Российский ВМФ превращается во «флот береговой обороны»

66
Россия теряет перспективы в качестве глобальной морской державы. По крайней мере, именно такие выводы можно сделать на основании официальных заявлений Минобороны по поводу приоритетов развития ВМФ на ближайшие десять лет. В развитии надводных кораблей упор решено сделать на строительство кораблей так называемой ближней морской зоны (БМЗ). Как в итоге будет выглядеть российский военно-морской флот?





29 ноября пресс-служба военного ведомства России сообщила о заявлении замминистра обороны Юрия Борисова, сделанном на совещании с руководством ВМФ и представителями ОСК, посвященном ходу выполнения гособоронзаказа-2017. В заявлении говорится, что ключевым пунктом морской части госпрограммы вооружения (ГПВ) на 2018–2027 годы станет строительство кораблей ближней морской зоны (БМЗ) с высокоточными крылатыми ракетами, а также стратегических (РПКСН) и многоцелевых подводных лодок.

Именно в таком порядке: корабли БМЗ, затем РПКСН и многоцелевые ПЛ. Таким образом, боевые надводные корабли не только океанской, но даже дальней морской зоны остались если не за скобками, то на обочине новой ГПВ. «Основные положения, которые мы с вами формировали, одобрены», – резюмировал замминистра.

Происходящее выглядит едва ли не как заговор против океанских перспектив российского военно-морского флота.

Десять лет для истории не бог весть какой срок, но для отдельно взятого человека – огромный (особенно для военного пенсионера или ветерана ОПК). Если бывшие военные летчики и авиастроители, танкисты и танкостроители, пехотинцы и многие другие дождались праздника на своей улице, то пожилых военморов и корабелов госчиновники (в погонах и без) лишили такой возможности. Более того, они надолго (если не навсегда) отсрочили возрождение и преумножение морского могущества России в сравнении с военно-морским потенциалом СССР. Разумеется, не по количеству вымпелов, а по ударной мощи, оперативности и разнообразию решаемых задач.

Еще недавно ничто не предвещало беды. 20 июля 2017 года президентом были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», в которых говорится, что «только наличие сильного ВМФ обеспечит России лидирующие позиции в многополярном мире в XXI веке», что Россия не допустит «исключительного превосходства [над своим ВМФ] военно-морских сил США и других ведущих морских держав», «будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям», и неоднократно упоминается о необходимости деятельности флота «в удаленных районах Мирового океана».

30 июля 2017 года впервые в нашей новейшей истории был проведен грандиозный Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге и Кронштадте и парады в Североморске, Владивостоке, Севастополе и Балтийске, которые напомнили гражданам России, что у нас есть не просто флот, но океанский флот, которым можно гордиться. 6 октября на селекторном совещании с руководящим составом Вооруженных сил Сергей Шойгу напомнил, что «одним из приоритетов российской военной политики является укрепление мощи ВМФ», 9 октября на совещании Морской коллегии Дмитрий Рогозин заявил о недопустимости потери позиций России в Мировом океане, 27 октября снова Шойгу (на коллегии Минобороны): «Задачу [военно-морского присутствия России во всех стратегически важных районах Мирового океана] флот решал и раньше. Но в условиях нестабильной военно-политической обстановки она приобрела особую значимость». Наряду с недавним рейдом корабельной авианосной группы во главе с «Кузнецовым» к берегам Сирии, необычайно широко освещавшимся в СМИ, и практически непрерывной демонстрацией флага кораблями 1–2 ранга по всему миру. Все это производило ощущение военно-морского бума и движения вперед.

И вдруг – «ближняя морская зона».

К боевым кораблям ближней морской зоны (ориентировочно 500 морских миль от берега), строящимся в настоящее время для ВМФ России и вооруженным крылатыми ракетами, относятся: большие дизель-электрические подводные лодки (ПЛБ, ДЭПЛ) пр. 677 и 636.3, многоцелевые корветы пр. 20380 и 20385, малые ракетные корабли (МРК) пр. 22800 и 21631. Комплексы ракетного оружия (КРО) в модульном исполнении потенциально могут принимать на борт и патрульные корабли (ПК) пр. 22160 – новый подкласс, в значительной степени дублирующий ПСКР Береговой охраны Пограничной службы ФСБ, придуманный главкоматом ВМФ, у которого и без того хватает задач, решаемых с большим напряжением сил. Нелепый пр. 20386 не хочется даже упоминать по причине его переразмеренности, промежуточности, недовооруженности и постыдно уродливого внешнего вида. Вся надежда на то, что «Дерзкий» станет единственным сугубо опытным «гадким утенком» в составе нашего флота. В целом, что бы там ни говорилось в рекламных материалах, все перечисленные проекты привязаны к берегу.

