Military Review

Anti-tank gun PAW 600 / 8H63 (Germany)

9
By 1943, the army of Hitler's Germany was faced with certain problems associated with the combat and operational characteristics of the existing artillery. Light and easy-to-use anti-tank guns could no longer cope with their tasks, and powerful enough weapons turned out to be excessively heavy and large. Infantry units required a kind of gun that combines all the required qualities. She eventually became a low-pressure gun 8H63 or Panzerabwehrwerfer 600.


Understanding the existing problems led to the fact that in 1943 the German command issued a new technical task for a promising anti-tank gun. This system was supposed to be lightweight and reduced cost, but at the same time show sufficient technical and combat characteristics. The customer wanted a gun capable of falling into a 750x1 m square from a distance of 1 m and penetrating armor of at least medium tanks the adversary.


8H63 / PAW 600 gun appearance reconstruction. Figure Militarynavalhistory.net


Soon, its concept of a promising cannon, meeting the specific requirements of the army, was proposed by Rheinmetall-Borsig. Her project included the simultaneous use of already known and completely new ideas. The proposed combination of solutions made it possible to minimize the size and mass of the gun while obtaining sufficiently high characteristics in the context of fighting tanks and unprotected targets.

A new anti-tank weapon - both during the development and after the start of mass production - managed to get several names at once. At the design stage, the working designation Panzerabwehrwerfer 600 (PAW 600) was used, defining a new product as an anti-tank launcher. Later, the gun was adopted with the official designation 8 cm Panzerwurfkanone 8H63 (8-cm anti-tank gun-launcher type 8H63). In modern materials, all known project names are used in parallel and on equal terms.

The main method of reducing the mass of the structure, according to the designers of Rheinmetall-Borzig, was to simplify the design of the trunk using the principle of low pressure. Lightweight barrel with lower wall strength could not withstand the high pressure in the channel. As a result, the kinetic method of defeating an armored target was excluded, and the gun had to use cumulative ammunition. At the same time for the acceleration of the projectile was proposed to apply the Hoch-Niederdruk system, which provided for the presence of two chambers with different pressures.

The desired combat characteristics could be obtained only with the help of cumulative ammunition. In order to simplify some of the work and save on mass production, the 8H63 projectile was decided to be made on the basis of the existing 81-mm mortar mine. Mines without modifications borrowed a perforated tubular shank with plumage. The body now had a different shape with a recycled head and a modified curvature of the surfaces. The resulting ammunition weighed 3,75 kg with a mass of explosive 2,7 kg. The cumulative charge punched up to 143 mm homogeneous armor. Armor-piercing ammunition was designated as Pwk.Gr.5071.

Anti-tank gun PAW 600 / 8H63 (Germany)
Shot Wgr.Patr.4462 with a cumulative projectile Pwk.Gr. 5071. Photo Strangernn.livejournal.com


Together with the cumulative projectile Pwk.Gr. 5071 proposed to use the original sleeve with a propelling charge. This product had a cylindrical body, the upper end of which was covered by a relatively thick metal plate with eight openings closed by metal membranes. Inside was placed 360 g of gunpowder. It was the correct design of the liner that was supposed to create the required pressure in the barrel bore. The sleeve is rigidly connected with the projectile. Such a unitary shot for the new gun received the official designation Wgr.Patr. 4462.

Since the armor-piercing ammunition was based on the construction of 81-mm mines, the PAW 600 can also use existing mortar shells. To solve various problems, the calculation could charge the high-explosive fragmentation, smoke or other mines of available types. In all cases, the same propellant charge was used.

In terms of overall architecture and layout, the future 8H63 cannon should have a significant resemblance to existing anti-tank guns. The body of the gun, consisting of the barrel, bolt and some other parts, was to be mounted on a carriage with guidance mechanisms and shield shield. This carriage had a fairly simple design and was based on existing products. It was based on a small platform on which the U-shaped support of the gun was mounted. The latter was completed with manual drives that provided horizontal guidance within a sector of 55 ° width with elevation angles from -6 ° to + 32 °. Hydropneumatic anti-recoil devices were used. Before the support was fixed polygonal armor shield. The main platform of the mast had axles for mounting a pair of wheels and hinges for two tubular beds. The latter were equipped with coulters and had to transmit a recoil momentum to the ground.

