Military Review

Germany's last hope. The former Russian front and the fate of the 1918 campaign on the French front of the First World War

16
20. 11. 1917 in the city of Brest-Litovsk - the seat of the headquarters of the command of the German Eastern Front - negotiations began to conclude a separate peace treaty between the authorities of the new Russia and the command of the enemy.



The leaders of the Russian delegation arrive at the station Brest-Litovsk.

The very next day, among the conditions for negotiations, the Soviet delegation proposed to evacuate German troops from the Moonzund islands and from the Riga region, while banning the transfer of German troops from the Russian front to the French.

It is obvious that these conditions were unattainable. The Germans did not want to lose the results of the Riga operation and the "Albion" operation. And they considered the liquidation of the Eastern Front as the most important prerequisite for a possible prospective victory on the Western Front - having strengthened at the expense of the formations of the former Russian Front, they planned, concentrating the maximum number of their troops in France, to try to deliver a crushing and decisive blow to the Anglo-French before the mass arrival US troops on the European continent, winning the war. But the Russian delegation showed concern for the interests of the allies (now former) on the Entente.

It was possible to reach an agreement that after the conclusion of a temporary truce (24. 11. - 04. 12.) The troops of both opponents remain in their positions, and the transfer of German troops (except for those that have already begun) ceases. The next negotiation phase ended on December 2 with a continuous truce for 28 days, beginning on December 4. His conditions confirmed that new transfers of German troops from the Eastern Front to the Western were unacceptable.

But here it is worth noting the fact that the truce was necessary for Germany precisely for the organization of such military transfers to the Western Front. And the truce was used for its intended purpose: from November 1917, the Russian front becomes a “power source” for other German fronts: if in November it intensified on the 4 infantry divisions, then the 10 divisions left it - all to the French front.

E. von Ludendorff stated that the Eastern Front was to share many forces with the Western [Ludendorff E. von. My memories of the 1914 – 1918 war. M.-H., 2005. C. 486]. And this process only gained momentum: in December 1917 - January 1918 from the Eastern Front to the Western one, 19 of German infantry divisions set off. This was carried out before the conclusion of the contract - during the truce. Moreover, at the time of the truce, troop movements reached a maximum: if, as already noted, in the 2 month (December-January), only 19 divisions were deployed from the Russian front to the French in the next 4 month (February-May).

On March 3, a separate peace treaty was signed in Brest-Litovsk between the RSFSR and the four states of the German bloc. It meant Russia's withdrawal from World War I and the loss to it of the territory in which a third of the population of the former Russian Empire lived. Up to a third of cultivated agricultural land, resources of the railway network, more than a third of the textile industry, etc. were lost. Even the most terrible military defeat could not lead to such conditions that the new leadership of the state went to — five minutes later the winner in world war.

This event greatly influenced the folding of the Romanian front - as a result, the Entente Eastern Front was liquidated.

03. 03. 1918 was the day when Russia’s participation in the First World War was complete, although Russian military contingents continued to fight as part of the Allied armies, and the former Eastern Front bound a large number of Austro-German troops.

But peace in the East allowed the powers of the German bloc not only to continue the war, but also, making it possible to concentrate the maximum possible forces in the West, to try to realize the last chance of victory. The collapse of the Caucasian front unleashed the hands of Turkey, which could intensify its actions against British troops in the Middle East and Mesopotamia.

The German unit was able to win an extra year. This fact is confirmed by an employee of the French General Staff, a military statistics researcher, Lieutenant Colonel Larcher, who wrote that since October 1917 there has been an "emptying" of the Russian front in favor of the French - as if they were two communicating vessels. The freedom of action of the high command of the enemy became very wide only from this moment - the moment that freed up a lot of German troops on the Russian front, allowing four fifths of all forces in the west to be concentrated at the beginning of 1918. Considering that the Russian front consumed most of the Austro-Hungarian troops, it is highly likely that if Russia continued to fight as vigorously in the 1917 campaign as in 1916, the Danube Empire collapsed in 1917 and the world war would be reduced by a year [Lieutenant Colonel Larshe. Some statistics of the 1914-1918 war. // Military alien. 1934. No. 12. C. 128]. The cavalry general A. A. Brusilov, commander-in-chief of the armies of the South-Western front, agrees with him. [Conversation with General Brusilov // Annals of the War 1914-1916. No. 110. C. 1760].

