Military Review

Chernomorsky Shipbuilding Plant: research vessel "Akademik Sergey Korolev"

14
At the end of 60-x - the beginning of 70-x. CSY built the research vessel Akademik Sergey Korolev, which was intended to control spacecraft from any region of the World Ocean.


Chernomorsky Shipbuilding Plant: research vessel "Akademik Sergey Korolev"


For the needs of science

Still in full swing was the work on the delivery of the order number XXUMX, which was nothing more than the cruiser "Leningrad". A new task has arrived at the Black Sea Plant: to build a ship on which it was planned to deploy a communications system and equipment for controlling space vehicles. The complexity of the situation was that the construction of such a ship was not approved by the 702-summer plan, and the order, which was also urgent, needed to be squeezed into the existing lineup.

3 September 1968 was issued a decree of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR "On the creation of floating measuring points to support work on the HNNUMX-L1 complex to support work on the second Soviet lunar research program." The deadlines were set the most stringent. The Soviet Union was actively exploring space, producing new launches of manned spacecraft, automatic stations and satellites for various purposes.

During rotation in near-earth orbit, spacecraft periodically left the radio visibility zone of communication centers located in the territory of the Soviet Union. Such turns were called "deaf", and the Mission Control Center for some time lost contact with the ship. The problem was supposed to be solved by the construction of special ships to control space flights, which, being in the expanses of the World Ocean, would perform the role of floating communication centers.


The model of the research vessel "Academician Sergey Korolev" in the exposition of the Nikolaev Museum of Shipbuilding and fleet. Author Alexander G. Vycherov, participant in the Great Patriotic War, European champion in marine modeling 1957 in London


By the time the order was received (mid-1969 of the year), the stocks of the Black Sea Shipbuilding Plant were occupied. On the stocks No. 0, the hull of the universal cargo ship of the Feodosia type 1968 project, laid out in March 1568, was already in a high degree of readiness. The permission was given to use the available technical reserves, materials and equipment from other orders. The Chernomorsudoproekt Design Bureau, which was entrusted with the development of a space communications vehicle project, proposed to save time on the basis of the hull of an unfinished cargo ship, expanding and extending it by inserts.

The side plating in the middle part was to become the inner wall of tanks for fuel and water - one of the requirements for the order was an unlimited navigation area. The displacement of the project reached 21250 tons. Gradually, work on the project gained momentum. Now he got his own name: the project 1908, the code "Canopus". The name of the cipher was chosen by the name of Canopus star, not visible from the territory of the USSR and distinguishable only in the Southern Hemisphere. The ship was given the name Akademik Sergey Korolev, factory building number 704.

Construction of "Academician Sergei Korolev"

In order to reduce the time for the release of technical and planning-technological documentation, factory technologists and designers worked directly at the Design Bureau together with its specialists. Because of the importance of the task for the construction of the Korolev, the most experienced engineering and technical personnel who gained considerable experience during the construction of the aircraft carriers Moscow and Leningrad were abandoned. The main builder of the ship was Ivan Iosifovich Vinnik, later the Hero of Socialist Labor. The director of the Black Sea Shipyard at that time was Hero of Socialist Labor Anatoly Borisovich Gankevich.

To speed up and facilitate the construction process, additional tower cranes with a load capacity of 80 tons were installed near the building berth and a pre-stack area was created for assembling and welding sections and blocks. Moscow constantly had a hand on the pulse of the production process - the plant's management reported on the progress of the work daily to the capital. Once a month we went to Moscow to report in detail, with details.

To accommodate a large amount of equipment, laboratories, instruments, additional space was required. For this, the hull of the failed cargo ship was cut across the mid-frame and an insert was inserted with a length of 12,3 meters. We have made “fits” to the sides of the 1,6 meter, added 3 decks, 5 platforms and 5 waterproof bulkheads.

Order # 704 was launched on July 1 1969. The completion of the construction afloat began. The most complex engineering task was the installation of two antennas: the first was a command-measuring system, the second carried out satellite communications. The weight of each of them reached 175 tons. The diameter of the mirrors was 12 meters. A small antenna of the command-measuring complex with a mirror diameter of 2,1 m was to be mounted on the nose superstructure.

