Японский меч: все глубже и глубже… (часть 3)

54
Как же это, друзья?
Человек смотрит на вишни в цвету
А на поясе длинный меч!
Мукаи Кёрай (1651 – 1704). Перевод В. Марковой


Если мы обратимся к ранее вышедшему на ВО материалу «Самураи и катаны: правда и вымысел», то из него узнаем, что «существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана». Довольно спорное утверждение, поскольку «несколько» - это больше трех, и вот здесь важно в какой – европейской или японской традиции мы рассматриваем типологию японских мечей. Начнем с того, что ничуть не менее известным японским мечом является тати. Причем им как раз и воевали, тогда как история катаны пришлась главным образом на годы мира эпохи Эдо. Второе – это длина меча. В материале указывается, что катана имела меч-спутник – вакидзаси длиной от 30 до 60 см. Но если длина меча была меньше 30 см, то такой «меч» считался уже кинжалом танто. То есть один и тот же в принципе меч мог считаться и мечом, и кинжалом. То есть для европейцев парный к катане клинок – это обычно кинжал, хотя бы и длинный, а вот японец будет разбираться, что это такое, в зависимости от длины, хотя монтировка самих клинков может быть одинаковой.



Японский меч: все глубже и глубже… (часть 3)

Всегда нужно давать подписи под фотографиями, иллюстрирующими любую статью. Надеяться, что и так все понятно, не следует. Вот, например, на этом фото мы совершенно отчетливо видим сразу три типа японских мечей: меч тати – в руке у стоящего самурая (на ножнах видны кольца для подвески), «полевой меч» нодати длиной около 1,5 м и более, который, однако, всадниками не использовался, а применялся пехотинцами асигару. Вот именно эти-то мечи за спиной и носили, поскольку по-другому было просто неудобно. Наконец, третий меч за поясом у сидящего обладателя нодати и есть катана.

Но тут следует вернуться к мечу тати и указать, что обычай носить два клинка – пару дайсё, идет из древности. Меч-спутник коси-гатана – спутник тати, располагали на теле слева вертикально. Причем если тати подвешивали к поясу, то ко-гатану – засовывали за него так, чтобы ножны его прошли через цурумаки – кольцо для запасной тетивы для лука. А она в свою очередь должна была располагаться между кольцами аси, на ножнах тати. Казалось бы, что особенного в таком расположении? Но японцы не были бы японцами, если бы не придумали для этого положения специальное название: цурумаки-готамэ-но-сита-хо. Говорить же о том, что катану и вакидзаси просто засовывали за пояс, конечно, тоже можно. Так было. Но и это не совсем точно. Для их крепления тоже существовали различные приспособления в виде куска кожи на шнурах, который привязывался к талии и уже в его петли либо в кожаную трубку, а вовсе не за пояс, вставлялся катану.


Один из вариантов косиатэ.

Если это крепление было для одного меча, то оно называлось ката-косиатэ, а если и для вакидзаси, то рё-косиате, причем это простейший вариант, а были и более сложные. Естественно, что под поясом их видно не было, но на самом деле самураи были очень умны и не желали потерять свои драгоценные мечи, держа их просто за матерчатым поясом.


Ну а сейчас давайте воспользуемся редкой возможностью и заглянем в фотофайлы Токийского национального музея, отснятые на пленке фирмы Кодак и демонстрирующие мечи и доспехи разных эпох. Начнем, разумеется, с тати, поскольку начиная с эпохи Хейан мечом самурая был именно он – меч всадника. Перед нами меч сёдзоку-тати («придворный мундирный меч») – богато украшенный меч, носимый императорами, сёгуном и знатными даймё.


А это его рукоятка!

Вот теперь мы имеем более или менее единую и законченную картину. То есть и в истории Японии мы также видим две большие эпохи: эпоху господства всаднического меча тати и универсального меча катаны, причем последний – подчеркнем это – распространился в Японии после появления огнестрельного оружия. Ведь первыми стрелками из него были отнюдь не крестьяне, а самураи. Им не подобало не иметь дайсё, но носить на боку всаднический меч им было совсем неудобно, из-за чего они и перешли на оправу букэ-дзукури. То есть в эпоху войн, предшествовавших объединению Японии, именно катана сначала стала мечом асигару – стрелков из огнестрельного оружия, а уже потом, в эпоху мира, этот меч превратился в постоянного спутника самурая!


