Military Review

Operation "Capless" - a half-century tradition of Novorossiysk. How is it now?

8
"Peakless Cap" as a tradition goes farther and farther from its origins. And the further, the more superficial, which the founders did not even plan. Moreover, the founders of "beskorzyrki" partly defended their initiative precisely as an alternative to officialdom with all its official bureaucratic activities, and at the same time looking back at the high authorities.


For example, according to the idea of ​​Konstantin Podymy, initially a boy, but not a warrior, was supposed to bear a visor. The warriors, on the other hand, should have been sent a guard of honor next to the boy, on whose hands lay his cap. According to the idea of ​​the shkhunatikov and their captain, this would in the best possible way underline the continuity of generations and gratitude to the heroes who have defended the freedom and independence of our Motherland. The obstacles began instantly. The authorities were indignant at once, but when the boy suddenly stumbled. Reinsured in one word.

Operation "Capless" - a half-century tradition of Novorossiysk. How is it now?


Right in the hands of a young schoolboy the famous beskorik



Modern version

Despite this, right up to 1990, the young man bore his cap without fail, and the guard of honor minted a step nearby. The new democratic government turned out to be so “wiser” than the Communists that it instantly forgot both the continuity and the younger generation. From 90 year, only servicemen, besides servicemen riding an armored personnel carrier, carried a capless helmet. The columns were now headed by local officials and officers of the Novorossiysk garrison, and more recently the Cossacks.



In my humble opinion, this is at least ridiculous.

Simply put, many comrades decided to warm their reputation near the Flameless Peak flame. It should be remembered that the difficulty lies precisely in the fact that these same “comrades” hide among hundreds of people for whom this march is not only a tradition, but also an honor, a memory.



The right to carry the fire was entrusted to George Kholostyakov, an honored guest of the city, the hero of the Battle of Novorossiysk, who deserved the order with blood.

Unfortunately, it was not possible to completely withdraw from the official, unusual for "Peakless Cap" initially. Applied the old good policy of "voluntary-compulsory" invitations to the participation of students, schoolchildren, municipal workers and so on. All of this, to the benefit of certain people, turns into “work on patriotic education.” And the trouble is not that someone will be ticked off on paper, but the fact that without constant educational work among young people, the guys participating in the "Capless" do not really understand the meaning of such a mass event at all. stories. But this already makes the "operation" for them alien, even a fake and bureaucratic. Not once or twice did I myself have heard outraged voices, they say, and what are we doing here. And often it turned out not indifference or laziness, but simply ignorance of history. This is especially true of the incoming student youth who entered the Novorossiysk universities.

Also, the time of the "Peakless", which now ends earlier than 22: February 00 3, has shifted completely. The former midnight procession is remembered by only a few. But it is at least explainable. But the fact that the “operation” was overgrown with various accompanying poorly organized events, which, however, look beautiful in the reports, is very disturbing. For example, the so-called “reconstruction” of events, which was not even originally envisaged by the plan, has long been the subject of headaches for local historical and patriotic communities.

The fact is that in 1999, by decision of the regional committee on youth affairs, "Peakless Cap" became an action of regional scale. And since 2000, the “operation” receives the status of All-Russian. However, this did not affect the quality of the events held. Among other things, this did not affect the quality of the “reconstruction”, the holding of which responds with sadness in the hearts of the participants of historical communities.



Senselessness and fun

According to the Novorossiysk search engines, who traditionally take an active part in the "Capless", sometimes you feel real shame for the level of "reconstruction" of the 1943 events of the year (landing of Caesar Kunikov's troops). In fact, it is bitter to see how, within the framework of the “All-Russian Action”, a crowd of men running from the coast, armed with AK-74M, and also dressed in modern camouflage, is running for the reconstruction. In this motley "landing" even an unknowing viewer can easily single out the real reenactors, equipped as required by the original event. This, in turn, makes it even sharper to understand the weak, even disorderly organization of such an important phenomenon for Novorossiysk as “Operation Peakless Cap”. In part, this situation is only the result of the desire of the mass action on the part of the authorities. And no matter what kind of landing "landed" on the shore - the main thing is a lot, in green and with weapons, even with a gun Galil.

The “operation”, of course, was attended by the guys from Krasnodar, Sevastopol, even once from Murmansk. At the same time, at a very high level, there are no complaints about them. But again, the initiative came from below through a bureaucratic apparatus. At least some continuity.
However, I am obliged to note that "Peakless" is still developing, contrary to or due to - another question. So, that is not so well known outside of Novorossiysk, the torch lit from the Eternal Flame is sent not only to the “Malaya Zemlya” memorial, but also to South Ozereyka, in which upon the arrival of the torch a requiem for the dead in the tragic main landing begins. And this is completely true.



