Military Review

Twice underground worker, thrice prisoner. Life and Death of Faith Horuzhey

11
In honor of this woman, killed by the 75 fascists years ago, Belarusian scientists named the lilac variety Vera Khoruzhaya. And to the lot of the heroine, who did not live to 40 years, a huge number of tests fell. I can not even believe that so much everything could accommodate a single short earthly life.




Vera Zakharovna was born 14 (27) September 1903, in the town of Bobruisk, Minsk Province. Her real surname is Khorunzhaya, but then, due to an error in the documents, she became Khoruzhey and it was under this surname that she entered history. The girl first studied in the gymnasium of Bobruisk, and then, when the family moved to Mazyr, she continued her studies in this city.

In the 1919 year, after studying, for some time she pobatrachila on kulaks, worked as a rural teacher, but soon she was captured by the romance of the Civil War. Already in 16 years, Vera fought as a volunteer in the Red Army. In 1920, she joined the Komsomol, and the following year - in the CPSU (b).

After the Civil War, Vera devotes her life to Komsomol and party work, combining it with literary work. He writes poems, articles, appeals. She worked as an editor of the newspaper "Young Plowman". She married Stanislav Skulsky. But a simple family life was not for her. The girl was eager to participate in the struggle for the liberation of Western Belarus (which was under Polish occupation as a result of the Soviet-Polish war of 1920 – 1921).

In 1924, Vera went there to organize the activities of an underground Komsomol organization. Thanks to her abilities, she managed to “ignite” people. She was elected secretary of the Central Committee of Komsomol and a member of the Central Committee of the Communist Party of Western Belarus.

In the fall of 1925, in the city of Bialystok, a young underground worker was arrested by the Polish authorities. From prison she wrote strong, courageous letters to the Soviet Union. These letters were subsequently published as a book, which was called “Letters to the Freedom”.

At the trial, she was courageous. In particular, she stated to her captors:

“Our party was born and now exists in the harsh conditions of the underground. But one wonders who drove her underground? The only answer is the government of the bourgeoisie and the landowners. We explain to the workers and peasants of Western Belorussia that our half-brothers live in Soviet Russia, who build socialism and wish us success in the struggle against capitalism. ”


First, Vera was sentenced to six years in prison, then this term was increased to eight. Seriously, she and her colleagues met the singing of the “Internationale”. In the 1930 year, while in prison, the girl was awarded the Order of the Red Banner. She spent time in prison until 1932, after which she was exchanged under the Soviet-Polish agreement on the exchange of political prisoners.

In the Soviet Union, she continued her party and journalistic activities. Nadezhda Krupskaya, who spoke very warmly about her “Letters at will”, described Vera as “an example of a real revolutionary”. Unfortunately, this did not save her from being arrested at a difficult time - in 1937.

However, before that, the girl was in trouble. After returning from prison, she wanted to abandon the Order of the Red Banner, because she believed that it should be given to all members of the underground organization, not just her. But officials misunderstood her. This resulted in the accusation that she would be acting underground "thoughtlessly and frivolously." Specifically, she was blamed for too trusting a relationship with one person who turned out to be a provocateur. She was deprived of the order and severely reprimanded. During this ugly story her husband betrayed her.

In 1935, Vera went to Kazakhstan. There she married again - Sergey Kornilov. Has given birth to daughter Anna. But on August 10, 1937 was arrested and charged with “spying for Poland”. However, an unfair accusation did not break the courage of the Faith. Four investigators were involved in her business, but none of them obtained any confessions from her.

During one of the court sessions, she stated:

“The question is, why did I have to be a Polish spy? Apparently, in order to sit in prison 7 for years ... Real spies and provocateurs in prison for 7 do not keep years, and if they keep, no more 2-3 months ... During my time in prison, they tried to recruit me, promising everything I want is for me, but I took it for a slap in the face and gave a categorical refusal to it ... No one could oppose my Soviet state, and therefore I never gave anyone the secrets of my state. I want to remember and bring here, as Louis XIV said, despite the fact that I am in prison. Louis XIV said: “The state is me!” And I want to say that the Soviet state is me! ”


After serving two years in prison, 15 August 1939 g. Vera Khoruzhaya was acquitted and released. Soon she was reinstated in the party, and then the unjust reprimand announced earlier was removed from her.