Подводные лодки пр. 636.3 (улучшенные 877) и 677 (без воздухонезависимой энергетической установки, которой пока что нет) имеют автономность 45 суток, но крайне малую дальность плавания под водой – 400 и 650 миль соответственно на скорости всего лишь в 3 узла. Дальность плавания полным подводным ходом (около 20 узлов) не разглашается, однако, по некоторым данным, у первой серии 877 на максимальном ходу в 17 узлов время полной разрядки аккумуляторной батареи составляло всего один час (17 миль!), и с тех пор мало что изменилось. Поскольку в боевой обстановке использование РДП (устройства для работы дизеля под водой), обеспечивающего дальность плавания до 7500 миль на 7 узлах (636.3), не представляется возможным (резко снижается скрытность), лодкам не остается ничего другого, кроме как осуществлять развертывание (одиночно или в завесе) в непосредственной близости от своих баз (в БМЗ) и выполнять задачи в заданном районе или на рубеже, находясь на малом ходу, на якоре или на грунте.

В отличие от ПЛ (на глубине штормов не бывает), малые надводные корабли (НК БМЗ) имеют сильно ограниченную мореходность по использованию оружия, ходкости (способности поддерживать заданную скорость хода) и обитаемости (обеспечению комфортных условий жизнедеятельности личного состава).

Никакие новаторские обводы корпуса, доведенные до совершенства в гидродинамических бассейнах Крыловского научного центра, никакие суперсовременные успокоители качки не позволят маленьким суденышкам чувствовать себя уверенно и решать задачи в дальней морской и океанской зонах. Их будет швырять на волнах словно щепки, обезоруженных и беззащитных, а боевые посты, кубрики и каюты превратятся в камеры пыток для личного состава. Даже таким проверенным перворангам, как БПК пр. 1155, которые с океаном на «ты», приходится иногда во избежание лишних проблем пережидать непогоду в безопасном месте (так было недавно с «Вице-адмиралом Кулаковым» в Северном море).

Малые НК БМЗ, без сомнения, могут работать в дальних водах (тех самых «удаленных районах Мирового океана»), однако не следует путать «дальние воды» и «дальнюю морскую зону» (именуемую на Западе green-water и заканчивающуюся примерно в 1500 милях от береговой черты). Корветы, МРК и ПК, сопровождаемые судами снабжения, способны совершать дальние переходы, прижимаясь к берегу и пережидая неблагоприятные гидрометеорологические условия (проще говоря – шторма), а затем нести боевую службу в БМЗ на большом удалении от пункта постоянного базирования. Это подтверждают «Бойкий» и «Сообразительный», находящиеся в настоящий момент на расстоянии порядка 4000 и 5500 миль от Балтийска. Однако для нормального функционирования сил флота в удаленных районах океана необходимы если не военно-морские базы, то, по крайней мере, пункты материально-технического обеспечения (ПМТО) с соответствующей инфраструктурой, которая сможет обеспечить ремонт матчасти, пополнение запасов и отдых личного состава. А таких ПМТО у нас пока только один – в воюющей Сирии.

Есть большие сомнения, что за 10 грядущих лет удастся организовать сколько-то ПМТО (хотя бы один-два) где-то еще помимо Тартуса. Моментальное (на глазах изумленного мира) возведение полноценной военно-воздушной базы Хмеймим производит очень сильное впечатление, но строительство ВМБ (ПМТО) – совсем другое дело. Кроме весьма непростой дипломатической стороны вопроса понадобятся мини-СРЗ (судоремонтные заводы) вместо используемых ныне далеко не новых плавмастерских (которых у нас к тому же очень мало), плавдоки, краны, причалы (или реконструкция причалов), топливохранилища, возможно – дноуглубительные работы и пр. Базирование кораблей, спроектированных по модульному принципу (22160), возводит проблемы создания ПМТО в квадрат, ибо требует наличия больших складских помещений для хранения модулей, мастерских для их обслуживания, дополнительных помещений для берегового техперсонала и плавсостава. В противном случае новомодные многофункциональные ПК превратятся в узкоспециализированные недовооруженные боевые единицы.

В отсутствие военно-морских баз или ПМТО за рубежом кораблям БМЗ с высокоточными крылатыми ракетами, строительство которых заложено в ГПВ 2018–2027, уготовано стать основой флота береговой обороны. В такой флот рискует превратиться весь наш ВМФ, если его строительством будут руководить люди с сухопутным мировоззрением. Другой ипостасью кораблей БМЗ станет ядерное и неядерное сдерживание в зоне досягаемости КРБД 3М14 КРО «Калибр» (2500 и 1500 км соответственно). Для этого совсем не обязательно покидать пределы Балтийского, Черного, Баренцева и Японского морей (точно так же, как РПКСН пр. 955 нет необходимости сильно удаляться от Гаджиево или Вилючинска). Новый «москитный флот» России, не выходя из дома, будет держать под прицелом ракет средней дальности с СБЧ всю Европу, весь Ближний Восток, Японию, Южную Корею, а если что-то пойдет не так, то и Пекин, Шанхай, Гонконг. От невиданных ранее возможностей, дарованных ВМФ его теперешними строителями, должно было бы захватить дух, но вместо этого на глаза наворачиваются слезы.

