Military Review

"Michael". The March offensive of the 1918 Kaiser army in France. Part of 5

9
In 3 hours 30 minutes 21 March, German artillery opened hurricane fire on the 80-kilometer front from Cruisille to La Fer. For demonstrative purposes, the same fire was opened north and south of the front of the main attack.


Two hours of artillery fire was focused on British batteries, and then was moved to infantry positions. At 9 hours, the fire caught up in the firing shaft, which began a slow advance. Under his cover, thick chains of infantry of the German assault divisions rose from the trenches. By 10 hours, the British troops were completely suppressed by the fire of unprecedented forces. The offensive of three German armies began.

The 17 Army, advancing in a southwestern direction, acted against the most powerful enemy - and by the evening of March 21 it managed to reach only the second line of British positions, advancing to a depth of 2 - 3 km. 2-I army, advancing to the west, met strong resistance at the height of Epekhy. But the height was set aside from the north and south.

The combined strike of the 17 and 2 armies on the very first day of the operation went on an arc at Cambre. The 18 Army had the greatest success on the first day of the offensive - 21 advanced to the evening of March to the depth of 5 - 6 km.

March 22 also brought the Germans great success - they managed to seize the second line and overcome the British artillery positions.

The 17 Army moved southwards, and the 2 Army reached the Nürl-Golencourt line. The British in the area of ​​Cambrai landed in a bag - and had to hurry to leave it. The most significant successes on this day were again on the front of the 18 Army - which reached the line of the Crozat Channel with its left flank, dropping the British 5 Army to the west bank of the latter. 5-I army suffered heavy losses.

Thus, on the second day of the operation, the tactical success of the Germans on the left flank, south of S. Kantin, was undoubtedly. The only question was whether their adversary would be in time to concentrate the necessary reserves in time.

This scenario was a complete surprise for the allies. D. Haig, as previously noted, was aware of the direction of the blow of the Germans - but the pace of development of the breakthrough was stunning. Yes, and a brief artillery preparation made one doubt whether the Germans were the main attack. The weakness of the right flank of the British and the tactics achieved by the Germans south of S. Kantin forced the French command of the 22 March to concentrate the 5 Army Corps (9 and 10 Infantry, 1 Cavalry Divisions) on the Crozat Canal. The French arrived, however, without artillery, but on the night of the 23, they occupied the battle area on the right flank of the British.

The achievement of the 18 th army line of the Crozat channel and the successful promotion of the latter to the Somme raised the question of developing success on the left flank before the German command. In 9 hours 15 minutes 23 in March E. von Ludendorff pointed to the need to pursue the British 2 and 18 armies over the river. Sommu In 10 hours 20 minutes followed by a directive, according to which the 17-I army was to attack Arras - S. Paul, and the left flank on Miromon. The 2 Army indicated the direction to Miromon - Lyon, and the 18 Army indicated on Scholne - Noyon.


1 schema. The direction of the onset of the German armies.

This moment was a turning point for the strategic development of the operation, radically changing the main directive to the offensive of “Michael” from March 10. According to the latter, the 18 Army was supposed to, after entering the line r. Somme, extend your right flank to Perron. Now, much of the 2 Army should have advanced south of the Somme. And with this the center of gravity of the operation moved to the southern flank, while in the northern one only a part of the 2 and 17 armies remained to strike.

Under the influence of tactical success on the left flank of the shock group, the German Main Apartment was more and more inclined to think about abandoning the original plan of defeating the British. Operational orders from 23 March transformed the original plan, breaking its core idea.

March 23 The 17 Army south of Skarpa launched an offensive on its right flank, while its main forces continued to advance in a southwesterly direction - on Bapom. The army was faced with the difficult task of reaching the left shoulder - in order to rearrange the front to the north-west.

2-th army 23 March reached the line p. Somme - at Perron and south of the latter. The successes on the front of the 18 Army, which forced the Somme and Crozat channel, were significant again. Thus, part of the 2 and 18 armies were already advancing in accordance with the new directive - in the western direction, on Amiens.

The new successes achieved by the Germans on March 23 and the launch of the Somme line made the position of the Allies very serious. On this day, the German long-range guns from the La Fer district began shelling Paris.

