Рыцари в богатых доспехах… Продолжение «турнирной темы» (часть пятая)

75
Оказавшись в Дрезденской оружейной палате, я, естественно, первым делом обратил свое внимание на рыцарей в самых богатых и пышных доспехах. Поистине, смотреть на них с разных сторон можно очень долго. Мастерство их создателей было очень высоко, так что иногда просто удивляешься – как такое было вообще создано. Однако пришельцы с лазерами и здесь не причем, равно как и злодеи-фальсификаты из мировой исторической мафии. Эти доспехи многократно были описаны в прошлом. Дарились, продавались и перепродавались, так что у каждого из них своя, причем длинная «кредитная история». И вот сегодня мы, во-первых, расскажем вам о некоторых технологических приемах оформления рыцарских доспехов с 1410 года, а во-вторых… покажем многие замечательные доспехи «крупным планом» и в деталях.


Самым простым способом защитить железные доспехи от коррозии было позолотить их. И красиво, и ржавчина не берет. Ну, а изнутри можно было их и почистить! Рейтарские доспехи времен Тридцатилетней войны. (Дрезденская оружейная палата)



Как известно, первые цельнометаллические рыцарские доспехи появились около 1410 года. До этого они имели кольчужную бармицу, поэтому полностью цельнокованными считать их нельзя. Никаких украшений на них не было, вернее, нужно сказать так – полировка металла была их единственным украшением. Впрочем, и тогда находились оригиналы, как, например, некий рыцарь Джон де Фиарлес, который именно в 1410 году отдал бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за доспехи, меч и кинжал, украшенные жемчугом, да еще и бриллиантами, то есть заказал совершенно неслыханную по тому времени вещь. Вот уж бургундцы, наверное, удивлялись. Но очень скоро вид простого полированного железа перестал отвечать эстетическим вкусам западноевропейского рыцарства. Повторилась ситуация времени «эпохи кольчуги», когда все фигуры приобрели темно-металлический цвет и их стало совершенно невозможно различать.


Доспехи в пизанском стиле, то есть изготовленные в городе Пиза. Северная Италия, 1580 г. Их оформление выполнено посредством травления. Выбран фон, таким образом, на поверхности осталось плоское изображение. (Дрезденская оружейная палата)

Теперь рыцари превратились в статуи из полированного металла, и проблема с их идентификацией возникла вновь, тем более, что от щитов рыцарство в это время начинает отказываться, а уже в XVI века отказалось практически полностью.


Германские рейтарские доспехи 1620 г. Работы мастера Кристиана Мюллера, Дрезден. (Дрезденская оружейная палата)


Кроме доспехов, вернее, рядом с ними в Дрезденской оружейной палате выставлено немало различного оружия. Соответственно, рядом с рейтарскими доспехами экспонируются также шпаги этих всадников, но главное – принадлежавшие им пистолеты, которые по праву могут считаться шедеврами оружейного дела. Обычно это пистолетные гарнитуры из двух колесцовых пистолетов. Носили их в кобурах у седла рукоятками вперед, чтобы не сесть на них случайно при посадке в седло. Но понятно, что всегда находись люди, желавшие вооружиться «по полной». И вот они-то носили еще по два пистолета за отворотами сапог и еще один-два за поясом. Так что шесть выстрелов по врагу такому всаднику были гарантированы, если, конечно, замок не отказывал. Перед вами чеканный, целиком позолоченный шлем бургонет, к нему пара аналогичным образом декорированных пистолета с колесцовыми замками и пороховая фляжка. Пистолеты маркированы буквами КТ. Место производства Аугсбург, до 1589 г. (Дрезденская оружейная палата)


Тот же шлем крупным планом. Аугсбург, до 1589 г. (Дрезденская оружейная палата)


Ну, а это седло от гарнитура, включавшего в себя этот шлем, пистолеты и пороховницу. Так ведь мало всего этого показалось! В той технике было оформлено еще и седло!!!

