«Летающий танк»: почему немцы так боялись штурмовика Ил-2

Ил-2. Этот самолет перевернул все представления о тактике воздушного боя. Бронированный штурмовик мог часами кружить над фашистскими танковыми колоннами, эффективно уничтожая их. Немцы, видя Ил-2 в воздухе, бросались врассыпную. Самолет стал самым массовым не только во времена Великой Отечественной войны, но и во всей мировой истории авиации.

Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Елена Захарова 27 ноября 2017 18:03
    +3
    Чем ближе цель, тем легче её поразить.
    В этом главное преимущество ИЛ-2.
    1. Стропорез Офлайн
      Стропорез 27 ноября 2017 18:21
      +9
      Чем ближе цель , тем проще быть сбитым зенитным огнём.
      Поэтому в начале войны В 41-42 годах звание Героя Советского Союза летчикам-штурмовикам давали за 10 вылетов. В 43 году ценз увеличили до 30 вылетов а в 44 году -до 80.Понятное дело ,что потери штурмой авиации в первый период войны были огромными.

      Вот здесь воспоминания фротовых лётчиков штурмовиков.
      http://www.e-reading.club/bookreader.php/20456/Dr
      abkin_-_Ya_dralsya_na_Il-2.html
      1. Елена Захарова 27 ноября 2017 18:37
        +4
        Для того и бронировали, чтобы было меньше шансов быть сбитым.
        1. Стропорез Офлайн
          Стропорез 27 ноября 2017 18:49
          +6
          Цитата: Елена Захарова
          Для того и бронировали, чтобы было меньше шансов быть сбитым.

          Так то оно так, только если по тебе молотит "Эрликон", а ты на высоте 200 метром, то шансы выжить невелики.
          Когда уже Илов было выпущено достаточное количество и ими не затыкали все возможные и невозможные "дыры", стали применять тактику подавления зенитной артиллерии,сначала пара подавляетя огонь зениток, а затем группа "встаёт в круг",для выполнения основного задания.
          Я ж ссыль дал, почитайте, интересно же услышать от самих участников.
          1. 11черный Офлайн
            11черный 27 ноября 2017 18:57
            +4
            Цитата: Стропорез
            Так то оно так, только если по тебе молотит "Эрликон", а ты на высоте 200 метром, то шансы выжить невелики.

            Ну если по позициям эрликонов пройтись двумя сотнями офаб то шансы выжить действительно невелики.
            В той ситуации, в которой оказался Ил-2 в 41 никакой другой штурмовик даже взлететь бы не смог.
            1. Стропорез Офлайн
              Стропорез 27 ноября 2017 19:13
              +5
              Цитата: 11черный
              В той ситуации, в которой оказался Ил-2 в 41 никакой другой штурмовик даже взлететь бы не смог.

              Это бесспорно, как и тот факт , что Ил-2 -уникальный самолёт и его вклад в Победу трудно переоценить! soldier
              1. Лексус Офлайн
                Лексус 13 декабря 2017 00:56
                +2
                Самый массовый (за всё время), самый живучий, самый опасный. ПТАБами немецких "кошек" славно побили. А потери были велики, потому что бросали в самое пекло, зачастую (в начале воны) без прикрытия.
          2. Елена Захарова 27 ноября 2017 19:01
            +7
            Цитата: Стропорез
            Я ж ссыль дал, почитайте, интересно же услышать от самих участников.

            У меня близкий родственник войну закончил на ИЛ - 2 в небе над Берлином.
            МАИ у меня, сама летала, в аэроклубе института... да и работаю по профилю.
            1. Стропорез Офлайн
              Стропорез 27 ноября 2017 19:10
              +8
              Цитата: Елена Захарова
              У меня близкий родственник войну закончил на ИЛ - 2 в небе над Берлином.
              МАИ у меня, сама летала, в аэроклубе института... да и работаю по профилю.

              Вот это Класс!!!! love
              Позволю себе собственный перепост:
              Мой двоюродный дед в годы войны воевал в штурмой авиации и вот с его слов :
              " В конце 1943-го года шли на штурмовку ж/д станции.
              Подходя к линии фронта из-за низкой облачности,пришлось выскочить чуть выше облаков и в этот же момент уведели группу Ю-88, идущих почти встречным курсом,приказываю атака,чуть доворачиваем и со всех стволов,первая пара разлетелись в куски,третий задымился и со снижением пошёл вниз,а мы промчались , практически сквозь строй!" Я спрашивыю ,а где истребители сопровождения были?
              "Так они ж так низко и на таких скоростях ,как мы не летали, а всё больше выше гораздо и шли или "ножницами" или "кругами" и зачастую теряли нас или на фоне земли или из-за той же облачности .Потом ,когда вышли на станцию отбомбились,заходим на второй круг, пикируем на цель, я на гашетку ,тра-та-та и тишина.....,понял,что пустой...Хорошо ,что тремя звеньями летали! А так бы холку намылили за невыполнение боевого задания! Хотя и так разнос был страшенный, про "юнкерсы" никто и не заикнулся, тогда. Только спустя неделю вызвал комполка,широко улыбаясь похлопал по плечу, ну говорит истребители,молодцы. Распорядился выдать нам по бутылке "казёнки",погода стояла хреновая,не летали недели полторы. А через месяц за этот вылет получили по "Красной Звёздочке".
              Вот такая история, жаль я молодой был , а так бы под магнитофон бы всё это записать ....А 86-ом в аккурат на 41-ую годовщину Победы его не стало...,чуток не дожил до моего призыва.
              1. Елена Захарова 27 ноября 2017 19:26
                +7
                Цитата: Стропорез
                Вот такая история, жаль я молодой был , а так бы под магнитофон бы всё это записать