The incoming data had to be processed by its own computing complex, which included two computers. With great precautions, these products were delivered to Nikolaev from the Izhora plant. Antennas needed not only to be installed, but also properly configured. It was necessary to check the alignment of two 12-meter antennas and the synchronism of their work.

For these purposes, a special engineering operation was carried out. It was necessary to fix the floating ship motionless. There was no dry dock at ChSZ, so a group of specialists at the enterprise came up with a way to accomplish this difficult task under the existing conditions. “Sergey Korolev” was installed on seven underwater supports pre-erected at the bottom of the Southern Bug. Three were unregulated - two in the bow, one in the stern, and the height of the four pillars (in the area of ​​the mid-section insert) could be changed with the help of jacks. In order to reliably fit the Korolev on the supports and create the necessary downforce, 2000 tons of water were taken as ballast. For the entire time the ship was in that position, a 24-hour watch was organized called the “survivability group”. Its task was to produce, if necessary, balancing the vessel depending on the water level in the water area, the strength and direction of the wind, and the consumption of cargo. In total, the ship stayed on the supports for 26 days, which made it possible to carefully adjust the appropriate thin equipment.


"Academician Sergey Korolev" at the pier


26 December 1970 was signed the acceptance certificate. The signing was attended by famous throughout the country and famous in narrow circles of personality. Among the first are cosmonauts, Heroes of the Soviet Union Valery Bykovsky and Alexander Volkov. Secondly, Major General Yakov Tregub, Deputy General Designer of the missile firm of Nikolay Chelomey. Present at the event and the widow of Sergei Pavlovich Nina Korolev. The reception commission highly appreciated the work of the Nikolaev shipbuilders.

The construction of the “Academician Sergei Korolev” lasted two years, nine months and 8 days. With a total displacement of the ship in 21250 tons, its greatest length was 189,9 m, width - 25 m, height of the freeboard 13,2 m, draft 7,93 m. Main power unit 12 thous. Hp allowed to reach speeds in 17,5 nodes. Range 22500 miles Autonomy - 120 days with crew members 123 and about 200 researchers. Normal operation of the command-measuring complexes was possible at sea state up to 7 points and wind speeds up to 20 m per second.

For people on board, comfortable conditions have been created. In the bow of the ship below the waterline was equipped cinema 250 people. There was a well-equipped gym, indoor and outdoor pools, a reading room and a large library. There was even a billiard room.

For success in building the Akademik Sergey Korolev ship, the city of Nikolaev was awarded a decree from 31 December 1970 with the Order of the Red Banner of Labor, and in January 1971 of the ChSZ decorated its banner with the Order of the October Revolution.

In service in the ocean

Already in spring, the brainchild of the Black Sea Plant set sail for the fulfillment of its main task: while in the North Atlantic, Korolev managed the Salyut station. His first flight lasted 205 days, and further operation was intense.

In 1974, along with another ship of the Soviet space fleet "Cosmonaut Yuri Gagarin", "Akademik Sergey Korolev" took direct part in the implementation of the joint Soviet-American space program "Soyuz-Apollon". He provided docking for the Soyuz-19 and Apollo-18 ships while in the Gulf of Honduras in the Caribbean.


"Cosmonaut Yuri Gagarin" and "Academician Sergei Korolev"


In May 1982, the ship made its thirteenth expeditionary flight. 27 May 1983. Progress-13 transport spacecraft was launched, which was supposed to deliver about 7 tons of various cargoes to the Salyut-2,5 station. Due to the mistakes of specialists of the ground command-measuring complex, who did not have time to issue the necessary commands, Progress began to lose height with an unlucky number. There was a threat of combustion in the atmosphere. The last chance to avoid an accident was the command line of the Akademik Sergey Korolev located in the Atlantic at that time. The members of the expedition succeeded, having issued a series of radio commands, to bring the transport ship into the calculated orbit. Thus, not only was the loss of a spacecraft with valuable cargo prevented, but another international expedition to the Salyut-7 station was not disrupted.

In July, 1988, along with other space fleet research vessels, the Kegostrov and Cosmonaut George Dobrovolsky, Akademik Sergey Korolev, controlled the launch of the booster stages of the launch vehicles Phobos-1 and Phobos- 2 », departing to explore Mars and its satellites.

