Military Review

Hydroaviation of the Japanese submarine fleet in World War II. Part I

5
Foreign experience


The idea to use submarines as carriers of seaplanes originated in the years of the First World War. By this time, seaplanes were actively used fleets many countries of the world (mainly as scouts and spotters). Float hydroplanes were used both from coastal bases and from special ships - air transport. The latter were used only for storage and transportation. Takeoff and landing of hydroplanes was carried out from the water in the immediate vicinity of air transport, and launching and lifting aboard using special cranes.

The first practical experience of using a submarine as a carrier (delivery vehicle) of a seaplane was carried out by the German Navy in January 1915. The experiment involved the submarine U-12 (captain Walter Forstmann) and the Friedrichshafen seaplane FF29 (commander - Lieutenant Friedrich von Arnold de la Perrier), which was a single-engine two-float biplane. The multi-purpose double hydroplane FF29 in the shock version could carry up to 12 kg bombs. But his flight range was small. London, located on the opposite bank of the English Channel at the mouth of the River Thames, at a distance of 160 km from the home base of German hydroplanes in Zeebrugge was unavailable for Friedrichshafen.


Friedrichshafen seaplane FF29, 1915 year

6 On January 1915, the German U-12 submarine, on the surface with the FF29 seaplane placed on its deck, made an 16-mile transition and, at a distance of 15 miles from the Thames Estuary, launched the Friedrichshafen into the water. The seaplane took off safely and completed a combat mission, causing considerable surprise at the British coastal defense. After completing the job "Friedrichshafen" FF29 returned to its base in Zeebrugge, and the submarine U-12, respectively, to his.

Hydroaviation of the Japanese submarine fleet in World War II. Part I

German submarine U-12 with the Friedrichshafen seaplane FF29 on board, 1915 year

This experiment clearly demonstrated the possibility and tactical feasibility of using submarines as carriers of seaplanes in order to significantly increase their combat radius. However, this positive experience has not received further continuation. The British increased patrols in the English Channel and the German High Command considered it impractical to strike at British territory in a similar way, preferring heavy aviation and airships.

On the other side of the English Channel, they took the new tactics more seriously. Having carefully studied it, the Admiralty sent the E-22 submarine for revision to ensure that it is based on the surface of the two Schneider seaplanes on the surface. Behind the submarine cabin, rail guides were mounted, where hydroplanes were placed during the hike and along which they slipped into the water (during the roll of the boat) to take off from the surface of the water.


E-22 submarine of the British Navy with Sopwith fighter jets Schneider, 1916 year

In April, the X-NUMX submarine E-1916 with two hydroplanes on board set off on a mission in the direction of Helgoland island to destroy the German Zeppelin base located there, from where they raided the British cities. However, the bad weather and strong seas made it impossible to complete the task. This failure forced the British to abandon such tactics for a while.


Float fighters "Sopwich" "Schneider" on board the British submarine E-22, 24 April 1916 year

Meanwhile, back in 1915, the British aircraft designer Pemberton-Billing suggested using a waterproof hangar for placing on submarines planes in a folded (disassembled) form, which would allow submarines to secretly reach the line of launching seaplanes. However, the Admiralty did not wish to give this progressive idea due attention.

In 1917, Germany again turned to the idea of ​​transporting seaplanes on submarines. For those under construction by a large series of submarine raiders-cruisers with a range of 17500 miles and a full tonnage of 2760 tons (U-142 - U-150), aviation weapons were also provided. The reconnaissance aircraft were planned to be placed on the deck in an airtight container disassembled.


Flying boat "Hanza-Brandenburg" W20

For these purposes, Ernst Heinkel developed the flying boat “Hansa-Brandenburg” W20 (Hansa-Brandenburg), which won other projects in the competition. The single flying biplane boat W20 had a compact size, light weight (396 kg) and, equipped with an 80-strong engine, developed a maximum speed of 117 km per hour, the flight duration was 1 hour and 15 minutes. W20 in a disassembled form easily fit in the hangar of a submarine 6 meters long and 1.8 meters in diameter. Assembly time before departure was only 3.5 minutes. In total, three W20 Hanse-Brandenburg flying boats were built, which were used by specially converted U-139 and U-155 submarines.