Можно было опять прикрыть доспехи геральдическими одеяниями и в отдельных случаях рыцари так и поступали, однако весьма популярным стала и технология окрашивания железа в разные цвета. Самым распространенным методом окрашивания стало воронение темно-синего цвета. Его производили на раскаленных древесных углях, и мастера-оружейники, особенно итальянские, делали столь искусно, что научились не только добиваться равномерной окраски крупных изделий, но и получать любые оттенки. Очень ценили доспехи, окрашенные в фиолетовый цвет, а также в красный (сангина). Миланские имели окраску серого цвета, ну, а традиционное черное воронение, которое получали путем обжига деталей доспеха в горячей золе, применялось повсеместно и очень часто. Наконец, в Милане в 1530-е годы вошло в моду воронение коричневого цвета. То есть доспехи оставались гладкими, но при этом уже стали цветными. Следует добавить, что не было забыто и золочение, и серебрение доспехов.


Доспехи делали не только на взрослых, но и на детей, чтобы они с раннего детства приучались их носить. Вот эти вороненые доспехи – детские! Работа мастера Петера фон Шпейера, Дрезден, 1590 г. (Дрезденская оружейная палата)


А вот это пикинерский шлем «пот» (горшок) или кабассет и щит. Оба изделия украшены гравировкой и позолотой. Рядом тяжелые валлонские шпаги. Аугсбург, 1590 г. (Дрезденская оружейная палата)


Морион и щит, причем щит в форме «перевернутой капли». Чеканка по железу. Вторая половина XVI века. (Дрезденская оружейная палата)


Бургонет и щит. Украшены чернением и позолотой. Аугсбург, 1600 г. (Дрезденская оружейная палата) Понятно, что в таких шлемах и с такими щитами в бой никто не ходил. Все это парадное снаряжение придворной гвардии какого-нибудь герцога или курфюрста, призванное поразить его гостей и потенциальных союзников и противников.

Затем в Италии в середине XV века для украшения доспехов и щитов начали применять гравировку, а с 1580-х годов сочетать его и с золочением. Самый простой способ был химическим при помощи золотой амальгамы. Золото растворяли в ртути и этой смесью покрывали изделие, после чего оправляли его в печку нагревать. Ртуть при этом испарялась, а золото намертво соединялось с железом. Потом поверхность изделия оставалось лишь только отполировать и доспех приобретал исключительно богатый вид. Но данную технику нельзя назвать совершенной. Способ был опасен и для самого мастера, так как всегда существовала опасность надышаться парами ртути. С другой стороны, такая позолота была очень прочной, хотя и требовала много золота.


На редкость пышный шлем - чеканный бургонет с черным воронением и с накладными чеканными деталями из позолоченной меди в античном стиле. Аугсбург, 1584 – 1588 гг. (Дрезденская оружейная палата)


Шлем армэ, бронированное седло и щит. Предположительно Аугсбург или Нюрнберг, вторая половина XVI в. (Дрезденская оружейная палата)

К концу XV века пластины доспехов и щиты начали украшать окантовками, которые делали методом травления. Существовал способ высокого травления и глубокого травления, отличавшиеся тем, было ли изображение на поверхности выпуклым, а фон углубленным, или же наоборот. В первом случае получался очень плоский рельеф, тогда как во втором изображение по своему виду приближалось к технике гравирования по меди. То есть на деталь доспеха наносилось покрытие из прочного лака или воска. По нему гравировальной иглой наносили рисунок и заливали его кислотой, причем иногда по два-три раза повторяя эту операцию. Затем рисунок подравнивали резцами. Травление сочеталось чернением и золочением. При чернении в получившиеся углубления втирали чернь и едкие минеральные масла, а затем деталь нагревали. Масло испарялось, а чернь соединилась с металлом основы. При травлении с золочением золотили обычно плоские углубления достаточно большой площади.


