«Перед смертью она перекрестилась… спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел»

103
В 1669 году монахиня Алена покинула Николаевский монастырь под Арзамасом. Она примкнула к крестьянскому восстанию во главе со Степаном Разиным. Поскольку люди любили и верили Алене, вскоре в ее отряде насчитывалось несколько сотен человек. Командуя беглыми и крепостными крестьянами, она сумела захватить город Темников. Но в решающей битве с воеводой Юрием Долгоруковым потерпела сокрушительное поражение.

«Перед смертью она перекрестилась… спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел»




Казачка, ставшая монахиней

Год рождения Алены затерялся в истории. Известно лишь, что ее малой родиной является казачье село Выездная Слобода, что под Арзамасом.

Удел женщин того времени не назовешь привлекательным. С ранних лет Алену приобщили к труду. Вместе с взрослыми она выходила в поле, а возвращалась домой с заходом солнца. Кроме этого, девочку учили льняному искусству. И хотя она не боялась тяжелого физического труда, но, как любой ребенок, больше всего любила слушать сказки. Особенно о воинских подвигах арзамасских крестьян и казаков.

Повзрослев, Алена стала завидной невестой. Она умела прясть, ткала, косила, управлялась со скотиной. И хотя женихов у нее было много, но замуж она вышла за мужчину гораздо старше своих лет. Дел и обязанностей у нее прибавилось. Да вот незадача: спустя короткое время муж неожиданно умер. По одной из версий его погубили тяжелая работа в поле, по другой – он скончался просто от старости. Но, так или иначе, Алена, будучи молодой девушкой, осталась бездетной вдовой.

Справиться в одиночку с навалившимися проблемами девушка не смогла. Чтобы спастись от голодной смерти, решила уйти в монастырь. И вскоре постриглась в монахини Николаевского монастыря под Арзамасом. На этом закончилась первый этап непростой жизни казачки.

Став монахиней, Алена обучилась грамоте и постигла таинства народного лечения травами. В те далекие времена многие послушники и послушницы из монастырских обителей собирали и сушили разнообразные растения, с помощью которых помогали местным крестьянам справиться с болезнями. Монахов и монахинь простой русский человек ценил, поскольку у него не было денег на профессионального врача. Его услугами могли воспользоваться лишь богатые люди.

Что касается Алены, местные крестьяне буквально боготворили её и считали настоящей волшебницей (для них это не шло в разрез с христианской верой). Монахиня Николаевского монастыря лечила хвори березовыми, тополиными и сосновыми почками, использовала дубовую кору, применяла различные настойки. Имелось в ее аптечке и такое удивительное лекарство как банная плесень. С ее помощью Алена заживляла гнойные раны. Но обращались к ней не только больные люди. Ходило поверье, будто Алена знала и чувствовала животных, поэтому могла излечить любую домашнюю скотину от напавшей хвори.

Небольшое отступление. Есть сведения, что советский ученый-микробиолог и эпидемиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева, отталкиваясь от истории жизни Алены, решила поэкспериментировать с плесенью. Она сумела создать бактериофаг, который оказался эффективным при холере, и дифтерии, а также брюшном тифе. Кропотливый труд Зинаиды Виссарионовны в 1939 году помог спасти жизни многим людям во время вспышки холеры в Афганистане.

Несправедливая жизнь

Алена каждый день встречалась с местными крестьянами. То они к ней приходили за помощью или советом, то она проведывала своих «подшефных». И эти визиты оставляли на сердце сердобольной монахини глубокие кровоточащие раны. Она видела, как может быть несправедлива жизнь. У одних есть деньги и власть. И других – полуголодное существование. Особенно сильно заставляли ее переживать крестьянские дети. Она старалась сунуть им краюху хлеба и специально для них шила нехитрую одежонку. Но накормить и одеть всех Алена Арзамасская, конечно, не могла. Монахиня молила Бога, чтобы тот указал ей место, где растет волшебный корень, способный сделать крестьянскую долю не столько горькой (позже Лев Николаевич Толстой будет мечтать о зеленой палочке, обладавшей похожими свойствами). Но молитвы Алены оставались без ответа. А положение крестьянства в России при Алексее Михайловиче Романове становилось все хуже и хуже. В стране давно накапливалось недовольство.

Алена всей душой была с простым народом, но в одиночку изменить укоренившиеся в стране порядки не могла. Ей, женщине смелой и сильной, нужен был пример. И такой нашелся в лице Степана Тимофеевича Разина.

В 1669 году в России началось крестьянское восстание. Едва Алена узнала о бунте, сразу же покинула монастырь – она отправилась на войну с боярами. Бунтовщики приняли ее с распростертыми объятиями. Еще бы, ведь о ней уже при жизни крестьяне начали слагать легенды, уважительно называя Аленой-старицей. К тому же, это было на руку восставшим. Ведь монахиню все знали и верили ей, а значит, она могла стать отличным «рекрутером». Так, собственно, и произошло.

Алена Арзамасская посещала деревни и говорила с людьми. Хотя ее речи и не являлись какими-то особенными, они были чистыми и искренними. И крестьяне шли за ней, чтобы «помочь батюшке Степану Тимофеевичу» в его правом деле. Спустя короткое время в подчинении у Алены-старицы оказалось две сотни воодушевленных мужчин. Ее план был прост: она хотела повести их на Оку, к Касимову. Но от этой затеи она вскоре отказалась. Почему? Точного ответа на этот вопрос нет. Скорее всего, Алена не решилась на первых порах ввязываться в противостояние с превосходящими силами противника. Поэтому направилась к городу Темникову. По слухам, крестьяне, жившие по берегам реки Мокши, решили примкнуть к восставшим. И в них Алена видела хорошие усиление своего отряда. Слухи оказались правдивыми. Народ встречал монахиню как освободительницу. Более того, все были уверены, что она – посланница самого Степана Тимофеевича. Но вот незадача - на самом деле Разин и Арзамасская не встречались. Да и вообще, некоторые исследователи считают, что он и не знал о существовании некой монахини-бунтарки.