Of the entire series of pledged submarine raiders, only U-142 reached the tests. During sea trials, the submarine showed poor handling and extremely low stability.

In 1918, Luftfarhzeug Gesellschaft offered its own version of an aircraft for the LFG V.19 “Putbus” submarine. The single float monoplane was easily disassembled and could be freely placed in a waterproof hangar on board a submarine. If necessary, the “Putbus” disassembled into V.19 parts could be “packed” into seven cylindrical sealed containers up to 4.5 meters in length and 0.7 meters in diameter. A team of five people collected the disassembled V.19 in 15 minutes. Only one prototype was built, with a 110-strong engine, which develops a maximum speed of 180 km per hour and has a practical flight range of 360 km.


Experimental seaplane LFG V.19 “Putbus”, Germany, 1918 year

The defeat of Germany in the First World War forced to roll all these promising developments.

In the United States and Japan, closely followed the German experiments on the creation of aircraft for submarines. Already in post-war Germany, under the strictest secrecy, they began to develop another project of an aircraft carrier submarine. For the new project, Carl Caspar (Chief Designer Ernst Heinkel) developed an all-wooden seaplane “Caspar” (Caspar) U.1, which can be disassembled in a cylindrical hangar with a diameter of 1.8 meters and 7 meters in length. Four people could assemble a disassembled aircraft in a few minutes.


Seaplane "Caspar" U.1, Germany, 1922 year

The prototype U.1 seaplane was built by Hanseatischen Flugzeugwerke and made its first flight in the 1921 year. The aircraft, equipped with a 55-strong engine, developed a maximum speed of 145 km per hour and had a practical range of 360 km. After successful tests on U.1 followed by orders for the supply of a US Navy seaplane and Japan. Orders were filled in 1922 and 1923 respectively. German U.1 was considered in these countries as a base model for further own developments.


Seaplane "Caspar" U.1, acquired by the USA for testing, 1923 year

In the United States, the Cox-Klemin Aircraft Corporation (Cox-Klemin) built six XS-1 solid wood warships. At the same time, another firm, Glenn L. Martin (Glenn L. Martin Co), built six MS-1 seaplanes of mixed design. Both types of aircraft from the autumn 1923 of the year began a test program on board the S-1 submarine with a displacement of 800 tons, equipped for this purpose with a cylindrical hangar with a diameter of 2.44 meters, which was located behind the cabin fencing.


On board a US Navy submarine S-1 (SS-105) equipped with an aviation hangar an experimental seaplane "Martin" MS-1, 23 October 1923 of the year

The tests allowed to determine the required time to prepare the aircraft for takeoff and minimize it, since it initially took four hours. Test results were summarized during the summer of the 1926 year. Based on these results, a modified version of the XS-2 hydroplane with a maximum speed of 185 km per hour with a range of up to 200 km was built, and the MS-1 hydroplane no longer participated in the subsequent tests.

After several months of experiments, the crew managed to reduce the time for preparing the Cox-Clemin XS-2 seaplane to 15-20 minutes.


Cox-Clemin experimental seaplane XS-2, USA, 1926 year

Simultaneously with the XS-2 seaplane aboard the submarine S-1, a single-seat monoplane flying company XXL-1 was tested. The 100 horsepower engine provided amphibians weighing 680 kg maximum speed 160 km per hour.


Flying boat "Loing" XSL-1, USA, 1931 year

Modification "Loening" XSL-2 was equipped with a more powerful, 160-powerful engine. Her tests began at the beginning of 1933, but did not last long - during the next take-off the boat received serious damage and was refused from its restoration.

The US Navy continued to test the aircraft for a submarine before the start of the 1933 of the year, and then curtailed all the tests on this subject, citing the excessive danger for the crew and submarine crew (apparently considered the sad experience of the British submarine M-2).

