Робот рейха



75 лет назад, 1 декабря 1942 года, состоялся первый испытательный запуск c наземной катапульты самолета-снаряда Физелер Fi-103 (он же А-2, он же FZG 76, он же V-1), до сих пор остающегося самым массовым видом оружия данного класса, когда-либо примененным в боевых действиях. Всего было сделано порядка 25 тысяч таких ракет, большинство из которых немцы успели запустить по Лондону, Брюсселю, Парижу, Льежу и Антверпену. В одном только Лондоне от них погибло 6184 человека, еще около 19 тысяч получили ранения и ожоги.

Это был первый опыт бесконтактной дистанционной войны. Впрочем, несмотря на чрезмерные надежды, возлагавшиеся немцами на роботизированное "чудо-оружие", на исход Второй мировой войны оно не оказало существенного влияния. Тем не менее, для своего времени Fi-103 был весьма совершенной машиной убийства, сочетавшей в себе простоту и дешевизну с довольно высокой эффективностью.


Закупочная цена серийного экземпляра V-1 составляла всего 3,5 тысячи марок - почти в 100 раз меньше цены среднестатистического фронтового бомбардировщика, не считая стоимости его боеприпасов и расходов на подготовку экипажа. А трудозатраты на производство V-1 не превышали 350 рабочих часов. В нем не использовалось никаких дефицитных материалов - только дерево и дешевая сталь. При этом одна наземная стартовая команда могла за сутки запустить с одной пусковой установки до 15 самолетов-снарядов на дальность 170-200 километров.

И хотя в цели попадало меньше половины запущенных крылатых ракет (20% отказывали по техническим причинам, 17% сбивали зенитки и 25% - истребители), оставшихся вполне хватало, чтобы доставлять англичанам и американцам большие неприятности. Неслучайно в середине 1944 года значительная часть боевых вылетов англо-американских бомбардировщиков на Европейском ТВД была направлена против объектов, так или иначе связанных с производством или запуском "оружия возмездия".

Дополнительным свидетельством высокой оценки, данной союзниками немецким крылатым ракетам, является то, что после войны в СССР и США предпринимались попытки их копирования, продолжавшиеся вплоть до конца 1940-х годов.


Fi-103 со снятыми эксплуатационными лючками в одном из американских авиамузеев.


Макет Fi-103 и фрагмент стартовой рампы на музейном полигоне в Пенемюнде.


Fi-103 на рампе парогазовой катапульты, которая за секунду разгоняла самолет-снаряд до 250 км/ч. На этой скорости включался двигатель.


Вертушка анемометра, отсчитывающего пройденную дистанцию перед автоматическим переводом ракеты в пикирование. Справа - хвостовое оперение и сваренное из стальных листов сопло пульсирующего воздушно-реактивного двигателя Аргус As-14. Fi-103 был единственным крупносерийным летательным аппаратом, оснащенным ПуВРД.


Решетка воздухозаборника двигателя и пневматические рулевые машинки, управляющие рулями высоты и направления.


Топливный насос, электросчетчик пройденной дистанции и гироскопический автопилот с пневмоприводом.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: https://vikond65.livejournal.com/693067.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 34

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. solzh (Сергей) 10 декабря 2017 15:04
    А робот рейха где? Или данный самолет-снаряд и есть робот?
    1. Бесконечность (Бесконечность) 10 декабря 2017 15:26
      Ну можно в качестве аналогии. Ныне робот=высокие технологии и будущее. А на то время, да. Хайтек.
      А так, это оружие чистого террора. На боеспособность тех же англичан они не сильно повлияли. А вот ресурсы на создание вундерваффе ушли не малые.
      У Третьего Рейха, вообще, было много проектов создания "оружия возмездия". Тратились бы ресурсы на более земные цели, может и история была бы другой. Но, к счастью, история не любит сослагательного наклонения...
      и дешевизну с довольно высокой эффективностью.
      Вот по этому и спорное для меня мнение. Да, сделать эту ракету дешевле, чем бомбер или другой боевой самолет. Но от последних все же толк есть.
      1. апро (Фролов Олег) 10 декабря 2017 16:04
        Не согласен, а Вы подсчитайте ресурсы которые американцы и англы тратили на противодействие кр.
        1. Kir (Castor) 10 декабря 2017 16:30
          Целиком поддерживаю, так как Основной, или один из основных критериев Стоимость-Эффективность, а по нему более чем удачное решение, даже без учёта затрат на сбитие данных снарядов союзниками.
          Kir
          1. Альф (Василий) 10 декабря 2017 22:46
            Цитата: Kir
            даже без учёта затрат на сбитие данных снарядов союзниками.

