Кто виновен в гибели К-129

Одной из самых таинственных катастроф подводного флота в послевоенный период считается гибель советской субмарины К-129 в водах Тихого океана в марте 1968 года. По мотивам тех событий в нашей стране и за рубежом снято несколько документальных фильмов, написаны десятки книг и статей. Впрочем, до разгадки причины гибели подводного ракетоносца и его экипажа еще далеко. Не исключено, что доподлинно установить обстоятельства, приведшие к трагическому исходу, не удастся никогда.

НА СЕАНС СВЯЗИ НЕ ВЫШЛА

В январе 1968 года, по причине неготовности однотипной К-99 из состава 29-й дивизии подводных лодок к выполнению плановой боевой службы, экипаж К-129 был отозван из отпуска, приступил к отработке курса боевой подготовки и подготовке к выходу на боевую службу (БС). При этом экипаж только 30 ноября 1967 года возвратился с предыдущей БС.


В феврале лодка выполнила контрольный выход в море, причем по причине неприбытия из отпуска штатного командира капитана 1 ранга В.И. Кобзаря на контрольный выход был прикомандирован капитан 2 ранга В.В. Куренков, командир К-75. По результатам выхода капитан 2 ранга В.В. Куренков доложил командованию о неготовности экипажа К-129 к выполнению БС по причине низкой слаженности. Однако для недопущения срыва плана БС после усиленной отработки береговых и морских элементов курса боевой подготовки экипаж все же получил разрешение на выход в море, который состоялся 24 февраля.

В 00.00 8 марта К-129 не вышла на плановый контрольный сеанс связи. Через сутки, 9 марта, была объявлена тревога по флоту и начата крупномасштабная операция по поиску пропавшей подлодки, продолжавшаяся в тяжелых погодных условиях в общей сложности 70 суток. К операции, помимо сил Тихоокеанского флота, привлекались суда Министерства морского флота и Академии наук СССР. В результате поисков на поверхности океана северо-западнее Гавайских островов силами авиаразведки обнаружено лишь большое поле соляра, образовавшееся предположительно над местом гибели подводной лодки.

РАЗНЫЕ ВЕРСИИ

Исходя из имеющейся в открытом доступе информации, однозначный ответ о причинах гибели К-129 дать не представляется возможным. Существует несколько вполне обоснованных версий, но вряд ли они в ближайшем будущем будут подтверждены вещественными доказательствами и подлинными документами. Наиболее полная картина, позволяющая раскрыть причины гибели ракетоносца, доступна лишь ЦРУ, курировавшему подъем и обследование фрагментов подлодки и имеющему в своем распоряжении фотографии, акты осмотра и другие материалы.

Наиболее часто тиражируемая в отечественных СМИ версия гласит о столкновении К-129 с американской атомной подводной лодкой (АПЛ) «Суордфиш». Но при внимательном анализе и сравнении ее с другими подобными событиями вскрывается несколько веских аргументов, свидетельствующих о полной несостоятельности данного предположения.

Кто виновен в гибели К-129Во-первых, при прибытии 17 марта 1968 года в японский порт Йокосука лодка в светлое время суток проходила международным фарватером и была сфотографирована японскими журналистами, фотографии ее были опубликованы в местных газетах. Видимые на фотографиях повреждения исключительно выдвижных устройств дают все основания полагать, что объект, с которым столкнулась подлодка, имел значительно меньшие вес и габариты, чем сама АПЛ «Суордфиш», или столкновение было легким и произошло по касательной. Все известные случаи столкновения подлодок, когда участники происшествия оказывались на грани гибели, заканчивались получением сопоставимых по тяжести повреждений. Таковые у «Суордфиш» отсутствуют. При этом именно сам факт появления поврежденной американской лодки в японском порту опровергает предположение о ее причастности к рассматриваемому событию и попытке сокрытия участия данной АПЛ в инциденте. Из соображения режима секретности, при таких обстоятельствах наиболее целесообразно производить ремонт в месте базирования подлодки, тем более при наличии в данном районе развитой сети американских судоремонтных предприятий и соответствующих условий для маскировки.

Во-вторых, японский порт Йокосука расположен существенно дальше от точки гибели К-129, чем американская база подводных лодок на Гавайских островах, и поэтому решение направить поврежденную субмарину на ремонт в удаленный иностранный порт на другом берегу Тихого океана выглядит, по меньшей мере, очень нелогично. Достаточно измерить по карте расстояние от точки гибели К-129 до острова Оаху и до Японии. Путь, который пришлось бы пройти «Суордфиш» в противоположную сторону Тихого океана до порта Йокосука и обратно в Перл-Харбор, если бы она действительно участвовала в столкновении с К-129, более чем в три раза длиннее пути от точки гибели до Перл-Харбора. Комментарии, как говорится, излишни.

СЛУЧАЙ С «ТОТОГ»

Показательными для сравнения являются действия американского командования после столкновения советской АПЛ К-108 проекта 675 под командованием капитана 1 ранга Б.С. Багдасаряна с американской АПЛ «Тотог» типа «Стерджен» у берегов Камчатки 20 июня 1970 года, всего через два года после гибели К-129. Последовавшие за столкновением шумы, зафиксированные американским акустиком и записанные на магнитофон, были классифицированы как разрушение прочного корпуса советской субмарины, поэтому последнюю посчитали погибшей.