In the year 1927 in Great Britain they returned to the idea of ​​using specially equipped submarines as carriers of aviation armament - seaplanes. For testing, the Admiralty allocated an underwater monitor M-2 with a displacement of 1650 tons, from which the 305-mm gun was dismantled, and a hangar for one hydroplane was equipped instead. To preserve the stability of the submarine, the hangar was made thin-walled, and the pressure of the outboard water during submersion was compensated by supercharging of compressed air.


The special command of the submarine M-2 prepares the Pato seaplane for takeoff with the help of a catapult (the wings are still folded, the screw is not installed)

To launch the aircraft, placed on a special trolley, a catapult was used. The takeoff of the seaplane took place while the submarine was moving upwind. Driven after the flight, the seaplane was lifted aboard with a special crane. To reduce the time to prepare the aircraft for takeoff, part of the work was performed even when the boat was in a submerged position (refueling jet fuel and oil).


Seaplane "Peto" at the time of takeoff with the help of a catapult British submarine M-2

An admiralty was chosen to take part in the trials of the twin double-float biplane "Parnol" "Pato" of the company George Parnol (G.Parnall Aircraft Co). The Peto reconnaissance seaplane (Peto) equipped with an 170-strong engine developed a maximum speed of 185 km per hour and could be in the air for up to two hours.


Pilot Parnol reconnaissance seaplane Peto, UK, 1931 year

The test involved two prototypes, which differed from each other by the power plant. The seaplane was located in the hangar (7 meters in length, 3.5 meters in height and width) on the launching trolley and with folded wings, in addition to saving space, this significantly reduced the time to prepare the aircraft for departure. "Peto" had a solid structure and had excellent maneuverability while taxiing on the water.


Parnol reconnaissance seaplane “Peto” with a special crane lifted from the water on board the Royal Navy M-2 submarine


The sequence of flights of the Parnol reconnaissance aircraft Pito from the British submarine M-2 (preparing, taking off, landing on water and lifting the crane on board), 1928 – 1932 years

Experiments on the British aircraft carrier M-2 submarine with the Parnol reconnaissance seaplane “Peto” took place from 1928 to 1932 a year. 26 January 1932 of the year during the next dive in the English Channel M-2 sank at a depth of about 30 meters with all its crew of 60 people. Experts believe that the most likely cause of her death is an abnormal situation that led to the depressurization of the aircraft hangar. Indirectly, this is indicated by the open door of the hangar and the hatch from the robust hull of the boat to the hangar, which were discovered by divers during the February 3 dive. In the autumn of 1932, the British fleet attempted to raise the "submarine aircraft carrier", but the work was not successful, and it was decided to abandon further attempts.

References:
1. Beshanov V.V. Encyclopedia of aircraft carriers / Under the general editorship of AE Taras - Moscow: AST, Minsk: Harvest, 2002 - (Library of military stories).
2. Platonov A.V. Linear forces of the submarine fleet - SPb .: Galeya Print LLC, 1998.
3. Dashyan A.V. Ships of the Second World War. Japanese Navy (part of 2). Maritime collection №7, 2004.
4. Ivanov S.V. Japan submarines 1941-1945. War at sea (№31) - Beloretsk: ARS LLC, 2006.
5. Okolelov N.N., Shumilin S.E., Chechin A.A. Submarine aircraft carriers of the Japanese fleet (history, design, aircraft armament). Maritime collection №7, 2007.
6. Kascheev L.B. Japanese submarines in World War II. Maritime collection №2, 2011.
7. Firsov A. Aviation of Japan in the second world war. Part One: Aichi, Yokosuka, Kawasaki. Aviation collection №4. TsAGI, 1996.
8. Solomonov B., Kulagin K. Submarine aviation of the Yamato country. Aviamaster №3, 2003.
9. Doroshkevich O. Airplanes of Japan of the Second World War - Minsk: Harvest, 2004.
10.Chechin A., Okolelov N. Start from under the water. Model Designer #7,8 -2009.
11.Chechin A., Okolelov N. Ominous “Mountain Fog”. Aichi MXNUMHA Seyran seaplane and its predecessors. Aviation and Time Magazine No. 6 - 04, 06.
12. Haruk A.I. Attack aircraft of the Second World War - attack aircraft, bombers, torpedo bombers - M .: Yauza; Eksmo, xnumx.
13. Haruk A.I. All seaplanes of the second world. Illustrated color encyclopedia - M .: Yauza; Eksmo, xnumx.
14. Kotelnikov V. Aviation in the Second World War. Aircraft of France. Part-1 (Aviation collection No. 10) - 1996.
15. Kozyrev M., Kozyrev V. Aviation of Axis Countries in World War II - M .: ZAO Tsentpoligraf, 2010.
16. Bryukhanov A. Deck aircraft in World War II: An Illustrated Collection. Parts I - IV. - Publishing solutions (licensed by Ridero), 2017.
17. Bryukhanov A. Japanese submarine aviation in World War II: Publishing solutions (licensed by Ridero), 2017.
18. Gusev A.N. Submarines for special purposes. Built ships and unrealized projects - M .: MORKNIGA, 2013.
19. RJ Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan's Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) - Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer / Transport - Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane - BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft - Red Series (No. 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) - MMPBooks, 2012.
26. ER Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 - Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.