Боевые доспехи работы Якоба Гёринга. Дрезден, 1640 г. (Дрезденская оружейная палата)


Еще один комплект так называемых трехчетверных (их еще называли полевыми) доспехов, принадлежавший саксонскому курфюрсту Иоганну-Георгу II, работы мастера Кристиана Мюллера, Дрезден, 1650 г. (Дрезденская оружейная палата)


Вороненые трехчетверные доспехи работы мастера Кристиана Мюллера, Дрезден, 1620 г. (Дрезденская оружейная палата).

Вытравливание углублений при травлении производили обычно смесью уксусной и азотной кислоты, а также спирта. Разумеется, рецепты этих смесей мастера хранили в строгой тайне. Однако главным в данной технологии был опыт мастера. Нужно было поймать момент, когда нужно было слить кислоту, чтобы она не разъела сталь уж слишком глубоко или чтобы рисунок не вышел нечетким.


Со временем мастера научились комбинировать различные техники. Использовали чеканку, травление, резьбу, золочение и серебрение, чернь и цветную окраску металла. Результатом этих изысков стали, например, вот такие французские парадные доспехи, изготовленные до 1588 г. Перед вами парадный гарнитур с дополнительной нагрудной пластиной для кирасы. (Дрезденская оружейная палата)


Парадный гарнитур работы мастера Элизиуса Либартса, Антверпен, 1563 – 1565 гг. Черное воронение, чеканка, золочение. (Дрезденская оружейная палата)


Шлем морион для этого доспеха, на тот случай, если бы его владельцу захотелось бы снять свой полностью закрытый шлем армэ.


И седло, без которого, по воззрениям того века, гарнитур не мог считаться законченным и совершенным.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    29 ноября 2017 07:16
    Дрезденская палата как я понимаю - одна из самых богатых
    Как и эта статья - настоящий фотоальбом
    Очень красиво
    Спасибо!
    1. +6
      29 ноября 2017 07:39
      В Дрезденской из-за нехватки места выставлено лишь... 10% экспонатов!!! И по стоимости экспонатов, пожалкй - да. А самая богатая по количеству - Венсенская оружейная палата, потом музей оружия в Лидсе в Англии, и Парижский музей армии, но и Метрополитен-музей - тоже очень богат. Богаты и наш Эрмитаж и Кремоевская оружейная палата и та же проблема - как все выставить. Проще всего поступили в Граце... но там массовое вооружение, таких шедевров там нет.
    2. +2
      29 ноября 2017 17:53
      Дрезденская палата как я понимаю - одна из самых богатых


      Это не совсем так. В австрийском городе Грац в арсенале собрано по больше. Я не давно выкладывал этот материал-https://topwar.ru/129897-avstriya-rycari
      -graca.html
      1. +1
        29 ноября 2017 20:08
        Я не спорю, что побольше. Хотя выставлено в Дрездене лишь 10% наличия. В Граце коллекция очень большая. Но там больше "рядовых" доспехов, доспехов королей и курфюрстов в ней нет. Я видел этот материал. Там был целый ряд очень интересных фото с интересными подробностями. Жаль, что на некоторые Вы не обратили внимания читателей ВО, а заметили их не все...
  2. +4
    29 ноября 2017 08:03
    Тонкая, однако работа, мастера.. кропотливый труд..Спасибо, интересно..
  3. +1
    29 ноября 2017 10:13
    Вячеслав Олегович, а какое время занимало изготовление подобного парадного гарнитура? Понятно, что за каждым именем мастера стоят не пара подмастерьев, а вполне себе производственные мощности. Но это же не поточное производство это эксклюзив.
    1. +1
      29 ноября 2017 10:25
      И на этот вопрос я попытаюсь обязательно ответить, как только свяжусь с научным отделом Музея в Дрездене. Есть еще вопрос о шипах на копье...
      1. +2
        29 ноября 2017 11:08
        Это только первая часть вопроса. Основной же вопрос о "детских" доспехах. Парадный доспех явно делался не месяц и не два, а дети, особенно в подростковом возрасте имеют свойство расти. И если в дрезденской экспозиции показано какое-то решение вопроса, типа, тройного комплекта на вырост (по крайней мере мне так показалось), то эрмитажный экспонат оставляет место для сомнений, причем он не парадный, а вполне себе боевой.
        1. +3
          29 ноября 2017 11:16
          то эрмитажный экспонат оставляет место для сомнений, причем он не парадный, а вполне себе боевой.

