Гражданские вертолеты на службе в Афганистане

Гражданские вертолеты на службе в Афганистане


Прошло более десяти лет с тех пор как на Рождество 2001-го года аэропорт Кандагар в Афганистане был занят возглавляемой США коалицией, но только в 2006-ом году НАТО официально приняло командование над этим объектом.

Кандагарский аэродром (Kandahar Airfield, KAF) в настоящее время располагает одной из самых оживленных в мире взлетно-посадочных полос, принимая более чем 21 000 воздушных судов в месяц, большинство из которых составляют военные самолеты НАТО. В дополнение к 25 000 военнослужащим, размещенным на KAF, там находятся более 5000 гражданских лиц. Большинство из них работают на базе, в то время как многие другие заняты в неправительственных организациях или на других операциях.


Большому количеству этих людей и их оборудованию необходимо перемещаться в нестабильной и взрывоопасный провинции Гильменд, часто в особо отдаленных её местах. Так как хороших дорог там практически не существует, а перемещение по ним увеличивает риск подорваться на самодельном взрывном устройстве, предпочтительным транспортным средством становится вертолет.



Гражданская поддержка
Для удовлетворения транспортных требований десятки гражданских операторов были зафрахтованы подрядными организациями, такими как KBR, DynCorp и G4S, а также правительствами коалиционных сил в рамках Международных сил по оказанию поддержки в сфере безопасности в Афганистане (ISAF). Одним из основных подрядчиков гражданских вертолетов в Афганистане является управление транспортной службы США, расположенной на авиабазе Скотт, штат Иллинойс, которая недавно начала заключать несколько долгосрочных многомиллиардных контрактов на осуществление винтокрылых воздушных перевозок в театре военных действий.

В ноябре 2011-го года были опубликованы шесть годовых контрактов на общую сумму почти в 500 миллионов долларов, предусматривающие предоставление вертолетов, персонала, оборудования, инструмента, материалов, техническое обслуживание и контроль, необходимые для выполнения пассажирских и грузовых авиаперевозок в Афганистане.

Американская компания AAR Airlift продлила два опциона до октября 2012-го года на общую сумму в $150 миллионов. Она будет использовать два вертолета Sikorsky S-92S, три S-61 и семь Bell 214ST для перевозки грузов, почты и персонала. Принадлежащие фирме вертолеты Sikorsky S-92 были в первую очередь сертифицированы Федеральной администрацией по вопросам гражданской авиации США (FAA) для одновременной перевозки пассажиров и грузов в общей кабине.



Компания Columbia Helicopters of Portland, штат Орегон, получила годовой контракт в размере $54.7 миллиона на использование гражданских вертолетов BV-107 и тяжелых вертолетов Б-234 Chinook, а расположенная в Миннесоте компания Construction Helicopters выиграла годовой контракт в размере $29.3 миллиона на использование вертолетов S-61, S-58T Choctaw и Bell 214B-1 Huey Plus через дочернюю компанию Helimax.

Другой американский оператор Evergreen Helicopters получил годовой контракт в размере $22.8 миллиона, по которому он предоставит средние вертолеты S-61, SA 330 Puma, Bell 412EP и 214ST.

Canadian Commercial Corporation - агентство канадского федерального правительства получило контракт в размере $65.9 миллионов с Canadian Helicopters, которая использует флот вертолетов Bell 212 в Афганистане. Тем не менее, в самом большом выигрыше оказалась колумбийская компания Vertical de Aviación с парком вертолетов Ми-8МТВ-1, получившая годовой контракт в размере $145.8 миллиона на поддержку армии США и обеспечение воздушного снабжения, а также участия в строительных и антинаркотических программах.

Эти договоры являются лишь самым свежим подтверждением роста подобной деятельности в последние годы. По словам Джеффа Шлоссера (Jeff Schloesser), президента AAR Airlift Group, в последние восемь лет компания увеличила флот своих вертолетов в Афганистане с трех до 40 для удовлетворения растущих требований.

