Осень, в небе жгут корабли... О докладе комиссии Роскосмоса

80
Накануне так называемая аварийная комиссия Роскосмоса опубликовала доклад, в котором отразились итоги расследования неудачного запуска ракеты-носителя «Союз-2.1б». Стоит напомнить, что в результате неудачи, постигшей выводимую на околоземную орбиту космическую систему, 28 ноября были потеряны 19 различных спутников, среди которых не только отечественные, но и зарубежные. В Роскосмосе пообещали провести расследование максимально оперативно и не затягивать с выводами. Обычного в таких случаях затягивания публикации выводов спецкомиссии действительно не произошло, и итоговые выкладки специалистов, в комиссию входивших, оказались опубликованы уже через две недели после крушения.

Осень, в небе жгут корабли... О докладе комиссии Роскосмоса




Из материалов комиссии, которые были направлены для публикации в СМИ:
Крушение было вызвано непрогнозировавшимся поведением разгонного блока «Фрегат» уже после того, как тот отделился от ракеты-носителя. Это выявило скрытую проблему в алгоритме, которая не проявлялась десятилетиями успешных пусков связки «Союз» — «Фрегат».

Термины «непрогнозировавшееся поведение» и «десятилетиями не проявлявшаяся проблема», откровенного говоря, настораживают.
Далее от комиссии Роскосмоса:
После отделения разгонного блока система управления начала выдавать управляющее воздействие на разворот орбитального блока в требуемое угловое положение. В момент пространственной ориентации разгонного блока было зафиксировано нештатное угловое положение РБ «Фрегат». В итоге он ушёл с расчётной орбиты после включения маршевых двигателей.


Далее специалисты заявили, что сложившееся сочетание параметров стартового стола космодрома и азимутов полёта ракеты-носителя и разгонного блока не встречалось никогда ранее. Именно поэтому, декларируют в Роскосмосе, существующие методики не позволили изначально выявить проблемы при такого рода сочетании.

Ещё из официального доклада ведомства:
Проведя всесторонний анализ, члены комиссии считают, что проявление этой некорректности алгоритма могло и не произойти при запуске с космодрома Восточный этой же полезной нагрузки с этим же разгонным блоком на этой же ракете. Пуск прошёл бы штатно, например, летом либо в случае, если бы районы падения отделяемых частей РН лежали в стороне от выбранных.


Откровенно говоря, такие заявления, прозвучавшие в итоговом докладе, выглядят в значительной степени странно. Складывается впечатление, что все эти трактовки о «невиданном доселе» сочетании параметров и азимутов использованы, чтобы не делать акцент на основных проблемах. А основные проблемы заключаются в фактической безответственности одних на фоне бесконтрольности со стороны других.

Когда читаешь пункт доклада «как бы» о причинах падения, и в нём (в пункте доклада) появляется фраза, что, дескать, пуск прошёл бы штатно, если бы было лето, а не поздняя осень – предзимний период, то невольно задаёшься вопросом: а когда в космонавтике наступил тот момент, при котором для вывода спутников на околоземную орбиту стало важно учитывать не конкретное время старта и конкретную его дату, а целое время года? Получается, что вести учёт координат стартового стола космодрома и азимута ракеты-носителя для специалистов Роскосмоса летом куда проще, нежели вести учёт тех же параметров осенью... И неужели от холода ёжатся не только специалисты, занимающиеся расчётами, но и производительность процессоров используемой техники?..

Исходя из заявления спецкомиссии, остаётся только потеряться окончательно при ответе на вопрос: как же советским специалистам удалось исхитриться и штатно запустить первый искусственный спутник Земли в октябре? Неужели на их тогдашние вычислительные инструменты никак не повлияла октябрьская промозглая погода, и стартовый стол в ходе расчётов никуда «не накренился» относительно азимута ракеты-носителя.

В общем, тут ёрничать можно сколько угодно, а те самые проблемы безответственности и бесконтрольности от этого никуда не исчезают. Кстати, в правительстве заявили, что, мол, волноваться-то особо и не нужно. Мол, все потери покрыла страховка. Страхуйтесь, говорят, и дальше, и роняйте хоть по 19, хоть по 119 спутников «за один присест»... всё ж окупится. А как же престиж и репутация, которые никакие страховки точно не покрывают, и покрыть не могут по определению. Да разве ж об этом официальными лицами сегодня принято говорить...

Ведь если было бы принято говорить, то пришлось бы констатировать очевидные вещи: кладовщик (или сварщик) по определению не может являться главным виновником крушения космического аппарата по той простой причине, что это просто кладовщик (и просто сварщик). А за ними стоит целая система «эффективного менеджмента», представители которой осваивают колоссальные средства из бюджета, но априори никак не готовы нести персональную ответственность.

Ведь если бы было принято говорить, то пришлось бы констатировать, что у нас выстроена такая система образования, которая размазывает в итоге любую некомпетентность, выставляя её индивидуальным «креативным» подходом. Он художник, он так видит...

Если уж у нас, начиная именно с системы образования, бумажка отчёта подменяет любой реальный результат работы, и именно на бумажку горят глаза проверяющих органов, то о чём говорить в других отраслях. В той же космической можно потом отписаться, что, мол, координаты, параметры и азимут «лучше бы были летними», а потом «подложить» бланк страхового полиса – и все дела.

Все заинтересованные лица уже раскусили, что именно такой подход как бы устраивает руководство. А то ж придётся, и правда, искать реальных виновников, находить отсылку к современной подготовке в образовательных «организациях». Это ж, чего доброго, придётся ещё и приходить на актуальные программы известного тележурналиста Константина Сёмина, и отвечать на его острые вопросы о том, почему у нас образовательные центры растут как грибы после дождя, а уровень образования продолжает падать, почему по федеральным каналам – «Сириусы» и прочие «Кванториумы», а в школах провинции туалеты на улице, худые крыши (хотя разруха, как известно, не в клозетах...), и 1 компьютер в кабинете информатики, да и то принесённый из дома учителем-энтузиастом.

Так, выходит, следующих пусков ожидать летом?.. Или там вновь обнаружатся проблемы: жара, саранча и суховеи, мешающие ракетам и всей современной космической отрасли?..