Основой морской мощи страны являются боевые корабли основных классов. Каноническое (общепринятое) толкование данного термина в природе отсутствует, но было бы логично отнести к основным классам атомные и неатомные подводные лодки (за исключением ПЛ специального назначения), авианосцы, крейсера, эсминцы (включая БПК), фрегаты (включая СКР), большие корветы (скажем, от 2000 тонн полн.) и мореходные десантные корабли (универсальные, вертолетные корабли-доки, БДК) – то есть все то, что позволяет в той или иной степени проецировать силу на удаленные регионы мира. Все остальные самоходные плавучие инженерные сооружения ВМФ относятся к боевым кораблям охраны водного района (ОВРа) – той самой пресловутой БМЗ (МРК, малым противолодочным кораблям – МПК, ракетным катерам, тральщикам), малым десантным кораблям и катерам, кораблям спецназначения (разведывательным, учебным, командного комплекса и др.), морским и рейдовым судам обеспечения.

На сегодняшний день средний возраст боевых кораблей основных классов ВМФ России уже преодолел психологический барьер в 25 лет («нормальный» срок службы корабля) и достиг 25,3 года.

При этом доля кораблей новых проектов в возрасте до 10 лет включительно составляет всего 17% (17/103), если считать «по головам», что не вполне корректно, поскольку авианосец и корвет при таком подходе обладают равным удельным весом. При пересчете по полному водоизмещению доля уменьшается до 11%, что резко диссонирует с 53% современных вооружений ВМФ, озвученных начальником Генштаба Валерием Герасимовым на коллегии Минобороны 7 ноября (судя по всему, там было посчитано все – «Грачата», «Рапторы», рейдовые буксиры, и именно «по головам»). Попытка оценки тех же самых показателей на момент завершения ГПВ 2018–2027 дает следующую картину (при условии сохранения советского наследия и выполнения программы минимум – передачи флоту пяти РПКСН пр. 955А, шести АПКР пр. 885М, четырех ДЭПЛ пр. 677.1, шести пр. 636.3, четырех фрегатов пр. 22350, четырех СКР пр. 11356, одного корвета пр. 20386, двух пр. 20385, пяти пр. 20380 и двух БДК пр. 11711): средний возраст на конец 2027 года – 27,6 года, доля новых кораблей (по водоизмещению) – 22%.

Таким образом, выполнение программы строительства флота береговой обороны приведет к дальнейшему старению основного корабельного состава (хотя должно быть наоборот) и пренебрежимо малому увеличению доли новых боевых единиц. Хорошо, если сразу после окончания очередного темного периода в истории российского флота получится заложить новые авианосцы и эсминцы – тогда к середине 2030-х мы сможем начать обновление океанской компоненты ВМФ. А до того времени решать задачи боевой службы в дальних водах и демонстрировать флаг придется в основном все тем же 8 БПК пр. 1155 и трем РКР пр. 1164, средний возраст которых к концу 2035 года приблизится к запредельным для «неавианосцев» 48 годам. Несмотря на то что эти выдающиеся творения отечественного судпрома с изящным хищным силуэтом с каждым годом будут выглядеть все более и более анахронично, другого выхода у нас нет. Представлять великую морскую державу в Мировом океане должны большие корабли, вызывающие уважение одним своим видом. 22160, «Каракурты» и «Буяны» тут не помогут.

Можно подумать, что уклон в сторону БМЗ вызван финансовыми затруднениями, которые испытывают страна и ее Вооруженные силы. Однако чуть ли не ежедневно приходится слышать, что экономическая ситуация в России стабилизировалась, национальная валюта – тоже, кризисных явлений не наблюдается, ВВП потихоньку начал расти, как и собираемость налогов, цена на нефть превышает заложенную в госбюджет, а расходы на оборону хоть и уменьшились, но непринципиально, и то лишь за счет тех видов и родов ВС, которые уже в значительной степени насытили новыми образцами вооружения и военной техники (СВ, ВКС, РВСН, ВДВ). Поэтому, если затруднения действительно имеют место (что не факт), вызваны они, скорее всего, перераспределением средств в угоду каким-то сиюминутным прихотям Минобороны.

Очень обидно, что за четверть века с распада СССР и образования Российской Федерации мы так и не смогли начать обновление надводных сил океанской компоненты ВМФ. Еще обиднее то, что за 16 лет с закладки «Стерегущего» (21.12.2001), воспринятой обществом как начало возрождения отечественного флота, не было заложено ни одного надводного корабля 1 ранга (океанской зоны). Наконец, с горечью и тяжестью на сердце приходится констатировать, что того времени, которого оказалось достаточно императору Александру III и его последователям, адмиралам фон Тирпицу и Горшкову, чтобы вывести военные флоты своих государств на второе место в мире (к 1904 году мы в худшем случае делили его с Францией), не хватило современному российскому судпрому и его недалеким капитанам даже для того, чтобы подойти к стартовой черте. Одним из постыдных результатов нашей нерасторопности уже скоро (после передачи ВМС НОАК к 2028 году двух новых авианосцев, как минимум четырех больших эсминцев пр. 055 и не только) станет потеря второй позиции в табеле о рангах ведущих морских держав, которую на начало 2017 года мы делили с Китаем с разницей в каких-то 1,3% (по суммарному полному водоизмещению кораблей основных классов).

