Начало эксплуатации железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс не радует местных оптимистов

26
Месяц назад на станции Алят, что в 70 километрах от центра азербайджанской столицы, президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган вместе с премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили торжественно запустили в эксплуатацию железнодорожную магистраль Баку — Тбилиси — Карс (БТК). Случилось, безусловно, знаковое событие, открывающее новые возможности для людей и компаний соседних стран. Это их третий большой совместный инфраструктурный проект после нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум.

Начало эксплуатации железнодорожной магистрали Баку — Тбилиси — Карс не радует местных оптимистов




Путь длиной в десять лет

Первые два проекта финансировались с участием крупных западных нефтегазовых компаний и сопровождались большой пропагандистской риторикой про «новые перспективы Европы, избавляемой от углеводородной зависимости от России». Эту подачу Азербайджана активно подхватили западные СМИ. Для российских компаний они рисовали самые мрачные перспективы, для европейских потребителей – настоящий энергетический рай.

Время всё расставило по своим местам. Как оказалось, ресурсная база Азербайджана не позволяет ему вытеснить российский «Газпром» из Южной Европы. Теперь через Чёрное море из России в Турцию тянутся сразу две ветки новой газовой магистрали, каждая из которых превышает по мощности разрекламированный на все лады газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.

Похожая история случилась и со строительством железнодорожной дороги. Её сразу стали позиционировать как основное направление «Нового шёлкового пути» из Китая в Европу. Виделось это так. Казахстан принимает китайские грузы на границе в новом железнодорожном терминале так называемого «сухого порта» Хоргос. Проводит их по своей территории. Потом переправляет на пароме в Баку.

Далее грузы следуют по новой магистрали через Грузию в Турцию. Затем – по уже имеющимся железным дорогам – в Европу. Пропагандистов этой идеи ничуть не смутило, что Пекин напрочь отказался участвовать в какой бы то ни было форме в строительстве железной дороги из Азербайджана в Турцию.

Проект не задался с самого начала. Его не стали финансировать компании США и ЕС. Пришлось Азербайджану взять на себя груз строительства магистрали. Более миллиарда долларов затратил он на новую 105-километровую ветку от грузинского Ахалкалаки до Карса и частичную модернизацию внутренних железнодорожных сетей. Уложился в неполные десять лет. Хотя по плану на реализацию проекта отводили четыре года.

Китай не прислал своего представителя на церемонию открытия магистрали. Компанию торжествующим хозяевам дороги составили только премьер-министры Казахстана и Узбекистана – Бакытжан Сагинтаев и Абдулла Арипов. Их участие отражало заинтересованность стран Средней Азии в перевозке по новому маршруту собственных грузов в Турцию.

Президент Алиев не преминул этим воспользоваться. На торжественной церемонии он назвал дорогу Баку-Тбилиси-Карс «самым коротким и надежным соединением между Азией и Европой». Строго говоря, расстояние от конечного пункта магистрали – восточно-турецкого Карса – до Европы в полтора раза больше, чем собственно до Баку (826 километров от Баку против 1428 от Карса до Стамбула). Но на эту деталь уже мало кто обратил внимание.

Тем более что Алиеву подыграла Еврокомиссия. Она прислала своё приветствие участникам торжеств по случаю завершения строительства магистрали, в котором отметила, что открытие нового сообщения – «большой шаг в транспортном соединении Европейского союза, Турции, Грузии, Азербайджана и Средней Азии».

Что показал первый товарный поезд БТК?

После торжеств в Аляте минул месяц. За это время по магистрали БТК прошёл лишь один товарный поезд. Из казахстанского Кокшетау в турецкий порт Мерсин прибыл состав с 30 контейнерами зерна. На 5435 километров пути он потратил 10 дней. Обычно зерно отгружается в специальных насыпных вагонах. Для пропуска пшеницы по БТК пришлось использовать железнодорожные контейнеры.

Дело в том, что по дороге из Кокшетау в Месин надо преодолеть Каспийское море. Здесь между казахстанским портом Курык и азербайджанским Алят налажена паромная переправа. О ней много писали, как о самом слабом звене предполагаемого «Нового шёлкового пути». Во-первых, потому, что в портах только контейнерная перевалка. Во-вторых, возможности её не отвечают объёму грузов из Китая.

Китай, как помним, пока сторонится новой магистрали. (Что не мешает западным СМИ спекулировать на геополитическом ослаблении России из-за нового транспортного коридора). Казахи своё зерно тащили к заморскому порту с темпом 22 километра в час. В Мерсине состав наполнили турецкими грузами и в торжественной обстановке с речами и овациями отправили обратно.