The PAW 600 / 8H63 cannon has a smooth thin-walled barrel with a length of 3032 mm (38 gauges). To reduce the recoil momentum and reduce the requirements for the gun carriage, the barrel was equipped with a muzzle brake and was also installed on hydropneumatic recoil devices. The breech barrel was equipped with a vertical wedge bolt with semi-automatic mechanisms. A characteristic feature of the breech breech was an unusually shaped chamber. Its front part, which contained the shell, had a channel with a diameter of 81 mm. The rear volume intended for a powder charge case was distinguished by its large size. The ledge, which divided the two parts of the chamber, also had to serve as a stop for the front cover of the liner.


One of the serial guns PAW 600. Muzzle brake is missing. Photo Strangernn.livejournal.com


A new type of gun was equipped with a sight for direct fire. The gunner was to be to the left of the breech of the gun and move the barrel with hand drives. For his safety, a relatively large protective grid was located to the left of the breech.

The original principle of action and the unusual ammunition significantly facilitated the design of a promising anti-tank gun. The entire artillery system assembly weighed only 640 kg. From the point of view of dimensions, it also favorably differed from the existing instruments of the traditional appearance, which have similar characteristics. Thus, the PAW 600 gun could easily be used to support infantry. Her transfer within the battlefield could be carried out by the forces of calculation, without the need to attract a tractor.

The principle of operation of the 8H63 gun, based on the concept of low pressure in the barrel, is of particular interest. To fire a shot, the calculation should have loaded a unitary shot with the projectile of the required type into the chamber. After closing the shutter gun was ready to fire. When the corresponding lever was pressed, the trigger mechanism initiated the combustion of the powder charge and the generation of gases.

Burning inside the liner, the propellant charge had to create pressure up to 1200 kg / sq. Cm (about 117,7 MPa). This pressure was enough to destroy the membranes in the front cover of the liner. Breaking through the resulting gases, they lost a significant part of their energy. As a result, the pressure in the space between the sleeve and the leading belt of the projectile mines did not exceed 550 kg / sq. Cm (54 MPa). This pressure was sufficient to accelerate the existing projectile to acceptable speeds, but did not impose special requirements on the strength of the barrel. In addition, as the projectile progressed, the pressure in the barrel bore almost did not change, ensuring uniform acceleration. The initial speed of the anti-tank cumulative shot was 520 m / s. In flight, the ammunition rotated at low speed due to the existing stabilizer.


View of the gun from the side of the bed. Photo Strangernn.livejournal.com


The proposed system, which actually consisted of two separate chambers, made it possible to obtain the desired combat characteristics. The gun sent the cumulative projectile to the required 750 m without any problems. By correctly setting the elevation angle of the barrel, it was possible to shoot a fragmentation mine at a distance from the 6200 m.

In 1944, the Panzerabwehrwerfer 600 project reached the stage of ground tests of prototypes. Quickly enough, the prototypes confirmed the design characteristics. In general, the gun looked decent, although there were some problems. The main difficulties arose with shooting accuracy. At the 750 distance, the gun actually hit the target with the size 1x1 m. However, only half of the shells fit into the 70x70 square. See

Low accuracy, due to a relatively low initial speed, inadequate stabilization of the projectile in flight and a relatively high trajectory, was compensated by the power of the shaped charge. Normally, armor penetration in 143 was enough to destroy any existing anti-Hitler coalition tanks. Thus, the advantages of the PAW 600 can still outweigh the characteristic cons.

According to the results of tests, a new weapon was recommended for adoption and mass production. At the end of autumn 1944, an order appeared for the first batch of serial guns and shells for them. The main contractor under this contract was to become the company Rheinmetall-Borsig. The first 8 serial cannons cm Panzerwurfkanone 8H63 and Wgr.Patr shots. 4462 was supposed to get to the end of the year. To reduce the cost of production and speed up the work, it was proposed to use PAK 38 gun carriages and muzzle devices from PAK 40.


