Military Review

"Fortress" by Andrei Zubkov. Part of 6. Captain Nemo's Cemetery (photo-report)

17
For the first time, the concept of “Captain Nemo's cemetery” (except for the world-famous primary source) in relation to the churchyard where the dead soldiers of the Zubkov battery were buried was mentioned in the Guards Heights collection of stories by Arkady Perventsov. But the author of this concept is not a military leader. He only quoted one of the Red Navy men, who at that terrible time was reading the works of Jules Verne. Torn away from the whole world, alas, to a nameless warrior, the battery seemed Nautilus, from which they descend to bury their fallen friends.




The cemetery is located directly on the territory of Peny Cape, away from the dangerous battery firing positions. To bury comrades elsewhere was impossible. The Hitlerites not only blew every meter of battery with bombs and shells, they also sinned with flights. Naturally, the commander did not want, after another hit, to open the graves and cover the fighters with the decaying remains of their comrades.

Penay Cape just suited for the "battery" of the cemetery. Far enough from the position of the gunners, but not enough to endanger the living fighters on the way. The rare surviving vegetation of the Foam, in contrast to the lunar landscape of the battery positions, slightly, but still masked the movement of the garrison during the funeral. During the war, the cemetery was fenced with ches and wire. Because of the constant fighting, the sailors sometimes could not even give a farewell salute to their comrades. But they spoke their guns, spoke loudly.



The graves, of course, were scattered. And, in fact, part of Cape Penny remains a cemetery, despite the fact that at the moment the “battery” cemetery is two modest obelisks with the names of those who died for a no less modest fence. The easiest way to get to the churchyard is through the underpass, led by a paved path leading away from the highway towards the seashore.







Now these obelisks are surrounded by thickets of oak, juniper, dogrose, dogwood and hold-tree. The roar of the track to this place barely flies. The air is fresh and clean, sometimes you can discern the pacifying sound of the surf, which dissolves in the lush vegetation. It says nothing about the scale of the most brutal battles of World War II.





The names of not only Zubkov’s gunners, but also the names of anti-aircraft gunners on the 2 battery of the 30 division of the Sevastopol division, are engraved behind the metal fence of green color on the obelisks. For the "battery" cemetery is the grave of Alla Nikolaevna Boyko. Judging by the years, she was just a girl, death overtook her in 1949. Why the grave is here, I do not know. However, this is another confirmation that Peny is still a cemetery and was used in this capacity for a long time. Indeed, through this place were columns of the wounded and refugees from 1942 year. On the nearby highway, tragedies were played out by those who did not have time to deliver to Gelendzhik Hospital, and those who were caught firing right on the highway.





If you go further along the path, you will go down to the sea. Just as Zubkov himself did in 42 and 43. Unfortunately, Cape Penny is too tempting place for the near man in the street. There are parking places lovers kebab and booze. Considering that here, as you can’t stand the obelisks, the cemetery, it was unpleasant to look at this picture.

However, Penaysky cape hides from prying eyes not only the mass grave of artillerymen and anti-aircraft gunners. It is worth returning to the Don highway and passing 350 meters towards Kabardinka, as you meet a small asphalt road, which turns right to the sea. If you collapse, then literally in a couple of meters you will stumble upon a unique, despite its small size, monument. This is a monument to the seamen-hydrographers who died in the battles for Novorossiysk. Not so often will you hear the mention of these modest laborers of our Navy, even though the hydrographic service 13 of October of this year turned 190 years since its foundation.









The monument is made elegantly and in an original way - a ship lantern is installed on a small stela, which fortunately the silly public has not yet broken. On the outside of the stele there is a flag of the USSR Navy hydrographic service, and the names of the dead sailors are engraved just below (I did not remove the wreath and only carefully rewrote the names of the fallen):

Art. lt Alekseev P.S.
Art. 2 Art. Alymov P.I.
Art. Mrs. Balakin P.S.
Sailor Vasilyaka I.G.
Art. 1 Art. Zgoda A.P.
Sailor EI Ivanov
Art. 1 Art. Klynin V.N.
Sailor A. Kovalenko
V / n-ny Mitlin LM
Art. 2 Art Nesterov M.I.
Art. lt Taran MA
Art. Lt Tverdokhlebov AF
Art. Mrs. Chelokyan PS
Art. Mrs. Sheremetyev MI
Art. lt Shelkunov F.I.