When the Great Patriotic War began, the young woman was pregnant. Despite this, she and her husband, Sergey, joined the partisan detachment under the command of V. Korzha. Her husband was soon seriously wounded and died. "I remembered Dolores Ibarruri's strong and tough words: it’s better to be the widow of the hero than the coward's wife - and I understood the meaning of these words in a new way", - Khoruzhaya wrote in her diary (must be, necessarily comparing her first husband with the second).

To send a pregnant woman to the rear, she was allegedly given a task - to cross the front line to establish contact with the Central Committee. But when she completed the task, she was not allowed back, but sent to evacuation. Soon she had a son. Called him Sergei - in honor of the deceased husband. I tried to work as an accountant on the collective farm. But very worried about the fact that sitting in the rear. "It is unbearable that I am tormented by the thought that on such ominous days, when fascist monsters torment and trample my dear Belorussia, I remain in reserve", - she wrote to the party instances, seeking to be sent to the front.

At the beginning of 1942, Vera went to Moscow to resolve this issue there. In August of the same year she was sent to Vitebsk for underground work. She took a pseudonym - Anna Sergeyevna Kornilova, combining in her the names of her children and the name of her husband who died at the hands of the Nazis.

Her group successfully operated under Vitebsk for several months. The underground workers collected information about where the warehouses and barracks of the enemies are located, and then Soviet pilots attacked them. In addition, the underground workers carried out sabotage against the invaders, helping prisoners. Under the conditions of Vitebsk, this was a very dangerous job, which was recognized even on the “big land”. Vera even wanted to be evacuated from there, but she flatly refused.

November 13 1942 of the year is a tragic day in the history of the Vitebsk underground. At the safe house Vera Khoruzhaya was captured by the Nazis. Together with her, the paws of the fascists got Sophia Pankova, with whom Vera was familiar long before the war. Several other underground workers were also arrested.

There is no exact data on when exactly Vera Khoruzhaya was executed. According to some data, it happened on December 4, on the other 6. There is even such a version, as if it was sent to Moabit and disappeared already there, but this is unlikely.

The last who saw the brave underground worker alive was the Soviet intelligence officer, Anna Kitasheva, who only miraculously escaped from the fascist prison. She then told me that she had met Khoruzhi in the dungeons of December 3 of 1942. Faith was so badly beaten and exhausted that she could not walk. Nevertheless, despite the terrible torture, she did not betray anyone and did not inform the enemies of any information.

17 May 1960, Vera Khoruzhaya was posthumously awarded the golden Star of the Hero of the Soviet Union. In addition, among its awards - the Order of Lenin and the Order of the Red Banner. In her honor were named streets, squares, schools in the cities of Belarus. In one of the Moscow schools in Soviet times, a pioneer detachment of her name acted. And finally, Belarusian scientists named a lilac variety in her honor, which is distinguished by beautiful, large pink and purple flowers ...

Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 11 December 2017 06: 41 New
    +9
    There is even such a version, as if it were sent to Moabit and disappeared there, but this is unlikely.
    ... That's just on the wall in one of the terrible dungeons there was a short inscription: "Horuzh ...".
    Belarusian scientists named a lilac variety in her honor, which is distinguished by beautiful, large pink-purple flowers ...
    ... The lilac variety is as tender and at the same time persistent as Vera Horuzhaya .. Thank you for the article ...
  2. XII Legion
    XII Legion 11 December 2017 07: 27 New
    16
    Strong personality
    Interesting story
    Thank you!
  3. Reptiloid
    Reptiloid 11 December 2017 15: 22 New
    +1
    Thanks for the story, Elena. Shocked by the fate of the Soviet heroine.
  4. Monarchist
    Monarchist 11 December 2017 16: 54 New
    +1
    Elena, thanks for the details: I used to read about Vera Khoruzhey at school, but naturally her criminal record was not mentioned there. It seems that it was said that a child remained behind her and that she often recalled him in conversation.
    My question is: who did the children become? I hope they did not become like the grandson of a famous writer or the son of a famous party leader
  5. Ivan Tartugai
    Ivan Tartugai 11 December 2017 19: 13 New
    +3
    Quote from the article:
    “At the safe house, Vera Horuzhaya was captured by the Nazis.”