The gun PAW 600 from the exposition of the Aberdeen Museum in the United States. Photo of Wikimedia Commons


At the very beginning of 1945, a new command order was issued that determined the order in which the guns were distributed between units. The PAW 600 / 8H63 cannons were proposed to be reduced to anti-company companies with 12 units each. The companies were attached to larger parts. The number of personnel of such a company - 104 person. It is curious that when creating such units, it was possible to noticeably reduce the required number of fighters in comparison with previous structures while maintaining the necessary combat potential.

In accordance with the plans of the command, the production rate of guns 8H63 had to constantly grow. The goal was to release 1000 guns per month. In parallel, each month should be sent to the troops 4 million anti-tank and 800 thousand high-explosive fragmentation ammunition. Nevertheless, the start of production fell on a difficult period, and the German industry could not even come close to the desired rate of production. So, in December 1944 and January 1945, the customer was handed over the entire 81 gun and several thousand shells. Until the end of the war, they managed to manufacture only 260 guns, of which by the beginning of spring 155 had joined the army.

Quite quickly, a proposal appeared to create self-propelled artillery systems armed with 8H63 guns. The small size and weight allowed to mount such a gun on different chassis used by the German army. Nevertheless, the study of the issues of creating self-propelled guns was seriously delayed. Until the end of the war, German enterprises did not have time to bring the project with the provisional name Kleinpanzerjäger Rütscher at least to field testing. The main success of these works was the construction of a wooden model of ACS.

Since December 1944, the German army has limited use of the new PAW 600 guns in some battles. The few guns could not have a noticeable effect on the course of the fighting. Moreover, the insufficient number of them led to the fact that any exact information about the combat use was simply not preserved. It can be assumed that the calculations of 8H63 did indeed manage to effectively deal with enemy tanks, but there are no specific data on this score. In the current situation, you can only make assumptions and conclusions.


Wooden mock-up of SAU Kleinpanzerjäger Rütscher. Photo Aviarmor.net


Until the end of the war, the Wehrmacht was able to obtain a small number of promising low-pressure anti-tank guns, which had understandable consequences. The gunners still had to use the guns that were in service, not distinguished by the ease of use and maneuverability on the battlefield. it weapon allowed to attack enemy tanks, but subjected its calculation to increased risks. The new model, designed to save the army from such problems, reached mass production, but did not have a noticeable effect on the situation.

As far as we know, all PAW 600 / 8 cannons cm Panzerwurfkanone 8H63 after the war were disposed of as useless. Several such guns were sent to the landfills of the winning countries for study. It is known that the gun, tested at the Aberdeen Proving Ground of the United States, was subsequently included in the exposition of its museum.

It should be noted that the Panzerabwehrwerfer 600 project was not one of a kind. At the final stage of World War II, German industry developed several low-pressure anti-tank guns. They also did not affect the situation at the front, but nevertheless represent technical and historical interest.


Based on:
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militarynavalhistory.net/
https://forum.axishistory.com/
https://strangernn.livejournal.com/
Hogg, Ian V. German Artillery of World War Two. 2nd corrected edition. Mechanicsville, PA: Stackpole Books, 1997
Author:
9 comments
Ad

Our projects are looking for authors in the news and analytical departments. Requirements for applicants: literacy, responsibility, efficiency, inexhaustible creative energy, experience in copywriting or journalism, the ability to quickly analyze text and check facts, write concisely and interestingly on political and economic topics. The work is paid. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Recoil
    Recoil 5 December 2017 15: 44 New
    +3
    An amazing level of engineering.
    The gun is, in fact, a transitional link between a conventional gun and an easel grenade launcher. The prototype of LNG-9
    1. bandabas
      bandabas 5 December 2017 17: 06 New
      +1
      Engineering thought worked on both sides of the front. In some areas it is better, in some worse.
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 5 December 2017 18: 46 New
      +2
      Quote: Rollback
      The gun is, in fact, a transitional link between a conventional gun and an easel grenade launcher. The prototype of LNG-9

      Actually, a “parallel” can be drawn ... As, in due time, the “performance” of the LNG-9 “inspired” the creation of the low-speed “Thunder” gun for the BMP-1, so the appearance of the PAW 600 gun “owed” to development war anti-tank grenade launchers, originating from the "Pantsershrek."
    3. Alexey RA
      Alexey RA 5 December 2017 20: 08 New
      +4
      Quote: Rollback
      The gun is, in fact, a transitional link between a conventional gun and an easel grenade launcher. The prototype of LNG-9