Отряд Алены с каждым днем становился все многочисленнее. К ней примыкали не только русские, но и мордовские и татарские крестьяне. Князь Юрий Алексеевич Долгоруков, который командовал карательным войском, докладывал государю, что Алена «збирала с собою на воровство многих людей…». К началу крестьянской войны Долгоруков был уже опытным воеводой. За его плечами была русско-польская война (1654-1667 годы), в которой он показал себя блестящим полководцем. А самым значимым успехом стала победа в битве под Верками. Когда началось восстание Разина, Долгоруков возглавил войска, действовавшие в районе Арзамаса и Нижнего Новгорода.

Однажды людям воеводы удалось захватить в плен одного из сподвижников старицы. Так Долгоруков сумел узнать, что под началом монахини находится порядка шести сотен людей. Также воевода выяснил, что действовала она не в одиночку, как предполагалось в начале, а в союзе с другими повстанческими отрядами. И все они продвигались к Темникову. Юрий Алексеевич постарался разместить как можно больше своих солдат на территории, по которой, предположительно, должна была двигаться Алена. Но его план не сработал. Местные жители, не побоявшись смертной казни за пособничество восставшим, показывали ей дикие тропы в лесах, с помощью которых она ловко обходила расставленные воеводой ловушки. Многие крестьяне не ограничивались помощью, а вступали в ее ряды. Долгоруков обо всем этом знал, но ситуацию исправить не мог.

Не сумел он помешать и разгрому отряда воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. С ним расправилось объединенной войско Алены и Федора Сидорова. После этой победы старица направилась к главной цели своего пути. Под Темниковым произошло объединение нескольких повстанческих отрядов, которые возглавил Сидоров. Под его началом оказалось около пяти тысяч (по другой версии численность была свыше семи тысяч человек) хорошо вооруженных людей. Вот это уже была настоящая сила, способная на великие дела.

Гибель защитницы крестьян

В 1670 году город Темников оказался во власти восставших крестьян. Долгоруков, конечно, сдаваться не собирался. В сражениях его людям удалось захватить в плен сначала есаула повстанцев Андрея Осипова, а потом – темниковского мурзу Смаила Исяшева. Первый рассказал: «в Шатцком-де уезде ходит баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезду Красной Слободы… И ныне та жонка и с воровскими людьми в Шатцком уезде, а из Шатцкого хотела итти в Касимов». Так Долгоруков узнал, кое-какие факты о семейном положении, месте жительства и планах своего противника. Исяшев на допросе (читай – под пытками) подтвердил слова Осипова, что и было передано Юрию Алексеевичу: «Да он же слышал, что старица собрала к себе воров и пошла на воровство в шацкие места. А какова чину та старица в мире была, и откуды, и какие люди с нею собрались, и где она ныне, про то подлинно не ведает».
А повстанцы тем временем держали оборону Темникова. Самые важные и серьезные вопросы бунтовщики вершили, что называется, «всем миром». Алена Арзамасская и Федор Сидоров старались быть максимально близкими к своим людям. Но старица не только участвовала в ратных и политических баталиях. Поскольку раненых было много, она все свободное время занималась врачеванием. Одной ей, конечно, было не справиться. Поэтому она обучала этому ремеслу других женщин.

30 ноября 1670 года стало для Алены и ее людей трагической датой. Повстанцы были атакованы войском Долгорукова и разгромлены. В плен удалось взять около двадцати человек, в том числе и старицу.

По легенде, взять в плен Алену оказалось дело крайне сложным. Убив предателей из числа приближенных, монахиня попыталась скрыться от солдат Долгорукова в церкви. Оказавшись внутри, она упала на колени возле алтаря и обняла его. Ни один мужчина из царской армии не сумел расцепить руки старицы. Более того, ни один воин не сумел натянуть и тетиву ее лука… Такой громадной физической силой отличалась женщина. Но все же Алена оказалась в плену у Долгорукова. Он приказал «пытать и огнем жечь» монахиню. Во время пыток, по легенде, Алена не произнесла ни единого звука, стойко терпя все мучения. А Юрию Алексеевичу палачи рассказали, что она не чувствует боли, поскольку является ведуньей. После истязаний ее приговорили к смертной казни через сожжение в срубе. Так жестоко на Руси казнили еретиков, подозреваемых в колдовстве. Страшный приговор Алена восприняла спокойно, даже равнодушно. Четвертого декабря 1670 года она без посторонней помощи встала на край деревянного сруба и, перекрестившись, спрыгнула вниз. По легенде, за все время, пока сруб горел, Алена не произнесла ни единого звука.

Казнь монахини не прошла мимо иностранцев. Например, немец Иоганн Фиш в 1677 году издал брошюру с длинным названием «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». В ней он подробно описал пленение и казнь Алены: «Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Здесь есть нестыковка. По версии Фриша Алену казнили уже после четвертования Разина. Но Степан Тимофеевич оказался на эшафоте на Болотной площади 16 июня 1671 года, то есть на полгода позже сожжения монахини.

Смерть Алены описал и еще один иностранец, чье имя осталось неизвестным: «Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять. Перед смертью она перекрестилась… спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел».

Официально церковь отреклась от Алены-старицы. Но, тем не менее, во многих церквях и храмах под Арзамасом на протяжении еще многих лет шли поминальные службы в честь защитницы угнетенного крестьянства.
103 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    14 декабря 2017 07:19
    Большое спасибо за рассказ о судьбе такой русской женщины.Это и было начало-- время настоящей гражданской войны.. Хотя произошли эти казни, бунты продолжались , как написал Соловьёв. В 1649 году----Соборное уложение.Введен бессрочный сыск беглых крестьян, большой штраф за укрывательство. Окончательное закрепощение, фактически стали рабами.
    1. +15
      14 декабря 2017 07:59
      Тут больше виновата 13-летняя война с Польшей. За победу пришлось заплатить большую цену. Как обычно, сильнее всего налоговое бремя ударило по крестьянам. Вот и полыхнуло. А к рабскому положение крестьян пришло чуть позже, в 1711, когда Петр Первый издал "Указ о крепости крестьянской".
      1. +9
        14 декабря 2017 08:28
        Пётр l продолжил предыдущие реформы, в том числе и церковные. Начало их как раз и совпало с бунтами.
      2. +7
        14 декабря 2017 12:31
        Цитата: Molot1979
        А к рабскому положение крестьян пришло чуть позже, в 1711, когда Петр Первый издал "Указ о крепости крестьянской".