"Вертолеты используются для перевозки личного состава, материалов и почты", -пояснил он. "С 2005-го года мы выполнили более 90 000 операций, перевезли 850 000 пассажиров и доставили 140 миллионов фунтов груза и почты в театре военных действий в Афганистане и других местах по всему миру". В дополнение к двум вертолетам Sikorsky S-92, приобретенных в 2011-ом году, компания приобретает ещё два вертолета.



Columbia Helicopters оперирует четырьмя вертолетами BV-107-II и одним Chinook Модель 234. По данным компании, в настоящее время каждый из этих вертолетов используется ежедневно, перевозя грузы и персонал на различные базы и форпосты по всему Афганистану.

"Используя основные навыки компании, точные перевозки на большие расстояния, военные планировщики теперь вызывают эти вертолеты для подъема и перевозки грузов на внешней подвеске",- сообщил представитель компании. "Наши пилоты могут забрать груз из оживленных тыловых баз, а затем доставить его внутрь периметра военной базы, чтобы солдатам не пришлось оставлять защитную зону, занимаясь разгрузкой".

Как и в других зарубежных операциях компании, экипажи Columbia, как правило, работают вахтенным методом на месячной основе. Также, наподобие других заграничных операций, координация поставок запасных частей и техническое обслуживание заранее тщательно планируется, имеются и мобильные команды для незапланированного ремонта. Технический персонал компании Columbia также предоставляет коалиционным силам услуги по техническому обслуживанию и воздушной транспортировке.



Выбор вертолетов
Российские вертолеты являются предпочтительным выбором для многих коммерческих операторов, в том числе и для расположенной в 150-и километрах к северо-западу от Москвы в аэропорту Змеево компании Vertical-T. Обладая большим флотом вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и Ми-26Т, компания в сотрудничестве с дубайской лизинговой компанией PME International обеспечила себе крупный контракт с Австралийскими Вооруженными Силами на предоставление и управление вертолетными перевозками в Афганистане.

Используя крупнейший в мире вертолет Ми-26, PME International занимается доставкой груза в Тарин Ковт и различные базы и форпосты, в основном расположенные в провинции Урузган.

С марта 2011-го года Vertical-T налетала более 500 часов (большинство из которых пришлись на Ми-26), обеспечивая поддержку австралийских вооруженных сил. Одна из миссий включала поиск вертолета MH-47 Chinook армии США, который разбился к северу от Кандагара. Кроме того, компания заключила контракт с Агентством международного развития США (USAID) на предоставление вертолетов Ми-8МТВ-1 и Ми-8Т для оказания помощи при строительстве электростанции в Каджаки в Афганистане. Также компания ведет переговоры с афганским правительством о расширении своих вертолетных операций в стране.



Крупнейший коммерческий оператор вертолетов России UTAir предоставляет вертолеты Ми-8МТВ-1 нескольким гражданским подрядчикам на базе в Кандагаре, включая DynCorp. Вертолеты принадлежат зарегистрированной в Южной Африке дочерней компании UTAir South Africa. Еще одним оператором, работающим в этом регионе, является Titan Group, также использующий вертолеты Ми-8МТВ-1 для перевозок пассажиров и груза в Афганистане.

Аэродром Кэмп Бастион (Camp Bastion Airfield, BNAF) в настоящее время перенимает эстафету у Кандагара и становится ключевым стратегическим центром логистики для операций Великобритании в Афганистане. Открытый в апреле 2006 года он был способен принимать не более 50 воздушных судов в месяц, но теперь, лишь пять лет спустя, он принимает в среднем 15 000 в месяц, что делает его четвертым наиболее оживленным британским аэродромом.



Взлетно-посадочная полоса, первоначально грунтовая полоса в пустыне, в настоящее время представляет собой полосу в 3500 метров в длину, что достаточно, чтобы принять крупнейшие самолеты в мире. В октябре 2011-го года новая башня управления достигла своего полного оперативного потенциала после развертывания системы обеспечения навигации на тактическом уровне (Tactical Air Navigation, TACAN) TRN 26 и ненаправленного радиомаяка для необорудованных TACAN самолетов, а также Watchman и обзорных радаров.

Аэродром находится в ведении старшего авиадиспетчера Королевских ВВС, который отвечает за управление эскадрильи контроля авиационного движения и боевой части, а также команды из четырех американских диспетчеров, действующих в соответствии с правилами Управления гражданской авиации Великобритании. Они, как правило, обслуживают около 550 самолето-вылетов в день, большинство из которых составляют винтокрылые машины с 11 различными посадочными областями.

Одна из них находится в пользовании операторов коммерческих вертолетов. Министерство обороны Великобритании является основным клиентом таких операторов, расположенных на аэродроме Кэмп Бастион. Штаб объединенных операций располагает более 120-и сотрудниками в Кэмп-Бастион и отвечает за обеспечение всем необходимым для оперативной деятельности 2500 военнослужащих, начиная от топлива, боеприпасов, продовольствия, воды до медицинской помощи.



Спрос на винтокрылые перевозки
В прошлом году руководство объединенных операций увеличило использование винтокрылых машин на 104% - с 202 до 416 часов в месяц, а количество мест, обслуживаемых вертолетами, выросло на 120% с 15 до 33 баз и форпостов.

Центральным игроком на рынке вертолетов в Афганистане является канадская компания SkyLink Aviation, которая имеет офисы в Кабуле и Лондоне. Российские модели вертолетов снова лидируют в выборе, и аэродром BNAF напоминает один из военных аэродромов в Афганистане в разгар советского вторжения в 1980-х годах.

Рядом с ветеранами-транспортными самолетами Антонова и Ильюшина припаркованы вертолеты Миля и Камова, используемые расположенной в аэропорту Кишинева в Молдове компанией Valan International Cargo Charter. Компания специализируется на проведении краткосрочных и долгосрочных чартерных контрактов и насчитывает более пяти лет опыта в проведении воздушных операций под эгидой Агентства международного развития США и Департамента Великобритании по международному развитию.



В 2011-ом году Valan подписала контракт со SkyLink Aviation по оказанию услуг и технической поддержки миссии Агентства международного развития США в Афганистане с четырьмя вертолетами Ми-8МТВ-1, в частности транспортировку снабжения, строительных материалов и технического оборудования на внешней подвеске и в салоне вертолетов. В настоящее время компания имеет аналогичный контракт с министерством обороны Великобритании на использование двух своих вертолетов Ми-17-IV, которые работают совместно с парой зарегистрированных в Афганистане вертолетов Ка-32Т компании Air Kabul.

Вертолеты обычно взлетают с аэродрома Кэмп Бастион на рассвете с грузом на внешней подвеске, предназначенным для дальних баз и форпостов в провинции Гильменд, прежде чем температура воздуха достигнет своего пика.



Несмотря на сложные условия в Афганистане, полеты при температуре выше +50°С и в разряженной атмосфере на высотах, приближающихся к 3000 метрам, нет никакой нехватки претендентов на контракты.

С июля 2009-го года, когда в результате двух аварий в провинции Гильменд с участием Ми-26 Pecotox Air и Ми-8 Vertical-T погибли 22 человека, только пять жизней были потеряны в катастрофах гражданских вертолетов - последняя из которых произошла с вертолетом Bell 214ST компании AAR Airlift, который разбился в Над Али в январе. Тем не менее, спрос на винтокрылые перевозки увеличится в течение ближайших нескольких лет, когда коалиция начинает вывод войск до 2014 года, после чего гражданские операторы должны будут заполнить пустоту в миссии Международных сил по оказанию поддержки в сфере безопасности в Афганистане.
Автор: David Oliver, Defence Helicopter | March/April 2012 | Volume 31 Number 2
Перевод: профессор

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Ванёк 5 апреля 2012 08:42
    Николай Анисимов : Я вернулся.

    Я вернулся,
    Весь набитый до отказа
    Я принёс их всех на базу
    Всех и сразу

    Хоть мне трудно на высотах,
    Взял я всех живых 300х
    И 200х

    Я их принял под завязку
    В окровавленных повязках
    Дальше, сказка!
    Что движок не захлебнулся,
    Что я чудом увернулся,

    Я вернулся!
    Знать судьба моя такая,
    Тридцать лет в горах летаю
    Я устал
    Наверно это моя осень

    Не участвую в парадах
    Что мне думать о наградах
    На пределе на износе
    Я, Ми-8

    Я вернулся

    Кто б скомандовал мне вольно
    Нахватал я пуль довольно
    Ох как больно.

    Справа блистер мне разбили
    Правада хоть не убили,
    Зацепили...

    Капитан, что в левой чашке
    Матерился, было тяжко
    Мы в рубашках!
    С ним наверное родились
    Потому что не разбились,
    Возвратились

    Знать судьба моя такая,
    Тридцать лет в горах летаю
    Я устал
    Наверно это моя осень

    На меня запчасти ищут
    Жалко будет если спишут
    Я ведь старый на износе
    Я, Ми-8

    Я вернулся,
    А в салоне наследили,
    Пятна красные застыли,
    Шлангом смыли

    Где то в полночь я проснулся,
    Капитан ко мне вернулся,
    Затянулся

    К борту мне ладонь прижал он
    И ладонь его дрожала
    Так устала

    Говорил что всё в порядке
    Гладил мне рукой заплатки,
    И заплакал

    Вот судьба моя какая,
    Тридцать лет в горах летаю
    Я устал
    Наверно это моя осень

    Хоть тяжёлая работа,
    Всё равно летать охота
    Пусть по войнам меня носит
    Я, Ми-8

    Я, Ми-8!
    Ванёк
    1. Алексей Приказчиков 5 апреля 2012 12:10
      Читал и прослезился, спасибо братан.
      Алексей Приказчиков
      1. Ванёк 5 апреля 2012 14:19
        Николай Анисимов : "Я вернулся"

        У него ещё есть песни на Афганскую тему.
        Ванёк
    2. Chicot 1 5 апреля 2012 17:55
      Потрясающе! Больше слов не нахожу. Спасибо...
    3. Kazak_30 10 апреля 2012 06:49
      За душу взяло, спасибо огромное!
      Kazak_30
  2. Sergh 5 апреля 2012 08:48
    Надёжная машина Ми-8, недели две назад над домом четыре Ми-24 пролетели, первый раз такое видел, раньше эти машины у нас не ходили, красавцы когда строем идут, высота метров триста.
    Sergh
    1. ЯРЫЙ 5 апреля 2012 10:34
      У нас над морем и пляжами летает всякое-особенно в "несезонное" время-и Ми и Ка -Президент любит полетать и губернахтор подражает , так что охранение как мухи на го ...о тожеть слетается. Трескотня така в воздухе!
      Но машинки- просто любо дорого!
      ЯРЫЙ
  3. Narkom 5 апреля 2012 09:12
    а "корова" разве не элегантна, Милевские машины вообще все красивые.
  4. dred 5 апреля 2012 13:08
    Цитата: Narkom
    а "корова" разве не элегантна, Милевские машины вообще все красивые.

    Полностья с вами согласен.
    dred
    1. Igorboss16 5 апреля 2012 15:45
      да у нас все вертушки просто сказка , один только грозный вид ми 28 чего стоит , а сколько модификаций легендарного ми 8 , где вы найдёте такие машины , почёт и уважение нашим конструкторам и пилотам которые раз за разом поднимают наши машины в небо , демонстрируя наше превосходство good
      Igorboss16
  5. Волхов 6 апреля 2012 00:04
    Никому не интересно, сколько груза привозит "21000 воздушных судов в месяц", и зачем? И почему вертолёты развозят в сотни раз меньше?
    Когда верхушка улетит туда и помашет ручкой, чем займётся наше нелюбопытное население?
    Волхов
  6. 9991 8 апреля 2012 22:04
    Фотка как МИ 26 тянула Чинук зачетная,и ясно поясняет кто главный вертолет .
    9991
    1. Kazak_30 10 апреля 2012 06:50
      Он один в мире сможет поднять Чинук, только эту фотку где только не видел... Зачет что там наших вертушек много, на фотках почти одни наши!
      Kazak_30
  7. uglovv 17 февраля 2015 19:33
    http://s019.radikal.ru/i611/1502/ec/a3485e8d008c.jpg
    uglovv
Картина дня