Бронирование вертолетов



Растущая потребность в системах бронирования вертолетов, защищающих членов экипажей и пассажиров от огня стрелкового оружия, определяется недавними и нынешними конфликтами в Ираке, Сирии и Средней Азии, при этом разработчики стараются сделать их как можно легче.

Бронирование вертолетов, более точно определяемое как добавление противопульных компонентов для защиты экипажа и пассажиров при полетах в зонах конфликтов, всегда являлось компромиссом между установкой дополнительного элемента защиты и добавлением массы и соответственно уменьшением полезной грузоподъемности. Масса всегда является важнейшим фактором, особенно во время работы на больших высотах, где характеристики двигателя ухудшаются в связи с соответствующим недостатком кислорода. В связи с природой современных противоповстанческих операций, вертолеты, особенно те, что перевозят военнослужащих, как правило, летают на высоте порядка 1000 метров или ниже в зависимости от типа воздушного судна и тактических требований. Это делает их уязвимыми для различного наземного вооружения, от однозарядных винтовок для специализированных крупнокалиберных зенитных пулеметов, которое без проблем перевозится повстанческими группировками и может появиться в самых неожиданных местах в самый неподходящий момент. Подобное вооружение в прошлых конфликтах, как правило, состояло из семейства буксируемых 14,5-мм зенитных пулеметных установок и 12,7-мм пулеметов ДШК российского производства. При наличии подобного вооружения воздушную поддержку в виде ударных вертолетов или истребителей, как правило, вызываемых с целью нейтрализации угрозы, сложно получить, поскольку затруднительно достичь приемлемого уровня баллистической защиты от оружия таких калибров, особенно когда оно подкрепляется поражающим воздействием ракет класса «земля-воздух», запускаемых из переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).



Бронирование вертолетов


Американская компания Armour of America имеет огромный опыт разработки систем бронирования вертолетов, в том числе комплектов защиты для Ми-17 ВВС Пакистана

Типичные системы баллистической защиты (СБЗ) традиционно изготавливаются из материалов с высокой плотностью (соответственно тяжелых), которые обеспечивают защиту, но добавляют значительную массу к воздушному судну. В последние годы стояла задача получить такую же или лучшую защиту, но при этом использовать новые композиционные материалы, существенно более легкие и компактные. В настоящее время появляется всё больше таких легких композитов, что позволяет всё шире интегрировать решения на их основе в воздушные суда вертолетной и самолетной схем. «Основным противником системы баллистической защиты вертолета всегда является ее же масса, поэтому мы постоянно проводим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создаем новые материалы и оптимизируем технологические процессы с целью снижения массы наших решений», - сказал Ник Бэрд, директор британской компании Permali Gloucester. За многие годы своей работы Научно-исследовательский авиационно-ракетный центр американской армии (AMRDEC) накопил огромный опыт в разработке баллистической защиты для ряда моделей вертолетов, особенно для транспортных вертолетов семейства Boeing CH-47 Chinook и средних многоцелевых вертолетов семейства Sikorsky UH-60 Black Hawk. В Центре большое внимание было уделено разработке новых версий защитных комплектов Hybrid Enhanced Ballistic Protection System и Multi-Hit Transparent Armour Engineered Seams для предыдущей модели CH-47D и модели CH-47F, идущей ей на смену. С целью минимизации массы комплектов акцент при разработке был сделан на использование композиционных материалов, при этом они обеспечивают защиту от огня стрелкового оружия вплоть до калибра 7,62 мм. На вертолете CH-47D/F новый комплект массой порядка 1500 кг позволил снизить массу СБЗ на 909 кг. Полная СБЗ вертолета CH-47D/F, как правило, будет включать защиту полов кабины пилотов и грузовой кабины плюс боковые панели по бортам, а также систему бронированных стекол с многоударными характеристиками для окон Multi-Impact Transparent Armour System. Подобное же снижение массы было достигнуто для СБЗ вертолета UH-60. В этом случае по сравнению с существующей СБЗ удалось уменьшить массу примерно на 230 кг.


