Тросы и парашюты для подводников

Вскоре после появления подводных лодок возникла проблема спасения их экипажей в случае аварий. Требовалось создать какие-то средства для безопасного покидания лодки, в том числе и с большой глубины. Простая на первый взгляд задача значительно усложнялась некоторыми особенностями человеческого организма. Так, при подъеме с глубины в мягком гидрокомбинезоне следует двигаться с определенной скоростью или делать остановки через несколько метров глубины. Если этого не делать, то из-за слишком резкого изменения давления воды в крови начинают образовываться пузырьки газов, в первую очередь азота. Все это может привести к повреждению стенок кровеносных сосудов или даже газовой эмболии. Результат – различные внутренние травмы, вплоть до несовместимых с жизнью.

Тросы и парашюты для подводников


Выход был очевиден: нужно сделать некое средство, с помощью которого подводник сможет контролировать скорость подъема. Самое простое средство такого подъема – простой трос-буйреп с отметками. В таком случае подводник в гидрокомбинезоне покидает лодку, например, через торпедный аппарат и находит буйреп заранее выпущенного буя. При наличии специальных дыхательных смесей таким способом можно подниматься с глубин до 100-120 метров.


Метод выхода по буйрепу прост и эффективен, он применяется до сих пор. Но у него есть один ощутимый минус. Авария подводной лодки и последующее заточение под водой являются сильным стрессом для человека. Последующая спасательная операция тоже не добавляет спокойствия. Как результат, перенервничавший подводник может забыть об инструкциях и изо всех сил рвануть наверх, к спасительной поверхности. И получить баротравму, возможно даже с летальным исходом. По идее, поднимающегося подводника должны страховать водолазы аварийно-спасательной службы. Но не всегда спасатели могут успеть вовремя.

Возникло требование в новом средстве спасения, автоматически следящим за скоростью подъема. В нашей стране и за рубежом предлагались различные идеи и конструкции. Например, еще в пятидесятых годах в США придумали специальную лебедку с барометрическим регулятором. Подразумевалось, что подводник выходит из лодки, крепит конец троса на ее внешней поверхности и начинает плыть вверх. Лебедка, закрепленная у него на поясе, разматывает трос с нужной скоростью для данной глубины и, плавно всплывая, человек одновременно проходит рекомпрессию. Однако на вооружение это средство так и не приняли. Дело в том, что у новых американских подводных лодок почти не было выступающих элементов, на которых можно было бы закрепить карабин с тросом, да и «хождение» подводника по поверхности субмарины в поисках подходящего места для карабина, мягко говоря, смущало военных. Со временем появилась идея вообще отказаться от каких-либо тросов, соединяющих лодку и человека. В этом направлении тоже было много идей, но до практической реализации было суждено дойти только одной.

В 60-х годах прошлого века на вооружение был принят комплект изолирующего снаряжения подводника ИСП-60. Гидрокомбинезон и изолирующий дыхательный аппарат позволили начать разработку новых методов подъема на поверхность вдобавок к выходу по буйрепу. Так появился метод свободного всплытия. Он позволяет эвакуироваться с глубин от 50 до 250 метров при выходе с затоплением отсека и при шлюзовании в спасательном люке соответственно. Исследования на тему оптимальной скорости подъема показали, что подводник при свободном всплытии с глубины порядка 50 метров должен двигаться не быстрее одного метра в секунду, а после всплытия его нужно как можно быстрее отправить в барокамеру на рекомпрессию. Для всплытия с больших глубин рекомендованная скорость подъема была меньше. Возник вопрос: как ее обеспечить? Решение нашли самое оригинальное: раз нужно снизить скорость приближения к поверхности воды, то почему бы не взять за основу средство уменьшения скорости приближения к поверхности земли – парашют? В результате была создана парашютная система подводника ПП-2.

