Создание нового двигателя для Су-57 ломает недобрую традицию советского времени

56
Россия доказала, что способна создавать сложнейшие технические системы, – именно это продемонстрировал первый полет истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем «Изделие-30». Разработка данного двигателя не только стала крупной инженерной победой, но и позволила говорить о том, что Россия преодолевает одну из самых негативных тенденций советского самолетостроения.





В среду были опубликованы кадры первого полета истребителя пятого поколения Су-57 (известного как ПАК ФА и Т-50) с новым двигателем «Тип-30» (или «Изделие-30»). Полет продолжительностью около четверти часа совершил накануне шеф-пилот фирмы «Сухой», летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Сообщалось, что полет прошел штатно.

Двигатель «Тип-30» для истребителя Су-57 называют полностью новой разработкой. У него много преимуществ, главным из которых стала усиленная тяга при уменьшенном расходе топлива и новые электронные системы.

В результате инженерам удалось увеличивать маневренность самолета. Благодаря этому двигателю самолет сможет совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Су-57 машиной пятого поколения.

Теперь в правительстве уверены, что успешный полет с новым двигателем «придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения». «Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы – уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели», – заявил накануне министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Чем новый двигатель поможет новому истребителю

Первый полет Су-57 состоялся еще в 2010 году, но тогда он происходил с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») – модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С от истребителей четвертого поколения Су-35С. Он существенно уступал его американским аналогам.

Новый двигатель – «Изделие-30» – разрабатывался в кооперации всех конструкторских бюро Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в частности НПО «Сатурн». При его создании инженеры применили не только новые материалы, но и технологии. В результате появился уникальный компрессор высокого давления.

Одним из российских ноу-хау стала крайне сложная конструкция лопатки турбины. Ее сделали из уникальных жаропрочных никелевых сплавов. Ничего подобного в двигателе первого этапа не было. В американской прессе местный аналог российского двигателя называли «вершиной инженерной мысли».

«Именно новый двигатель должен уместить самолет Су-57 в заявленные характеристики, которые его делают в полной мере истребителем пятого поколения», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт в области авиастроения, исполнительный директор портала Aviaport.ru Олег Пантелеев. Собеседник пояснил: по параметрам, во-первых, крейсерского сверхзвука в бесфорсажном режиме и, во-вторых, сокращения заметности в различных диапазонах новинка дает серьезные преимущества по сравнению с двигателем первого этапа.



Дальше начинают работать такие факторы, как повышенные удельные показатели: удельный вес и удельная тяга – все это дает лучшие характеристики с точки зрения того, что специалисты называют «тяговооруженностью». «Один из основных параметров, который характеризует техническое совершенство двигателя для истребителя, – это отношение его тяги к весу. Чем это отношение лучше, тем самолет в целом получается с лучшими характеристиками», – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.

«Этот двигатель отличается тем, что коэффициент его полезного действия должен быть выше, если говорить обывательским языком, – отметил эксперт. – Есть требования по более высокой надежности, по более длительному жизненному циклу. Совокупность этих параметров и характеризует двигатель более нового поколения».

Соответственно, повышается маневренность, есть возможность увеличить полезную нагрузку и так далее. По всем основным характеристикам изделие второго этапа является заметным шагом вперед по сравнению с предыдущим, отмечают специалисты.

Преодолевая негативную традицию

По мнению экспертов, успешные испытания двигателя «Тип-30» позволяют России преодолеть недобрую традицию советского времени. Например, при создании стратегического бомбардировщика М-50 конструкторам так и не удалось довести до кондиции турбореактивный двигатель М16-17, поэтому испытания проводились с двигателем ВД-7, но в начале 1960-х проект досрочно закрыли, как не показавший требуемых характеристик.

«К сожалению, дурной традицией советских времен было недооценивать сложность создания авиадвигателя, – отмечает Олег Пантелеев. – Как правило, мы спохватывались, что нужно сделать новый двигатель, тогда, когда конструкторы самолета уже начинали обещать заказчику новые характеристики. В итоге «двигателистов» в срочном порядке дергали: мол, что вы можете нам предложить, они закладывали повышенные обязательства. Были прецеденты, когда проекты из-за отсутствия подходящего двигателя не взлетали», – рассказал Пантелеев.

