Military Review

NATO. History and prospects

7
NATO. History and prospects



The North Atlantic Alliance was born of the myth of a Soviet military threat to Western countries. The myth of the frightening East is certainly not new. Echoes of the Turkish siege cannonade under the walls of Vienna for a very long time spread throughout Europe. Just in time, the place of the bloodthirsty janissaries in the European imagination was occupied by the communists (perhaps, it is a matter of red banners and sickles?). Traces of this metamorphosis of public consciousness are noticeable even in Winston Churchill's famous speech in Fulton: "With the exception of the British Commonwealth and the United States, where communism is in its infancy, the communist parties, or fifth columns, represent an ever-increasing challenge and danger to Christian civilization." Note that the "Christian civilization" before Sir Winston was actively defended by another European leader: "The Reich government regards Christianity as an unshakable foundation of morality and a moral code of the nation ..." This is from Hitler's speech in the March 23 Reichstag. With the fears of this defender of Europe, too, everything was predictable: "... the Jewish-Bolshevik rulers in Moscow unceasingly attempted to impose their domination on our and other European nations ..."

The irrational, subconscious fear of the European towards the eastern hordes, which found bright artistic expression in Tolkien in The Lord of the Rings, crystallized into the creation of a strong military structure on the globe. Karl Marx prophetically noted that "a theory becomes a material force as soon as it takes possession of the masses." The myth of the threat from the east embodied in quite tangible combat aircraft, Tanks and ships ...

At this point, many readers brought up in a well-defined and rigidly defined information matrix, of course, should give vent to their righteous anger. In fact, didn’t the military threat from the USSR exist at the time of the emergence of NATO? In order to answer this question and not slip into a meaningless argument, we turn to elementary historical the facts.

The Alliance was created in April 1949. In 1949, the United States had atomic 200 bombs and 447 carriers (strategic bombers). Why is it important? Because during the creation of NATO, the participating countries signed the so-called "defensive North Atlantic Pact", containing a strategic plan for offensive operations, which envisaged an attack on the USSR with the help of US air forces and the use of nuclear weapons. The test of the first Soviet atomic bomb took place on 29 on August 1949 of the year, that is, almost six months after the creation of a "defensive" alliance. And the first squadron of 22 Tu-4 bombers designed for atomic weapons was created by Russians in the autumn of 1951 of the year. By this time, the US had already 569 atomic bombs and as many bombers for their delivery. And who provided a military threat for whom ?!

Facts are a stubborn thing. Within two years after the creation of the “defensive” alliance, the West could practically destroy the Soviet Union with impunity. In the future, the imbalance only intensified. Aviation The United States could strike at the USSR, as they say, from four corners of the world. Before the advent of intercontinental ballistic missiles, the situation was as follows: the United States in 1959 possessed 1551 carriers and 2496 bombs, the Soviet Union had 108 carriers and 283 bombs. That is, the difference in combat potential was already by orders of magnitude. Faced with the fact of the absolute impossibility of surviving in a purely defensive war, the Soviets developed a military doctrine that takes into account both their great potential in the field of conventional weapons and the Western mentality. In the event that preparatory measures for the NATO armies for the war were discovered, Moscow was supposed to carry out lightning-fast "blitzkrieg" by tank armies to the English Channel. The calculation was made that the Americans would not dare to strike with atomic weapons on the territory of occupied Western Europe. However, such a plan quite predictably caused panic in the West, and the escalation of tension reached a new level.

The internal logic of ideological confrontation inevitably had to lead to a quite materially expressed conflict. And it almost happened in 1962 year (the Caribbean crisis), putting humanity on the brink of disaster. In the USSR, it was decided that if a purely defensive NATO unit could deploy ballistic missiles in Turkey, then why not place Soviet ballistic missiles in Cuba? Further everyone knows. The horror was who such crises were inevitable in the future. The original myth gave rise to religion, and its priests require regular sacrifices. And let's be honest with ourselves: the entire civilized world was able to breathe a sigh of relief, not because it was defended by a military-bureaucratic alliance, but because Mikhail Gorbachev came to power in the Soviet Union in 1985, ending the Cold War and giving freedom to Eastern countries Of Europe.