    Unfortunately, all our underground workers were betrayed to the Germans by our own traitors. The Wehrmacht without our traitors in the USSR would not have lasted a year. This happened with Lisa Chaykina, Nikolai Kuznetsov, with the "Young Guard" and many others.
    There is practically no information about those who gave Vera Zakharovna Khoruzhiya. They write that the documents were allegedly not preserved. Some local traitor is called Petrov, but there are a lot of Petrovs, and there is no such information about him who is this Petrov, where he was born, where he worked before the war, how he went to the underground center, led by the OT Khoruzhey. Information about the traitor Petrov is extremely stingy, only that he served the Germans as the head of the political department of the local police. There are no other locals and policemen who would recognize and give the OT to Horuzhey or track her down. There is no information directly about the failure of the VZ Khoruzhey group. There is no information that she was mistaken somewhere, than she would have betrayed herself. Vera Horuzhaya, despite her youth, was an experienced scout, worked without errors.
    Such concealment of information gives reason to believe that it was possible to betray Horushei of the OT from the center. The VZ Khorujey group mainly worked with army intelligence, in particular with the intelligence of the 4th strike army and the intelligence of the NWF and the underground, it could issue a “mole” from army intelligence. In our GRU RKKA there were also people from the Abwehr, Wehrmacht, like Shtirlits.
    1. Gamer
      Gamer 12 December 2017 00: 28 New
      +2
      Unfortunately, all our underground workers were betrayed to the Germans by our own traitors.

      Not only the underground workers, my great-grandfather and great-grandmother were handed over to the Germans because of the radio, the benefit was managed to quickly be put out and buried in a dunghill. It is clear that the one who brought the Germans who was in the house.
      His acquaintances also had a village near Kharkov, his brother brought Soviet scouts into the woods, the Germans shot him right in the yard, passed his neighbor from the house opposite, who later served for this, but lived quietly until he was old.
    2. Pattern
      Pattern 12 December 2017 18: 10 New
      0
      Khoruzh and her detachment did not fulfill the tasks of the 4th UA and NWF. The 4th UA held the joint of the NWF and the ZF, while the NWF was engaged in the defense of the northwestern regions of the USSR, including Leningrad. And therefore, nothing could help Mr. Vitebsk, located in the deep German rear. Take a look at the map of the Red Army in 1942. 4th UA will take part in the Vitebsk operation only in 1944. The subordination of the detachment is also unknown: the NKVD, the GRU, or independently? Also, data on the specific results of the detachment’s actions are not provided. The mole version is unlikely.
      1. Ivan Tartugai
        Ivan Tartugai 12 December 2017 20: 49 New
        +1
        Quote: Pattern
        And therefore could not help Vitebsk, located in the deep German rear.

        From January 1942 to September 1943 the 4th shock firmly held the Velezh-Demidov line, and this line was located about 70 km from the city of Vitebsk, not at all the deep rear of the Germans. From the front line to Vitebsk for the Red Army bomber aircraft, ten minutes of flight. Of course, airfields are not located directly on the front line, but somewhere in the rear of the Red Army there are 30-50 km from the front line. Total from the air forces of the Red Army to the Vitebsk about 100-120 km, i.e. 20-30 minutes of flight. Vitebsk during this period was clogged with Wehrmacht troops, the airfield of Vitebsk was clogged with Luftwaffe planes, the railway station was clogged with trains with German troops and for German troops. The goal is very attractive. However, there was no serious bombardment of these objects. Although Vera Horuzhaya reported on the intensive work of both the airfield of Vitebsk and the railway station of Vitebsk.
      2. Ivan Tartugai
        Ivan Tartugai 12 December 2017 21: 28 New
        +1
        Quote: Pattern
        The subordination of the detachment is also unknown: the NKVD, the GRU, or independently?