С этим соглашается и Алексей Комаров. «Раньше очень многие характеристики двигателей, материалов и так далее получались такими, какими получались. То есть конструкторы что-то закладывали, но дальше был очень важный этап доводки и совершенствования. И в некоторых случаях достичь тех параметров, которые задавались при проектировании, не удавалось», – рассказал он.
«Сейчас наука проектирования ушла сильно вперед, она базируется на мощных компьютерных расчетах и моделировании, – указал собеседник. – И поэтому степень достоверности того, что получится относительно того, что хотели сделать конструкторы, намного выше. Поэтому я предполагаю, что таких провалов не может быть на данном этапе».

«Еще предстоит долго работать»

Первый полет с новым двигателем – очень важный этап, уверен Комаров. «На прототип ставится двигатель уже после того, как он прошел достаточно длительный цикл испытаний и на наземных стендах, и на летающих лабораториях», – подчеркнул собеседник, добавив, что это уже более серьезный прототип.

«Двигатель – одна из важнейших систем, требующих самых больших вложений по деньгам и по времени», – объяснил он. В то же время все равно еще предстоит долго работать, прежде чем он будет полностью готов, указал Комаров.

«Боевая единица, которой является фронтовой истребитель, помимо планера включает элементы, связанные с системой управления оружием, двигатель, систему вооружения. Только когда все эти элементы будут отработаны полностью, можно говорить, что самолет полностью соответствует тому заданию, которое ставилось перед разработчиками, – подчеркнул эксперт. – Пока что на этапе испытаний, на этапе доводки разные системы и подсистемы, в том числе и двигатель, могут еще не соответствовать необходимым параметрам».

Но «первый полет с новым двигателем приближает момент завершения создания всего самолета и систем вооружения. Помимо самолета это и авиационные средства сопровождения, которые впервые применяются на этой машине, и наземные системы, комплексы диагностики и так далее», – указал Пантелеев.

«В общем, для отечественных ВКС это переход на новую ступень. Сейчас с точки зрения двигателя есть уверенность, что все характеристики будут на высочайшем уровне», – резюмировал Пантелеев.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 декабря 2017 16:02
    Считаю данный проект ошибкой.
    при рассмотрении вопроса создания перспективного авиационного комплекса следовало сделать упор на возможности больших объемов производства самолета, в определенной степени специализируя его на возможностях ПВО в первую очередь. Большой, многоцелевой и дорогой Су-57 в современной экономической ситуации в принципе на может быть произведен в значительных количествах, в силу чего останется малочисленным и, соответственно, исключительно дорогим в производстве. В силу этого же он:
    1) не будет интересен на внешних рынках
    2) будет иметь проблемы с надежностью и обслуживанием (как и все по факту штучное)
    Необходимо было разрабатывать самолет класса МИГ-29 с 1 или 2 двигателями, сделав особый упор на возможности использования всего спектра УР "воздух-воздух" на внутренней подвеске, одновременно разрабатывая экспортный вариант в нескольких модификациях.
    Ударные функции ВВС должны быть переданы СУ-34, с постепенным переходом на "двухсамолетный состав ВВС к 2030 = 2040 годам.
    Сегодняшний подход к формированию ВВС "с оглядкой" на возможности и методологию США в части использования ВВС считаю крайне ошибочным, затратным и не реализуемым
    1. +8
      10 декабря 2017 16:29
      Традиции-постоянное выполнение каких либо действий.И этот пример из начала 60-ну никак на недобрую традицию не тянет.Хрущев отдал на заклание авиацию вот и все.А эта хвалебная ода ни о чем.В войсках самолёта нет и не ясно появится ли вообще.А то как с "Баргузином" передумают..
      Цитата: a.sirin
      Считаю данный проект ошибкой.
      при рассмотрении вопроса создания перспективного авиационного комплекса следовало сделать упор на возможности больших объемов производства самолета, в определенной степени специализируя его на возможностях ПВО в первую очередь. Большой, многоцелевой и дорогой Су-57 в современной экономической ситуации в принципе на может быть произведен в значительных количествах, в силу чего останется малочисленным и, соответственно, исключительно дорогим в производстве. В силу этого же он:
      1) не будет интересен на внешних рынках
      2) будет иметь проблемы с надежностью и обслуживанием (как и все по факту штучное)
      Необходимо было разрабатывать самолет класса МИГ-29 с 1 или 2 двигателями, сделав особый упор на возможности использования всего спектра УР "воздух-воздух" на внутренней подвеске, одновременно разрабатывая экспортный вариант в нескольких модификациях.
      Ударные функции ВВС должны быть переданы СУ-34, с постепенным переходом на "двухсамолетный состав ВВС к 2030 = 2040 годам.
      Сегодняшний подход к формированию ВВС "с оглядкой" на возможности и методологию США в части использования ВВС считаю крайне ошибочным, затратным и не реализуемым
    2. +12
      10 декабря 2017 16:34
      Цитата: a.sirin
      Считаю данный проект ошибкой.