Here, despite the closer neighborhood of the federal highway, it is also calm, and lush vegetation speaks of peace, envelops you with peace, life itself. After all, it was for the continuation of life and for the world itself that our fighters of World War II fought.
Author:
17 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets
    Amurets 30 November 2017 06: 47 New
    10
    Author, Thank you. Very rarely mentioned are the exploits of hydrographic sailors. But often, they were the first to go, providing a navigational situation during the landing. The rest is difficult to comment on. It’s a sacrilege to arrange booze and barbecue on the bones of the dead. And unfortunately this is happening not only in Novorossiysk.
    1. volodimer
      volodimer 5 December 2017 19: 19 New
      +2
      I apologize for getting into the top, I do not read such articles right away. Finding the initial parts sometimes causes problems. We ask the authors of a series of articles to give links to the entire series at the end. Thanks in advance. For this series:
      I started (stumbled) from the 4th part, I found the initial parts and read everything with pleasure.
      I am able to find 5th, but I think that the links to the previous parts are correct. ("weapons \ Aviation \ Aviation against tanks is a very" correct example).
      The author has great respect for the material!

      1. volodimer
        volodimer 5 December 2017 19: 31 New
        +1
        Aviation against tanks is a very "good example
        Aviation Against Tanks - The Right Example
        did not manage to edit correctly fool
  2. parusnik
    parusnik 30 November 2017 07: 58 New
    +5
    Thank you to the author .. Eternal memory and glory to the dead ..
  3. XII Legion
    XII Legion 30 November 2017 08: 08 New
    18
    Interesting stuff
    Thank you
  4. ando_bor
    ando_bor 30 November 2017 11: 25 New
    +2
    Kingdom of Heaven Defenders of the Fatherland.
    September 16, 1943 Zubkov’s battery fired the last combat shot at an enemy leaving Novorossiysk.
    Three after the fighting ended.
    1. Eastern wind
      30 November 2017 12: 14 New
      +1
      As I wrote - this is a cemetery ...
      1. ando_bor
        ando_bor 30 November 2017 12: 59 New
        +1
        Quote: East Wind
        As I wrote - this is a cemetery ...

        I looked, it turns out that it is, as it were, not on the lists of the Military graves, really Nemo.
        Found in the lists of losses of sergeant Zinchenko who died on May 1, 1943, he is recorded in the city cemetery of Novorossiysk, the two who died after the fighting on 16.11.1943/XNUMX/XNUMX, the burial place is not indicated. It is still necessary to watch, I have so far scanned quickly.
        1. Eastern wind
          30 November 2017 13: 55 New
          +2
          In fact, some of the bodies were re-bred and I see no reason why not treat all places with respect, it will not be bad. But the fact that you did not find it in the burial lists is the bureaucratic whim of our system. This burial is listed as "regional" - hence a lot of confusion ...

          1. ando_bor
            ando_bor 30 November 2017 14: 52 New
            +1
            It is respected, it is understood, there are no questions, but there is an order.
            Cultural heritage sites and Warrior burial sites are completely different lists, although Warrior burial sites may be listed as cultural heritage sites.
            So this cemetery, being an obvious Military burial place and an object of cultural heritage, seems to be missing from the lists of Military burial places with relevant documents.
            1. Eastern wind
              30 November 2017 15: 50 New
              +1
              Heritage sites and War graves are completely different lists, although War graves can be included in the list of cultural heritage sites.

              This is the reason for the confusion ... And about the lists, there is not much there.
              1. gladcu2
                gladcu2 15 December 2017 22: 40 New
                +1
                All the same, it’s good that someone does work that is not profitable ...