Еще один меч тати эпохи Камакура. Этот меч держали одной рукой. В другой были поводья. Рукоять отделана акульей кожей и украшена мелкими фигурками птиц. Подвески выполнены из медной проволоки и называются хёго-кусари. (Токийский национальный музей)


Это детали гарды цуба этого меча, украшенная все теми же фигурками птиц. В центре, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба закреплялась на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малых и две о-сеппы – большие. Наличие о-сэппы была характерно именно для мечей тати.


Еще один придворный меч, украшенный бирюзой. (Токийский национальный музей)

В Японии только что отполированный меч было принято подвергать испытанию и отмечать результат его на хвостовике. Для этого приглашали специальных мастеров меча, которые тем и жили, что их испытывали. И дело это было совсем не простое, потому что, поломав меч, испытатель должен был его оплатить. Обычно рубили сырые скрученные соломенные циновки. Но иногда рубили и трупы казненных, подвешенных за руки к перекладине или положенные друг на друга и на толстый соломенный мат. Самым простым было отсечение кисти. Рубка поперек бедер, с рассечением прочных тазобедренных костей считалась вершиной мастерства. При этом удары бывали такой силы, что ими мог быть разрублен и деревянный блок додан, подкладывавшийся под тело. Известно, что однажды вот так разрубили сразу семь тел, положенных друг на друге! Понятно, что такие мастера наряду с кузнецами и оценщиками клинков были в обществе самураев людьми весьма уважаемыми. Есть письменные свидетельства, относящиеся к XVII веку, что некоторые известные мастера разрубали своими мечами ружейные стволы. Вопрос, однако, не в том, что они есть, а в том, насколько им можно доверять.


Пара мечей дайсё сонаэ – катана и вакидзаси, предположительно принадлежавшие Тоётоми Хидэёси. (Токийский национальный музей)

Поскольку считалось, что самурай не может убить «просто так», но зато обязан убить в случае, если его оскорбили, некоторые самураи, купив новый меч, шли опробовать его на перекрестки дорог, где подстерегали какого-нибудь крестьянина-путника и объявляли ему, что тот совершил явно оскорбительный для него поступок – не так поклонился, например. После чего у крестьянина, чтобы остаться в живых, было только два пути: или убежать, что было совсем нелегко, или… убить самурая, что было еще тяжелее. Если он этого не делал, то рисковал быть разрубленным от плеча до бедра!


Ути-гатана, с ножнами, расписанными розами аои – эмблемой клана Токугава. (Токийский национальный музей)

Что же касается сугубо журналистских утверждений о том, что «самурайские мечи могут разрубить европейские на кусочки!» или что «их клинки сделаны из 1000 слоев металла!», то оставим это на их совести.


Чехол для меча хикихада. А знаете, что под ним? Шкура тигра! Особенностью японцев было все зачехлять. Вот уж поистине «люди с футляром»! (Токийский национальный музей)

Хотя такие суждения неудивительны. Придите в любой музей, где есть образцы старинного холодного оружия и что вы там увидите? Какие-то ржавые железки с подписями, на мечи и кинжалы похожие очень отдаленно. Мечей европейского Средневековья в хорошем состоянии сохранилось очень мало. Зато японские мечи в любом из музеев, куда бы вы ни пришли, поражают своим прекрасным внешним видом и можно даже и не сомневаться в чью пользу решится мнение непрофессионалов.


Головка рукояти касира (справа) и муфта (фути).


На этой рукоятке хорошо видны цуба, две детали сеппа, на рукояти украшение – мэнуки и на конце рукояти – головка касира. (Токийский национальный музей)

Даже самая лучшая японская катана - это всего лишь сталь, хотя и высокого качества, а значит она вполне может сломаться. И европейские мечи, и японские изготавливались многократной проковкой разных по качеству сталей, причем известны даже наконечники копий, сделанные из дамасской кованой стали, найденные в Прибалтике.


