейского штурмового авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Черноморского флота. Командиром экипажа был гвардии майор Кузнецов Виктор Фёдорович, а воздушным стрелком старший краснофлотец Решетинский Александр Васильевич. О них позже.



Над находкой студенты выставили буй. Губина в этом районе составляла 17-18 метров. О находке стало известно в горкоме партии. Партийные товарищи решили самолёт поднять, а штаб по подъёму возглавил секретарь горкома Владимир Клепиков. Коллега Виктора Семенякина Евгений Лаухин вспоминал, как ему позвонили из горкома и попросили поднять самолёт, при этом настаивали, чтобы все работы были завершены в месячный срок, дабы к сентябрьским праздникам (День города Новороссийска) сделать подарок городу-герою. Лаухин, мягко говоря, был в замешательстве. В горкоме слабо себе представляли ситуацию. Евгений на тот момент не знал ни состояния самолёта, ни точный район его местонахождения. Не мог он гарантировать и то, что машина не развалится на части ещё при подъёме. И вообще, есть ли смысл в подъёме самого самолёта (поднятие останков экипажа не ставилась под вопрос в принципе), кроме борьбы за чистоту водных ресурсов.

Чтобы ответить на эти вопросы, в Сухую Щель направился отряд АСПТР. Буйка на месте не оказалось. Связавшись со студентами, выяснили, наконец, где находится самолёт. Корпус Ил-2, покоящийся на глубине, разглядели сразу же. Он покоился на песчаном дне среди поросших водорослями каменных гряд. И сразу же обнаружили первую проблему. Половина боезапаса авиабомб не была израсходована, т.е. вполне логично предположить, что самолёт сбили непосредственно во время «штурмовки» наземных целей. Кстати, во время водолазных работ «по соседству» с нашим штурмовиком на глубине около 40 метров нашли немецкий «Мессершмитт».

Не имея опыта по обезвреживанию авиабомб Великой Отечественной войны, отряд АСПТР дал запрос на водолаза-сапёра. 8 августа 1974 года суда «Нахимовец» и «Водолаз-24» вышли к месту падения штурмовика. Уже на месте выяснилось, что сапёры, приданные отряду, не водолазы от слова совсем. Т.е. бомбы нужно было доставить сначала на палубу. Потребовались добровольцы. Поднять опасный груз взялись Георгий Яновский и уже известный нам Виктор Семенякин. После краткого инструктажа от сухопутных сапёров, решив, что Бог не выдаст – свинья не съест, водолазы пошли на глубину.

Как собственных детей, добровольцы поднимали бомбы на поверхность. Уже на палубе их накрыли брезентом и постоянно поливали водой. А на дворе, кстати, стояла невыносимая августовская жара. После работы сапёров принялись доставать сам самолёт.



Сразу после подъёма, хвост штурмовика хранился отдельно

Как назло, когда из-под воды появились крылья штурмовика, вдруг не выдержали тросы. Обошлось без пострадавших. Но водолазам пришлось повторно стропить боевую машину. Её подняли со второго раз, и мгновенно возникло сразу две проблемы. Во-первых, деревянный хвост машины пришлось отделить от корпуса, т.к. он был сильно повреждён. За ним водолазы были вынуждены спуститься отдельно. Во-вторых, а это главное, детальный осмотр штурмовика показал, что некоторая часть бомб отсутствовала, но израсходована над целью не была. Значит, притаилась где-то на дне, высыпавшись, когда машина врезалась в грунт.

Военком, следивший за ситуацией, дал приказ обследовать всё дно вокруг места падения и поднять взрывоопасный груз. Не успев осознать всю «радость» соседства с этими смертельными игрушками, водолазы снова сплюнули, постучали по дереву и пошли в воду. Работа прошла гладко и на этот раз. В итоге береговую полосу оцепили, все бомбы спустили на дно на приличном расстоянии от судов и подорвали.

