Японский меч: все глубже и глубже… (часть 4)

32
«Моти покупай у мастера по приготовлению моти; за рисовыми лепешками - иди к пирожнику»
(Японская пословица)


Мы можем бесконечно «копаться» в деталях японского меча и… это будет все также интересно. В общем, это настоящий «ящик Пандоры», недаром у японских мечей столько поклонников. Но это и неудивительно. Каждая деталь в них не только функциональна, но еще и красива. А вот этого добиться совсем нелегко. За этим столетия размышлений о прекрасном, постижение меры вещей, умения чувствовать материал и работать с ним.




Давайте еще раз посмотрим вот на это – линию на острие, которая называется боси. Как красивы эти волны на полированной стали! Вот такая линия закалки имеет тоже свое название – мидари-коми, то есть «волнистая». Хотя, казалась бы, перед нами совершенно утилитарная вещь. Кстати, здесь мы видим клинок нагинаты, а не тати или катаны.


А вот на этом фото показано киссаки – собственно острие, закаленная часть клинка (якиба), и линия закалки – боси, разделяющаю закаленное лезвие ха (или ха-саки) от самого клинка – дзи-цуя. Она более темная, а вот закаленная часть – более светлая и японцы их, естественно, различают. Светлая часть называется ха-цуя и это практически то же самое, что и якиба. Во всяком случае мы не ошибемся, назвав эту часть клинка и так, и так. Но тут же присутствует и линия ёкоте – разделяющая острие и клинок. Как видите – в японском мече все очень и очень сложно. Масса терминов, описывающих ширину клинка (михаба), его поверхностный узор (дзихада), название обуха клинка у острия (мунэ-саки) и так далее.


Узор хада. По нему опытный мастер мог узнать автора меча, даже не читая его подпись на хвостовике накаго.


Естественно, что хвостовик клинка накадо у нихонто тоже не был совсем уж утилитарной деталью. На фото вы видите такой хвостовик от клинка вакидзаси с подписью мэи. Обращают на себя внимание насечки на поверхности хвостовика. Они тоже имели специальное название – ясури-мэ. Их существует 13 типов и все они не похожи друг на друга. А делались они не просто так, а для того, чтобы обеспечить более прочный контакт деревянной рукояти с хвостовиком. На хвостовике могло быть выбито имя кузнеца – као, «имя с титулом» (дзурё-мэй), если кузнец работал при дворе, возраст кузнеца, его псевдоним, имя помощника (дай-мэй), стихи (!), назван храма, которому клинок посвятили, и результат испытания – сколько трупов и сколькими ударами этим мечом было рассечено. Хорошо, что все вместе это никогда на одном хвостовике не писали. С десяток иероглифов – это уже большой текст!

Японский меч: все глубже и глубже… (часть 4)

На этом фото изображен прекрасный кинжал хамидаси длиной 25,1 см с эмблемой клана Токугава. Очень похож на танто… но не танто. Отличие в отсутствии цубы. Вместо нее небольшой валик и все. В ножны вставляется ко-готана с гравированной металлической рукоятью. Обращает на себя внимание его клинок с долом (хи). Встречалось восемь видов долов, идущих вдоль всего клинка и четыре дола у хвостовика.


Кинжал танто из фондов Британского музея в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, кари-когай – разделенный посредине когай (о нем было в прошлом материале), и «ножик» ко-готана.


Тоже вроде бы неприметная деталь на клинке японского меча или кинжала, но имеющая важное значение – хабаки – крепежная муфта клинка. Здесь же мы видим мекуги-ано – отверстие для крепежного штырька.


И здесь хорошо видна эта деталь (хабаки), прочно закреплявшая цубу.


Вот так хабаки выглядит, когда эту деталь снимают. Но интересно - она не совсем гладкая. На ней сделаны рельефные полоски. Зачем? Зачем-то…

Муфта хабаки менее всего обладает художественными достоинствами, но она совершенно необходима, и она есть на каждом японском мече, кинжале и даже на копьях. Представляет собой толстую муфту из металла, которая устроена таким образом, что ее внутренняя сторона плотно прилегает к нескольким последним сантиметрам клинка меча или кинжала и также его хвостовика (накаго). У нее несколько функций: прежде всего, она исключает трение клинка и в первую очередь его закаленной части о поверхность ножен. Клинок меча под хабаки следует слегка смазывать маслом, чтобы предохранить это место от коррозии. Но главная функция хабаки в том, что именно она позволяет перенести отдачу от удара через гарду цубу на всю рукоять, а не на колышек мэкуги, сделанный из бамбука или рога.

Хабаки было принято делать из меди, покрывать серебром или позолотой, или же золотой, или серебряной фольгой, а также фольгой из сплава сякудо. Поверхность ее либо полируют, либо покрывают косыми штрихами нэко-гаки («скребки кошка»). Фольга может быть украшена штампованным узором. Хабаки с фамильным гербом мон обычно являются принадлежностью хороших мечей.


Хабаки крупным планом.


Две сеппы и цуба. Хабаки упиралась в сэппу и таким образом прижимала ее к рукоятке цуке. Но не сразу к рукоятке…


Иногда на хабаки выбивался мон – герб.


Хабаки с гладкой полировкой.


Непосредственно за сэппой, обращенной лицевой стороной к рукоятке, находилась еще одна муфта – фути. Фути охватывает рукоять в том месте, где она соприкасается с сэппой. Эта деталь легко снимается. Но несмотря на все свое утилитарное назначение – упрочить торец рукояти, она является маленьким произведение искусства. Отделывается она в паре с другой деталью, которая называется – касира (яп. «голова»). (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)


Прорезь для хвостовика клинка в фути. Поскольку фути делал отдельный мастер (вместе с касирой), то она подписывалась им на внешней стороне, прилегавшей к муфте сэппа. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)


Отверстие в рукоятке для головки касира.


Касира – «Воробей и орхидея». (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)


И фути, и касира, и цуба должны были оформляться в едином стиле. Но это правило соблюдалось не всегда. Цуба «Зайцы». (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Очень важная вещь – крепежный штырек мекуги. Именно на нем держалась вся оправа японского меча! Он не дает клинку выпасть из рукояти. Материал – обычно дерево (!), бамбук, но иногда делается из рога носорога. На одной стороне рукояти скрыт обмоткой, на другой виден.

Менуки – напротив - деталь декоративная, но вроде бы помогает плотнее обхватить рукоять. Опять-таки признаком хорошего вкуса владельца меча является единый стиль оформления когая, ко-готаны и собственно менуки. Дайсё-соримоно – вот как назывался этот полный комплект для двух мечей. Прикрепляют менуки не только под оплетку, но и просто на обтяжку рукояти.


Цука кинжала танто. И на ней мэнуки. Хорошо видны также и все вышеназванные детали оправы клинка.


Мэнуки крупно. Их любили дарить друг другу самураи (понятно, что в комплекте с другими деталями). Как говорится, мелочь – а приятно.


Очень оригинальный кинжал танто-яри – «копейный кинжал» эпохи Эдо. Показаны все детали косираэ – оправы: ножны, рукоять, оплетка, вари-когай, го-готана.

Дзюттэ - это, собственно, и не кинжал, и не нож, поскольку имеет цилиндрический или многогранной клинок без лезвия и без острия. Дзюттэ представлял собой особое оружие японских полицейских эпохи Эдо. Клинком с боковым крюком они ловили меч противника и таким образом могли вырвать его из рук или затем сломать ударом вторым клинком. К кольцу на рукояти прикреплялся темляк с цветной кистью, цвет которой свидетельствовал о ранге полицейского.


Кинжал дзюттэ в оправе кинжала танто.


Японцы обожали чехлы и футляры. Перед вами футляр для меча, в котором его хранили во время путешествия. Назывался катана-дзуцу.


Но футляры (сая) японцы надевали и на наконечники своих копий, в том числе и самых необычных. Например, для наконечника копья дзюмондзи-яри.


Меч в оправе хранили вот в таких пеналах – катана-бако.


Подставка под мечи катана-какэ. На ножнах дайсё характерная оплетка шнуром – сагео.


Подставка под мечи – катана-какэ 1861 г. (Государственный музей Мюнхена)


Точильщик мечей 1915 года за работой. Фото Элстнера Хилтона.

Да, японский меч – это целая история, погружаться в которую можно долго и… очень глубоко. Но мы на этом наше «погружение» пока закончим.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    14 декабря 2017 17:50
    Да, любое оружие - часть национальной и мировой культуры, поэтому изучение оружия, кроме эстетической стороны позволяет заглянуть и в историю.
    На мой взгляд в цикле недостает еще одной части - о технологии производства тамахаганэ - стали, из которой ковались японские мечи. Это придало бы серии статей законченность.
    И еще один момент, иллюстрирующий отношение к национальной культуре, частью которой, как я уже говорил, является оружие.
    Как известно, в период оккупации Японии, оккупационные власти пытались уничтожить все японские мечи. Поэтому правительством Японии в 1948 году было создано NBTHK - Общество по сохранению Искусства Японского Меча.
    Именно оно должно было спасти японские мечи, находившиеся в критической ситуации тотального уничтожения.
    В настоящее время общество по прежнему существует, имеются американский и европейский филиалы.
    1. +8
      14 декабря 2017 18:34
      Именно оно должно было спасти японские мечи, находившиеся в критической ситуации тотального уничтожения.

      если не ошибаюсь, мечи японской работы нельзя вывозить из Японии?
      1. +6
        14 декабря 2017 19:21
        Можно. Нельзя вывезти только мечи, которые представляют особую художественную или историческую ценность.В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации. Обычно при покупке в магазине продавец берет на себя оформление нужных документов о том, что купленный меч не принадлежит к одной из категорий: оберегаемый, особо оберегаемый, важный, особо важный, важное культурное достояние (менее 900 на всю Японию) и национальное сокровище (их меньше полутора сотен). Потребуется дней десять, не меньше.
        Кроме того, требуется разрешение полиции, т.к. меч считается холодным оружием. Поэтому сразу унести из магазина не получится. Оформление такого разрешения обычно тоже берет на себя продавец.
        1. +2
          14 декабря 2017 19:46
          А вот военные мечи промышленного производства времён ВМВ вывезти не удастся. Их изымают и уничтожают.
          1. +2
            14 декабря 2017 20:02
            Потому что дешевая поделка позорящая национальное искуство или как символ милитаризма?
            1. +4
              14 декабря 2017 20:41
              Цитата: 3x3zsave
              Потому что дешевая поделка позорящая национальное искуство или как символ милитаризма?
              Ну и как символ милитаризма, и вроде как позорная поделка. Интересную формулировку в одной книге нашёл: меч это душа самурая, а душу нельзя сделать на машине.
          2. +4
            14 декабря 2017 21:08
            Вас кто то дезинформировал.
            В 1934 году для возрождения самурайских традиций правительство Японии решило вооружить своих воинов мечами подобными самурайским. Образцом для нового оружия послужил боевой меч «тати», причем как формой, так и методами применения. Такой меч навали «син-гунто».
            В отличие от традиционного клинкового японского оружия, тати и катаны, которое мастера изготавливали вручную, мечи син-гунто производили на заводах. Со временем, чтобы уменьшить их стоимость, эти мечи стали упрощать. Например, для сержантского состава выпускали син-гунто с рукоятками из штампованного алюминия.
            Для морских чинов в 1937 году военно-морским ведомством для офицеров и мичманов императорского флота был введен свой военный меч "кай-гунто" . Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением — оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто — металлические) с черной отделкой. Мечи имели в своей конструкции все элементы, свойственные традиционным японским мечам типа тати.
            Иногда син-гунто делали из старинных семейных тати, катан, или вакидзаси. Такого оружия было очень мало, вряд ли больше, чем 10 процентов от общей массы. Также, редкостью были син-гунто, которые изготавливали в частных кузницах высокого уровня и закаливали в воде.
            Большая часть этих мечей действительно уничтожена по приказу окупационных властей.
            Сами японцы специально их не уничтожают. Просто они относятся к категории пехотное оружие второй мировой войны. Купить можно даже на интернет - аукционах. Цена бывает до 500 000 руб.
            1. +2
              14 декабря 2017 21:13
              Цитата: Curious
              Вас кто то дезинформировал.
              ... ...
              Большая часть этих мечей действительно уничтожена по приказу окупационных властей.
              Сами японцы специально их не уничтожают. Просто они относятся к категории пехотное оружие второй мировой войны. Купить можно даже на интернет - аукционах. Цена бывает до 500 000 руб.
              Возможно. Быть может, у моего источника устаревшие сведения, относящиеся к послевоенному периоду.
            2. +1
              15 декабря 2017 14:15
              И вот проблема. Знаю музей, где есть такой меч 1905 года, трофей. Люди не живут, а нищенствуют там. Но открыть запасник и дать мне отснять - удавятся! Особенно, подчеркну, особенно за деньги. Нет логики, но это именно так!
        2. +2
          14 декабря 2017 20:42
          Оформление такого разрешения обычно тоже берет на себя продавец.

          перефразируя известную фразу про инцидент в Оцу: "Японский ты бюрократ!" laughing видал и больше сроки. Особенно, когда заказчик месяц "топчется" с договором, сначала заявку толком оформить не может, потом к каждому пункту придирается, потом еще две недели тужится заплатить, а потом.. потом ему все нужно срочно! fellow Чувствую себя актером для "фильмов не для всех", в смысле, утомился. drinks Конец года! request похоже, у многих так what
          1. +2
            14 декабря 2017 20:56
            Крик души!!! Один я дурака валяю. Чувствую себя мерзавцем.
            1. +3
              14 декабря 2017 21:02
              отдыхать надо, причем со вкусом. Ценить минуты покоя. Поработать еще успеете. Кроме себя Вас никто не побережет. hi
              1. +1
                14 декабря 2017 21:39
                Ну, на мой-то мещанский взгляд, отдыхать надо с деньгами...
                1. +1
                  15 декабря 2017 07:41
                  Это верно, но... есть ньюансы. В мою поездку по Европе на автобусе в нем было несколько пенсионеров. Пенсия 7 тыс. Одна женщина НАКОПИЛА на поездку. Питалась тем, что набирала себе на шведском столе и потом ела весь день. Мы как-то увидели ее на газоне с бутером. А она и говорит, да, экономлю. Но я экономлю сидя здесь, а не там. Я все вижу, хожу по музеям. Это лучше, чем "там" сидеть на лавочке. Одна мая знакомая пара копила на шикарную поездку с деньгами несколько лет. А мы на море ездили каждый год, но не роскошно. И отдыхали очень хорошо, но шашлык с вином каждый день не ели. Ели кашу... Моря и солнца от этого не убыло, а здоровья прибавилось!
                  1. +1
                    15 декабря 2017 08:56
                    Да я ж не спорю, это была просто игра словами, есть у меня такая болезненная тяга, благо , русский язык предоставляет для этого неограниченные возможности.
      2. +4
        14 декабря 2017 20:04
        Настоящий японский меч или кинжал можно купить не выезжая их России, причем с доставкой из Японии и даже сертификатом подлинности. Есть фирма Антиквариат Джапен - вот они этим занимаются. Но это не дешевое удовольствие. Они помогали мне с оформлением книги "Самураи". Там их фото. Это то, что они продавали и продают!
        1. +4
          14 декабря 2017 20:47
          Это то, что они продавали и продают!

