О плановых затратах на ГПВ 2018-2027. Не маловата ли кольчужка?
Так, в статье «Новая государственная программа вооружения дается представление о военных приоритетах России» (rsnews.ru):
Удивительно в этом заявлении следующее: в нем нет ни слова лжи, но при этом оно формирует у читателя неверное впечатление о финансировании новой госпрограммы вооружений. Складывается ощущение, что мы плавно перевели одну программу в другую и, не снижая размеров финансирования, идем в светлое и хорошо защищенное будущее. Но так ли это?
На самом деле цифры 20 трлн. руб. ГПВ 2011-2020 и 19 трлн. руб. совершенно между собой несопоставимы. Виной тому инфляция – каждый год она обесценивает денежные средства, потому что один и тот же товар из-за роста цен начинает стоить дороже. Соответственно, и 20 трлн. руб., которые планировались истратить в 2011-2020 г., стоят куда «дороже», чем 19 трлн. руб., планируемые на 2018-2027 г.
Для того, чтобы разобраться с тем, что происходит с финансированием наших военных программ, попробуем выяснить сначала, сколько мы уже потратили средств на выполнение ГПВ 2011-2020 и потратим до начала 2018 г. К сожалению, в открытых источниках не так-то легко обнаружить размер фактического финансирования ГПВ 2011-2020 в течении 2011-2017 гг. Удалось найти данные Центра анализа стратегий и технологий, в которых указывались плановые цифры расходов на закупки и НИОКР в 2011-2015 гг. Они выглядят они так:
2011 г. – 585 млрд. руб.
2012 г. – 727 млрд. руб.
2013 г. – 1 166 млрд. руб.
2014 г. – 1 400 млрд. руб.
2015 г. – 1 650 млрд. руб.
А всего в период 2011-2015 г собирались потратить 5 528 млрд. руб. Остальные 14,5 трлн. руб. планировали потратить в 2016-2020 гг.
Собственно говоря, такое распределение финансирования было одним из причин критики ГПВ 2011-2020 гг.: ее упрекали в невыполнимости именно потому, что основную массу средств планировалось потратить под конец программы. И действительно, если предположить, что в дальнейшем, в 2016-2020 гг., планировалось сохранить примерно ту же пропорцию роста расходов, то в 2016-2017 гг. на выполнение ГПВ следовало направлять уже по 2,5 млрд. руб. ежегодно, но даже в этом случае все равно почти половина всех запланированных расходов (порядка 9,5 трлн. руб.) приходилась на последние три года, 2018-2020 гг. Для того, чтобы государство могло себе это позволить, требовалось либо увеличить доходную часть бюджета (которая и так планировалась излишне оптимистично), либо урезать какие-то иные расходы.
Выполнялись ли планы расходов на госпрограмму вооружений в период 2011-2016 гг? Скорее нет, чем да, и причина вовсе не в нехватке денег, а в том, что отечественная оборонная промышленность после двух десятилетий развала (1991-2010 гг.) не могла демонстрировать ожидаемых темпов. Разумеется, причин невыполнения ГПВ 2011-2020 гг. множество: тут и срыв сроков готовности «Полимент-Редута», который во многом связан с решениями руководства компании-разработчика, и конфликт с Украиной, в результате которого РФ перестала получать энергетические установки для своих фрегатов, и санкции, в результате которых замедлился ввод в строй малых боевых кораблей. Но во всяком случае, обеспечить выпуск военной продукции в объемах, которые ожидались при разработке ГПВ-2011-2020 гг. нам не удалось.
При этом следует понимать, что даже то, что смогла дать наша промышленность вооруженным силам, вдохнуло в них новую жизнь. Со стороны особенно это было заметно на примере наших ВВС, которые к 2010 г вплотную подошли к «точке невозврата». Практически не имея новых машин, летчики были вынуждены довольствоваться старыми, немодернизированными самолетами, с заканчивающимся ресурсом, устаревшим оборудованием и вооружением. Среднегодовой налет был очень невысоким, и не шел ни в какое сравнение с тем, что обеспечивали своим летчикам «заклятые друзья». К сегодняшнему дню ВКС и морскую авиацию пополнили уже даже не десятки, а сотни современных боевых самолетов, и уровень боевой подготовки стал совершенно иным, хотя, нам, конечно, еще есть куда развиваться.
Но все же сколько было потрачено на ГПВ 2011-2020 гг.? Вероятно, минимально возможный уровень затрат на ее выполнение содержится в данных, которые Российская Федерация сообщает в ООН.
Всего за 2011-2016 гг. получается 3 216 млрд. руб., в том числе за первые пять лет 2 918,4 млрд. руб. или 52,8% от запланированного. Однако приведенные выше цифры вызывают огромные сомнения, и вот почему.