А то ведь теперь у текста из репертуара ДДТ «Осень, в небе жгут корабли» появляется дополнительный смысл.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 декабря 2017 06:40
    Так, выходит, следующих пусков ожидать летом?.. Или там вновь обнаружатся проблемы: жара, саранча и суховеи, мешающие ракетам и всей современной космической отрасли?..
    можно к товарищу Ыну обратиться ,спутники запустить...может у него недорого это? да и не своруют наверное...feel
    1. +7
      13 декабря 2017 06:59
      Похоже, комиссия "Роскосмоса" нагуглила выводы в интернете. lol До другого манагеры додуматься не могли. Не тот нынче специалист пошёл.
      1. +7
        13 декабря 2017 07:04
        Не тот нынче специалист пошёл.
        Нынче ставка на "эффективных менеджеров" специалисты не в почете и их стараются не слушать. "Эффективный" сам знает, что, когда и за сколько.
        1. +1
          13 декабря 2017 07:31
          Цитата: сибиралт
          Похоже, комиссия "Роскосмоса" нагуглила выводы в интернете.

          да ладно вам....вон,"госдеповские",всю информацию на Ютюбе берут... wassat
      2. 0
        14 декабря 2017 06:55
        Цитата: сибиралт
        Похоже, комиссия "Роскосмоса" нагуглила выводы в интернете. lol До другого манагеры додуматься не могли. Не тот нынче специалист пошёл.

        Рогозин лично оперативно "подготовит доклад о том кто виновен и положит на стол"
    2. +2
      13 декабря 2017 08:10
      Цитата: андрей юрьевич
      да и не своруют наверное...

      В КНДР одна из самых высоких уровней коррупции.
      1. +14
        13 декабря 2017 08:36
        Цитата: Ихрек
        Цитата: андрей юрьевич
        да и не своруют наверное...

        В КНДР одна из самых высоких уровней коррупции.

        "какие ваши доказательства?"(с)начитались "московского центра Корнеги"?-аргумент! wassat в самой закрытой стране мира-информация о коррупции,на весь мир ! вам самим не смешно? "режим" Ына,стараются опрочить всеми средствами,Вы и ВАДА верите,и Левада центру ??? tongue
        1. +5
          13 декабря 2017 08:41
          Честно говоря открытым источникам особо верить нельзя, скорее всего предыдущий мой комментарий на эту тему неверен hi .
          1. +4
            13 декабря 2017 09:19
            Цитата: Ихрек
            Честно говоря открытым источникам особо верить нельзя, скорее всего предыдущий мой комментарий на эту тему неверен hi .

            уважаю...мужЫк. уметь признавать свою неправоту- достойно уважения. drinks
        2. 0
          13 декабря 2017 14:37
          "какие ваши доказательства?"

          Рекс лично позвонил и отчитался о проведенной проверке.
      2. Комментарий был удален.
    3. +2
      13 декабря 2017 09:34
      Цитата: андрей юрьевич
      можно к товарищу Ыну обратиться ,спутники запустить...может у него недорого это? да и не своруют наверное

      Поговаривают, что мы там станки с ЧПУ покупаем. Это конечно о многом говорит.
      1. +1
        13 декабря 2017 09:40
        Цитата: Правда
        Цитата: андрей юрьевич
        можно к товарищу Ыну обратиться ,спутники запустить...может у него недорого это? да и не своруют наверное

        Поговаривают, что мы там станки с ЧПУ покупаем. Это конечно о многом говорит.