                And thanks for that

                .
  5. volodimer
    volodimer 5 December 2017 20: 50 New
    +1
    I am sitting “on horseback” at the 4xB-13 position of Cape Gamow. Google with coordinates 42 ° 34'50.95 "C, 131 ° 9'25.36" V.
    Lower right among the glade (skew) is the extreme ay, the second between the red and brown roofs. The third is noticeably to the left of the purple (blue real) roof, and the fourth is 70 meters to the west.
    1. volodimer
      volodimer 5 December 2017 21: 03 New
      +1
      Now it’s obvious from a quadrocopter, and if you look at even recent Google images of the 42 ° 34'18.21 "C, 131 ° 10'10.09" area in 12.2013, you can see the false battery ... it has not been touched for the last 25 years! There, forest, wild boars and tigers come in winter ... and on the satellite, it is as soon as created!
      1. volodimer
        volodimer 5 December 2017 21: 26 New
        +1
        But with regards to the 180 mm battery, everything is very sad there, they just cut it
        42 ° 34'10.79 "C 131 ° 12'34.20" B, despite the protests of the local population ...
        1. Amurets
          Amurets 5 December 2017 22: 32 New
          0
          About the batteries of Primorye, there are three fortification collections "Fortress-Russia". In these collections there are also about western URs.
  6. serge siberian
    serge siberian 24 March 2018 17: 20 New
    0
    Many thanks to the enthusiasts for their work on the maintenance of the burial sites! Special thanks also to the author. I would very much like the officials to read and assign Voinsky to all such cemeteries at the Federal level. hi

«Крепость» Андрея Зубкова. Часть 6. Кладбище капитана Немо (фоторепортаж)

Впервые понятие «кладбище капитана Немо» (кроме всемирно известного первоисточника) по отношению к погосту, на котором хоронили погибших бойцов батареи Зубкова, было упомянуто в сборнике рассказов Аркадия Первенцева «Гвардейские высоты». Но автором этого понятия военкор не является. Он лишь процитировал одного из краснофлотцев, который в это ужасное время читал произведения Жюля Верна. Оторванному от всего мира, увы, безымянному бойцу батарея казалась Наутилусом, с которого они сходят, чтобы похоронить павших друзей.



Кладбище располагается непосредственно на территории мыса Пенай, вдалеке от опасных огневых позиций батареи. Хоронить товарищей в другом месте было невозможно. Гитлеровцы мало того, что взрыли бомбами и снарядами каждый метр батареи, так ещё и грешили перелётами. Естественно, командир не хотел, чтобы после очередного попадания разрыло могилы и накрыло бойцов истлевшими останками их товарищей.


Пенайский мыс как раз подходил для «батарейного» кладбища. Достаточно удалён от позиций артиллеристов, но не настолько, чтобы подвергнуть опасности живых бойцов во время пути. Редкая оставшаяся в живых растительность Пеная, в отличие от лунного ландшафта позиций батареи, незначительно, но всё же маскировала передвижение гарнизона во время похорон. Во время войны кладбище было огорожено тёсом и проволокой. Из-за постоянных боевых действий краснофлотцы порой не могли дать даже прощальный салют по своим товарищам. Зато говорили их орудия, говорили громко.



Могилы, естественно, были разрозненными. И, по сути, часть мыса Пенай остаётся кладбищем, несмотря на то, что в данный момент «батарейное» кладбище это два скромных обелиска с именами погибших за не менее скромной оградкой. Легче всего добраться до погоста через подземный переход, к нему ведёт мощёная камнем тропа, уводящая прочь от автострады в сторону морского берега.







Сейчас эти обелиски окружены зарослями дубняка, можжевельника, шиповника, кизила и держи-дерева. Рёв трассы до этого места едва долетает. Воздух свеж и чист, иногда можно различить умиротворяющий шум прибоя, который растворяется в буйной растительности. Здесь ничего не говорит о масштабах жесточайших боёв Великой Отечественной войны.