Doomed

By 1991, Akademik Sergey Korolev has already made an 22 expedition voyage. During this time he went through three upgrades of the equipment installed on board. Being assigned to the port of Odessa, after the declaration of "independence" by Ukraine, changed the flag. Together with the "Korolev" new authorities got another unique ship - "Yuri Gagarin" - a displacement of 45 thousand tons, built in Leningrad.


Last hike. "Academician Sergei Korolev" in the Bosphorus goes on cutting in India


Despite the most powerful shaking of the air by pompous statements that Ukraine is a space power, money for the somewhat appropriate exploitation of two unique ships that could be built in the world by countries, whose number could be counted on the fingers of one hand, it turned out. Since 1991, Korolev and Gagarin have been sludge, and in 1995, by decision of the State Property Fund of Ukraine, a tender was announced for the sale of these two ships. In 1996, they were sold for scrap to India, and in winter 1996 – 1997. disposed of.
Author:
Articles from this series:
CSY: years of occupation and recovery after the war
CSY: submarines, cruisers, battleships and icebreakers
CSY: destroyers leaders and submarines
CSY: recovery after the Civil War
CSY: the first years of Soviet power
CSY: development and decline at the beginning of the 20th century
CSY: foundation and first ships
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Seaflame
    Seaflame 1 December 2017 16: 00
    +6
    Handsome man! They were able to create real masterpieces of engineering.
  2. Curious
    Curious 1 December 2017 18: 39
    11
    "Despite the powerful air shakes by pompous statements that Ukraine is a space power, money for any proper operation of two unique ships that could be built in the world of the country, whose number could be counted on the fingers of one hand, is in the" space power " It hasn’t turned out since 1991. Korolev and Gagarin were in a sludge, and in 1995, by decision of the State Property Fund of Ukraine, a tender was announced for the sale of these two ships.In 1996, they were sold for scrap to India, and in the winter of 1996 -1997 disposed of. "
    The author concluded the article with a ritual "fe" towards Ukraine. Ukraine, of course, loves to shake the air, and has laid a hand to many profanities, but let's look at the fate of the rest of the ships of the Space Research Service of the Marine Expeditionary Research Department of the USSR Academy of Sciences. Maybe they plow the sea - the oceans.
    By the end of 1978, the SKI OMER fleet consisted of 11 vessels based in Leningrad and Odessa.
    In 1989, the expeditions of the "small" vessels of the Selena project were disbanded. In 1990, these vessels were sold for scrap in Alang (India).
    In 1989, he was expelled from OM KIK and sold to the new owner, ECOS-Conversion, R / V Cosmonaut Vladimir Komarov. In 1994, the ship was sold for scrap in Alang (India).

    In 1991-1994. the rest of the vessels returned from their last expeditionary voyages and stood up “for fun” for a long time.

    In 1995, the vessels Cosmonaut Vladislav Volkov, Cosmonaut Pavel Belyaev, Cosmonaut George Dobrovolsky and Cosmonaut Viktor Patsaev were transferred from the Ministry of Defense to the Russian Space Agency (Roskosmos).

    In 1996, the vessels "Cosmonaut Yuri Gagarin", "Academician Sergey Korolev", inherited after the collapse of the USSR in 1991 by the Black Sea Shipping Company (Ukraine), changed their names to "AGAR" and "OROL" and were sold for scrap in Alang (India )

    In 1998-1999 steps were taken to participate in the R / V “Cosmonaut George Dobrovolsky” in the project “Sea Launch”. Appropriate equipment was installed on the vessel, preparations for the launch of the voyage began. But he never took place.

    In 2000, Cosmonaut Vladislav Volkov and Cosmonaut Pavel Belyaev were dismantled at the Kaliningrad Sudoremont-Baltika shipyard.

    In 2006, "Cosmonaut George Dobrovolsky", changing the name to "Cosmos", went for scrap in Alang (India).