        вряд ли,всё же китайцы нам сильно помогают в этом,технологии у них- всякие (попробуй не дай),а на санкции, они по "фен шую" клали. выгодно-работают. говорю как свидетель приобретения знакомым из ЧП изумительного станка ЧПУ производства КНР wink проблемы санкционные штатовские- пшик.
    4. +5
      13 декабря 2017 11:20
      И неужели от холода ёжатся не только специалисты, занимающиеся расчётами, но и производительность процессоров используемой техники?.
      сразу видно, что автор и как многие из комментирующих ни разу не инженеры электронищики. И ответ на ваш вопрос: да может такое случиться. Потому что есть температурный предел внешней окружающей среды работы электроники. Для обычной это от -5 до 30-40. Для промышленных уже больше. Военных это от -50 до +50 а для космических это порядка от -70 до +70 (примерно), а также влияет само исполнение электроники. Это 1) промышленная 2) военная 3) космическая. А так как электроника у нас вся импортная, то очень дорогая. Естественно самая дорогая, это класса космическая. Но у нас кризис же, и обвал рубля привел к тому, что стоимость всего импорта взлетела в 2-3 раза. Плюс санкции против России привели к тому, что электронику класса военная и космос, напрямую не поставляют, а только через 3 страны. Дальше продолжать идею?
      1. +3
        13 декабря 2017 12:00
        ШВЕДский_стол Сегодня, 11:20. Вам как специалисту электронщику хочу задать вопрос. А в советское время, на каких комплектующих, собиралась электронная начинка для Союзов, Буранов?
        Тоже закупали в 3-их странах?
        1. +4
          13 декабря 2017 14:38
          Вы не поверите, но в советское время на ракетах практически не было цифровых электронных компонентов. Вершиной был бортовой вычислитель Бурана (Энергии), основанный на микросхемах 580-й серии. А после наступила перестройка... Союз-2 с цифровой системой управления появился после 2000 года. А космонавты и поныне летают на аналоговом Союзе.
          1. 0
            13 декабря 2017 22:04
            SpaceCom Сегодня, 14:38. Вы тоже не поверите, но то что советские ракеты летали с аналоговыми системами, я знаю. К моему глубокому, сожалению, перестройка, начатая Горбачевым, первым делом ударила по оборонке. Я слышал рассказы про летчиков, которые плакали, когда резали Ил-28. Так я тоже плакал, когда взрывали СС 20.
        2. 0
          13 декабря 2017 20:23
          Я не претендую на звание специалиста электронщика. Вижу что вы хотите что бы я продолжил идею. Вы наверняка знаете что вся советская военная техника делалась с 2-3 кратным запасом по прочности, а это значит дублирующие системы и увлечение веса как и деталей, так и самих систем. В СССР не задумывались над стоимостью запуска ракет в космос, однако как и сейчас вес играет самую важную роль при запуске. Борьба идет за каждый грамм, что бы быть конкуретноспособными на рынке. А если идет снижение веса, значит в первую очередь экономят на запасе по прочности. Делают тоньше стенки, уменьшают защиту, убирают дублирующие системы... Надеюсь вы знаете что такое радиация и как она влияет на электронику? Дальше продолжать мою идею?
          1. 0
            13 декабря 2017 21:34
            ШВЕДский_стол Сегодня, 20:23 Уважаемый, вы немного запутались. В том что в авиации и космонавтике, борьба идет за каждый грамм - это известно даже студенту первокурснику профильного института. Видимо вы ни когда не работали с военпредами. В авиации все работают по "нормалям"! Ни кто и никогда вам не разрешит ставить заклепки другой нормали,чем это предусмотрено конструкцией. Ни один работник, не установит предохранитель 20 ампер, если надо установить на 10! И в ущерб прочности, ни кто не будет делать тоньше стенки лонжеронов или стрингеров. Во всяком случае, так было в советские времена.Что сейчас твориться, я не ведаю.А про радиацию, в космосе - старая байка.
            1. 0
              13 декабря 2017 22:01
              Вот не ведаете, а про меня еще говорите. Да я не работаю с военпредами. Но дело не в том что заклепки другой нормали. А что требует заказчик, и как разработчик его выполняет. Просто я могу судить об этом на основе того, где я работаю и как на нашем предприятии выполняются поставленные задачи и вижу как идет борьба между ценой и облегчением. То есть или делаем дешевле, или делаем легче. Как правило выбирают дешевле, а это в свою очередь значит что из комка грязи надо сделать конфету.
              1. 0
                13 декабря 2017 22:30
                ШВЕДский_стол Сегодня, 22:01 Если вы правы, у меня только один возглас - Господи, куда мы катимся! Но с другой стороны, я -заказчик. Мне нужна " золотая корона" ( это из мифа про Пифагора), какого черта мне подсовывают "позолоченную" ведь я оплатил за золотую!
                1. 0
                  13 декабря 2017 23:22
                  Нет, вы опять не поняли. Они заплатили за "позолоченную" изначально, а нужна им "золотая" корона. И виноват будет исполнитель если не сделает "золотую".
                  1. 0
                    14 декабря 2017 05:29
                    Вот тут с Вами абсолютно несогласен! Не знаю как в других отраслях, но в космической цены изначально за "золотую корону" (причём высшей пробы). Качество пытаются обеспечить, но контроль зачастую формальный. В случае, которому посвящена статья, похоже как раз подкачал контроль качества программного обеспечения.
                    Кстати не пойму, что вы прицепились к микросхемам? Не помню ни одной аварии РН, причиной которой был бы отказ электронных компонентов.
                    1. 0
                      14 декабря 2017 21:43
                      Контроль формальный? Та вы шо...На военном предприятии были хоть разочек?))) У нас лично и в хвост и в гриву за качество.
                      1. 0
                        18 декабря 2017 11:16
                        Таки на ём и сидю! wink И более того, о Восточном совсем не понаслышке знаю. Так вот, не знаю как у вас, но одно дело контролировать качество серийной продукции, и совсем другое - качество уникальных изделий. Кто кроме конструктора знает все особенности? Вот и получается, что удел приёмки - проверка соответствия ГОСТов по бумагам. Так и с Фрегатом получилось. Ну не смогли проверить работоспособность программы во всём диапазоне данных crying
                  2. 0
                    14 декабря 2017 06:31
                    ШВЕДский_стол Вчера, 23:22. Вполне возможно, что я вас не понял. Но есть вещи, которые я понять не в состоянии. Давайте рассмотрим такую ситуацию - я конструктор. Для того чтобы работал агрегат, его детали, нужно сделать из определенной марки стали, определенного размера ну и т.д. Если пошли по пути удешевления, сделали из низкосортных материалов, с отклонениями в размерах, то как будет работать агрегат? Кому нужен автомат, у которого ствол выходит из строя поле 1-2 выстрелов? Как можно запустить в серию самолет, у которого ослаблено крыло или шасси? На таких вещах, к тому же в оборонке, экономить - недопустимо!
                    1. 0
                      14 декабря 2017 21:52
                      Зачем 1-2 выстрелов? Нет...у вас есть запас по прочности 50-70%, а вы берете и уменьшаете толщину какой нибудь стеночки или шва, или количество болтов и затяжек. Убираете дублирующую систему которая весит -дцать килограмм. И вот у вас запас по прочности теперь 15-20% от силы. А это значит что снизили стоимость продукта.
                      1. 0
                        15 декабря 2017 14:06
                        ШВЕДский_стол. Мне ваша мысль понятна, но на мой взгляд недопустима. Представьте себе, такой вариант, даже не будем трогать авиацию или космос. На вашем автомобиле, в целях экономии, не стали устанавливать аккумулятор (он весит не мало). На трассе, у вас вышел из строя генератор, или заглох мотор. Как в этой ситуации вы себя будете чувствовать? Или такой вариант, полуоси вашего автомобиля сделали тоньше, чем это требовалось. Вы уверены. что вам не страшны кочки и выбоины на дороге? Если мне не изменяет память, то коэффициент запаса прочности в авиации не более 1.05-1.10. С КЗП 50-70%, самолет просто не взлетит.
      2. Комментарий был удален.
      3. +5
        13 декабря 2017 12:31
        Уважаемый, ШВЕДский_стол. По Вашему, комментарию я понял. Вы инженер - электронщик. Если Ваша версия, использовались комплектующие не соответствующие поставленной задаче, верна, то это указывает на умышленное выведение космического аппарата из строя. "...У каждой аварии есть имя, фамилия и должность - произнес нарком путей сообщения Лазарь Каганович..."
        1. 0
          13 декабря 2017 19:08
          Цитата: АА17
          Если Ваша версия, использовались комплектующие не соответствующие поставленной задаче, верна, то это указывает на умышленное выведение космического аппарата из строя. "...У каждой аварии есть имя, фамилия и должность - произнес нарком путей сообщения Лазарь Каганович..."

          Закупка ненормативных ИМС, т.е. не космического направления, а китайско-бытового есть РАСПИЛ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ на направленный расход и НА КАРМАН КОНКРЕТНЫХ ЛИЦ !
        2. 0
          13 декабря 2017 20:27
          Да какой я элетронщик...так...Вижу из чего делаются Хибины и Гималаи. Электроника из США. Стоимость одной ПЛИС (микропроцессор) от 500 тыс рублей и уходит в миллионы. А вообще не умышленное выведение, нет...просто надо делать как то задачу. Как? Умри, сделай так что бы это работало. Нет электроники класса Космос, слишком дорого? Значит будут делать на электронике класса Военная, которая дешевле.
          1. 0
            14 декабря 2017 01:24
            Цитата: ШВЕДский_стол
            Вижу из чего делаются Хибины и Гималаи.