        Yes, indeed there is really no information about the departmental affiliation of the Vera Horuzhey group. However cannot be independent. Vera Horuzhaya came to Vitebsk from Moscow, after a short preparation, and she didn’t take it herself, she chose the city of Vitebsk and came to organize a group of underground workers herself.
        In all articles about Vera Khoruzhey there is no mention of work with the NKVD. Once it is mentioned that Vera Horuzhaya addressed the headquarters of the partisan movement Ponamarenko PK. There are more references to working for army intelligence, of course, also not specifically, but still quite definitely, for example, for reconnaissance of the 4th strike army. Maybe the connection was not direct, but through a partisan detachment, but to army intelligence. Direct communication with army intelligence was not possible due to the German widely deployed radio direction finding service in Vitebsk.
      3. Ivan Tartugai
        Ivan Tartugai 12 December 2017 21: 31 New
        0
        Quote: Pattern
        The mole version is unlikely.

        Very likely.
  6. Pattern
    Pattern 12 December 2017 18: 40 New
    0
    In 1942, the Red Army Air Force did not bomb the Wehrmacht objects in the Vitebsk region. Our aviation had more important tasks in other directions. See the front line in 1942. In 1932, a non-attack treaty was concluded between the USSR and Poland. There is not a single word about political prisoners ... You can continue for a long time, but I would like to read the result of the study. And it looks more like articles from TSB from the time of N.S. Khrushchev (2nd and 3rd edition). But the author is well done!

Дважды подпольщица, трижды узница. Жизнь и смерть Веры Хоружей

В честь этой женщины, убитой фашистами 75 лет тому назад, белорусские ученые назвали сорт сирени — Вера Хоружая. А на долю самой героини, не дожившей и до 40 лет, выпало огромное количество испытаний. Даже не верится, что столько всего смогла вместить в себя одна недолгая земная жизнь.



Вера Захаровна родилась 14 (27) сентября 1903 года в городе Бобруйске Минской губернии. Ее настоящая фамилия — Хорунжая, но потом из-за ошибки в документах она стала Хоружей и именно под этой фамилией вошла в историю. Девочка сперва училась в гимназии Бобруйска, а затем, когда семья переехала в Мозырь, продолжила учебу в этом городе.


В 1919 году, отучившись, она какое-то время побатрачила на кулаков, поработала сельской учительницей, но вскоре ее захватила романтика Гражданской войны. Уже в 16 лет Вера сражалась добровольцем в рядах Красной армии. В 1920 году вступила в Комсомол, а на следующий год — в ВКП(б).

После Гражданской войны Вера посвящает свою жизнь комсомольской и партийной работе, совмещая ее с литературным трудом. Пишет стихи, статьи, воззвания. Трудилась редактором газеты «Молодой пахарь». Вышла замуж за Станислава Скульского. Но простая семейная жизнь была не для нее. Девушка рвалась поучаствовать в борьбе за освобождение Западной Белоруссии (которая находилась под польской оккупацией в результате советско-польской войны 1920–1921 годов).

В 1924 году Вера направилась туда с целью организовать деятельность подпольной комсомольской организации. Благодаря своим способностям ей удавалось «зажечь» людей. Она была избрана секретарем ЦК Комсомола и членом ЦК компартии Западной Белоруссии.

Осенью 1925 года в городе Белостоке молодая подпольщица была арестована польскими властями. Из тюрьмы она писала сильные, мужественные письма в Советский Союз. Эти письма впоследствии были изданы в качестве книги, которая так и называлась - «Письма на волю».

На суде она держалась мужественно. В частности, заявила своим тюремщикам:

«Наша партия родилась и нынче существует в тяжелых условиях подполья. Но спрашивается, кто ее загнал в подполье? Ответ один — правительство буржуазии и помещиков. Мы разъясняем рабочим и крестьянам Западной Белоруссии, что в Советской России живут наши единокровные братья, которые строят социализм и желают нам успеха в борьбе с капитализмом».


Сначала Веру приговорили к шести годам тюремного заключения, затем этот срок увеличили до восьми. Суровый приговор она вместе со своими соратниками встретила пением «Интернационала». В 1930 году, находясь в заключении, девушка была награждена Орденом Красного Знамени. Отсидела в тюрьме до 1932 года, после чего ее обменяли по советско-польскому соглашению об обмене политзаключенными.