Internet resources:
http://www.airwar.ru;
http://aviadejavu.ru;
http://staticflickr.com;
http://wikimedia.org;
http://en.wikipedia.org;
http://www.hazegray.org;
http://www.fleetairarmoa.org;
http://www.airspot.ru;
http://www.news.bbcimg.co.uk;
http://www.cms.hugofox.com.


To be continued ...

Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. polpot
    polpot 9 December 2017 09: 53
    +3
    Thanks, very interesting
  2. avt
    avt 9 December 2017 10: 32
    +5
    The author swung at ,, William of our Shakespeare " bully With the approach of a beautiful far away. The topic is not simple. The Japanese were probably the coolest to invest in hydroplanes of all stripes. Well, wait and see what happens and .... good luck to the author in revealing a really interesting topic in aviation.
  3. Amurets
    Amurets 9 December 2017 10: 51
    +2
    Author. Thank. I found a lot for myself. I read about Japanese and Soviet developments. I read about German, English and American experiments for the first time.
    "SPL seaplane (SPL - special, for a submarine). Http://ucrazy.ru/other/1428291763-spl-sovetskiy-g
    idrosamolet-dlya-podvodnoy-lodki.html
    Designer - I.V. Chetverikov.
    Purpose: reconnaissance and communication with the shore when used from a submarine.
    History of creation: in 1924, the Council of People's Commissars (SNK) decided on the design of the first Soviet submarine. At the same time, the Revolutionary Military Council (RVS) adopts an aviation development plan, which includes, among other things, the creation of an aircraft for submarines. At the same time, in the projects of the submarines of the first series, the basing of the aircraft was not provided because of their small size. Again, an onboard boat aircraft for reconnaissance in the interests of its carrier was remembered in the early 30s. during the creation of submarines for the Northern and Pacific fleets "
  4. Lexus
    Lexus 9 December 2017 14: 46
    +3
    Thank you, a good start! We look forward to continuing.
  5. Curious
    Curious 9 December 2017 16: 19
    +2
    Respectful list of sources. And then for some, except for the proud signature "author" under a fragmentary copy-paste from Wikipedia nothing more

Гидроавиация японского подводного флота во Второй мировой войне. Часть I

Зарубежный опыт

Идея использовать подводные лодки в качестве носителей гидросамолётов зародилась ещё в годы Первой мировой войны. К этому времени гидросамолёты активно применялись флотами многих стран мира (в основном в качестве разведчиков и корректировщиков). Поплавковые гидропланы применялись как с береговых баз, так и со специальных судов – авиатранспортов. Последние использовались только для хранения и транспортировки. Взлёт и посадка гидропланов осуществлялась с воды в непосредственной близости от авиатранспорта, а спуск на воду и подъём на борт с помощью специальных кранов.