      Rather, the Nona-K, sharpened by anti-tank. SPG-9 grenade, EMNIP, in addition to the starting charge, has its own marching engine.
  2. andrewkor
    andrewkor 5 December 2017 15: 56 New
    +2
    A mortar caliber of 120 mm. The Germans did not have, except for a copy of the Soviet arr. 1938. under the index sGrW42. The development of an instrument similar to the described one of such a caliber would undoubtedly increase the stability of the Wehrmacht’s defense, if it didn’t, fortunately! In close combat, the shortcomings of the German PTA were compensated by the massive use of Faustpatrons over 8 million pieces.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 5 December 2017 20: 30 New
      +2
      So ... the Germans at first thought that if they had a powerful 15 cm sIG 33 in the regimental link, they did not need 120 mm mortars.
      Quote: andrewkor
      In close combat, the shortcomings of the German PTA were compensated by the massive use of Faustpatrons, over 8 million units.

      Do not confuse the number of issued “Fausts” and the number of applied.
      According to data compiled on instructions from the Ministry of Arms by the German Central Statistical Office in 1945 from August 43 to March 45, The total output of Faustpatrons was 9,21 million.Of which 2,077 million are Panzerfaust Klein 30M and 30M, and 7,133 million 60M and 100M. According to OKN on March 1, 45 in the German armed forces in the troops there were - 3,018 million pieces. Panzerfaust dynamoreactive RPGs of various models, and another 271 thousand in arsenals.

      In April 1944, the production of the Panzerfaust 30M reached 100 thousand units. and Panzerfaust 60M - 200 thousand units. In May - October of the same year, their monthly issue already amounted to 400 thousand units., in November - 1,084 million units., and in December this figure already amounted to 1,3 million units. Wherein consumption Panzerfaust 30M and Panzerfaust 60M in November 1944 years, during the battles in Poland, Prussia and Hungary, amounted to total 209 thousand pcs.
      1. andrewkor
        andrewkor 6 December 2017 04: 53 New
        +1
        It is very good that you have cited the relevant statistics, from this we can conclude about logistics problems in the Wehrmacht, but not as an underestimation by the command of this type of weapon.
  3. Alf
    Alf 5 December 2017 22: 06 New
    +1
    Low accuracy, due to a relatively low initial speed, inadequate stabilization of the projectile in flight and a relatively high trajectory, was compensated by the power of the shaped charge. Normally, armor penetration in 143 was enough to destroy any existing anti-Hitler coalition tanks. Thus, the advantages of the PAW 600 can still outweigh the characteristic cons.

    An interesting conclusion. The essence can be expressed in words - We will break through the enemy’s tank if we hit it.
    If the idea of ​​double-chamber is so brilliant, then where are the weapons in the armies of the victorious countries?
  4. Kostadinov
    Kostadinov 7 December 2017 12: 57 New
    +1
    The main idea of ​​this gun is the minimum consumption of gunpowder and the maximum reduction in the unmasking effect while preserving, to the extent possible, the succession of recoilless guns.

Противотанковое орудие PAW 600 / 8H63 (Германия)

К 1943 году армия гитлеровской Германии столкнулась с определенными проблемами, связанными с боевыми и эксплуатационными характеристиками имеющейся артиллерии. Легкие и простые в обращении противотанковые пушки уже не справлялись со своими задачами, а достаточно мощные орудия оказывались чрезмерно тяжелыми и крупными. Пехотным подразделениям требовалась некая пушка, совмещающая в себе все требуемые качества. Ей в итоге стало орудие низкого давления 8H63 или Panzerabwehrwerfer 600.

Понимание имеющихся проблем привело к тому, что немецкое командование в 1943 году выпустило новое техническое задание на перспективное противотанковое орудие. Эта система должна была отличаться малым весом и сокращенной стоимостью, но при этом показывать достаточные технические и боевые характеристики. Заказчик желал получить пушку, способную с дистанции 750 мм попадать в квадрат размером 1х1 м и пробивать броню, как минимум, средних танков противника.