За металлической оградкой зелёного цвета на обелисках выгравированы имена не только артиллеристов Зубкова, но и имена моряков-зенитчиков 2-й батареи 30-го севастопольского дивизиона. За «батарейным» кладбищем находится могила Аллы Николаевны Бойко. Судя по годам, она была совсем девочкой, смерть настигла её в 1949 году. Почему могила находится здесь, мне неизвестно. Однако, это ещё одно подтверждение, что Пенай это всё же кладбище и использовался именно в этом качестве длительное время. Ведь через это место проходили колонны раненых и беженцев с 1942-го года. На близлежащей трассе разыгрывались трагедии тех, кого не успевали доставить в геленджикский госпиталь, и тех, кого настиг обстрел прямо на шоссе.





Если пройти по тропе далее, то вы спуститесь к морю. Точно также как это делал сам Зубков в 42-м и 43-м годах. К сожалению, мыс Пенай слишком заманчивое место для недалёкого обывателя. Встречаются стоянки любителей шашлыка и выпивки. Учитывая то, что здесь, как не переноси обелиски, кладбище, было неприятно смотреть на эту картину.

Однако Пенайский мыс скрывает от посторонних глаз не только братскую могилу артиллеристов и зенитчиков. Стоит вернуться на трассу «Дон» и пройти метров 350 в сторону Кабардинки, как вы встретите небольшую заасфальтированную дорогу, сворачивающую вправо к морю. Если свернуть, то буквально через пару метров вы наткнётесь на уникальный, несмотря на свои небольшие размеры, памятник. Это памятник морякам-гидрографам, погибшим в боях за Новороссийск. Не так часто услышишь упоминание об этих скромных трудягах нашего ВМФ, хоть гидрографической службе 13 октября сего года исполнилось 190 лет со дня основания.









Памятник выполнен изящно и оригинально – на небольшой стеле установлен судовой фонарь, который по счастью придурковатая публика ещё не разбила. На внешней стороне стелы красуется флаг гидрографической службы ВМФ СССР, а чуть ниже выгравированы имена погибших моряков (я не стал убирать венок и лишь аккуратно переписал имена павших):

Ст. л-т Алексеев П.С.
Ст. 2 ст. Алымов П.И.
Ст. м-с Балакин П.С.
Матрос Василяка И.Г.
Ст. 1 ст. Згода А.П.
Матрос Иванов Е.И.
Ст. 1 ст. Клынин В.Н.
Матрос Коваленко А.И.
В/н-ный Митлин Л.М.
Ст. 2 ст Нестеров М.И.
Ст. л-т Таран М.А.
Ст. л-т Твердохлебов А.Ф.
Ст. м-с Челокьян П.С.
Ст. м-с Шереметьев М.И.
Ст. л-т Шелкунов Ф.И.


Здесь, несмотря на более близкое соседство федеральной трассы, также спокойно, а буйная растительность говорит о мире, обволакивает покоем, самой жизнью. Ведь именно за продолжение жизни и за сам мир дрались наши бойцы Великой Отечественной войны.
Автор: Восточный ветер


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 30 ноября 2017 06:47
    Автор, Спасибо. Очень редко упоминается о подвигах моряков-гидрографов. А ведь частенько, они первыми шли, обеспечивая навигационную обстановку при высадке десантов. Остальное трудно комментировать. Это святотатство, устраивать пьянки и шашлыки на костях умерших. И к сожалению это происходит не только в Новороссийске.
    1. volodimer (Volodimer) 5 декабря 2017 19:19
      Извиняюсь, что лезу в топ, читаю такие статьи не сразу по выходу. Поиск начальных частей иногда вызывает проблемы. Просьба авторам серий статей , в конце давать ссылки на всю серию. Заранее благодарен. Для данной серии:
      Начал (наткнулся) с 4й части, Отыскал начальные части и с удовольствием прочитал всё.
      Я способен найти 5ю, но думаю, что ссылки на предыдущие части -это правильно. ("вооружение\Авиация\Авиация против танков-очень" правильный пример).
      Автору огромное уважение за материал!