But, despite the withdrawal from the war, Russia held down large forces (over a million Austro-German soldiers and officers; only the German infantry divisions in November 1917 - more than 70) of the enemy, who continued to spend, despite the limited material and technical resources (aggravated by the blockade) huge funds for the provision of infrastructure and military contingent on the former Russian front.

Germany’s last hope - the spring offensive of 1918 in France did not translate into strategic success, including because there were no moving forces to develop the success achieved - the cavalry (9 cavalry divisions) was concentrated in the east.

As noted by the Soviet military historian division commander V. A. Melikov, “... the presence of a mobile kind of cavalry in the form of cavalry in the first March breakthrough on Amiens ... as the researchers of World War (Kul, Sect, Brando, etc.) confirm for the germans. Thrown into a breakthrough, pursuing a retreating enemy, the cavalry would seize Amiens railway junction, in 15 km from which the exhausted German infantry lay ” [Melikov V. A. Strategic deployment from the experience of the First Imperialist War 1914-1918. and the Civil War in the USSR. T. 1. M., 1939. C. 364].

The former quartermaster general of the German General Staff, General of the Infantry G. von Kul, said that the presence of large cavalry formations in the Amiens direction among the Germans could create a decisive role in the question of seizing Amiens: if the cavalry entered into the wide gap that formed opposite the right flank the German 18 Army (Fukukur - south of Roy) at the junction of the British and French armies, she would not only have detained, catching them by surprise, being transferred (by rail and by car) to the French the divisions, overturned the allied artillery that came up without cover, but also sowed panic in the rear of the French and British troops, who were still fighting the 18 army and the left flank of the 2 army [Melikov V. A. Decree. cit. C. 464].

The fear that the Eastern Front inspired the Germans was such that the High Command of the Second Reich held considerable forces here even during the period of heavy and momentous battles in France X. E. E. von Ludendorff noted that even though the Russian army was not a combat factor in this period , but the Russian front could be revived every minute [K. Perepelovsky. The Role and Importance of the Russian Front in the 1914 — 1917 War. according to foreign military sources // Military Profit. 1971. No. 112. C. 5].

By the beginning of Operation Michael, the former Eastern Front held only German infantry divisions up to 50. Is it a lot or a little? Everything is relative, for example, in the “Michael” operation 62 of the German divisions was originally involved.

E. von Ludendorff did not have enough divisions left in the East during the last throw to Paris, and the lack of these troops in France at a crucial moment is called fatal for the Germans by the circumstance and their last and fatal strategic mistake.


Germans in Kiev. March 1918
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. XII Legion
    XII Legion 13 December 2017 07: 13
    19
    Our front also had a decisive influence on the last World War I campaign - affecting the Entente's final military victory.
    Although the delegations tried to limit German transfers from east to west in the agreements, the strategic factors turned out to be more significant
  2. parusnik
    parusnik 13 December 2017 07: 45
    +2
    On March 3, a separate peace treaty was signed in Brest-Litovsk - between the RSFSR and the four states of the German bloc.
    .... Probably somehow it is not convenient to write that a month before this, the UNR authorities signed peace in Brest, and from that moment, the Austro-German troops surged into Ukraine ...
    1. soldier
      soldier 13 December 2017 07: 52
      18
      E. von Ludendorff did not have enough divisions left in the East during the last throw to Paris, and the lack of these troops in France at a crucial moment is called fatal for the Germans by the circumstance and their last and fatal strategic mistake.

      There is such a thing
      parusnik
      Probably somehow it’s not convenient to write that a month before that, the UNR authorities signed peace in Brest, and from that moment, Austro-German troops surged into Ukraine

      Why is it inconvenient?
      It is about the end of the participation of RUSSIA in the WWII. The Brest-Litovsk peace treaty determined this process. And as the actual successor of the RR, the Germans defined Russia as if
    2. Monarchist
      Monarchist 13 December 2017 09: 03
      +7
      Dear Sailboat, where did the UPR come from? While there was RI, NO ONE KNEWS SUCH
      1. parusnik
        parusnik 13 December 2017 09: 40
        +3
        Yes, under Kerensky the Central Rada was also called, and the national Ukrainian units L.G. Kornilov instructed to form, this is written in Skorpadsky’s memoirs ...
    3. Gopnik
      Gopnik 13 December 2017 12: 18
      +6
      And what is inconvenient in this? What did the Bolsheviks recognize the UPR? German-Austrian troops “surged” into Ukraine from February 18, 1918, as part of their general offensive on the Eastern Front, which ended in the Brest Peace.
  3. Monarchist
    Monarchist 13 December 2017 08: 59
    +4
    Quote: XII legion
    Our front also had a decisive influence on the last World War I campaign - affecting the Entente's final military victory.
    Although the delegations tried to limit German transfers from east to west in the agreements, the strategic factors turned out to be more significant

    The German command was not going to limit itself to a treaty
  4. soldier
    soldier 13 December 2017 09: 39
    17
    Yes, in the absence of military force, the treaty turns into a simple piece of paper.
    And the allies, who boast of a "pure" alleged victory in the 1918 campaign (when there was supposedly no Russian front - but de facto, as we see, was) should remember the million-strong group of Austro-Germans in the east - this lyam could become (even in the last year of the war) that weights that will tip the scales of military success and allow the Germans to march across Paris. They didn’t reach the whole 70 km.
  5. Kot_Kuzya
    Kot_Kuzya 13 December 2017 10: 13
    +1
    Read Starikov’s book “Who made the Russian revolution”, and everything will become clear, especially with such an incomprehensible Lenin’s condition:
    On November 21 (December 4), the Soviet delegation stated its conditions:

    truce is for 6 months;
    hostilities are suspended on all fronts;
    German troops are withdrawn from Riga and the Moonsund Islands;
    Any transfer of German troops to the Western Front is prohibited.
    As a result of negotiations, an interim agreement was reached:

    a truce is concluded for the period from November 24 (December 7) to December 4 (17);
    troops remain in their positions;
    all troop transfers, except those that have already begun, cease.

    Only Starikov’s version explains this seemingly insane 4th point of the Bolshevik demand.
    1. soldier
      soldier 13 December 2017 10: 15
      19
      Why madness?
      It's just that nothing is being done in diplomacy.
      1. Kot_Kuzya
        Kot_Kuzya 13 December 2017 13: 01
        +1
        Well, this point is proved by the fact that Lenin was brought to power not by German marks, but by British pounds and French francs. Kerensky was also an agent of the Entente, not without reason after the revolution a ship and secret agent Sydney Reilly were sent for him, and he sailed to London.
        1. soldier
          soldier 13 December 2017 13: 12
          16
          Interesting look.
          The truth is what then to do with the fact that the British understood that the arrival of the Bolsheviks would lead to the final dismantling of the Eastern Front - which means that a large burden will fall on the Western Front as a whole and on its English sector in particular (as Michael showed, the Germans struck at exactly the British).
          What then is the purpose of such a drive to power? Temporary Prospect at least stood "For the war to a victorious end."
          However, Buchanan and Paleolog knew about the upcoming February coup - and possibly participated in it. I have no doubt about the February trail of foggy Albion. And the October ...
          One thing is certain - agents gathered at that time: English, German, American. And they made politics. No wonder the favorite accusation later under article 58 is espionage in favor of several countries at once. laughing their intelligence
          hi
          1. Kot_Kuzya
            Kot_Kuzya 13 December 2017 13: 31
            +1
            Therefore, Lenin and made peace under the obligation of Germany not to withdraw German troops from the Eastern Front to the Western. And Germany had no choice but to accept this. As a result, in the summer of 1918, about a million German soldiers and officers were stationed in Ukraine, the Baltic region and Belarus, and this was about 70 infantry divisions. The goal of the British was the destruction of Russia as a single country, its collapse into small parts, as after the WWII collapsed Austria-Hungary and the Ottoman Empire. But fortunately, the Bolsheviks turned out to be excellent organizers and subsequently leaning and gaining strength, sent the English to hell and began to establish a policy of a strong and united Russia. Although Lenin planted the bomb, creating national republics, on the borders of which the USSR fell apart.
            1. soldier
              soldier 13 December 2017 13: 44
              16
              Lenin and made peace under the obligation of Germany not to withdraw German troops from the Eastern Front to the Western. And Germany had no choice but to accept this.

              Yes, that's just it - that Lenin, as a pragmatic politician, knew perfectly well that the Germans would not do this. And the Germans knew that they would not — they needed a truce to prepare in France.
              And the British knew that there would be transfers.
              And then their policy is completely incomprehensible.
              Lenin laid the bomb, creating national republics, on the borders of which the USSR fell apart.

              I completely agree with that. And whether there will be more. I think - the time will come, and we will regret that it is not a unitary state
            2. soldier
              soldier 13 December 2017 13: 46
              17
              Such an amendment
              As a result, in the summer of 1918, about a million German soldiers and officers were stationed in Ukraine, the Baltic region and Belarus, and this was about 70 infantry divisions.

              70 Germans on the Eastern Front - on November 17th
              In the spring of 1918 - 50
              And in the summer, the quantity was still reduced.
  6. Some kind of compote
    Some kind of compote 13 December 2017 19: 00
    15
    Extra year did not help adversary
    The arsonists get their good

Последняя надежда Германии. Бывший Русский фронт и судьба кампании 1918 г. на Французском фронте Первой мировой

20. 11. 1917 г. в г. Брест-Литовск – месте нахождения Ставки командования германского Восточного фронта – начались переговоры о заключении сепаратного мирного договора между властями новой России и командованием противника.


Руководители русской делегации прибывают на станцию Брест-Литовск.

Уже на следующий день среди условий для проведения переговоров советской делегацией было предложено осуществить эвакуацию германских войск с Моонзундских островов и из рижского района, запретив при этом переброски немецких войск с Русского фронта на Французский.


Очевидно, что данные условия были недостижимы. Немцы не желали терять результаты Рижской операции и операции «Альбион». Да и ликвидация Восточного фронта ими рассматривалась в качестве важнейшей предпосылки для возможной перспективной победы на Западном фронте – усилившись за счет соединений бывшего Русского фронта они планировали, сосредоточив максимальное количество своих войск во Франции, попытаться нанести сокрушительный и решающий удар по англо-французам до массового прибытия войск САСШ на европейский континент, выиграв войну. Но российская делегация продемонстрировала заботу об интересах союзников (теперь бывших) по Антанте.

Удалось достигнуть соглашение о том что после заключения временного перемирия (24. 11. – 04. 12.) войска обоих противников остаются на занимаемых позициях, а переброски германских войск (за исключением уже начавшихся) прекращаются. Следующий переговорный этап завершился 2 декабря постоянным перемирием сроком на 28 дней, начинавшегося с 4 декабря. Его условия подтверждали, что новые переброски немецких войск с Восточного фронта на Западный недопустимы.

Но здесь стоит отметить тот факт, что перемирие было нужно Германии именно для организации таких войсковых перебросок на Западный фронт. И перемирие было использовано по назначению: с ноября 1917 г. Русский фронт становится «источником питания» для иных германских фронтов: если в ноябре он усилился на 4 пехотные дивизии, то 10 дивизий с него убыло – все на Французский фронт.

Э. фон Людендорф констатировал, что Восточному фронту предстояло поделиться с Западным многими силами [Людендорф Э. фон. Мои воспоминания о войне 1914–1918 гг. М.-Мн., 2005. С. 486]. И этот процесс лишь набирал обороты: в декабре 1917 г. – январе 1918 г. с Восточного фронта на Западный отправились 19 германских пехотных дивизий. Осуществлялось это еще до заключения договора – в период перемирия. Причем как раз в период перемирия войсковые переброски достигли максимума: если, как уже отмечалось, за 2 месяца (декабрь-январь) с Русского фронта на Французский убыли 19 дивизий, то в последующие 4 месяца (февраль – май) были переброшены только 25 дивизий.

3 марта в г. Брест-Литовск был подписан сепаратный мирный договор – между РСФСР и четырьмя государствами Германского блока. Он означал выход России из мировой войны и утрату ей территории, на которой проживала треть населения бывшей Российской империи. Терялось до трети обрабатываемых сельскохозяйственных земель, ресурсов железнодорожной сети, свыше трети текстильной промышленности и т. д. Даже самый страшный военный разгром не мог привести к таким условиям, на которые пошло новое руководство державы – уже без пяти минут победительницы в мировой войне.

Это событие в значительной мере повлияло и на сворачивание Румынского фронта – в итоге Восточный фронт Антанты ликвидировался.

03. 03. 1918 г. - день завершения участия России в Первой мировой, хоть российские воинские контингенты продолжили сражаться в составе союзных армий, а бывший Восточный фронт сковывал большое количество австро-германских войск.

Но мир на Востоке позволил державам Германского блока не только продолжить войну, но и, дав возможность сосредоточить максимально возможные силы на Западе, попытаться реализовать последний шанс на победу. Сворачивание Кавказского фронта развязывало руки Турции, которая могла активизировать свои действия против британских войск на Ближнем Востоке и в Месопотамии.

Германский блок смог провоевать лишний год. Данный факт подтверждает сотрудник французского Генерального штаба исследователь военной статистики подполковник Лярше, писавший, что с октября 1917 г. присутствует «опорожнение» Русского фронта в пользу Французского - как будто они представляли собой два сообщающихся сосуда. Свобода действий высшего командования противника стала очень широкой лишь с этого момента - момента, который высвободил массу германских войск на Русском фронте, позволив сосредоточить в начале 1918 г. четыре пятых всех сил на западе. Учитывая что Русский фронт потребил большую часть австро-венгерских войск, весьма вероятно, что если бы Россия в кампании 1917 г. продолжила сражаться также энергично, как в 1916 г., Дунайская империя рухнула в 1917 г., и мировая война сократилась бы на год [Подполковник Лярше. Некоторые статистические данные войны 1914-1918 гг. // Военный зарубежник. 1934. № 12. С. 128]. С ним солидарен и главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от кавалерии А. А. Брусилов [Беседа с генералом Брусиловым // Летопись войны 1914-1916 гг. № 110. С. 1760].

Но, несмотря на выход из войны, Россия сковывала большие силы (свыше миллиона австро-германских солдат и офицеров; одних лишь германских пехотных дивизий в ноябре 1917 г. – более 70) неприятеля, продолжавшего при ограниченности материально-технических ресурсов (усугубленных блокадой) тратить огромные средства на обеспечение инфраструктуры и воинского контингента на бывшем Русском фронте.

Последняя надежда Германии – весеннее наступление 1918 г. во Франции не вылилось в стратегический успех, в том числе и потому, что не было подвижных сил для развития достигнутого успеха – конница (9 кавалерийских дивизий) была сосредоточена на востоке.

Как отмечал советский военный историк комдив В. А. Меликов, «…наличие в первом мартовском прорыве на Амьен подвижного рода войск в виде конницы... как подтверждают исследователи мировой войны (Куль, Сект, Брандо и др.), имело бы огромное значение для германцев. Брошенная в прорыв, преследуя отходящего противника, конница захватила бы железнодорожный узел Амьена, в 15 км от которого залегла выдохшаяся германская пехота» [Меликов В. А. Стратегическое развертывание по опыту Первой империалистической войны 1914-1918 гг. и Гражданской войны в СССР. Т. 1. М., 1939. С. 364].

Бывший генерал-квартирмейстер германского Большого Генерального штаба генерал пехоты Г. фон Куль говорил, что наличие на амьенском направлении крупных кавалерийских соединений у германцев могло бы создать в вопросе захвата Амьена решающую роль: ведь если б кавалерия вошла в широкий промежуток, который образовался напротив правого фланга германской 18-й армии (Фукекур - южнее Рой) на стыке английской и французской армий, то она бы не только задержала, застигнув их врасплох, перебрасываемые (по железной дороге и на автомобилях) французские дивизии, опрокинула подходившую без прикрытия союзную артиллерию, но и посеяла панику в тылу у французских и английских войск, которые еще сражались с 18-й армией и левым флангом 2-й армии [Меликов В. А. Указ. соч. С. 464].

Страх, который Восточный фронт внушал германцам, были таковы, что Верховное командование Второго Рейха держало здесь значительные силы даже в период тяжелых и судьбоносных боев во Франции 1918 г. Э. фон Людендорф отмечал, что хоть русская армия в этот период и не была боевым фактором, но Русский фронт каждую минуту мог возродиться [Перепеловский К. Роль и значение Русского фронта в войну 1914—1917 гг. по иностранным военным источникам // Военная быль. 1971. № 112. С. 5].