      В сложившихся условиях нужен новый истребитель 5-го поколения или нет ? Нужен. Почему нужен ? Потому что нам нужна техника которая должна крушить на равных (или превосходить) технику врага. Если не будем создавать технику сегодняшнего дня или будущего то рискуем отстать в развитии а догнать и перегнать как показали 90-е сейчас очень и очень сложно. Даже год много значит.
      Проект этого двигателя говорите себя не окупит ? А как можно окупить обороноспособность страны ? Не хотим создавать свое, вкладывать деньги в своих людей ? Придется кормить чужих инженеров/конструкторов или армию врага. Лично мое мнение двигатель себя окупит если он так хорош как о нем говорят. Особенно с самолетом. Китайцы и индусы за его аналоги еще по состязаются. Как в свое время за С-400.
      Ну и последнее - нужно искать применения полученным технологиям в гражданской сфере. Не ищем им применения - тогда это наш косяк.
      1. +5
        10 декабря 2017 16:56
        Вы написали все совершенно правильно. Но - не по теме, которую я попытался озвучить.
        1) я не против, а "за" разработку нового двигателя
        2) я "за" разработку самолета 5-го поколения
        3) я совершенно согласен с необходимостью проведения широкого НИР и НИОКР по данным тематикам.
        Но говорю я о другом: при ВЫБОРЕ концепции перспективного самолета не были учтены экономические и военно-технические факторы и параметры, определяющие цели и возможности их достижения в реальной, а не умозрительной перспективе.
        Дело не в конкретном двигателе, а в концепции использования боевой авиации ВВС РФ с учетом экономических возможностей государства.

        А вот китайцы и индийцы состязаться за обладание этими "достижениями" не будут - РФ будет всеми... пытаться заполучить их в партнеры
        1. +8
          10 декабря 2017 18:55
          Цитата: a.sirin
          Но говорю я о другом: при ВЫБОРЕ концепции перспективного самолета не были учтены экономические и военно-технические факторы и параметры, определяющие цели и возможности их достижения в реальной, а не умозрительной перспективе.
          Дело не в конкретном двигателе, а в концепции использования боевой авиации ВВС РФ с учетом экономических возможностей государства.

          Как раз все это было учтено.
          В сложившейся обстановке нельзя сидеть ровно нужно не идти а бежать вперед. Смотря под ноги и по сторонам. Сейчас все решает наличие мозгов. Как у руководства так и у инженерной базы..Пока есть конструкторы в государстве их труд нужно использовать. Чтобы развивали то что есть и передавали знания новому поколению..Иначе скоро останемся вообще без конструкторской мысли..И будем впоследствии уничтожены. Мы и раньше в двигателестроении отставали от стран Запада а затем вообще случился 10-ти летний застой который привел к деградации самолетостроения в нашей стране. Сейчас в силу новых обстоятельств и мало мальского внимания есть возможность проектировать и создавать не только новые самолеты но и что важнее новые двигатели. Как военные так и гражданские..
          Уже в мире идут разработки и наработки самолетов 6-го поколения которые скорее всего будут без пилотные.. От этого нельзя так проста отмахнутся. Нужно создавать свое и рассчитывать лишь на себя.
          Поймите - МиГ-29, Су-30 и Су-35 в разных модификациях это отличные самолеты но чтобы бороться на равных с перспективными машинами противника и побеждать их нужно что то новое.
          Цитата: a.sirin
          А вот китайцы и индийцы состязаться за обладание этими "достижениями" не будут - РФ будет всеми... пытаться заполучить их в партнеры