        А "Соборное уложение 1649 года" Вам почитывать не приходилось? Пётр просто сделал поместья наследуемыми (ранее они давались только за службу, но Петр, по сути, закрепостил в 1ю очередь, всех дворян - от службы при нем уклониться было нереально).
      3. 0
        14 декабря 2017 12:41
        А можно попросить ссылку на текст этого "указа"?
        1. +1
          14 декабря 2017 21:03
          Тут http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php, найдете.
          1. 0
            15 декабря 2017 22:42
            Не найду. И Вы не найдете. Т.к. не было такого указа
      4. +2
        15 декабря 2017 16:13
        [quote=Molot1979]Тут больше виновата 13-летняя война с Польшей.
        А война с Польшей велась из-за принятие Малороссии.
  2. +10
    14 декабря 2017 07:45
    Потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: "Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!".. Предания говорят, что будто на месте казни не нашли даже цепей, что Алена спаслась и жива …
    1. +8
      14 декабря 2017 08:03
      Такая жестокая казнь была из-за принадлежности к старообрядческой вере, так написано в другой книге.
      Зафиксировано то, что происходили не только бунты, но и убыль податного люда, т.е. они , крестьяне убегали в Сибирь и в ближайшие страны. Происходила также жесточайшая эксплуатация нерусских жителей----татар, башкир, мордва.
  3. +2
    14 декабря 2017 07:47
    Ведьма она обычная.
    1. +5
      14 декабря 2017 07:52
      Пожалуйста, объясните.
      1. +6
        14 декабря 2017 07:58
        Баба-атаман, воровская шайка, наша Жанна д Арк (эта тоже была ведьмой), комплексы неполноценности, мания величия, психические расстройства,неудовлетворенные страсти и многое другое.
        Ей надо было смиренно сидеть в монастыре, а Алёну понесла нечистая.
        1. +18
          14 декабря 2017 08:09
          Ну-ну, белая тема продолжена, теперь следует сказать , как хорошо было в 1913 году, какую пользу принесли столыпинские реформы для ленивых крестьян, что закабаление было для их же пользы.
          1. +6
            14 декабря 2017 08:15
            Цитата: Reptiloid
            Ну-ну, белая тема продолжена

            Хоть поняли, что сказали? Каким "боком" мой комментарий относится к "белой" теме?
            Интересная статья, из жизни авантюристки прошлых веков, не более того.
            1. +15
              14 декабря 2017 08:34
              По Вашему и получается, что , кто выступал против эксплуатации--авантюристы, ну а женщины, значит, ведьмы.Столыпин и Солженицин рады Вам.
              1. +5
                14 декабря 2017 08:41
                Цитата: Reptiloid
                По Вашему и получается

                Конечно,так и есть, а рассуждая как вы,можно будет Леньку Пантелеева или Соньку Золотую Ручку в борцы с эксплуататорами определить.
                1. +14
                  14 декабря 2017 09:10
                  А где я это написал.? Нигде!!!!! Смысл-то в том, что российский народ всегда жестоко эксплуатировася, а власть хотела привить и нравственные ценности чуждые. Вспомните 90е годы, как чего, ну и всякие театральные представления теперешние.
                  1. +5
                    14 декабря 2017 09:36
                    Золотые слова, Дмитрий, особенно слово "всегда". И период 1917-91 не исключение. Да, жилось людям лучше чем в предыдущие века, и в чем-то лучше чем теперь. Но невозможно государству, являясь одной из ведущих стран мира, содержать своих граждан на уровне населения Берега Слоновой Кости. Это противоречит законам развития цивилизации.
                    1. +13
                      14 декабря 2017 10:55
                      Антон, Ценности 17-91 гг не были ложными. Иначе о них не стали бы вспоминать и говорить через 26 лет после буржуазного переворота, не было бы такой злобы и охаивания всего советского.
                      1. +5
                        14 декабря 2017 11:24
                        Я не говорил, что они ложные. Кстати, почему были? Если эти цености принимает основная часть общества, значит они и сейчас актуальны.
                    2. +3
                      15 декабря 2017 06:14
                      Цитата: 3x3zsave
                      Но невозможно государству, являясь одной из ведущих стран мира, содержать своих граждан на уровне населения Берега Слоновой Кости.

                      Извините, что вмешиваюсь в Ваш диспут, но сравнение, мягко говоря, неудачное. Макропоказатели типа продолжительности жизни, прироста населения в СССР не говорят о всеобщей нищете и унижении. Сейчас хватает колбасы, бубль-гума и штанов. Стало ли лучше основной части населения?
                  2. +1
                    15 декабря 2017 17:09
                    Дима, тут я согласен и не согласен: ВСЕГДА иВЕЗДЕ ВЛАСТЬ считает ,что она права,а мнение народа это второстепенно.
                    Летом 1937 СТАЛИН ХОТЕЛ ЛИШИТЬ ВЛАСТИ ПАРТИЮ и ДОПУСКАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ МНОГОПАРТИЙНОСТИ:" у нас к счастью или несчастью одна партия".
                    Камрады,всем рекомендую: Жуков,"Иной СталиН", Кремлев"Берия лучший менеджер 20 века", а ещё надо почитать Миграняна и ДУМАТЬ и ДУМАТЬ!
                2. +9
                  14 декабря 2017 09:22
                  Цитата: bober1982
                  Леньку Пантелеева или Соньку Золотую Ручку в борцы с эксплуататорами определить.

                  Раскольник Никон расколол существующую на Руси церковь. Борьба народа за веру предков началась с "Соловецкого сидения" и активная фаза завершилась казнью стрельцов на красной площади. Это по сути была гражданская война.


