Модульные перспективы флота

25
Как известно, сейчас идет разработка плана по развитию отечественного военно-морского флота на ближайшие 30 лет. По вполне понятным причинам пока рано оглашать подробности, ведь план еще даже не готов. Однако лица на высоких постах уже вовсю высказывают свои взгляды на развитие ВМФ. К их числу на днях присоединился вице-премьер Д. Рогозин. По его мнению, стоит уделить особое внимание кораблям модульной конструкции. Благодаря этому, считает вице-премьер, один и тот же корабль сможет выполнять различные функции, пройдя незначительное переоборудование. И именно такие корабли должны будут появиться в составе нашего флота в течение ближайших трех десятилетий.

Идея модульной компоновки боевых кораблей выглядит вполне полезной и логичной. Более того, американский опыт даже в некоторой мере подтверждает ее полезность. Правда, значительная переделка кораблей американцами не практикуется. У них подобная идея пока ограничилась только пусковыми установками Mk 41, имеющими возможность запуска ракет разных типов и различного назначения. Тем не менее, даже одна такая пусковая установка наглядно демонстрирует принципиальную возможность расширения номенклатуры вооружений корабля простыми методами. Таким образом, если руководство нашего флота согласиться с Рогозиным, то конструкторам-кораблестроителям вскоре предстоит заняться созданием новых проектов, в которых вместо специализированных пусковых установок будут универсальные, совместимые сразу с несколькими типами зенитных и противокорабельных ракет. При всей сложности создания аналогов Mk 41 и соответствующей БИУС, преимуществ подобных систем очевидны – в зависимости от задачи корабль может взять на борт необходимое количество вооружения, в том числе и разных типов. В то же время, корабли одной группы могут «распределить обязанности»: одни несут только противокорабельные ракеты, а другие только зенитные. Иными словами, у командиров появляется широчайший выбор в сфере вооружения корабельной группы.

Второй вариант модульных боевых кораблей не подразумевает строительство сразу боевого корабля. В таком случае предлагается при необходимости оснащать готовые суда гражданского или двойного назначения специально созданными боевыми системами. Так, несколько лет назад настоящий фурор произвел отечественный ракетный комплекс Club-K, монтируемый в стандартном ISO-контейнере. Имеется информация, что зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» также может производиться в контейнерном варианте. В перспективе, при наличии соответствующего технического задания, ничто не мешает сделать радиолокационные и информационно-управляющие системы в такой же «таре». Таким образом, оснащенный несколькими «спецконтейнерами» сухогруз превращается в самый настоящий боевой корабль. Считается, что такое решение позволит решить сразу две задачи:
- обеспечение быстрого увеличения количества боевых кораблей в условиях военного времени;
- обеспечение надежного прикрытия караванов грузовых судов от самолетов, кораблей и подлодок противника. В таком случае появится возможность освободить часть «настоящих» боевых кораблей от прикрытия грузоперевозок и направить на другие задания.

В то же время, контейнеры с радиоэлектронным оборудованием и вооружением не являются родными элементами корабля, что в определенной мере снижает эффективность вооружения и не позволяет переоборудованному «грузовику» адекватно сравниваться со специализированными боевыми кораблями. Тем не менее, в некоторых условиях контейнеры со спецоборудованием могут быть полезны, хотя и не способны сделать из гражданского корабля полноценную боевую единицу.

Помимо эрзац-крейсеров или эрзац-эсминцев путем относительно простого переоборудования можно делать и замену полноценным авианосцам. Для этого тоже предлагается создать набор съемных целевых модулей для существующих кораблей. В качестве основы для такого эрзац-авианосца эксперт Д. Петунин предлагает большие морские транспорты вооружений, аналогичные транспорту «Анадырь» (проект Р-756). Последний, надо заметить, не успел прослужить на Тихоокеанском флоте и пяти лет (в середине девяностых был продан заграничной фирме), но подобные ему суда были бы без сомнения полезны не только в качестве авианосца, но и в исходной ипостаси. Главные качества «Анадыря», которые привлекают внимание авторов проекта эрзац-авианосца на его основе, это его габариты. При наибольшей длине транспорта, превышающей 220 метров (196 по конструктивной ватерлинии) и ширине порядка 30 метров, на нем может быть установлена летная палуба вполне достаточных размеров. В свою очередь, трюм-док этого судна может быть использован в самых разных целях, в том числе и для перевозки самолетов, топлива и боеприпасов. Мягко говоря, немалые габариты трюма (150х18х11,4 метра) вполне позволяют обеспечить перевозку широкой номенклатуры грузов.