Вместе с тем хочется верить, что известная русская поговорка «медленно запрягает, но быстро едет» окажется пророческой по отношению к отечественному кораблестроению и строительству океанского ВМФ после 2027 года.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    6 декабря 2017 06:16
    А яхты абрамовичей и прочих аксельбергов тоже считали ?
    1. +5
      6 декабря 2017 06:33
      Я уже давно эту тему поднимаю про яхты олигархов и Флот wink yes
      1. +7
        6 декабря 2017 06:35
        Классные были бы БДК ! belay
        1. +4
          6 декабря 2017 06:39
          Да и много,если реквизировать все. И маскировка при захвате басурманских портом тоже обеспечена! soldier Вот только супрайз супостату был бы обеспечен не в виде шлёндр в бикини, а в лице мускулистых шпендриков в "Ратниках" laughing
        2. 0
          6 декабря 2017 08:30
          Владимир hi Сомневаюсь...Адмиралы уже руки потирают..
          Цитата: Uncle Lee
          Классные были бы БДК ! belay
    2. +4
      6 декабря 2017 09:56
      Uncle Lee :
      "А яхты абрамовичей и прочих аксельбергов тоже считали ?"
      На чужую кровать рот не разевать! am
      1. +7
        6 декабря 2017 11:31
        На каждый роток, не накинешь платок ! crying
  2. +5
    6 декабря 2017 06:37
    К сожалению корабли 1 и 2 рангов быстро построить не сможем по финансово-экономическим и технологическим причинам.Но это совсем не значит что они строится совсем не будут.Надеюсь.
    1. +6
      6 декабря 2017 06:47
      Цитата: 210окв
      Надеюсь.

      Я тоже ! hi
    2. +2
      6 декабря 2017 07:39
      планы бизнеса-планы народа
      куда бабло -туда и идеология
      получать пенсию в 45 --терпеть качку на МРК в Атлантике. Это лучше чем учительствовать за 20(?)или охранником за 30(?). точка
      нет наших трубопроводов в Тихом океане и около о Св Елены.
      Если построить большую корыту "партнеры" могут озаботиться недружественным захватом их "интересов" в Африке и Лат Америке.
      27 лет про дружбу и открытость --и все развернуть в сторону "конфронтации"?
      кто это вслух скажет?
      и тем более сделает?
    3. +1
      6 декабря 2017 22:32
      Цитата: 210окв
      К сожалению корабли 1 и 2 рангов быстро построить не сможем...

      Полностью разделяю Вашу точку зрения, коллега! Вам большой "+" от меня. hi
  3. +5
    6 декабря 2017 06:50
    Зато в теме про ремонт ТАВКР Адмирал Кузнецов, куча народу с комментами типа: "да зачем он нам?", "я бы продал", "я бы в музей переделал"... я бы, ябы - хр...бы. как будто у нас кораблей, как грязи, продавцы-музейщики...
    1. +2
      6 декабря 2017 08:55
      Да, Кощей, достали эти продавцы на ВО. Все на бабло переводят. Обидно конечно осознавать, что все построенные с моим скромным участием корабли (18+1) уже все сняты с вооружения и порезаны. А ведь и 20 лет которые не прослужили!. (У штатников "Огайо" вон по 40 лет и всё в строю).Как же полосатым неуютно было от их присутствия в океане! Сейчас не спорю, много чего не так делается, самое главное, как РФ себя позиционирует и что делается в промышленном производстве, но вот есть уверенность, что стряхнет она с себя всю эту торгашескую нечисть,металлистов с большими погонами, и возродится как Феникс из пепла. Правда цена этого будет очень высокой!
      1. +2
        6 декабря 2017 15:05
        Цитата: К0щей
        Зато в теме про ремонт ТАВКР Адмирал Кузнецов, куча народу с комментами типа: "да зачем он нам?", "я бы продал", "я бы в музей переделал"... я бы, ябы - хр...бы.