Also, a very sensible idea was the start of the “Candle in the Window” campaign for those who cannot reach the sea on February evening. But the main thing is that every year the peakless cap sinks into the stormy waves of the Black Sea in memory of all the fallen. Sometimes, it seems that it is necessary to interrupt this tradition, as Novorossiysk itself will end.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 14 December 2017 07: 33 New
    +4
    We applied the good old policy of “voluntary-compulsory” invitation to the participation of students, schoolchildren, municipal workers and so on. All this later, to the benefit of certain people, turns into “work on patriotic education”.
    .. Well, yes, for reporting .. So many and so many patriots have been educated ... And then they wonder where the boys of Kolya come from ..
  2. XII Legion
    XII Legion 14 December 2017 08: 13 New
    17
    Tradition then tradition - when it has a way out to the present.
    And "contrary to" - sometimes even better than "thanks."
    It will be stronger.
    Thank you!
  3. owl
    owl 14 December 2017 11: 22 New
    +7
    Clowns in felt “sweatshirts” are especially touched, but at the same time the incompleteness of the picture, where the circus performers with “censers” I ask, is puzzling! I hope they jump later on the yachts!
    1. Lnglr
      Lnglr 14 December 2017 14: 44 New
      0
      but at the same time, the incompleteness of the picture, where the circus performers with “censers" I ask, is puzzling!

      Set off)))))
  4. Cat Marquis
    Cat Marquis 14 December 2017 13: 28 New
    +1
    Well, in the “West” there is another opinion: if you cling to the past all the time, it will “hang on its feet” and will not allow you to move forward .... you will be “forever yesterday” .... winked
  5. creak
    creak 14 December 2017 16: 26 New
    +8
    And these mumbled "Cossacks" there on which side? What do they portray there?
  6. a housewife
    a housewife 18 December 2017 00: 23 New
    +1
    Wind, and what about Post No. 1? Write about it. When we stood there, it was such a responsibility! When we walked in convoy in parade, applause accompanied us from the circle to the park. It was pride in the city. I remember this all my life. And now I come to the Square, when I come - it is empty ... Only Monuments and Fire. There was a flag on Sahara, the year of victory on the slope, Schooner. Is something left now?
  7. Lone wolf
    Lone wolf 27 July 2018 16: 05 New
    0
    Quote: ranger
    And these mumbled "Cossacks" there on which side? What do they portray there?

    The fashion for them is such now that it is not an event without them in any way.

Военное обозрение

Операция «Бескозырка» - полувековая традиция Новороссийска. А как сейчас?

8
«Бескозырка» как традиция всё дальше уходит от своих истоков. И чем дальше, тем больше наносного, чего основатели даже не планировали. Более того основатели «Бескозырки» отчасти отстаивали свою инициативу именно как альтернативу официозу со всем свойственным ему чиновничьем выслуживаньем, а заодно и оглядкой на высокое начальство.


К примеру, по задумке Константина Подымы изначально бескозырку должен был нести мальчик, а никак не воин. Воины же должны были идти почётным караулом рядом с мальчиком, на руках которого лежала бескозырка. По идее шхунатиков и их капитана это как нельзя лучше подчеркнуло бы преемственность поколений и благодарность героям, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. Препоны начались мгновенно. Начальство сразу возмутилось, а как вдруг мальчишка споткнется. Перестраховались, одним словом.

Операция «Бескозырка» - полувековая традиция Новороссийска. А как сейчас?


Справа в руках юного школьника знаменитая бескозырка



Современная версия

Несмотря на это, вплоть до 1990 года бескозырку нёс непременно юноша, а почётный караул чеканил шаг рядом. Новая демократическая власть оказалась настолько «мудрее» коммунистов, что мгновенно забыла как про преемственность, так по большому счёту и про молодое поколение. С 90-го года бескозырку несли только служивые, к тому же служивые верхом на бронетранспортере. Колонны теперь возглавляли местные чиновники и офицеры новороссийского гарнизона, а с недавнего времени и казаки.



По моему скромному мнению, это как минимум, нелепо

Проще говоря, многие товарищи решили погреть свою репутацию у пламени «Бескозырки». При этом стоит помнить, что сложность состоит как раз в том, что эти самые «товарищи» прячутся среди сотен людей, для которых этот марш не только традиция, но и честь, память.



Право нести огонь доверена Георгию Холостякову, почётному гостю города, герою битвы за Новороссийск, кровью заслужившему ордена

К сожалению, не удалось полностью отстраниться от официоза, несвойственного «Бескозырке» изначально. Применили старую добрую политику «добровольно-принудительного» приглашения к участию студентов, школьников, муниципальных работников и так далее. Это всё потом к выгоде определённых людей превращается в «работу по патриотическому воспитанию». И беда не в том, что кто-то отметится галочками на бумаге, а в том, что без постоянной просветительской работы среди молодёжи, ребята, участвующие в «Бескозырке», вообще слабо представляют себе смысл такого массового мероприятия, не знают его истории. А вот это уже делает «операцию» для них чужеродной, даже наигранной и чиновничьей. Не раз и не два мне самому приходилось слышать возмущённые голоса, мол, а что мы здесь делаем. И часто это оказывалась не безучастность или лень, а просто незнание истории. Особо это касается приезжей студенческой молодёжи, поступившей в новороссийские ВУЗы.