            А Вы не сильно сгущаете краски? Про класс "Space":
            «Ангстрем» (и «Ангстрем-Т»), Зеленоград:
            кремний на сапфире (КНС) –микросхемы с высокой радиационной стойкостью.
            НИИ системных исследований РАН, Москва:
            радиационностойкие микроконтроллеры. Информации мало.
            Миландр», Зеленоград: радиационно стойкие микропроцессоры и ОЗУ. Технологии - кольцевые транзисторы и многотранзисторные запоминающие элементоы. Точных данных в открытом доступе нет, но микросхема с такими методами защиты должна выдерживать ядерный взрыв, не то что полет в космос.
            НПЦ «Элвис», Зеленоград: микросхема памяти 1657РУ1У (SRAM 4Мбит) указано - «суммарная накопленная доза 330 крад, КТЗ 500 крад». Кстати каталог у них в открытом доступе.
            НИИСИ РАН, Москва
            НИИ системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН) имеет самый большой опыт среди российских разработчиков процессоров для космоса (с 2001 года) и выпускает серию микропроцессоров с системой команд «КОМДИВ».
            5890ВЕ1Т (КОМДИВ32-С) – 32-битный микропроцессор с встроенным интерфейсным контроллером, 33 МГц, технология 500 нм КНИ. Судя по открытым источникам, давно и успешно летает в системах управления космических аппаратов.
            5890ВМ1Т (КОМДИВ-32Р) – 32-битный микропроцессор с повышенной стойкостью к одиночным сбоям. 33 МГц, 500 нм КНИ,5890ВГ1Т – двухканальный интерфейсный контроллер интерфейса MIL-STD-1553.
            1900ВМ2Т (Резерв-32) – 32-битный микропроцессор с аппаратным троированием на уровне составных частей ядра и защитой от одиночных сбоев. Тактовая частота 66 МГц, технология 350 нм.
            И прочее…
            У всех процессоров НИИСИ, выполненных на технологии КНИ(кремний на изоляторе), стойкость к полной поглощенной дозе, достаточная для космических применений, отсутствует тиристорный эффект, а также применены (у всех, кроме 5890ВЕ1Т) специальные меры для повышения стойкости к одиночным сбоям (коды Хэмминга в кэш-памяти, специальные ячейки SRAM, аппратное троирование на уровне составных блоков ядра процессора).

            Можно еще вспомнить про Минский "Интеграл" и предприятия в Воронеже.
            Это вкратце. Для наглядности:
            1. 0
              14 декабря 2017 21:45
              А в чем сгущаю? Даже в авиастроении, в частности у нас иногда мелькают радиоэлементы класса "Space". А про Элвис. Вот я скажу своему начальнику про ЭТО, посмеется от души)))) У нас ВСЕ(!) ПЛИС из США) Я очень хотел бы видеть что то отечественное, но отечественное просто не отвечает тем требованиям, которые предъявляют к ПЛИС у нас в НИИ.
              1. 0
                14 декабря 2017 23:03
                Цитата: ШВЕДский_стол
                посмеется от души

                В чем причина смеха? Я без стёба и без подвоха.
                Цитата: ШВЕДский_стол
                отечественное просто не отвечает тем требованиям, которые предъявляют к ПЛИС у нас в НИИ.

                Опять же, требования бывают разные. В том числе и такие что чем ни больше смета тем больше "отщипнуть" можно.
                Цитата: ШВЕДский_стол
                У нас ВСЕ(!) ПЛИС из США

                Ну конкретно про ПЛИСы сказать не могу, но не из них же одних состоит изделие. Опять же чем, например, Воронежские не по душе? Слышал, конечно, что цены на них по сравнению с импортом негуманные, и качество тоже(только с обратным знаком). Только это было довольно давно. Но для военных, например, цена никогда не оказывалась решающим фактором.
                А насчет качества - что, приемку "9" отменили?
                1. 0
                  14 декабря 2017 23:11
                  Я вам еще раз говорю что наши ПЛИС не отвечают тем требованиям которые предъявляет разработчик для своих изделий. Начиная от тактовой частоты, заканчивая форм фактором, исполнением и размером чипсета. В общем по всем основным параметрам. Естественно можно сделать и на наших ПЛИС. Но если на импортных комплектующих плата будет размером с тетрадный лист,и небольшим весом в 200 грамм то уже на наших уже размером с А4 и весом под 1кг.... А так как таких плат несколько и набираются в блоках, то вес их увеличивается многократно, вплоть до 10 раз.
                  1. 0
                    15 декабря 2017 00:44
                    Цитата: ШВЕДский_стол
                    наши ПЛИС не отвечают тем требованиям

                    Не спорю. Я же не знаю какие у вас требования. И вполне согласен что подвесить на самолёт 100кг гораздо лучше чем тонну. Конечно если сравнивать с
                    Серия Achronix-Xtreme с частотой около 1 ГГц, устойчивых к радиационному излучению и предназначенных для работы в большом температурном диапазоне - от -260°С до +130°С.