        Камешек в мой огород laughing Таки да. А зачем он нам, этот Кузя? За долгие 26 лет один раз " блистательно" поучаствовал в Сирии. От эффективности просто дух захватывает. А свежепостроенные Буяны уже успели себя показать.
        1. 0
          6 декабря 2017 19:46
          Цитата: Винни76
          За долгие 26 лет один раз
          А это вопрос к командованию ВМФ.
  4. +9
    6 декабря 2017 06:55
    Мнение авторов, отражает одну из точек зрения на Военный Флот России, Есть и стоны, что флот вообще погиб. А есть реалистичный взгляд, основанный на фактах. Сейчас в России строятся (с разной степенью успешности) корабли проетов 11356, 20350 - Фрегаты дальней морской зоны. 20385/6 - (которые автор считает уродливыми и не хочет рассматривать, оставим эстетику С.Дали) Корвет дальней морской зоны. И проекты 22800 (Каракурт) и 21631(буян-м) Корветы ближней морской зоны,...Но очень условно Два корабля Буян-М, имеющий самую худшую, из всех перечисленных проектов, мореходность, неплохо "отработали" в Средиземном море. Про ДЭПЛ 636.3 показатели указанные в статье, мягко говоря, странные. Отсутствие ВНЭН проблема, сейчас ее ускорено решают, но даже без анаэробной установки, "Варшавянки" прекрасно ходят, не только в "ближней морской зоне" и успешно стреляют
  5. +11
    6 декабря 2017 07:13
    Из разряда "..не было бы счастья , да несчастье помогло.."
    России бы для начала надежно и без прорех защитить береговые линии и 200 - мильную экономическую зону, в которой ловят рыбу и грабят другие экономические богатства нашей страны все кому ни лень - от японцев до норвежцев.
    Нужен отказ от крупных кораблей военного назначения - они нужны только попильщикам-ворюгам, глупым и подлым политикам, и диванным мегаломанно-дрочерам.
    Даже по отечественному опыту - все большие советские корабли просто сгнили никак ни на что не повлияв.
    Просто сожрали деньги.

    нужно большое кол-во 500-2500 тонных, (лучше всего САР - судна с аутригерами - для сохранения мореходности при малом размере и унификации при строительстве кораблей разных типов и назначения)
    Упор на разведку , связь, вертолеты, беспилотники.
    И как я уже выше написал - одна только надежная охрана экономической зоны ,уже принесет как экономически-финансовый доход , так и создаст образ Великой Державы, что недоступно никаким "супер-пупер величественным" бредовым авианосцам и крейсерам-линкорам.
    1. +2
      6 декабря 2017 09:08
      Есть такая моторная лодка"Блегг-420, на ней успешно ходили по штормовому (5-6 баллов по шкале Бофорта) Северному морю. Примерно такая суть должна быть и для кораблей в зоне Курильских островов, а также других оперативных районов прибрежной зоны для ТОФ. А гигантомания, которой "страдал" СССР погоды не сделаешь.
      1. 0
        6 декабря 2017 10:47
        Цитата: Evgeniy667b
        Есть такая моторная лодка"Блегг-420, на ней успешно ходили по штормовому (5-6 баллов по шкале Бофорта) Северному морю. Примерно такая суть должна быть и для кораблей в зоне Курильских островов, а также других оперативных районов прибрежной зоны для ТОФ. А гигантомания, которой "страдал" СССР погоды не сделаешь.

        может Блэгг-480?
        1. 0
          6 декабря 2017 10:59
          Да, конечно! 420 я под себя делал. Насколько габариты помещения позволяют
  6. +8
    6 декабря 2017 08:01
    Есть экономика, и есть принцип разумной достаточности.
    У нас куча интересов за океаном? Нам край делов нужно вбомбить в каменный век Либерию или Кению?
    Или у нас почти у границ ИГИЛ, и весьма немаленькие шансы на наземные сражения у границ?
    Флот нужен, но не так как модернизация сухопутных сил.
    1. 0
      6 декабря 2017 08:18
      Есть экономика, и есть принцип разумной достаточности.
      Это точно. Даже если заняться чисто одной обороной побережья, Это ж сколько кораблей надо настроить? Я навскидку даже не скажу что больше, морская граница или сухопутная. А тут надо еще океаны бороздить.
  7. +1
    6 декабря 2017 08:12
    Нелепый пр. 20386 не хочется даже упоминать по причине его переразмеренности, промежуточности, недовооруженности и постыдно уродливого внешнего вида. Вся надежда на то, что «Дерзкий» станет единственным сугубо опытным «гадким утенком» в составе нашего флота. В целом, что бы там ни говорилось в рекламных материалах, все перечисленные проекты привязаны к берегу. автор корвет проекта 20386 причислил к кораблям ближней морской зоны,хотя его специально спроектировали большего водоизмещения(почти как у фрегатов 11356) при том же вооружении из 8 пусковых для крылатых ракет. это скорее корабль дальней морской зоны.
    1. +6
      6 декабря 2017 08:36
      А давай не будем звездеть. 20386 по водоизмещение в 2 раза меньше 11356. Вот просто, не будем вводить людей в заблуждение.
      1. +4
        7 декабря 2017 18:44
        Меньше - оно, конечно, меньше. Но согласитесь, что водоизмещение в 2200 тонн и дальность плавания 5000 миль все же позволяет причислить корвет проекта 20386 к кораблям дальней морской зоны. Сам я управлял судном ВМФ 1500 тонн водоизмещения, при этом неограниченной мореходности и района плавания. В 9 баллов не довелось попасть, а 8 баллов держали легко. До 6 баллов и работы по предназначению выполняли. Это я для сравнения.