                Подобных расказав я тоже много слышала...
                Мой родственник по окончании войны служил в Берлине, около десяти лет, лётчик. Затем в Барнаул, инструктором был, в авиационном училище. К сожалению тоже уже нет в живых.
                Несколько раз сбивали, госпитали и все прочие прелести. Начинал войну на Р-5, после окончания курсов в г.Фрунзе, там было училище кажется, в здании современного строительного техникума(СССР), видела там вывеску, сейчас не знаю что и как.
                1. Стропорез Офлайн
                  Стропорез 27 ноября 2017 19:32
                  +3
                  Цитата: Елена Захарова
                  Подобных расказав я тоже много слышала...

                  Вот и мне до слёз обидно , что не записывал все эти рассказы. Мой Дед в ДОСААФе работал, постоянно встречи, в школах выступления, перед смертью месяца за два полетал ещё на Як-18, ну я с ним во второй кабине good
                  1. Елена Захарова 27 ноября 2017 19:40
                    +4
                    Ну, мой налетался вдоволь, так и говорил, что всё, уже нет желания..
                    Не знаю почему, но реально уже не хотел, хотя всегда располагал возможностями, в том же Барнауле.
                    1. Стропорез Офлайн
                      Стропорез 27 ноября 2017 19:45
                      +3
                      Цитата: Елена Захарова
                      Ну, мой налетался вдоволь, так и говорил, что всё, уже нет желания..

                      А мой наоборот, как недопетая песня у него была.
                      Он в 44-ом ранение тяжёлое получил и глаз потерял, а потом на По-2 летал до конца 45-ого.
                      У него видимо ,где то в подсознании отложилось, что что то не доделал до конца.....
                      1. Елена Захарова 27 ноября 2017 20:08
                        +4
                        Цитата: Стропорез
                        У него видимо ,где то в подсознании отложилось

                        Возможно и так. Но сколько людей, столько судеб. Мой то отлетал по полной до самой пенсии.
        2. DimerVladimer Офлайн
          DimerVladimer 28 ноября 2017 14:10
          +2
          Цитата: Елена Захарова
          Для того и бронировали, чтобы было меньше шансов быть сбитым.

          - от этого не забронируешься
          1. Елена Захарова 28 ноября 2017 18:48
            +2
            Цитата: DimerVladimer
            - от этого не забронируешься

            Из этого ещё попасть надо, что довольно проблематично по ряду технических и психологических моментов.
  2. andranick Офлайн
    andranick 27 ноября 2017 18:19
    +3
    Чтоб летать на штурмовки или бомбометания (я и про "бомбёров" тоже) надо было иметь стальные "фаберже". Не просто так "самолет стал самым массовым не только во времена Великой Отечественной войны, но и во всей мировой истории авиации". Преклоняюсь перед предками.
    1. Стропорез Офлайн
      Стропорез 13 декабря 2017 01:36
      +1
      Цитата: andranick
      Чтоб летать на штурмовки или бомбометания (я и про "бомбёров" тоже) надо было иметь стальные "фаберже". Не просто так "самолет стал самым массовым не только во времена Великой Отечественной войны, но и во всей мировой истории авиации". Преклоняюсь перед предками.

      Есть книга замечательная, в ней воспоминания фронтовиков, рекомендую. soldier


      http://www.e-reading.club/bookreader.php/20456/Dr
      abkin_-_Ya_dralsya_na_Il-2.html
  3. shura7782 Офлайн
    shura7782 27 ноября 2017 19:32
    +7
    Ил-2. Этот самолет перевернул все представления о тактике воздушного боя. Бронированный штурмовик мог часами [/b][b]кружить над фашистскими танковыми колоннами, эффективно уничтожая их.
    Автор, хотя "статья" уже пойдёт в зачёт, но вы себе отдаёте отчёт о своём коротком эпосе? Зачем вводить в заблуждение форумчан которые далеки от авиации, но гордятся ей.
    Ещё про вашу тактику воздушного боя хотелось бы послушать.
    В общем, вам "неуд" хотя и был замах, который сами и угробили.
    1. Комментарий был удален.
    2. Стропорез Офлайн
      Стропорез 27 ноября 2017 20:18
      +6
      Цитата: shura7782
      штурмовик мог часами [/b]кружить над фашистскими танковыми колоннами, эффективно уничтожая их.
      Согласен Коллега, тоже покоробило!
      Ну а чего ждать , когда комментатор на канале звезда называет истребительную авиацию [b]"истрибицкой", а редакторы такие же ..... Это ни фига не смешно!
  4. Стропорез Офлайн
    Стропорез 27 ноября 2017 20:21
    +3
    Елена Захарова,
    Это точно! Мой Дед первый раз на штурмовку вылетел 26 июня 41-ого...
    Фанат он был авиации,а когда в Монино с ним приехали , дык он крыло Илюше целовал...,"гвозди бы делать из этих людей! Не было в мире крепче гвоздей!
  5. svp67 Офлайн
    svp67 27 ноября 2017 20:22
    +1
    Немцы, видя Ил-2 в воздухе, бросались врассыпную.
    Можно подумать, что при виде атакующего Су-2 немецкие солдаты действовали по иному....
    Самолет стал самым массовым не только во времена Великой Отечественной войны, но и во всей мировой истории авиации.