          До сих пор пока они ничего подобного не создали. И вряд ли создадут. Нет технологий нет доступа к новым материалам..А западные страны им это не продадут. От слова совсем. Особенно китайцам которые славятся своим копированием. Так что у них один выход - сотрудничать с нами. Чем то мы с ними можем поделится.
          Чем лучше у нас самолеты и надежней наши двигатели тем больше именно у нас заказов. Это при добросовестной конкуренции. А она не добросовестная и те страны кто не прочь купить что то у нас вынуждены строго орентироваться на продукцию стран Запада. И даже в таких условиях есть исключения. Да и продукции вроде Airbus и Boeing нет альтернативы. Как и F-35. Как нам с ними конкурировать если мы не будем создавать двигатели подобные изделию 30 и ПД-14 ?
          Теперь они у нас есть и значит есть будущее и у Су-57 и МС-21. И есть альтернатива. Дело за массовым производством. Новые двигатели и самолеты себя окупят. И новые разработки.
          1. +2
            10 декабря 2017 20:00
            Вы, похоже, не поняли, о чем я говорю. Речь не о том, что бы остановиться в развитии, а о том, что бы создавать то, что нужно и по силам. В т.ч. экономическим и с прицелом на экспорт.
            Пример Вам - F-35.
            Су-57 не будет выпущен в сколько-нибудь существенных кол-вах, не хватит ни денег, ни ресурсов. Будет дорог, малонадежен, без существенного экспортного потенциала.
            1. +2
              10 декабря 2017 20:38
              Цитата: a.sirin
              В т.ч. экономическим и с прицелом на экспорт.

              Нафига нам экспорт? Торговля оружием - это политика, кто с нами - купит, кто не с нами - не купит в любом случае, не зависимо от экономики.
              1. +1
                11 декабря 2017 00:06
                Индия - с нами или нет? Есть тендер, мы проигрываем или выигрываем.
                Сауд Аравия - с нами или нет? Ю. Корея? и т.д.
                1. 0
                  11 декабря 2017 00:10
                  Цитата: a.sirin
                  Индия - с нами или нет? Есть тендер, мы проигрываем или выигрываем.
                  Сауд Аравия - с нами или нет? Ю. Корея? и т.д.

                  Вы сами то верите в свои аргументы?
              2. 0
                14 июля 2019 09:11
                торговля оружием это огромный доход
            2. +6
              10 декабря 2017 20:39
              Мы уже создаем то что нам по силам. А если не будем создавать и совершенствовать самолеты вроде Су-57 то тогда нам край. Вы это хоть понимаете ?
              Дорого ? Безусловно. Малонадежен говорите ? Про Су-35С тоже в свое время так говорили. И про МиГ-29..Проблемы будут но они уверен будут решены.
              Без существенного экспортного потенциала ? Возможно и так. В силу того что очень немногие его смогут купить. Поскольку его мало купить нужно еще и содержать и правильно эксплуатировать. Подготовка пилотов в конце концов тоже дорогая штука. Но если будет современная война такой самолет будет незаменим. Как и танк Армата.
              Так что определитесь в фразе "создавать то что нужно и нам по силам". Без конца создавать/модернизировать Су-30 и Су-35 нельзя - противники уйдут вперед а догонять их на ровном месте... Нам могут просто не дать время.
              1. +1
                11 декабря 2017 00:04
                Вы не понимаете, о чем я говорю.
                Или не понимаете, или я говорю не понятно
                1. 0
                  14 июля 2019 09:30
                  Вы видимо сами плохо понимаете, что пишите "Считаю данный проект ошибкой. ..." Что же здесь не понятного. А доказательства Ваших слов это сплошные заблуждения , на столько глубокие , что обсуждать нет смысла.
            3. +1
              11 декабря 2017 00:10
              Двигатель то нужен новый? Это в любом случае значительная часть затрат и просто необходимость. От создания нового движка не уйти. Опытная партия су-57 необходима в войсках. А дальше уже эксплуатация этого самолёта покажет, способен от выполнять задачи недоступные самолётам прошлых поколений, или ничего принципиально важного а этих технологиях не кроется. Так что никакой ошибки нет. И двигатели и радар и много ещё чего, вероятно будут ставить и на модернизируемые машины прошлых лет выпуска, одно другого не исключает.
            4. 0
              20 июля 2021 16:48
              F-22 ну очень экспортный, его 30 лет пилят-пилят всё не до пилят. И проблем с ним...
          2. +1
            10 декабря 2017 22:24
            Цитата: seti
            До сих пор пока они ничего подобного не создали. И вряд ли создадут. Нет технологий нет доступа к новым материалам..