Производственная линия компании Permali Gloucester

Снижение массы СБЗ может происходить не только за счет применения легких материалов. «Еще одно ключевое направление развития - разработка баллистической защиты сложной формы. Традиционно бронепанели для вертолетов были плоскими, но мы можем оптимизировать установку брони на платформу за счет производства формованных или профильных панелей (композитных и керамических), повышающих защиту и снижающих массу. В Европе наши решения баллистической защиты интегрированы в вертолеты, эксплуатируемые Данией, Италией, Нидерландами и Великобританией», - сообщил Бэрд.

Всегда потребность

Как яркий пример, лишняя масса СБЗ создавала проблемы вертолетам международной коалиции в Афганистане, поскольку им очень часто приходилось выполнять полеты на больших высотах. Даже основные базы коалиции находились на приличных высотах, например, авиабаза Баграм в восточном Афганистане стояла на высоте 1500 метров над уровнем моря, тогда как авиабаза Кэмп Бастион/Шорабак на юге страны стояла на высоте 855 метров над уровнем моря.

После введения британского контингента в Ирак (2003) и в Афганистан (2001), возникла острая потребность в защите транспортных вертолетов CH-47D (британское обозначение НС Mk.2 Chinook). По программе срочных оперативных потребностей в 2003 году компания Permali Gloucester была выбрана в качестве подрядчика на поставку СБЗ для этого вертолета, поскольку имела большой опыт в сфере композиционных материалов. Было разработано тактико-техническое задание на разработку и сертификацию в минимально сжатые сроки СБЗ, которая могла бы защитить кабину пилотов, грузовую кабину и аппарель. Учитывая ту роль, которую вертолеты CH-47D должны были играть в снабжении удаленных баз, укомплектованных личным составом парашютно-десантного полка после его развертывания в провинции Гельманд на юге Афганистана в 2006 году, защита этих зон стала жизненно необходимой. По прибытии в страну десантный полк был разбит на небольшие группы, которые были дислоцированы на семи основных площадках, получивших название «взводные дома». К сожалению, небольшая численность полка (порядка 600 бойцов) означала, что он был серьезно ограничен в своих возможностях по проведению плановых операций, поскольку боевики Талибана не могли не поддаться искушению и сконцентрировались в больших количествах вокруг этих британских укрепленных лагерей. Восемь британских вертолетов CH-47D, развернутых на тот момент, ежедневно использовались для снабжения этих аванпостов, при этом довольно часто по ним открывался огонь с земли, ведь они были вынуждены приземляться для разгрузки продуктов питания и боеприпасов и эвакуации раненых. Зачастую, чтобы выполнить боевую задачу, приходилось вызывать огневую поддержку в виде ударных вертолетов Boeing/AgustaWestland AH-64D (британское обозначение Apache AH.1).


Вертолеты UH-60L Black Hawk и CH-47F Chinook американской армии одновременно взлетают с летного поля в юго-восточном Афганистане

Компания Permali впоследствии поставила СБЗ для вертолетов CH-47D/F нидерландских ВВС и совместно с Boeing разработала несколько различных вариантов подобных систем для других зарубежных заказчиков, Бэрд пояснил, что характер оперативного развертывания не оказывает влияния на типы баллистической защиты. «Мы не видим изменений в требованиях, обусловленных типом военной кампании. Требования, так или иначе, всегда связаны с ограничениями по массе, поэтому есть ограничение по уровню защиты, который вертолет может принять. Для пассажиров в кабине это, как правило, защита от огня стрелкового оружия, а для пилотов защита более высокого уровня (вплоть до крупнокалиберных пулеметов)». Бэрд заметил, что баллистическая защита не вписывается в концепцию «одна конструкция подходит всем», утверждая, что «наша баллистическая защита для вертолетов не взаимозаменяема, для каждого типа воздушного судна она разная: интеграция с планером слишком индивидуальна и специфична... Броневые панели, в которые произошло попадание, обычно не подлежат ремонту. Наши панели, как правило, имеют «многоударные» характеристики. Это означает, что они способны остановить попадание множества пуль и сохранить свою конструктивную целостность в разумных пределах. В некоторых обстоятельствах поврежденная панель может быть оставлена на вертолете (имея при этом ограниченный уровень защиты) пока не станет доступна панель для ее замены».