    To date (2016), there remains only one vessel of the “marine space fleet” - “Cosmonaut Viktor Patsaev”, standing in the port of Kaliningrad at the pier of the Museum of the World Ocean. Telemetry information receiving equipment has been partially stored on board the vessel, and the employees of the Measuring Equipment NGO (Korolev), who are still on board, are still working on receiving telemetry information and providing communications with spacecraft, including the International Space Station (ISS).
    There is hope that Cosmonaut Viktor Patsayev will outlive his comrades for a long time, since in July 2016, by order of the Minister of Culture of the Russian Federation, the vessel was added to the unified state register of cultural heritage sites of the peoples of Russia of federal significance.
    A similar fate befell the ships of the measuring complex (CFC) of which only Marshal Krylov survived.
    1. servant boy
      servant boy 19 December 2017 13: 18
      0
      Today the station is international. Americans and Canadians work instead of ships. Maybe even cheaper. In addition, back in the days of the existence of the fleet, rumors persisted that the problem of dead turns would be solved by other means, for example, the space fleet. Perhaps already decided.
  3. san4es
    san4es 1 December 2017 18: 57
    +7
    ... Chronicle of the times of the USSR. "Cosmonaut Yuri Gagarin"
  4. yorik9
    yorik9 1 December 2017 19: 51
    +1
    To the story! For in fact there is no factory!
  5. cedar
    cedar 1 December 2017 20: 23
    +3
    Quote: san4es
    ... Chronicle of the times of the USSR. "Cosmonaut Yuri Gagarin"


    Wonderful people of wonderful time, peace creative people. Great movie.

    And here are new films, new reality, new time, new .... nonhumans.
  6. Petrol cutter
    Petrol cutter 1 December 2017 21: 53
    +1
    I know such a ship. In the words of one of my comrades: how did you live like that? .. your copper as well! .. Nowadays you should not expect such vessels. Although, who knows ...
  7. LeonidL
    LeonidL 2 December 2017 04: 50
    +2
    They betrayed the Yeltsinoids fleet!
  8. Reader 2013
    Reader 2013 2 December 2017 12: 29
    0
    Not well, one of them was captured by the aliens, but there was a documentary movie. The virus is called
    1. Antares
      Antares 2 December 2017 23: 37
      +1
      Quote: Reader 2013
      there was a documentary movie. The virus is called

      feature film VIRUS
      The Russian scientific research vessel Akademik Vladislav Volkov was "made" by the USNS General Hoyt S. Vandenberg, which was withdrawn from the US Navy. Until the flooding in 2009, off the coast of Florida, Cyrillic inscriptions were read on its sides
  9. Conductor
    Conductor 4 December 2017 23: 33
    0
    And what is his case in the middle part closer to the waterline such with thickenings? Is this there tanks for fuel and water?
    1. Plombirator
      5 December 2017 22: 09
      +1
      Yes sir. Since the ship was supposed to be on the flight for a long time, its autonomy should have been increased in terms of fuel, water and provisions.
    2. servant boy
      servant boy 19 December 2017 13: 07
      0
      he has no thickenings. Surprisingly beautiful and good ship. I think the author crossed two vessels KVK and ASK. KVK, indeed, has some kind of absurdity in the case, perhaps this is the mentioned insert. Not on the Korolev! "Cinema" in the superstructure, then above the waterline. The indoor pool was almost immediately converted to a volleyball court. Billiards for pitching - this is for the movie.
  10. Professor
    Professor 7 December 2017 08: 02
    +1
    The main builder of the ship was Ivan Iosifovich Vinnik, later the Hero of Socialist Labor.

    Ivan Iosifovich died yesterday.
    In Nikolaev the legendary creator of aircraft carriers died
    https://www.segodnya.ua/regions/others/v-nikolaev
    e-umer-legendarnyy-sozdatel-avianoscev-1096458.ht
    ml

Черноморский судостроительный завод: научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»

В конце 60-х – начале 70-х гг. ЧСЗ осуществил постройку научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв», которое предназначалось для управления космическими аппаратами из любого района Мирового океана.

Черноморский судостроительный завод: научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»


Для нужд науки


Еще вовсю кипела работа по сдаче заказа №702, который был не чем иным, как крейсером «Ленинград». На Черноморский завод пришло новое задание: осуществить постройку корабля, на котором планировалось разместить систему связи и аппаратуру для управления космическими аппаратами. Сложность ситуации заключалась в том, что постройка подобного корабля не была утверждена 5-летним планом, и заказ, который к тому же являлся срочным, требовалось втиснуть в существующую очередь.