Всплыв в 200 милях от советских берегов и установив импровизированную связную антенну взамен поврежденной, командир американской субмарины коммандер Б. Болдерстон донес о случившемся командованию и был отозван в Перл-Харбор с указанием войти в порт 1 июля в ночное время без ходовых огней. На пирсе прибывающую подводную лодку встречал командующий подводными силами на Тихом океане, а об инциденте министр обороны США Мелвин Лэйрд телеграммой доложил президенту Ричарду Никсону.

Лодка была поставлена в док, и до тех пор, пока повреждения не были закрыты тентом, экипажу не разрешали покидать отсеки. Как американская, так и советская подводные лодки получили серьезные повреждения, лишь случайность позволила избежать трагических последствий: у К-108 был пробит легкий корпус в районе мортиры правого гребного вала, а сам гребной вал был заклинен. У американской ПЛ оказались повреждены рубочные горизонтальные рули, сама рубка получила изгиб в два градуса с заклиниванием всех выдвижных устройств, причем правый винт К-108 пробил крышку верхнего рубочного люка «Тотог», и часть объема боевой рубки оказалась затопленной.

ЧТО ЖЕ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

В итоге можно сделать вывод, что если бы «Суордфиш» действительно была причастна к столкновению с К-129, как это утверждается экспертами, наиболее подходящим местом для ее укрытия и ремонта был бы Перл-Харбор, а не японский порт Йокосука. Да и повреждения были бы более внушительными. Так что обвинять «Суордфиш» в причастности к гибели К-129 нет достаточных оснований.

Один из офицеров, находившихся в марте 1968 года на борту АПЛ «Суордфиш», когда ее перископ был поврежден об лед, лейтенант-коммандер Ричард Ли, впоследствии вспоминал: «…для тех из нас, кто находился на борту «Суордфиш» (около 115 человек), интересно узнать, как писатель исторической фантастики может принять отдельные события и сделать любой вывод, какой он хочет».

В отношении АПЛ «Суордфиш» вполне логичной выглядит другая версия, которая ранее озвучивалась американской стороной, при этом умалчивавшей, что та была одной из 9 американских подлодок, направленных в воды Японского моря после захвата северокорейскими кораблями в январе 1968 года американского разведывательного корабля «Пуэбло» (AGER-2), и занималась разведкой вблизи залива Петра Великого. Согласно этой версии, в марте в Японское море течение и ветры выносят из Охотского моря, Татарского пролива и залива Петра Великого много плавающего льда, с которым 2 марта и произошло столкновение. Повреждения не требовали срочного ремонта, поэтому заход в порт Йокосука был запланирован на 15 марта. Причем, по просьбе японской администрации порта, заход в итоге был перенесен на 17 марта.

Впрочем, и после посещения Йокосуки субмарина не покинула свою операционную зону, в которой она находилась с начала февраля, а после ремонта перископа продолжала выполнять задачи разведки. В мае она отметилась в другом японском порту Сасебо, где местные экологи заподозрили ее в сливе радиоактивной воды в акваторию и устроили соответствующий скандал. В результате японскому премьеру Эйсаку Сато пришлось заявить, что атомные подлодки США больше не будут заходить в японские порты, если их ядерная безопасность не будет обеспечена американскими специалистами на должном уровне. Вернулась к месту постоянного базирования АПЛ «Суордфиш» лишь 5 сентября.
Автор: Илья Курганов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/concepts/2017-11-24/15_974_k129.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. alekc73 (алексей) 26 ноября 2017 15:39
    По статье логичный вывод- не готовый экипаж.Виноваты сами или техническая неисправность.
    1. Дедкастарый (Дедка Старый) 26 ноября 2017 15:52
      Кто виновен в гибели К-129
      по "Курску" вопрос тот же... и что??? официальная версия: "она утонула...".
      1. jjj 26 ноября 2017 19:05
        Илья! Картинок своих каких-нибудь новых размести. Давно не видали!
        jjj
    2. kapitan92 (Вячеслав) 27 ноября 2017 11:27
      Цитата: alekc73
      По статье логичный вывод- не готовый экипаж.Виноваты сами или техническая неисправность