      1. volodimer (Volodimer) 5 декабря 2017 19:31
        Авиация против танков-очень" правильный пример
        Авиация против танков"- правильный пример
        не успел правильно отредактировать fool
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 30 ноября 2017 07:58
    Спасибо, автору..Вечная память и слава погибшим..
  3. XII легион (Цезарь) 30 ноября 2017 08:08
    Интересный материал
    Спасибо
  4. ando_bor (Анатолий) 30 ноября 2017 11:25
    Царство небесное Защитникам Отечества.
    16 сентября 1943г. батарея Зубкова произвела последний боевой выстрел по уходящему из Новороссийска противнику.
    Трое уже после окончания боев погибли.
    1. Восточный ветер (Сергей Монах) 30 ноября 2017 12:14
      Как я и писал - это кладбище...
      1. ando_bor (Анатолий) 30 ноября 2017 12:59
        Цитата: Восточный ветер
        Как я и писал - это кладбище...

        Посмотрел, получается его как бы и нет в списках Воинских захоронений, действительно Немо.
        Нашел в списках потерь сержанта Зинченко погибшего 1 мая 1943 года, он записан в городском кладбище Новороссийска, у двоих погибших уже после боев 16.11.1943, место захоронения не обозначено. Нужно еще смотреть, я пока бегло просмотрел.
        1. Восточный ветер (Сергей Монах) 30 ноября 2017 13:55
          В самом деле часть тел перезахоранивали и я не вижу причины, почему бы не относиться ко всем местам с уважением, худо не будет. А вот то, что вы не нашли его в списках захоронений - так это бюрократическая блажь нашей системы. Это захоронение значится как "региональное" - отсюда много путаницы...

          1. ando_bor (Анатолий) 30 ноября 2017 14:52
            Относится с уважением, это понято, тут вопросов нет, но есть порядок.
            Объекты культурного наследия и Воинские захоронения это совершенно разные списки, хотя Воинские захоронения могут попасть в список объектов культурного наследия.
            Так вот это кладбище являясь явным Воинским захоронением и объектом культурного наследия, в списках Воинских захоронений с соответствующими документами похоже отсутствует.
            1. Восточный ветер (Сергей Монах) 30 ноября 2017 15:50
              Объекты культурного наследия и Воинские захоронения это совершенно разные списки, хотя Воинские захоронения могут попасть в список объектов культурного наследия

              Вот от этого и путаница... А по поводу списков - так там много чего нет.
              1. gladcu2 (gladcu2) 15 декабря 2017 22:40
                Всё таки хорошо, что кто-то выполняет работы не приносящие прибыль...

                И на этом вам спасибо

                .
  5. volodimer (Volodimer) 5 декабря 2017 20:50
    Сижу "верхом" на позиции 4хБ-13 мыса Гамова. Гугль с координатами 42°34'50.95"С, 131° 9'25.36"В.
    Ниже справа среди поляны (косим) крайняя ау, вторая между красной и коричневой крышами. Третья заметно левее фиолетовой (синей реально) крышей, ещё а четвёртая метров 70 на запад.
    1. volodimer (Volodimer) 5 декабря 2017 21:03
      Сейчас это очевидно, с квадрокоптера, а если посмотреть даже недавние снимки гугля района 42°34'18.21"С, 131°10'10.09"В за 12.2013 то видна ложная батарея... её не трогали последние 25 лет! Там лес,кабаны и тигры зимой приходят...а на спутнике, она как только создана!
      1. volodimer (Volodimer) 5 декабря 2017 21:26
        А вот, что касаемо 180 мм батареи,там всё очень печально, её просто порезали
        42°34'10.79"С 131°12'34.20"В, несмотря на протесты местного населения...
        1. амурец (николай) 5 декабря 2017 22:32
          О батареях Приморья есть три фортификационных сборника "Крепость-Россия". В этих сборниках есть и про западные УРы.
  6. серж сибиряк (сергей) 24 марта 2018 17:20
    Огромное спасибо энтузиастам за их труд по содержанию захоронений!Так и автору особая благодарность.Очень хотелось бы,что б чиновники прочитали и присвоили всем таким кладбищам "Воинское "и на Федеральном уровне. hi
Картина дня