                  Сравнивать монахиню Алену,отстаивающую веру предков с ворами и убийцами - это ... в общем, сверх не уместно.
                  Как отголоски этого противостояния - это наличие на сегодняшний день у нас как РПЦ, так и РПСЦ. Как не старались западники-никонианцы, так и не смогли убить Русский дух.
                  1. +10
                    14 декабря 2017 11:34
                    Антон, почему я написал БЫЛИ? Потому, что с 91 года началось охаивание советского. Началось привитие и декларирование других идей.За Катынь покаялись.Вы же видите , какая стала звезда, какой флаг(Шпаковский в помощь). какой Мавзолей Налицо желание уничтожить полностью,как символы, так и память.
                    Принятая , единая идеология даёт силы народу переносить тяготы, бороться за свою страну
                    1. +6
                      14 декабря 2017 12:05
                      Ошибаетесь, "охаивание" началось раньше, в первой половине 80х когда стремительное падение уровня жизни вызвало подспудное недовольство в народе. Это на фоне коллапсирующей экономики, помощи "братским " народам, "цинкам" из Афгана, гонкам на катафалках (я помню, когда хоронили Брежнева, многие плакали, когда Черненко - уже хихикали), бодрых рапортов в СМИ, и лозунгов, которые никак не вязались с действительностью.
                      Что до Шпаковского, то я не разделяю многие его морально-этические императивы, но ценю Вячеслава Олеговича как хорошего популяризатора.
                      1. +3
                        14 декабря 2017 12:32
                        Понимаете, что Вы, конечно, охаивание 80х застали, но не думаю, что понимали из-за возраста, если я не ошибаюсь....Где-то читали? У меня нет воспоминаний об этом и читать не случилось.
                        Про флаг. В.О.Шпаковский написал статью, которую я Вам и всем советую прочесть,как-то БРОНЕПОЕЗД БЕЛОЙ ГВАРДИИ ЕДИНАЯ РОССИЯ......в сентябре прошлого года. Почему такой флаг.Конечно это противно, но не так мерзко, как если бы у власовцев переняли. Но я и про власовцев узнал позже.....гораздо.
                    2. +3
                      14 декабря 2017 13:19
                      Вот когда народ задолбался переносить тяготы под светлыми лозунгами, он и перестал бороться за свою страну.
                      1. +3
                        14 декабря 2017 19:01
                        Цитата: 3x3zsave
                        Вот когда народ задолбался переносить тяготы под светлыми лозунгами, он и перестал бороться за свою страну.

                        Эти тяготы не .идут в сравнение с лишениями ВОВ. Лозунги изменились в соответствии с хрущёвскими и другими послевоенными съездами. Наверно, народ уже чувствовал эти перемены , опять же, чёрный пиар работал ,а рыба гнила с головы, т.к. уже появились мечты о демократии, об капиталистичеком рае...
                3. 0
                  14 декабря 2017 12:33
                  Цитата: bober1982
                  можно будет Леньку Пантелеева или Соньку Золотую Ручку в борцы с эксплуататорами определить.

                  А кто эксплуатировал Леньку Пантелеева? А борцом с эксплуататорами он как раз был изрядным - когда в ЧК служил!
        2. +7
          14 декабря 2017 12:28
          Цитата: bober1982
          Жанна д Арк (эта тоже была ведьмой)

          Шекспира начитались? Этот коньюнктурщик в угоду властям много кого с грязью смешивал - и Макбета hi , и Ричарда III hi ? не говоря уж об Орлеанской Деве hi А что Жанну через 25 лет посмертно реабилитировали, а в 1920м причислили к лику святых - Вы всё еще не в курсе?
          1. 0
            14 декабря 2017 19:29
            Цитата: Weyland
            причислили к лику святых - Вы всё еще не в курсе?

            Так ведь еретики причислили, неужели вы не в курсе?
            Про Шекспира ничего не могу сказать,не увлекаюсь, а вот у Г.Климова подробно подобные дамочки разобраны.
            1. +3
              14 декабря 2017 20:02
              Цитата: bober1982
              Так ведь еретики причислили, неужели вы не в курсе?

              Я в курсе, что причислили католики - те же, кто и сжигал! И они ни разу не еретики, а схизматики - если Вы в курсе, в чем разница!
  4. +8
    14 декабря 2017 07:59
    Интересно легенды переплетаются.

    Из всех бунтовщиков к Степану Разину особое отношение, а все равно бунтовщик.
    И с открытием пенецелина - Каверин хорошо свою версию открытия целебной плесени рассказывает.

    А крепость женщин, идущих за идею, велика. Сколько таких среди старообрядцев было.
  5. +4
    14 декабря 2017 08:25
    честно говоря хотя сам из Нижегородской области, ничего не слышал о данной героине, спасибо автору за просвещение.
    как всегда правда где то посередине
  6. +8
    14 декабря 2017 09:08
    Статья хорошая, но слишком много патетики.
    Вот поразительная вещь. Когда в женском организме начинает преоблабать тестостерон получаются великие героини, мученицы, ученые и преступницы. Когда в мужском организме верх берет эстроген, выходит толерантный общечеловек.
    1. +6
      14 декабря 2017 09:35
      Цитата: 3x3zsave
      . Когда в мужском организме верх берет эстроген, выходит толерантный общечеловек.
      Наверно, гормональные + и -- у людей могут быть в разные времена, но вот дурацкий мерзкий театр почему-то сегодня активизировался. Или это уже было когда-то?
      1. +4
        14 декабря 2017 09:48
        Было конечно, закат и падение Римской империи - самый яркий пример.
        1. +6
          14 декабря 2017 10:50
          Месторождения свинца(в т.ч. и самородного) были в Италии с древнейших времён, из него водопровод и канализация + уксуснокислый свинец(имеет сладкий вкус) для подслащения вина,что приводит к пагубным изменениям в мужском организме + отравление мозга начиная с пренатального периода(читал об этом у Льва Гумилёва)...И да простит меня Автор за отклонение от темы.
          1. +1
            14 декабря 2017 11:12
            Несомнено, один из факторов, но ставить от него в зависимость падение империи, все равно, что определять основной причиной выхода Великобритании в крупнейшие колониальные державы начало вплетения красной нити в канаты на королевских мануфактурах.
        2. 0
          14 декабря 2017 11:13
          Кстати напомните когда был недавний закат Римской Империи?
      2. +2
        14 декабря 2017 10:05
        Активизировались, многократно возросли по скорости и объему информационные потоки. 30 лет назад о "дурацком мерзком театре" Вы и знать бы не знали.
    2. +5
      14 декабря 2017 11:14
      "Когда в женском организме начинает преоблабать тестостерон получаются великие героини"////

