Рыцари в богатых доспехах… Продолжение «турнирной темы» (часть шестая)

48
Когда рассматриваешь парадные доспехи, то невольно задумываешься – а сколько все это стоило? Ведь в основе их лежит все та же сталь, не жесть и не картон. То есть свою защитную функцию они выполняли. Но вот дальше… тут чеканка, тут воронение, тут резьба и травление, ну и, разумеется, позолота, куда без нее… Он некоторых доспехов просто не хочется уходить, настолько они прекрасны и радуют глаз. Сегодня мы продолжим рассказ о парадных доспехах Дрезденской оружейной палаты, причем покажем самое интересное и впечатляющее…

Химический способ декорирования доспехов, можно сказать, «развязал руки мастерам. Ведь раньше им приходилось резать узоры на металле при помощи штихелей, тогда как теперь практически тот же эффект достигался рисованием на металле острой костяной палочкой, да некоторым временем ожидания, пока работу штихелей не выполнит кислота. Декоративность даже относительно дешевых доспехов сразу же резко возросла, а их внешний вид приблизился к дорогостоящим доспехам знати.




Ну, а начнем мы вот с этих парадных доспехов работы мастера Иеронима Ринглера, Аугсбург, 1622 г. К ним полагалась еще и пара пистолетов за подписью мастер ИР. Как видите, это не что иное, как гарнитур – доспехи для всадника и доспехи для коня. Декорированы они следующим образом – это химическая окраска металла в коричневый цвет с последующим золочением и рисованием по золотому покрытию. И доспехи всадника, и доспехи коня покрывают так называемые изображения «трофеев», составленных из разнообразных видов оружия и доспехов, тогда как в самом медальоне изображен герб.


Так эти доспехи выглядят, будучи надетыми на всадника и на коня!

Рыцари в богатых доспехах… Продолжение «турнирной темы» (часть шестая)

Наименование частей латных конских доспехов.


Очень хорошо видны перайль и шанфрон.


Ну, а это пистолеты к этому доспеху. Без них гарнитур был бы неполным!

В начале XVI века для декорирования немецких доспехов начали использоваться очень оригинальные способы. Например, поверхностную гравировку по синему вороненому металлу. При этом вороненая поверхность покрывалась воском и на ней, как и при гравировании на меди, при помощи острой деревянной палочки процарапывался узор или рисунок. После этого изделие окунали в крепкий уксус, и с очищенных мест все воронение сходило. Оставалось удалить восковую грунтовку, и на доспехе получался хорошо заметный светлый рисунок на синем фоне. Можно было его и просто выскоблить, не прибегая к уксусной ванне. Так же работали и по золоту, то есть нанесенной на вороненый металл позолоте, что позволяло получать на стали «золотые рисунки». Таким приемом пользовались мастера еще XVII века.


Три пары пистолетов с колесцовыми замками. Вверху и в центре: мастера WH, NZ, NK, Suhl., 1610 – 1615 гг. Внизу, Германия – 1635 г. Мастер неизвестен. Собственно, неизвестны и все остальные мастера. О доспешниках мы знаем, кто за каким «ником» скрывался, а вот пистолетчиков – нет!


Еще три пары. Как видите, чего-чего, а колесцовых пистолетов германской коннице в годы Тридцатилетней войны хватало… В том числе, и самых роскошных!

Технология работы с ртутным золотом была известна давно. Поэтому применялся и другой способ золочения, по сути представлявший «обтяжку» доспехов (плакировку) золотой фольгой. Данная технология состояла в том, что детали доспехов нагревали до высокой температуры, и потом накладывали на их поверхность золотую фольгу и проглаживали ее специальным полировником из стали, отчего фольга очень прочно соединялась с металлом. Таким образом украшали доспехи из Аугсбурга и также в других местах. Понятно, что тут требовался навык, как и во всяком другом деле, но сама по себе технология была, как видите, очень проста.


Турнирные доспехи курфюрста Христиана I Саксонского. Работа мастера Антона Пеффенхаузера, Аугсбург, 1582.


Понятно, что такому знатному господину, как Христиан I Саксонский просто не пристало иметь только лишь один доспешный гарнитур. Ну чтобы о нем подумали его высокопоставленные знакомые и друзья? Поэтому доспешных гарнитуров у него было несколько! Вот это, например, парадные доспехи, как для человека, так и для коня (то есть полный рыцарский гарнитур, который как раз и весил зачастую 50-60 кг, что принимали за вес только лишь собственно доспеха самого рыцаря!), которые ему изготовил все тот же прославленный мастер Антон Пеффенхаузер из Аугсбурга, до 1591 г.


Парадные доспехи с шанфроном и бронированным седлом из Аугсбурга 1594 – 1599 гг.

Чернение или ниелло являлось одним из древних способов отделки оружия, и способ этот был известен еще древним египтянам. Бенвенутто Челлини подробно его описал в своих трактатах, так что мастерам средневековья осталось только им воспользоваться. Суть этого способа заключалась в наполнении узоров на металле чернью, состоящей из смеси таких металлов, как серебро, медь и свинец в пропорции 1:2:3. Сплав этот имеет темно-серый цвет и на светлом фоне блестящего металла смотрится очень благородно. Данная техника широко использовалась оружейниками Востока, и с Востока же и попала в Европу. Ее использовали для отделки рукоятей и ножен мечей, а вот в украшении доспехов, как об этом пишет Вендален Бехайм, применяли сравнительно редко. Но опять же только в Европе, тогда как на Востоке чернью украшали и шлемы, и наручи, и пластины юшманов и бахтерцов. В средние века среди европейцев эту технику применяли в основном итальянцы и постепенно она так и сошла на нет, оставшись характерной чертой для восточного, например, кавказского оружия.


Парадные доспехи, заказанные королем Швеции Эриком XIV, около 1563 – 1565 гг. В руке фигура держит маршальский жезл.

Ничуть не менее древней является и технология инкрустации. Суть инкрустирования состоит в том, что металлическая проволока из золота или серебра забивается в углубления на поверхности металла. В Италии эту технологию начали применять в XVI веке, хотя известна на Западе она была издавна, еще с античного времени и широко применялась для украшения колец, пряжек и фибул. Потом она была забыта и вновь распространилась через испанцев и итальянцев, которые имели дело с арабами. С начала XVI века технику инкрустации по металлу очень успешно использовали толедские оружейники, мастера Флоренции и Милана, чье инкрустированное оружие расходилось по всей Европе и везде вызывало восхищение. Сама по себе технология очень проста: на металле делаются резцом или зубилом канавки, в которые забиваются кусочки золотой или серебряной проволоки. Потом детали с инкрустацией нагреваются, и проволока прочно соединяется с основой. Существуют два вида инкрустации: первая – плоская, при которой вбитая в основу проволока находится с ее поверхностью на одном уровне, и вторая – рельефная, когда она выступает над поверхностью основы и создает определенный рельеф. Плоская инкрустация проще, дешевке и выгоднее, так как достаточно ее отшлифовать и отполировать, как она и готова. Но у этого способа есть свои ограничения. Инкрустирования производится всегда тонкими линиями и на участках относительно небольшой площади. Большие площади поэтому приходится золотить золотой фольгой.


Те же самые доспехи с другой стороны.

Вторая половина XV века ознаменовалась использованием такой декоративной техники, причем новой для оружейного дела, как чеканка по железу. Чеканка по золоту была известна разным народам, в разные эпохи, и даже еще в бронзовом веке, а в Византии эпохи расцвета была едва ли не главной отраслью прикладного искусства. Но данная технология все-таки была характерна для работы с мягкими металлами, а вот железо к ним ну никак не относится. Да и на чем, на каком железе было чеканить? Поэтому только с появлением пластинчатых доспехов, и то не сразу, искусство мастеров-оружейников достигло таких высот, что они овладели приемами чеканки по железу, и сумели создать прекрасные рыцарские доспехи и для самих рыцарей, и также для их коней.


Конский налобник просто потрясающий, равно как и петрайль.

На первый взгляд работа вроде бы проста. На металле делается рисунок гравировальной иглой, после чего с изнанки, на которой он сделан, с помощью молотков и чеканов самой разной формы выбивается объемная фигура или «картинка». Но когда речь идет о железе, работать становится значительно сложнее, так как заготовку нужно при этом обрабатывать в нагретом виде. И если работа над железом всегда начинается с «изнанки», то тонкую обработку производят как с лицевой, так и с обратной стороны. И всякий раз изделие нужно нагревать. Своими чеканными работами славились такие города, как Милан, Флоренция и, разумеется, Аугсбург.


Одна из сцен накрупника справа. Интересно, что король Эрик XIV свои роскошные доспехи, по моему мнению, едва ли не самые прекрасные среди всех когда-либо сделанных, так и не получил. Их перехватил его враг, датский король, после чего в 1603 году они были проданы курфюрсту Христиану II Саксонскому и таким образом они и попали в Дрезден.

Декор доспехов короля Эрика прямо-таки необыкновенно роскошный: помимо мелкой декорировки состоит из шести изображений подвигов Геракла. Отделка доспехов произведена мастером из Антверпена Элизеусом Либаертсом по эскизам известного мастера Этьена Делона из Орлеана, чьи «мелкие орнаменты» высоко ценились среди оружейников и широко использовались для отделки самых роскошных доспехов.


Геракл укрощает критского быка.

Еще одна технология, использовавшаяся при оформлении доспехов – это резьба по металлу. Италия в XVI веке в использовании этой технологии также обогнала все другие страны. Однако уже в XVII веке французские и немецкие оружейники сумели наверстать упущенное и даже обогнать своих итальянских коллег по красоте созданных ими изделий. Нужно отметить, что чеканку обычно делают на листовом металле, а вот резьба по металлам применяется более широко. Ее можно увидеть на рукоятях мечей, шпаг и кинжалов, она украшает ружейные замки и стволы огнестрельного оружия, стремена, конские мундштуки и многие другие детали и части оружия и доспехов. И чеканка, и резьба по металлу использовались чаще всего в Италии - в Милане, Флоренции, Венеции, а позднее в Германии – Аугсбурге и Мюнхене, очень часто вместе с инкрустацией и золочением. То есть чем не большее количество приемов использовал мастер, тем более впечатляющие доспехи им создавались.


Накрупник. Вид сзади справа.

В разных странах со временем выработались свои наиболее популярные приемы декорирования оружия и доспехов. Например, в Италии было модно создавать чеканные композиции на больших круглых щитах. В Испании чеканка применялась при оформлении доспехов и тех же щитов. В начале XVII века там применяли чеканку вместе с позолотой, но орнаменты совсем небогаты, так что налицо явный упадок прикладного оружейного искусства.


Накрупник. Вид сзади слева.

Последним видом оформления оружия и доспехов стала эмаль. Она появилась еще в раннем средневековье и широко применялась в ювелирном деле. Перегородчатая эмаль применялась для украшения рукоятей мечей и накладок на щиты, а также фибул – заколок для плащей. Для украшения эфесов мечей и шпаг, а также обкладки ножен, эмальерные работы производили во Франции (в Лиможе) и Италии (и во Флоренция). Художественную эмаль в XVII веке использовали для украшения прикладов богато декорированных ружей, и чаще всего – пороховниц.


Накрупник. Вид слева.


Вид на петрайль слева.

Ряд изменений в декоре доспехов был связан с изменениями и собственно в доспешном деле. Например, в начале XVI в. в Италии распространились медные конские доспехи и стала популярной чеканка по меди. Но вскоре от этих доспехов отказались, так как они не защищали от пуль и вместо них стали использовать кожаные ремни с медными бляхами в местах их перекрестий, оплетавшие круп лошади и хорошо защищавшие от рубящих ударов. Соответственно, эти бляхи-медали тоже начали украшать…


У нас в Эрмитаже тоже есть похожие гарнитуры для коня и всадника. И они тоже очень интересны. Например, вот этот из Нюрнберга. Между 1670-1690 гг. Материалы – сталь, кожа; технологии – ковка, травление, гравировка. Вот только с ногой что-то у этого всадника… «не то»! Доспехи не надеты на манекен, о просто скреплены и посажены на коня...


В этом плане рыцари в доспехах и на конях из Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге дрезденским не уступают! Фото Н.Михайлова
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 декабря 2017 08:06
    Декор, рыцарских доспехов, как "гламур" того времени...И в то же время, новые технологии в обработке металлов..
  2. +18
    12 декабря 2017 08:46
    Красота
    И лепота
    hi
  3. +10
    12 декабря 2017 11:39
    пистолеты очень хорошо получились, я про качество фото. Спасибо - красочно, познавательно. hi
    1. +2
      13 декабря 2017 01:02
      Вы правы - красивый обзор.
  4. +7
    12 декабря 2017 12:57
    Спасибо за статью. Фото как всегда выше похвал. Материал очень интересен. От себя лишь отмечу - умели раньше делать красивые вещи, хоть и для сомнительных целей.
  5. +8
    12 декабря 2017 14:26
    "Три пары пистолетов с колесцовыми замками. Вверху и в центре: мастера WH, NZ, NK, Suhl., 1610 – 1615 гг. Внизу, Германия – 1635 г."
    Пар пистолетов три, а клейм четыре. Так не бывает. Или какие то пистолеты непарные, или клейм все же, а Suhl - составная часть одного или всех трех.
    Suhl - это явно город Зуль. Как раз во время тридцатилетней войны Зуль заслужил репутацию "оружейной палаты Европы". 106 оружейников города поставляли свой товар 16-ти воюющим сторонам.
    Хотя такие клейма характерны и для мастеров - монограммистов Нюрнберга и Аугсбурга, влияние которых господствовало на протяжении почти всей истории производства пистолетов с колесцовым замком.
    Неужели кроме монограмм не было никаких рисунков?
  6. +17
    12 декабря 2017 14:28
    Если позволят провести параллели - то вот когда пошла парадная форма laughing
    Красочный цикл
    Благодарю
    1. +17
      12 декабря 2017 14:33
      В сочетании с геральдическими отличиями зрелище - бесподобное.
      Счастлив тот кто видел.
      Читал про Азенкур кое-что - так там одно движение французского рыцарства с развевающимися знамёнами описано дай Боже как...
      1. +4
        12 декабря 2017 21:57
        так там одно движение французского рыцарства с развевающимися знамёнами описано дай Боже как...

        не помогло им... what Столетняя война только обнажила огрехи рыцарской конницы и подчеркнула значение профессиональной пехоты (и стрелков, в том числе) request а также важность тактического использования разных отрядов.
  7. +18
    12 декабря 2017 15:09
    При просмотре парадных доспехов после вопроса сколько это стоило? сразу возникает следующий вопрос сколько по времени это делалось?
    1. +6
      12 декабря 2017 16:31
      Уже задавали этот вопрос. Свяжусь с научным отделом Дрезденской оружейной палаты, спрошу. Спрошу - ответят - отвечу.
    2. +6
      12 декабря 2017 17:07
      Посмотрите предыдущую часть, там Curious приводил выдержки из документов со сроками изготовления.
      1. +16
        13 декабря 2017 08:42
        Спасибо, обязательно посмотрю.
  8. +5
    12 декабря 2017 16:30
    Цитата: Curious
    Неужели кроме монограмм не было никаких рисунков?

    Нет! И в подписях поясняющих нет больше ничего. А последние два - все верно, принадлежат одному пистолету, вернее паре.
    1. +3
      12 декабря 2017 18:54
      Значит это точно "Оружейный город Зуль".
      Где то там на подушке ствола или другом месте, которое не видно, есть клеймо типа такого

      В этом городе, кстати, есть знаменитый Музей оружия. Да и сам город достоин статьи.
      1. +3
        12 декабря 2017 19:41
        В Зуле не был. А жаль... Но зато был в Майсене, где тоже есть музей с оружием. О нем будет!
        1. +2
          12 декабря 2017 20:35
          Интересный момент. Зуль, как и Мейсен - один из центров производства фарфора в Германии - фабрика фарфора Schlegelmilch.
          1. 0
            13 декабря 2017 08:18
            Мне предлагали поехать на фабрику. Но... решил, что фабрика она и есть фабрика. И пошел в город и не ошибся. Без надзора со стороны гида несколько часов бродили по городу, пили, ели, смотрели... потом подошел автобус с фабрики и нас забрал. Много интересного увидел именно для ВО.
  9. +17
    12 декабря 2017 18:00
    Жаль что от пули слабо защищало
    Хорошая штука тяжелая кавалерия
    Мощно и красиво
    1. +5
      12 декабря 2017 18:03
      Эти доспехи хорошо защищали от пуль. Отметины на доспехах использовали в качестве тестовых клейм. Были двойные панцири отлично державшие пули. Из пистолетов стреляли в упор, видя белки глаз противника! Но... вес! Вес был огромный, утомлял всадника и коня страшно!
      1. +17
        12 декабря 2017 18:05
        Закаленная броня значит применялась
        Тогда и вес не удивляет
        Спасибо за пояснения hi
        1. +5
          12 декабря 2017 21:50
          Каленые доспехи были вершиной допороховой истории доспеха. Так как закалка позволяла дополнительно повысить прочность доспеха против лэнса (копья). А значит - снизить вес. Как только в дело вступили мушкеты, доспехи в массе перестали калить. Ибо каленый доспех от пули лопался на осколки, которые наносили дополнительные повреждения. Некаленый же такого эффекта не имел. Для большей пулестйкости оставался только вариант повышения толщины фронтальных деталей и навески на них различных усилений.
  10. 0
    12 декабря 2017 19:08
    Фантастика ненаучная. Ужас химиков и металлургов. Вот фольгу золотую, пригодную к описываемому технологическому приёму, покупали у попаданцев из будущего?
    А так - красиво.
    1. +2
      12 декабря 2017 19:39
      А чем золотили статуи деревянных мадонн в соборах, резные алтари в стиле барокко? Делали, умели...
      1. 0
        12 декабря 2017 19:41
        Амальгамой. Ну нельзя же быть настолько диким во всём!
        1. +3
          12 декабря 2017 20:06
          Олег, если Вам есть что рассказать о стариных технологиях, просвятите пожалуйста аудиторию и Вячеслава Олеговича лично, он адекватно воспринимает конструктивную критику. А носителей и адептов тайных знаний на сайте и так более чем достаточно.
        2. +2
          12 декабря 2017 20:07
          А в чем дикость? Золотая фольга была известна еще древним египтянам и грекам, ее умели делать японцы. Знали ее и в средние века. Информация об этом не засекречена.А амальгама не ложится на дерево. Дерево как раз золотят фольгой, положенной на клей из вишневой или сливовой смолы.
          Найденные в Сев. Причерноморье экспортные изделия греч. ремесленников во мн. случаях покрыты серебряной и З. ф., связующей основой которой служит гипс, мел или яичный белок. В древности металлич. фольгу часто использовали для предотвращения преждеврем. износа глиняных сосудов, изделий и деталей из дерева, мраморных и металлич. конструкций. Экономного расхода металлич. фольги в античные времена не наблюдалось. Покрытие, сделанное из З. ф., было надежней, чем нанес, с помощью еще плохо освоенного способа золотого амальгамирования или с использованием сусального золота. В более ранних изделиях З. ф. просто вдавливалась в орнаментальный рисунок основы, а ее края соединялись пайкой. Вывеска одного из «золотых дел» мастеров ранней императорской эпохи показывает распространен, еще в Египте способ изготовления З. ф.: куски металла, пролож. листами пергамента и слож. в пакет, расплющиваются на наковальне ударами тяжелого молотка.
          1. +2
            12 декабря 2017 20:46
            По поводу золочения дерева. Я думал, что это делалось золотой пылью смешанной с олифой (по типу современной "серебрянки"), которая одновременно служила пропиткой основы, грунтовкой и связующим для наполнителя.
            1. +4
              12 декабря 2017 21:34
              Это делалось сусальным золотом на мордан или полимент.
              1. +2
                12 декабря 2017 21:55
                Интересно, нет, я представлял себе технологию работы с сусальным золотом, но не думал, что за основу бралась древесина. На мой взгляд, я предположил менее энергоемкий процесс. Однако, предкам было виднее.
                1. +4
                  12 декабря 2017 22:10
                  Для того, чтобы изготовить предлагаемый Вами состав, надо получить металлическую пудру. Получить ее, тем более из золота - задача непростая. Для примера, средняя толщина лепестков алюминиевой пудры составляет приблизительно 0,25-0,50 мкм, а средний линейный размер 20-30 мкм. Так что древнм проще было расклепать, чем истереть в пыл мягкое золото. Кроме того, любой состав на основе такой пудры - это краска. По стойкости и долговечности с золочением не сравнить.
            2. +3
              12 декабря 2017 22:16
              по типу современной "серебрянки"

              Ради чистоты эксперимента попробуйте наклеить на одну часть предмета алюминиевую фольгу на другую покрыть серебрянкой. Разница даже не вдаваясь в законы оптики будет сразу заметна.
              1. +2
                12 декабря 2017 23:31
                Несомненно, Вы правы.
          2. 0
            13 декабря 2017 08:01
            Я в который раз уже говорю - не надо со мной спорить. Надо просто попробовать. Золота лишнего не у всех накоплено, так латунь близка по параметрам. Про перекладывание пергаментом сразу отбросьте, как полную фантастику, пробуйте просто молотком поплющить в достаточно тонкий блин.
            Впрочем можно сходить к любому зубному технику, который занимается ручным изготовлением коронок и не бить себя по пальцам. Дело в том, что там есть некоторые моменты, без знания которых не получится даже 1мм толщины получить.
            просвятите
            Не рукоположен.
            1. +3
              13 декабря 2017 09:16
              "Я в который раз уже говорю - не надо со мной спорить."
              А с Вами никто и не спорит. Вас игнорируют. У Вас поведение, характерное для воинствующег невежи, который не просто не разбирается в предмете. Оно еще и не понимает того, что оно не разбирается, то есть, не видит себя со стороны. И главное, что его отличает, так это фанатичное стремление навязать свое незнание остальным, что проявляется в форме ярой критики, обличения, точнее осуждения остального мира, считающего иначе.
              Какие тут могут быть споры.
              1. 0
                13 декабря 2017 14:31
                Ещё раз, снова. Хоть раз кто попробуйте расплющить хоть что-то в фольгу и кончатся все споры. Пока со стороны сторонников ортодоксальной альтистории только крики - оно вот так работает и никак иначе не может быть. Почему? Потому что так написано. Кем, держал ли этот кто-то хоть раз в руках молоток?
                1. +4
                  13 декабря 2017 15:13
                  Цитата: groks
                  Пока со стороны сторонников ортодоксальной альтистории

                  "Альтистория" тут совершенно не при чем)
                  Цитата: groks
                  ...крики - оно вот так работает и никак иначе не может быть.

                  Наверное, так происходит, потому что так велит "ортодоксальная" физика)))
                  1. 0
                    13 декабря 2017 16:33
                    Потому что если сказки историков не соответствуют реальности, то эта история альтернативная. В нынешнем состоянии, ортодоксы уже до худших образцов достукались.
                    Физика легко поддаётся проверке. Простейшей проверке - на кухне.
                    1. +3
                      13 декабря 2017 16:46
                      Извините, но то что Вы пишите - полный бред. Очевидно, что Вам не хватает нормального системного образования.
                      Цитата: groks
                      Физика легко поддаётся проверке. Простейшей проверке - на кухне.

                      Проверьте, подготовьте отчет по форме, опубликуйте его, хотя бы здесь на сайте, а потом всем нам покажите)))
                      А пока не несите чепухи...
                      1. 0
                        13 декабря 2017 18:54
                        Надо полагать, что альтисторики уже проверили? И это их отчёты? Где? Я вижу только красивые картинки из галереи города, который был разрушен до основания. На них доспехи, выполненные по невозможной для предполагаемого времени, технологии. Местами - невозможной вообще. Доспехи без повреждений. Все парадные? Так в парадных и в 19, и даже в 20 веке, щеголяли.
                        Чепуху можно нести только альтисторикам? Секта?
                        И. Если написано, что мне не хватает, то те, у кого хватает, могли бы и объяснить. Этого нет. Значит прекращаем бросаться словами и либо молчим, либо берём молоток и идём плющить металл в фольгу.
            2. +2
              13 декабря 2017 11:14
              Цитата: groks
              Золота лишнего не у всех накоплено, так латунь близка по параметрам.

              laughing laughing laughing юморист! laughing
            3. +2
              13 декабря 2017 17:30
              Если Вы не видите разницы между понятиями "просвещение" и "посвящение" спросите у меня. И не надо со мной спорить.
            4. +4
              13 декабря 2017 17:50
              Цитата: groks
              так латунь близка по параметрам

              По каким параметрам? Видимо по цвету wink Чистое золото высокопластично, попробуйте латунь до 0,1 мкм прокатайте, сможете? Тогда вперед продавать ноу-хау металлургическим монстрам laughing Вы хотя-бы базовые знания в металлургии получите тогда может не все так удивительно в этом мире окажется. wassat
        3. +2
          12 декабря 2017 21:20
          Это точно, таким диким быть нельзя, чтобы не знать, что листовое золочение появилось раньше огневого.
  11. +3
    12 декабря 2017 19:19
    Спасибо как всегда прекрасная статья и фотографии
  12. +3
    13 декабря 2017 19:13
    groks,
    Опять бредите?)
    Доказали физики - это они померили такие параметры золота, как относительное удлинение, твердость, предел текучести и много других параметров с которыми вы можете ознакомиться в любом справочнике по "ортодоксальной" физике и которые убедительно свидетельствуют, что таки в золотой фольге "своими руками" нет ничего сложного и фантастического)))) сможете опровергнуть флаг в руки и барабан Вам на шею)))
  13. +1
    14 декабря 2017 08:22
    groks,
    И Петербург тоже был разрушен до основания... а затем восстановлен вместе с Эрмитажем! Но этот подвиг советского народа тщательно замалчивается!
  14. +2
    14 декабря 2017 19:01
    ++++++++++

    Шикарные доспехи.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»