          он создавался по заказу боевого карлика-задиры! angry шутка wink морион и кабассет заслуживают отдельной статьи, как основные пехотные шлемы позднего Средневековья. Сразу ассоциируются с книгами "Одиссея капитана Блада", или "Пират королевы Елизаветы". winked
          1. +1
            29 ноября 2017 11:28
            Ну, вот я тоже всегда склонялся к этому варианту.
          2. +1
            29 ноября 2017 18:14
            Да уж, и там и там герои для абордажа облачались в морионы и кирасы!
            1. +1
              29 ноября 2017 18:24
              Да уж, и там и там герои для абордажа облачались в морионы и кирасы!

              да, именно! То есть, образ испанского солдата представал именно что в морионе и кирасе! Ээх.. любил я в подростковом возрасте романы про пиратов - "Черный корсар", "Пираты Мексиканского залива", ну, и вышеупомянутые. А если еще в книжке и картинки были (как в советском издании Сабатини) - то образ становился цельным. request
              Вячеслав Олегович, я вот тут отвечаю Вам.. и вдруг мысль.. а когда, и с чего вдруг я начал интересоваться географией? what А вот тогда же - искал острова по атласу! hi интересные вещи иногда вспоминаешь, и осознаешь еще раз what
              1. +1
                29 ноября 2017 20:04
                Была желтая такая книга "библиотека приключений" - Одиссея капитана Блада. Очень красивая графика, где он дерется на шпагах во время абордажа "Арабеллы" и "Викторьез" де Ривароля. Потом появилась "Хроника капитана Блада", но там картинки были хуже. А был еще и "Красный корсар" Ф.Купера...
          3. +2
            30 ноября 2017 11:27
            Цитата: Микадо
            то эрмитажный экспонат оставляет место для сомнений, причем он не парадный, а вполне себе боевой.

            он создавался по заказу боевого карлика-задиры! angry шутка wink

            Кроме шуток, известны доспехи для придворных карликов, использовавшиеся для парадных выходов, но вполне функциональные.
            1. Комментарий был удален.
            2. +2
              30 ноября 2017 13:15
              спасибо за информацию! Придворные шуты - из них мог бы получится еще цикл статей hi
        2. +2
          29 ноября 2017 20:13
          3x3zsave Тогда будет ТРИ вопроса, только и всего. Придется им попотеть!
    2. +3
      29 ноября 2017 14:01
      Есть любопытный документ.
      1. +3
        29 ноября 2017 14:08
        И далее.