3 сентября 1968 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании плавучих измерительных пунктов для обеспечения работ по комплексу «Н1-Л3» для обеспечения работ по второй советской программе лунных исследований». Сроки были установлены самые жесткие. Советский Союз активно осваивал космос, производя новые пуски пилотируемых кораблей, автоматических станций и спутников различного назначения.

Во время вращения на околоземной орбите космические аппараты периодически выходили из зоны радиовидимости пунктов связи, расположенных на территории Советского Союза. Такие витки назывались «глухими», а Центр управления полетами на какое-то время терял связь с кораблем. Проблему предполагалось решить постройкой специальных кораблей для управления космическим полетами, которые, находясь на просторах Мирового океана, выполняли бы роль плавучих центров связи.


Модель научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв» в экспозиции Николаевского Музея судостроения и флота. Автор Александр Григорьевич Вычеров, участник Великой Отечественной войны, чемпион Европы по морскому моделизму 1957 г. в Лондоне


К моменту получения распоряжения (середина 1969 года) стапеля Черноморского судостроительного завода были заняты. На стапеле №0 уже в высокой степени готовности находился заложенный в марте 1968 года корпус универсального сухогруза проекта 1568 типа «Феодосия». Было дано разрешение использовать имеющиеся в наличии технические заделы, материалы и оборудование с других заказов. Конструкторское бюро «Черноморсудопроект», которому была поручена разработка проекта корабля космической связи, предложила для экономии времени взять за основу корпус недостроенного сухогруза, расширив и удлинив его за счет вставок.

Бортовая обшивка в средней части должна была стать внутренней стенкой цистерн для топлива и воды – одним из требований к заказу был неограниченный район плавания. Водоизмещение по проекту достигало 21250 тонн. Постепенно работы над проектом набирали обороты. Теперь он получил собственное наименование: проект 1908, шифр «Канопус». Название шифра было выбрано по имени звезды Канопус, не видимой с территории СССР и различимой только в Южном полушарии. Кораблю присвоили название «Академик Сергей Королёв», заводской строительный номер 704.

Строительство «Академика Сергея Королёва»

Для того чтобы сократить время на выпуск технической и планово-технологической документации, заводские технологи и конструкторы работали непосредственно в Конструкторском бюро совместно с его специалистами. Из-за важности поставленной задачи на строительство «Королёва» были брошены наиболее опытные инженерные и технические кадры, получившие значительный опыт во время постройки авианесущих крейсеров «Москва» и «Ленинград». Главным строителем корабля был Иван Иосифович Винник, впоследствии Герой Социалистического Труда. Директором Черноморского судостроительного завода в тот период был Герой Социалистического Труда Анатолий Борисович Ганькевич.

Для ускорения и облегчения процесса строительства возле стапеля были установлены дополнительные башенные краны грузоподъемностью 80 тонн и создана предстапельная площадь для сборки и сварки секций и блоков. Москва постоянно держала руку на пульсе производственного процесса – о ходе работ руководство завода отчитывалось перед столицей ежесуточно. Раз в месяц ездили в Москву докладывать обстоятельно, с деталями.

Чтобы расположить большой объем оборудования, лабораторий, приборов, требовались дополнительные помещения. Для этого корпус несостоявшегося сухогруза разрезали по мидель-шпангоуту и врезали вставку длиной 12,3 метра. Были сделаны «наделки» к бортам по 1,6 метра, добавлены 3 палубы, 5 платформ и 5 водонепроницаемых переборок.

Заказ №704 был спущен на воду 1 июля 1969 г. Началась достройка на плаву. Сложнейшей инженерной задачей являлся монтаж двух антенн: первая – командно-измерительной системы, вторая осуществляла спутниковую связь. Вес каждой из них достигал 175 тонн. Диаметр зеркал составлял 12 метров. На носовой надстройке должна была быть смонтирована малая антенна командно-измерительного комплекса с диаметром зеркала 2,1 м.