                    отставание у нас приличное. Однако речь изначально шла о разгонном блоке "Фрегат", где подобные вычислительные мощности не впёрлись ни в одно место... и вполне себе хватит Зеленоградского КНС по технологии древней но надежной и проверенной. Сами понимаете что все его манёвры(Фрегата) можно чуть ли не на программируемом калькуляторе посчитать. Что не так?
                    Изначально отвечал я Вам на ваши слова:
                    Цитата: ШВЕДский_стол
                    Электроника из США... ...просто надо делать как то задачу. Как? Умри, сделай так что бы это работало. Нет электроники класса Космос, слишком дорого? Значит будут делать на электронике класса Военная, которая дешевле.
      4. 0
        14 декабря 2017 06:07
        Цитата: ШВЕДский_стол
        есть температурный предел внешней окружающей среды работы электроники. Для обычной это от -5 до 30-40. Для промышленных уже больше. Военных это от -50 до +50 а для космических это порядка от -70 до +70 (примерно),

        - 70 градусов для космоса маловато будет наверно.
        1. 0
          14 декабря 2017 21:46
          Я говорю примерно. Есть и вплоть до -100.
    5. +2
      13 декабря 2017 13:09
      Во времена дефицита топлива были т.н. учения "на картах"... Видимо, мы вошли в эпоху "виртуальных" запусков. request
  2. +3
    13 декабря 2017 06:40
    ничего вы не поняли, это был такй хитрый план по изучению подводных вулканов, ракета была для конспирации:-)
    1. +2
      13 декабря 2017 09:41
      Смейся, смейся .))) Следующая ракета-торпеда с 19ю бч вскроет разом сан-андреас и вас смоет в океан. То предупреждение было. Мы же не звери.
    2. +2
      13 декабря 2017 10:39
      Цитата: sa-ag
      это был такй хитрый план по изучению подводных вулканов

      Точно точно. Там ещё якорь сбоку болтался на ракете. wassat Им она и зацепилась за небесный свод... wassat
  3. +3
    13 декабря 2017 06:59
    "...Далее от комиссии Роскосмоса:
    После отделения разгонного блока система управления начала выдавать управляющее воздействие на разворот орбитального блока в требуемое угловое положение. В момент пространственной ориентации разгонного блока было зафиксировано нештатное угловое положение РБ «Фрегат». В итоге он ушёл с расчётной орбиты после включения маршевых двигателей..."


    Если наши системы РЭБ способны сажать их беспилотники, ослеплять эсминцы и пр., то почему они не могут?
    Могут. О чём Володин даже не заикнулся, так это о том, что против России ведётся война.
    Однажды это станет очевидным для всех. НО.., чем раньше дойдёт, тем лучше.
    Война идёт, уважаемые. Война.
    1. +2
      13 декабря 2017 07:16
      Война идёт, уважаемые. Война.

      Опять госдеп ракету уронил? Ну тогда мы в + ,мы им президента,а они нам всего лишь тупых и жадных чиновников которые всего то и могут, что ракету уронить.
    2. +4
      13 декабря 2017 08:06
      [quote=кедр]Если наши системы РЭБ способны сажать их беспилотники, ослеплять эсминцы и пр., то почему они не могут?[/quote]
      Вот именно если....
  4. +2
    13 декабря 2017 07:19
    Абсурдное заключение. Заранее ограничивать вероятные углы поворота ракеты? Я понимаю, защита от вращения по неизвестной причине раскрутила ступень так, что ее разорвало центробежными силами... Или она успела наклониться на угол от вертикали, не позволяющий автоматике и отклоняемой струе из двигателя ее выровнять...
  5. +8
    13 декабря 2017 07:29
    На фоне таких новостей и разборов будет естественным рост популярности товарища Сталина среди населения России.
    Ещё немного и процент будет таким, что опрос населения про отношение к И.В. Сталину будет вопросом, автоматически определяющим пятую колонну среди граждан РФ,
    1. +4
      13 декабря 2017 09:44
      Цитата: ИмПерц
      На фоне таких новостей и разборов будет естественным рост популярности товарища Сталина среди населения России.

      если шутки ради,эта фамилия окажется в Избирательном списке... я отдам свой голос ему.
    2. 0
      13 декабря 2017 10:47
      Цитата: ИмПерц
      определяющим пятую колонну среди граждан РФ,

      А кто будет вычислять пятую колонну? Четвертая колонна или третьяrecourse
      1. 0
        13 декабря 2017 11:25
        Цитата: ranger
        А кто будет вычислять пятую колонну?

        Левада-центр.
  6. +5
    13 декабря 2017 07:32
    Вывод один: с такими "выводами" спутники и ракеты будут дальше падать....
  7. +5
    13 декабря 2017 07:42
    А может начало всего в фразе "Денег нет, но вы держитесь" Да ещё, если учитывать нюанс, скрытого воровства некоторой части денег, которых и так нет. Короче говоря ворьё в стране живёт, здравствует и ворует - главное для них увести деньги в свой карман, а остальное покроет страховка. А престиж страны? У воров нет страны, для них главное украсть.
    1. +5
      13 декабря 2017 09:54
      А основные проблемы заключаются в фактической безответственности одних на фоне бесконтрольности со стороны других.
      Бесконтрольность, безответственность, безнаказанность!
      Так ведь это кредо и девиз нашей лживой воровской власти! О чём вообще говорить?!
      1. 0
        13 декабря 2017 15:14
        представители которой осваивают колоссальные средства из бюджета, но априори никак не готовы нести персональную ответственность.