        То есть оружейная компания Лондона бралась за пол года изготовить доспехи на 500 человек.
        Понятно, что это не изукрашенные парадные доспехи, но цифра дает представление о производственных мощностях того времени.
        Что касается точного времени изготовления парадных доспехов, то на этот вопрос вряд ли удастся получить конкретный ответ.
        От слишком многих факторов это зависело: от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов.
        Два примера.
        В 1473 году Мартин Рондель, возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён.
        У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.
      2. +3
        29 ноября 2017 14:10
        слог достоин Сервантеса! я не разбираюсь в тогдашнем денежном курсе, но интересны цены, указанные до обязательства.
        1. +3
          29 ноября 2017 14:29
          1688 - свинья стоит 16 шиллингов за штуку, олень - 2 фунта стерлингов за штуку, коза - 10 шиллингов, заяц - 1,5 шиллинга и кролик стоит 5 пенсов за штуку
          1 фунт стерлингов = 20 шиллингов = 240 пенсов
          1. +3
            29 ноября 2017 14:40
            некоторые в указанных Вами материалах оперировали и фунтами, и шиллингами, другие же не удосуживались делать этот перевод. Кираса - 26 шиллингов. Вообще, мне, как человеку неподготовленному, мозг ломает так считать. Хотя на Руси тогда тоже что-то подобное было. Одни "части" копейки чего стоят! request
            1. +2
              29 ноября 2017 15:34
              А нефиг за бугром отдыхать "алл инклюзив". Вот когда на подножном корму - очень быстро приходят навыки конвертации. laughing
              1. +2
                29 ноября 2017 17:39
                Виктор Николаевич вчера всем объяснил в последней инстанции, как должны отдыхать заслуженные приличные честные люди laughing drinks там, правда, ценник с двумя нулями, и в евро. wink а доплатить еще 200 евро - тебе на яхту еще и водки и женщину привезут laughing шутка! hi
                1. +1
                  29 ноября 2017 19:45
                  Это неспортивно, весь цимес мероприятия теряется.
          2. +2
            29 ноября 2017 15:08
            Фунт стал стоить 20 шиллингов в 1663 году, когда начала чеканится гинея, прирав ненная к фунту стерлингов.
            1. +2
              29 ноября 2017 15:49
              Гинея стоила 21 шиллинг. Фунт всегда был 240 пенни. Шиллинг = 12 пенни. Фунт 12 шиллингов никогда не стоил.
              1. +1
                29 ноября 2017 15:58
                Это она в 1971 году стоила 21 фунт, а на протяжении пары веков ее стоимость плавала пропорционально курса серебра к золоту.
              2. +1
                29 ноября 2017 20:41
                Виноват, да, накосячил. 1фунт=20 шиллингов исторически.
        2. +2
          29 ноября 2017 14:52
          Ну, если учесть, что на тот момент фунт состоял из 12ти шиллингов, то вполне достойная сделка, особенно с учетом кризиса отрасли. То есть 30ю годами раньше бронники еще и демпинговали.
          1. +1
            29 ноября 2017 15:03
            До 1971 года фует состоял из 20 шиллингов. С 1971 года переведен на десятичную систему.
            До 1971 года один фунт равен:
            4 кроны
            8 полукрон
            10 флоринов
            20 шиллингов
            60 гроутов
            120 полугроутов
            240 пенни (пенсов)
            480 полупенсов
            960 фартингов
            1. +3
              29 ноября 2017 15:29
              "Доктор, мы его теряем" wassat
              1. +3
                29 ноября 2017 18:50
                Мужайтесь, Антон, готовьте память, записывайте, сейчас Вам насильно впихнут новые знания am из рук ВН еще никто не уходил непросвещенным... hi good
                1. +2
                  29 ноября 2017 19:07