            Согласен, редко кто в современном психозе "о Великом Китае" это осознает...
      2. +7
        10 декабря 2017 17:03
        Относительно применения " полученным технологиям в гражданской сфере" - в сегодняшней экономической ситуации в принципе не реально - только мелочи. Дело в том, что западные компании, занимающиеся производством ВТП (военно-технической продукции) в абсолютном большинстве случаев опираются на продукцию компаний, производящих, в свою очередь, коммерческий - рыночный - продукт. Имея колоссальные объемы производства и, соответственно, средства на НИОКР по своей тематике, они легко и без особого напряжения обеспечивают ВПК-компании необходимой номенклатурой поставки. Естественно, производство зап частей и прочего так же, как правило обеспечивается легко (хотя есть и обратные примеры).
        В России этого нет. Причина - исключительно низкая покупательная способность как населения, так и компаний - ведь наша продукция, производимая в мизере, и дорога, и не шибко надежна. Поэтому для "них" гонка вооружений - хороший дополнительный бизнес и возможности, для РФ - разорение.
        1. +2
          10 декабря 2017 18:09
          Каждое последующее поколение военной техники существенно дороже предыдущего, с этим ничего нельзя поделать, если мы не хотим допустить серьезного технологического отставания придется делать современное и дорогое оружие, иначе наша армия обречена в случае реального конфликта. Даже предыдущее поколение, например Су-35 нельзя назвать дешёвым, что уж говорить про 5-е поколение.
    3. GAF
      +3
      10 декабря 2017 17:13
      Цитата: a.sirin
      Считаю данный проект ошибкой.....
      Сегодняшний подход к формированию ВВС "с оглядкой" на возможности и методологию США в части использования ВВС считаю крайне ошибочным, затратным и не реализуемым

      Предлагаете ограничиться "рус фанер" - дешево и сердито, и главное много. Тогда это было оправдано жесткими обстоятельствами. Решение было вынужденным. Сейчас то, что мешает делать классное вооружение. Технологии и материалы есть, и время не так поджимает как накануне ВОВ.
      1. +3
        10 декабря 2017 18:08
        "Классное вооружение" и экономически/военно-технически несостоятельный проект - 2 вещи разные.
        Что касается "рус-фанер" - цельнометаллический вариант Як-3 с двигателем ВК-107 в случае доведенности второго являлся практически идеальным фронтовым истребителем для ВМВ
        Разговор-то на самом деле длинный и большой. Вы, как и многие (очень) руководители воен. ведомства нулевых годов не отдаете себе отчет в том, что задачи ВВС США и России несколько разные.
        Скажем так: я привлекался к некоторым вопросам планирования в части перспективных ВТС в то время. ошибки были допущены уже на уровне философии.
        Последствия уже видны (мне), скоро станет заметно и Вам
        1. 0
          10 декабря 2017 19:09
          А вложение денег в обучение большого количества пилотов для старых самолётов,которых при реальном конфликте будут сбивать пачками,вы учитывали?Или для вас человеческий ресурс не важен?
          1. +3
            10 декабря 2017 19:54
            Речь идет не о "старых", а о новых, но отвечающих потребностям и возможностям ВВС РФ
            1. 0
              11 декабря 2017 00:27
              Так они морально устаревшие.Так же можно восстановить изготовление Т-34,нафига Армату начинать делать?
            2. +1
              11 декабря 2017 00:29
              Мне вот интересно, что с Т-14 или о нём все забыли?!
            3. +1
              14 декабря 2017 03:48
              Цитата: a.sirin
              отвечающих потребностям и возможностям ВВС РФ