        Цитата: pin_code
        это скорее корабль дальней морской зоны
  8. +2
    6 декабря 2017 08:33
    А потом, когда начинается война флот дружно повторяет "подвиг" "Варяга". Не нанести врагу никакого ущерба и затопить корабли.

    Да и кому он нужен этот флот, когда есть авиация с машинами, достающими на 1000-1500 км без дозаправки.
    1. +2
      6 декабря 2017 13:59
      так и авиация не нужна-идите сдавайтесь)))
      1. 0
        6 декабря 2017 15:08
        Много вы слышали про то, как летчики подорвали/сожгли свои самолеты и им за это подвиг дали?
      2. +2
        6 декабря 2017 15:11
        Цитата: pin_code
        так и авиация не нужна-идите сдавайтесь)))

        Во аргументище
        1. +1
          6 декабря 2017 18:54
          это не аргумент,а сарказм
  9. +2
    6 декабря 2017 08:42
    аконец, с горечью и тяжестью на сердце приходится констатировать, что того времени, которого оказалось достаточно императору Александру III и его последователям, адмиралам фон Тирпицу и Горшкову, чтобы вывести военные флоты своих государств на второе место в мире


    Чтобы потом позорно утопить, или как у немцев вылезти из базы разок, увидеть британские линкоры и драпануть назад, чтобы потом гордиться не имеющей никакого военного значения победой по очкам.

    Ничего подобного Су-27 и машинам на его базе, способным откуда-нибудь из Крыма пролететь насквозь и Черное море и Турцию у Александра III и Тирпица не было.
    1. +1
      6 декабря 2017 17:55
      Да конечно привести в пример необходимости строительства флота именно те случаи когда флот кроме вреда ни какой пользы государству не принёс, это гениально.
      1. +1
        6 декабря 2017 21:54
        Цитата: Cartalon
        привести в пример необходимости строительства флота именно те случаи когда флот кроме вреда ни какой пользы государству не принёс,

        Говорить-то -- говори, но не заговаривайся! am stop
        ФЛОТ НИКОГДА ВРЕДА СВОЕЙ СТРАНЕ НЕ ПРИНОСИЛ !!! angry
        1. 0
          6 декабря 2017 22:41
          Цитата: Удав КАА
          ФЛОТ НИКОГДА ВРЕДА СВОЕЙ СТРАНЕ НЕ ПРИНОСИЛ !!!

          Вы просто не в курсе, например линкоры типа Советский Союз.
          1. +1
            6 декабря 2017 22:51
            Цитата: KaPToC
            линкоры типа Советский Союз.

            И чем вам не угодил корабль пр 23, так и не сошедший со стапеля?
            1. 0
              6 декабря 2017 23:10
              Цитата: Удав КАА
              И чем вам не угодил корабль пр 23, так и не сошедший со стапеля?

              Количеством вложенных в него сил и средств.
  10. +1
    6 декабря 2017 09:48
    Смысл то иметь флот есть? Сечина Раскулачить вот вам полк и Карлу наложить (с)
  11. 0
    6 декабря 2017 10:05
    Цитата из статьи:
    И вдруг – «ближняя морская зона».


    Это не вдруг, это старая задача, большую часть которой решили ещё Хрущев с Жуковым. Порезав корабли на металлолом.
  12. 0
    6 декабря 2017 10:24
    Это давно понятно...На строительство ракетного корвета 20380 уходит 7 лет...Это неприемлемо долго...
  13. +6
    6 декабря 2017 10:37
    Суть статьи: "злобный Шойгу", "Путин и иже с ними" построют маленькие слабенькие кораблики и слабая Россиюшка не смогет отбиться от супостата.
    Только с доказательствами как всегда обломиссимо:
    1. Значиться погонит злой и коварный Путин маленькие кораблики на злую презлую Америку, а кораблики и не доплывут. Обидна?
    2. Вестимо большая корабля - огого, а маленькая хоть и "плавает" в водах, но всё одно утопнет, ведь русские-то ученые до сих пор лаптем щи хлещют. Испытаньица какие-то глупые проводют - Обидна.
    3. Кругом обман, экономисты пишут, что всё Окей, а корабля нетути, и авианосцев нетути - Свергать власть.
    Мои Выводы:
    1. Пустая популистская статья.
    2. Манипуляция мнением и жонглирование очевидными и неоспоримыми фактами.
    3. Аргументация на уровне песочницы.
    1. +2
      6 декабря 2017 14:01
      полностью с вами согласен!
    2. 0
      11 декабря 2017 11:52
      По моему эта статья уже не в первый раз вбрасывается и вроде уже обсудили все, нет опять, кому-то неймется.
  14. +4
    6 декабря 2017 10:51
    пока за воровство и коррупцию не начнут расстреливать как в китае, до тех пор и не будет нам хватать денег и на корабли первого ранга и еще на многое другое...
  15. +1
    6 декабря 2017 11:02
    Без нормальных эсминцев-БПК не получится контролировать и прибрежную зону. Возможности ПВО малых кораблей тоже ограничены.
    Получается что либо возрождение нормального флота, либо хоть серьёзное увеличение количества АПЛ. Не происходит ни того, ни другого. Тогда получается, что партнёры для нашей властной верхушки без кавычек?
  16. +1
    6 декабря 2017 11:16
    Я конечно понимаю страдания по ВМФ СССР, но есть военная доктрина РФ, в соответствии с которой и осуществляется строительство ВМФ России. Неужели вы думаете, что в обсуждении и принятии планов строительства ВМФ участвовали не профессионалы, а просто финансисты, которые посчитали деньги и быстренько все распределили. Ваше мнение конечно важно, но уже как говорится поздно яблоки собирать.
  17. 0
    6 декабря 2017 12:18
    А стоит ли России надрываться, чтобы стать глобальной морской державой? У нас только 1 незамерзающий морской порт - Севастополь, в изолированном Чёрном море. Стоит ли ради нескольких месяцев навигаций тратить огромные средства на глобальные амбиции?
    1. +3
      6 декабря 2017 22:14
      Цитата: Корсар5912
      У нас только 1 незамерзающий морской порт - Севастополь,