                  О сколько нам открытий чудных
                  Готовят просвещенья дух
                  И опыт, сын ошибок трудных,
                  И гений, парадоксов друг,
                  И случай, бог изобретатель.
                2. +2
                  29 ноября 2017 19:34
                  Я таки жутко извиняюсь, Николай, но я беспокоился про Ваше душевное равновесие, потому как мне еще много есть чего сказать за английскую денежную систему. hi
                  1. +2
                    29 ноября 2017 21:22
                    таки говорите! drinks я в ней не разбираюсь, я разбираюсь таки только в русской системе recourse Шо Вы хотели, в Доминикане пачка сигарет стоила девять долларов! Мне, как курильщику, было не по себе belay Правда, тогда и доллар был другим... what слава Богу, таки ром там был бесплатный! потому что без него созерцание обнаженных "сисейдо" немецких бабушек с татушками и пирсингом было невозможным laughing
                    1. +4
                      29 ноября 2017 21:36
                      Правильно говорят, что не бывает старых немок, бывает мало рома.
                      1. +5
                        29 ноября 2017 22:28
                        я русский, меня немки не привлекают request как говорится, "крест - бесполезен, я - еврейский вампир" laughing да, кстати, у американок там тоже смотреть было не на что, кроме плохого воспитания и скудного интеллекта. negative Зато я был бы звездой, если бы они услышали мой "Зимний вечер в Соренто!".. на балконе.. в девять часов вечера.. пьяного.. в семейных трусах.. laughing drinks
                  2. +2
                    29 ноября 2017 21:37
                    Так что там про английские деньги?
                    1. +3
                      29 ноября 2017 23:30
                      Ну, например:
                      Помимо гинеи (и значительно раньше нее) чеканился золотой соверен, номинал которого был четко равен 20 шиллингам (серебро они туда добавляли что-ли). Гинея была окончательно заменена на золотой соверен в 1817г.
                      В начале 18ого века нехватка драгметаллов привела к тому, что гинея стоила 27 шиллингов банкнотами
                      Чеканились также в 18ом веке монеты номиналом в треть и четверть гинеи.
                      1. +1
                        30 ноября 2017 08:25
                        Так я и не спорю. Я всего лишь о том, что соотношение фунт - шиллинг - пенни было 1-20 -12
  4. +3
    29 ноября 2017 12:29
    "...однако весьма популярным стала и технология окрашивания железа в разные цвета. Самым распространенным методом окрашивания стало воронение темно-синего цвета".
    Процесс этот называется оксидирование - создание на поверхности металла пленки окисла, которая выполняет защитные и декоративные функции.
    Бывает термическое, химическое, электрохимическое и плазменное. Понятно, что два последних для средневековых мастеров были недоступны. Да и химическое, очевидно, тоже, так как для обработки таких крупных деталей растворов надо много, да и такие реактивы, как хлористый висмут вряд ли тогда широко доступны были.
    Судя по тому, как этот процесс описывает Вендален Бехайм, мы имеем дело именно с термическим оксидированием, которое осуществляется при нагреве в атмосфере кислорода или водяного пара. В случае оксидирования железа и низколегированных сталей такой процесс называется воронением.
    То есть идет процесс получения на поверхности стали слоя окислов железа толщиной 1-10 мкм. От толщины этого слоя зависит его цвет — т. н. цвета побежалости, сменяющие друг друга по мере роста плёнки (жёлтый, бурый, вишнёвый, фиолетовый, синий, серый).
    Применительно к средневековым мастерам процесс проводился в воздушной атмосфере при 310—450 °C с предварительным покрытием поверхности детали тонким слоем асфальтового или масляного лака.