Теплоход «Нахимовец» с закреплённым к борту самолётом направился в Новороссийск. Евгений Лаухин вспоминал, что стоило самолёт достать из морской воды, как его корпус буквально минут за 20 окислился и полностью поменял первоначальный цвет. После того как самолёт погрузили на причале на автоприцеп, его отвезли в музей под открытым небом «Оружие и боевая техника Великой Отечественной войны». Т.е. памятником Ил-2 стал далеко не сразу.





Некогда экспозиция музея "Оружие и боевая техника ВОВ" выглядела более внушительно, сейчас МО потерян навсегда

Вскоре до начальство дошло, что самолёт разрушается и скоро от корпуса не останется ничего. Было принято решение провести реставрационные работы силами судоремонтников. Более того, первоначально предполагалось, что самолёт будет храниться под колпаком из оргстекла для защиты от негативных явлений климата. Однако к сентябрю 1978 года, когда работы были окончены как раз к 35-летию освобождения Новороссийска, местные власти решили самолёт в экспозицию не возвращать, а поставить его как памятник на пьедестал на пересечении улицы Героев Десантников и проспекта Ленина.



29 марта 1980-го года на массивном постаменте был установлен отреставрированный Ил-2, а вот про защитный колпак как-то забыли. Сам постамент и вся архитектурная композиция была создана стараниями Гургена Наджаряна, тогда главного архитектора города.

Вернёмся к экипажу погибшего и обретшего новую жизнь Ил-2. В далёком 1943 году, в апреле, нацисты обрушились на Малую Землю со всей силой – в самом разгаре была нацистская операция «Нептун». Гитлеровцы спешили сделать подарок своему фюреру ко дню рожденья (20 апреля), сбросив десантников в море. Войска с «большой земли» оказывали плацдарму всю возможную поддержку, в том числе авиационную.

8-й гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором и воевал Ил-2, тогда базировался на аэродроме в Геленджике. «Штурмовки» шли одна за другой, чтобы помочь десанту, находящемуся в критическом положении. 19 апреля в свой очередной полёт вышел экипаж майора Виктора Кузнецова. Ему и его воздушному стрелку Александру Решетинскому ставилась задача произвести штурмовку войск противника северо-восточнее посёлка Федотовка, что под Новороссийском. После начала штурмовки на Ил-2 набросились немецкие истребители. На базу машина не вернулась.

Виктор Фёдорович Кузнецов родился в 1912 году в Покровской Слободе (с 1931 город Энгельс) Саратовской области. В армию пошёл добровольцем, оставив дома маму Ольгу Александровну Кузнецову, жену Ольгу Михайловну и сына Александра. К страшным дням апреля 1943 года Виктор был уже кавалером ордена Красной Звезды и заместителем командира 2-й АЭ 8-го штурмового авиаполка. До боёв за Новороссийск Виктор сражался в небе над Севастополем и Керчью.

Его воздушным стрелком был уроженец Черниговщины, Олишевского района, села Ольшевка Решетинский Александр. Александру едва перевалило за 20 лет, с войны его ждала только матушка Дарья Николаевна.



Останки экипажа Ил-2, найденные на дне Чёрного моря, решили подзахоронить к уже существующей братской могиле, расположенной ныне на территории Государственного Морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Именно из-за того, что вплоть до 1974 года экипаж Кузнецов-Решетинский считался пропавшим без вести, поначалу мне пришлось столкнуться с ворохом донесений о безвозвратных потерях. И лишь значительно позднее я натолкнулся на Учётную карточку воинского захоронения 1254 воинов, среди фамилий которых и значился Кузнецов и Решетинский.



Над братской могилой в 1955-м году установлен памятник в виде 2-фигурной скульптуры воина и девочки с букетом цветов. Временной разрыв перезахоронения экипажа и создания самой братской могилы сказался на памятнике. Пришлось к уже существующим табличкам со списком похороненных бойцов добавить новые, отличные от изначальных таблички. Так случилось не только с экипажем Ил-2. Земля и море неохотно открывают нам имена павших.