      Интересно, что Жанна Д Арк, внешне вполне привлекательная женщина, тоже
      была необычайно сильна. Она воевала на коне с боевым топором, а не мечом.
      Топор с удаленным центром тяжести требует большей физичсекой силы.
      Когда ее допрашивала Инквизиция, один из пунктов обвинения был, что
      "она выдает себя за девственницу, это богохульство - "как Дева Мария" ,
      что невозможно в армии в окружении мужчин".
      Жанна настаивала. Провели проверку, которая выяснила, что у нее недоразвитое влагалище
      и она и вправду - девственница. Этот пункт вычеркнули. Но ее это не спасло от казни.
      Так что генные сдвиги и тестостерон влияют, конечно.
      Это однако совершенно не умаляет подвига, что этой русский монахини Алены, что Орлеанской девы.
      1. +1
        14 декабря 2017 11:46
        Я ведь не говорил, что умаляет, напротив, высказался в диаметрально противоположном ключе.
      2. +3
        14 декабря 2017 12:18
        Цитата: voyaka uh
        Провели проверку, которая выяснила, что у нее недоразвитое влагалище

        Скорее всего, у нее был т.н. "завершённый синдром нечувствительности андрогенов (CAIS)", он же синдром Морриса (ложный гермафродитизм). По сути, мужской организм с внешними женскими половыми признаками (причем влагалище именно крайне узкое и заканчивается тупиком - так что и после пленения Жанны все многочисленные попытки англичан ее изнасиловать кончались позорнейшим провалом). При этом, поскольку тестостерону деваться некуда, он просто зашкаливает, поэтому такие "женщины" физически сильнее большинства мужчин, да и характер, ессно, не женский!
        1. +3
          14 декабря 2017 12:20
          Я в медицине плохо разбираюсь. Похоже так и есть, как Вы обрисовали.
        2. Комментарий был удален.
      3. +1
        15 декабря 2017 16:16
        Вояка, а я такой детали о Жене д,Арк не знал. Честно говоря я о ней мало знаю,надо будет поискать литературу
        1. 0
          17 декабря 2017 00:13
          Конспирологическая версия о Жанне Д'Арк говорит, что она была незаконная дочь и
          короля Франции, отданная на воспитание к мелкому рыцарю "в деревню" (как было распространено делать в то время). По этой же причине англичане не решились ее казнить (казнили "вместо нее" одну из псевдо-ведьм из тюрьмы), выдали ее фиктивно замуж за какого-то дворянина в провинции с условием "не высовываться".
          Но она "высунулась" - участвовала в начавшихся франко-германских мелких войнах, командовала отрядом. Умерла своей смертью.
          За что купил, за то и продаю. Не уверен в правдивости этих версий.
      4. 0
        30 декабря 2017 02:30
        Интересно, в чем вы увидели подвиг этой Алены? Во главе банды захватывать города? Чем она от Басаева отличается? Объективно, любая банда, действующая против законной власти действует в интересах врагов государства. Подвиг тут совершали правоохранительные органы и Армия, искореняя бандитизм
  7. +17
    14 декабря 2017 10:46
    Хочется отметить что такие эпизоды были все же на Руси достаточно редки (Волхов например) - в отличие от разгула инквизиции.
    Хотя...
    Смотришь на нынешних сектантов и разных иеговистов и саентологов - и скучаешь об эпохе инквизиции...
    1. +4
      14 декабря 2017 10:59
      Цитата: Серж72
      и скучаешь об эпохе инквизиции...

      Расписываетесь в своём безсилии в противостоянии с противником на третьем приоритете управления человечеством?

      "Третий приоритет: Значительно эффективнее можно управлять народами или отдельными слоями общества, определённым образом обработав человеческое сознание с помощью различных идеологий, вероучений, социологических доктрин, СМИ. Одним в бессознательное записывается, например учение Карла Маркса, другим — Аллах Акбар, третьим — Христос воскрес, четвёртым — живи ярко, умри молодым. И если нужно в определённый момент с помощью специальных методов активации заранее заложенных противоречий, таких как провокации (к примеру - перенести столицу Израиля), заказные убийства, скандальные статьи, карикатуры (к примеру - на пророка Мухамеда) либо объективно сопутствующих ошибок, людей сталкивают между собой, что со стороны может выглядеть как случайность. Так, сейчас мы становимся свидетелями попыток столкновения исторически сложившегося ислама и библейского христианства (к примеру - Сирия, мусульманские беженцы в Европе). И это притом, что люди понимают, что Бог, Творец и Вседержитель, един для всех сущих на земле, что отражено во многих мировых религиях. Одним из наиболее мощных способов обработки сознания людей, является телевидение, ведь вопреки расхожему мнению, СМИ не столько отражают объективную реальность, сколько программируют её, формируя отношение людей к тем или иным событиям. Сейчас, террористические акты в таком масштабе, происходят только потому, что их тот час же показывают по всем каналам, по сути СМИ в этом случае становятся информационными спонсорами террористов, обеспечивая им миллиардные бюджеты и огромную аудиторию".
      1. +18
        14 декабря 2017 12:24
        Ни в чем не расписываюсь
        Просто некоторых мутантов можно лишь выжигать...
  8. +2
    14 декабря 2017 10:48
    спасибо, история всегда интересна
  9. 0
    14 декабря 2017 11:10
    Не забываем про нюансы.Коней в те времена ещё не было.На челны и вперёд.И Алёна вряд ли сама стала бы рубиться на саблях с кем бы то ни было,её мужиков бы засмеяла вся округа.И по поводу "русских",в те времена "русские" были только в окрестностях Питера,на остальных Землях,ещё не занятых Россией были другие многочисленные народности.
    1. +4
      14 декабря 2017 11:44
      А где же кони были в это время?

      В истории, конечно, бывают темные периоды. Но со времени Алексея Михайловича основные вехи вполне ясны. Поэтому нет необходимости наводить тень на плетень.
      1. 0
        14 декабря 2017 13:37
        Вот у кого были лошади.А вот смотрим на каких кораблях перевозили лошадей из Америки в средние века.
        Кораблей что то не видать.Сами найдёте у Грека Архи-Логос.
    2. +5
      14 декабря 2017 11:56
      Какой-то странный коммент у Вас Опарышев, что-то приняли, али покурили вчера..... Ещё не вернулись.... День рожденья СанктПетербурга , его основание---16(27) мая 1703 г, в день Святой Троицы,в устье Невы реки на Заячьем острове, хотя были поселения , конечно и до этого.Ну, а на счёт коней, это что-то.....
      1. +5
        14 декабря 2017 13:56
        Согласно Опарышеву, кроме лошадей, которые в то время жили в Америке, у нас не было дорог.
      2. +3
        15 декабря 2017 00:51
        Это фоменковцы... stop я уже перестал удивляться их откровениям...
        После "откопанного" античного Исаакиевского собора в Петербурге уже
        ничто не может меня поразить в их учении.
  10. +6
    14 декабря 2017 11:51
    Цитата: п-к Опарышев
    Коней в те времена ещё не было

    !Большая военная сила Московии тоже обращала на себя внимание Сигизмунда Герберштейна. Московские послы с гордостью заявляли иноземцам, что по первому требованию русского государя в несколько дней может слететься, подобно пчелам, огромное войско в двести или триста тысяч всадников... Если это и преувеличено, то все же известно, что московская рать обыкновенно бывала очень многочисленна. По словам Герберштейна, у Василия был уже и постоянный, но небольшой пеший отряд воинов, состоящий из 1500 наемных литовцев и всяких иноземцев. Главные же военные силы состояли из конницы, которая являлась во всеоружии лишь во время войны.
    Через год или через два великий князь приказывает делать набор и переписывать боярских детей, чтобы знать их число и сколько у каждого из них людей и лошадей. Военную службу в Московии отбывают все те, которые могут по своему состоянию. Редко они наслаждаются покоем: почти постоянно идет война то с литовцами, то со шведами, то с татарами. Даже если и нет никакой войны, то все-таки ежегодно выставляется на южной окраине, около Дона и Оки, тысяч двадцать войска для охраны от набегов и грабежей крымских татар. Эти отряды обыкновенно каждый год сменяются; но в военное время все, обязанные службою, должны служить там, где великий князь укажет, и столько времени, сколько понадобится.
    Русское войско в те времена было, по оценке Герберштейна, плохо устроено. Лошади у конницы были хотя крепкие и выносливые, но по большей части мелкие, некованые и с самой легкой уздой. Седла устраивались так, что можно было без труда оборачиваться во все стороны и пускать стрелы. Всадники сидели на лошадях, до того подогнув ноги, что ударом копья нетрудно было их выбить из седла. Немногие употребляют шпоры, а большая часть – плетку, которая всегда висит на мизинце правой руки, чтобы ее можно было употребить в дело тотчас, как представится надобность
    1. +1
      14 декабря 2017 12:45
      Добрый день, Вячеслав! Вас не видел . До вечера, надо идти.
    2. +1
      14 декабря 2017 13:34
      Вячеслав Олегович, и охота Вам бисер метать?! (Я про адептов тайных знаний)
      1. +6
        14 декабря 2017 13:48
        Вячеслав Олегович, и охота Вам бисер метать?! (Я про адептов тайных знаний)

        ..... good ....Видимо данные адепты книги Пржевальского на кострах жгут....
        1. +2
          14 декабря 2017 14:06
          Не то слово!
          "На дворе средневековье
          Мракобесие и джаз"
          (Э.Шклярский)
          1. +4
            14 декабря 2017 19:11
            Про средневековье-----это теперь у нас. Магия, колдовство, насылание порчи, фантазии на тему реальности....А джаз---это здорово!
            1. +1
              14 декабря 2017 19:53
              Это просто цитата.
              1. +2
                14 декабря 2017 21:36
                Эээээ нееееет, цитаты просто не бывают. Сколько провидческих строк иногда у поэтов встречаются. Высоцкий, Блок, Гумилёв.В ""Представление""--одни цитаты
      2. +2
        14 декабря 2017 20:08
        Это извинительный недостаток преподавателя со стажем...
        1. +2
          14 декабря 2017 20:33
          Да, прфессиональная деформация. Прежде чем окончательно убедиться, что перед тобой неостромордое создание надо попытаться хоть что-то до него донести. Мы уже дискутировали на эту тему, я забыл, извините.
  11. +4
    14 декабря 2017 12:01
    Разин бандит. а она пособница бандита! эти ребята волею пропаганды СССР стали борцами за права обездоленых!
    не удивлюсь если и про "героев" вот этой статьи ВО:
    "Двадцать лет для «амазонок». Почему женщинам не дают пожизненное?" https://topwar.ru/131746-dvadcat-let-dlya-amazono
    k-pochemu-zhenschinam-ne-dayut-pozhiznennoe.html
    тоже по прошествии некоторого времени будут писать как они боролись с тиранией и защищали угнетенный народ методом убийств сотрудников правоохранительных органов! а то что иногда погибали посторонние так это издержки борьбы против капиталистов и власти!!!
    1. +5
      14 декабря 2017 12:24
      Цитата: АКС
      Разин бандит. а она пособница бандита!

      Разумеется, и Разин, и Пугачев - бандиты, а их казаки - пособники. А вот с примкнувшими к ним восставшими крестьянами всё отнюдь не так просто - от хорошей жизни крестьянин, как правило, бунтовать не шел. Это в городах всегда можно найти кучу люмпенов, которых легко подбить на любые беспорядки - а на селе такие редко задерживались, неинтересно им там.
      1. +1
        14 декабря 2017 14:37
        Сторонники классовой борьбы тоже непрочь закрывать глаза на нелицеприятные факты или объяснять их исторической необходимостью. В данном случаеэто "поход за зипунами". Вполне себе бандитское мероприятие.
    2. +2
      14 декабря 2017 17:23
      Перевоспитание идет успешно.
      1. +2
        14 декабря 2017 19:54
        Цитата: вакса
        Перевоспитание идет успешно.

        Невинные бояре апплодируют.
    3. +3
      14 декабря 2017 19:35
      Это не была революция "за все хорошее, против всей фигни". Это был бунт дошедших до крайней степени гнева людей, они не хотели всеобщего равенства или прав, они хотели просто порезать аристократию. Нельзя сравнивать Разина с Лениным, а Гайера с Либкнехтом.
  12. +4
    14 декабря 2017 12:46
    Тетенька банальная атаманша-разбойница. А грабить нехорошо. И видимо с личной жизнью и вообще по этой части у неё не очень. Выдали за старичка, которому, видать, на женские прелести не очень, нужна сильная и работящая. После смерти мужа, симпатичная вдовушка вышла бы второй раз замуж (тем более, что детей от первого брака нет), ан нет, свалила от мужиков в монастырь. При первой возможности пошла разбойничать. Эдакая баба с яйцами, "буч", предшественница нынешних феминисток.
  13. +3
    14 декабря 2017 12:49
    Reptiloid,
    Нет, не читал, я там жил, например, в 83г десятилетним пацаном ноги в очереди за молоком на 30градусном морозе отморозил. А еще умею слушать и слышать, сопоставлять и анализировать факты и делать выводы.(опасаюсь, конечно, впасть в нарциссизм, но эти способности за мной и Доктор признал)
    1. +1
      14 декабря 2017 19:51
      И как бы в детстве понять охаивание? Ведь это штука хитрая, подлая, специальноразработаная.Опять же, создание дифицита... когда жили на ДВ , партии ГРЭ----ничего этого не было.А сюда вернулись в 1991, переезд, всё другое. Там---тайга или берег моря. Здеь-----коммуналка, потом опять переезд, в отдельную.Потом школа. А читай, не читай,----всё печатное того времени -----ложь.пиар. Вот в фильмах тогдашних иногда прямо говорится, иногда----догадаться можно, хотя фильмы художественные, но понятно, какие события.
      1. +1
        14 декабря 2017 20:17
        Дмитрий, речь идет не по 91 год, а про то, что нельзя быть верующим наполовину, как нельзя быть наполовину беременной. Данная Алена была "невестой Христовой". Должна быть знать Писание. А там сказано: Послание к Ефесянам
        6:5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со
        страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
        6:6. не с видимою только услужливостью, как
        человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя.
        И далее - не только добрым, но и суровым!
        А она что сделала?
        1. +2
          14 декабря 2017 21:16
          Вячеслав Олегович, посмотрите, сколько богатых людей нарушало абсолютно все заповеди
          во все времена и никто им это не ставил в укор. Как-то не вспоминаются никем такие христианские добродетели, как кротость и смирение.Ведь это все для других, тех, кто победней.А в отношении себя, человек не хочет дожидаться милостей. Он хочет получить здесь и сейчас любой ценой.
          Вы же писали о восстаниях рабов и ничего, как-то их никто и не осуждал, хотя тема всем читателям известна.Да, было это, наверно, года полтора назад. Вот интересно, написав сейчас, наверно некоторые читатели принялись бы этих рабов порицать.. Клеймить позором? Почему вдруг такое разное отношение?в зависимости от территории?
          1. 0
            15 декабря 2017 08:07
            Все кто нарушают заповеди по вере будут держать ответ перед Богом, не так ли? И его осуждение будет выше людского, так? Так что в укор им это ставят и при жизни и после будет поставлено. Хочет любой ценой? Отлично! Я -за! Давайте ограбим банк, убьем охрану и объясним - не хотим ждать. Но мы миряне! Она же была воцерквленным человеком. И тоже не хотела ждать?
            Клеймить позором рабов... Зачем? Они же не были монахами! Так трудно все это понять?
            Где Вы увидели разное отношение, в чем? Я же написал - нельзя быть переменной наполовину и монахиней тоже наполовину быть нельзя. Вот о чем речь, а не о праве угнетенных на бунт. Да бунтуй сколько влезет! Но священнослужители не должны делать того, что против Писания и заповедей!
            1. +1
              15 декабря 2017 09:56
              А как же поп Гапон? Ведь и не слыхать, что бы его кто осуждал с религиозной точки зрения. А ведь подавать петиции было именно запрещено.
              Я уж не говорю о нарушениях 21 века, происходящих на виду у всех. Поскольку это не тема статьи.
              Вижу, концепция поменялась и Вы вместе с ней, ведь при социализме не так учили, так понимаю? А как же тогда диплом и остальные документы?
              1. 0
                15 декабря 2017 10:31
                Все-таки, Дмитрий, Вы не очень умны, если задаете такие вопросы. Не обижайтесь! Просто подумайте, что диплом к человеку гвоздями не прибит. Что люди учатся всю жизнь и вечного ничего нет.
                1. +1
                  15 декабря 2017 11:23
                  Насчёт ума Ваших оппонентов, Вы всегда отзываетесь категорически отрицательно. Это было обо всех, кто с Вами спорил. Так что я----в хорошей компании! Но и насчёт тех, кто соглашается с Вами----никогда не сказали, что они умны. Потому что единственным умным Вы считаете только себя. Ну, может ещё 3-4 автора, не больше. Хотя где им до Вас? А диплом, полученый в СССР, я так понимаю, о том, что преподаватель, Вы и не упоминаете и уже давно новое образование получили высшее, в РФ.И аспирантуру и диссертацию----всё в РФ.Прежнее образование так себе.
                  1. 0
                    15 декабря 2017 15:30
                    Что-то мне подсказывает, что вам двоим не стоит общаться. Наблюдаю это в динамике. Больше шести постов на круг и начинается переход на личности. Резюме: мероприятие бесперспективно.
                    1. 0
                      15 декабря 2017 18:47
                      Антон, зачем Вы поучаете Вячеслава Олеговича?Это некрасиво. А все дело в том, что диагностировать чужые умы, что происходило неоднократно, и давать неспрашиваемые советы, резко высказываться, видимо, привычка преподавателей, которую они переносят в обычную жизнь. Я-то здесь причём? Я чужие умы не оцениваю. .Я ----здороваюсь, культурно разговариваю и неоднократно рекламирую статью Вячеслава, которую почему-то мало кто читал. Вот Вы и не поняли, о чём речь, хотя я о ней раньше упоминал. А я считаю её лучшей статьёй и она содержит мало кому известную информацию и принципиальноважную.
                      1. 0
                        15 декабря 2017 19:27
                        Дмитрий, однажды (давным-давно) зарекшись, я менее всего склонен кого-либо поучать, тем более людей, чьи знания по интересующим меня вопросам гораздо глубже и обширней моих. Я только высказываю свое мнение, а уж принимать или оппонировать - это дело собеседника. Есть некоторые области культуры, искуства и научно прикладных знаний в которых я считаю себя специалистом. Но даже в вопросах с ними связанных, я никому не буду навязывать свою точку зрения. Ибо профессия моя такова, что негативных эмоций, связанных с сопротивлением внешней среды, и так хватает через край и в их дополнительной стимуляции нет ни малейшей необходимости.
                        А статью я найду и прочитаю.
            2. +1
              15 декабря 2017 16:36
              В.О.вот тут я с Вами согласен:"священнослужители не должны делать того,что против Писания",но увы и Вы лучше чем в знаете,что человек не совершенен и священнослужители не исключение. Сколько было ,есть и думаю будут"растриги".
              Помните о.Глеба Якунина, ведь он нарушил Писание.
        2. +2
          15 декабря 2017 03:36
          ***6:5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу*** Раб это приговор или диагноз? А кто не хочет быть рабом? С этим как? Наличие рабов это непременный атрибут развитого общества? Раб это враг народа господ? Раб это пораженец в правах?
        3. +1
          15 декабря 2017 16:48
          В.О., насколько я помню :Анна в монастырь ушла не по убеждению,а скорее от безнадеги. Это сейчас великое множество разведенных женщин, а тогда куда было деться крестьянке или жить с простым мужем или в монастырь Правда Вы можете мне возразить,что Православная церковь де юро отрицала развод,а да факто
      2. 0
        14 декабря 2017 20:43
        В детстве можно не понимать, но можно запоминать ситуации, разговоры,материалы СМИ.
        Потом, спустя годы, вспомнить, проанализировать и сделать выводы. Что, собственно, со мной и происходит.
  14. +4
    14 декабря 2017 13:52
    На второй иллюстрации изображена монахиня на фоне Псковского Крома. Несколько не в тему. Но зато красиво.
  15. +6
    14 декабря 2017 17:20
    Таких страдальцев за Веру и Отечество наша церковь в святые не производит - не царского роду и против бояр за народ пошла.
    1. +3
      14 декабря 2017 19:40
      Религия - это вера, узурпированная властью, все они в конечном итоге сводятся к "режь неверных", "райх юбер аллес" или "прислуживай царю".
  16. +2
    14 декабря 2017 19:44
    Цитата: п-к Опарышев
    Не забываем про нюансы.Коней в те времена ещё не было.На челны и вперёд.И Алёна вряд ли сама стала бы рубиться на саблях с кем бы то ни было,её мужиков бы засмеяла вся округа.И по поводу "русских",в те времена "русские" были только в окрестностях Питера,на остальных Землях,ещё не занятых Россией были другие многочисленные народности.


    Вот Ингерманланды из Ингрии удивились бы;))
    Полистайте историческую литературу.
    Ингерманландии(Ингрия) располагалась возле Санкт-Петербурга , на территории Ленинградской области .
  17. 0
    14 декабря 2017 19:51
    Reptiloid,
    Не имею возражений.
  18. +3
    14 декабря 2017 22:45
    Слишком много лжи в ИзТории от РПЦ. Разин - разбойник. Пугачев - тоже. А вот за Пугачева Суворов генералиссимуса получил - НЕВМЕСТНО.
    "Обозвать Емелькой Пугачевым и забыть навеки" (Екатерина 2)
    Да и "Гришку Отрепьева" те же Романовы признали царем, а потом убили и "Отрепьевым" обозвали.
  19. 0
    15 декабря 2017 08:15
    Reptiloid,
    Лишения войны и лишения мира - вещи разные. Первые можно терпеть. Вторые - вызывают только озлобление против строя их допускающего!
    1. +1
      15 декабря 2017 09:26
      Несомненно! И трудности которые претепел СССР на своем пути - один из основных доводов которые приводят коммунисты в подобных спорах. Можно было бы провести аналогии с Израилем, но найдется масса "заклеймителей" ( причем из антагонистических лагерей), котроые скажут, что это масожидонский заговор, а Шпаковский - его знаменосец.
  20. +1
    15 декабря 2017 16:21
    Цитата: Weyland
    Цитата: bober1982
    можно будет Леньку Пантелеева или Соньку Золотую Ручку в борцы с эксплуататорами определить.

    А кто эксплуатировал Леньку Пантелеева? А борцом с эксплуататорами он как раз был изрядным - когда в ЧК служил!

    Бандит был еще тот. В сериале"Рожденная революцией" показано как он бежал из тюрьмы и как погиб,но у меня появляются сомнения все ли было так?
  21. +1
    15 декабря 2017 16:25
    Цитата: kalibr
    Все-таки, Дмитрий, Вы не очень умны, если задаете такие вопросы. Не обижайтесь! Просто подумайте, что диплом к человеку гвоздями не прибит. Что люди учатся всю жизнь и вечного ничего нет.

    А сколько есть людей с липовым диплом?
  22. +1
    15 декабря 2017 17:19
    Цитата: Reptiloid
    Пётр l продолжил предыдущие реформы, в том числе и церковные. Начало их как раз и совпало с бунтами.

    Тут я с тобой согласен: если разобраться то Петр по сути продолжал начиная царя Алексея Михайловича.
    К слову : Петр Великий не был сыном царя Алексея Михайловича ( читайте Буганова"Петр Великий и его время"),но если он не был кровным сыном Алексея Михайловича то был"духовной сын" если уместно такое определение
    1. 0
      15 декабря 2017 19:11
      Как-то редко встречаю Вас, Слава.Что-то читал на тему Петра подобное, но давно. Надо оживить, прочитать. А Вы сейчас какие книги исторические читаете, если не секрет, конечно? У Вас ведь всегда был хороший выбор серьёзной литературы.