What was the reaction of NATO? This is truly amazing. On the one hand, having completely despised the oral promises made to Gorbachev, the bloc made a tremendous expansion eastward, coming close to the borders of post-Soviet Russia. Today, this territorial expansion by many professional military and political experts in the US and the EU is recognized as an erroneous decision. But be that as it may, the matter was done, and this determined the attitude of the overwhelming majority of Russians and their political elite towards the alliance. Doubts about the true intentions of the West, if they existed, were completely dispelled, and the Russians pulled out the concept of Emperor Alexander III from the dusty closet of history, proclaiming that her army and navy were the only friends of Russia in the world.

On the other hand, the paradox was that, despite the expansion of the territorial, no significant military gain of NATO in the 90-s and at the beginning of the 2000-s did not happen. The terrible military adversary disappeared from the horizon, overwhelming his fields with rusting tanks that did not wait for a breakthrough to the English Channel, and there was no longer any special meaning in the “European shield”. Just look at the dynamics of the military expenditures of the European member countries to verify this. Military budgets were cut so intensively that at the time of the recent “aggravation of friendship” with Moscow over Ukraine, it turned out that, for example, the German Bundeswehr was practically inefficient. Now the prolonged post of European generals is over, the sound of spurs and glasses can be heard from Brussels, and in the general staffs the atmosphere of anticipation brings to mind the film “Big Grub” by Marco Ferrere.

What are the prospects for the North Atlantic monster that has suddenly found a second wind? Based on the realities that we see today, in the near and medium term, it seems likely that some geopolitical transformation of the alliance. On the one hand, consistent and quite feasible steps are underway for geographic expansion. At the second stage of integration (individual partnership plan) are now Azerbaijan, Armenia, Kazakhstan and Moldova. At the third stage (accelerated dialogue) - Georgia, and Macedonia, Ukraine, Bosnia and Herzegovina entered the final straight (action plan for membership). Some dynamics are noticeable in the case of the previously neutral Sweden and Finland, which are increasingly actively establishing military cooperation with Brussels.

But in this barrel of honey there is also a fly in the ointment. The situation in the conflict of NATO - Turkey is getting worse every day. Kemalist Turkey, traditionally controlled by the army elite, was a loyal and obedient ally. But this Turkey is no more. And there is Turkey, ambitious President Erdogan, who sees his country as the leading regional power, independent in making decisions. Its “emancipation” has already reached the acquisition of Russian air defense systems that absolutely do not fit into the architecture of the NATO system. What will result in such a confrontation, no one can say with certainty. It is likely that the alliance will have to look for a new air base instead of Incirlik.

In any case, it can be stated that the military-bureaucratic monster, born of Europe's hidden fears, long ago broke away from the umbilical cord of the myth that gave rise to it and began to generate independent meanings and discourses. NATO membership, as we have shown, initially had nothing to do with real security issues. The United States, which possessed an atomic combat potential that exceeded the Soviet system by an order of magnitude, would be able to guarantee the protection of Western Europe without any organizational structure. On the other hand, today a number of participating countries (Latvia, Lithuania and Estonia) with all the military assistance and support provided to them will not be able to resist the Russian army for more than a week.