Пожалуй, едва ли не самая лаконичная и красивая цуба – «Краб». (Токийский национальный музей)


Когай с ложечкой для чистки ушей. (Токийский национальный музей)

Что касается технологии дифференцированного закаливания, то его, как это уже отмечалось, применяли не только японцы, но как об этом пишет немецкий историк Томас Лайбле, и мастера-оружейники европейского Средневековья, только, по его мнению, точные характеристики этого процесса неизвестны. Наконец – заточка. Но здесь все зависит исключительно от угла, под которым затачивается клинок. Однако нигде не написано, что европейские мечи были тупые и резать не могли. Уже в наши дни проводилась пробная рубка соломенных матов при помощи реплик средневековых мечей и результаты получились примерно такими же, как и при рубке их японским мечом.

Есть и еще одно важное обстоятельство. В Европе мечи, да и доспехи, часто перековывались, поскольку металл был дорог. В Японии тоже, но кому в голову придет перековывать обиталище ками?


Короткий и простой танто. (Токийский национальный музей)


Против любого меча должна быть защита. Перед нами «новые доспехи» – «торс Будды» (нё-до), предположительно принадлежавшие Като Киёмаса, одному из военачальников Хидэёси периода войны в Корее в 1592 г.


Эти же доспехи – вид сзади.

Именно поэтому-то японских мечей и существует так много. Известно, что в XIII веке на один меч тати у кузнеца уходило 18 дней, а у мастеров на его оправу – девять. Шесть дней требовалось на то, чтобы покрыть ножны лаком, два – кожевникам и еще 18 дней на все остальное. В любом случае на ковку самой полосы меча могло уйти и больше 20 дней, то есть в целом грубо можно считать так – один месяц – один меч.

Есть подсчет, что до революции Мейдзи в Японии жило и работало 13000 оружейников-мечников. Понятно, что кроме них были и те, кто не был известен, а для кого-то это было просто хобби. То есть позволительно эту цифру округлить до 20000. И вот если каждый из них за всю свою жизнь сделал хотя бы по 100 мечей, то получится, что к 1868 году в Японии их было сделано около… двух миллионов! Неудивительно, что их до сих пор сохранилось так много.


Доспехи намбан-гусоку европейского образца, предположительно принадлежащие Сакакибара Ясумаса. Шлем и кираса изготовлены в Европе, а все остальные части доспеха – в Японии. (Токийский национальный музей)

Следующим отличием между японскими и европейскими мечами является наличие на последних дужках крестовины и навершия. Европейский «крест» служил для защиты руки от ударов о щит, тогда как японская цуба предназначалась совсем для другой цели. Перекрестием европейского меча можно было наносить удары в лицо точно так же, как и навершием рукояти. Но ни одному японцу не пришло бы в голову брать свой меч за клинок и бить рукояткой в лицо противника. В европейской практике фехтования на мечах такой прием, однако, встречается. То есть в целом меч для европейца более «универсальное», в смысле приемов владения им, оружие, а вот для японца – более традиционное.


Деталь ножен из слоновой кости эпохи Эдо. (Музей искусств Джорджа Уолтера Винцента Смита. Спрингфилд, Массачусетс, США)

Продолжение следует…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 декабря 2017 06:49
    Во всех исторических фильмах с большим интересом всматриваюсь в оригинальные техники фехтования : Александр Невский ,Троя,Последний Самурай,разные Мушкетеры. Конечно поединки постановочные ,но все равно интересно! По моему наиболее традиционная техника именно у японцев у них ведь есть Кэндо!
    1. +4
      10 декабря 2017 08:21
      На мой взгляд хорошо показаны поединки в фильме Куросавы "Семь самураев".
    2. +4
      10 декабря 2017 09:47
      Есть клубы исторического фехтования. Даже толкиенутые стараются что-то изучать.
      у них ведь есть Кэндо!