    Да с одним уточнением самый массовый БОЕВОЙ самолет и в самый массовый в СОВЕТСКОЙ авиации
    Всего за годы серийного производства было выпущено 34 943 экземпляров Ил-2 и 1211 учебно-тренировочных Ил-2.
    Так как есть более массовый самолет
    «Сессна-172 Скайхок» (англ. Cessna 172 Skyhawk) — американский лёгкий самолёт. Выпускается компанией «Сессна». Самый массовый самолёт в истории авиации. С 1956 года построено свыше 43 000 самолётов в более чем 25 модификациях. Производство было остановлено в середине 80-х, но было возобновлено в 1998 году с более мощным двигателем.
    1. fox_rudy Офлайн
      fox_rudy 28 ноября 2017 02:03
      0
      Решил сумничать, но перебрал. И 'БОЕВОЙ', и 'СОВЕТСКИЙ'. А, расскажи-ка, мон шер, какой 'БОЕВОЙ', и не 'СОВЕТСКИЙ' выпустили больше???!!!
      1. svp67 Офлайн
        svp67 28 ноября 2017 03:29
        +1
        Цитата: fox_rudy
        Решил сумничать

        Ну раз ты, братец Лис решил, то вумничай....
  6. Вадим Ш. Офлайн
    Вадим Ш. 28 ноября 2017 06:38
    +1
    Один из самых , если не самый живучий самолет ВОВ, как в песне - мы летим ковыляя во мгле ....... , на честном слове и на одном крыле., потери этих самолетов были бы меньше , если бы в 41-42 годах его выпускали не одноместным , а с кабиной для стрелка радиста, т.к. хвостовое оперение самолета было беззащитным.
  7. korriphila Офлайн
    korriphila 28 ноября 2017 11:00
    +1
    Да, кстати. Увы и ах, но название "шварце тод" (черная смерть), которое немцы давали ИЛ-2, в немецком языке имеет несколько иной смысл, чем тот, который мы привыкли воспринимать. Дело в том, что "шварце тод" в немецком языке - это имя собственное и обозначает конкретное заболевание, а именно чуму. По-русски чума - чума, а по-немецки чума - шварце тод. Так что когда немцы орали "шарце тод" при виде ИЛ-2 или наших морпехов кстати, они имели в виду, что на них напали очумелые отморозки. Хотя тоже неплохо.
  8. Sergey53 Офлайн
    Sergey53 28 ноября 2017 11:28
    +1
    Хорошее огневое поражение и его неубиваемость вселяли уверенность нашим лётчикам, и страх у немцев.
  9. DimerVladimer Офлайн
    DimerVladimer 28 ноября 2017 14:14
    0
    Фильм - для того, кто не умеет читать.
  10. D040sm Офлайн
    D040sm 28 ноября 2017 19:52
    +1
    "Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие". Аверьянов В.Г. летчик, ГСС.

    "Мы попали в 566-й штурмовой авиационный полк … Воевал он [...], под Москвой. Все до одного погибли. Остался с 1941-го года только Афоня Мачный, и тот с ума сошел после полсотни вылетов…" Ветеран-штурмовик Ю. М. Хухриков.

    "Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность." Ветеран ВОВ Усов В.В.
  11. voron770247 Офлайн
    voron770247 28 ноября 2017 21:28
    0
    Наши "Ночные ведьмы" наводили ужаса не меньше... И кто на немцев не наводил ужас?! Мы бились насмерть, а потому от нас и ужасались... А про Илюшки хорошо описано в книге Бегельдинова Т.Я. "Илы атакуют".
  12. Siberia 9444 Офлайн
    Siberia 9444 29 ноября 2017 06:24
    0
    Потому что ИЛ2 на бреющем полете фигачил фашистов на лево и на право.
  13. урман Офлайн
    урман 10 декабря 2017 11:22
    0
    Где то читал, радио перехват , немецких лётчиков.
    Пилот кричит я почти весь Б\К в него всадил а он летит,
    дистпечер ему в ответ Испугал ежа голой жопой.
    Бронированный штурмовик мог часами кружить\\\\\\\
    наверно имел в виду разные.
    Ветеран у нас как то выступал ,говорил что в районе часа у него запас был.
    И ещё наши конвоировали пленных, над ними пролетили ИЛЫ гансы под страхом расстрела
    по кустам разбежались.
    Вот они к 45 на них жути навели.