            Кстати, сбить его было не так-то просто. Мало того, что ракета летела с большой скоростью-от 650 до 800 км/ч из-за расхода топлива, так еще и стрельба по ней должна была вестись с дистанции минимум 200 метров, т.к. на борту была тонна взрывчатки. Да и высота полета-от 100 до 1000 метров не способствовала резким маневрам истребителей. Не зря на перехват ФАУ-1 были ориентирована такие скоростные истребители как Спитфайр Мк-14 и Темпест.
      2. tchoni (Евгений) 11 декабря 2017 10:51
        Согласен. В том виде , в котором фау номер раз применяли - это оружие исключительно террористическое. Вот, если бы немцы придумали систему наведения большей точности - тогда да - это было бы страшное оружие. Атак,оно больнее ударило по германии, чем по союзникам.
      3. робо-дух (Робо-дух) 11 декабря 2017 20:30
        Эпопея с V-1 обошлась Рейху №3 дешевле, чем одно-единственное "ковентрирование". Думаю, нашим адмиралам и прочим политикам есть, о чем задуматься: есть управляемая ракета (недешевая), есть носитель (еще более не дешевый). Давайте-ка вычеркнем носитель, а? Прикрутить крылатой заразе несколько алгоритмов уклонения от средств ПРО, запускать с нашей территории дальше заветных 5500 км. Думаю, такую ракету будет проще и дешевле нянчить, чем армаду Ту-160 или АПКРК. Вот просто... нам же пытаются сейчас реально навязать гонку вооружений. Так почему бы не согласиться с тем, что мы реально можем сделать проще и дешевле?
        И какой толк от бомберов? Их массовый взлет, хотя бы даже в составе звена, будет заранее отслежен спутниками и ЗГРЛС. То-то наши Ту-160 периодически демонстративно сопровождаются на удалении сперва британцами, потом амерами. Наверное, нам показывают, что авиационный носитель такого масштаба уже в прицеле, и не хрен выпендриваться?
        1. dsk (Сергей) 12 декабря 2017 01:38
          США намерены возобновить программу полетов на Луну. Директиву о возобновлении полетов на спутник Земли подписал президент США Дональд Трамп. Он также отдал распоряжение NASA, чтобы специалисты агентства составили план пилотируемой миссии на Луну. Отмечается, что решение о возобновлении полетов на земной спутник произошло спустя 45 лет после миссии "Аполлон-17". (Первый русский телеканал "Царьград" 23:25.,11.12.17) (Выполненной под руководством "пленного" автора ФАУ - Фон Брауна.)
          dsk
    2. синоби (Юрий) 12 декабря 2017 11:37
      Любой механизм выполняющий программу можно считать роботом.Сам термин прижился после пьесы К. Чапека R. U.R.
    3. Skay (Сергей) 30 января 2018 13:21
      А робот рейха где? Или данный самолет-снаряд и есть робот?

      Вполне себе BEAM-робот по современной классификации.
  2. Razvedka_Boem 10 декабря 2017 15:16
    Пневматика и немного электричества..
    Кстати, в послевоенном СССР на крупных заводах, устанавливались пневматические КИПиА, для своего времени довольно совершенные, можно сказать "пневматическая электроника".
    1. робо-дух (Робо-дух) 11 декабря 2017 20:48
      О, да, как инженер скажу: еще в довоенном СССР вместо пневматики стали делать механические (на зубчатых передачах и четких, застопоренных на упоры, движениях исполнительных звеньев) системы автоматики. Автоматические линии Александрова, выдававшие на-гора миллионы патронов, неделю могли обходиться без участия человека.
      1. Razvedka_Boem 12 декабря 2017 18:17
        Довелось поработать с пневматикой - СТАРТ, УСЭПП, ЦЕНТР.. Пришлось вникать..
        Вынос мозга был..) Но разобрались)
  3. Старый26 (Владимир) 10 декабря 2017 15:20
    Цитата: solzh
    А робот рейха где? Или данный самолет-снаряд и есть робот?