        А потом ненавидят И.В. Сталина. А он всего лишь, привлекал некоторых "эффективных менеджеров" к ответственности, персонально.
  8. +3
    13 декабря 2017 08:41
    Если начать за все косяки наказывать то последние специалисты разбегутся, боясь ответственности. А новых взять на те зарплаты инженеров желающих не особо много. То что будут делать эффективные и менее эффективные менеджеры как они будут заниматься распилом если реальной продукции не будет. Поэтому никто не будет виноват и ждём продолжение спутникопада.
  9. +12
    13 декабря 2017 08:58
    Похоже приходит время развенчания наших мифов и время правдивого взгляда на нашу космонавтику. Не претендуя на истину в последней инстанции хочу заметить, что только что взорвалась мина заложенная под нашу космонавтику в 60-х годах. И сколько еще таких мин. Королев по факту никогда не был Генеральным Конструктором. Вернее был пока испытывали Фау, первые боевые ракеты и вплоть до семерки. Когда стало ясно, что вместо семерки он сделал ракету двойного назначения, больше пригодную для гражданских целей чем для военных, разразился скандал. Янгель, будучи его заместителем, написал докладную в ЦК, Королева сняли и на его место был назначен Янгель. Но это было недолго, в верху решили что для военных целей нужно отдельное КБ, его начальником назначили Янгеля и закрепили за ним Южмаш. Королев вернулся на свое место, но за военную космонавтику уже не отвечал. Но в ЦК видимо кому-то не очень нравилась самостоятельность Королева в определении стратегических целей и было создано параллельное КБ. Так Челомей из профессора МВТУ становится еще одним Главным Конструктором и ему был определен ЦиХ в качестве завода. И началась история весьма непростых отношений между Королевым и Челомеем. История зависти, докладных записок, перехватывания денежных потоков и так далее. Да Челомей создал гептиловый Протон, СКИФ, Полюс ну и так далее, но распыление сил, средств и кадров на два направления стало основной причиной срыва нашей лунной программы. Именно в это время в его КБ приняли отсчитывать склонение по азимуту против часовой стрелки, а не по часовой как у Королева. А раз первые межпланетные станции стали запускать на Протоне, то и в них азимут отсчитывали соответствующим образом. В 1988 году авария Фобос-Марс и на основе его двигательной установки в Лавочке создают Фрегат (1998) и позиционируют его как универсальный разгонный блок для всех ракет. Каждый раз при запусках с Байконура просто, из-за его расположения, не возникало необходимости при отработке склонения по азимуту переходить через ноль. Но в Восточном это возникло сразу же при первом запуске Фрегата. Как теперь известно, было необходимо дополнительно отработать склонение по азимуту в 10 градусов, но это в системе Союза. Но в системе Фрегата из-за необходимости перехода через ноль, автоматика стала разворачивать аппарат не влево на 10 градусов, а вправо на 350 градусов и просто не успела это сделать, так как через 30 секунд включилась двигательная установка строго по циклограмме, а ориентации-то еще нет. Конечно виновники уже умерли, и ответит какая-нибудь уборщица, а страна будет ждать очередного привета из прошлого. Продолжающееся с тех пор нездоровое соперничество между Энергией/Прогрессом с одной стороны и ЦиХом с другой стороны необходимо срочно пресечь. Считаю, что для страны две таких мощных корпораций явно избыточно. Необходимо просто закрыть ЦиХ за все его прошлые и сегодняшние прегрешения и создать одну мощную вертикально-ориентированную корпорацию на основе Прогресса. По факту уже так и происходит. В Прогрессе есть собственные предприятия по выпуску систем управления, полезных нагрузок и разгонных блоков. Кстати созданная у них Волга работает без аварий, первый запуск с Восточного был выполнен с ее помощью. Если Прогресс создаст свой средний разгонный блок, он ни от кого уже и зависеть не будет. Учитывая, что Союз-5 будут так-же выпускать в Самаре, возникает вопрос зачем нам ЦиХ с его гептиловым Протоном и с ущербной Ангарой.
    1. +1
      13 декабря 2017 13:36
      Ваше мнение интересно и логично все объясняет. Но при всем при этом считаю, что валить все на давно умерших людей не правильно. Это просто современный тренд: то Ленин бомбу подложил под Советский Союз, то коммунисты виноваты, что Медведев со товарищи "сидят на нефтяной игле".
      только что взорвалась мина заложенная под нашу космонавтику в 60-х годах.

      Скорее всего некомпетентность инженеров не просчитавших все нюансы как следует. Если так, то соглашусь.
      Продолжающееся с тех пор нездоровое соперничество между Энергией/Прогрессом с одной стороны и ЦиХом с другой стороны необходимо срочно пресечь. Считаю, что для страны две таких мощных корпораций явно избыточно.

      Конкуренция должна быть. Даже в более тяжелые времена в СССР были конкурирующие производства и как минимум из двух можно было выбирать
    2. +2
      13 декабря 2017 13:49
      Цитата: Jurkovs
      Но в системе Фрегата из-за необходимости перехода через ноль, автоматика стала разворачивать аппарат не влево на 10 градусов, а вправо на 350 градусов и просто не успела это сделать, так как через 30 секунд включилась двигательная установка строго по циклограмме, а ориентации-то еще нет.

      В принципе ничего невозможного в таком объяснении нет, программные ошибки часто выглядят глупо и задним числом принято насмехаться над "криворукими". Вопрос в другом, я заикался в другой ветке, но повторюсь. А как могло получиться, что этот баг не вылез на симуляции, ну раз это не сбой аппаратной части, а "особенность" алгоритма, не умеющего проходить через ноль, значит на симуляции было бы то же самое, что и произошло в реальности, разворот через "не ту сторону" ну и далее... Получается один ответ, полной симуляции всего комплекса не было, но в это как-то сложно поверить..
      1. 0
        13 декабря 2017 23:58
        А может, просто купили "комплектующие" или алгоритмы "зарубежом", а там другая ориентация осей навигационной системы координат: ось Z направлена вниз, а не вверх, либо это "новая отечественная разработка": взяли и скопировали, чтоб было "как у них", только на 0,5 м длиннее. Всё может быть. А доклад.... Они же считают, что "элита" не обязана никому.
    3. 0
      13 декабря 2017 15:17
      Странно. А почему тогда, ни один пилотируемый полёт не был чисто гражданским? А когда были гражданские специалисты, стоит поскрести, то он оказывается "гражданским". Не было "гражданского" и "военного" космоса. Космическая программа была едина, только ставились не только военные цели, но и про гражданские не забывали.
  10. +1
    13 декабря 2017 10:07
    Цитата: сибиралт
    Похоже, комиссия "Роскосмоса" нагуглила выводы в интернете. lol До другого манагеры додуматься не могли. Не тот нынче специалист пошёл.

    Спецы ноне в дефците а вот надуватели щек просто плодятся как тараканы.
  11. 0
    13 декабря 2017 10:34
    Цитата: sa-ag
    ничего вы не поняли, это был такй хитрый план по изучению подводных вулканов, ракета была для конспирации:-)