      Вообще фехтование у европейцев было формализовано так, что японские дрыгоноги просто нервно курят, со своими ката. Не то что каждая стойка и удар, а вообще каждое положение тела. Особенно трепетно к этому относились всегда немцы - они рубились чуть не до середины 20го века.
      1. +4
        10 декабря 2017 09:50

        Книга была размещена на scribd.com в феврале 2013 года. Думаю, что ее также полезно упомянуть и взять на заметку. Оригинальный рукописный текст был изучен и переведен с итальянского на английский язык, с подробными пояснениями автора. Это незаменимая книга для изучения боевых искусств, может занять достойное место среди коллекции книг для практического изучения Европейского Исторического Фехтования.» Объем книги 193 страницы, с иллюстрациями. Стоимость книги — 14.99 USD.
        1. +1
          10 декабря 2017 15:26
          Недорого, кстати...
          1. +3
            10 декабря 2017 16:33
            Да, и книга очень интересная. Хотя для меня и не очень. У меня же тема другая - железки.
            1. +1
              10 декабря 2017 18:11
              А это цена "бумаги" или "цифры"?
              1. +2
                10 декабря 2017 21:27
                Бумаги, конечно.
                1. +1
                  10 декабря 2017 22:47
                  Вообще шикарно!!! В этом смысле меня умиляет ценовая политика отечественных правообладастов: что "бумага", что "цифра" - прайс одинаковый.
                  1. 0
                    11 декабря 2017 09:37
                    Вот лежу на диване с планшетом,а в нем целая библиотекая, скачанная из Интернета бесплатно ,причём могу найти книгу ,полюбившуюся ещё в детстве.Недавно при обсуждении зеленых беретов посоветовали прочитать "Черви"Фенигана,через минуту она уже у меня была. Правообладатели конечно иногда палки вставляют, но есть Онлайн!Книжная библиотека тоже имеется ,но возможности у планшета несоизмеримо больше,бумага вскоре совсем вымрет.Недавно одна британская газета ,с именем, полностью перешла в " цифру".
                    1. 0
                      11 декабря 2017 11:03
                      Извините, за нескромный вопрос, а Вы территориально в России находитесь?
                      1. 0
                        11 декабря 2017 18:56
                        В Ташкенте ,на Лисунова.
          2. +8
            10 декабря 2017 16:42
            "По моему наиболее традиционная техника именно у японцев у них ведь есть Кэндо!"
            А в Европе есть HEMA (иногда Western Martial Arts (WMA) - Historical European Martial Arts - Исторические Боевые Искусства Европы.
            Появление HEMA в Европе в виде, близком к нынешнему, относится к Викторианской Англии, «когда несколько членов Лондонской стрелковой бригады принялись под руководством одного энтузиаста-исследователя древних видов оружия и способов его применения за изучение древних методик работы мечами, обнаруженных в старых итальянских и французских, а порой и английских книгах». Напомню, что Викторианская Англия берет свое начало в 1837 году.
            Современное же течение Historical European Martial Arts (HEMA), также часто называемое как Western Martial Arts (WMA), существует уже около 20 лет. Аббревиатура HEMA используется в основном клубами и школами Европы и в ряде других стран. Аббревиатура WMA в основном используется в США.
            В настоящее время интересы HEMA и WMA охватывает более чем 2000-летний период развития фехтовального искусства, начиная с эпохи римских гладиаторов. Если говорить о литературном наследии, то это почти 700-летний период, начиная с первых работ средневековья начала XIV века и заканчивая XX столетием, вплоть до Второй Мировой войны.
            В конце 80-х профессором Ханс-Петер Хилс (Hans-Peter Hils) была написана диссертация о важном научном значении фехтовальных трактатов в изучении истории литературы Германии. Впоследствии, опираясь на его работу, профессор Райнер Велле (Rainer Welle) написал о мастерах по древнему рукопашному бою, преподававшемуся в немецких школах. Обе работы стали фундаментальными для течения, которое сегодня называется HEMA. Диссертации, помимо массы полезной информации, содержали в себе информацию о манускриптах, их местонахождении в библиотеках и даже коды, по которым их можно было там отыскать.
            И коротко о фехтовальных трактатах.
            Современная историческая реконструкция европейских боевых искусств основана на изучении так называемых руководств по фехтованию. В плане создания руководств по фехтованию Европа вне конкуренции.
            До настоящего времени сохранилось более 150 рукописных и сотни печатных изданий эпохи Средневековья и Возрождения. Тут можно писать статью, и не одну.
            Hausbuch, Fechtbuch, Turnierbuch, Kriegsbücher, Ringbuch - это все жанры, назовем их так, старинной литературы по искусству лишить себе подобного жизни квалифицированно, с помощью колюще-режуще-рубяще-дробящих орудий и просто голыми руками.
            Для примера - Talhoffer Fechtbuch - немецкое руководство по фехтованию, созданное Гансом Талхоффером в 1459 году.
            Оригинал в настоящее время находится в запасах Det Kongelige Bibliotek в Копенгагене, Дания.
            Эта рукопись была, скорее всего, справочником, созданным для личного использования Талхоффера.Помимо его собственных записей, эта рукопись также включает в себя выдержки из книг Йоханнеса Лихтенауэра ( Цеттель ) и Беллифортис Конрада Кюзера («Битва»). На последних десяти листах текст зеркально перевернут, и открытие книги с конца раскрывает краткий трактат по магии