    Он и есть
  4. san4es 10 декабря 2017 15:31
    Fi-103 на на рампе парогазовой катапульты, которая за секунду разгоняла самолет-снаряд до 250 км/ч. На этой скорости включался двигатель.


    Дрон камикадзе V1 Omaka 5th April 2015
    1. Gnefredov (Григорий) 10 декабря 2017 20:33
      Спасибо за видео hi
  5. WapentakeLokki (WapentakeLokki) 10 декабря 2017 16:38
    Можно было-бы серьезно форсировать V-1 и весьма просто:сделать стреловидным крыло(от 30 до 45*) и хвостовое оперение,что дало-бы прирост к крейсерской скорости,так-же можно было-бы поставить вместо одного пульсирующего движка два рядом.Это опять-же увеличило-бы крейсерскую скорость заметно затруднив действия истребителей и ЗА.Падение дальности можно было-бы компенсировать ПТБ и запуском с He-111 в близи от цели.Это только на вскидку.
    1. opus (Антон) 10 декабря 2017 17:16
      Цитата: WapentakeLokki
      Можно было-бы серьезно форсировать V-1 и весьма просто:сделать стреловидным крыло(от 30 до 45*)

      Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М)/полные баки,до 800 км/ч (ок. 0,65М)= почти пустые.
      До критического значения числа Маха, для высоты v-1 ой как ещё далеко.
      Стреловидное крыло- бессмысленно. Зато потеряяли бы в коэффициенте полдъёмной силы( паровая катапульта, баки полные, скорость отрыва 250 км/ч)
      Зы.
      для самолета Ту-154 Мкр = 0,88, а для АН-24 Мкр = 0,7.
      Цитата: WapentakeLokki
      можно было-бы поставить вместо одного пульсирующего движка два рядом

      ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
      Расход топлива, л/км: 2,35
      Максимальная дальность полёта, км: 286
      Если бы УСТАНОВИЛИ ДВА, то дальность (с учётом возросшего миделая и лобового сопротивления) была бы в районе 100-150 км.
      "А оно кому надо"?

      Fi 103R c двумя ПуВРД Argus As 014 (концепт)

      ракетный перехватчик “Ме-163” (скорость около 1000 км/час )
    2. Альф (Василий) 10 декабря 2017 22:53
      Цитата: WapentakeLokki
      Падение дальности можно было-компенсировать запуском с He-111 в близи от цели.

      При господстве авиации союзников над Каналом и Францией ? Слов нет.
    3. синоби (Юрий) 12 декабря 2017 11:39
      Движок у него был для этого слабоват.
    4. rubin6286 (Карташев Виктор Виленович) 13 декабря 2017 11:18
      Дорогой WapentakeLokki.!