      Эту статью вместе с автором надо в одно место спустить! О чем она? О сомнениях автора в официальном заявлении о причинах гибели ПЛ ?
      Разгадку надо искать в засекреченных архивах США, где имеются видео и фото снимки повреждений нашей лодки , находящейся на почти 5км глубине. Несколько лет спустя, американцы спроектировали и построили судно способное с этой глубины поднять К 129, надеясь получить коды и системы вооружения. Поднять удалось носовой отсек , ибо лодка "переломилась" при подъеме, подняли пару торпед с ЯБ и трупы наших матросов, которые позже, были захоронены под звуки советского гимна и по всем морским традициям, принятым у нас. Все было снято на видео и представлено нашему командованию.
      Писать надо о безобразном отношении Советского командования к погибшему экипажу, о том как наши адмиралы , бросив семьи погибших без пенсий, начали прикрывать свой зад.
      P.S. Подобные операции по обнаружению и подъему ПЛ с такой глубины нашим адмиралам только снились! Кадры захоронения советских моряков американцами есть в открытом доступе в инете.
  2. turbris (Борис) 26 ноября 2017 16:10
    Кто доживет, до 3000-х годов, может и узнает кое-какую правду.
    1. 210окв (дмитрий) 26 ноября 2017 17:35
      До этого времени и тайна убийства Кеннеди не будет раскрыта..
      Цитата: turbris
      Кто доживет, до 3000-х годов, может и узнает кое-какую правду.
      1. Альф (Василий) 26 ноября 2017 23:10
        Цитата: 210окв
        До этого времени и тайна убийства Кеннеди не будет раскрыта..

        Почему не раскрыта ? По ящику сказали, что убийца Кеннеди Освальд до покушения два раза заходил в советское посольство, так что...делайте выводы. laughing
    2. Ин100грамм (Алексей) 26 ноября 2017 21:11
      Цитата: turbris
      то доживет, до 3000-х годов, может и узнает кое-какую правду.

      Наверняка раньше. Столько не секретят.
  3. faiver (Андрей) 26 ноября 2017 17:56
    название статьи не соответствует самой статье...
  4. papas-57 (PAPAS-57) 26 ноября 2017 18:01
    ''Кто виновен в гибели К-129''. Из статьи понял одно - я не виноват. Спать буду спокойно.
  5. слава1974 (слава) 26 ноября 2017 18:39
    японский порт Йокосука расположен существенно дальше от точки гибели К-129, чем американская база подводных лодок на Гавайских островах, и поэтому решение направить поврежденную субмарину на ремонт в удаленный иностранный порт на другом берегу Тихого океана выглядит, по меньшей мере, очень нелогично.

    Если повреждения не значительные ,то очень логично отправить лодку на ремонт подальше от места столкновения.
  6. МорякЧФ (Сергей) 26 ноября 2017 20:37
    Американцы с самого начала знали где она затонула,значит прецендент был.
  7. водяной (Владимир) 26 ноября 2017 23:37
    Надо полагать, что ежели при подъеме лодка переломилась в районе третьего отсека, стало быть туда она и получила нечто, категорически нарушившее ее продольную прочность и приведшее к гибели.
    1. Ратуш (Ратуш) 27 ноября 2017 11:39
      Цитата: водяной
      Надо полагать, что ежели при подъеме лодка переломилась в районе третьего отсека, стало быть туда она и получила нечто, категорически нарушившее ее продольную прочность и приведшее к гибели.



      Лодка могла получить это Нечто в результате аварии на борту..или же а результате удара об дно когда утонула.или когда разрушилась при достижении критической глубины.
  8. Dzafdet (Сергей) 27 ноября 2017 16:49
    Цитата: Альф
    Цитата: 210окв
    До этого времени и тайна убийства Кеннеди не будет раскрыта..

    Почему не раскрыта ? По ящику сказали, что убийца Кеннеди Освальд до покушения два раза заходил в советское посольство, так что...делайте выводы. laughing

    вот только стреляли в Кенеди с трёх точек и пули попали с трёх сторон. Видно Освальд был супермэн и летал по воздуху... tongue
  9. Безразличный 27 ноября 2017 20:31
    Я напишу наиболее достоверные сведения гибели лодки. Я жил на улице имени Кобзаря в Рыбачьем на Камчатке, но уже после гибели лодки. А вот дружил я с электриком с К-129. Он случайно остался в живых. Не потому что чудесным образом выплыл, а ждал увольнения в запас и потому на боевую службу взят не был. Ему командир Кобзарь лично предложил выбор. Идти или остаться на берегу, потому как замену себе он успел подготовить. Он остался на берегу и потому живым. Он рассказывал мне, что лодка действительно была не готова к боевой службе. И в этом виноват не столько экипаж, как старая аккумуляторная батарея. Кобзарь пытался убедить начальство ее перегрузить, но не смог. Времени не хватило. А доложить наверх, что лодка не готова местные начальники боялись. Он мне рассказывал, что водород газовал так, что печи дожига не справлялись и приходилось постоянно вентилироваться в атмосферу, запуская дизели. И когда выяснилось, что лодка погибла все, кто знал истинное состояние дел, сразу сказали, что рванул водород. Ну, а потом, оказались виноватыми покойники. Они ведь разговаривать не умеют. Вот и свалили на "неотработанный" экипаж." Неспаянный" коллектив и так далее. А виноваты начальники не давшие возможность перегрузить батарею. Надеюсь многие знают, что на К-129 было три группы батарей. И если при зарядке они начнут сильно газовать водородом, то мало не покажется. Так и получилось. А как взрывается водород, я знаю на себе. Весьма впечатляет!
  10. Sergei75 (Сергей) 29 ноября 2017 23:19
    Сегодня мы знаем место, где погибла лодка, может направить туда МИР и глянуть?
Картина дня