Поступающие данные должны были обрабатываться собственным вычислительным комплексом, включавшим в себя две ЭВМ. С большими предосторожностями эти изделия были доставлены в Николаев с Ижорского завода. Антенны нужно было не только установить, но и соответствующим образом настроить. Требовалось проверить соосность двух 12-метровых антенн и синхронность их работы.

Для этих целей была проведена специальная инженерная операция. Нужно было неподвижно зафиксировать находящийся на плаву корабль. Сухого дока на ЧСЗ не было, поэтому группа специалистов предприятия придумала способ осуществления этой непростой задачи в имеющихся условиях. «Сергея Королёва» установили на семь подводных опор, заранее сооруженных на дне Южного Буга. Три были нерегулируемые – две в носу, одна в корме, а высота четырех опор (в районе миделевой вставки) могла изменяться при помощи домкратов. С целью надежной посадки «Королёва» на опоры и создания необходимой прижимной силы в качестве балласта было принято 2000 тонн воды. На все время нахождения корабля в таком положении была организована круглосуточная вахта, называвшаяся «группа живучести». В ее задачи входило производить при необходимости балансировку судна в зависимости от уровня воды в акватории, силы и направления ветра, расхода грузов. Всего на опорах корабль простоял 26 суток, что позволило тщательно настроить соответствующую тонкую аппаратуру.


«Академик Сергей Королёв» у причала


26 декабря 1970 г. был подписан приемный акт. На подписании присутствовали знаменитые на всю страну и известные в узких кругах личности. Среди первых – космонавты, Герои Советского Союза Валерий Быковский и Александр Волков. Среди вторых – заместитель генерального конструктора ракетной фирмы Николая Челомея генерал майор Яков Трегуб. Присутствовала на мероприятии и вдова Сергея Павловича Нина Королёва. Комиссия по приему высоко оценила труд николаевских корабелов.

Постройка «Академика Сергея Королёва» длилась два года, девять месяцев и 8 дней. При полном водоизмещении корабля в 21250 тонн его наибольшая длина составляла 189,9 м, ширина – 25 м, высота надводного борта 13,2 м, осадка 7,93 м. Главная энергетическая установка мощностью 12 тыс. л.с. позволяла развивать скорость в 17,5 узлов. Дальность плавания 22500 миль. Автономность – 120 суток при 123 членах экипажа и около 200 научных сотрудниках. Нормальная работа командно-измерительных комплексов была возможна при волнении моря до 7 баллов и скорости ветра до 20 м в секунду.

Для находящихся на борту людей были созданы комфортабельные условия. В носовой части корабля ниже ватерлинии был оборудован кинотеатр на 250 человек. Имелся хорошо оснащенный спортзал, открытый и закрытый бассейны, читальный зал и большая библиотека. В наличии имелась даже бильярдная.

За успехи в деле строительства корабля « Академик Сергей Королёв» город Николаев был награжден указом от 31 декабря 1970 года орденом Трудового Красного Знамени, а в январе 1971 г. ЧСЗ украсил свое знамя орденом Октябрьской Революции.

На службе в океане

Уже весной детище Черноморского завода отправилось в плавание для выполнения своей главной задачи: находясь в северной Атлантике, «Королёв» осуществлял управление станцией «Салют». Его первый рейс длился 205 суток, и дальнейшая эксплуатация оказалась интенсивной.

В 1974 г., наряду с другим кораблем советского космического флота «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королёв» принял непосредственное участие в осуществлении совместной советско-американской космической программы «Союз-Аполлон». Он обеспечивал стыковку кораблей «Союз-19» и «Аполлон-18», находясь в Гондурасском заливе Карибского моря.


«Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев»


В мае 1982 г. корабль совершал свой тринадцатый экспедиционный рейс. 27 мая 1983 г. был произведен запуск транспортного космического корабля «Прогрес-13», который должен был доставить на станцию «Салют-7» около 2,5 тонн различных грузов. Из-за ошибок специалистов наземного командно-измерительного комплекса, которые не успели выдать нужные команды, «Прогресс» с несчастливым числом начал терять высоту. Возникла угроза сгорания его в атмосфере. Последним шансом избежать аварии являлась командная радиолиния «Академика Сергея Королёва», находящегося в то время в Атлантике. Сотрудникам экспедиции удалось, выдав серию радиокоманд, вывести транспортный корабль на расчетную орбиту. Таким образом, была не только предотвращена потеря космического корабля с ценным грузом, но и не сорвана очередная международная экспедиция к станции «Салют-7».