      Чтобы так "вскидывать", нужно знать основы теории полета, аэродинамики и конструкции летательных аппаратов того периода. Установка еще одного двигателя в хвостовой части вызовет повышенный расход топлива. При этом нарушится продольная устойчивость ЛА вследствие смещения центра давления относительно центра масс. ЛА станет статически неустойчивым и, по мере уменьшения топлива в баках, постепенно завалится и упадет. Станет неэффективным и хвостовое оперение, так что придется столкнуться и с поперечной неустойчивостью ЛА. Применение стреловидного крыла и рост крейсерской скорости приведет к затягивания в пике. Вообще,автор статьи, говоря о "роботе", должен был подробнее остановиться на системе управления этим ЛА.
      В тот период система управления на самолетах была жесткой ( тросовой). На Ме-262 для снижения усилий на ручке управления впервые были применены гидроусилители ( бустеры). На ФАУ-1 их вообще нет. Чтобы реализовать Ваши предложения нужно для начала изменить систему управления ЛА, а это неизбежно приведет к изменениям в его конструкции. Немцы тоже не сразу это поняли. У нас говорят просто: " Гладко было на бумаге, но забыли про овраги, а по ним ходить..."
  6. Даос (Алексей Маштаков) 10 декабря 2017 17:04
    Ну справедливости ради... стоит вспомнить что "воздушные торпеды" разрабатывались ещё в 30х в СССР - и даже вполне успешно. Другой вопрос что точность такого оружия... Немцам скорее повезло что у них были такие цели применять по которым эту "вундервафлю" имело смысл.
  7. Авиатор_ (Сергей) 10 декабря 2017 19:39
    Челомей возился с ПуВРД вплоть до конца 40х годов, ничего из этой схемы так и не вышло. Тупиковый путь. Ветераны ЦИАМа рассказывали в 70-х, что грохот от ПуВРД вплоть до 1949 года был слышен в Москве за пару кварталов от Авиамоторной улицы.
    1. opus (Антон) 10 декабря 2017 21:32
      Цитата: Авиатор_
      Челомей возился с ПуВРД вплоть до конца 40х годов, ничего из этой схемы так и не вышло. Тупиковый путь.

      малая авиация, бпла, авиамодели,ПТУР и тд.
      Там где до М<0,7 и дешевизна (он стоит чуть дороже трубы такого же диаметра)


      1. БПЛА М830А«Свист»

      2.БПЛА Т90 (Т90-11) в составе РСЗО «Смерч»


      3.Дозвуковая мишень Е95М и Е2Т,предназначенные для имитации дозвуковых маневрирующих целей типа «крылатая ракета», «планирующая бомба» или «БЛА»


      4.М850 «Астра»,Е-08 и Е22 / Е22М «Берта» воздушная мишень для тренировки расчетов систем ПВО


      и т.д.
      5.
      В настоящее время несколько крупных оборонных фирм мира занимаются исследованиями в области создания высокоэффективных пульсирующих реактивных двигателей. В частности, работы ведут французская компания SNECMA и американские General Electric и Pratt & Whitney

      6.Авиамоделизм.В США предложений ПуВРд пруд пруди
      1. Авиатор_ (Сергей) 10 декабря 2017 22:20
        Моделизм и мишени для тренировок ПВО - может быть, но ПуВРД ревут так, что БПЛА мгновенно будут обнаружены. А ПТУР со скоростью 0,7 М - это вообще только по верблюдам стрелять.
        1. opus (Антон) 10 декабря 2017 23:41
          Цитата: Авиатор_
          но ПуВРД ревут так

          да низкочастотный.
          но для бпла камикадзе покатит
          нет движущихся частей, компрессора, турбины, клапанов. Простейший ПуВРД может обойтись даже без системы зажигания. Этот двигатель способен работать практически на чем угодно: замените баллон с пропаном канистрой с бензином — и он продолжит пульсировать и создавать тягу.


          Цитата: Авиатор_
          А ПТУР со скоростью 0,7 М - это вообще только по верблюдам стрелять.

          Фагот(9М111)=183-240 м/с
          Конкурс-М(9М113М)=208 м/с
          FGM-148 =300м/с
          терпимо
  8. Николай Р-ПМ (Николай) 10 декабря 2017 21:45
    на моем факультете в демонстрационном зале был один пульсируюший двигатель от фау-1. Удивляла простота конструкции, проще только прямоточный. Жалюзи входного устройства от времени и изрядного количества любопытных студентов были потрепаны-возвратные пружины давно потеряли жесткость. Вместо свечи воспламенения топливо-воздушной смеси была ввернута обычная автомобильная. Грубоватый сварной шов камеры сгорания, представлявщей собой комбинацию цилиндров и конуса, оживальные переходы между ними отсутствовали. Все было просто, даже топорно, но когда-то работало. Так никто на кафедре и не смог мне рассказать историю происхождения этого двигателя-то ли он был трофейным, полученным при захвате завода или стартовой установки, то ли передан союзниками, толи просто изготовлен по трофейным чертежам с целью изучения. Так он и стоит перед входом в демзал, храня свою историю.
  9. Старый26 (Владимир) 10 декабря 2017 21:46
    Цитата: Авиатор_
    Челомей возился с ПуВРД вплоть до конца 40х годов, ничего из этой схемы так и не вышло.