В Советском Союзе она продолжила партийную и журналистскую деятельность. Надежда Крупская, которая очень тепло отзывалась о ее «Письмах на волю», охарактеризовала Веру как «образец настоящей революционерки». К сожалению, это не спасло ее от ареста в сложное время — в 1937 году.

Впрочем, и до этого у девушки были неприятности. Вернувшись из тюрьмы, она захотела отказаться от ордена Красного Знамени, поскольку считала, что он должен быть вручен всем членам подпольной организации, а не только ей. Но чиновники ее неверно поняли. Это вылилось в обвинение, будто бы она в подполье вела себя «необдуманно и легкомысленно». Конкретно, ей поставили в вину слишком доверчивое отношение к одному человеку, который оказался провокатором. Ее лишили ордена и вынесли строгий выговор. Во время этой некрасивой истории ее предал муж.

В 1935 году Вера поехала в Казахстан. Там она снова вышла замуж — за Сергея Корнилова. Родила дочь Анну. Но 10 августа 1937 года была арестована и обвинена в «шпионаже в пользу Польши». Однако несправедливое обвинение не сломило мужества Веры. Ее делом занимались четыре следователя, но ни один из них не добился от нее признаний.

Во время одного из судебных заседаний она заявила так:

«Спрашивается, для чего мне нужно было быть польской шпионкой? По-видимому, для того, чтобы сидеть в тюрьме 7 лет… Настоящих шпионов и провокаторов в тюрьме по 7 лет не держат, а если и держат, то не больше 2-3 месяцев… Во время моего пребывания в тюрьме меня пытались завербовать, обещая мне все, что я хочу, но я это приняла за пощечину и дала на это категорический отказ… Никто меня не мог противопоставить моему Советскому государству, а поэтому я никогда не выдавала никому тайны своего государства. Я хочу вспомнить и привести здесь, как говорил Людовик XIV, несмотря на то, что я нахожусь в тюрьме. Людовик XIV говорил: «государство — это я!», и я хочу сказать, что Советское государство — это я!»


Отсидев два года в тюрьме, 15 августа 1939 г. Вера Хоружая была оправдана и освобождена. Вскоре ее восстановили в партии, а затем с нее сняли и несправедливый выговор, объявленный ранее.

Когда началась Великая Отечественная война, молодая женщина была беременна. Несмотря на это, она вместе со своим мужем Сергеем вступила в партизанский отряд под командованием В.Коржа. Ее супруг вскоре был тяжело ранен и скончался. «Я вспомнила сильные и жесткие слова Долорес Ибаррури: лучше быть вдовой героя, чем женой труса, — и по-новому поняла смысл этих слов», - так писала Хоружая в своем дневнике (должно быть, поневоле сравнивая своего первого мужа со вторым).

Чтобы отправить беременную женщину в тыл, ей якобы дали задание — перейти линию фронта для установления связи с ЦК. Но, когда она выполнила поставленную задачу, ее не пустили обратно, а направили в эвакуацию. Вскоре у нее родился сын. Назвала его Сережей — в честь погибшего мужа. Пыталась работать счетоводом в колхозе. Но очень переживала из-за того, что сидит в тылу. «Невыносимо томлюсь от мысли, что в такие грозные дни, когда фашистские изверги терзают и топчут родную мою Белоруссию, я остаюсь в резерве», - писала она в партийные инстанции, добиваясь отправки на фронт.

В начале 1942 года Вера направилась в Москву, чтобы решить этот вопрос там. В августе того же года ее направили в Витебск для подпольной работы. Она взяла себе псевдоним — Анна Сергеевна Корнилова, соединив в нем имена своих детей и фамилию погибшего от рук фашистов мужа.

Ее группа успешно действовала под Витебском в течение нескольких месяцев. Подпольщики собирали сведения о том, где находятся склады и казармы врагов, а затем по ним наносили удары советские летчики. Кроме того, подпольщики проводили диверсии против оккупантов, помогали пленным. В условиях Витебска это была очень опасная работа, что признавали даже на «большой земле». Веру даже хотели эвакуировать оттуда, но она наотрез отказывалась.

13 ноября 1942 года — трагический день в истории Витебского подполья. На явочной квартире Вера Хоружая была схвачена гитлеровцами. Вместе с ней в лапы фашистов попала Софья Панкова, с которой Вера была знакома задолго до войны. Было арестовано и еще несколько подпольщиков.