Тросы и парашюты для подводников
1 – парашют с центральной стропой; 2 – вытяжной пружинный парашют; 3 – ранец; 4 – звено зачековки; 5 – автомат всплытия АВ-2; 6 – карабин прицепной; 7 – пряжка; 8 – звено; 9 – чехол


Суть парашютной системы такова: при свободном всплытии наполненный газовой смесью гидрокомбинезон подводника имеет положительную плавучесть и тянет человека вверх, к поверхности. Подводник, выйдя из лодки, выпускает вытяжной парашют малой площади. За счет большого давления воды на большей глубине он эффективно тормозит подъем человека до нужной скорости. По достижении глубины от 60 до 80 метров входящий в состав системы ПП-2 автомат всплытия производит расчековку ранца основного парашюта. Тот раскрывается и продолжает затормаживать подъем, не позволяя человеку двигаться наверх слишком быстро. Теоретически парашютная система позволяет подниматься с глубин до двухсот метров, однако информации о практическом подтверждении этих цифр в свободном доступе нет. Точно так же до сих пор не публиковались подробности испытаний ПП-2, равно как и информация о применении системы на практике.

Согласно инструкциям, подъем на поверхность при помощи парашютных систем почти никак не отличается от других способов свободного всплытия. Разница лишь в допустимых глубинах – свободный подъем без ПП-2 разрешен с глубин до 140 метров. Также следует отметить еще одну особенность спасательного снаряжения подводника (ССП), включающего в себя парашютную систему. Комплект, в котором имеется ПП-2, называется ССП в комплектации №1. Комплектация №2, в свою очередь, парашютной системы не имеет. В остальном комплекты идентичны. ССП №1 полагается только тем подводным лодкам, которые имеют спасательный люк с блоком подачи воздуха. Второй вариант комплекта, соответственно, предназначен для прочих подлодок. Однако ССП с ПП-2 не имеет жесткой привязки к спасательному люку. При необходимости выход с парашютом можно осуществлять через торпедный аппарат или рубку, все зависит от условий, в которых находятся подводники.