Thus, it is not necessary to look for meaning in the emergence and existence of NATO from the point of view of European security. This is a kind of prestigious club. A person can buy whiskey in the store is much cheaper, but he will go to overpay for him in the club, because it improves his status in his own eyes. Approximately it is now engaged in the member countries of the alliance.
Originator:
https://www.reddit.com/r/unpopularopinion/comments/7hx0yr/nato_its_history_and_prospects/]reddit.com
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Uncle lee
    Uncle lee 12 December 2017 06: 15
    +6
    A person can buy whiskey in a store much cheaper, but he will go to overpay for it in a club, because it increases his status in his own eyes
    I read about whiskey and everything immediately became clear!
    1. To be or not to be
      To be or not to be 12 December 2017 10: 20
      +2
      "" there is no need to look for meaning in the emergence and existence of NATO in terms of European security. This is a kind of prestigious club. "
      NATO is an American muzzle on Europe.
    2. MoJloT
      MoJloT 12 December 2017 10: 35
      0
      Plump in the club, in principle, sucks.
  2. solzh
    solzh 12 December 2017 08: 54
    0
    NATO has only one prospect - war. With whom and when, the war, Washington decides.
  3. andrewkor
    andrewkor 12 December 2017 09: 09
    +1
    One professor from Moscow State University, it seems, a historian by profession, on RTR broadcast agreed that NATO was created in response to the Warsaw Pact! Zhirik promised to fire him, I could not know! ? That's who is entrusted with the upbringing of future specialists, where do the "Coles" come from. They decompose Russia from the inside in all directions!
  4. rotmistr60
    rotmistr60 12 December 2017 10: 48
    +1
    "a theory becomes a material force as soon as it takes possession of the masses."
    But K. Marx is completely right. Today (NATO) is a great example. They scared the EU obliged to purchase American weapons, deploy NATO bases and missile defense systems on its territory, and regularly pay 2% to the budget of this organization. What's next? Only a war that is almost already underway, but not yet in a hot phase.
  5. Wolka
    Wolka 14 December 2017 05: 35
    0
    the world is inevitably socialized and capitalism in the person of America and its profit-making tool in the face of NATO are still trying to stay in this rotten trough ...

НАТО. История и перспективы

НАТО. История и перспективы


Североатлантический альянс был порожден мифом о советской военной угрозе странам Запада. Миф о пугающем Востоке, конечно же, не нов. Эхо канонады турецких осадных орудий под стенами Вены весьма продолжительное время разносилось по всей Европе. Просто со временем место кровожадных янычар в воображении европейца заняли коммунисты (возможно, дело в красных знаменах и серпах?). Следы этой метаморфозы общественного сознания заметны даже в знаменитой речи Уинстона Черчилля в Фултоне: "За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации". Отметим, что "христианскую цивилизацию" до сэра Уинстона активно защищал другой европейский лидер: "Правительство Рейха расценивает христианство как непоколебимый фундамент нравственности и морального кодекса нации..." Это из речи Гитлера в Рейхстаге 23 марта 1933 года. Со страхами у этого защитника Европы тоже все было предсказуемо: "...еврейско-большевистские правители в Москве неуклонно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским народам свое господство..."

Иррациональный, подсознательный страх европейца перед восточными ордами, нашедший яркое художественное выражение у Толкина во "Властелине колец", выкристаллизовался в создание сильнейшей военной структуры на земном шаре. Еще Карл Маркс пророчески отмечал, что "теория становится материальной силой, как только она овладевает массами". Миф об угрозе с востока воплотился во вполне вещественные боевые самолеты, танки и корабли...


На этом моменте многие читатели, воспитанные во вполне определенной и жестко заданной информационной матрице, разумеется, должны дать выход своему праведному гневу. В самом деле, разве на момент возникновения НАТО не существовало военной угрозы со стороны СССР? Для того, чтобы ответить на этот вопрос и не скатываться в бессмысленный спор, обратимся к элементарным историческим фактам.

Альянс был создан в апреле 1949 года. В 1949 году в распоряжении США находилось 200 атомных бомб и 447 носителей (стратегических бомбардировщиков). Почему это важно? Потому что при создании НАТО страны-участницы подписали так называемый "оборонительный Североатлантический пакт", содержащий стратегический план наступательных операций, которые предусматривали нападение на СССР с помощью воздушных сил США и применением атомного оружия. Испытание же первой советской атомной бомбы состоялось 29 августа 1949 года, то есть спустя почти полгода после создания "оборонительного" альянса. А первую эскадрилью из 22 бомбардировщиков Ту-4, предназначенных для атомного оружия, русские создали только осенью 1951 года. К этому времени у США было уже 569 атомных бомб и столько же бомбардировщиков для их доставки. И кто для кого предоставлял военную угрозу?!