Так проявились два бенефициара новой магистрали – Казахстан и Турция. Азербайджан и Грузия в отсутствие собственных грузопотоков продолжают рекламировать свой транзитный потенциал. На прошлой неделе в Тбилиси прошел очередной форум «Нового шёлкового пути», на котором премьер-министр Георгий Квирикашвили хвалился, что теперь появился альтернативный обход России.

Грузинский премьер скромно умолчал, что за то время, пока они возились с казахстанским поездом, через Россию прошло порядка пяти тысяч китайских контейнеров. Причем, стоимость перевозки одного такого контейнера от Забайкальска до Петербурга сопоставима со стоимостью одной только перевалки через паромную переправу на Каспии.

Эксперты за всей этой парадной риторикой не видят детального анализа экономической целесообразности нового транспортного коридора. Пока в ходу только общие цифры. Западные СМИ, ссылаясь на представителей стран-участниц БТК, утверждают, что при «задействовании магистрали на полную мощность в первые годы БТК сможет перевозить более 6 тонн миллионов грузов и 1 миллион пассажиров, а через 20 лет – 17 миллионов тонн грузов и 3 миллиона пассажиров».

С пассажирами, как говорится, ещё «вагончик не тронулся». Министр транспорта Турции Ахмед Арслан заявил, что первый пассажирский поезд по БТК отправят не раньше второй половины 2018 года. Тема эта есть в повестке дня. Однако главной целью новой магистрали был всё-таки более удобный и выгодный маршрут для доставки товарных грузов.

Казахстанский состав показал существенные технические проблемы магистрали. Прежде всего, это известная нам разница между европейской железнодорожной колеёй и старой советской, установленной в современном Закавказье. Эти два типа рельсов сходятся на грузинской станции Ахалкалаки.

По оценкам наблюдателей, местные железнодорожники на смену колёсных тележек потратили слишком много времени. Вряд ли в дальнейшем эта ситуация радикально улучшится. И дело здесь не только в повышении квалификации персонала. Сама инфраструктура БТК не готова к тем объёмам, что рисуют сегодня обществу увлечённые процессом закавказские политики.

Как считает директор Центра исследования транспортного коридора (есть теперь такой) Паата Цагарейшвили, вдоль магистрали надо создать места хранения, упаковки и сортировки грузов. Подвижной состав необходимо обеспечить специальными вагонами для перевозки зерна, пшена, хлопка, сжиженного газа и т.д. Наконец, следует электрифицировать дорогу на турецкой стороне. Это второе после паромной переправы «узкое звено магистрали», резко снижающее скорость продвижения грузов.

Понятно, что решение этих вопросов требует дополнительного финансирования. Для чего надо решить простенькую «задачу первого уровня» – подписать контракты на перевозку грузов и выработать единую тарифную политику. В этот процесс включились только четыре страны – Казахстан, Азербайджан, Турция и Грузия. Остальные ждут, насколько их интересам и возможностям будут соответствовать аппетиты владельцев БТК. И не только!

Грузинские политики и эксперты за этот месяц не раз подчёркивали приоритет политического значения новой магистрали над экономическим. Об этом, например, в интервью «Голосу Америки» прямо заявил вице-президент Атлантического совета Грузии Бату Кутелия. Он отметил, что «значение проекта Баку–Тбилиси–Карс со стратегической точки зрения, возможно, в определенной степени превышает его экономическую важность».

Думается, не все потенциальные партнёры хозяев БТК готовы разделись с ними их геополитические цели. И от этого прямо зависит экономический успех новой магистрали. Тем временем казахстанские экспортёры готовят к отправке в Турцию второй поезд с зерном. Другие грузоотправители заявки на БТК пока не подали.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 декабря 2017 10:42
    Да, уж ,отрицательный пример Украины в поисках путей в обход России ничему не научил любителей псевдонезависимости.Как положительный образец решения транспортных проблем могу привести постройку Узбекистаном ж.д. ветки Теджен -Серахс, связавшей сети Туркмении с Ираном еще в1996г.,что дало прямой выход всему региону ЦА к южным морям и далее.
    1. +7
      4 декабря 2017 11:27
      Азербайджан, еще туда сюда, Турция - бог с ней, а Грузия-это вообще банановая республика!Когда выпадает одно звено из проекта, его КПД падает на 50%!Эту дорогу они лет 50 будут окупать. Армян кинут захотели - так армяне с Россией, дураками не будут, как украинцы,все у них будет более менее хорошо!
    2. +2
      4 декабря 2017 11:41
      Азербайджан и Казахстан хотят зарабатывать на транзите китайских грузов. Но нужно ли это Китаю? Рентабельность никто не отменял.
  2. +11
    4 декабря 2017 10:42
    В убыток себе, снизить "зависимость" от России- главный тренд на постсоветском пространстве) Явный признак ущербности мЫшления властных "элит""братских" республик. Комплекс неполноценности,прямо))
    1. +1
      4 декабря 2017 14:23
      Цитата: Сибирский цирюльник
      Явный признак ущербности мЫшления властных "элит""братских" республик.