Примечателен тот факт, что подводные парашюты серийно изготовлялись только в нашей стране. К примеру, в Соединенных Штатах судьба подобной разработки закончилась испытаниями. Военные чиновники по какой-то причине оставили парашютную систему американского образца историческим курьезом и объектом шуток. Англоязычный термин underwater parachute, в свою очередь, «перешел по наследству» специальным воздушным мешкам, применяемым для подъема грузов под водой при помощи силы Архимеда.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Edge_KMV 5 апреля 2012 08:21
    за статью автору +
    Первый раз о таком слышу
    1. Sergh 5 апреля 2012 08:29
      Будучи ещё салагой, ну лет тридцать назад, занимался плаванием , залезли на вышку 10-метровку в первый раз, а прыгать страшно, но нужно, ага, друган первый сиганул, смотрю на него, живой, дальше я, короче до дна сразу (6 м) ушёл, лопнули сосуды в глазах, признали сотрясуху. Во-как бывает.
      Sergh
      1. Farn 5 апреля 2012 19:00
        ужс . и это всё от давления воды? даже представить страшно, что бывает на глубине более 100м
        Farn
  2. dmitriy2012 5 апреля 2012 09:52
    хорошая статья!
    dmitriy2012
  3. nnnnnnnnn 5 апреля 2012 10:35
    При испытаниях ССП пять испытателей были награждены званиями Героя Советского Союза трое из них посмертно, двое остались инвалидами, разработчики получили кучу государственных премий, практически подводники не использовали ССП и слава Богу, парашюты на кораблях были головной болью командиров отсеков потому что элементарно любили спи....ть из-за материала. То что написано что можно всплыть из глубины 250 метров надо было проверять на конструкторах этой системы может тогда остальные задумались бы делать такую херню или нет.
    nnnnnnnnn
    1. alex20081308 5 апреля 2012 12:11
      Полностью согласен.Практического применения система не получила. Одна из причин-слишком сложна в использование. Отработать на практике ее использование не где. По ТТХ действительно она вроде бы обеспечивает выход до 250 метров. Но на практике никогда не применялась.
    2. Mexanikk-407 6 апреля 2012 19:16
      Уважаемый знаток, двое - это манекены, которые не всплыли при испытаниях. Награждены были как всегда орденами и медалями непричастные - страна такой. А водолазы, которые реально всплыли, получили премию. Ордена не давали. При этом лопнули барабанные перепонки, т.к. создание давления в 30 бар происходит в этой системе за 55 секунд, а это очень много, если кто в теме. Что касается любителей поиграть с оборудованием - факт, сам сколько раз ловил матросов и мичманов за воровством. Автора этого г-ного изделия пытались (сам присутствовал рядом в 10м отсеке на К-117 в 1990 или 1991 году) засунуть в шахту люка спасательного - не дался гад, водолаза вместо себя подставил, тот порвал костюм, на это боевые испытания закончились, После этого парашюты списали, но их еще долго КДЖ возил в шахте ПМУ ЗАРЯ. Вот такая история, а ты говоришь Героя дали, х... по всей морде...
      Mexanikk-407
  4. taseka 5 апреля 2012 14:22
    Вспомнил фильм " 72 метра" как инструктировали - И по мусингам,мусингам!
    Думаю нашим учёным есть ещё над чем подумать!
  5. NSG42 5 апреля 2012 16:37
    А почему для каждого отсека не сделать спасательные сверы ( к примеру - ракетные шахты ), тогда с каждого отсека могли бы покинуть ПЛ. Вот если бы на Курске такие были бы, то и оставшиеся в живых могли бы её покинуть. И мы узнали бы причину- кто и за что её утопили.
    1. Drednout 5 апреля 2012 17:26
      Подобные капсулы даже на "Комсомольце" были (вернее была и с её помощью пыталисьспастись некоторые члены экипажа), но авария на лодке не исключает деформацию прочного корпуса, соответственно "шахты" и прочие люки могут стать непреодолимой преградой. Как и на "Курске".
  6. fedor 5 апреля 2012 20:58
    Спасение л/с из аварийной ПЛ на грунте методом свободного всплытия с глубин более 80 метров отвергнуто в США, Великобритании и других странах после анализа результатов многолетних исследований. Результаты испытаний показали, что даже после тщательной подготовки и натренированности водолазов-испытателей 80% из них получили повреждение легочных тканей. Ну, а если таким образом выводить из ПЛ обычных подводников, в живых остануться единицы. Все остальные способы спасения экипажа затонувшей ПЛ зависят от того на каких глубинах затонула ПЛ, как быстро ее найдут и обследуют спасатели, как быстро доставят спасательные аппараты, насколько профессиональны будут спасатели и т.д и тп. Вообщем вероятность спасения не велика. Да, всплывающие с ПЛ спасательные камеры, наиболее надежное средство спасания, но ПЛ малого водоизмещения не могут быть ими оборудованы. Существующие индивидуальные средства спасения подводника имеют в основном психологическое назначение и способны вывести людей из ПЛ с глубин не более 80 метров. Дай бог нашим подводникам никогда не совершать ошибок!
    fedor
  7. алексей гарбузь 5 апреля 2012 22:32