            Иллюстрация из указанного трактата, демонстрирующего приемы фехтования против двух противников.
            Возможен цикл статей, не менее интересный, чем японский.
            1. +2
              10 декабря 2017 17:42
              Мне показалось, что Вячеслав Олегович собирался продолжить тему европейскими мечами ( ну типа, "сакура и дуб")?
              1. +4
                10 декабря 2017 17:43
                Я надеюсь, что своим комментарием его творческие планы не разрушил.
                1. +3
                  10 декабря 2017 18:06
                  Смеетесь? Шутите? Издеваетесь? laughing Если бы Вы сами взялись цикл написать.... тогда, да! Но Вы же признавались -куражу нема! А мне пытаться - только людей смешить. Я вон "эпидемиями" никак не разрожусь, все в отрывках и набросках.
                2. +1
                  10 декабря 2017 21:26
                  Никак нет, просто моя проблема это незнание немецкого языка. Я и среднеанглийкого не знаю, но там хотя бы есть переводы на современный. А тут я беспомощен совершенно.
                  1. +1
                    10 декабря 2017 23:12
                    Не понимаю, Вы говорили, что практическое применение "железа" Вам не очень интересно. Зачем тогда немецкий?
              2. +2
                10 декабря 2017 21:24
                Он готовится, но я против "кавалерийских наскоков на капитал".
                1. +4
                  10 декабря 2017 21:30
                  Я немецкий тоже знаю в объме книг о Великой Отечественной войне.
                  1. 0
                    10 декабря 2017 23:01
                    Вы хотя бы так. Я - никак!
    3. 0
      11 декабря 2017 00:11
      ничего общего у европейского фехтовальщика и самурая. Там тупо тип оружия другой. Особенно у ребят с Речи Посполитой дело круто обстояло. Поляки знатно карабелой владели. Да и сталь у япошек не выдержит наши удары и климат. Что касаемое рубки, так я шашкой бутылки и лозу рублю получше народа с катанами
    4. 0
      11 декабря 2017 08:55
      Цитата: andrewkor
      традиционная техника именно у японцев у них ведь есть Кэндо!