Также полностью сместилось время проведения «Бескозырки», которая теперь заканчивается раньше 22:00 3 февраля. О прежнем полуночном шествии помнят уже немногие. Но это хотя бы объяснимо. А вот тот факт, что «операция» обросла различными сопутствующими слабо организованными мероприятиями, которые, правда, красиво смотрятся в отчётах, значительно тревожит. К примеру, так называемая «реконструкция» событий, которая изначально даже не предполагалась по плану, уже давно является предметом головной боли местных историко-патриотических сообществ.

Дело в том, что в 1999 году по решению краевого комитета по делам молодёжи «Бескозырка» стала акцией краевого масштаба. А с 2000 года «операция» получает статус всероссийской. Однако, на качестве проводимых мероприятий это не отразилось. В том числе это не отразилось и на качестве «реконструкции», проведение которой отзывается печалью в сердцах участников исторических сообществ.



Бессмысленность и веселье

По словам новороссийских поисковиков, которые по традиции принимают в «Бескозырке» активное участие, порой испытываешь самый настоящий стыд за уровень «реконструкции» событий 1943 года (высадка десанта Цезаря Куникова). В самом деле, горько смотреть как в рамках «всероссийской акции» за реконструкцию выдают бегущую со стороны берега толпу мужчин, вооружённую АК-74М, да ещё одетую в современный камуфляж-цифра. В этом разношёрстном «десанте» даже несведущий зритель легко выделит настоящих реконструкторов, снаряжённых как этого требует исходное событие. Это в свою очередь ещё более остро даёт понять слабую, даже безалаберную организацию такого важного для Новороссийска явления, как «Операция «Бескозырка». Отчасти подобная ситуация лишь результат желания массовости мероприятия со стороны начальства. И не важно, какой десант «высаживается» на берег – главное много, в зелёном и с оружием, хоть с автоматом Галил.

В «операции», конечно, принимали участие ребята из Краснодара, Севастополя, даже как-то раз из Мурманска. При этом на весьма высоком уровне, к ним претензий нет. Но опять-таки инициатива шла снизу через бюрократический аппарат. Хоть какая-то преемственность.
Впрочем, обязан отметить, что «Бескозырка» всё же развивается, вопреки или благодаря – другой вопрос. Так, что не столь известно за пределами Новороссийска, зажжённый от Вечного огня факел отправляется не только к мемориалу «Малая Земля», но и в Южную Озерейку, в котором по прибытии факела начинается реквием по погибшим в трагическом основном десанте. А это полностью справедливо.



Также весьма здравой идеей был старт акции «Свеча в окне» для тех, кто не может февральским вечером выйти к морю. Но главное, что каждый год на бурные волны Чёрного моря опускается бескозырка в память обо всех павших. Иногда, кажется, что стоит прервать эту традицию, как закончится сам Новороссийск.
Автор:
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. parusnik
    parusnik 14 декабря 2017 07:33
    +4
    Применили старую добрую политику «добровольно-принудительного» приглашения к участию студентов, школьников, муниципальных работников и так далее. Это всё потом к выгоде определённых людей превращается в «работу по патриотическому воспитанию».
    ..Ну, да для отчётности..Воспитали столько и столько патриотов...А потом удивляются , откуда мальчики Коли берутся..
  2. XII легион
    XII легион 14 декабря 2017 08:13
    +17
    Традиция тогда и традиция - когда имеет выход в современность.
    А "вопреки" - даже иногда лучше чем "благодаря".
    Крепче будет.
    Спасибо!
  3. gufo
    gufo 14 декабря 2017 11:22
    +7
    Особенно умиляют клоуны в войлочных "фуфайках", но в тоже время вызывает недоумение неполнота картины, где циркачи с "кадилами" я спрашиваю! Надеюсь они подскочат попозжа, на яхтах!
    1. Lnglr
      Lnglr 14 декабря 2017 14:44
      0
      но в тоже время вызывает недоумение неполнота картины, где циркачи с "кадилами" я спрашиваю!

      зачОт)))))
  4. Кот Маркиз
    Кот Маркиз 14 декабря 2017 13:28
    +1
    Ну, на "западе" есть и другое мнение: если все время цепляться за прошлое, то оно "повиснет на ногах" и не позволит двигаться вперед.... так и будешь-"вечно вчерашним".... winked
  5. ranger
    ranger 14 декабря 2017 16:26
    +8
    А эти ряженые "казаки" там с какого боку? Что они там изображают?
  6. домохозяйка
    домохозяйка 18 декабря 2017 00:23
    +1
    Ветер, а что там с Постом №1? Напишите об этом. Когда мы там стояли, это была такая ответственность! Когда мы шли колонной на параде, то от круга до парка нас сопровождали аплодисменты. Это была гордость за город. Я это всю жизнь помню. А сейчас прихожу на Площадь, когда приезжаю - там пусто... Только Памятники и Огонь. Был флаг на Сахарной, год победы на склоне, Шхуна. Сейчас что-то осталось?
  7. Одинокий Волк
    Одинокий Волк 27 июля 2018 16:05
    0
    Цитата: ranger
    А эти ряженые "казаки" там с какого боку? Что они там изображают?

    Мода на них такая сейчас, что не событие без них никак.