Легкая цельная панель боковой двери для защиты стрелка. Компания TenCate Advanced Armour активно использует композиционные материалы в своих изделиях

Иракская армия

Иракская армия в настоящее время имеет на вооружении 25 легких многоцелевых вертолетов Bell 407, некоторые из них используются в операциях против Исламского государства (запрещено в РФ), так как страна стремится выдавить их из последних опорных пунктов. Эти вертолеты отличаются противопульной защитой пола кабины и сидений экипажа. В 2013 году, когда вертолеты Bell 407 были поставлены иракской армии, фирма Aeronautical Accessories, подразделение компании Textron, объявила о том, что поставит комплекты протектированных топливных баков и систему защиты пассажиров для этих машин. Комплект включает защиту переднего, основного и вспомогательных протектированных топливных баков.


Фирма Aeronautical Accessories, подразделение компании Textron, поставила протектируемые топливные баки и баллистическую защиту для вертолетов Beli407, приобретенных иракской армией

СБЗ для вертолета Bell 407 была разработана фирмой LifePort, на то время входящей в компанию Sikorsky. Легкая система, разработанная для защиты экипажа и пассажиров, покрыта фирменным покрытием LifeGard, которое эффективно герметизирует и защищает броню, тем самым, увеличивая ее срок службы; кроме того, оно позволяет все поверхности внутри кабины сделать совершенно нескользящими. Эта СБЗ изготавливается из сверхвысокомолекулярного полиэтиленового волокна и броневой стали, что дает возможность при относительно небольшой массе обеспечить приемлемую баллистическую защиту и комфорт экипажа. Она сертифицирована в соответствии с первым уровнем защиты стандарта 0108.01 по классификации Национального института юстиции (США), которым определяется баллистическая защита с многоударными характеристиками, способная противостоять пулям калибра 7.62 мм с цельнометаллической оболочкой.

Мировая промышленность

По данным доклада исследовательской службы Research and Markets, мировой рынок баллистических защитных материалов в 2015 году оценивался в сумму порядка 8,8 миллиардов долларов с ожидаемым до 2022 года ежегодным ростом 5,2 процента. Хотя первые места здесь принадлежат, конечно же, индивидуальной баллистической защите и баллистической защите транспортных средств, тем не менее, существует большая потребность в баллистической защите воздушных судов. Например, индийская компания MKU Airborne Systems, производящая системы защиты для самолетов и вертолетов, квалифицирована в соответствии с американским стандартом AS-9100 Общества инженеров автомобильной промышленности и транспорта, что позволяет проектировать и разрабатывать легкие системы защиты для авиации. В компании заявляют о том, что ее защита может устанавливаться на борт воздушного судна без модификации существующей платформы. MKU поставляет системы защиты сидений экипажа, пола и стенок основной кабины и системы защиты для других уязвимых зон, например, нижнего остекления носовой части и стрелка в дверном проеме. В 2014 году она представила новый продукт под названием Polyshield V6, разработанный совместно Индией и Германией. В компании заявляют, что эта новая броня обеспечивает снижение массы примерно на 40 процентов, что преобразуется в дополнительную грузоподъемность вертолета, оборудованного этой броней. «С целью получения очень легких бронированных панелей в технологии шестого поколения используются самые современные материалы и новейшие производственные процессы».