В июле 1988 г. вместе с другими научно-исследовательскими судами космического флота – «Кегостровом» и «Космонавтом Георгием Добровольским» – «Академик Сергей Королёв» контролировал включение разгонных ступеней ракет-носителей при запуске межпланетных станций «Фобос-1» и «Фобос-2», отправляющихся для изучения Марса и его спутников.

Обреченные

К 1991 году «Академик Сергей Королёв» совершил уже 22 экспедиционных рейса. За это время он прошел три модернизации установленного на борту оборудования. Будучи приписанным к порту Одесса, после объявления Украиной «независимости» сменил флаг. Вместе с «Королёвым» новым властям достался и другой уникальный корабль – «Юрий Гагарин» – водоизмещением 45 тыс. тонн, построенный в Ленинграде.


Последний поход. «Академик Сергей Королёв» в проливе Босфор уходит на разделку в Индию


Несмотря на мощнейшие сотрясания воздуха помпезными заявлениями о том, что Украина – космическая держава, денег на сколько-нибудь подобающую эксплуатацию двух уникальных кораблей, строить которые могли в мире страны, чье количество можно было пересчитать по пальцам одной руки, у «космической державы» не оказалось. С 1991 года «Королёв» и «Гагарин» находились в отстое, а в 1995 году по решению Фонда госимущества Украины был объявлен тендер на продажу этих двух кораблей. В 1996 г. они были проданы на металлолом в Индию, и зимой 1996–1997 гг. утилизированы.

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 14

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Seaflame (Михаил) 1 декабря 2017 16:00
    Красавец! Умели создавать настоящие шедевры инженерной мысли.
  2. Curious (Victor) 1 декабря 2017 18:39
    "Несмотря на мощнейшие сотрясания воздуха помпезными заявлениями о том, что Украина – космическая держава, денег на сколько-нибудь подобающую эксплуатацию двух уникальных кораблей, строить которые могли в мире страны, чье количество можно было пересчитать по пальцам одной руки, у «космической державы» не оказалось. С 1991 года «Королёв» и «Гагарин» находились в отстое, а в 1995 году по решению Фонда госимущества Украины был объявлен тендер на продажу этих двух кораблей. В 1996 г. они были проданы на металлолом в Индию, и зимой 1996–1997 гг. утилизированы".
    Автор завершил статью ритуальным "фе" в сторону Украины. Украина, конечно, сотрясать воздух любит, и ко многим непотребствам руки прложила, но давайте посмотрим на судьбу остальных кораблей Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Может бороздят они моря - океаны.
    К концу 1978 года флот СКИ ОМЭР насчитывал 11 судов, базировавшихся в Ленинграде и Одессе.
    В 1989 г. расформированы экспедиции «малых» судов проекта «Селена». В 1990 г. эти суда проданы на слом в Аланг (Индия).
    В 1989 г. исключено из состава ОМ КИК и продано новому владельцу — «ЭКОС-Конверсия» НИС «Космонавт Владимир Комаров». В 1994 г. судно продано на слом в Аланг (Индия).

    В 1991—1994 гг. вернулись из своих последних экспедиционных рейсов остальные суда и надолго встали «на прикол».

    В 1995 г. суда «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» были переданы из ведения Министерства обороны в Российское космическое агентство («Роскосмос»).

    В 1996 г. суда «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королёв», доставшиеся после распада СССР в 1991 году Черноморскому морскому пароходству (Украина), сменили названия на «АГАР» и «ОРОЛ» и были проданы на слом в Аланг (Индия).

    В 1998—1999 гг. были предприняты шаги к участию НИС «Космонавт Георгий Добровольский» в проекте «Морской старт» (Sea Launch). На судно была установлена соответствующая аппаратура, начата подготовка к выходу в рейс. Но он так и не состоялся.