    Если порассуждать вслух,то получится следующая картина:при нахождении человека-грудной его клетки -на глубине 1.5 метра-ребра испытывают давление порядка 76-78 кг.Подумайте,как долго вы можете работать прижатым Памелой Андерс со всех сторон.Акваланг-прибор работающий на сжатом воздухе- подает в легкие газовую смесь под тем давлением.какое испытывает пловец на определенной глубине.Учитывая глубину погружения10 метров-воздух в легких подается в 2 атмосферы,на 20 метрах-3 атмосферы и т.д.Газовая смесь для каждой глубины-определенного состава должна быть.До глубины 40 метров-воздух атмосферный сойдет,глубже-чревато.Судя из расчета нахождения "Курска"-100 метров смесь должна быть с увеличенным содержанием гелия и водорода.Через торпедный аппарат выйти нельзя было-разрушен,шлюзовые камеры отсутствовали.Если бы даже торпедные аппараты были нетронуты-как выйти при закрытых переборках?Ведь повзводно в аппарат людей не всунешь.Тем более,если у кого простейший насморк-останутся глухими.Прожить,конечно можно.Но хватило бы воздуха для продувки аппаратов после каждого выхода?Пусть по два-три человека.С учетом аварийной обстановки.Если аппараты на сжатом воздухе,то все равно выйти даже первой тройке невозможно-Кислородное голодание,затем азотный наркоз плюс температура воды с баротравмой легких при заполнении торпедного аппарата не дают никакой гарантии на выход даже первой тройки желающих жить.Кино в 72 метра-оно кино и есть.Аппараты кислородные с замкнутым циклом-те вообще только до 20 метров погружения,глубже никакая тренировка не спасет.При открытии аппарата торпедного даже при щадящем заполнении резкий обжим убьет -водолаза.Он не сможет вздохнуть из-за спазма звуковой щели гортани.Декомпресия на ста метрах при кратковременном нахождении на глубине до 10 минут важна лишь на последних 10-12 метрах и то при наличии всех благоприятных факторов. Но паника-дело обычное счастливчик может рвануть на поверхность с энергией спринтера и азот в крови будет как масло на сковородке шкворчать. Такому жизни на две-три минуты.Но это все для тренированных людей.Рядовые обитатели подводной лодки включая среднее и старшее офицерское сословие обречены.Вот если на мелководье-до двадцати метров-тогда милости просим в чудесный мир аквариумных наблюдений.Но наши подводные крейсера пляжи не бороздят.И вообще-на грунт сходить-это не в киношку закатиться.С паращютным бредовым самоспасателем.Если у автора статьи есть водолазная книжка-сколько там часов?
    1. Mexanikk-407 6 апреля 2012 19:25
      Книжки у него никогда и не было. Инструкцию к ССП 250 он никогда и не читал, а жаль, там красивее писали, чем этот олух. По поводу времени пребывания на грунте или глубине, есть случаи аварийного всплытия с стандартным аквалангом, при затоплении с надводным судно с 200 метров, но время пребывания было реально минутное, а если часок - другой посидеть в отсеке, да еще затопленном, водичка без подогрева, если пожара конечно в отсеке нет, то проблема решается только одним способом - наобум, т.к. кислорода в ИДА -59 на декомпрессию не хватит конечно же. Если в ССП 250, то, мозг, как мне говорил мичман, всплывший на испытаниях, не успевает за событиями, так как больно ушам и шум от подачи ВЗУ 45 кгс/см2 большой, кто не слушал подорванный редуктор на 45 кг много потерял, остальные шумы детский лепет, сразу хочется бежать или гадить, решает организм правда, ну и эффект увеличения объема воздуха в легких при всплытии с таким давлением в костюме никто не отменял, рот закрывать нельзя, кричать и выпускать газы можно...
      Mexanikk-407
      1. desava 6 апреля 2012 19:52
        Вот что вспомнил... В ИДА-59 два баллона... но забыл как-то уже: в одном смесь с высокой концентрацией гелия (как инертного газа), а в другом чистый кислород. Работает аппарат в трех режимах, в зависимости от глубины нахождения подводника. В конце всплытия по достижении 15-20 м дышит чистым кислородом, а в самом начале смесью, с таким расчетом чтобы в организм поступало то же количество кислорода, что и при атмосферном давлении. Насколько нас учили аппарат позволяет спастись (с достаточно высокой долей вероятности) с глубины порядка 100м.
        Вполне возможно, что где-то ошибся. Если поправите меня - почту за честь smile
  8. MURANO 6 апреля 2012 21:13
    Цитата: алексей гарбузь
    Но хватило бы воздуха для продувки аппаратов после каждого выхода?

    Это вы о чем?
    MURANO
    1. алексей гарбузь 6 апреля 2012 22:39
      Может,не все высказал или что-либо пропустил,но вычеркните два-три отсека с коммуникациями и заглушите реактор.
      Даже если весь оставшийся личный состав соберете в торпедном- и отправите всех на поверхность с кличем "на первый-второй расчитайсь!"
      У вас в здоровых зубах внезапной боли не наступало при погружении?Расскажите,какие ваши ощущения и как вы при этом приступе рот открываете с загубником.И на сколько частей голова делится?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня