Пятнадцать мегаватт на сундук мертвеца

23


Инженер-кораблестроитель Владимир Яцков предлагает вернуться к разработке авианесущего экраноплана. Идея выглядит весьма привлекательно – флот получает непотопляемый современными системами вооружения авианосец, способный двигаться со скоростью около 300 узлов. Что настораживает?



На судне взлетным весом в 16-18 тысяч тонн предполагается разместить более двух десятков самолетов. Но вспомним о современных малых авианосцах подобного или даже большего водоизмещения: английском «Илластриес» (ныне выведенном из состава британского флота), итальянском «Джузеппе Гарибальди» и им подобным («Задачник для авианосца», «ВПК» №1, 2017). Они несли всего по 8-12 самолетов. И это – водоизмещающие корабли, объем внутренних помещений которых существенно превосходит аналогичный в схожем по взлетному весу Э-плане. Поэтому в лучшем случае на подобном авианесущем судне может быть размещено 4-6 современных боевых ЛА. Этого слишком мало для того, чтобы корабль типа «Прощай, Монтана» имел существенное оперативное значение. Во всяком случае, боевые возможности его авиакрыла не сравнить с мощностью авиагруппы классического авианосца, скажем, проекта 1143.5, где из 65 ЛА до 36 – боевые самолеты.

Обратим внимание на энергетическую установку суперЭ-плана. Автор измеряет ее потенциал в мегаваттах. Между тем здесь более уместен учет показателя тяги двигателя, поскольку, хотя экраноплан и относится к специфическому классу кораблей, по сути своей ближе к гидросамолетам. При этом ключевым индексом, определяющим возможность его отрыва от воды, является удельная тяговооруженность – отношение максимальной суммарной тяги всех двигателей судна к его взлетному весу. У существующих Э-планов он в пределах от 0,23 до 0,28. Хотя на маршевом участке полета может составлять 0,09-0,11. На основе этих данных оценим потребную суммарную тягу энергетической установки экраноплана.

Пятнадцать мегаватт на сундук мертвеца


Имеющиеся сегодня авиадвигатели на взлетном режиме (в частности на форсаже) развивают тягу порядка 30 тонн. Заметим, что она не слишком выросла за последние два десятилетия, поэтому у наиболее тяжелых самолетов четыре, а то и шесть, как у Ан-225, двигателей. Американцы поставили на знаменитый бомбер Б-52 восемь моторов. В среднесрочной перспективе вряд ли появится двигатель с тягой более 40 тонн на взлетном форсажном режиме и 20 тонн – на маршевом. Даже эти показатели сегодня кажутся фантастическими. Тем не менее, примем их за основу дальнейших расчетов. Исходя из такой прогнозируемой тяги одного двигателя, легко определим их число для экранопланов различного взлетного веса.



То есть на экраноплане-авианосце потребуется разместить более 130 двигателей, каждый – с тягой, сегодня еще не вполне достижимой. И, если предположить, что на взлетном режиме можно применить специальные стартовые ракетные двигатели, обладающие особо большой тягой, в дополнение к маршевым, все равно потребное количество запредельное – более 100. Где разместить моторы на относительно небольшой поверхности Э-плана типа прямоугольного монокрыла длиной 250 метров? Ведь их нужно устанавливать в пределах одного эшелона, иначе они создадут обоюдные помехи. Я не говорю о проблемах, связанных с одновременным использованием в полете столь большого количества моторов. Признаем, что реально на крыле можно установить не более 15-20 двигателей, что соответствует предельному взлетному весу судна до 3000 тонн.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 декабря 2017 15:44
    А ещё какое возмущение воздушной среды будут создавать эти десятки многотонников.Получится что просто аэроплан прсто не сможет подойти к посадочно полосе экроавианосца.
    1. +2
      13 декабря 2017 22:26
      Да... напридумывал конструктор... как он еще не предусмотрел возможности погружения метров на 300 сего чуда и передвижения по суше))
      Видать Очень хочется влезть в ГОЗ.
  2. +5
    13 декабря 2017 15:54
    Ох и ересь в голове у этого Яцкова...
    Неужели, те кто его перепечатывают, не понимают, что в голове "конструктора" уже не мысли. уже тараканы...
    1. +3
      13 декабря 2017 16:11
      Скорее, попытка "монетизации" блестящих(по-крайней мере,для своего времени) идей, великого конструктора Алексеева. Или ,лавры американского ВПК,с их аппетитами ,не дают покоя))
  3. +2
    13 декабря 2017 16:07
    Ну построим, а использовать его где? У нас моря спокойствием не отличаются ....
  4. +9
    13 декабря 2017 16:07
    Могу еще идейку подкинуть примерно с той же вероятностью реализации:

    1. +2
      14 декабря 2017 11:56
      забыли башни ГК поставить. Вот с ними идея обретает смысл!!!
      П. С. уже меня (лично) начинает раздражать что ВО печатает любой бред и количество этого бреде увеличивается!!!
      1. +1
        17 декабря 2017 20:51
        Во время BМВ у джапов были 2 авианесущие подводные лодки. И бактериологическое оружие по США джапы не применили только потому, что командование флота зажало такую лодку для отряда№731.
  5. +2
    13 декабря 2017 17:22
    А зачем это нужно?! Мало того,что проект весьма дорог и в постройке и в эксплуатации,опасен для экипажа,практически как самолет,так он будет иметь большие ограничения по применению на волнении ,не будет универсальным,ибо на нем нет систем ПВО и ПЛО (противолодочной обороны)...Вывод очевиден - Он просто не нужен...
  6. 0
    13 декабря 2017 19:20
    Ага, и ещё пару составов с цистернами с керосином, на верёвочке сзади телепаться будут. drinks bully
  7. +4
    13 декабря 2017 21:17
    Почему именно аналог авианосца? "Лунь" - готовый мини-КУРО. ЭКИП ещё интереснее - в него можно напхать, любимых всеми "Калибров", больше, чем "Томагавков" в "Зумволт". Причём его можно использовать даже в Белорусском море. Евро-ПРО потеряет смысл.
  8. 0
    13 декабря 2017 21:38
    Да, богата Русская земля на таланты.
  9. +5
    13 декабря 2017 22:06
    У меня одного такое ощущение что Украинские "изобретатели патриоты" к нам перебрались ? laughing
    1. +1
      17 декабря 2017 20:34
      С первых строк об этом подумал.
      Явно "корневые" источники из разряда - Украина станет Великой космической державой, Законодателем авиационной моды, Главным аграрным супергигантом и далее по тексту выступлений Климкина и К.
  10. +4
    13 декабря 2017 23:17
    Не помешалили бы пару десятков модернизированных Луней с Калибрами. Доставили бы зуда натовцам поболее Медведей.
  11. +1
    13 декабря 2017 23:46
    Не уверен, что экраноплан нужен в качестве авианосца, но как носитель для различных систем вооружений видится перспективным.
    Всем хорош летучий корабль, но главный недостаток - небольшая дальность.
    1. 0
      17 декабря 2017 13:43
      И время от перехода из состояния проблемы в состояние обломков рекордно низкое, до мгновенного.
      1. 0
        7 января 2018 22:45
        С чего бы это? Чем поражать будут? ПКР или ЗРК?
      2. 0
        7 января 2018 23:01
        Это если вся мощь НАТО против одной единицы, которая без ПВО. А если с модулем ПВО типа Тор или Панцирь? А если группа из 2-3 единиц? А если слаженно с другими родами войск? Замучаются пыль глотать.
  12. 0
    14 декабря 2017 13:40
    Проект возможен к реализации. Например, для э-плана с "корветным" водоизмещением 2 - 2,5 тыс т. необходима тяга двигателей для отрыва от воды в 500 - 600 т*с или 14 -16 разрабатываемых сейчас двигателей ПД-35. Это по 4 двигателя спереди и сзади и по 3-4 двигателя на крыльях. При этом нужно уложиться в 600 - 800 т водоизмещения корпуса с корабельным оборудованием. Примерно 800 -1000 т горючего для дальности в не менее 15 тыс км, а желательно в 20 тыс км. И остаётся 600 - 700 т для разных систем вооружений, включая и несколько Су-34 или Су-57, 4 -5 шт, звено, наверное, которые на скорости в 400 км/ч могут просто вертикально опускаться на палубу. Или с палубы будет подниматься рука-кран, которая будет цеплять летящий самолёт и плавно его опускать. Очевидно, что площадка, возможно, поднимаемая на высоту в несколько метров, для старта и приземления на палубу должна быть в носовой части э-плана. Т.е. их, наверное должно быть две, смещённые на минимальное расстояние от оси.
  13. +2
    15 декабря 2017 07:07
    Весь смысл тяжелых экранопланов был в том, чтобы с огромной скоростью перепрыгнуть Черное море и ударить по Турции. Во всех других тактических схемах эта штуковина абсолютно не нужна. Чрезвычайно прожорлива, капризна к погоде, неудобна... Так как на данный момент ее основное предназначение неактуально, смысла строить нет никакого.
  14. +1
    15 декабря 2017 09:44
    Вообще конечно, идея очень интересная и технически вполне осуществима. Но мне кажется, он нам пока не нужен, бюджет не резиновый. А другая сторона медали в том, что "Шариковы", чешут все нескромные места, в думках, что уже не в состоянии полностью обеспечить защиту АУГ от гиперзвуковых средств поражения. Дальность авиации растёт и средств поражения очень прилично выросла, на подходе новые двигатели, новые средства поражения. Мне кажется, это уже анахронизм. Может я чего то не допонимаю. Я например сторонник компактизации и новых физических принципов.
    1. 0
      17 декабря 2017 20:26
      Каких таких принципов?! Где вы их нашли?