Нет точных данных о том, когда именно была казнена Вера Хоружая. По одним данным, это случилось 4 декабря, по другим — 6-го. Есть даже такая версия, будто бы она была направлена в Моабит и сгинула уже там, но это маловероятно.

Последней, кто видел отважную подпольщицу в живых, была советская разведчица Анна Киташева, которая только чудом вырвалась из фашисткой тюрьмы. Она потом рассказывала, что встретилась с Хоружей в застенках 3 декабря 1942 года. Вера была настолько сильно избита и измучена, что не могла ходить. Тем не менее, несмотря на страшные пытки, она не выдала никого и не сообщила врагам никакой информации.

17 мая 1960 года Вера Хоружая была посмертно награждена золотой Звездой Героя Советского Союза. Кроме того, в числе ее наград — Орден Ленина и Орден Красного Знамени. В ее честь были названы улицы, площади, школы в городах Белоруссии. В одной из московских школ в советское время действовал пионерский отряд ее имени. И, наконец, белорусские ученые назвали в ее честь сорт сирени, который отличается красивыми, крупными розово-фиолетовыми цветами…

Автор: Елена Громова


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 11 декабря 2017 06:41
    Есть даже такая версия, будто бы она была направлена в Моабит и сгинула уже там, но это маловероятно.
    ...Вот только на стенке в одном из страшных подземелий осталась короткая надпись: "Хоруж...".
    белорусские ученые назвали в ее честь сорт сирени, который отличается красивыми, крупными розово-фиолетовыми цветами…
    ...Сорт сирени такой же нежный и в то же время стойкий, как и Вера Хоружая ..Спасибо,за статью...
  2. XII легион (Цезарь) 11 декабря 2017 07:27
    Сильная личность
    Интересный рассказ
    Спасибо!
  3. Reptiloid (Дмитрий) 11 декабря 2017 15:22
    Спасибо за рассказ, Елена. Потрясён судьбой Советской героини.
  4. Монархист (Лабинский Слава) 11 декабря 2017 16:54
    Елена, спасибо за детали: в школе когда-то читал о Вере Хоружей, но там естественно не упоминалось о её судимости. Кажется было сказано,что у нее в тылу остался ребенок и она в разговоре часто вспоминала о нем.
    У меня такой вопрос: а дети кем стали? Надеюсь ,они не стали такими как внук известного писателя или сын известного партийного деятеля
  5. Иван Тартугай 11 декабря 2017 19:13
    Цитата из статьи:
    «На явочной квартире Вера Хоружая была схвачена гитлеровцами.»

    К сожалению, все наши подпольщики были выданы немцам нашими же предателями. Вермахт без наших предателей на территории СССР и год не продержался бы. Так произошло с Лизой Чайкиной, Николаем Кузнецовым, с «Молодой Гвардией» и многими другими.
    О тех, кто выдал Веру Захаровну Хоружию сведений практически нет. Пишут, что документы якобы не сохранились. Называется какой-то местный предатель Петров, но Петровых очень много, а более подробной информации кто такой этот Петров, где он родился, где работал до войны, как он вышел на центр подпольщиков, возглавляемый ВЗ Хоружей, то такой информации о нём нет. Информация о предателе Петрове предельно скупая, только то, что прислуживал немцам начальником политического отдела местной полиции. О других местных жителей и полицаев, которые бы узнали и выдали бы ВЗ Хоружею или выследили её тоже нет. Информации, непосредственно о провале группы ВЗ Хоружей нет. Информации о том, что она где-то ошиблась, чем выдала бы себя тоже нет. Вера Хоружая, несмотря на её молодость, была опытным разведчиком, работала без ошибок.
    Такое сокрытие информации, даёт повод считать, что возможно предали Хоружею ВЗ из центра. Группа ВЗ Хоружей в основном работала с армейской разведкой, в частности с разведкой 4-ой ударной армии и разведкой СЗФ и подпольщиков мог выдать «крот» из армейской разведки. В нашем ГРУ РККА тоже были люди из абвера, вермахта, вроде штирлицев.
    1. Gamer (Дюк Нюкем) 12 декабря 2017 00:28
      К сожалению, все наши подпольщики были выданы немцам нашими же предателями.