      Да, но нет. Революция Мэйдзи привела к тому, что японский меч (вернее сабля по конструкции клинка) перестал быть боевым оружием как таковым: их укоротили, потом удешевили и возвели в ранг аксессуара. Вспомним случай с нашим Николашкой в Японии. Если бы у постового был настоящий меч, то такого позорного царя у нас бы просто не было. А поголовное увлечение Кэндо привело к тому, что в армии ко ВМВ никто не мог уже обращаться с боевым мечом именно как с оружием. Пришлось срочно сменить именитых, но абсолютно бестолковых на войне, инструкторов Кэндо на тех немногих мастеров, кто сохранил меч и традицию праотцов.
      1. +1
        15 декабря 2017 17:02
        И до Мэйдзи в бой шли с тати, а катана - нож-переросток для резни по кабакам, постоянного ношения. И в Европе есть полный смысловой аналог: боевая шпага-валонка с клинком 3,5 см у рукояти, дуэльная шпага с длинной клинка 110-120см и весом 1100гр., и "придворная" шпага, на постоянное ношение, имевшая те же 76 см клика (800гр.), как и катана ан-масс.
  2. +1
    10 декабря 2017 08:02
    Вячеслав Олегович!
    "Европейский «крест» служил для защиты руки от ударов о щит,"
    Это "досадная очепатка", или реально... как это действовало.
    Но статью все равно прочел с удовольствием.
    1. +4
      10 декабря 2017 08:18
      Есть книги Джона Клементса - профессионального фехтовальщика и историка оружия и Томаса Лайбле (последняя на русском), где об этом написано достаточно подробно. Наконец, еще в 1960-м году Эварт Оукшотт издает книгу «Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса» Работа затрагивает немалый хронологический период и дает описание разных видов холодного оружия. Издана на русском изд-вом "Центрполиграф". У Лайбле и Клементса есть рисунки, "как это действовало". Есть еще книга Дэвида Николя "Оружие и доспехи крестоносной эры 1050 - 1355", но она недоступна. Там тоже есть об этом. Так что Вы можете взять русскопереводные книги и все самостоятельно проверить.
      1. 0
        10 декабря 2017 11:53
        Джона Клементса

        Это который до 94 в Чикаго работал?
        1. +1
          10 декабря 2017 12:42
          Не знаю, где он работал. Не знаком с ним.
          1. 0
            10 декабря 2017 14:22
            Да ну. Как его можно не знать. Он же сменил Уильяма Биркина после 94.
            1. +1
              10 декабря 2017 16:31
              С меня хватает того, что знаю Стивена Тербулла и Дэвида Николя. Со всеми не перезнакомишься...
  3. +1
    10 декабря 2017 09:48
    Удары яблоком это конечно страшная штука, не можешь порубать противника сломай ему кости.
    1. +3
      10 декабря 2017 11:26
      К тому же воинам-монахам нельзя было проливать кровь. Можно было сражаться за церковь, но "без пролития крови". А тут как гирей на цепи хватишь... и крови нет, а и не жилец!
      1. +3
        10 декабря 2017 19:07
        Причем "не жилец" отсроченный, обреченный на мучительную смерть. Потому как закрытые повреждения внутренних органов и сейчас лечат хирургическим путем, а внутренние кровотечения до сих пор - рулетка "красное и черное". Гуманисты, блин...
        1. +2
          10 декабря 2017 21:46
          Причем "не жилец"