    Как видно из рисунка, цвет определяется изменением температуры нагрева.
    Кстати, тот же Бехайм говорит, что секрет воронения в серый цвет утерян. Возможно, миланские мастера действительно владели способом химического воронения в серый цвет.
  5. +17
    29 ноября 2017 14:36
    Шлем морион очень красивый
    Такой ввести бы в качестве парадного ГУ
    Сразу видно - командир laughing
    И не надо ни папах, ни лампасов
  6. +2
    30 ноября 2017 08:27
    Микадо,
    Извините меня, но представляя за границей страну, можно было бы о нижнем белье побеспокоится. А то, небось, синие, армейские.
    1. +1
      30 ноября 2017 08:50
      Ох, Виктор Николаевич! У нас под балконом на траве наши турысты устроили пикник. В 22.05 моя дочь пошла им сказать, что хватит пьяных выкриков, спать надо. А они в ответ - "Что вы такая злая. Давайте мы вам нальем и станете вы добрая". Что Кипр, что Доминика - раз уж "наш человек", то он НАШ!
      1. +3
        30 ноября 2017 11:38
        Что Кипр, что Доминика - раз уж "наш человек", то он НАШ!

        Вячеслав Олегович, спасибо за слова добрые! Наш! К слову, русские вели там себя более чем достойно, чего не скажешь о жителях США. Их молодняк там перепился "в лёт", что называется. drinks да и шумные они больно...
        Многоуважаемому Виктору Николаевичу: один раз - не Элтон Джон. stop Ошалел от чудес! fellow Это Вы человек бывалый, и в Индии были (где много-много диких абизян), и в Африке, а я.. только там, и один раз. hi в следующий раз обязуюсь, как представитель великой страны, надеть самые вычурные, со стразами, и пусть все умрут от зависти! soldier (могу красные, с серпом и молотом - протрезвеют все, кроме русских wink)
        1. +3
          30 ноября 2017 12:47
          В Испании наблюдал сцену в ресторане: шведский стол, ресторан славится своей кухней. Есть все - от тушеного барашка до запеченого кролика... ешь - не хочу. И что? Молодежь из Польши набрала себе полные тарелки... жареной картошки + кто-то выдавил майонец, кто-то кетчуп и... пошли есть. Я себе положил колбаску, маринованную фасоль с персиком и тушеного барашка, несколько оливок и отварную брокколи - не тарелка - образец сервировки на обложку журнала. Они же сидят, это видят, и тупо жрут свою картошку! Пришли немцы. К картошке добавили сосисок... и все! Впечатление такое, что они дома слаще морковки ничего не видели.
          1. +3
            30 ноября 2017 14:16
            я подобное видел в Доминикане. Семь часов вечера - американцы, как по команде, выстроились в колонну по двое к стейк-хаусу. Хотя мне очень понравилось, как там кормят в обычном шведском столе, с национальным колоритом - морепродукты у них вообще хорошие. Менталитет у каждого народа свой! hi
          2. +2
            30 ноября 2017 16:50
            Это называется - пищевой стереотип. Я в Испании открыл для себя два блюда: жаренные помидоры и овощной салат с апельсинами. Греция была более богата на кулинарные новости.
            1. +2
              30 ноября 2017 17:01
              Это называется - пищевой стереотип.

              в точку. good Я не знал, как определение дать, Антон drinks
            2. +1
              30 ноября 2017 18:34
              3x3zsave Жареные помидоры это вещь, но особенно они хороши с кипрскими пряностями. Из наших годятся "хмели-сунели", но соли тогда надо больше!
              1. +2
                30 ноября 2017 19:59
                Там и было что-то вроде "хмельки".
                1. +3
                  30 ноября 2017 20:06
                  поддержу полностью! для овощей на гриле хмели-сунели самое то! good
  7. +2
    30 ноября 2017 10:10
    Curious, Абсолютно верно. Я уже признал свой косяк и принес извинения.
    1. +4
      30 ноября 2017 11:28
      Дискуссия прошла в обстановке дружбы и взаимопонимания.
      1. +2
        30 ноября 2017 12:02
        только хотел сказать: "в лесу кто-то сдох" laughing чудо, истинно! drinks
        1. +5
          30 ноября 2017 12:34
          только хотел сказать: "в лесу кто-то сдох" laughing чудо, истинно!

          Статья про рыцарские доспехи, рыцари….а может «Дух рыцарства» влияет? wink
          1. +3
            30 ноября 2017 12:40
            А Вы знаете, что у рыцарей были трусы из кольчуги! На подбое, конечно.
            1. +3
              30 ноября 2017 13:37
              А Вы знаете, что у рыцарей были трусы из кольчуги! На подбое, конечно.

              не знал! hi почему-то мне сразу вспоминается живописное нижнее белье Жана Рено из "Пришельцев". what И, да, "рыцарский дух" от него был еще тот. no Да и помните, как Дрюон описывал запахи даже от простой одежды Его Светлости Робера Артуа?
            2. +4
              30 ноября 2017 13:37
              laughing Вячеслав Олегович, good смеялась до слёз!
              Пожалуйста увольте меня от обсуждения данного атрибута нижнего мужского белья принародно feel
              А вот про удобство what пусть рассуждает сильная половина нашего форума.
              1. +2
                30 ноября 2017 13:46
                Пожалуйста увольте меня от обсуждения данного атрибута нижнего мужского белья принародно feel

                Вячеслав Олегович, просветите нас всех по поводу эволюции этого атрибута. wink laughing можно принародно!
                1. +2
                  30 ноября 2017 14:45
                  Даже фото покажу!!!
                  1. +3
                    30 ноября 2017 14:53
                    Даже фото покажу!!!