Проект модульного авианосца на базе транспорта «Анадырь» подразумевает использование судна в двух качествах: когда авиационная группировка не нужна, корабль выполняет транспортные функции. Для этого, учитывая особенности перевозки крупногабаритных грузов, летная палуба должна быть сделана съемной. По аналогичной схеме стоит оборудовать и трюм-ангар. Самый простой и логичный способ заключается в том, что перед установкой летной палубы в трюм-ангар устанавливаются специальные платформы, служащие одновременно полом и контейнерами для боеприпасов или цистернами для топлива. При достаточной проработке проекта эти платформы заодно могут служить и «грузовыми поддонами» для самолетов. Отдельный модуль-платформа должен нести на себе грузовой лифт для подъема и спуска самолетов в трюм. Благодаря всем мерам подобные эрзац-авианосцы на основе больших транспортов могут в течение короткого времени изменять свое назначение. В зависимости от обстановки они могут перевозить самолеты и обеспечивать их действия на удалении от базы либо использоваться для перевозки грузов, в том числе и коммерческих. Утверждается, что модульный эрзац-авианосец самостоятельно сможет окупиться за несколько лет. В принципе, то же самое относится и к судам со «спецконтейнерами».

Неизвестно, какой именно тип модульных боевых кораблей имел в виду Д. Рогозин. Но особенности военной машины нашей страны позволяют утверждать, что до серийного производства, скорее всего, дойдут только полноценные боевые корабли с модульным составом вооружения. Дело в том, что вооружение гражданских судов все же является полумерой и явно недостаточно для полноценного развития российского военно-морского флота. И сейчас, и в будущем стоит уделять внимание конструированию и строительству именно полноценных кораблей, а не их эрзац-аналогов. Кроме обеспечения обороноспособности государства в целом, это поможет поддерживать оборонную промышленность в хорошем состоянии, что обязательно скажется на будущем отрасли и страны.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vadimus
    +5
    4 апреля 2012 08:39
    Строить, строить и строить! Флот нам ВО как нужен!
    1. +3
      4 апреля 2012 11:34
      транспорту «Анадырь» (проект Р-756). Последний, надо заметить, не успел прослужить на Тихоокеанском флоте и пяти лет (в середине девяностых был продан заграничной фирме)


      ну как так а?! am
      1. +1
        4 апреля 2012 22:05
        Я 91 шел на нем в Камрань . Срочником служил в морской пехоте . Славная была коробка!
  2. snek
    +4
    4 апреля 2012 08:48
    Автор долго рассуждает о достоинствах подобных эрзац-кораблей, но почти не касается их недостатков. Например, эрзац-авианосей - это только для машин вертикального взлета и посадки. По сути - ветролетоносец. Тем более в условиях военного времени потенциальный (а на тот момент реальный) противник наверняка будет знать что что-то подобное в нашем флоте есть и на дно будут пускаться все суда-контейнеровозы.
    1. +1
      4 апреля 2012 11:35
      противник в любом случае будет стараться топить ВСЕ суда, всех типов.
      1. 755962
        +1
        4 апреля 2012 12:59
        Один из самых ярких примеров постройки кораблей модульной компоновки американские "Арли Берк" Результат более чем очевиден .В строю более 60 единиц и по 2-3 новых корабля вводится в строй ежегодно. Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев.На данный момент это одни из самых лучших кораблей в мире.
        1. snek
          +1
          4 апреля 2012 13:56
          Модульная постройка военных кораблей и и корабли двойного назначения или по формулировке автора военный эрзац корабли (по сути, гражданские суда, которые, если возникнет необходимость можно вооружить) это абсолютно разные вещи.
          Если я не ошибаюсь, последним примером использования гражданских кораблей как платформ для размещения оружия, стала фолклендская война. Англичане тогда в срочном порядке переделали несколько гражданских судов, которые неплохо себя показали. Хотя тот успех, на мой взгляд, во многом связан с превосходством в целом ВМС Англии над Аргентинскими и пассивность последних.
        2. Братец Сарыч
          0
          4 апреля 2012 15:23
          Если не изменяет память из модулей строили еще Либерти в годы войны, так что вроде сейчас другого способа постройки нет...
  3. Братец Сарыч
    +6
    4 апреля 2012 08:52
    Что-то какая-то муть нарисована!
    Можно понять, когда из пусковой установки можно запускать любые ракеты по необходимости - это правильное решение, надо быть идиотом, чтоб с этим спорить, но бредить, что можно легко из транспорта сделать авианосец - это слишком! Было в практике. что крупные контейнеровозы использовались для перевозки самолетов вертикального взлета и посадки и вертолетов, и даже участвовали в боевых действиях, а Атлантик Конвейор и на дно отправился, но для взлета и посадки нормальных самолетов никакие модули не создашь! Да и предполагать, что вся эта навесная хрень в несколько тысяч тонн будет на берегу храниться - смешно, а про электронную начинку проектировщики подобных решений вообще забыли?
  4. kotmaster
    +1
    4 апреля 2012 09:23
    С эрзац-авианосцем они загнули, разумнее постоить один полноценный. А вот на счёт Клаб-К и Панцирей почему бы и нет,закупить определённое количество, да операторов обучить нужное количество, все уже не с палками воевать будут.
  5. itr
    +1
    4 апреля 2012 10:20
    Если это слова Рогозина я очень сильно разочарован
  6. +4
    4 апреля 2012 10:52
    авторский бред. был у нас уже один "гениальный" полководец, тухачевский, предложивший не делать трактора, а только танки, которые в мирное время будут пахать колхозную землю, а как случится война, сразу мобилизация и на фронт. ИНТЕРЕСНО ГДЕ ПУШКИ СОБИРАЛИСЬ ХРАНИТЬ, ТОЖЕ В КОЛХОЗАХ, ИЛИ СРАЗУ ПАХАЛИ С ПУХАМИ. не зря его к стенке поставили, то ещё вредитель был.
  7. +2
    4 апреля 2012 11:13
    мдя статья бред
    ОСК и Рогозин такого не напишут.
    НО хочу заметить в проектах многих судов предусмотрена установка вооружений.
  8. 0
    4 апреля 2012 11:50
    Прикольная статья.
  9. vylvyn
    +1
    4 апреля 2012 12:02
    Цитата - "Неизвестно, какой именно тип модульных боевых кораблей имел в виду Д. Рогозин. "