Факты – вещь упрямая. В течение двух лет после создания "оборонительного" альянса Запад мог практически безнаказанно уничтожить Советский Союз. В дальнейшем диспропорция лишь усиливалась. Авиация США могла наносить удары по СССР, что называется, с четырех сторон света. Перед появлением межконтинентальных баллистических ракет расклад выглядел так: США в 1959 году обладали 1551 носителем и 2496 бомбами, у СССР наличествовали 108 носителей и 283 бомбы. То есть разница в боевом потенциале шла уже на порядки. Столкнувшись с фактом абсолютной невозможности уцелеть в сугубо оборонительной войне, Советы разработали военную доктрину, учитывающую как их большой потенциал в сфере обычных вооружений, так и западный менталитет. В случае обнаружения подготовительных мероприятий армий НАТО к войне Москва предполагала осуществить молниеносный "блицкриг" танковыми армиями до Ла-Манша. Расчет делался на то, что наносить удар атомным оружием по территории оккупированной Западной Европы американцы не решатся. Однако подобный план вполне предсказуемо вызвал панику на Западе, и эскалация напряженности вышла на новый уровень.

Внутренняя логика идеологического противостояния неизбежно должна была привести к вполне материально выраженному конфликту. И он едва не случился в 1962 году (Карибский кризис), поставив человечество на грань катастрофы. В СССР решили, что, если сугубо оборонительный блок НАТО может размещать баллистические ракеты в Турции, то почему бы не разместить советские баллистические ракеты на Кубе? Дальнейшее всем известно. Ужас заключался в том, кто подобные кризисы были неизбежны и в дальнейшем. Исходный миф породил религию, а ее жрецы требуют регулярных жертвоприношений. И давайте будем честны сами с собой: весь цивилизованный мир смог облегченно вздохнуть отнюдь не потому, что его защищает военно-бюрократический альянс, а потому что к власти в Советском Союзе в 1985 году пришел Михаил Горбачев, положивший конец холодной войне и давший свободу странам Восточной Европы.

Какова была реакция НАТО? Это поистине удивительно. С одной стороны, полностью презрев устные обещания, данные Горбачеву, блок произвел колоссальное расширение на восток, вплотную подойдя к границам постсоветской России. Сегодня эта территориальная экспансия многими профессиональными военными и политическими экспертами в США и ЕС признается ошибочным решением. Но, как бы то ни было, дело было сделано, и это определило отношение подавляющего большинства россиян и их политической элиты к альянсу. Сомнения в истинных намерениях Запада если и существовали, то были развеяны полностью, и русские вытащили из пыльного чулана истории концепцию императора Александра III, провозгласившего, что единственными друзьями России в мире являются ее армия и флот.

С другой стороны, парадокс заключался в том, что, несмотря на расширение территориальное, сколько-либо значимого военного усиления НАТО в 90-е годы и вначале 2000-х не произошло. Грозный военный противник исчез с горизонта, завалив свои поля ржавеющими танками, не дождавшимися рывка к Ла-Маншу, и особого смысла в "европейском щите" больше не было. Достаточно посмотреть на динамику военных расходов европейских стран-участниц, чтобы убедиться в этом. Военные бюджеты резались столь интенсивно, что на момент недавнего "обострения дружбы" с Москвой по поводу Украины, выяснилось, что, например, немецкий бундесвер практически небоеспособен. Теперь же затянувшийся пост европейских генералов окончен, из Брюсселя доносится звон шпор и бокалов, а в генеральных штабах атмосфера предвкушения навевает воспоминание о фильме Марко Феррере "Большая жратва".

Каковы же перспективы внезапно обретшего второе дыхание Североатлантического монстра? Исходя из тех реалий, что мы видим сегодня, в ближней и средней перспективе представляется вероятной некоторая геополитическая трансформация альянса. С одной стороны, продолжаются последовательные и вполне осуществимые шаги по географическому расширению. На второй ступени интеграции (индивидуальный партнерский план) сейчас находятся Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдова. На третьей ступени (ускоренный диалог) – Грузия, а на финишную прямую (план действий по членству) вышли Македония, Украина, Босния и Герцеговина. Некоторая динамика заметна и в случае с ранее нейтральными Швецией и Финляндией, все более активно налаживающими военное сотрудничество с Брюсселем.