Компания MKU предлагает несколько улучшенных СБЗ для вертолетов. В их числе система Polyshield V6, которую фирма начала выпускать в 2014 году

По словам директора компании MKU господина Гупта, новые легкие панели добавляют всего 12 кг на квадратный метр. «Поскольку масса является одним из важнейших параметров, напрямую влияющих на характеристики вертолета, эта разработка имеет большое значение». На презентации баллистической защиты Polyshield V6 на выставке Aero India 2016, прошедшей в городе Бангалор, Гупта сообщил, что его компания способна поставлять системы защиты не только индийским вооруженным силам, но она также может поставлять СБЗ для различных самолетов и вертолетов, включая российские многоцелевые транспортные вертолеты Ми-8/17; военно-транспортные самолеты С-130; семейство турбовинтовых транспортных самолетов Pilatus РС-6; вертолеты СН-47D/F Chinook; легкие вертолеты ВО-105 и семейство многоцелевых вертолетов UH-60 Black Hawk.



Американская компания Armour of America разработала комплект бронирования для вертолета UH-60 Black Hawk

Австралийская компания CCA Protect поставила баллистическую защиту для вертолетов CH47D/F и UH-60 австралийских и новозеландских вооруженных сил. ССА имеет все возможности быстро произвести СБЗ для воздушных судов, но всегда держит запас компонентов с целью сокращения производственного цикла до минимума. За последние 35 лет американская компания Armour of America поставила комплекты бронирования для более чем 300 военных и гражданских вертолетов большинства известных производителей. Компания использует компьютерное проектирование при разработке комплектов и поэтому может подгонять их под любой вертолет любой модификации и любого оператора. Основные зоны, которые закрывает навесная броня, - это пол и стены грузовой кабины, кабина пилотов, сиденья экипажа, место стрелка и стенки двигательного отсека. Наконец, компания TenCate Advanced Armour при создании своих СБЗ широко применяет композиционные материалы, уделяя особое внимание возможности быстро устанавливать и снимать баллистические панели.


Австралийская компания CCA Protect (Combat Clothing Australia) занимается бронированием транспортных вертолетов CH47D/F Chinook вооруженных сил своей страны

Маловероятно, что спрос на повышение уровней защиты вертолетов при сравнительно небольшом прибавлении в массе уменьшится в ближайшем будущем. Со времени своего первого массового применения в боевых условиях американскими вооруженными силами в Корейской воине 1950-1953 годов вертолеты регулярно развертывались для поддержки противоповстанческих операций, а также в традиционных боевых действиях. Вертолеты и далее будут активно использоваться в конфликтах всех типов, поэтому угроза, которую несет этим воздушным судам стрелковое оружие, вряд ли уменьшится.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.permali.co.uk
www.mku.com
www.ccaprotect.com.au
www.armourofamerica.com
amrdec.army.mil
www.cnbc.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Перевод: Alex Alexeev

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. demiurg (валера) 1 декабря 2017 07:31
    Сижу смеюсь. Представил нормальную такую, реальную войну. Зарытые по самые брови танки и прочие прелести, схемы взвода в обороне перед глазами стоят. И внезапно, прилетает вертолет на передовую, садится в километре-полутора от вражеских окопов, типа привозит хавчик одной из сторон. Ведь 100% что голодными бойцы останутся. Еще и трупы пилотов вытаскивать в тыл придется.
    Наверное стоит разделить технику предназначенную для взрослой войны и технику для сафари белых бван.
    В одну сторону отнести МРАПы, ганшипы в том числе и летающие, патрульные ударные беспилотники, вертолеты с защитой от ППШ и подобное вооружение.
    В другой стороне, БМП, танки, нормальная фронтовая авиация.
    Хотя статья конечно интересная, свой плюс я оставил, но слишком мало написано. Нет процентов поражения от различных видов оружия, что поражалось. Фотографий повреждений или следов обстрела тоже нет.
    1. Pete Mitchell (Pete Mitchell) 1 декабря 2017 11:52
      Цитата: demiurg
      Сижу смеюсь..