          а до "не жильца" - "овощ" what
          1. +1
            10 декабря 2017 22:50
            Нет, Николай, хуже. Это воющее от боли существо... Я видел. Жутко.
    2. +1
      15 декабря 2017 17:05
      Удары прямым мечом не могут нанести глубоких, проникающих ран. От меча раны мозжоные. Глубокие раны и отрубание рук-ног это к изогнутым клинкам: катана, сабля, шашка.
      1. 0
        16 марта 2018 19:25
        Хз, обычный бастард перерубает свиную тушку
  4. +7
    10 декабря 2017 14:23
    У моего отца стояла оценка "фехтование" - 4. Учился в Орджоникидзевском высшем общевойсковом командном училище, в спортроте. А я болван не успел к сожалению спросить - что они там изучали в данной дисциплине... sad Но ножи дома были наточены до безумия , всегда. Набор камней разных цветов и зернистости до сих пор остались.
    1. +1
      10 декабря 2017 19:38
      А когда Ваш отец там учился?
  5. +3
    10 декабря 2017 15:32
    Ну вот, я думал будет пати с вискарем и сигарами, как прошлый раз, а вы тут все про железяки толкуете. laughing
    Хорошая статья, спасибо!
    1. +4
      10 декабря 2017 16:35
      Рад, что Вам понравилась. Сейчас подумал - надо мне книгу Д.Николя перевести, оформить цветными фото и дать со своими комментариями. Если удастся, то это будет исчерпывающая работа.
      1. +2
        10 декабря 2017 17:27
        Для этого нужно издателя заинтересовать, не так ли?
        1. +1
          10 декабря 2017 21:21
          Разумеется! Причем иногда на это уходят годы. Или начинаешь писать по заказу, план утвержден. А тебе сообщают - расширить тему, добавить... Добавляешь, меняешь название, а тебе сообщают - менеджер, что дал вам это задание уволен, его решение признано ошибочным. Вернитесь к старому. Все не так просто...
          1. 0
            10 декабря 2017 22:40
            Я предполагал... А еще, если это перевод, вероятно, выяснение отношений с литагентом автора, ну или правообладастами.
            1. +1
              10 декабря 2017 23:00
              Тут все зависит от того... как вы это представляете. Если как ТОЧНЫЙ ПЕРЕВОД, то это одно. Но... ты можешь перевести... неточно слово в слово, изменить название... и книга будет твоя! Вот над этим стоит подумать, тем более, что законы об авторском праве это позволяют. Но это должна быть серьезная работа с высоким уровнем новизны. Или можно поставить двух авторов... Так сказать "работа на основе". Вариантов много.
              1. 0
                10 декабря 2017 23:09
                Хорошо, с научпопом все понятно, а если это художественная литература, тем паче поэзия?
                1. +1
                  11 декабря 2017 08:06
                  Тут сложнее... По закону об авторском праве Вы можете переводить чужие стихи КАК УГОДНО (ну почти), но при этом указывать автора. То есть в переводе стихов Вы можете быть соперником автора, но и не более. Вы посмотрите, например, сколько есть переводом "Бремени белого человека" Киплинга и каждый по своему хорош...
                  А из художественной... Вы можете написать, что Ваш герой читает Гарри Поттера и пьет тыквенный сок, но не можете написать продолжение, где герой Гарри Поттер. Вы можете написать продолжение нашего романа, если прошло 70 лет с момента первого издания, но и не более того.
  6. +1
    10 декабря 2017 17:29
    ( Довольно спорное утверждение, поскольку «несколько» - это больше трех...)
    "Несколько -это больше трёх"- довольно спорное утверждение ! wink
    ( То есть один и тот же в принципе меч мог считаться и мечом, и кинжалом. )
    "Повторите,пжлста,по-медленней ..."/Шурик."Кавказская пленница" / А иначе-нельзя ! Как это...один и тот же МЕЧ- и МЕЧ,и КИНЖАЛ ?! belay Миль пардон! Клинок длиной до 1 сяку-танто...от 1 сяку до 2-х...вакидзаси ;от 2 до 2,5...катана ;до 3 сяку-тати;свыше 3-х-одати...Чё тут путать? Носи с собой школьную линейку(портняжий метр,рулетку)-только и делов ! wink
    Хотя...пожалуй,мне стоит извиниться перед автором.. feel .ведь ,действительно,"один и тот же" меч мог быть и мечом,и кинжалом ! Потому,что "железяки" в эпоху"японского холодного оружия" стоили дорого...и когда меч ломался,то из него делали более короткий клинок...Таким образом,оч.умелыми ручками японских мечников катана "превращалась" в вакидзаси али в танто (то бишь,меч,побывав мечом,становился кинжалом ) hi
    1. +5
      10 декабря 2017 17:33
      Цитата: Nikolaevich I
      .и когда меч ломался,то из него делали более короткий клинок..

      В таком случае в России и коса бритвой была. laughing
      1. +1
        10 декабря 2017 17:45
        Цитата: мордвин 3
        В таком случае в России и коса бритвой была

        Дык....Не пропадать же добру! wink Всё может быть ! yes
        1. +5
          10 декабря 2017 18:08
          Цитата: Nikolaevich I
          Всё может быть !

          Гоголя забыли... crying
          - Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? - говорил казак Чуб мужику с обросшею бородою, показывающей, что уже более двух недельк ней не прикасался обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду, за неимением бритвы...
          1. +1
            10 декабря 2017 18:42
            Цитата: мордвин 3
            Гоголя забыли.

            М-д-а-а ! Действительно.....непорядку ! feel Ну ,чё ж...? what3 дня без джин-тоника stop и : Учиться,учиться и учиться ! fool
    2. +2
      10 декабря 2017 18:08
      Мне казалось что европейцы клинки чинили...
  7. 0
    11 декабря 2017 11:35
    Спасибо за статью. Как всегда фото выше всяких похвал. Ждем продолжения.