      Не только подпольщиков, моих прадеда и-прабабушку сдали немцам из-за радиоприемника, благо успели выстро вынести и зарыть в навозную кучу. Понятно, что тот немцев навел кто в доме бывал.
      У знакомых так же, село под Харьковом, брат вывел советских разведчиков в лес, немцы его расстреляли прямо во дворе, сдал сосед из дома напротив, который позже отсидел за это, но жил себе спокойно до глубокой старости.
    2. Лекало (Алексей) 12 декабря 2017 18:10
      Хоружей и её отряд не выполняли заданий 4-й УА и СЗФ. 4-я УА держала стык СЗФ и ЗФ, а СЗФ занимался обороной северо-западных областей СССР, в том числе и Ленинграда. И поэтому ничем не могли помочь г. Витебску, находящемуся в глубоком немецком тылу. Взгляните на карту боевых действий РККА в 1942 году. 4-я УА примет участие в Витебской операции только в 1944 году. Неизвестна также подчинённость отряда : НКВД, ГРУ или самостоятельно? Также не приводятся данные о конкретных результатах действий отряда. Версия про " крота" маловероятна.
      1. Иван Тартугай 12 декабря 2017 20:49
        Цитата: Лекало
        И поэтому ничем не могли помочь г. Витебску, находящемуся в глубоком немецком тылу.

        С января 1942 года по сентябрь 1943 года 4-ая ударная прочно удерживала рубеж Вележ-Демидов, а этот рубеж находился в около 70 км от города Витебска, совсем не глубокий тыл немцев. От линии фронта до Витебска для бомбардировочной авиации РККА десять минут лёту. Разумеется аэродромы не расположены непосредственно на линии фронта, а где-то в тылу РККА километров 30-50 км от линии фронта. Итого от аэродромов ВВС РККА до Витебска около 100-120 км, т.е. 20-30 минут лёту. Витебск же в этот период был забит войсками вермахта, аэродром Витебска забит самолетами люфтваффе, железнодорожная станция забита составами с немецкими войсками и для немецких войск. Цель очень даже привлекательная. Однако никакой серьезной бомбардировки данных объектов не было. Хотя Вера Хоружая доносила о интенсивной работе и аэродрома Витебска, и ж/дорожной станции Витебска.
      2. Иван Тартугай 12 декабря 2017 21:28
        Цитата: Лекало
        Неизвестна также подчинённость отряда : НКВД, ГРУ или самостоятельно?

        Да действительно конкретно нет информации о ведомственной принадлежности группы Веры Хоружей. Однако самостоятельной быть не может. Вера Хоружая попала в Витебск по направлению из Москвы, после непродолжительной подготовки, а не сама по себе взяла выбрала город Витебск и сама приехала организовывать группу подпольщиков.
        Во всех статьях о Веры Хоружей нет упоминаний о работе с НКВД. Один раз упоминается, что Вера Хоружая обращалась к начштабу партизанского движения Понамаренко ПК. Про работу на армейскую разведку упоминаний больше, конечно тоже не конкретно, но все-таки довольно определенно, например на разведку 4-ой ударной армии. Может связь была не прямая, а через партизанский отряд, но на армейскую разведку. Прямая связь с армейской разведкой была невозможна из-за широко поставленной немцами службы радиопеленга в Витебске.
      3. Иван Тартугай 12 декабря 2017 21:31
        Цитата: Лекало
        Версия про " крота" маловероятна.

        Очень даже вероятная.
  6. Лекало (Алексей) 12 декабря 2017 18:40
    В 1942 году ВВС РККА не бомбили объекты вермахта на территории Витебской области. У нашей авиации были более важные задачи на других направлениях. Смотрите линию фронта в 1942 . В 1932 году между СССР и Польшей был заключен договор о не нападении. О политзаключенных в нём нет ни одного слова... Продолжать можно ещё долго, но хотелось бы прочитать результат исследования. А так больше похоже на статьи из БСЭ времён Н.С. Хрущёва(2-е и 3-е издание). Но автор-молодец!
Картина дня