Модульные перспективы флота
Идея модульной компоновки боевых кораблей выглядит вполне полезной и логичной. Более того, американский опыт даже в некоторой мере подтверждает ее полезность. Правда, значительная переделка кораблей американцами не практикуется. У них подобная идея пока ограничилась только пусковыми установками Mk 41, имеющими возможность запуска ракет разных типов и различного назначения. Тем не менее, даже одна такая пусковая установка наглядно демонстрирует принципиальную возможность расширения номенклатуры вооружений корабля простыми методами. Таким образом, если руководство нашего флота согласиться с Рогозиным, то конструкторам-кораблестроителям вскоре предстоит заняться созданием новых проектов, в которых вместо специализированных пусковых установок будут универсальные, совместимые сразу с несколькими типами зенитных и противокорабельных ракет. При всей сложности создания аналогов Mk 41 и соответствующей БИУС, преимуществ подобных систем очевидны – в зависимости от задачи корабль может взять на борт необходимое количество вооружения, в том числе и разных типов. В то же время, корабли одной группы могут «распределить обязанности»: одни несут только противокорабельные ракеты, а другие только зенитные. Иными словами, у командиров появляется широчайший выбор в сфере вооружения корабельной группы.
Второй вариант модульных боевых кораблей не подразумевает строительство сразу боевого корабля. В таком случае предлагается при необходимости оснащать готовые суда гражданского или двойного назначения специально созданными боевыми системами. Так, несколько лет назад настоящий фурор произвел отечественный ракетный комплекс Club-K, монтируемый в стандартном ISO-контейнере. Имеется информация, что зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» также может производиться в контейнерном варианте. В перспективе, при наличии соответствующего технического задания, ничто не мешает сделать радиолокационные и информационно-управляющие системы в такой же «таре». Таким образом, оснащенный несколькими «спецконтейнерами» сухогруз превращается в самый настоящий боевой корабль. Считается, что такое решение позволит решить сразу две задачи:
- обеспечение быстрого увеличения количества боевых кораблей в условиях военного времени;
- обеспечение надежного прикрытия караванов грузовых судов от самолетов, кораблей и подлодок противника. В таком случае появится возможность освободить часть «настоящих» боевых кораблей от прикрытия грузоперевозок и направить на другие задания.
В то же время, контейнеры с радиоэлектронным оборудованием и вооружением не являются родными элементами корабля, что в определенной мере снижает эффективность вооружения и не позволяет переоборудованному «грузовику» адекватно сравниваться со специализированными боевыми кораблями. Тем не менее, в некоторых условиях контейнеры со спецоборудованием могут быть полезны, хотя и не способны сделать из гражданского корабля полноценную боевую единицу.
Помимо эрзац-крейсеров или эрзац-эсминцев путем относительно простого переоборудования можно делать и замену полноценным авианосцам. Для этого тоже предлагается создать набор съемных целевых модулей для существующих кораблей. В качестве основы для такого эрзац-авианосца эксперт Д. Петунин предлагает большие морские транспорты вооружений, аналогичные транспорту «Анадырь» (проект Р-756). Последний, надо заметить, не успел прослужить на Тихоокеанском флоте и пяти лет (в середине девяностых был продан заграничной фирме), но подобные ему суда были бы без сомнения полезны не только в качестве авианосца, но и в исходной ипостаси. Главные качества «Анадыря», которые привлекают внимание авторов проекта эрзац-авианосца на его основе, это его габариты. При наибольшей длине транспорта, превышающей 220 метров (196 по конструктивной ватерлинии) и ширине порядка 30 метров, на нем может быть установлена летная палуба вполне достаточных размеров. В свою очередь, трюм-док этого судна может быть использован в самых разных целях, в том числе и для перевозки самолетов, топлива и боеприпасов. Мягко говоря, немалые габариты трюма (150х18х11,4 метра) вполне позволяют обеспечить перевозку широкой номенклатуры грузов.
Проект модульного авианосца на базе транспорта «Анадырь» подразумевает использование судна в двух качествах: когда авиационная группировка не нужна, корабль выполняет транспортные функции. Для этого, учитывая особенности перевозки крупногабаритных грузов, летная палуба должна быть сделана съемной. По аналогичной схеме стоит оборудовать и трюм-ангар. Самый простой и логичный способ заключается в том, что перед установкой летной палубы в трюм-ангар устанавливаются специальные платформы, служащие одновременно полом и контейнерами для боеприпасов или цистернами для топлива. При достаточной проработке проекта эти платформы заодно могут служить и «грузовыми поддонами» для самолетов. Отдельный модуль-платформа должен нести на себе грузовой лифт для подъема и спуска самолетов в трюм. Благодаря всем мерам подобные эрзац-авианосцы на основе больших транспортов могут в течение короткого времени изменять свое назначение. В зависимости от обстановки они могут перевозить самолеты и обеспечивать их действия на удалении от базы либо использоваться для перевозки грузов, в том числе и коммерческих. Утверждается, что модульный эрзац-авианосец самостоятельно сможет окупиться за несколько лет. В принципе, то же самое относится и к судам со «спецконтейнерами».
Неизвестно, какой именно тип модульных боевых кораблей имел в виду Д. Рогозин. Но особенности военной машины нашей страны позволяют утверждать, что до серийного производства, скорее всего, дойдут только полноценные боевые корабли с модульным составом вооружения. Дело в том, что вооружение гражданских судов все же является полумерой и явно недостаточно для полноценного развития российского военно-морского флота. И сейчас, и в будущем стоит уделять внимание конструированию и строительству именно полноценных кораблей, а не их эрзац-аналогов. Кроме обеспечения обороноспособности государства в целом, это поможет поддерживать оборонную промышленность в хорошем состоянии, что обязательно скажется на будущем отрасли и страны.
Информация