Аэродромный автотопливозаправщик АТЗ-90-8685c

Чтобы пролететь несколько тысяч километров и доставить полезную нагрузку в район сброса, дальний бомбардировщик должен иметь топливные баки огромной емкости. Так, самолеты семейства Ту-95 берут на борт до 80 т горючего, а емкость топливной системы сверхзвукового Ту-160 превышает 170 тыс. л. Для подготовки таких самолетов к вылету требуются особые машины-топливозаправщики, способные за один рейс доставлять к технике максимальное количество керосина. Оригинальный вариант решения подобных задач был предложен в отечественном проекте АТЗ-90-8685c.

По состоянию на середину восьмидесятых годов в распоряжении ВВС СССР имелось несколько моделей аэродромных топливозаправщиков, оснащавшихся цистернами сравнительно большой емкости. С учетом потребностей существующих самолетов было предложено создать новую машину этого класса, имеющую значительные преимущества перед серийными образцами. При этом поставленные задачи следовало решать за счет широкого использования уже существующих изделий и компонентов при минимальном количестве нововведений.


Заправщик АТЗ-90-8685с в парке "Патриот". Фото Vitalykuzmin.net



Вскоре был создан проект перспективной аэродромной машины, получившей официальное обозначение АТЗ-90-8685c. Литеры «АТЗ» указывали на класс техники – «автотопливозаправщик». Первые две цифры отражали максимальную емкость цистерн в кубических метрах, а четырехзначное число указывало на модель основного компонента комплекса. Буквой «с» отметили сочлененную компоновку заправщика. По другим данным, она обозначала наличие седельно-сцепного устройства на одном из полуприцепов.

Для упрощения массового производства и эксплуатации в основе проекта АТЗ-90-8685c лежали серийные образцы техники. Так, подвижность всего комплекса в сборе должен был обеспечивать седельный тягач типа МАЗ-74103. К нему предлагалось присоединять пару полуприцепов модели ЧМЗАП-8685 с цистернами большой емкости и набором дополнительного оснащения для работы с топливом. Фактически новый аэродромный топливозаправщик должен был представлять собой существующую машину типа АТЗ-60-8685c, дополненную вторым полуприцепом с цистерной.

Тягач МАЗ-74103 представлял собой вариант дальнейшего развития машины МАЗ-543 (МАЗ-7310), отличавшийся повышенными характеристиками. Это была восьмиколесная полноприводная машина с характерной двухкабинной компоновкой и центральным расположением силовой установки. Тягач оснащался дизельным двигателем мощностью 650 л.с. и гидромеханической трансмиссией, обеспечивавшей четыре скорости переднего хода и две заднего. Ходовая часть была усилена в соответствии с увеличением допустимых нагрузок. Нагрузка на седельно-сцепное устройство была доведена до 27 т. Грузоподъемность автопоезда на базе МАЗ-74103 определялась в 57 т.


Опытная машина на испытаниях. Фото Russianarms.ru


На «седле» тягача должен был закрепляться шкворень переднего полуприцепа ЧМЗАП-8685, несущего одну из цистерн. Заправщик АТЗ-90-8685c должен был иметь сразу два полуприцепа с собственными емкостями для горючего. Для решения этой задачи пришлось использовать пару серийных полуприцепов с соответствующим набором оборудования. В частности, передний не мог нести крупную цистерну, а также нуждался в собственном седельно-сцепном устройстве.

Передний полуприцеп из состава АТЗ-90-8685c представлял собой серийную платформу с тремя собственными осями. Передняя опорная площадка полуприцепа, интегрированная в конструкцию цистерны, была заметным образом поднята над основной платформой. В задней части платформы полуприцепа, на уровне третьей оси, предусмотрели собственное седельно-сцепное устройство для буксировки второго полуприцепа. Силовой набор полуприцепа был образован передней и задней рамой, а также корпусом цистерны, имевшим достаточную прочность.