      Это не "на зло дедушке отморожу ухо", они просто деньги за это получают. Экономическая целесообразность их не интересует...
  3. +3
    4 декабря 2017 11:02
    1. Его не стали финансировать компании США и ЕС.
    по просьбе правительства Армении. т.к это дорога усугубит изоляцию Армении и лишит ее транзитной функции навсегда.
    2. Китай не прислал своего представителя на церемонию открытия магистрали.
    т.к большая часть индустриальной зоны Поти перешла к Китайской компании. а ето означает что у Китайцей там свои проекты и конкуренция им не нужна.
    В любом случае надо подождать лет 30 посмотрим окупится ли она.
    1. +1
      4 декабря 2017 13:49
      гениально
      про ж\д Журавка-Миллерово сказали 12 л окупаемости.
      Транссиб в тропиках.
      подводная лодка в степях украины
      через 3 года продадут по дешевке сша или европе-- для затравки и далее продаваться надо будет.
      Самостоятельность и окупаемость --не равенство коммерческое успешное предприятие -- перспектива на 10-20 лет . если есть такой ( тайный) расчет --флаг в руки. иначе древко в ... сами засунете. Более мягкий -- локти кусать будете. ЭТО ПРОСТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ , БЕЗ УГНЕТЕНИЯ ОТ РФ-СССР.
      дорогу осилит идущий, а маркетолог всегда сидит в кресле.
    2. +2
      4 декабря 2017 17:10
      Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
      1. Его не стали финансировать компании США и ЕС.
      по просьбе правительства Армении. т.к это дорога усугубит изоляцию Армении и лишит ее транзитной функции навсегда.

      Опять во всем армяне виноваты. А как усугубит изоляцию Армении? Нам то это дорога нравиться, будем по ней свои грузы перевозить в европу.
      Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
      2. Китай не прислал своего представителя на церемонию открытия магистрали.
      т.к большая часть индустриальной зоны Поти перешла к Китайской компании. а ето означает что у Китайцей там свои проекты и конкуренция им не нужна.

      Так чтож это получаеться, это дорога не нужна США и ЕС, Китаю и России, а виноваты армяне?
    3. 0
      5 декабря 2017 21:14
      1. Его не стали финансировать компании США и ЕС.
      по просьбе правительства Армении. т.к это дорога усугубит изоляцию Армении и лишит ее транзитной функции навсегда.
      2. Китай не прислал своего представителя на церемонию открытия магистрали.
      т.к большая часть индустриальной зоны Поти перешла к Китайской компании. а ето означает что у Китайцей там свои проекты и конкуренция им не нужна.
      В любом случае надо подождать лет 30 посмотрим окупится ли она.
      [b][/b] Я знаю, Азербайджан скупал рельсы типа Р-65 у России.Тут автор указал, что с турецкой стороны ж.д не электрифицирована. НЕ сходя со стула могу сказать , что с казахстанской стороны она тоже не электрифицирована, так еще и однопутный участок, подходы к порту.Так что если производительность однопутного участка будет 45 пар поездов, то это счастье будет и какая длина поездов будет? Зерно в контейнерах , наверно, рациональней будет. Чисто , если перевозка зерновозами, то тонноосевая нагрузка будет высокая.А так мы не знаем какой рельс лежит на турецкой стороне.Как нас раньше учили проект должен окупаться через 7.5 лет. А тут еще вкладывать и вкладывать, так что он и через 30 лет не окупится.Столько перевалок в пути!
  4. +3
    4 декабря 2017 11:09
    за то время, пока они возились с казахстанским поездом, через Россию прошло порядка пяти тысяч китайских контейнеров