Первый практический опыт использования подводной лодки в качестве носителя (средства доставки) гидросамолёта был осуществлён германскими ВМС в январе 1915 года. В эксперименте участвовали подводная лодка U-12 (капитан Вальтер Форстманн) и гидросамолёт «Фридрихсхафен» FF29 (командир – лейтенант Фридрих фон Арнольд де ла Перьер), который представлял собой одномоторный двухпоплавковый биплан. Многоцелевой двухместный гидроплан FF29 в ударном варианте мог нести до 12 кг бомб. Но дальность полёта его была невелика. Лондон, расположенный на противоположном берегу Английского канала в устье реки Темзы, на удалении в 160 км от места базирования германских гидросамолётов в Зебрюгге был недоступен для «Фридрихсхафена».



Гидросамолёт «Фридрихсхафен» FF29, 1915 год

6 января 1915 года германская подводная лодка U-12 в надводном положении с размещенным на её палубе гидросамолётом FF29 совершила 16-мильный переход и на удалении 15 миль от устья Темзы спустила «Фридрихсхафен» на воду. Гидросамолёт благополучно взлетел и выполнил боевую задачу, вызвав немалое удивление у британской береговой обороны. После выполнения задания «Фридрихсхафен» FF29 вернулся на свою базу в Зебрюгге, а подлодка U-12, соответственно, на свою.

Гидроавиация японского подводного флота во Второй мировой войне. Часть I

Германская подводная лодка U-12 с гидросамолётом «Фридрихсхафен» FF29 на борту, 1915 год

Данный эксперимент наглядно продемонстрировал возможность и тактическую целесообразность использования подводных лодок в качестве носителей гидросамолётов в целях значительного увеличения их боевого радиуса. Однако дальнейшего продолжения этот положительный опыт не получил. Британцы усилили патрулирование в проливе Ла-Манш и германское Верховное командование посчитало нецелесообразным наносить удары по территории Англии подобным способом, отдав предпочтение тяжёлой авиации и дирижаблям.

На другой стороне Английского канала более серьёзно отнеслись к новой тактике. Тщательно изучив её, Адмиралтейство направило подводную лодку Е-22 на доработку с целью обеспечения базирования на ней в надводном положении двух гидросамолётов «Сопвич» « Шнейдер». За рубкой подводной лодки монтировались рельсовые направляющие, где размещались гидросамолёты во время похода и по которым они соскальзывали в воду (во время крена лодки) для взлёта с поверхности воды.


Подводная лодка Е-22 ВМС Великобритании с поплавковыми истребителями «Сопвич» « Шнейдер», 1916 год

В апреле 1916 года подлодка Е-22 с двумя гидросамолётами на борту отправилась на боевое задание в направлении на остров Гельголанд для уничтожения расположенной там германской базы «Цеппелинов», откуда те совершали налёты на британские города. Однако плохая погода и сильное волнение на море сделали невозможным выполнение поставленной задачи. Эта неудача заставила англичан на время отказаться от подобной тактики действий.


Поплавковые истребители «Сопвич» « Шнейдер» на борту английской подводной лодки Е-22, 24 апреля 1916 года

Между тем, ещё в 1915 году британский авиаконструктор Пембертон-Билингом предложил для размещения на подводных лодках самолётов в сложенном (разобранном) виде использовать водонепроницаемый ангар, что позволяло бы подводным лодкам скрытно выходить на рубеж запуска гидросамолётов. Однако Адмиралтейство не пожелало уделить этой прогрессивной идее должного внимания.

В 1917 году в Германии вновь обратились к идее транспортировки гидросамолётов на подводных лодках. Для строящихся крупной серией подводных крейсеров-рейдеров с дальностью плавания 17500 миль и полным водоизмещением 2760 тонн (U-142 – U-150) было предусмотрено и авиационное вооружение. Самолёт-разведчик планировали размещать на палубе в герметичном контейнере в разобранном виде.


Летающая лодка «Ганза-Бранденбург» W20

Для этих целей Эрнстом Хейнкелем была разработана летающая лодка «Ганза-Бранденбург» W20 (Hansa-Brandenburg), которая победила в конкурсе другие проекты. Одноместная летающая лодка-биплан W20 имела компактные размеры, небольшой вес (396 кг) и, оснащённая 80-сильным двигателем, развивала максимальную скорость в 117 км в час, продолжительность полёта составляла 1 час и 15 минут. W20 в разобранном виде легко умещалась в ангаре подводной лодки длиной 6 метров и диаметром 1.8 метра. Время сборки перед вылетом составляло всего 3.5 минуты. Всего было построено три летающие лодки «Ганза-Бранденбург» W20, которые применялись специально переоборудованными подводными лодками U-139 и U-155.