The British 3 Army still put up stubborn resistance north of the Somme and, especially, at Arras. But to the south, the position of the heavily damaged 5 Army became critical - and this seriously threatened the strength of the British-French interface.

The French 5 Corps 23 March was thrown back to Noyon - and along the course of the river. Oise formed a breakthrough between the British and French fronts. Although the Allies managed to “shut up” this breakthrough, the joint and the Paris direction were under threat. Now the French command hastily began to pull up its reserves. Parts of the 1 Army from the area west of Nancy were transferred by car to the Mondidier area. Here, together with the 3 Army, they formed a group of reserve armies under the command of General E. M. Fayol.


1. EM. Fayol.

24 March brought the Germans new major successes. Despite the persistent resistance of the British between Skarpa and Somme, the 17 Army managed to advance its left flank, take Bap and turn to the front to the west. The 2 Army broke through in the Komble area and entered the battlefields of the 1916 Somme of the year. In the Perron area, the left flank of the 2 Army forced the Somme. The 18 Army, meeting on the left flank already noticeable resistance of the French reserves in time, nevertheless advanced to the Nel-Noyon front.

On March 25, the Germans continued their offensive on the entire front - despite attempts by the French 3 Army to go on the offensive between the Somme and Oise. The 18 army responded with a blow in the direction of Mondidier. North, the Germans also continued to advance successfully - and the 17-I army, having overcome the British defenses south of the Skarpa, reached the sources of the r. Left flank. Ankr. Thus, the risky reversal of the left shoulder on almost 90 ° was O. von Belov successfully implemented.

26 March - the culmination of the operation "Michael". 17-I army developed an offensive to the north-west, 2-I army reached the river. Ankr and occupied Albert. The 18-I army captured Rua and Noyon, approaching Mondidier.

25 - March 26 Allied position has become critical. The British 3 Army, which received reserves and, after suffering relatively small losses, was driven back to the north-west. But the British 5-I army, retreating to Amiens, suffered huge losses, and by the evening of March 25 virtually ceased to exist. The front between the British and the French in the strip between Avra ​​and Oise was broken through, and an 15-kilometer-long gap was formed between the allied armies. The inner flanks of the Allied fronts were exposed, and the fall of Amiens was to finally separate the Allied armies, leading to a catastrophe.

The Allied Command was in shock. D. Haig planned a retreat on the coast of the English Channel, and A. Petain prepared for the evacuation of Paris.

In one of the post-war articles, F. Foch described these days as follows: “Petain intended to retreat for Paris, and Haig to the sea. The gates were opened to the Germans, and this meant a complete defeat. "

All signs of demoralization appeared in the retreating British troops. On the roads leading to the west, there were parks, carts and refugees. Among the latter, there were also groups of exhausted British soldiers. An officer of the French 5 Cavalry Division recalled: "It was a sad picture of a lost battle, which we last observed in 1914 year."

If at this moment the Germans had thrown into the breakthrough cavalry formed between the British and the French (which continued to be in the East), a catastrophe was inevitable. That is what D. Haig thought. And on this difficult day, the Allied Military Council convened in Dullans - Lord A. Milner (member of the military office of D. Lloyd-George), General G. Wilson (Chief of the British General Staff), R. Poincare, J. Clemenceau, arrived to him. Petain, D. Haig and F. Foch. English Major Lytton, who attended the meeting, described the depressed mood of its participants, saying that the meeting was reminiscent of "a council of famous doctors by the bed of a dying patient."

Only F. Foch was more optimistic - and at Milner’s suggestion, in his person, finally, the commander-in-chief of all the allied armies was chosen, who was to "coordinate the operational actions of the allied armies in the French theater of military operations." True, the unified command of the de facto began to be realized only from April 3, when the “strategic leadership of military operations” was officially transferred to F. Foch at the conference in Beauvais. The title of commander in chief of all the allied armies F. Foch received only at the end of April. But the decision of the Dullan meeting was a turning point in the creation of the All-Union Command - which affected the state of affairs at the front.

Already on the night of March 27, the energetic and temperamental F. Foch outlined his operational considerations to D. Heigu and A. Petain. "The main task of the moment is to restore the broken communication between the British and the French" - this was the first postulate. Of the most important tasks (covering Amiens, Paris, ports on the English Channel), F. Foch foresightedly identified the most important and consolidating allies - Amiens.

Amiens was of exceptional importance - through it passed the only railway linking the British and French armies. This task formed the basis for the subsequent operational actions of the Allies. F. Foch developed the operational measures that had already been taken by A. Petain.

Large French reserves - 1-I and 3-I armies under the general command of E.-M. Fayola - already 25 March concentrated between Avra ​​and Oise. On March 26, the broken English 5 Army was replaced by the British 4 Army of General G.-S. Rawlinson. A group of two French and one British armies, 26 March, came under the command of E.-M. Fayola, to whom F. Foch, still finding it difficult to determine where the Germans inflicted the main attack (on Amiens or Paris), gave the order “to block the Germans on the road to Paris and cover Amiens”.

"Michael". The March offensive of the 1918 Kaiser army in France. Part of 5

2. From left to right: G.-S. Rawlinson, G. Ch. Plumer, D. G. Bing, King George V, D. Haig, G. S. Horn.

On the evening of 26, a break between the British and the French was closed.

This moment became a crisis of operation. If before him the German offensive went on increasing, then from March 27 it continued though (even with success), but nevertheless it began to fade out gradually. Allied resistance is becoming increasingly steadfast.

F. Foch tried to concentrate maximum forces north of the Oise, causing reserves from Alsace-Lorraine and Italy. Until April 5, he managed to pull into the area: 14 corps commanders, 2 commanders of cavalry corps, 45 infantry and 6 cavalry divisions.

The appearance of large French forces north of the Oise and, accordingly, March 25, a noticeable increase in resistance on the left flank of the 18 Army, raised the question of a scheme for further actions against the French before the German command.

The initial plan of the operation, as we noted, was broken by 23 in March, when part of the 2 and 18 armies were ordered to advance westward through the Somme - which they managed to leave behind March 26. Even then, the center of gravity of the operation was shifted to the southern flank. Now, still starting from the fact of a major tactical success on the front of the 18 Army, the High Command found it necessary to continue the offensive in this direction - and beat the appropriate French reserves in parts. The new goal expanded the original task - now both the British and the French had to be crushed at the same time. Moreover, the largest part of the German forces - part of the 2 and 18 armies - were to strike at the French. The British were considered so defeated that the 17-I army and one was recognized strong enough to finally do away with them.

Thus, the strategic objectives of the operation were changed. Accordingly, the direction of attack has changed.

March 26. The High Command issued a directive according to which the 18 Army should make a right shoulder traverse along the Avra ​​River, advancing on the Right flank at Tartigny and the left flank at Compiegne, and the Left Flank should advance south of the Somme (through Avru) and further to Breteuil. The 2 Army was to continue the offensive in the western and north-western directions - the right flank in the S. Paul and the left in Airen. At the same time, the 17 and 4 armies were instructed to complete the preparation of the Mars attack.

Thus, the greatest forces were now heading south-west — and the operation received the opposite direction to the original one. The following scheme for moving reserves during an operation illustrates this fact.


2 schema. The movement of German reserves.

Moreover, the new lines of attack were becoming eccentric, and the strike force from the 3's armies turned into wide-spread fingers. This also had serious tactical consequences: the front of the offensive increased significantly, and its length no longer corresponded to the forces brought into battle. The battle lines became more rarefied, and the force of the strike weakened noticeably. In addition, the offensive could not be supported by so powerful as before artillery - the nomination of the latter through the dug up shells and wire fields of battle became very difficult and often impossible. In this situation, a tank could be useful, so unfairly underestimated by the German High Command.

As a result, while the Allied forces grew and fought with increasing stamina, the Germanic forces resolved in space - and weakened. These circumstances predetermined the further course of the offensive, which, despite the success achieved in the future, began to decline since March 26.

March 27 The 17 Army unsuccessfully attacked Arras, advancing only in the area of ​​Buqua.

The 2 Army was met with powerful English counterattacks from Albert and was able to advance only along the Somme, where it took Say. It became obvious that the German offensive north of the Somme was getting exhausted.


3. Germans are infantrymen in the Somme region. 1918 year.

To be continued
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. XII Legion
    XII Legion 11 December 2017 07: 22 New
    20
    Dunkirk could have happened 22 years earlier
    All the signs of demoralization appeared in the retreating British troops. Parks, wagons, and refugees ran along roads leading west.

    What a fine line separates victory from defeat
    “It was a sad picture of the lost battle that we last observed in 1914.”

    Second time after the Border Battle
    Thanks to the German command for his mistakes and to Marshal Foch for perseverance and foresight.
    Thank you!
  2. soldier
    soldier 11 December 2017 09: 12 New
    17
    “Petain intended to retreat beyond Paris, and Haig - to the sea. The gates were opened to the Germans, and this meant a complete defeat. "

    And once again the former Russian front played its role, fettered a bunch of troops, including mobile ones. And the failure of the March offensive is the failure of the whole Great German offensive. The rest is the details.
    The contribution even to the final campaign of Russia is very large
  3. antivirus
    antivirus 11 December 2017 09: 18 New
    +1
    1st and 3rd armies under the general command of E.-M. Fayola - on March 25, they concentrated between Avra ​​and Oise. On March 26, the defeated English 5th Army was replaced by the English 4th Army of General G.-S. Rawlinson. A group of two French and one British armies on March 26 came under the command of E.-M. Fayola

    how easy it was then to drive 100 thousand in a threatened direction-
    -100 years before building roads and populating peasants.
    Russia is great, but you can only live with Sobyanin in Moscow. More and no need to conquer anything from us
    1. soldier
      soldier 11 December 2017 09: 36 New
      17
      And on our front, 100 thousand were driven in a threatened direction. For example, in the Vilna operation. And even in many ways they did without railway.
      Though. Off-road is Russia's strategic advantage and, in combination, is one of its troubles (fools are more dangerous).
      We live slowly and not with Sobyanin. Maybe the truth is we don’t live - but we exist?
      1. antivirus
        antivirus 11 December 2017 09: 39 New
        +3
        30 years ago it began - That’s how you should live set the guidelines for the level of consumption in the USA and Europe.
        Only M lives near European.
        All of Russia - in Russian-- this is not bad and not good .. FOR ANOTHER COCK
        1. soldier
          soldier 11 December 2017 13: 00 New
          17
          So obviously the "Dunkirk syndrome" appeared in the British long before the 40th year - since the time of large-scale participation in the database in Europe.
          All the same, I will not watch the modern film "Dunkirk". Did not look?
          1. Horseman without a head
            Horseman without a head 11 December 2017 18: 26 New
            15
            I watched
            Not bad
            Trample for once
  4. Some kind of compote
    Some kind of compote 11 December 2017 14: 26 New
    18
    Foch deservedly received both a post and then laurels
    And this is what unified command means
    Fine
  5. Blue cop
    Blue cop 11 December 2017 19: 33 New
    15
    good
    We look forward to continuing

«Михаэль». Мартовское наступление кайзеровской армии 1918 г. во Франции. Часть 5

В 3 часа 30 минут 21 марта германская артиллерия открыла ураганный огонь на 80-километровом фронте от Круазиль до Ля-Фер. С демонстративными целями такой же огонь был открыт к северу и югу от фронта главного удара.

Два часа артиллерийский огонь был сосредоточен на английских батареях, а затем был перенесен на позиции пехоты. В 9 часов огонь стянулся в огневой вал, который начал медленное продвижение вперед. Под его прикрытием из окопов поднялись густые цепи пехоты германских ударных дивизий. К 10 часам английские войска были полностью подавлены огнем невиданной до сих пор силы. Началось наступление трех германских армий.

17-я армия, наступавшая в юго-западном направлении, действовала против наиболее сильного противника – и к вечеру 21 марта ей удалось достичь лишь второй линии английских позиций, продвинувшись на глубину 2 - 3 км. 2-я армия, наступавшая на запад, встретила сильное сопротивление у высоты Эпехи. Но высота была обойдена с севера и юга.


Комбинированный удар 17-й и 2-й армий в первый же день операции охватил дугу у Камбрэ. Наибольший успех в первый день наступления имела 18-я армия - продвинувшаяся к вечеру 21 марта на глубину 5 - 6 км.

22 марта также принесло германцам большие успехи - им удалось овладеть второй линией и преодолеть артиллерийские позиции англичан.

17-я армия двигалась в южном направлении, а 2-я армия достигла линии Нюрлю - Голенкур. Англичане в районе Камбрэ угодили в мешок – и пришлось спешно его оставлять. Наиболее значительны в этот день вновь были успехи на фронте 18-й армии - которая левым флангом достигла линии Крозатского канала, отбросив английскую 5-ю армию на западный берег последнего. 5-я армия понесла большие потери.

Т. о., на второй день операции тактический успех германцев на левом фланге, южнее С.-Кантен, был несомненен. Вопрос заключался лишь в том - успеет ли их противник своевременно сосредоточить необходимые резервы.

Такой сценарий развития событий стал для союзников полной неожиданностью. Д. Хейг, как ранее отмечалось, знал о направлении удара германцев – но темпы развития прорыва ошеломляли. Да и краткая артиллерийская подготовка заставляла усомниться в том – главный ли это удар германцев. Слабость правого фланга англичан и достигнутые германцами южнее С.-Кантен тактические успехи заставили французское командование уже 22 марта сосредоточить к Крозатскому каналу 5-й армейский корпус (9-я и 10-я пехотные, 1 кавалерийская дивизии). Французы прибыли, правда, без артиллерии, но в ночь на 23-е заняли боевой участок на правом фланге англичан.

Достижение 18-й армией линии Крозатского канала и успешное продвижение последней к Сомме поставили перед германским командованием вопрос о развитии успеха на левом фланге. В 9 часов 15 минут 23 марта Э. фон Людендорф указал на необходимость преследования англичан 2-й и 18-й армиями за р. Сомму. В 10 часов 20 минут последовала директива, согласно которой 17-я армия должна была наступать на Аррас - С. Поль, а левым флангом на Миромон. 2-й армии указывалось направление на Миромон - Лион, а 18-й армии - на Шольне - Нуайон.


Схема 1. Направление наступления германских армий.

Этот момент стал поворотным для стратегического развития операции, коренным образом изменяя главную директиву к наступлению «Михаэль» от 10 марта. Согласно последней, 18-я армия должна была, после выхода на линию р. Соммы, продлить свой правый фланг до Перрона. Теперь же южнее Соммы должна была наступать и значительная часть 2-й армии. И этим центр тяжести операции перемещался на южный фланг, в то время как на северном для нанесения удара оставались лишь часть 2-й и 17-я армии.

Под влиянием тактического успеха на левом фланге ударной группировки германская Главная квартира все более склонялась к мысли отказаться от первоначального плана – разгромить англичан. Оперативные распоряжения от 23 марта трансформировали первоначальный план, сломав его основную идею.

23 марта 17-я армия южнее Скарпы перешла в наступление своим правым флангом, в то время как ее главные силы продолжали продвижение в юго-западном направлении - на Бапом. Армии предстояла трудная задача захождения левым плечом - чтобы перестроиться фронтом на северо-запад.

2-я армия 23 марта достигла линии р. Сомма - у Перрона и южнее последнего. Вновь значительными были успехи на фронте 18-й армии, которая форсировала Сомму и Крозатский канал. Т. о., часть 2-й и 18-я армии наступали уже в соответствии с новой директивой - в западном направлении, на Амьен.

Достигнутые германцами 23 марта новые успехи и выход на линию Соммы делали положение союзников очень серьезным. В этот день германские орудия сверхдальней стрельбы из района Ля-Фер начали обстрел Парижа.

Английская 3-я армия еще оказывала упорное сопротивление севернее Соммы и, особенно, у Арраса. Но южнее положение сильно пострадавшей 5-й армии становилось критическим – и это серьезно угрожало прочности стыка англичан и французов.

Французский 5-й корпус 23 марта был отброшен к Нуайону - и вдоль течения р. Уаза образовался прорыв между английским и французским фронтами. Хотя союзникам удалось «заткнуть» этот прорыв, стык и парижское направление были под угрозой. Теперь французское командование стало спешно подтягивать свои резервы. Части 1-й армии из района западнее Нанси были на автомобилях переброшены в район Мондидье. Здесь вместе с 3-й армией они образовали группу резервных армий под командованием генерала Э. М. Файоля.


1. Э.-М. Файоль.

24-е марта принесло германцам новые крупные успехи. Несмотря на стойкое сопротивление англичан между Скарпой и Соммой, 17-й армии удалось продвинуть свой левый фланг, взять Бапом и развернуться фронтом на запад. 2-я армия прорвалась в районе Комбля и вышла на поля битвы у Соммы 1916 года. В районе Перрона левый фланг 2-й армии форсировал Сомму. 18-я армия, встречая на левом фланге уже заметное сопротивление подоспевших французских резервов, все же продвинулась на фронт Нель-Нуайон.

25 марта наступление германцев продолжалось на всем фронте - несмотря на попытки французской 3-й армии перейти в наступление между Соммой и Уазой. 18-я армия ответила на это ударом в направлении на Мондидье. Севернее германцы также продолжали успешно продвигаться - причем 17-я армия, преодолев британскую оборону южнее Скарпы, левым флангом достигла истоков р. Анкр. Таким образом, рискованный разворот левым плечом почти на 90° был О. фон Беловым успешно реализован.

26 марта - кульминация операции «Михаэль». 17-я армия развивала наступление на северо-запад, 2-я армия достигла течения р. Анкр и заняла Альбер. 18-я армия овладела Руа и Нуайоном, приближаясь к Мондидье.

25 - 26 марта положение союзников стало критическим. Английская 3-я армия, получившая резервы и, понеся сравнительно небольшие потери, была отброшена в северо-западном направлении. Но английская 5-я армия, отступившая на Амьен, понесла огромные потери, и к вечеру 25 марта фактически прекратила существовать. Фронт между англичанами и французами в полосе между Аврой и Уазой был прорван, и между союзными армиями образовалась 15-километровая брешь. Обнажились внутренние фланги союзных фронтов, а падение Амьена должно было окончательно разъединить союзные армии, приведя к катастрофе.

Союзное командование находилось в шоке. Д. Хейг планировал отступление на побережье Ла-Манша, а А. Петэн готовился к эвакуации Парижа.

В одной послевоенных статей Ф. Фош так характеризовал эти дни: «Петэн намеревался отступать за Париж, а Хейг - к морю. Ворота были германцам раскрыты, и это означало полное поражение».

В отступивших английских войсках появились все признаки деморализации. По дорогам, ведущим на запад, тянулись парки, обозы и беженцы. Среди последних встречались и группы изможденных английских солдат. Офицер французской 5-й кавалерийской дивизии вспоминал: «Это была печальная картина проигранного сражения, которую мы в последний раз наблюдали в 1914 году».

Если бы в этот момент германцы бросили в образовавшийся между англичанами и французами прорыв кавалерию (которая продолжала находиться на Востоке), катастрофа была неизбежна. Именно так считал Д. Хейг. И в этот тяжелый день в Дуллансе собрался союзный военный совет - на него прибыли лорд А. Мильнер (член военного кабинета Д. Ллойд-Джорджа), генерал Г. Вильсон (начальник британского Генштаба), Р. Пуанкарэ, Ж. Клемансо, А. Петэн, Д. Хейг и Ф. Фош. Английский майор Литтон, присутствовавший на заседании, охарактеризовал подавленное настроение его участников, сообщив, что совещание напоминало «консилиум знаменитых врачей у кровати умирающего больного».

Более оптимистически был настроен один лишь Ф. Фош - и по предложению Мильнера в его лице наконец-таки был выбран главнокомандующий всеми союзными армиями, который должен был «согласовать оперативные действия союзных армий на французском театре военных действий». Правда, единое командование де-факто стало реализовываться лишь с 3 апреля, когда Ф. Фошу на конференции в Бовэ было официально передано «стратегическое руководство военными операциями». Звание же главнокомандующего всеми союзными армиями Ф. Фош получил лишь в конце апреля. Но постановление Дулланского совещания стало поворотным моментом в вопросе создания общесоюзного командования – что сказалось и на положении дел на фронте.

Уже в ночь на 27 марта энергичный и темпераментный Ф. Фош изложил Д. Хейгу и А. Петэну свои оперативные соображения. «Главная задача момента заключается в восстановлении нарушенной связи между англичанами и французами» - таков был первый постулат. Из комплекса важнейших задач (прикрытие Амьена, Парижа, портов на берегу Ла-Манша) Ф. Фош прозорливо выделил самую важную и консолидирующую союзников - Амьен.