          захочу зарезаться с особым цинизмом, не пожалею денег. soldier Хотя.. это ж сколько надо выпить? what впору будет тогда Марата звать в собутыльники! good drinks он-то толк знает в хорошей выпивке! wink
          интересно, как вакидзаси работы Муромаса (один из четырех оставшихся его мечей) попал на нашу выставку? what да и остальные предметы. А выставку до сих пор так и не продолжили! Хотя я в свое время был на ней аж два раза request
          1. +4
            14 декабря 2017 22:10
            Четыре - это те, которые в музеях. Всего сохранилось порядка сорока. Остальные - по частным коллекциям. Цены - баснословные. Судя по всему - и этот из какой то частной коллекции. Видно Аистов уговорил кого-то. На этой выставке из Японии экспонаты не возили.
        2. +2
          14 декабря 2017 21:05
          О, опять же вопрос относительно авторско-издательской "кухни". Я привильно понимаю, что фотографии приведенные в статье сделаны этой фирмой? Насколько правомерно использование Вами этих фото в других изданиях или СМИ? (Это не "ловля блох", просто расширение кругозора)
          1. +4
            14 декабря 2017 21:32
            Вас понял. Те фото, что сделаны в Токийском национальном музее - паблик домайн, то есть "общественное достояние". А те, которые мне предоставляла фирма... они предоставлялись за соответствующую надпись в конце книги. Но здесь их как раз нет. А вот в тех статьях здесь на ВО, где они есть - в конце дан соответствующий текст и электронный адрес. Так это делается.
            1. +1
              14 декабря 2017 21:46
              Я понял, спасибо!
    2. +3
      14 декабря 2017 19:59
      Хорошее предложение, спасибо!
  2. +2
    14 декабря 2017 18:18
    Превосходное оружие.
    1. +2
      14 декабря 2017 20:05
      Мне особенно нравятся кинжалы на основе копья танто-яри и хамидаси.
      1. +1
        14 декабря 2017 20:48
        Танто-яри мне тоже нравится. smile
        Интересно, какой они были величины, только маленькие, или большие наконечники также монтировали? Да и у нагинаты клинок тоже подходящий для оружия с эфесом.
        1. +1
          14 декабря 2017 21:28
          Я видел танто-яри с клинком длиной 16 см.
  3. +1
    14 декабря 2017 21:35
    Цитата: Микадо
    как вакидзаси работы Муромаса (один из четырех оставшихся его мечей) попал на нашу выставку?

    Вот именно - как? Это вопрос??? От них, кстати, тоже было получено разрешение на использование фотографий, сделанных без штатива (дочь моя снимала), на этой выставке.
  4. +19
    14 декабря 2017 23:45
    Японский меч - это такая ВЕЩЬ о которой можно говорить только с придыханием.
    Супер!
    Поддерживаю Curiousа в плане дополнительного интереса к технологии изготовления
  5. +1
    15 декабря 2017 08:38
    Спасибо за статью - интересно и познавательно. И как всегда фото выше всяких похвал.
    Присоединяюсь к Curious в его желании увидеть Вашу статью по тамахаганэ. Также, думаю, что аналогичный цикл про европейский меч должен получится у Вас еще интереснее.
    1. +16
      15 декабря 2017 12:30
      Обеими руками за
      good
    2. +1
      15 декабря 2017 14:12
      Он готовится. Но надо много перечитать. И найти интересные фотографии. Последнее, пожалуй, самое трудное и затратное по времени.
  6. 0
    16 декабря 2017 16:31
    «Моти покупай у мастера по приготовлению моти; за рисовыми лепешками - иди к пирожнику»(Японская пословица)
    ))))) мда, к сапожнику

    Уровень автора понятен - даже стырить толком чужой текст не получается, впрочем иного от бывшего преподавателя маркситско-ленинской "философии(переобувшегося в полёте с прогибом) я и не ожидал.
    餅は餅屋(もちはもちや)– моти лучше всего продаются в лавке с моти
    Одним словом - "27 оттенков зелёного")))
    Но хорошие иллюстрации частично компенсируют невежество автора, плюсую за фотки.