Реконструкция облика орудия 8H63 / PAW 600. Рисунок Militarynavalhistory.net



Вскоре свою концепцию перспективной пушки, соответствующей специфическим требованиям армии, предложила компания Rheinmetall-Borsig. Ее проект предусматривал одновременное использование уже известных и совершенно новых идей. Предложенная комбинация решений позволяла максимально сократить размеры и массу орудия при получении достаточно высоких характеристик в контексте борьбы с танками и незащищенными целями.

Новое противотанковое орудие – как в ходе разработки, так и после начала серийного производства – успело получить сразу несколько названий. На стадии проектирования использовалось рабочее обозначение Panzerabwehrwerfer 600 (PAW 600), определявшее новое изделие как противотанковую пусковую установку. Позже пушку приняли на вооружение под официальным обозначением 8 cm Panzerwurfkanone 8H63 (8-см противотанковая пушка-пусковая установка типа 8H63). В современных материалах все известные названия проекта используются параллельно и на равных правах.

Главным методом снижения массы конструкции, по мнению конструкторов «Рейнметалл-Борзиг», должно было стать упрощение конструкции ствола с применением принципа низкого давления. Облегченный ствол с меньшей прочностью стенок не мог выдержать высокое давление в канале. Как следствие, кинетический способ поражения бронированной цели исключался, и пушка должна была использовать кумулятивные боеприпасы. При этом для разгона снаряда предлагалось применять т.н. систему Хоха-Нидердрука, предусматривавшую наличие двух камор с разным давлением.

Желаемые боевые характеристики можно было получить только при помощи кумулятивного боеприпаса. С целью некоторого упрощения работ и экономии при серийном выпуске снаряд для орудия 8H63 решили делать на основе существующей 81-мм минометной мины. У мины без доработок заимствовался перфорированный трубчатый хвостовик с оперением. Корпус теперь имел иную форму с переработанной головной частью и измененной кривизной поверхностей. Получившийся боеприпас весил 3,75 кг при массе взрывчатого вещества 2,7 кг. Кумулятивный заряд пробивал до 143 мм гомогенной брони. Бронебойный боеприпас обозначили как Pwk.Gr.5071.

Противотанковое орудие PAW 600 / 8H63 (Германия)
Выстрел Wgr.Patr.4462 с кумулятивным снарядом Pwk.Gr. 5071. Фото Strangernn.livejournal.com


Вместе с кумулятивным снарядом Pwk.Gr. 5071 предлагалось использовать оригинальную гильзу с метательным зарядом. Это изделие имело цилиндрический корпус, верхний торец которого закрывался сравнительно толстой металлической пластиной с восемью отверстиями, закрытыми металлическими мембранами. Внутри помещалось 360 г пороха. Именно правильная конструкция гильзы должна была создавать требуемое давление в канале ствола. Гильза жестко соединялась со снарядом. Такой унитарный выстрел для новой пушки получил официальное обозначение Wgr.Patr. 4462.

Поскольку бронебойный боеприпас основывался на конструкции 81-мм мины, орудие PAW 600 могло использовать и существующие минометные выстрелы. Для решения тех или иных задач расчет мог заряжать пушку осколочно-фугасными, дымовыми или иными минами доступных типов. Во всех случаях применялся один и тот же метательный заряд.

С точки зрения общей архитектуры и компоновки будущее орудие 8H63 должно было иметь значительное сходство с существующими противотанковыми пушками. Тело орудия, состоявшее из ствола, затвора и некоторых других деталей, должно было монтироваться на лафете с механизмами наведения и щитовым прикрытием. Такой лафет имел достаточно простую конструкцию и основывался на существующих изделиях. В его основе была небольшая платформа, на которой подвижно устанавливалась U-образная опора орудия. Последняя комплектовалась ручными приводами, обеспечивавшими горизонтальную наводку в пределах сектора шириной 55° с углами возвышения от -6° до +32°. Применялись гидропневматические противооткатные устройства. Перед опорой закреплялся многоугольный броневой щит. Основная платформа лафета имела оси для установки пары колес и шарниры для двух трубчатых станин. Последние оснащались сошниками и должны были передавать импульс отдачи на грунт.