Доработанный полуприцеп ЧМЗАП-8685, располагавшийся сразу за тягачом, получил цистерну особой формы, определенной в соответствии с имеющимися требованиями. Цистерна состояла из двух крупных частей, отличавшихся обводами и размерами. Передний ее агрегат, находившийся на опорной площадке, отличался меньшей высотой. Задняя часть, в свою очередь, имела ту же ширину при большей высоте. Этот элемент цистерны лежал непосредственно на раме с ходовой частью. Изогнутая задняя стенка цистерны располагалась на уровне передней пары колес, освобождая место для установки второго полуприцепа.


Передний полуприцеп с цистерной. Фото Vitalykuzmin.net


Сверху на цистерне устанавливалась площадка для работы с горловинами и рукавами. Доступ на нее обеспечивался лестницей спереди. По бокам платформы, рядом с изогнутой нижней частью цистерны, располагались ящики для перевозки инструментов. На задней платформе с «седлом» предусматривались несколько продольных тубусов для транспортировки гибких рукавов.

Второй полуприцеп без значительных изменений заимствовался у серийного топливозаправщика АТЗ-60-8685. Он так же имел трехосную ходовую часть и поднятую переднюю опорную площадку со шкворнем. Цистерна заднего полуприцепа оснащалась уменьшенным передним агрегатом, находившимся над седельно-сцепным устройством, а также имела крупный задний агрегат. При этом задняя часть цистерны отличалась большими длиной и объемом. Вверху имелась площадка для работы с горловинами, по бокам – ящики.

Задний полуприцеп ЧМЗАП-8685 оснащался крупным кормовым свесом, внутри которого располагалось разнообразное оборудование для получения и выдачи горючего. Там же находился автономный двигатель, обеспечивавший работу всех систем обоих полуприцепов. Доступ к оборудованию осуществлялся через бортовые и кормовые люки.


Ходовая часть переднего полуприцепа и средства сочленения. Фото Vitalykuzmin.net


Топливозаправщик оснастили собственным насосом типа ЦН-240/140 с приводом от имеющегося двигателя. Имелся фильтр-сепаратор с тонкостью фильтрования до 5 мкм. Его характеристики позволяли почти полностью очистить горючее от свободной воды. Фильтр имел минимальные электризующие свойства, а также комплектовался нейтрализатором статического электричества. Это позволило решить проблему электризации топлива на пути к бакам самолета. Контроль за подачей топлива осуществлялся счетчиком ЛЖ-150-64.

В комплекс АТЗ-90-8685c был включен набор гибких рукавов для приема и выдачи топлива. Машина комплектовалась двумя всасывающими рукавами диаметром 100 мм длиной 4,5 м. Для выдачи предназначались два рукава диаметром 76 мм и длиной 15 м, а также пара изделий диаметром 50 мм и длиной 20 м.

Эксплуатационная емкость пары цистерн заправщика составила 90 тыс. л. Раздаточная система, работая с одним рукавом, могла выдавать потребителю до 2500 л топлива в минуту. При этом топливо не получало статический заряд и практически полностью очищалось от воды.


Вид сзади. Фото Vitalykuzmin.net


Примененная аппаратура позволяла заправщику АТЗ-90-8685c самостоятельно решать ряд задач, связанных с транспортировкой и выдачей топлива. Он мог автономно принимать горючее из резервуара и заполнять собственные цистерны. Заправка обслуживаемого самолета могла осуществляться как из своей цистерны, так и из стороннего резервуара. Обеспечивалась перекачка жидкостей из одной емкости в другую без использования собственных цистерн. Имелась возможность перемешивания различных компонентов в штатных цистернах для получения тех или иных смесей.

В полной комплектации и рабочем состоянии аэродромный топливозаправщик АТЗ-90-8685c отличался уникально большими размерами и массой. Подобные недостатки, тем не менее, полностью компенсировались количеством перевозимого топлива и прочими рабочими характеристиками. Возможность одновременной перевозки 90 кубометров керосина с последующей передачей тяжелому самолету выгодно отличала новую машину от существующих аналогов, комплектовавшихся только одной цистерной.