К сожалению, то ли по криворукости, то ли ввиду вандализма, но скульптура воина лишилась автомата, что в оригинале был перекинут за плечо



Стоит отметить, что могила и памятник, некогда прибывавшие в позорном для «вышки» (как в Новороссийске называют университет им. Ушакова) состоянии, сейчас выглядят весьма прилично. И место выбрано, как мне видится, правильное – в паре сотен метров от знаменитого памятника Ил-2. Пускай и в несколько скрытом от посторонних глаз месте, но в месте тихом и спокойном под сенью деревьев маленькой аллеи. Ведь наши воины заслужили не только славу, они заслужили покой.
Автор: Восточный ветер


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 28 ноября 2017 06:50
    Спасибо! Очень интересно и познавательно. Спасибо за проделанную работу.Не менее интересно, чем про батарею Зубкова.
  2. Мур (Андрей) 28 ноября 2017 06:53
    Отличная статья.
    Спасибо за подробный разбор.
    Судя по фотографии памятника, забыли не только про защитный колпак, но и про остекление кабины. Или тоже вандализм?
    1. segamegament (Новоросс) 28 ноября 2017 11:57
      Давно уже кабина так и не остеклена, позорна закрыта "железом", но периодически появляются разные варианты "камуфляжей" на самолете, как говорится, на что денег хватило, после того как их выделенные на краску все расхитили. И так из года в год...
    2. Восточный ветер (Сергей Монах) 28 ноября 2017 16:30
      Фонарь кабины раздолбали в 90-е. Вандализм это или погодные явления, у нас тут пролетающий за окном кусок шифера не редкость, не так важно. Важно, что восстанавливать не спешили, а поставили убогий кусок какой-то жести красного цвета. Сейчас всё как надо установлено, наконец-то.
  3. XII легион (Цезарь) 28 ноября 2017 07:11
    Установка и сохранение памятников - важнейший государственный вопрос.
    А когда памятник - это реальная боевая машина, связанная с подвигом и жизнями людей, то это важно вдвойне.
    Поэтому важны такие статьи, содержательные и интересно написанные
  4. parusnik (Алексей Богомазов) 28 ноября 2017 07:32
    Некогда экспозиция музея "Оружие и боевая техника ВОВ" выглядела более внушительно, сейчас МО потерян навсегда
    ...Жаль...а помню , был...Спасибо, автору за интересный рассказ...
    1. пищак 14 декабря 2017 20:05
      Так, вроде ж, и в ленинградском музее "Дороги Жизни" экспонировавшийся "морской охотник", такой же деревянный МО-4, тоже сгнил под открытым небом?
  5. Авиатор_ (Сергей) 28 ноября 2017 20:26
    Спасибо за статью. Памятники 50-х годов особенно выразительные, нет схематизма 70-х и последующих годов. А может, это потому, что их делали люди, лично видевшие войну. Что с МО стало? Он же стальной, неужели на металл сдали?
    1. Восточный ветер (Сергей Монах) 29 ноября 2017 11:16
      Спасибо "святым 90-м". "Охотник" настолько проржавел, что ребятня, которая обожает полазить по такой технике (грешен и автор) начала проваливаться. Вместо того, чтобы провести реставрацию, его просто от греха подальше отправили на слом. "Охотник" стоял всего в сотне метров от моря, в агрессивной среде, а это значит, что необходима постоянная зачистка, грунтовка, а уже потом покраска. В то время в лучшем случае просто красили "на живую" - судьба "охотника" была решена давно...
      1. Авиатор_ (Сергей) 29 ноября 2017 19:28
        Очень жаль. Не было ухода за реликвией, а теперь вообще, наверное, ни одного экземпляра не осталось. Варварство.
  6. Стропорез (Рядовой ВДВ) 28 ноября 2017 20:29
    Спасибо за статью!!!
  7. faiver (Андрей) 29 ноября 2017 07:23
    Огромное спасибо за рассказ hi
  8. Captain Nemo (Nemo) 15 декабря 2017 22:12
    Вечная Слава погибшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины
Картина дня