      Соглашусь, статья интересная, но очень напоминает рекламу. Или мы ошибаемся и подразумевается "волщебный пинок" российским производителям?
  2. Razvedka_Boem 1 декабря 2017 12:37
    автор.. Перечислите конфликты в Средней Азии, где участвовали вертолеты и что на основе их действий и противодействий им.. Вы ставите придуманные конфликты в ЦА на уровень с Ираком и Сирией..
    А ведь когда-то ВО считался достаточно компетентным..
    Пы.Сы. Кстати, мы КУПИЛИ на днях дюжину Ми-35.
    А то любят некоторые говорить всяко-разно..
    Мы всегда платим.
  3. Deadушка (Виталий) 1 декабря 2017 12:51
    традиционно изготавливаются из материалов с высокой плотностью (соответственно тяжелых), которые обеспечивают защиту, но добавляют значительную массу к воздушному судну

    именно традиционные, бывают и варианты... янки еще во Вьетнаме пробовали и применяли различные варианты.
    В "Разрушительном ранчо" к стати панельку такую отстреливали... достаточно легкая и 7.62 останавливает. request
    1. missuris (Янэк) 1 декабря 2017 15:42
      там не акцентировали внимание на сердечниках пуль, но скорее всего .300 Winchester Magnum (.300 Win Mag или 7,62×67 мм) уже пробил эту панель, а 7.62х51 не пробила, но снова не указан тип сердечника, мб бронебойный бы и пробил, с другой стороны там белая дешевая алюминиевая керамика в пластине 60-х. если брать современную дорогую боровую керамику то она будет и легче и прочнее.
      1. Deadушка (Виталий) 1 декабря 2017 15:49
        дык, сам факт что может быть другая...
        и от всего не обезопасить..
  4. Арон Заави (Арон) 1 декабря 2017 17:02
    Бронирование вертолетов необходимо особенно ударных. А то имеем, то что имеем и вы и мы. Вот сегодня новая потеря ССА .
  5. maximghost 1 декабря 2017 23:02
    Меня больше прикалывает, что во всех подобных статьях обозревается только западный опыт, без сравнения с нашим. Да и западный то опыт обозревается не полностью.
    1. LastPS 9 декабря 2017 10:21
      Потому-что это переводная статья. Им как-то пофиг на то, что творится у нас, если это не какие-то бестселлеры рынка или просто громкие премьеры.
  6. Оператор (Андрей) 2 декабря 2017 20:29
    Легкая броня, описанная статье, защищает только от бронебойных пуль калибров 5,45/5,56/7,62 мм, бронебойным пулям калибра 12,7 мм она не помеха.
    1. CTABEP (Михаил) 3 декабря 2017 09:46
      Но к примеру, МДЗшку 12,7 она остановит, а повреждения небронированного вертолета от нее были бы гораздо серьезнее, пробей она обшивку. Да и вообще, лучше иметь броню, чем не иметь - и с АК пилотов подстреливали.
  7. хезбола (Вас) 5 декабря 2017 02:37
    понты не имеющие ни малейшего отношения к защите от хотябы дшк и кпвт на пикапах, молчу про зу
  8. Николай Р-ПМ (Николай) 9 декабря 2017 22:24
    По опыту войны в Афганистане наиболее часто по вертолетам открывали огонь из ручного огнестрельного оружия. В транспортных вертолетах ми-8 отсутсвовало бронирование грузовой кабины, а навесные пластины прикрывали только кабину экипажа и появились уже в ходе войны. Таким образом, наличие легкого бронирования пола грузовой кабины транспортного вертолета существенно повышает его боевую живучесть при выполнении задач снабжения и транспортировки людей и грузов.
    По моему скромному мнению самый опасный калибр оружия, которое работает по вертушкам- 12,7 мм. Такое оружие с одной стороны обладает довольно внушительным огневым воздействием, с другой-относительно легкое и компактное благодаря чему позволяет огранизовывать огневые точки в труднодоступных, а поэтому и неожиданных местах. По этим же причинам равную опасность представляют пзрк и гранатометы. Зенитные скоростлельные пушки хоть и обладают большим могуществом тяжелы, громоздки, в следствие чего требуют колесной платформы (кузов грузовика, прицеп и тд) и их намного сложнее замаскировать.
Картина дня