    В 2000 г. «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Павел Беляев» разобраны на калининградском судоремонтном заводе «Судоремонт-Балтика».

    В 2006 г. «Космонавт Георгий Добровольский», сменив название на «Cosmos», ушёл на слом в Аланг (Индия).

    К настоящему времени (2016 год) осталось существовать лишь одно судно «морского космического флота» — «Космонавт Виктор Пацаев», стоящее в порту Калининград у причала Музея Мирового океана. На борту судна частично сохранено оборудование приёма телеметрической информации и находящиеся на судне сотрудники НПО Измерительной техники (г. Королёв) пока ещё продолжают выполнять работы по приёму телеметрической информации и обеспечению связи с космическими аппаратами, в том числе — с Международной космической станцией (МКС).
    Есть надежда, что «Космонавт Виктор Пацаев» надолго переживет своих товарищей, так как в июле 2016 г. приказом министра культуры РФ судно внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения.
    Аналогичная судьба постигла и корабли измерительного комплекса (КИК) из которых уцелел только "Маршал Крылов".
    1. батрак (батрак) 19 декабря 2017 13:18
      Нынче станция международная. Американцы с канадцами работают вместо корабликов. Может, даже дешевле обходится. Кроме того, ещё во времена существования флота упорно ходили слухи, что проблему глухих витков будут решать решать другими средствами, например, космическим флотом. Возможно, уже решили.
  3. san4es 1 декабря 2017 18:57
    ...Хроника времён СССР. "Космонавт Юрий Гагарин"
  4. yorik9 (yorik9) 1 декабря 2017 19:51
    В историю! Ибо по факту завода нету!
  5. кедр (Евгений) 1 декабря 2017 20:23
    Цитата: san4es
    ...Хроника времён СССР. "Космонавт Юрий Гагарин"


    Замечательные люди замечательного времени, мира творческих людей. Отличный фильм.

    А вот новые фильмы, новой реальности, нового времени, новых.... нелюдей.
  6. Бензорез (Виталий) 1 декабря 2017 21:53
    Знаю такой пароход. Как говорил один мой товарищ: а жили как?.. тудыть твою же медь!.. Нынче не приходится ожидать подобных посудин. Хотя, как знать...
  7. LeonidL (Леонид) 2 декабря 2017 04:50
    Предали ельциноиды флот!
  8. Читатель 2013 (Михаил) 2 декабря 2017 12:29
    Не ну один из них пришельцы захватили, было же кино документальное. Вирус называется
    1. Антарес (Антарес) 2 декабря 2017 23:37
      Цитата: Читатель 2013
      было же кино документальное. Вирус называется

      художественный фильм ВИрус
      В роли российского научного-исследовательского судна «Академик Владислав Волков» «выступил» выведенный из состава американского флота USNS General Hoyt S. Vandenberg. Вплоть до затопления в 2009 году у берегов Флориды на его бортах читались кириллические надписи
  9. Дирижер 4 декабря 2017 23:33
    А что у него корпус в средней части ближе к ватерлинии такой с утолщениями? Это и есть там танки для топлива и воды?
    1. Plombirator (Денис) 5 декабря 2017 22:09
      Так точно. Поскольку корабль должен был подолгу находиться в рейсе, его автономность должна была быть увеличена по запасам топлива, воды и провизии.
    2. батрак (батрак) 19 декабря 2017 13:07
      нет у него никаких утолщений. На удивление красивое и ладное судно. Думаю автор скрестил два судна КВК и АСК. У КВК, действительно, есть какая-то несуразность в корпусе, возможно это и есть упомянутая вставка. Не на " Королёве"! "Кинотеатр" в надстройке, значит выше ватерлинии. Бассейн закрытый практически сразу переделали под волейбольную площадку. Бильярд в качку - это для кино.
  10. профессор (Соколов Олег) 7 декабря 2017 08:02
    Главным строителем корабля был Иван Иосифович Винник, впоследствии Герой Социалистического Труда.

    Иван Иосифович умер вчера.
    В Николаеве умер легендарный создатель авианосцев
    https://www.segodnya.ua/regions/others/v-nikolaev
    e-umer-legendarnyy-sozdatel-avianoscev-1096458.ht
    ml
Картина дня