    Думаю, что и комментарии не требуются. Результат на лицо.
  5. +3
    4 декабря 2017 11:43
    Как хочется даже грузинам присосаться к транзиту товаров из Китая . Нет , что самим произвести и продать . Следующей замечательной транспортной артерией можно ждать реализации проекта судоходного канала из Каспия в Персидский залив через высокогорные перевалы Ирана , который уже неоднократно здесь обсуждался .
    Если и существовал "Шелковый путь" в прошлом и не был просто красивой метафорой , то из-за того , что китайцы не умели далеко плавать и географии не знали даже в пределах Китая .
    1. +4
      4 декабря 2017 12:26
      Прочитал комментарии и пришел к выводу. Уважаемый комментирующие жалеют чужие деньги . Да пусть хоть все Кавказские горы покроют долларами, мне наоборот в радость.
  6. +3
    4 декабря 2017 12:48
    . Как можно Россию обойти, объехать и т.д.??? Хотя бы на карту посмотрели:)))
    Нет ну по мелочи кое где возможно а в глобальном, общем плане как 1/6 часть суши на планете Земля обойдешь???:))
  7. +4
    4 декабря 2017 13:00
    Ндя, а если нет китайского транзита, то что возить то собираются? Пшеница Казахстанская идет в основном через РФ, часть идет в Китай. Металлы от Арселора? или продукцию Казахмыса? Так тоже Китай или РФ. Да еще двойная перевалка груза на Каспии. Чудят товарищи.
    1. +2
      4 декабря 2017 14:56
      Цитата: Дирижер
      Чудят товарищи.

      Дык,это их проблемы. yes О,Казахстан вернулся. hi У вас ВО разблокировали?
  8. +1
    4 декабря 2017 13:02
    Спасибо модераторам и администрации сайта.
  9. +3
    4 декабря 2017 13:36
    Российский транзит самый выгодный, а летом еще и Севморпуть,который также надо активно подключать к перевозкам сухогрузами и лихтерами.Водные пути самые дешевые.
  10. +1
    4 декабря 2017 14:42
    По факт - "достижение" а-ля Трибалты с их СПГ терминалом, "движение - есть, прогресса - нет". tongue Хотели свою дорогу - пож. построили на свои и радуейтесь, но никто не обязан платить лишние деньги вам что бы потешить ваше самолюбие. Как Трибалты сейчас не знают как заставить покапать из дорогущий СПГ "и радоваться" так и вот у это четверки теже проблемы - никому не вперлось по их дороге что то возить.
    Я конечно могу вспомнить Трансиб, но его строила РИ и у нее были и деньги и Время что бы Потом получить "прибыль" ("окупился" он во время ВОВ и вот сейчас возможно будет первая прибыль). Тем более сейчас Россия+Иран стали продвигать "Север-Юг", а это еще больше снизит осмысленно вот то о чем пишут в статье. Кстати в статье совсем не упоминается что Китай сейчас с нашей подачи очень сильно засматривается на севмор путь. good А с нашим Трансибом - вообще никаких шансов у конкурентов не остается. Более того постоянные разговоры об сверхскоростных дорогах которые китайцы предлагают построить в России окончательно "выкидывают" всех остальных конкурентов. Тем более как все насмотрели на закидоны "транзитеров" на примере Украины, никто более не желает плодить десятки "критических точек" когда можно проложить Путь через только одну Россию. good
  11. +4
    4 декабря 2017 15:52
    Транспртная магистраль - это всегда плюс. Но вот возить нечего. Это было известно с самого начала. Вообще, частое использование термина "шёлковый путь" вводит в опасное заблуждение. Никогда еще "шёлковый путь" не проходил через территорию сев.Азербайджана. Или через Иран (Персию) или севернее Каспия.
    Естественная транспортная магистраль, нужная Азербайджану - это трасса Север-Юг, для соединения РФ и Ирана. Все нефте- и газопроводы в Европу, это ненужные Азербайджану проекты. С этой точки зрения и БТД и Южный газовый коридор - лишняя трата денег. Хотя Южный газовый коридор может в перспективе и окупиться. Но это пока еще в теории.
  12. 0
    4 декабря 2017 16:31
    Как мне нравятся казахские "братушки" Ну,казалось,ближе брата родного,а все равно волком смотрят. И военную технику на стороне покупают. Вот тебе и союзник.
  13. +2
    4 декабря 2017 16:45
    Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
    1. Его не стали финансировать компании США и ЕС.
    по просьбе правительства Армении. т.к это дорога усугубит изоляцию Армении и лишит ее транзитной функции навсегда.
    2. Китай не прислал своего представителя на церемонию открытия магистрали.
    т.к большая часть индустриальной зоны Поти перешла к Китайской компании. а ето означает что у Китайцей там свои проекты и конкуренция им не нужна.
    В любом случае надо подождать лет 30 посмотрим окупится ли она.