      А Мурманск? Владивосток? Находка? Новороссийск? Калининград=Балтийск?
      Вы плохо учились в школе? Ну, извините... bully
      1. +1
        8 декабря 2017 18:01
        Вынужден с вами не согласится все бухты, кроме Новороссийской и других не столь важных, в том же Черном море, замерзают и не могут работать без ледоколов. Читайте физическую географию РСФСР.
    2. 0
      9 декабря 2017 10:41
      точно подмечено- профессионалов почти нигде нет- только менеджеры...- вот вопрос- даже просто в мирное время чп на корабле в океане( подводном или надводном- даже на гражданском)- требуется помощь либо охрана- катера высылать будем? - или просить норвежцев - американцев и проч- что бы помогли и сохранили секреты ?думаю крупные корабли пусть и в небольших количествах( страна то нищая) необходимы на флотах- но вот со сроками...- всетаки строить мелкий кораблик по 7- 10 лет и ракетный эсминец типа замволт за 4-5 лет спускать на воду- как то несравнимо
  18. +1
    6 декабря 2017 12:28
    Так-то одно большое корыто, всегда легче отследить и попытаться уничтожить, чем десяток более мелких.
  19. +3
    6 декабря 2017 12:32
    Не статья, а типичное либеральное нытье и манипуляция фактами. Не строя флот - плохо! Строят, но береговой обороны - плохо! Начнут строить океанский (а со временем непременно начнут), будут ныть: с кем воевать, где использовать, дорого содержать - опять плохо! Что бы не делали - все плохо! Ау авторы (по другому язык не поворачивается назвать), оглянитесь в историю! Судостроение в СССР начиналось с чего? "Советский Союз" прямо в гражданскую заложили? Последователи Николая Второго - хочу кораблик, большой, много и сразу! С Китаем сравнивают, а про разницу в размерах экономики не слова!
    1. +6
      6 декабря 2017 14:05
      Цитата: ioan-e
      Судостроение в СССР начиналось с чего?

      С ремонта и восстановления имеющихся кораблей, что и было исполнено примерно к 1930 году. РФ? Ничего подобного. До сих пор добиваем корабли СССР и отправляем в отстой. В СССР строили малые сторожевики, потом -лидеры и эсминцы, в 1935 году, спустя 13 лет по завершении гражданкой войны приступили к строительству крейсеров.
      У нас с прихода Темнейшего уже как бы 17 лет прошло:))))
  20. 0
    6 декабря 2017 13:58
    Цитата: EvilLion
    А давай не будем звездеть. 20386 по водоизмещение в 2 раза меньше 11356. Вот просто, не будем вводить людей в заблуждение.

    первый 3400т.,второй 4000т. и где в два раза?
  21. +2
    6 декабря 2017 14:02
    Цитата: Uncle Lee
    А яхты абрамовичей и прочих аксельбергов тоже считали ?

    С учетом мест постоянного проживания вышеуказанных граждан, их яхты, в случае какой войнушки, реквизирует ВМФ Великобритании ))
  22. +3
    6 декабря 2017 14:25
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Цитата: ioan-e
    Судостроение в СССР начиналось с чего?