    Интересно Рогозин сам хоть служил, или отделался гражданской военной кафедрой, сухопутной? Ему самому по-ходу неизвестно какой именно тип модульных боевых кораблей надо иметь в виду.
  10. +1
    4 апреля 2012 12:49
    По большому счёту после появления оружия в морских контейнерах как это не парадоксально военные корабли стали пригодны для значительно более малого круга задач... Получить в борт от проходящего мимо контейнеровоза...
  11. +1
    4 апреля 2012 15:03
    Проект модульного авианосца на базе транспорта «Анадырь»

    Проект уж больно ущербный получается, если изначально корабль построен как БМТВ (морской транспорт вооружения), а за основу вообще взят гражданский лихтеровоз, то какой из него "авианосец"??
    Да и строили "Анадырь" - фины (верфь Wartsila, Турку, заказ №1295)
    ps пару фоток чудо-оружия, первая после ввода в строй 1990г, вторая современное состояние у новых владельцев (канадцы) переоборудован в судно нефтегазового комплекса.
  12. Царь Иван Первый
    0
    4 апреля 2012 15:57
    wink надо,надо нам Флот модульный кстати говоря,и базы наши нам надо зарубежные востанавливать. Во Вьетнаме в Сирии, Анголе и т.д. так,что флот нужен хоть модульный ,хоть простой tongue
  13. +4
    4 апреля 2012 16:12
    Помимо эрзац-крейсеров или эрзац-эсминцев путем относительно простого переоборудования можно делать и замену полноценным авианосцам.

    У китайцев уже есть - МОДУЛЬНЫЙ до невозможности какое хочешь оружие поставить можно, кроме МБР наверное...


    1. +1
      4 апреля 2012 16:49
      Общий вид сбоку:
      1. vylvyn
        0
        6 апреля 2012 09:38
        На таких судах можно и в Сомали. У тамошних пиратов говорят много добра скопилось, пора раскулачивать. Так сказать продразвёрстка по-китайски.
      2. 9991
        +1
        8 апреля 2012 22:09
        Вот это действительно универсальный ракетно-артилерийский корабль.Для десанта самое то.
  14. 13017
    +1
    4 апреля 2012 17:48
    да флот нужно строить хватит разваливать
  15. hauptmannzimermann
    +2
    4 апреля 2012 19:48
    Может стоит вернуться к идее вспомогательных крейсеров, например для борьбы с пиратством, что б от дела боевые корабли не отвлекать.А так, лучше строить полноценные боевые единицы.
  16. 0
    8 февраля 2015 10:37
    Интересна позиция автора, который поет дифирамбы эрзац-кораблям, а в конце статьи завляет, что нужны только полноценные единиццы.Взаимоисключающие параграфы.