Как-то так получается, что данные о военных расходах, которые подает РФ в ООН, практически всегда где немного, а где и очень существенно ниже, чем расходы по статье бюджета «Национальная оборона». В этом отношении феноменальным стал 2016 год: отчитались в ООН о военных расходах 2,06 млрд. руб. в то время как по статье «Национальная оборона» значилась почти вдвое большая сумма – 3,78 млрд. руб. И даже если вычесть 975 млрд. руб. разовых выплат на досрочные погашения кредитов предприятиями ОПК, все равно остается 2,8 млрд. руб. но никак не 2,06 млрд. руб.
В общем, первый вариант – это поверить данным, поданным Российской Федерацией в ООН, тогда общий расход на выполнение ГПВ 2011-2020 за первые семь лет по 2017 г включительно составляет примерно от 3 700 до 4 400 млрд. руб. и это, вероятно, нижняя планка расходов. А можно просто по аналогии с планом предположить, что Российская Федерация тратила в 2011-2017 гг примерно 50% от своих военных расходов и в этом случае общие расходы на выполнение ГПВ за данный период составят 8 368 млрд. руб.
Возможно, что истина, как это часто с ней случается, находится где-то посередине.
С одной стороны, вроде бы даже и 8,37 трлн. руб. за семь лет значительно меньше чем 19 трлн. руб за десять, но только в том случае, если мы забудем об инфляции. Ведь рубль в 2011 г имел совсем иную покупательную способность, чем будет иметь в 2018 г, когда начнется финансирование новой государственной программой вооружений. Если мы пересчитаем суммы средств, истраченные за 7 лет на выполнение ГПВ (по официальным данным инфляции и приняв инфляцию в 2017 г. на уровне 4%), в цены 2018 г., то увидим цифру 10 940 млрд. руб., или в среднем 1 562 млрд. руб. в год. В то же время следует понимать, что 19 млрд новой госпрограммы не будут выданы единомоментно в 2018 г, а будут выдаваться в течении всего строка исполнения программы. И здесь мы опять сталкиваемся с влиянием инфляции, потому что даже при ежегодном росте цен всего лишь на уровне 4% один триллион в 2027 году равноценен 702 млрд в 2018 г. Если мы предположим, что все 10 лет новой ГПВ средства будут расходоваться равномерно (с учетом инфляции) то новая ГПВ будет стоить порядка 15 825 млрд. руб. в ценах 2018 г (т.е. ежегодных затратах 1 582,5 млрд в год в ценах 2018 г.).
Не правда ли, 1 562 млрд. руб. среднегодовых трат прошлой программы весьма напоминают 1 582,5 млрд. руб. среднегодовых трат новой программы? Судя по всему, именно это и имелось ввиду, когда говорилось о том, что «С поправкой на инфляцию эта цифра близка к тем суммам, которые выделяются в рамках действующей программы, рассчитанной на 2012-2020 годы». Но тогда почему тогда говорят о сокращении финансирования ГПВ?
Да потому, что по старой ГПВ 2011-2020 гг в период 2018-2020 гг. предполагалось потратить порядка 9,5 трлн. руб. то по новой – никак не больше 4,5-4,9 трлн. руб., а скорее, и того меньше.
Таким образом, мы приходим к тому, что ГПВ 2011-2020 гг. оказалась провалена. Мы планировали ежегодный рост затрат на закупку вооружений, но примерно на рубеже 2015-2016 гг поняли, что денег на дальнейший рост расходов в бюджете нет, и (есть такая догадка) даже если бы они и были, не факт что промышленность произвести военные заказы в таких объемах. И сейчас мы снижаем затраты на приобретение новых вооружений и НИОКР от того, что было запланировано. Хотя и не от того, что мы фактически выделяли на перевооружение в последние годы.
Будет ли средств, заложенных в новую программу, достаточно на перевооружение наших вооруженных сил? С одной стороны, период 2011-2017 гг можно назвать прорывным в новейшей истории России по части финансирования государственной программы вооружений, но с другой стороны – наряду с очевидными успехами, такими как как массовые поставки современных боевых самолетов, экипировки «Ратник», межконтинентальных баллистических ракет «Ярс», качественного роста в боевой подготовке и многого, многого другого, есть и очевидные пробелы, такие как срыв программы перевооружения ВМФ, отказ от поставок современных танков в пользу модернизации Т-72 и т.д.
Из всего вышесказанного следует одно: понимая, что мы находимся в изрядно стесненных финансовых обстоятельствах, руководство страны должно уделить планированию ГПВ 2018-2027 гг. самое пристальное внимание. Для того, чтобы обеспечить высокую боеспособность отечественных вооруженных сил, мы должны руководствоваться критериями «стоимость-эффективность» и исключать малоэффективные и дублирующие друг друга разработки, и вооружения.
Однако те немногие сведения, которые просачиваются в открытую печать относительно ГПВ 2018-2027 гг., вызывают обоснованные сомнения в обоснованности ряда планируемых программ.
Продолжение следует...
Информация