Амьен имел исключительное значение - через него проходила единственная железная дорога, связывавшая английские и французские армии. Эта задача и легла в основу последующих оперативных действий союзников. Ф. Фош развил и оперативные мероприятия, которые уже ранее были приняты А. Петэном.

Крупные французские резервы – 1-я и 3-я армии под общим командованием Э.-М. Файоля - уже 25 марта сосредоточились между Аврой и Уазой. 26 марта разбитая английская 5-я армия была сменена английской 4-й армией генерала Г.-С. Роулинсона. Группа из двух французских и одной английской армий 26 марта поступила под командование Э.-М. Файоля, которому Ф. Фош, еще затрудняясь определить - куда германцы наносят главный удар (на Амьен или Париж) отдал приказ «преградить германцам дорогу на Париж и прикрыть Амьен».

«Михаэль». Мартовское наступление кайзеровской армии 1918 г. во Франции. Часть 5

2. Слева направо: Г.-С. Роулинсон, Г. Ч. Плюмер, Д. Г. Бинг, король Георг V, Д. Хейг, Г. С. Хорн.

Вечером 26-го был закрыт прорыв между англичанами и французами.

Этот момент стал кризисом операции. Если до него германское наступление шло по нарастающей, то с 27 марта оно хоть и продолжалось (даже с успехом), но все же начало постепенно затухать. Сопротивление союзников становится все более стойким.

Ф. Фош пытался сосредоточить севернее Уазы максимальные силы, вызвав резервы из Эльзас-Лотарингии и Италии. До 5 апреля ему удалось стянуть в этот район: 14 корпусных командований, 2 командования кавалерийских корпусов, 45 пехотных и 6 кавалерийских дивизий.

Появление севернее Уазы крупных французских сил и, соответственно, уже 25 марта заметное усиление сопротивления на левом фланге 18-й армии - поставили перед германским командованием вопрос о схеме дальнейших действий против французов.

Первоначальный замысел операции, как мы отмечали, был нарушен уже 23 марта, когда часть 2-й и 18-я армии получили приказ наступать в западном направлении через Сомму - которую они успели к 26 марту оставить далеко позади. Уже тогда центр тяжести операции был перенесен на южный фланг. Теперь, все также отталкиваясь от факта крупного тактического успеха на фронте 18-й армии, Верховное командование сочло необходимым продолжать наступление на данном направлении - и бить подходящие французские резервы по частям. Новая цель расширяла первоначальную задачу – теперь одновременно следовало разгромить и англичан, и французов. Причем наибольшая часть германских сил - часть 2-й и 18-я армии - должны были наносить удар по французам. Англичане считались настолько разгромленными, что 17-я армия и одна признавалась достаточно сильной, чтобы окончательно с ними покончить.

Т. о., стратегические цели операции были изменены. Соответственно, изменились и направления наступления.

26 марта Верховное командование отдало директиву, в соответствии с которой 18-я армия должна совершать захождение правым плечом вдоль реки Авры, наступая правым флангом на Тартиньи и левым - на Компьен, а 2-я армия левым флангом должна наступать южнее Соммы (через Авру) и далее на Бретейль. 17-я армия должна была продолжать наступление в западном и северо-западном направлениях - правым флангом на С.-Поль и левым на Айрен. Вместе с тем, 4-й и 6-й армиям предписывалось закончить подготовку наступления «Марс».

Т. о., наибольшие силы теперь направлялись на юго-запад - и операция получала направление, противоположное первоначальному. Приводимая ниже схема перемещения резервов во время операции иллюстрирует этот факт.


Схема 2. Передвижение германских резервов.

Новые направления наступления становились к тому же эксцентрическими - и ударный кулак из 3-х армий превращался в растопыренные пальцы. Это имело и тяжелые тактические последствия: фронт наступления значительно увеличивался, и его протяженность уже не соответствовало введенным в бой силам. Боевые линии становились более разреженными, а сила удара заметно ослабевала. К тому же, наступление не могло быть поддержано столь мощной как прежде артиллерией - выдвижение последней через изрытые снарядами и опутанные проволокой поля сражений становилось очень трудным, а зачастую и невозможным. В этой ситуации мог пригодиться танк, так несправедливо недооцененный германским Верховным командованием.