              Разговор немого с глухим. Не хотят Вас услышать.
    4. +1
      11 декабря 2017 15:57
      Ну ошибаетесь вы очень! Нам и не нужен Су-57 в огромных количествах, он должен действовать там, где появятся F-22 и F-35, с другими типами самолетов успешно справятся Су-30 и Су-35. Появление самолета 5-го поколения - это новый шаг в развитии всего авиационного комплекса и не важно будет он продаваться или нет, главное, что мы научились его строить, освоили новые технологии, создали новый двигатель, новые системы вооружения - вот что главное! А вы предлагаете остановится в развитии и продолжать клепать Су-34?
      1. +2
        11 декабря 2017 20:22
        Еще раз медленно и "по буквам": нужен самолет 5 поколения, каковой РФ сможет производить в относительно больших количествах. Небольшое кол-во Су-57 - кстати, сколько это "небольшое" - не смогут эффективно действовать против более чем 150 "Рэпторов" и многих сотен F - 35. Последний собираются произвести в каком -то, по моему мнению, фантастическом кол-ве порядка 2 тыс. ед. Речь должна была идти о том, что бы создать самолет класса МиГ-29 (18 - 24 т), имеющий внутреннюю подвеску вооружения В-В с допуском ограниченного применения боеприпасов В-З.
        Если говорить о "сложностях, то создание Су-57 во многом уперлось в разработку двигателя огромной тяги. Если бы были приняты другие предложения, то речь бы шла о создании мотора со значительно меньшей тягой (12-15 т,) способного обеспечить не форсажный крейсерский полет при относительно небольшом расходе топлива.
        С учетом нашего не особо высокого опыта по созданию высоко надежных двигателей, рассматривалась возможность 2 двигательного самолета с энерговооруженностью 1,3 - 1,4. Сейчас уже поздно
        1. +1
          12 декабря 2017 15:24
          Опять ошибаетесь - у нас есть большой опыт в создании высоконадежных двигателей, на которых сейчас летает вся боевая авиация и создание нового двигателя это подтверждает. А самолет, о котором вы говорите разрабатывается совместно с Индией, а пока на вооружение пойдет МиГ-35, который заменит устаревшие МиГ-29. А сколько будет выпущено F-35, тоже пока не понятно, про F-22 тоже тысячами манипулировали, а в итоге -пшик.....
          1. +1
            12 декабря 2017 16:26
            У нас никогда не было высоко надежных двигателей с большим ресурсом, только последнее время те, старые моторы более-менее подошли по ресурсу к американским уровня 80-х.
            С Индией - в реальности - ничего конкретно не разрабатывается. Пока обмен информацией по системам, не более.
            F-22 планировали выпускать много, но не стало СССР. Если бы был, то выпустили бы. А вот Россия много 57-х не сделает
  2. +5
    10 декабря 2017 18:08
    А нельзя было впихнуть в Су-тридцатькакойнибудь АФАР с большой дальностью и ракеты соответствующие повесить? И никакого геморроя с новым самолётом, необходимость которого нам навязали американцы! Я вообще не понимаю, нафига он нам?
    1. +2
      10 декабря 2017 19:13
      Вы сейчас рассуждаете как Хрущёв,когда приказал авиацию заменить ракетами.Так нахрена вообще тратится на Су какие-то там,проще настроить кучу фанерных бипланов и оснастить их ракетами большей дальности.
    2. +1
      10 декабря 2017 20:41
      Цитата: Doliva63
      А нельзя было впихнуть в Су-тридцатькакойнибудь АФАР с большой дальностью и ракеты соответствующие повесить? И никакого геморроя с новым самолётом, необходимость которого нам навязали американцы! Я вообще не понимаю, нафига он нам?

      Теоретически можно, но ... военная техника должна непрерывно совершенствоваться, а вы предлагаете остановится и ничего не делать - это прямая дорога к поражению.
  3. +1
    10 декабря 2017 18:12
    и, во-вторых, сокращения заметности в различных диапазонах новинка дает серьезные преимущества по сравнению с двигателем первого этапа

    вот об этом поподробнее почитать бы, что именно в двигателе сделано для малозаметности, с виду такая же открытая мотогондола
    1. 0
      10 декабря 2017 19:15
      Так написано же полёт на сверхзвуке без форсажного режима,режим форсажа определяется очень многими радарами,почему америкосы так долго и мудрили со своим ф-35.
  4. +1
    10 декабря 2017 18:47
    Хочу Мистраль, хочу авианосец, хочу олимпиаду в Сочи, хочу чемпионат мира по футболу, ......хочу СУ-57 пятого поколения, хочу ПАК ДА...... хочу - хочу - хочу.
    Все эти хотелки не для народа, все эти хотелки для любителей распила народных денег.
    1. +6
      10 декабря 2017 19:28
      Вам что, на фаберже наступили?...
      хочу - хочу - хочу
      fool
      Мистраль (провалили лягушатники), а деньги на них были выделены. причем здесь "распил-хотелки"?