Несмотря на свои размеры и вес, заправщик АТЗ-90-8685c мог перевозиться военно-транспортными самолетами. Тягач с двумя полуприцепами помещался в грузовую кабину самолета Ан-124. Погрузка машины осуществлялась через передний люк. Заехав в самолет, топливозаправщик занимал почти весь полезный объем грузового отсека и оставлял минимальное свободное пространство. Для закрепления крупной сочлененной машины внутри транспортного самолета была разработана специальная схема швартовки.


Верхняя площадка задней цистерны. Фото Vitalykuzmin.net


Опытный аэродромный заправщик новой модели был построен в середине восьмидесятых годов. После прохождения всех необходимых испытаний, в том числе с военно-транспортным самолетом, и подтверждения расчетных характеристик машину рекомендовали к принятию на снабжение военно-воздушных сил. Соответствующий приказ появился в 1987 году. Вскоре промышленность получила заказ на серийное производство новой техники.

К выпуску заправщиков были привлечены несколько организаций из разных городов. За выпуск тягачей МАЗ-74103 отвечал Минский автомобильный завод. Полуприцепы ЧМЗАП-8685 заказали Челябинскому машиностроительному заводу автомобильных прицепов. Производство некоторых агрегатов и последующая общая сборка техники были поручены мариупольскому предприятию «Азовобщемаш». Заказ на выпуск машин АТЗ-90-8685c появился в 1987 году и, по-видимому, вскоре был выпущен первый серийный заправщик.

Точное число серийных заправщиков, собранных в Мариуполе, неизвестно. Производство стартовало в не самый удачный период истории Советского Союза, и потому не могло быть по-настоящему массовым. Кроме того, вскоре после распада СССР производство техники было прекращено. Таким образом, военная авиация не могла получить большое число новых топливозаправщиков.


Погрузка машины АТЗ-90-8685с в самолет Ан-124. Фото Russianarms.ru


Уже в ходе эксплуатации было установлено, что машина АТЗ-90-8685c имеет характерные проблемы, самым серьезным образом влияющие на ресурс. Главным недостатком оказалась недостаточная прочность соединения цистерны и полуприцепа. Этот узел подвергался высоким нагрузкам и чрезмерно изнашивался. Получение расчетных сроков службы оказалось невозможным. По расчетам конструкторов, полуприцепы должны были служить по 12 лет. Однако на практике их приходилось списывать через 5-7 лет.

Заправщик АТЗ-90-8685c создавался в интересах дальней авиации и, в целом, не представлял особого интереса для других структур. Кроме того, эксплуатационные характеристики техники оказались ниже ожидаемых. Наконец, распад Советского Союза оставил всех участников производства в разных независимых государствах. Отсутствие заказов и сложности производственного характера привели к тому, что в 1992 году «Азовобщемаш» прекратил сборку новых сочлененных топливозаправщиков.

Выпущенные машины были распределены между несколькими авиационными базами, где использовались в течение определенного времени. Наличие недостатков конструкции, снижавших ресурс техники, не позволило им долго оставаться в строю. Не позднее начала двухтысячных годов немногочисленные АТЗ-90-8685c были выведены из эксплуатации. Большая часть этих машин, более не нужная вооруженным силам, отправилась на утилизацию.


Топливозаправщик в грузовой кабине самолета. Фото Russianarms.ru


Один из сохранившихся автотопливозаправщиков необычного вида не так давно был доставлен в Кубинку и стал очередным экспонатом выставки парка «Патриот». АТЗ-90-8685c стоит на открытой площадке и доступен всем желающим. Вместе с этой машиной в экспозиции присутствуют некоторые другие образцы аэродромной техники. Благодаря этому уникальный заправщик можно сравнить с другими представителями этого класса.

Главной целью проекта АТЗ-90-8685c было создание автомобильного аэродромного топливозаправщика, способного перевозить максимально возможное количество топлива, что позволило бы упростить обслуживание самолетов дальней авиации. Поставленные задачи были решены лишь частично. Машина с требуемыми характеристиками дошла до серийного производства и эксплуатации, но ее реальные возможности не в полной мере устроили военных. Имея определенные проблемы и появившись в не самое удачное время, новый заправщик достаточно быстро был снят с производства, а вскоре и выведен из эксплуатации. Уникальный образец аэродромной техники не смог в полной мере реализовать свой потенциал.