    У него как раз был и какой-то вариант, ЕМНИП 16Х с двумя двигателями, а не с одним, как у ФАУ-1
    1. Авиатор_ (Сергей) 10 декабря 2017 22:14
      Ну и я о том же, начал он, кажется, с 10Х, закончил 16Х, результаты более чем поганые, масса средств потрачена впустую. Помнится, Широкорад писал про эту Челомеевскую эпопею, я книжку найти сейчас не смог, а то бы ссылку дал.
    2. opus (Антон) 10 декабря 2017 22:32
      Цитата: Старый26
      ЕМНИП 16Х с двумя двигателями, а не с одним, как у ФАУ-1

      14Х с двумя пульсирующими двигателями Д-5
      ну и 16ХА «Прибой» (2 х ПуВРД Д-14-4)конечно

      только это бессмыссленно.
      ПуВРД более менее до М<0,7 работает (в зависимости от высоты).
      а уж мидель,прожорливость и невозможность использовать трубу- вааще

      Пульсирующий реактивный двигатель Д-10 конструкции В.Н. Челомея,2а их на Ла-7
  10. Старый26 (Владимир) 11 декабря 2017 07:23
    Цитата: Авиатор_
    Ну и я о том же, начал он, кажется, с 10Х, закончил 16Х, результаты более чем поганые, масса средств потрачена впустую. Помнится, Широкорад писал про эту Челомеевскую эпопею, я книжку найти сейчас не смог, а то бы ссылку дал.

    Нет, камрад, средства эти все же не были потрачены впустую. Был приобретен ОПЫТ, а это дорогого стоит.
  11. iouris (iouris) 11 декабря 2017 14:02
    Материал очень интересный, однако возникает вопрос о правомерности использования термина "робот", когда основой системы наведения является простейший автопилот и довольно грубый электромеханический вычислитель пройденного пути по данным аэрометрических приборов. Поскольку скорость сноса не учитывалась погрешности наведения должны били быть довольно большими. Где-то читал, что немцы пытались повысить точность выведения V-1 на цель с помощью двух пересекающихся радиолучей. В любом случае V-1 и V-2 - это оружие террора, которое было предназначено для подрыва морального духа англичан. Добиться этого не удалось, поэтому эта история не имела особого смысла.
    1. робо-дух (Робо-дух) 11 декабря 2017 20:59
      "Робот" - ЕМНИП, так в чешском языке (полное: "робот-ник", с ударением на первое "о") назывался бессловесный пизант, которому что скажешь, то и делает. В пьесе Карела Чапека "Рур" роботы были именно в смысле термина "робот"="раб", то есть, то, что должно сделать дело, и при этом не спорить с хозяином. Если манипуляции по удержанию ракеты на нужной траектории исполняют механизмы без участия хозяина-человека, стало быть - робот!
      Вы не пытались читать основателя кибернетики Норберта Винера? Я в свои курсантские времена наслушался. Так вот, в широком смысле, роботом является даже гребаная шариковая авторучка, ибо без вашего согласия и какого-либо участия осуществляет подачу чернил на шарик. Просто ручка - это очень тупой робот с одной-единственной функцией.
      1. iouris (iouris) 14 декабря 2017 00:10
        Не убедили. Чапек не разрабатывал теорию, он писатель. Винер и др. разрабатывали общую теорию управления, не заморачиваясь конкретными инженерными задачами.
        Автопилоту "хозяин" ничего не "говорит". Это трехканальный автоматический регулятор (система с обратной связью) и программный (временной) механизм (система без обратной связи).
Картина дня