    -----------------------------
    Мы как бы помним про 59 американских "Томагавков" в сирийский аэродром Шайрат, 36 из которых улетело в никуда. Да и запуски Falcon-9, чья хваленая "многоразовость" так и не проявила себя, вернее "окупаемость" пусков составила всего 10% от ожидаемых.
  12. 0
    13 декабря 2017 10:39
    Президент говорил про зарплату мирового уровня для специалистов, поэтому видимо у ракетного конструктора она порядка 13000 рублей.
  13. +2
    13 декабря 2017 11:25
    Застраховали , спалили , деньги получили hi
  14. 0
    13 декабря 2017 13:13
    В космической отрасли отсутствует настоящий организатор, способный наладить дело. Все предоставлены самим себе, что-то делают, что-то запускают, но единой системы от "станка до орбиты" нет. Это произошло не вчера, а еще в позднем СССР, примерно в то время, когда была погублена программа "Энергия-Буран". С тех самых пор наша космонавтика изо всех сил стала желать быть полезной США и НАСА, наших космонавтов стали вдохновлять полеты американцев на Луну (разумеется, в этом ничего плохого нет, но надо знать, где об этом говорить, а где лучше промолчать и сойти за умного), а руководство стало гордиться ролью "таксистов", отведенной им всё тем же НАСА. Американцы, таким образом, сэкономили многие миллиарды USD, направив их на перспективные решения в полетах в космос, разом обогнав наших лет на 20-30. Такое положение дел устраивает всех, кроме нашего народа, мечтающего и о полетах в Космос, и об освоении Луны, Марса, и о межпланетных станциях, об изучении с их помощью других планет. Только этого не могут понять в правительстве, заявляя, что прежде пусть научные организации деньги начнут зарабатывать, а потом посмотрим, что с ними делать.
  15. +2
    13 декабря 2017 13:48
    Крушение было вызвано непрогнозировавшимся поведением разгонного блока «Фрегат» уже после того, как тот отделился от ракеты-носителя. Это выявило скрытую проблему в алгоритме, которая не проявлялась десятилетиями успешных пусков связки «Союз» — «Фрегат».

    Писали бы проще:
    Отродясь такого не бывало, и опять то же самое.
    ©
  16. 0
    13 декабря 2017 15:24
    Я, конечно не специалист, но причины воспринимаются, как высокохудожественный свист. Хотелось бы комментарии специалистов.
    О каком нештатном положении разгонного блока идет речь, если это положение и должна обеспечить система ориентации.
    Система управления разгонного блока решает задачу выведения космического аппарата как материальной точки на заданные параметры целевой орбиты и задачу ориентации РБ как материального тела с учетом упругости конструкции и колебания жидкости на активных и пассивных участках движения. СУ РБ является автономной инерциальной системой управления, т. е. не использует внешнюю информацию и строится на базе применения гиростабилизированной платформы (ГСП). Все алгоритмы СУ реализуются в бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ).
    Как на весь этот процесс влияет время года - знают, очевидно, только высокопосвященные. Может ветер передвинул стартовыую позицию, чем изменил значения начального вектора?
    1. +2
      13 декабря 2017 15:52
      Цитата: Curious
      Как на весь этот процесс влияет время года - знают, очевидно, только высокопосвященные. Может ветер передвинул стартовыую позицию, чем изменил значения начального вектора?

      Просто отверстие в небесной тверди над Восточным открывается только летом. А зимой оно закрыто и заклеено - чтобы не дуло.
  17. +1
    13 декабря 2017 15:59
    Помощник президента Белоусов: Роскосмос должен приносить прибыль.

    На конференции «Космос как бизнес» помощник президента России и бывший глава Минэкономразвития Андрей Белоусов назвал неэффективной работу «Роскосмоса» и призвал корпорацию перестроить модель ведения бизнеса. «Эта огромная масса людей ни фига не может заработать деньги. Это нормально? Вот, если так по-простому говорить, что из себя сегодня представляет «Роскосмос» – отметил Белоусов. Подробнее о заявлении помощника президента можно прочитать в «Ведомостях»: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/1
    2/12..

    У меня складывается ощущение, что господин Белоусов в принципе слабо понимает, о чем говорит. Во-первых, по его словам, в Роскосмосе работает 200 тысяч человек. Это не так. Приблизительно такое количество людей числится в штате всех предприятиях ракетно-космической отрасли. Но в самом Роскосмосе работает всего несколько сотен человек.

    Во-вторых, требование прибыльности звучит просто бессмысленно. Космические агентства ни в одной стране мира не приносят прямую прибыль государству, потому что это не является целью их существования. От НАСА государственный бюджет США получает 0 долларов при затратах около $19 млрд в год. Эти деньги – инвестиции в развитие науки и ракетно-космической отрасли в целом. В каком-то виде они возвращаются в будущем в виде налоговых поступлений и в виде новых технологий, которые найдут применение в промышленности (и, опять же, увеличат налоговые поступления), но прямой прибыли от НАСА не существует. С тем же успехом можно обвинить в отсутствии прибыли министерство образования или здравоохранения.

    Подобное непонимание функций государства стало типичным для российских чиновников в последние 15 лет. В их понимании, целью существования всех институтов государства и, собственно, самого государства является зарабатывание денег. Любые фундаментальные научные исследования и долгосрочные инвестиции без конкретного плана возврата вложений в рамках этой парадигмы не имеют смысла.