    Я с тобой не согласен.анмяне не причем,здесь наша логистика хромает. Посмотрим
    1. +1
      4 декабря 2017 17:27
      Цитата: mariusdeayeraleone
      Я с тобой не согласен.анмяне не причем,здесь наша логистика хромает. Посмотрим

      Я бы сказал тут хромает стремление вашего президента с помощью ксенофобии, вернее армянофобии, удержать власть в стране.
  14. 0
    4 декабря 2017 20:57
    Главное для бывших наших соотечественников показать что ни типа взрослые и потролить Путина ,может денег даст как Лукашенке , может за троллинг американцы подкинут ,но со временем зрителям это надоедает ,и Путин не дает и Трампу не нужны,а китайцам и подавно .
    1. +4
      4 декабря 2017 21:50
      Самое смешное, что если задать вопрос, при чем тут Путин, если речь идет о транспортной магистрали, которая соединяет Азербайджан и Турцию, то ответа не услышим. Внятно точно не услышим. При чем тут Армения вообще будет космическая тишина.
      Объясняю на пальцах. Скоростная железнодорожная ветка соединяет Азербайджан и Турцию. Конечно же через Грузию. Не через линию фронта же ее тянуть. Так что Армения естесственно в пролете. Как и со всеми трубопроводами.
      Или по мнения россиян, никто ничего не должен строить потому что это будет "троллинг Путина"?
      ---
      Мелкое уточнение по газопроводу. У Азербайджана нет газа для Южного газового коридора. А здешние россияне, которые так лихо все замечают и троллят, не знают, что делать, если будут проблемы с Турецким и Северным потоками? Пусть временные, но 31 декабря 2018 года транзита через Украину нет, Северный и Турецкий пусть временно, но заблокированы? Как ГазПрому жить и откуда РФ возьмёт валюту? Или на поклон к Порошенко пойдёте?
      О-о, чудо!!! В Азербайджане уже есть готовый газопровод. И ГазПром уже (!!!!) заключил договор с Азербайджаном на поставки российского газа на 1 млрд. кубов на 2018 год. Никто не думает, почему Азербайджан закупает российский газ, если в 2018-2019 панируется запустить Шахдениз-2?
      ----
      Мда... Путин явно умнее здешних писак. Газопровод есть, Газ по нему пойдет азербайджанский, потому что ГазПром продал его, а Азербайджан купил. Какие возражения у Европы? Там только приветствуют такое решение. Россия получает валюту, Европа получает газ, Азербайджан делает то, что любит и умеет лучше всего. Перепродает товар. Все счастливы.
      То же самое и с железной дорогой. Трасса Север-Юг есть, и есть ответвление на Турцию и в перспективе на Европу. Это просто запасной вариант. Но никто все яйца в одну корзину не кладет.
      ----
      При чем тут Армения я вообще понять не могу. Армения выключена из всех (ВСЕХ) экономических проектов Южного Кавказа. Хотели быть исключительными? Получите и распишитесь.
      ----
      Это все варианты на будущее при самом плохом раскладе. Почему я против этих проектов? Да потому что Азербайджану они не очень нужны и тратить деньги Азербайджан не должен был. Кому надо тот бы и строил. Напрасно наши потратились.
      PS Для анализа. Тем кто умеет думать....
      http://www.gazprom.ru/press/news/2017/november/ar
      ticle381879/
  15. +1
    4 декабря 2017 21:21
    Цитата: Brut
    Цитата: mariusdeayeraleone
    Я с тобой не согласен.анмяне не причем,здесь наша логистика хромает. Посмотрим


    Я бы сказал тут хромает стремление вашего президента спомощ
    ью ксенофобии, вернее армянофобии, удержать власть в стране.


    Уважаемый.в мире есть 3 силы,светлые во главе с Россией.темные силы во главе с сша.и нейтральные силы ( думающие токо о своей выгоде) это иран китай и франция и тд.все эти силы сталкиваются у нас в закавказии,им азербайджан как государство не нужно,но самое уникальное в другом....в том что армяне и евреи присуствуют во всех 3 силах, и их руками дергают азаров.вот и азары думают как их травить,оттуда возникает такие проекты))))
  16. 0
    5 декабря 2017 09:04
    Китай даже и не рассматривал данный транзит т.к. там в цепочке лишних ртов(соответственно и времени) уйма.А через Россию в 5 раз проще,китайцы торгаши,а не политиканы.