Но в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Ситуация в конфликте НАТО – Турция обостряется с каждым днем. Кемалистская Турция, традиционно контролируемая армейской элитой, была верным и послушным союзником. Но этой Турции больше нет. А есть Турция амбициозного президента Эрдогана, видящего свою страну в статусе ведущей региональной державы, самостоятельной в принятии решений. Ее «эмансипированность» дошла уже приобретения российских комплексов ПВО, абсолютно не вписывающихся в архитектуру системы НАТО. Чем обернется подобное противостояние, никто не сможет сказать с уверенностью. Вполне вероятно, что альянсу придется поискать себе новую авиабазу вместо Инджирлика.

В любом случае, можно констатировать, что военно-бюрократический монстр, рожденный потаенными страхами Европы, давно оторвался от пуповины породившего его мифа и стал генерировать самостоятельные смыслы и дискурсы. Членство в НАТО, как мы показали, изначально не имело никакого отношения к вопросам реальной безопасности. США, обладавшие атомным боевым потенциалом, на порядок превосходившим советский, и без всякой организационной структуры смогли бы гарантировать защиту Западной Европе. С другой стороны, на сегодняшний день ряд стран-участниц (Латвия, Литва и Эстония) при всей оказанной им военной помощи и поддержке не смогут сопротивляться российской армии больше недели.

Таким образом, не нужно искать смысл в возникновении и существовании НАТО с точки зрения европейской безопасности. Это своего рода престижный клуб. Человек может купить виски в магазине гораздо дешевле, но он пойдет переплачивать за него в клубе, потому что это повышает его статус в собственных глазах. Приблизительно этим сейчас и занимаются страны-участницы альянса.
Первоисточник:
https://www.reddit.com/r/unpopularopinion/comments/7hx0yr/nato_its_history_and_prospects/]reddit.com
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Uncle Lee Офлайн
    Uncle Lee (Владимир) 12 декабря 2017 06:15
    +6
    Человек может купить виски в магазине гораздо дешевле, но он пойдет переплачивать за него в клубе, потому что это повышает его статус в собственных глазах
    Прочитал про виски и все сразу стало понятно !
    1. To be or not to be Офлайн
      To be or not to be 12 декабря 2017 10:20
      +2
      ""не нужно искать смысл в возникновении и существовании НАТО с точки зрения европейской безопасности. Это своего рода престижный клуб."
      НАТО это американский намордник на Европу.
    2. MoJloT Офлайн
      MoJloT (MoJloT) 12 декабря 2017 10:35
      0
      Бухать в клубе в принципе отстой.
  2. solzh Офлайн
    solzh (Сергей) 12 декабря 2017 08:54
    0
    Перспектива у НАТО только одна - война. С кем и когда, война, решает Вашингтон.
  3. andrewkor Офлайн
    andrewkor (Корчуганов Андрей) 12 декабря 2017 09:09
    +1
    Один профессор из МГУ,кажется, историк по профессии, в эфире на РТР договорился до того ,что НАТО создано в ответ на Варшавский Договор!Жирик его уволить пообещал, не знаю смог не смог! ?Вот кому доверено воспитание будущих специалистов,откуда" Коли" появляются. Разлагают Россию изнутри по всем направлениям!
  4. rotmistr60 Офлайн
    rotmistr60 (Геннадий) 12 декабря 2017 10:48
    +1
    "теория становится материальной силой, как только она овладевает массами".
    А ведь полностью прав К.Маркс. Сегодняшний день (по НАТО) тому отличный пример. Зашугали ЕС обязали закупать американское оружие, размещать на своей территории натовские базы и системы ПРО, исправно платить 2% в бюджет этой организации. Что дальше? Только война, которая практически уже идет, но пока не в горячей фазе.
  5. Волька Офлайн
    Волька 14 декабря 2017 05:35
    0
    мир неизбежно социализируется и капитализм в лице америки и его инструменте извлечения прибыли в лице НАТО пытаются еще удержаться в этом гнилом корыте...
Картина дня