Из всей серии заложенных подлодок-рейдеров до испытаний дошла только U-142. Во время ходовых испытаний подлодка показала плохую управляемость и крайне низкую остойчивость.

В 1918 году фирмой Luftfarhzeug Gesellschaft был предложен свой вариант самолёта для подводных лодок LFG V.19 «Путбус» (Putbus). Одноместный поплавковый моноплан легко разбирался и мог свободно размещаться в водонепроницаемом ангаре на борту подводной лодки. При необходимости разобранный на части V.19 «Путбус» мог быть «упакован» в семь цилиндрических герметичных контейнеров длиной до 4.5 метров и диаметром 0.7 метра. Команда из пяти человек собирала разобранный V.19 за 15 минут. Построен был всего один прототип, с 110-сильным двигателем, развивающий максимальную скорость180 км в час и имеющий практическую дальность полёта 360 км.


Экспериментальный гидросамолёт LFG V.19 «Путбус», Германия, 1918 год

Поражение Германии в Первой мировой войне заставило свернуть все эти перспективные разработки.

В США и Японии внимательно следили за германскими экспериментами по созданию самолёта для подводных лодок. Уже в послевоенной Германии в условиях строжайшей секретности начали разрабатывать очередной проект авианесущей подводной лодки. Для нового проекта фирмой Карла Каспара (главный конструктор Эрнст Хейнкель) был разработан цельнодеревянный гидросамолёт «Каспар» (Caspar) U.1, способный в разобранном виде размещаться в цилиндрическом ангаре диаметром 1.8 метра и длиной 7 метров. Четыре человека могли собрать разобранный самолёт за несколько минут.


Гидросамолёт «Каспар» U.1, Германия, 1922 год

Прототип гидросамолёта U.1 был построен компанией Hanseatischen Flugzeugwerke и совершил свой первый полёт в 1921 году. Самолёт, оснащённый 55-сильным двигателем, развивал максимальную скорость в 145 км в час и имел практическую дальность полёта 360 км. После успешных испытаний на U.1 последовали заказы на поставку гидросамолёта ВМС США и Японии. Заказы были исполнены соответственно в 1922 и 1923 году. Германский U.1 рассматривался в этих странах в качестве базовой модели для дальнейших собственных разработок.


Гидросамолёт «Каспар» U.1, приобретённый США для проведения тестовых испытаний, 1923 год

В США авиастроительной корпорацией «Кокс-Клемин» (Cox-Klemin) были построены шесть цельнодеревянных гидросамолётов XS-1. В это же время другая фирма «Гленн Л. Мартин» (Glenn L. Martin Co) построила шесть гидросамолётов MS-1 смешанной конструкции. Оба типа самолетов с осени 1923 года начали программу испытаний на борту подводной лодки S-1 водоизмещением 800 тонн, оборудованной для этих целей цилиндрическим ангаром диаметром 2.44 метра, который размещался за ограждением рубки.


На борту подводной лодки ВМС США S-1(SS-105) оборудованной авиационным ангаром экспериментальный гидросамолёт «Мартин» MS-1, 23 октября 1923 года

Испытания позволили определить необходимое время для подготовки самолёта к взлёту и минимизировать его, так как изначально на это уходило четыре часа. Результаты испытаний были подведены в течение лета 1926 года. На основе этих результатов построили модифицированный вариант гидросамолёта XS-2 с максимальной скоростью 185 км в час дальностью полёта до 200 км, а гидросамолёт MS-1 в последующих испытаниях уже не участвовал.

После нескольких месяцев экспериментов экипажу удалось сократить время на подготовку гидросамолёта «Кокс-Клемин» XS-2 до 15-20 минут.


Экспериментальный гидросамолёт «Кокс-Клемин» XS-2, США, 1926 год

Одновременно с гидросамолётом XS-2 на борту подводной лодки S-1 проходила испытания одноместная летающая лодка-моноплан компании «Лоенинг» (Loening) XSL-1. Двигатель мощностью в 100 лошадиных сил обеспечивал амфибии весом 680 кг максимальную скорость 160 км в час.