                    Мимо коммента Елены я так просто не хожу,
                    То заставлю посмеяться, то ей фото покажу! laughing
            3. +2
              30 ноября 2017 20:11
              И кованный из стали гульфик!!!
              1. +1
                1 декабря 2017 16:08
                ландскнехты, кажется, не кованые носили, но некоторые туда кошелек зашивали. Враг был деморализован, по-видимому. fellow
        2. +2
          30 ноября 2017 18:40
          Упырей не было, но луна растет.....
          1. +2
            30 ноября 2017 20:08
            таки Вы о чем? wink как Вам сегодняшняя погода? первый нормальный снег! fellow
            1. +2
              1 декабря 2017 06:32
              Это я о спокойном , конструктивном диалоге.
              1. +1
                1 декабря 2017 08:14
                С этим тут всегда проблема... Показатель культуры масс, однако.
                1. +2
                  1 декабря 2017 12:03
                  На мой взгляд, культура - явление личностное, а не массовое. Культура - это результат ежедневного кропотливого подавления обезьяны внутри себя.
  8. 0
    30 ноября 2017 21:38
    "рыцарь Джон де Фиарлес, который именно в 1410 году отдал бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за доспехи, меч и кинжал, украшенные жемчугом, да еще и бриллиантами, то есть заказал совершенно неслыханную по тому времени вещь"
    Особенно неслыханную потому, что огранку "бриллиант" придумали в 17м веке - и даже огранку "розой" придумали лишь в 1465м (кстати, как раз в Бургундии)
    1. +2
      30 ноября 2017 22:22
      Чистый анахронизм. Сейчас все алмазы, применяемые как украшение, называют бриллиантами.
      До XIV века люди вообще использовали необработанные алмазы, опасаясь исчезновения магических свойств, приписываемых драгоценным камням.
      А та огранка, которую в 1465 году выполнил фламандский ювелир Лодевик ван Беркем, называлась "панделок". Розой начали гранить в XVI веке.
    2. +1
      30 ноября 2017 22:59
      Вы знаете ничего не могу сказать по этому поводу. Не я же это придумал. Это взято у кого-то из английских историков. Статья-то популярная. Есть монография "Историография рыцарского вооружения". Там есть этот пример и указано откуда взято. Мне лично глубоко все равно - но есть источник, есть ссылка. Вам это нужно?
  9. +1
    3 декабря 2017 14:29
    1. Хоть в одном месте этих доспехов есть след от удара? Нет? Ну так зачем эта красивая, безусловно красивая, фальсификация?
    2. Когда начали массово производить проволоку? Стальную проволоку. На нормальную кольчугу надо ведро колец, которые нужно ещё и соединить, иначе смысла от кольчуги не будет вообще. Будем продолжать фальсифицировать, утверждая, что кольчуги появились раньше пластинчатых доспехов?
    3. Дрезден был снесён полностью "Подразделением Тысяча". https://topwar.ru/8378-unichtozhenie-drezdena-194
    5-god.html Позолоченные побрякушки не пострадали?
    Мне лично глубоко все равно - но есть источник, есть ссылка.

    В гранит!
    1. 0
      4 февраля 2018 22:10
      Кольчуга из Черной Могилы лежит в ГИМе.
      1. 0
        5 февраля 2018 08:17
        А ещё там лежат мечи. Так? И от тех мечей не много осталось. А кольчуга делалась из проволоки примерно 2 мм диаметром.
        Как обычно, предлагаю проверить - прикопать стальную проволоку 2мм и посмотреть, как скоро она просто растает в земле.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»