К началу операции «Михаэль» бывший Восточный фронт удерживал до 50 лишь германских пехотных дивизий. Много это или мало? Все познается в сравнении – например, в операции «Михаэль» первоначально было задействовано 62 германских дивизии.

Дивизий, оставленных на Востоке, не хватило Э. фон Людендорфу в ходе последнего броска к Парижу, и отсутствие этих войск во Франции в судьбоносный момент специалисты называют фатальным для германцев обстоятельством и их последней и роковой стратегической ошибкой.


Немцы в Киеве. Март 1918 г.
Автор:
Олейников Алексей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. XII легион Офлайн
    XII легион 13 декабря 2017 07:13
    +19
    Наш фронт решающим образом повлиял и на последнюю военную кампанию Первой мировой - сказавшись на окончательной военной победе Антанты.
    Хотя в соглашениях делегации и пытались ограничить немецкие переброски с востока на запад - да стратегические факторы оказались весомее
  2. parusnik Онлайн
    parusnik 13 декабря 2017 07:45
    +2
    3 марта в г. Брест-Литовск был подписан сепаратный мирный договор – между РСФСР и четырьмя государствами Германского блока.
    ....Наверное как - то не удобно писать, что за месяц до этого власти УНР подписали мир в Бресте, и с этого момента , австро-германские войска хлынули на Украину...
    1. солдатъ Офлайн
      солдатъ 13 декабря 2017 07:52
      +18
      Дивизий, оставленных на Востоке, не хватило Э. фон Людендорфу в ходе последнего броска к Парижу, и отсутствие этих войск во Франции в судьбоносный момент специалисты называют фатальным для германцев обстоятельством и их последней и роковой стратегической ошибкой.

      Есть такое дело
      parusnik
      Наверное как - то не удобно писать, что за месяц до этого власти УНР подписали мир в Бресте, и с этого момента , австро-германские войска хлынули на Украину

      Почему неудобно?
      Речь идет о конце участия РОССИИ в ПМВ. Брест-Литовский мирный договор определял этот процесс. И в качестве фактического преемника РР немцы определяли Россию вроде бы как
    2. Монархист Офлайн
      Монархист 13 декабря 2017 09:03
      +7
      Уважаемый Парусник,а откуда взялась УНР? Пока существовала РИ НИКТО НЕ ЗНАЛ о ТАКИХ
      1. parusnik Онлайн
        parusnik 13 декабря 2017 09:40
        +3
        Да при Керенском еще называлась Центральная рада, и национальные украинские части Л.Г.Корнилов дал указание формировать, это у Скорпадского в воспоминаниях прописано...
    3. Гопник Офлайн
      Гопник 13 декабря 2017 12:18
      +6
      А что в этом неудобного? Что большевики признали УНР? Германо-австрийские войска "хлынули" на Украину с 18 февраля 1918, в рамках своего общего наступления на Восточном фронте, закончившегося Брестским миром.
  3. Монархист Офлайн
    Монархист 13 декабря 2017 08:59
    +4
    Цитата: XII легион
    Наш фронт решающим образом повлиял и на последнюю военную кампанию Первой мировой - сказавшись на окончательной военной победе Антанты.
    Хотя в соглашениях делегации и пытались ограничить немецкие переброски с востока на запад - да стратегические факторы оказались весомее

    Германские командование и не собиралось ограничивать себя договором
  4. армеец Офлайн
    армеец 13 декабря 2017 09:39
    +17
    Да, при отсутствии военной силы договор превращается в простую бумажку.
    А союзникам, кичащимся "чистой" якобы победой в кампании 1918 г. (когда якобы не было Русского фронта - но де-факто, как видим, был) стоит помнить о миллионной группировке австро-германцев на востоке - этот лям вполне мог стать (даже на последнем году войны) той гирькой, которая склонит чашу весов военного успеха и позволит германцам промаршировать по Парижу. Не дошли то они всего всего 70 км.
  5. Кот_Кузя Офлайн
    Кот_Кузя 13 декабря 2017 10:13
    +1
    Почитайте книгу Старикова "Кто делал русскую революцию", и все станет понятно, особенно с таким непонятным условием Ленина:
    21 ноября (4 декабря) советская делегация изложила свои условия:

    перемирие заключается на 6 месяцев;
    военные действия приостанавливаются на всех фронтах;
    немецкие войска выводятся из Риги и с Моонзундских островов;
    запрещаются какие бы то ни было переброски немецких войск на Западный фронт.
    В результате переговоров было достигнуто временное соглашение:

    перемирие заключается на период с 24 ноября (7 декабря) по 4 (17) декабря;
    войска остаются на занимаемых позициях;
    прекращаются все переброски войск, кроме уже начавшихся.