Летающая лодка «Лоенинг» XSL-1, США, 1931 год

Модификация «Лоенинг» XSL-2 была оснащена более мощным, 160-сильным двигателем. Её испытания начались в начале 1933 года, но продолжались недолго – во время очередного взлёта лодка получила серьёзные повреждения и от её восстановления отказались.

ВМС США продолжали программу испытаний самолета для подводной лодки до начала 1933 года, а затем свернули все испытания по данной тематике, мотивируя это чрезмерной опасностью для лётного состава и экипажа субмарины (видимо учли и печальный опыт британской подлодки М-2).

В 1927 году в Великобритании вновь вернулись к идее использования специально оборудованных подводных лодок в качестве носителей авиационного вооружения – гидросамолётов. Для проведения испытаний Адмиралтейство выделило подводный монитор М-2 водоизмещением 1650 тонн, с которого было демонтировано 305-мм орудие, а вместо него оборудован ангар для одного гидросамолёта. Для сохранения остойчивости субмарины ангар сделали тонкостенным, а давление забортной воды при погружении компенсировалось наддувом сжатого воздуха.


Специальная команда подлодки М-2 готовит к взлёту с помощью катапульты гидросамолёт «Пэто» (крылья ещё сложены, винт не установлен)

Для запуска самолёта, размещённого на специальной тележке, использовалась катапульта. Взлёт гидросамолёта происходил при движении подлодки против ветра. Приводнившийся после выполнения полёта гидросамолёт поднимали на борт специальным подъёмным краном. Для сокращения времени на подготовку самолёта к взлёту часть работ выполняли ещё при нахождении лодки в подводном положении (заправка авиатопливом и маслом).


Гидросамолёт «Пэто» в момент взлёта с помощью катапульты британской субмарины М-2

Адмиралтейством для участия в испытаниях был выбран двухместный двухпоплавковый биплан «Парнол» «Пэто» фирмы Джорджа Парнола (G.Parnall Aircraft Co). Разведывательный гидросамолёт «Пэто» (Peto) оснащённый 170-сильным двигателем развивал максимальную скорость 185 км в час и мог находиться в воздухе до двух часов.


Экспериментальный гидросамолёт-разведчик «Парнол» «Пэто», Великобритания, 1931 год

В испытаниях участвовали два прототипа, отличавшиеся друг от друга мощностью силовой установки. Гидросамолёт размещался в ангаре (длиной 7 метров, высотой и шириной по 3.5 метра) на стартовой тележке и со сложенными крыльями, помимо экономии места это значительно сокращало время на подготовку самолёта к вылету. «Пэто» имел прочную конструкцию и обладал превосходной маневренностью во время рулёжки на воде.


Гидросамолёт-разведчик «Парнол» «Пэто» с помощью специального крана подняли из воды на борт подводной лодки М-2 Королевского флота


Последовательность осуществления полётов гидросамолёта-разведчика «Парнол» «Пэто» с борта британской подводной лодки М-2 (подготовка, взлёт, посадка на воду и подъём краном на борт), 1928–1932 годы

Эксперименты на британской авианесущей подводной лодке М-2 с гидросамолётом-разведчиком «Парнол» «Пэто» проходили в период с 1928 по 1932 год. 26 января 1932 года во время очередного погружения в проливе Ла-Манш М-2 затонула на глубине около 30 метров вместе со всем своим экипажем из 60 человек. Наиболее вероятной причиной её гибели специалисты считают нештатную ситуацию, которая привела к разгерметизации самолётного ангара. Косвенно на это указывают открытые дверь ангара и люк из прочного корпуса лодки в ангар, которые были обнаружены водолазами во время погружения 3 февраля. Осенью 1932 года британский флот предпринял попытку поднять «подводный авианосец», но работы не увенчались успехом, и от дальнейших попыток решено было отказаться.