Орудие PAW 600 / 8H63 получило гладкий тонкостенный ствол длиной 3032 мм (38 калибров). Для уменьшения импульса отдачи и снижения требований к лафету ствол комплектовался дульным тормозом, а также устанавливался на гидропневматических противооткатных устройствах. Казенник ствола оснащался вертикальным клиновым затвором с полуавтоматическими механизмами. Характерной особенностью казенной части ствола была камора необычной формы. Ее передняя часть, вмещавшая снаряд, имела канал диаметром 81 мм. Задний объем, предназначенный для гильзы с пороховым зарядом, отличался большими размерами. Уступ, разделявший две части каморы, также должен был служить упором для передней крышки гильзы.


Одно из серийных орудий PAW 600. Дульный тормоз отсутствует. Фото Strangernn.livejournal.com


Пушку нового типа укомплектовали прицелом для стрельбы прямой наводкой. Наводчик должен был находиться слева от казенной части орудия и перемещать ствол при помощи ручных приводов. Для его безопасности слева от казенника находилась сравнительно крупная защитная решетка.

Оригинальный принцип действия и необычный боеприпас позволили заметным образом облегчить конструкцию перспективного противотанкового орудия. Вся артиллерийская система в сборе весила всего лишь 640 кг. С точки зрения габаритов она тоже выгодно отличалась от существующих орудий традиционного облика, имеющих схожие характеристики. Таким образом, пушка PAW 600 без особых затруднений могла использоваться для поддержки пехоты. Ее переброска в пределах поля боя могла осуществляться силами расчета, без необходимости привлечения тягача.

Принцип действия орудия 8H63, основанного на концепции низкого давления в канале ствола, представляет особый интерес. Для производства выстрела расчет должен был загрузить в камору унитарный выстрел со снарядом требуемого типа. После закрытия затвора пушка была готова к выстрелу. При нажатии соответствующего рычага спусковой механизм инициировал горение порохового заряда и выработку газов.

Сгорая внутри гильзы, метательный заряд должен был создавать давление до 1200 кг/кв.см (около 117,7 МПа). Этого давления хватало для разрушения мембран в передней крышке гильзы. Прорываясь через получившиеся, газы теряли значительную часть своей энергии. Вследствие этого в пространстве между гильзой и ведущим пояском снаряда-мины давление не превышало 550 кг/кв.см (54 МПа). Такое давление было достаточным для разгона имеющегося снаряда до приемлемых скоростей, но не предъявляло особых требований к прочности ствола. Кроме того, по мере прохождения снаряда давление в канале ствола почти не менялось, обеспечивая равномерный разгон. Начальная скорость противотанкового кумулятивного выстрела составляла 520 м/с. В полете боеприпас вращался с небольшой скоростью за счет имеющегося стабилизатора.


Вид на орудие со стороны станин. Фото Strangernn.livejournal.com


Предложенная система, фактически состоявшая из двух отдельных камор, позволила получить желаемые боевые характеристики. Пушка без проблем отправляла кумулятивный снаряд на требуемые 750 м. Правильным образом установив угол возвышения ствола, можно было выстрелить осколочной миной на расстояние до 6200 м.

В 1944 году проект Panzerabwehrwerfer 600 дошел до стадии полигонных испытаний опытных образцов. Достаточно быстро прототипы подтвердили расчетные характеристики. В целом, пушка выглядела достойно, хотя и имелись некоторые проблемы. Главные затруднения возникли с точностью стрельбы. На дистанции 750 м орудие действительно попадало в мишень размером 1х1 м. При этом лишь половина снарядов укладывалась в квадрат 70х70 см. Для сравнения, у «традиционной» противотанковой пушки PAK 40 на тех же дистанциях половина попаданий приходилась в квадрат 20х20 см.

Низкая точность, обусловленная сравнительно малой начальной скоростью, недостаточной стабилизацией снаряда в полете и сравнительно высокой траекторией, компенсировалась могуществом кумулятивного заряда. Бронепробиваемости в 143 мм по нормали хватало для поражения любых существующих танков антигитлеровской коалиции. Таким образом, плюсы орудия PAW 600 все же смогли перевесить характерные минусы.