    Лишь версия Старикова объясняет этот кажущийся безумием 4-й пункт требования большевиков.
    1. солдатъ Офлайн
      солдатъ 13 декабря 2017 10:15
      +19
      Почему безумием?
      Просто так в дипломатии ничего не делается
      1. Кот_Кузя Офлайн
        Кот_Кузя 13 декабря 2017 13:01
        +1
        Ну вот этот пункт и доказывает тот факт, что Ленина привели к власти не немецкие марки, а английские фунты стерлингов и французские франки. Керенский так же был агентом Антанты, недаром после революции за ним прислали корабль и секретного агента Сиднея Рейли, и он отплыл в Лондон.
        1. солдатъ Офлайн
          солдатъ 13 декабря 2017 13:12
          +16
          Интересный взгляд.
          Правда как же тогда быть с тем - что англичане понимали, что приход большевиков приведет к окончательному демонтажу Восточного фронта - а значит большая нагрузка ляжет на Западный фронт в целом и на его английский сектор в частности (что и показали события Михаэля - немцы нанесли удар в аккурат по англичанам).
          В чем же тогда цель такого привода к власти? Временное пр-во хоть стояло "За войну до победного конца".
          Впрочем и Бьюкенен, и Палеолог знали о грядущем Февральском перевороте - а возможно и участвовали в нем. В февральском следе туманного Альбиона не сомневаюсь. А октябрьский...
          Несомненно одно - собрались в то время агенты: английские, германские, американские. И вершили политику. Недаром любимое обвинение позже по 58-й статье - шпионаж в пользу сразу нескольких стран laughing их разведок
          hi
          1. Кот_Кузя Офлайн
            Кот_Кузя 13 декабря 2017 13:31
            +1
            Поэтому Ленин и поставил в условиях мира с Германией обязательство не отводить немецкие войска с Восточного фронта на Западный. И Германии ничего не оставалось делать, как согласиться с этим. В результате летом 1918 г около миллиона немецких солдат и офицеров стояли на Украине, ПРибалтике и Белоруссии, а это около 70 пехотных дивизий. Целью англичан было уничтожение России как единой страны, ее развал на мелкие части, как после ПМВ развалились Австро-Венгрия и Османская империя. Но к счастью, большевики оказались прекрасными организаторами и впоследствии оперившись и укрепившись, послали англичан к чертям и стали устанавливать политику сильной и единой России. Хотя Ленин и заложил бомбу, создав национальные республики, по границам которых и развалился СССР.
            1. солдатъ Офлайн
              солдатъ 13 декабря 2017 13:44
              +16
              Ленин и поставил в условиях мира с Германией обязательство не отводить немецкие войска с Восточного фронта на Западный. И Германии ничего не оставалось делать, как согласиться с этим.

              Да то-то и она - что Ленин как прагматичный политик прекрасно знал что немцы этого делать не будут. И немцы знали что не будут - им перемирие было нужно для подготовки во Франции.
              И англичане знали - что переброски будут.
              И их политика совершенно тогда непонятна.
              Ленин и заложил бомбу, создав национальные республики, по границам которых и развалился СССР.

              Совершенно с этим согласен. И то ли еще будет. Думаю - придет момент, и пожалеем что не унитарное государство
            2. солдатъ Офлайн
              солдатъ 13 декабря 2017 13:46
              +17
              Такая поправка
              В результате летом 1918 г около миллиона немецких солдат и офицеров стояли на Украине, ПРибалтике и Белоруссии, а это около 70 пехотных дивизий.

              70 пд немцев на Восточно фронте - на ноябрь 17-го
              Весной 1918 - 50
              А летом кол-во еще подсократилось
  6. Какой-то Компот 13 декабря 2017 19:00
    +15
    Лишний год супостату не помог
    Поджигатели войны свое получают good