      Су - 57 летает (со старым движком), а с новым обкатается, и в серию через пару лет (быстрее просто технически невозможно). А при чем здесь распил-хотелки?

      ПАК ДА в проекте В войска он попадет никак не раньше 2025-2028 года. Для стратега- ракетоносца это не долго. И тут я не вижу, чтоб кто-то кого-то пилил...

      Все это не для народа? - Да! Абсолютно согласен! Это для Российского МО!!! А народу нужна малость - мирное небо над головой.
      Вы его не наблюдаете, мистер с отдавленными фаберже? wink
      1. 0
        11 декабря 2017 09:57
        Советская армия, вооружённая современными на то время авианесущими крейсерами, самолётами, БРЖК, атомными подводными лодками, не смогла противостоять развалу страны, хотя давала присягу, потому что стояла в очереди за колбасой и колготками. Фаберже оказались слабоваты. Несмотря на вооружение - подняли олимпийский флаг. Ситуация повторяется. А вместо оскорблений за отличное от вашего мнение, попробуйте прожить хотя бы месяц на обычную пенсию. При этом не забудьте заплатить налоги и ЖКХ! Вот я о чём.
        1. +3
          11 декабря 2017 14:39
          Я и живу на пенсию...) Мне и пробовать нет смысла...Если по-чистому, то чуть больше трети пенсии - выплаты... Прожить можно, но хорошо пожить нельзя...(( Тут я согласен с вами на 200%!!!.. Я просто выступил против вас по конкретным программам "хотелок - распилок!..." Я хочу Великую Державную Россию, а не помойку 90-х... Я уже голосовал за джинсы со жвачкой (грешен!)... В результате в 90- х заполонили ширпотребом всех мастей, а нам забыли и зарплату и пенсию выдавать вообще! Перефразирую - "получили и войну и позор!"(с) stop
        2. +2
          12 декабря 2017 15:40
          Ну, пенсионеры налоги не платят, если у них нет элитной недвижимости и Лексусов. Советский Союз развалили Политбюро и ЦК КПСС - это они всех предали, а не Советская армия. А с пенсиями согласен, положение очень напряженное, если мы занимаем по ним такие места в мировом рейтинге. Но пенсию не повысят при смене любой власти - это абсолютно точно и это надо понимать.
    2. 0
      10 декабря 2017 20:42
      Цитата: prior
      prior

      С ником не переборщил?
  5. +2
    10 декабря 2017 19:00
    К сожалению, дурной традицией советских времен было недооценивать сложность создания авиадвигателя...

    Кто такую чушь и глупость сказал? ))
  6. +2
    10 декабря 2017 21:50
    Разработка данного двигателя не только стала крупной инженерной победой, но и позволила говорить о том, что Россия преодолевает одну из самых негативных тенденций советского самолетостроения.
    Вот любопытно, о какой-такой негативной тенденции упоминают авторы? recourse
    1. +3
      10 декабря 2017 22:09
      О том, что при разработке многих самолетов, двигатели так и не дотягивали до требуемых ТТХ хотя все остальное было в порядке.
      В результате весь проект закрывали ну или принимали на вооружение "как есть".
      1. 0
        10 декабря 2017 22:11
        А сейчас не так? winked
        1. +1
          11 декабря 2017 00:32
          А что разве Су-57 уже принят на вооружение?К чему ваш вопрос? В статье же всё написано,двигатель создавался параллельно самолёту.Сейчас проведут испытания,если всё в норме запустят производство,что не понятного.
        2. +2
          11 декабря 2017 08:48
          А сейчас не так?