По результатам испытаний новое орудие было рекомендовано к принятию на вооружение и серийному производству. В конце осени 1944 года появился заказ на первую партию серийных пушек и снарядов к ним. Основным подрядчиком в рамках этого контракта должна была стать компания Rheinmetall-Borsig. Первые серийные пушки 8 cm Panzerwurfkanone 8H63 и выстрелы Wgr.Patr. 4462 предполагалось получить до конца года. Для сокращения стоимости производства и ускорения работ было предложено использовать лафеты от пушек PAK 38 и дульные устройства от PAK 40.


Орудие PAW 600 из экспозиции Абердинского музея в США. Фото Wikimedia Commons


В самом начале 1945 года вышел новый приказ командования, определявший порядок распределения орудий между подразделениями. Пушки PAW 600 / 8H63 предлагалось сводить в противотанковые роты по 12 единиц в каждой. Роты придавались более крупным частям. Численность личного состава такой роты – 104 человека. Любопытно, что при создании подобных подразделений удалось заметным образом сократить потребную численность бойцов в сравнении с предыдущими структурами при одновременном сохранении необходимого боевого потенциала.

В соответствии с планами командования, темпы производства пушек 8H63 должны были постоянно расти. Целью был выпуск 1000 орудий в месяц. Параллельно каждый месяц следовало отправлять в войска 4 млн противотанковых и 800 тыс. осколочно-фугасных боеприпасов. Тем не менее, запуск производства пришелся на сложный период, и немецкой промышленности не удалось даже близко подойти к желаемым темпам производства. Так, в декабре 1944-го и январе 1945 года заказчику передали всего 81 пушку и несколько тысяч снарядов. До конца войны успели изготовить только 260 орудий, из которых к началу весны в армию попали 155.

Достаточно быстро появилось предложение о создании самоходных артиллерийских установок, вооруженных орудиями 8H63. Малые размеры и масса позволяли монтировать такую пушку на разных шасси, используемых немецкой армией. Тем не менее, проработка вопросов создания самоходок самым серьезным образом затянулась. До конца войны предприятия Германии не успели довести проект с условным названием Kleinpanzerjäger Rütscher хотя бы до полигонных испытаний. Главным успехом этих работ стало строительство деревянного макета САУ.

C декабря 1944 года немецкая армия ограниченно использовала новые орудия PAW 600 в некоторых сражениях. Немногочисленные пушки не смогли оказать заметного влияния на ход боев. Более того, недостаточное их количество привело к тому, что какие-либо точные сведения о боевом применении попросту не сохранились. Можно предполагать, что расчетам 8H63 действительно удавалось эффективно бороться с танками противника, но конкретные данные на этот счет отсутствуют. В существующей ситуации можно лишь делать предположения и выводы.


Деревянный макет САУ Kleinpanzerjäger Rütscher. Фото Aviarmor.net


До конца войны Вермахт смог получить незначительное количество перспективных противотанковых орудий низкого давления, что имело понятные последствия. Артиллеристам по-прежнему приходилось использовать имеющиеся на вооружении пушки, не отличающиеся удобством эксплуатации и маневренностью на поле боя. Это оружие позволяло атаковать танки противника, но подвергало свой расчет повышенным рискам. Новый образец, призванный избавить армию от таких проблем, дошел до серийного производства, но не оказал заметного влияния на ситуацию.

Насколько известно, все произведенные пушки PAW 600 / 8 cm Panzerwurfkanone 8H63 после войны были утилизированы за ненадобностью. Несколько таких орудий были отправлены на полигоны стран-победителей для изучения. Известно, что пушка, испытывавшаяся на Абердинском полигоне США, впоследствии вошла в экспозицию его музея.

Необходимо отметить, что проект Panzerabwehrwerfer 600 не был единственным в своем роде. На заключительном этапе Второй мировой войны немецкая промышленность разработала несколько противотанковых орудий низкого давления. Они тоже не повлияли на ситуацию на фронте, но все же представляют технический и исторический интерес.