Литература:
1. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
2. Платонов А.В. Линейные силы подводного флота – СПб.: ООО «Галея Принт», 1998.
3. Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (часть 2). Морская коллекция №7, 2004.
4. Иванов С.В. Субмарины Японии 1941-1945. Война на море (№31) — Белорецк: ООО «АРС», 2006.
5. Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение). Морская коллекция №7, 2007.
6. Кащеев Л.Б. Японские субмарины во Второй мировой войне. Морская коллекция №2, 2011.
7. Фирсов А. Авиация Японии во второй мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки. Авиационный сборник №4. ЦАГИ,1996.
8. Соломонов Б., Кулагин К. Подводная авиация страны Ямато. Авиамастер №3, 2003.
9. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
10.Чечин А., Околелов Н. Старт из-под воды. Моделист-конструктор№7,8 -2009.
11.Чечин А., Околелов Н. Зловещий «Горный туман». Гидросамолёт Аичи М6А «Сейран» и его предшественники. Журнал «Авиация и Время» № 04 — 06, 2013.
12. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза; ЭКСМО, 2012.
13. Харук А.И. Все гидросамолёты второй мировой. Иллюстрированная цветная энциклопедия – М.: Яуза; ЭКСМО, 2014.
14. Котельников В. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции. Часть-1(Авиационный сборник №10) – 1996.
15. Козырев М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
16. Брюханов А. Палубная авиация во Второй мировой войне: Иллюстрированный сборник. Части I – IV. – Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
17. Брюханов А. Авиация подводного флота Японии во Второй мировой войне: Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
18. Гусев А.Н. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты — М.: МОРКНИГА, 2013.
19. R.J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan's Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) – Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer/Transport — Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane – BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft — Red Series (№ 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) – MMPBooks, 2012.
26. E. R. Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 — Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://aviadejavu.ru;
http://staticflickr.com;
http://wikimedia.org;
http://en.wikipedia.org;
http://www.hazegray.org;
http://www.fleetairarmoa.org;
http://www.airspot.ru;
http://www.news.bbcimg.co.uk;
http://www.cms.hugofox.com.


Продолжение следует…

Автор:
Александр Брюханов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. polpot Офлайн
    polpot 9 декабря 2017 09:53
    +3
    Спасибо очень интересно
  2. avt Офлайн
    avt 9 декабря 2017 10:32
    +5
    Автор замахнулся на ,,Вильяма нашего Шекспира" bully С подходом прекрасного далёка. Тема не простая . Японцы пожалуй круче всех вложились в гидропланы всех мастей. Ну поживём - увидим, что получится и ....удачи автору в раскрытии реально интересной темы в авиации.
  3. амурец Офлайн
    амурец 9 декабря 2017 10:51
    +2
    Автор. Спасибо. Нашёл для себя много нового. Про японские и советские разработки я читал. Про немецкие, английские и американские эксперименты прочитал впервые.
    "Гидросамолёт «СПЛ» (СПЛ – специальный, для подводной лодки). http://ucrazy.ru/other/1428291763-spl-sovetskiy-g
    idrosamolet-dlya-podvodnoy-lodki.html
    Конструктор – И.В.Четвериков.
    Назначение: ведение разведки и связь с берегом при использовании с подводной лодки.
    История создания: в 1924 г. Совет народных комиссаров (СНК) принимает решение о проектировании первой Советской ПЛ. В это же время Революционный военный совет (РВС) принимает план развития авиации, предусматривающий, кроме всего прочего и создание самолёта для подводных лодок. Вместе с тем, в проектах ПЛ первых серий базирование самолёта не предусматривалось по причине их малых размеров. Вновь о бортовом лодочном самолёте для ведения разведки в интересах своего носителя вспомнили в начале 30-х гг. в ходе создания подводных лодок для Северного и Тихоокеанских флотов"
  4. Лексус Офлайн
    Лексус 9 декабря 2017 14:46
    +3
    Спасибо, хорошее начало! Ждём продолжения.
  5. Curious Офлайн
    Curious 9 декабря 2017 16:19
    +2
    Вызывает уважение список источников. А то у некоторых, кроме гордой подписи "автор" под отрывочным копипастом из Википедии больше ничего и не значится