    У нас с прихода Темнейшего уже как бы 17 лет прошло:))))

    То есть вы поддерживаете методы восстановления страны как у Сталина? Лично я за! Всеобщая коллективизация, индустриализация, производство товаров группы А - средств производства? Но при этом придется "обнулить" олигархов и агентов влияния запада! Да и когда нас зажмут со всех сторон, отрезав от мировых рынков, придется опять продавать золото, предметы искусства! Только об одном Вы забываете, в современных реалиях пин-до-стан нам завод ГАЗ не пострит, технологии не продаст и другим не даст! Судостроение является отражением экономической мощи страны! А у нас эта самая мощь пока еще весьма неприглядна!
    Пы. сы. По мне лучше быть нищей, но гордой Кубой, чем стоять на полусогнутых как перед западом как пшеки и прочие прибалты!
    1. +3
      6 декабря 2017 22:23
      Цитата: ioan-e
      По мне лучше быть нищей, но гордой Кубой,

      А по мне -- лучше быть процветающей, экономически мощной, с первокласной Армией, Флотом и ВКС, мощными РВСН и системами СПРН-ПРО...мировой супердержавой.
      К этому и будем стремиться. В меру сил и возможностей, прогнозируя угрозы и реалии завтрашнего дня. Ага. yes
      1. +1
        9 декабря 2017 10:48
        Цитата: Удав КАА
        А по мне -- лучше быть процветающей, экономически мощной, с первокласной Армией, Флотом и ВКС, мощными РВСН и системами СПРН-ПРО...мировой супердержавой.

        Мечта конечно замечательная слов нет, но вот одна закавыка - пока нет идеи для всей нации, а не для отдельно взятой кучки людей, которые и группируют основные ресурсы в своих руках с целью личного обогащения ничего из вышеприведенного не сбудется, по простой причине отсутствия средств
  23. +2
    6 декабря 2017 18:39
    современный морской бой не предусматривает визуального контакта с противником поэтому зачем строить суда большим водоизмещением (проще обнаружить и уничтожить), если вполне возможно эффективно наносить удар по группировке противника на дальних коммуникациях не уходя далеко от своих берегов, причем с различных мест базирования разнесенных достаточно далеко друг от друга (Сирийский опыт яркое тому доказательство, когда МРК наносили ракетный удар по группировкам ИГИЛ)...
    1. +2
      6 декабря 2017 19:50
      Цитата: Волька
      Сирийский опыт яркое тому доказательство, когда МРК наносили ракетный удар по группировкам ИГИЛ

      Простите, а эти группировки, что были на кораблях?
  24. 0
    6 декабря 2017 20:54
    Одним из постыдных результатов нашей нерасторопности уже скоро (после передачи ВМС НОАК к 2028 году двух новых авианосцев, как минимум четырех больших эсминцев пр. 055 и не только) станет потеря второй позиции в табеле о рангах ведущих морских держав, которую на начало 2017 года мы делили с Китаем с разницей в каких-то 1,3%

    Опять оппозиционные вопли, почитайте кораблестроительную программу развития ВМФ НОАК, она начинается даже не с "нулевых" и не со стороительства океанского флота, просто многим тут надо свсе сразу и сейчас наплевав на экономику страны, авианосцы им подавай, Вы сначала доки для этого постройте хотя бы и насытте ВМФ кораблями эскортного флота или ордер охраны АУГ будете из корветов сформировывать....?
  25. +1
    6 декабря 2017 23:23
    Российский ВМФ превращается во «флот береговой обороны»

    Читая, по этому поводу, "стоны" некоторых комментаторов ВО, задаёшься вопросами: а, что бюджет резиновый? экономика на подъёме? ВВП как у Китая?
    По одёжке протягивай ножки!
    1. 0
      9 декабря 2017 10:49
      Цитата: Нормаль ок
      ВВП как у Китая?

      А Китай всего пару десятков лет был в роли догоняющего РФ
  26. 0
    7 декабря 2017 05:41
    При этом, даже эту программу кораблестроения могут как у нас любят сдвинуть в право.....
    Хотя я был бы рад если б ошибся..... (Да же такой программе) hi
  27. 0
    8 декабря 2017 00:38
    Цитата: Uncle Lee
    А яхты абрамовичей и прочих аксельбергов тоже считали ?

    Абрамович то как говорится "заплатил налоги и спит спокойно"-то есть Ромка то все отдал (он умный)..а вот другие?...а что с друзей взять?
  28. 0
    8 декабря 2017 18:46
    одно из немногих адекватных и разумных решений МО и ВМФ. В нынешней ситуации надо обеспечивать безопасность своих границ в первую очередь. А фигней , в Мировом океане ,маяться будем , когда будет много лишних денег.
  29. +1
    8 декабря 2017 22:45
    Если правильно расставить приоритеты, то продолжать строить флот можно и мы будем это делать. Да, для большого океанского флота денег у нас нет. Но если помнить, что наша главная цель, в случае войны, прервать судоходство в Северной Атлантике, а также эффективно наносить удары из этого региона, а также из Арктики и северной части Тихого Океана по инфраструктуре наших потенциальных противников, то такой флот, под эти задачи, построить можно. Да, главной компонентой флота будут подводные лодки, причем в большей своей массе новейшие дизельные субмарины. А в надводном флоте это прежде всего универсальные фрегаты с ударным потенциалом, превышающим возможности крейсеров и эсминцев. И практически все корабли и подводные лодки должны быть носителями максимального количества крылатых ракет. Когда экономика позволит начнем строить авианесущие крейсеры.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»