По материалам:
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militarynavalhistory.net/
https://forum.axishistory.com/
https://strangernn.livejournal.com/
Hogg, Ian V. German Artillery of World War Two. 2nd corrected edition. Mechanicsville, PA: Stackpole Books, 1997
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Откат 5 декабря 2017 15:44
    Поразительный уровень инженерии.
    Орудие представляет собой, по сути, переходное звено между обычным орудием и станковым гранатометом. Прообраз СПГ-9
    1. bandabas 5 декабря 2017 17:06
      Инженерная мысль работала по обе стороны фронта. В каких то областях лучше, в каких то хуже.
    2. Nikolaevich I 5 декабря 2017 18:46
      Цитата: Откат
      Орудие представляет собой, по сути, переходное звено между обычным орудием и станковым гранатометом. Прообраз СПГ-9

      Вообще-то ,"параллель" провести можно...Как ,в своё время, "показатели" СПГ-9 "вдохновили" на создание низкоимпульсного орудия "Гром" для БМП-1,так появление орудия PAW 600 "обязано" разработкам в конце войны противотанковым гранатомётам,ведущим происхождение от "Панцершрек".
    3. Alexey RA 5 декабря 2017 20:08
      Цитата: Откат
      Орудие представляет собой, по сути, переходное звено между обычным орудием и станковым гранатометом. Прообраз СПГ-9

      Скорее, "Нона-К", заточенная под противотанковость. У СПГ-9 граната, ЕМНИП, кроме стартового заряда имеет свой маршевый двигатель.
  2. andrewkor 5 декабря 2017 15:56
    А минометов калибра 120 мм.у немцев не было ,кроме копии советского обр.1938г. под индексом sGrW42.Разработка орудия подобного описываемому такого калибра несомненно повысила бы устойчивость обороны Вермахта,не повысила ,к счастью!В ближнем бою недостатки германской ПТА компенсировалось массовым ,свыше 8 млн.шт.,применением Фаустпатронов.
    1. Alexey RA 5 декабря 2017 20:30
      Дык... немцы поначалу считали, что при наличии в полковом звене мощной 15 cm sIG 33 им не нужны 120-мм миномёты.
      Цитата: andrewkor
      В ближнем бою недостатки германской ПТА компенсировалось массовым ,свыше 8 млн.шт.,применением Фаустпатронов.

      Не надо путать количество выпущенных "Фаустов" и количество применённых.
      По данным, составленным по заданию Министерства вооружения германским Центральным статистическим управлением в 1945 году в период с августа 43 года по март 45 года, общий выпуск «Фаустпатронов» составил 9,21 млн. шт., из них 2,077 млн. - Panzerfaust Klein 30М и 30М, и 7,133 млн. 60М и 100М. По данным ОКН на 1 марта 45 года в германских вооруженных силах в войсках насчитывалось – 3,018 млн. шт. динамореактивных РПГ Panzerfaust различных моделей, и еще 271 тыс. – в арсеналах.

      В апреле 1944 года производство Panzerfaust 30M достигло 100 тыс. шт. а Panzerfaust 60M – 200 тыс. шт. В мае - октябре того же года их ежемесячный выпуск уже составлял 400 тыс. шт., в ноябре – 1,084 млн. шт., а в декабре данный показатель уже составлял 1,3 млн. шт. При этом расход Panzerfaust 30M и Panzerfaust 60M в ноябре 1944 года, во время боев в Польше, Пруссии и Венгрии, составил всего 209 тыс. шт.
      1. andrewkor 6 декабря 2017 04:53
        Очень хорошо ,что Вы привели соответствующую статистику,из этого можно сделать вывод о проблемах логистики в Вермахте, но не как о недооценке командованием этого вида оружия.
  3. Альф 5 декабря 2017 22:06
    Низкая точность, обусловленная сравнительно малой начальной скоростью, недостаточной стабилизацией снаряда в полете и сравнительно высокой траекторией, компенсировалась могуществом кумулятивного заряда. Бронепробиваемости в 143 мм по нормали хватало для поражения любых существующих танков антигитлеровской коалиции. Таким образом, плюсы орудия PAW 600 все же смогли перевесить характерные минусы.

    Интересный вывод. Суть можно выразить словами-Мы пробьем танк врага, если попадем в него.
    Если идея двухкаморности такая гениальная, то где в армиях стран-победителей такие орудия ?
  4. Костадинов 7 декабря 2017 12:57
    Основная идея етого орудия минимальний расход пороха и максимальное снижение демаскирующего еффекта при сохранение в возможной степени предимств безоткатних орудии.
Картина дня