В итоге, тогда как силы союзников нарастали и сражались все с большей стойкостью, силы германцев рассасывались в пространстве - и ослабевали. Эти обстоятельства предопределяли дальнейший ход наступления, которое, несмотря на достигнутые в дальнейшем успехи, с 26 марта пошло на убыль.

27 марта 17-я армия безуспешно наступала на Аррас, продвинувшись вперед лишь в районе Букуа.

2-я армия была встречена мощными английскими контратаками у Альбера и смогла продвинуться лишь вдоль Соммы, где взяла Сайи. Становилось очевидным, что германское наступление севернее Соммы выдыхается.


3. Германцы пехотинцы в районе Соммы. 1918 год.

Окончание следует
Автор: Олейников Алексей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. XII легион (Цезарь) 11 декабря 2017 07:22
    Дюнкерк мог произойти на 22 года раньше
    В отступивших английских войсках появились все признаки деморализации. По дорогам, ведущим на запад, тянулись парки, обозы и беженцы.

    Какая тонкая грань отделяет победу от поражения
    «Это была печальная картина проигранного сражения, которую мы в последний раз наблюдали в 1914 году»

    Второй раз после Приграничного сражения
    Благодарочка германскому командованию за его ошибки и маршалу Фошу за стойкость и дальновидность.
    Спасибо!
  2. солдатъ (Федор Иванович) 11 декабря 2017 09:12
    «Петэн намеревался отступать за Париж, а Хейг - к морю. Ворота были германцам раскрыты, и это означало полное поражение»

    И вновь сыграл свою роль бывший Русский фронт, сковавший кучу войск, включая мобильные. А неудача мартовского наступления - неудача всего Большого наступления немцев. Остальное - уже детали.
    Вклад даже в финальную кампанию России - очень велик
  3. антивирус 11 декабря 2017 09:18
    1-я и 3-я армии под общим командованием Э.-М. Файоля - уже 25 марта сосредоточились между Аврой и Уазой. 26 марта разбитая английская 5-я армия была сменена английской 4-й армией генерала Г.-С. Роулинсона. Группа из двух французских и одной английской армий 26 марта поступила под командование Э.-М. Файоля

    как просто тогда было гонять по 100 тыс в угрожаемое направление-
    -100 ЛЕТ ДО ТОГО СТРОИТЬ ДОРОГИ И ЗАСЕЛЯТЬ КРЕСТЬЯНАМИ.
    велика Россия, а жить можно только у Собянина в Москве. Больше и не надо ни чего завоевывать у нас
    1. солдатъ (Федор Иванович) 11 декабря 2017 09:36
      И на нашем фронте 100 тыс. гоняли на угрожаемое направление. Например в Виленской операции. И даже во многом без ж/д обошлись.
      Хотя. Бездорожье - стратегическое преимущество России и по совместительству одна из ее бед (дураки - опаснее).
      Живем потихоньку и не у Собянина. Может правда не живем - а существуем?
      1. антивирус 11 декабря 2017 09:39
        30 лет назад начиналось --Вот как надо жить задали ориентиры на уровень потребления США и З Европы.
        Только М живет околоевропейски.
        Вся Россия -по русски-- это не плохо и не хорошо..ПО ДРУГОМУ кочану
        1. солдатъ (Федор Иванович) 11 декабря 2017 13:00
          Так что очевидно "синдром Дюнкерка" появился у англичан задолго до 40-го года - со времени широкомасштабного участия в бд в Европе.
          Все никак современный фильм "Дюнкерк" не посмотрю. Не смотрели?
          1. Всадник без головы (Толик) 11 декабря 2017 18:26
            Я смотрел
            Ниче так
            На разок попрет
  4. Какой-то Компот (Невесть кто) 11 декабря 2017 14:26
    Фош заслуженно получил и должность и потом лавры
    И вот что значит единое командование
    Отлично
  5. Синий Мент (Антон) 11 декабря 2017 19:33
    good
    Ждем продолжения
Картина дня