    Ошибочное толкование сложившейся ситуации Белоусовым связано еще и с тем, что форма организации Роскосмоса – госкорпорация – не соответствует задачам, стоящим перед российской космонавтикой. А они аналогичны задачам космической отрасли во всех странах мира. Это проведение фундаментальных научных исследований, повышение эффективности промышленности и увеличение спроса на космическую технику и услуги со стороны частного бизнеса. Последнее должно привести к снижению финансовой нагрузки на государство и, в конечном итоге, вывести отрасль из состояния монополизации рынка спроса государством.
  18. +1
    13 декабря 2017 16:03
    Специально зарегистрировался на ресурсе, чтобы оставить своё мнение - данному человеку не стоить писать статьи на темы, в которых он не смыслит от слова совсем. Хоть бы проконсультировался с кем-то к больше в курсе, работает или работал в этой сфере. Кому интересно мнение человека, работающего в данной сфере (космонавтика) вот статья-разбор причин - https://geektimes.ru/post/296395/.
    1. +2
      13 декабря 2017 17:45
      Исходя из предложенной Вами статьи причина аварии - безответственность, корректно обозначенная в статье высооконаучным оборотом об отсутствии «интеграционного тестирования» в процессе подготовки.
  19. +2
    13 декабря 2017 18:09
    Сам работаю на" предприятии " и знаю,сколько общего имеют официальные комментарии и то,что произошло на самом деле. К сожалению все как везде,считают людей за идиотов,пара тройка дежурных фраз,уволят начальная смены,инженера откуда,ну и техничку до кучи. Ясному Солнышко доложить,что мол,нашли и наказали!! Более не повториться! Везде одно и тоже! Ну и конечно поражает заявление о том,что ничего страшного; ВСЁ ЗАСТРАХОВАНО!! Интересно БМВ имели бы на сегодня своё имя,если руководствовались такими принципами??? И ещё, очень интересно как бы выглядел доклад,в той,Великой Стране;" Иосиф Виссарионович,запуск ракеты прошёл не штатной,потому что шатался стартовый стол и вообще было холодно! Извините нас,и дайте пожалуйста ещё три триллиона, мы правда не украдем больше!
    Честно Честно
  20. +1
    13 декабря 2017 19:12
    Эти выводы напоминают элементарную отмазку, непрогнозируемое понимаете поведение, а сколько раз этот разгонный блок приводил к авариям, не напомните? Пора бы поведение разгонного блока спрогнозировать по всем возможным событиям - что-то не клеится в этом королевстве, военные четко спутники запускают, а эти? Может пора уже начать непредсказуемо кое-кому бошки откручивать, чтобы в будущем все прогнозируемо получалось?
  21. 0
    13 декабря 2017 20:08
    Ну вообще - традиционно даётся какая-то расплывчатая формулировка. Баланс между раскрытием гостайны и свободы информации. Это как бы нормально. Предлагаемая версия понятна - случайное совпадение параметров - наклон земной оси, ... трудно не свалиться в ёрничанье. Это может означать, что программа не проверялась под конкретные условия, была тупо адаптирована с байкануровской и т.д. . Но это ещё лучший вариант. Попилили, , да даже программная закладка вражеская сработала. Худший будет означать, что при определённых условиях, запуск с этого космодрома вообще невозможен. По причине невозможности железа справиться с коррекцией траектории. Т.е. нет запаса по управлению. Реально? Да вполне. Вероятно, да даже наверняка и с этим можно справиться. Только затраты будут существенно больше, чем в оптимистичном варианте с идиотами и попильщиками. Отчёт нас подталкивает именно к первому варианту. Но насколько он правдив ... .
    Да - летние запуски у нас обычно не в Атлантику, а в Алтай. Но хрен редьки не слаще.
  22. +1
    13 декабря 2017 23:50
    Цитата: Curious
    Исходя из предложенной Вами статьи причина аварии - безответственность, корректно обозначенная в статье высооконаучным оборотом об отсутствии «интеграционного тестирования» в процессе подготовки.


    Поймите правильно, я не собираюсь никого из ответственных лиц выгораживать, основная мысль моего поста - эта с позволения сказать "аналитическая" статья на topwar, ничего хорошего не делает, а скорее вредит. Нужно либо не писать аналитику о том, в чём ничего не понимаешь, либо нести ответственность за своё "творчество" по той же строгости, по которой собираешься спрашивать с других (в данном случае с Роскосмоса), т.к. многие люди, прочитав её, сделают неправильные выводы и лучше всем от этого не станет точно (цитата: - Похоже, комиссия "Роскосмоса" нагуглила выводы в интернете - как пример).
    К вопросу о симуляции запуска на компьютере перед реальным пуском - в сентябре прошлого года на стартовом столе при проведении проверки перед стартом взорвалась ракета Falcon 9. Это серьёзно ударило по репутации компании, проводящей запуск - Space X. Они потратили много времени и сил, чтобы выяснить причину, и вот странно, там тоже оказалось редкое сочетание параметров, но почему-то никто не кричал - это отмазка, попил и т.д. Были сделаны выводы, в конструкцию и процедуры проверки внесли исправления. У меня нет сведений ,что кого-то в том случае поставили к стенке, да и симуляцию на компьютере такая компания как Space X явно делала. Вывод - не всё можно просчитать на симуляторе (это не значит, что не надо пытаться), и не все редкие стечения обстоятельств - попытка отмазаться. К тому же, выводы комиссии - это указание конкретных причин, она не должна искать виновных, их ищет другая комиссия или должностные лица.
    1. 0
      14 декабря 2017 00:36
      "Нужно либо не писать аналитику о том, в чём ничего не понимаешь..."
      Ну и сколько тогда статей останется на сайте, если ввести в действие Ваш критерий отбора?
      1. +1
        14 декабря 2017 11:27
        По сравнению с текущим моментом - гораздо меньше, но если при этом вырастет качество, лично я за.
  23. +2
    14 декабря 2017 08:56
    Общая причина кризиса в космической отрасли достаточно банальна:
    Кадры там теперь не самые лучшие. Ежели что то при СССР космос был во-первых секретен, во-вторых престижен, в-третьих всё это очень неплохо оплачивалось (по советским меркам).
    То есть у СССР были классные технические специалисты (система образования) а в космическую отрасль набирали лучших из лучших.
    То есть это была элита элит.
    Пытаться работать в этой сфере используя "середнячков" ущербна изначально.
    Мы уступали американцам во многом (финансирование, оборудование) но нпшей особенностью было использование тех самых "светлых голов"
    Сегодня и работа там не шибко престижна и платят не очень и в целом быть инженером сегодня не очень популярно.
    Отсюда неизбежные сбои. Неизбежные.
    На "середнячках" наша космическая программа работать не сможет.
  24. 0
    14 декабря 2017 14:50
    Две большие разницы. Этот пуск и пуск 1987-го года. :https://topwar.ru/4817-skif-boevaya-lazernaya-st
    anciya.html
    Этот отработанной РН, тот новинки.
    Этот "не по сезону", тот:
    " Реально комплекс "Энергия-Скиф-ДМ" был готов к запуску лишь в конце апреля. Все это время с начала февраля ракета с аппаратом простояла на пусковом устройстве. "Скиф-ДМ" был полностью заправленный топливом, надутый сжатыми газами и снаряженный бортовыми источниками энергопитания. За эти три с половиной месяца ему пришлось перенести самые экстремальные климатические условия: температуру от -27 до +30 градусов, вьюгу, мокрый снег, дождь, туман и пылевые бури."
    И результаты пусков противоположны.
  25. 0
    14 декабря 2017 23:46
    Вот автор задался вопросом: Как же советским специалистам удалось исхитриться и штатно запустить первый искусственный спутник Земли в октябре? Неужели на их тогдашние вычислительные инструменты никак не повлияла октябрьская промозглая погода, и стартовый стол в ходе расчётов никуда «не накренился» относительно азимута ракеты-носителя.
    Ответ:Они расчитывали все параметры при помощи логарифмических линеек(если сегодня кто нибудь помнит,что это такое).
  26. 0
    17 декабря 2017 13:11
    Похоже,для расследования деятельности этой комиссии надо назначить новую комиссию от соответствующих "органов".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»