По материалам сайтов:
http://russianarms.ru/
http://arms-expo.ru/
http://supermaz.ru/
https://drive2.ru/
http://vitalykuzmin.net/

Фотообзор музейного заправщика:
http://vitalykuzmin.net/Military/ATZ-90-8685s-refueller-walkarnoud/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. shura7782 Офлайн
    shura7782 (Александр) 1 декабря 2017 16:03
    0
    Такие заправщики необходимы для больших самолётов. Не на каждом аэродроме ему работать.Коррекцию дорог от автопарка до стоянки самолётов придётся тоже провести.
    Велика махина.
    1. Вадим237 Офлайн
      Вадим237 (Вадим) 1 декабря 2017 18:19
      +1
      Для заправки одноступенчатых воздушно космических самолётов, на такие машины поставят криогенные цистерны для хранения водорода.
    2. region58 Офлайн
      region58 2 декабря 2017 04:19
      +1
      Цитата: shura7782
      Велика махина.

      90 кубов однако. Не во всякую ЖД цистерну столько влезет.
    3. Narak-zempo Офлайн
      Narak-zempo 2 декабря 2017 09:35
      0
      Интересно, с такой "Платон" платить по обычной таксе или по особой?
      1. faiver Офлайн
        faiver (Андрей) 2 декабря 2017 11:15
        +1
        этот монстр по сути не предназначен для дорог общего пользования
  2. TIT Офлайн
    TIT (андрей) 1 декабря 2017 18:28
    +1
    Цитата: shura7782
    для больших самолётов.

    для больших они не кчему( вполн себе справлялись и половинкой или вообще кразами ) , это я как понял кто то хотел когда при прёт заправить за одну ходку , а за врнемя предполётной можно згонять ипару раз , да и вообще если нужно держать баки хотябы на половину пролными ,
    1. shura7782 Офлайн
      shura7782 (Александр) 2 декабря 2017 09:09
      +1
      [......[/b] , [b]да и вообще если нужно держать баки хотябы на половину пролными ,[/quote]
      Самолёт не оставят после крайнего вылета до следующего дня полупустым. Потом, в зависимости от задания, перед вылетом ,если надо будет скачают лишнее.
  3. Бензорез Офлайн
    Бензорез (Виталий) 1 декабря 2017 22:02
    +2
    Надо же. Оказалось-развернутая статья. Я думал -БАЗ вообще, да и хорошо. А тут оказывается вон оно как..!
  4. Fitter65 Офлайн
    Fitter65 (Александр.) 2 декабря 2017 10:37
    +4
    У нас на Хурбе такие ТЗ ездили примерно года до 96,хотя могу и ошибится по времени.Потом тягачи в ремонт ушли и на совсем,цистерны,именно заднии года до 2015 стояли на площадке НЗ в автопарке базы.Потом я ушёл на пенсию и там больше не бывал.А так в конце 80-х начале 90-х такая дура на склад ГСМ когда ехала,всё встречки на обочину.А он ещё как топанёт из выхлопной такой шлейф тепловозы на железки от зависти плакали. laughing
  5. zivXP Офлайн
    zivXP (Игорь) 2 декабря 2017 21:51
    0
    Во всех частях, где пришлось побывать (это в 80-х годах), на заправках трудились Кразы. У меня армейский друг на таком служил, говорил, что не успевал ремонтироваться - то топливонасос полетит, то еще что. Вообщем Краз - неше фсе.
  6. Николай Р-ПМ Офлайн
    Николай Р-ПМ (Николай) 7 декабря 2017 19:54
    0
    У нас на а/б был один КрАЗ с полуприцепом-цистерной и три или четыре газпромовских (на базе мана или вольво, не помню) заправщика
Картина дня