          Сейчас не так, по крайне мере пока.
      2. +1
        10 декабря 2017 22:39
        Автор опуса, в качестве иллюстрации "негативной тенденции" проектирования авиадвигателей в СССР привел проект "стратега" М-52. В этом проекте до требуемых заказчиком ТТХ не дотягивало всё. И мотор там был виновен в последнюю очередь. М-52 взлетал с "костылем" (сбрасываемой на паршюте доп. стойкой шасси) и садился только при наличии финишера как на авианосцах. Вояки требовали, чтобы с 2500 метров ВПП взлетал, а в реальности это получилось только с использованием стартовых ускорителей. Весь проект отечественной "Валькирии" не дотянул до нужных ТТХ по совокупности недостатков. И двигатели тут играли далеко не главную роль. На их создание/испытание/доводку КБ требовало всего 2,5 года. По нынешним меркам создания моторов - вообще ни разу не реальный срок, а трудовой подвиг )) Но заказчик 2,5 года ждать не мог - ему надо все было еще вчера. А сразу после этого и от симметричного ответа на "Валькирию" отказались. И правильно сделали, к слову ))
        1. +2
          11 декабря 2017 08:47
          Вы про невзлетевший м-52 а автор про м-50 . Читайте внимательнее.
          1. 0
            11 декабря 2017 12:17
            А в чем разница? В доп. горизонтальном оперении? Самолет-то один и тот же фактически. Двигатели у них предусматривалось ставить одинаковые - М16-17. Изучайте матчасть внимательнее ))
    2. +1
      12 декабря 2017 15:28
      А они сами эту тенденцию придумали, потому-что ничего не знают про ОКБ Люльки и Кузнецова, про Пермские авиамоторы и т.д.
  7. +1
    11 декабря 2017 04:31
    Вегда улыбает, когда наши знатоки говорят что какой то вид оружия или оборудования является совершенно новой чисто Российской (читай пост-СССР) разработкой. Также как Розин лепетал про Арматура или про ракеты Калибр
    1. 0
      12 декабря 2017 15:32
      Кто разрабатывает, тот и строит, у того имеются опытные экземпляры, тот и налаживает серийное производство, не понимаю чего вас там улыбает.
  8. +2
    11 декабря 2017 06:34
    "«К сожалению, дурной традицией советских времен было недооценивать сложность создания авиадвигателя, – отмечает Олег Пантелеев."
    Может Пантелееву сначала сделать столько же сколько было сделано тагда, и только потом делать какие-то высказывания про "дурные" традиции?
    "Креотиф гуано - афтыр мудаг."...(с)
  9. +2
    11 декабря 2017 12:02
    В чём суть самолёта нового поколения? Да в том, чтобы сделать самолёт следующего: невозможно перепрыгнуть через поколение... Особенность Су-57 в новых принципах построения с использованием новых материалов, создание и применение новых интеллектуальных помошников на базе новых технологий, создание электронного пилота, т.е. высокоинтеллектуального борта, способного принимать ответственные решения. И всё это стоит денех. 6-ое поколение будет гораздо дороже. Поэтому надо отработать 5-ое. Лет 40 придётся улучшать каждый элемент по-отдельности и всю конструкцию в совокупности. Это важнейший шаг в будущее! Россия станет 2 державой в мире, сумевшей разработать свой проект завоевателя 5 поколения. Когда "детские болезни" будут решены, борт 5 поколения не сможет завалить ни один из конкурентов предыдущего. И вот тогда нам придётся наладить конвеер по его производству, отменив производство предыдущих моделей. И совершенно очевидно, что те государства, которые не смогут создать своё 5-ое поколение, отстанут в техническом развитии надолго, почти навсегда, от способных на это.
    1. 0
      12 декабря 2017 15:30
      Абсолютно верно, очень хочется, чтобы "умники" и "критики" это почитали.
  10. 0
    11 сентября 2019 22:52
    " Первый полет Су-57 состоялся еще в 2010 году, но тогда он происходил с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») – модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С от истребителей четвертого поколения Су-35С. Он существенно уступал его американским аналогам. " "...существенно уступал..." Ну где же эти балбесы- прозаики узнали это! Очень много таких ляпов в статье и они существенную роль играют. Не хочу плохо думать об афффтерах сего опуса , наверняка все ляпы по незнанию. Можно рассуждать о проекте и иметь свое мнение это нормально , но за эту статейку можно от летчика и в табло получить.