Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота

Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота Учитывая тот факт, что боевые действия в Померании затягивались (смотрите статью Операции в Северной Германии), русское командование решило предпринять наступление в Финляндии. Операции в Финляндии Пётр придавал большое значение: захват финских земель и выход русских войск на побережье Ботнического залива создавали угрозу непосредственно шведской территории. Через Аландские острова русский десант можно было высадить у самого Стокгольма. Кроме того, Финляндия была важной базой снабжения, её потеря сильно била по Швеции. Россия получала «козырь» для ведения мирных переговоров со шведским правительством. Желания включить Финляндию в состав России Пётр не выказывал.

К 1713 году был разработан план военной кампании в Финляндии. Сухопутные силы получили задачу идти от Выборга, захваченного в 1710 году, к Гельсингфорсу (финн. Хельсинки). После захвата Гельсингфорса войска должны были наступать на Або. Большую роль в операции по захвату Финляндии был должен сыграть Балтийский флот. Галерный флот с десантными силами и припасами после начала навигации должен был идти от Кроншлота к Гельсингфорсу, поддерживая действия сухопутных сил с моря. Корабельный флот получил задачу прикрывать действия галерной эскадры со стороны Финского залива. Командование указывало, что во время операции войска не должны разорять страну, брать с местных жителей только контрибуцию. Для снабжения русских войск продовольствием и другими припасами предполагалось создать магазины в Выборге.

Создание флота на Балтике


К началу Северной войны Россия не имела выхода в Балтийское море и поэтому у неё не было флота в этом морском бассейне. В русско-шведских столкновениях на море и озёрах в 1700—1702 годах русская армия использовала малые транспортные суда – лодки, струги, лодьи, карбасы. Одновременно шла лихорадочная работа на новых верфях: зимой 1702 года начали строить верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, в 1703 году корабли стали строить на реке Волхов и Свирь. У Лодейного поля была создана Олонецкая верфь (Свирская верфь) – она стала одним из главных центров стоящегося Балтийского флота. Первым кораблем, заложенным на Олонецких верфях, был трёхмачтовый 28-пушечный фрегат «Штандарт». На Олонецкой верфи в 1703—1706 годах были построены первые ранговые корабли Балтфлота: 11 фрегатов и 12 шняв, а затем несколько линейных кораблей. Кроме этого, на этой верфи до 1724 года также было заложено и построено значительное количество малых кораблей и судов – от шлюпок до бомбардирских кораблей (всего более 800 кораблей и судов). Для участия в кораблестроительных работах и комплектования экипажей на север переводили опытных мастеров и специалистов с Азовского флота.

Уже осенью 1704 года первые корабли Балтфлота стали прибывать по Неве в Петербург. 18 октября к Петропавловской крепости подошёл первый отряд новых кораблей. Они были встречены артиллерийским салютом. Весной 1705 года прибыл ещё один отряд. В результате к маю 1705 года в Балтфлоте было 20 вымпелов с 270 орудиями и 2,2 тыс. человек в экипажах. Командование эскадрой поручили русскому вице-адмиралу норвежского происхождения Корнелиусу Крюйсу. В этом же месяце корабли впервые вышли из Петербурга в Финский залив и стали у Кроншлота. Эскадра приняла участие в отражении шведской атаки на остров Котлин.

Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота

Адмирпал Корнелиус Крюйс.

В 1706 году Балтийский флот принял участие в операции по захвату Выборга. 12 октября отряд из пяти небольших лодок под командованием сержанта лейб-гвардии Преображенского полка Михаила Щепотьева (в экипажах был 51 человек) получил приказ совершить рейд в Выборгский залив и захватить при удаче какое-либо судно. В темноте лодки разминулись со шведскими торговыми судами и нарвались на два воинских бота, на них было по 4 пушки и по сто человек экипажа. Русские лодки смело пошли в атаку и взяли на абордаж бот «Эсперн». Бой отличался большой ожесточённостью: из 51 человека в русском отряде уцелело 13 (из них 6 раненых), из ста шведов в плен взяли 27 человек. К тому же горстка отважных людей смогла отбить нападение второго бота и привела «Эсперн» на свою базу.

В этот период продолжался процесс строительства главной базы флота и важнейшего торгового порта - Петербурга. Трудом десятков тысяч людей малонаселённая заболоченная территория быстро преображалась. Рылись каналы, прорубались просеки, возводились земляные насыпи, строились сотни жилых и служебных зданий, укреплений. В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена большая верфь – Главное Адмиралтейство. Для её строительства привлекли работных людей с Олонецкой верфи, мастеров из Ростова, Владимира, Новгорода и ряда других городов. Уже через год были построены основные верфи, а вокруг них лесопилки, кузницы, смолокурни, канатные, парусные, мачтовые мастерские. Были заложены первые корабли. Строительство шло в условиях войны и угрозы нападения шведов на Петербург, поэтому адмиралтейство было защищено валом с пятью земляными бастионами, по периметру были отрыты рвы, заполненные водой. В 1706 году начали спускать на воду первые корабли - первый спуск корабля на воду произошёл 10 мая (29 апреля) 1706 года. Флот получил прам с 18 пушками. Прам – это плоскодонное артиллерийское парусное судно, которое применяли для действий на мелководье, у побережья и в реках против крепостей и береговых укреплений противника. О значительности этой верфи говорит тот факт, что к 1715 году на предприятии работало до 10 тыс. человек.

Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота

Адмиралтейство. Гравюра А. Ф. Зубова. 1716 год.

Одновременно в Петербурге были заложены и другие верфи. В 1712 году у устья р. Мойки заложили Скампавейный двор, позднее известный как Галерный двор. Сюда перевели с Адмиралтейской верфи строительство мелких и средних судов (скампавей, полугалер и галер). В 1716 году начали строить Партикулярную верфь – она была предназначена для создания разного рода небольших парусных и гребных судов, ремонта иностранных и русских коммерческих судов. С помощью этой верфи Пётр создал Невский флот - первый яхт-клуб в России и мире. В результате Петербург превратился в один из крупнейших кораблестроительных центров не только в России, но и в Европе. Строили корабли и в Архангельске.

Конечно, нельзя не сказать и о негативных последствиях строительства Петербурга. Тысячи работных людей и крестьян, которых мобилизовали на строительство Петербурга и других важных объектов, работали в тяжелейших условиях. Они трудились по 12-14 часов в сутки, получали мизерную зарплату, подвергались штрафам, телесным наказаниям, голодали, замерзали, тонули. В итоге сотни и тысячи людей погибли.

Правительство в ходе Северной войны тратило на строительство и развитие вооружённых сил большую часть бюджета страны. К примеру, в 1710 году из 3 млн. 134 тыс. рублей общей суммы государственных доходов на армию и флот потратили 3 млн. рублей. Одновременно с созданием верфей шёл процесс строительства предприятий смежных отраслей. В Холмогорах делали канаты, в московском Хамовном дворе парусину и т. д. В Петербурге основали Пушечный двор, Охтинский пороховой завод, Сестрорецкий оружейный завод. В России выросла плеяда опытных кораблестроительных мастеров. Некоторые из них предлагали «прорывные» идеи, так, плотник Ефим Никонов предложил проект «потаённого судна» - подводной лодки; мастер Алексей Бурцев разработал проект колёсного судна, которое могло идти как по ветру, так и против него.

Первые корабли Балтийского флота уступали по своим мореходным и боевым качествам кораблям ведущих морских держав, которые имели многовековой опыт строительства морских судов. Но темпы технического прогресса в строительстве русского флота были столь высокими, что уже через 10-15 лет после закладки первых кораблей на балтийских верфях в составе Балтфлота были корабли, которые были на одном уровне с лучшими иностранными судами. Большая работа была проведена над прочностью, устойчивостью, техническим и навигационным оснащением, усилением вооружения кораблей. Только в течение первых семи лет Северной войны в состав Балтфлота вошло около 200 боевых и вспомогательных судов. Основными кораблями парусного флота были: линейные корабли, фрегаты, шнявы и бриги. Линейные корабли – это большие трехмачтовые корабли с 2-3 артиллерийскими палубами, на которых устанавливали 50-80 пушек, с водоизмещением в 800-1200 тонн, экипажем в 300-500 человек. Так, первым линейным кораблём, который заложили и построили в Петербургском адмиралтействе, стала 54-пушечная «Полтава». Корабль был спущен на воду 15 (26) июня 1712 года, имел водоизмещение в 1100-1200 тонн, экипаж от 300 до 460 человек. Первыми же линейными кораблями, которые построили для Балтфлота, стали 50-пушечные линкоры 4-го класса: «Выборг», «Пернов», Рига» и один безымянный. Они не были полноценными боевыми единицами, т. к. имели небольшую осадку и были плоскодонными. Их заложили в 1708 году и спустили на воду в 1710 году. Линейные корабли строили на Новоладожской и Олонецкой верфях.

Фрегатами называли трехмачтовые суда с 30-40 пушками, они уступали линейным кораблям в огневой мощи, но были быстрее. Их водоизмещение составляло 500-600 тонн, экипаж был в 150-250 человек. Шнявы и бриги – это небольшие двух-трехмачтовые парусные корабли, вооружённые 14-18 пушками, водоизмещение – 300-370 тонн, экипаж – 80-110 человек. Их чаще всего использовали для разведки и посыльной службы.

Особенностью прибрежных вод Балтийского моря является наличие множества островов, узких бухт, обширных мелководий, рифов, извилистых проливов и т. д. Это осложняло навигацию больших парусных кораблей. Требовались корабли с небольшой осадкой и высокими маневренными качествами. Этим качествам отвечали парусно-гребные суда – скампавеи, галеры. Галеры Балтфлота были вооружены 19 пушками, имели 16 пар весел, экипаж из 200-250 гребцов (по 6-8 человек на весло), 40-50 матросов, а также некоторое количество пушкарей, плотников и пр. Скампавея – это небольшая галера, с одной-двумя пушками, с экипажем в 100-150 человек. Галеры и скампавеи применялись для перевозки войск, различного рода припасов, высадки и огневой поддержки десантных сил, разведки и охранения при действиях в шхерах, могли использоваться для абордажного боя. На галерах и скампавеях, кроме экипажей, как правило, находились и отряды солдат.

Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота

Галера "Двина" 1721 года.

Пётр ввел для боевых кораблей военно-морской флаг – белое прямоугольное полотнище с синими диагональными полосами (Андреевский флаг). Для торговых судов также учредили флаг – прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами: белой, синей и красной.

В строительстве Военно-морских сил России приняли активное участие многие сподвижники Петра. Одним из ближайших помощников русского царя в военно-морском управлении на протяжении трёх десятков лет был граф Фёдор Матвеевич Апраксин. Он был воеводой в Архангельске, в 1700 году был назначен главой Адмиралтейского приказа и азовским губернатором, принял активное участие в создании Азовского флота, а с 1708 года носил высший флотский титул генерал-адмирала. С 1718 года он стал первым президентом Адмиралтейств-коллегии. Вместе с царем руководил боевыми действиями армии и флота в Финском заливе до завершения Северной войны. В строительстве верфей, гаваней, предприятий большие управленческие способности проявили И. Головин, А. Меньшиков, Ф. Салтыков, И. Татищев и др.

Финляндская кампания 1712-1714 гг. Создание Балтийского флота

Памятник Ф.М. Апраксину в Выборге.

Понятно, что подобные преобразования требовали массы специалистов самого разного профиля, и одними иностранцами было не обойтись. Пётр прилагал большие усилия для создания системы учебных заведений для подготовки кадров. В 1701 году в Москве открыли Навигацкую школу, в 1715 году в Петербурге – Морскую академию. В 1701-1715 годах Навигацкую школу закончили 1200 человек, многие из них получили назначение на Балтийский флот. Кроме того, в первой четверти 18 столетия учредили около 10 школ, где готовили специалистов для Военно-морских сил: адмиралтейские школы на Воронежской верфи, в Кронштадте, Ревеле, Астрахани, Казани и т. д. В результате русский флот мог обходиться без иностранцев – в 1721 году Пётр запретил принимать на флот иностранных граждан. Комплектование флота рядовым составом в первые годы Северной войны проводилось на основе рекрутской повинности, как и в армии. Служба была пожизненной, повинности подлежали государственные, дворцовые, монастырские и помещичьи крестьяне и другие податные сословия России. Для того периода истории эта система была передовой. Она позволяла создавать вооружённые силы с однородным национальным составом, с довольно высоким уровнем морального духа и дисциплины, в отличие от наёмных армий Западной Европы. Рекрутская система позволила за первые 15 лет Северной войны мобилизовать в армию и на флот 330 тыс. человек. Это помогло резко усилить боевую мощь вооружённых сил России, но и значительно усилило налоговое бремя на население.

Перед началом кампании в Финляндии русское командование предприняло меры для того, чтобы усилить Балтийский флот. Так, только в течение зимы 1712-1713 годов было построено 90 бригантин, 50 скампавей, 3 прама. Галерный флот получил строгую организацию: в него входило 3 дивизии, каждая имела 1 полугалеру, 20 скампавей, 10 бригантин, 20 карбасов и экипаж пехоты в 5,4 тыс. солдат. Кроме строительства боевых кораблей на русских верфях правительство решило купить их за границей, т. к. ощущалась нехватка больших парусных кораблей. В 1710—1714 годы у англичан и голландцев было куплено 16 линейных кораблей и 6 фрегатов. В результате к 1714 году в состав Балтфлота вошло 17 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна.

Продолжение следует...
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Георг Шеп 6 апреля 2012 14:40
    Слава Петру и Русскому Военно-Морскому Флоту!
    Георг Шеп
  2. патриот2 6 апреля 2012 20:17
    Спасибо Александру за хорошую статью! +++
    Эх, почему в школах не читают предмет - Патриотизм в Росии или Любовь к Отечеству!
    Надо молодежи все это говорить - многого они еще не знают, что-бы не выросли из молодых подовские подпевалы и аморфные слюнтяи болотной направленности.
    Любовь к Родине - это детская прививка, если ее не сделать в школьном возрасте, то позднее практически невозможно.
    И 235000 призывников бегающих от армии - результат плохой работы школы и отсутствие нормального патриотического воспитания родителями.
    патриот2
  3. Vlaleks48 6 апреля 2012 21:20
    Спасибо за статью!
    С вниманием читаю предоставленный автором материал.
    А воспитания в школе или вообще нет или для галочки.
    Дома надо воспитывать молодежь и не рассчитывать на наемного "педогога".
    Пока будем кормить детей разными "чупсами,твиксами и прочей бредятиной из бэтманов и спайдеров толку не будет.
  4. Краснодарец 6 апреля 2012 23:41
    Большое спасибо за все статьи по истории Российской государственности, армии и флота! Всякое было, и победы и поражения. На сайте большинство статей отличаются объективной оценкой исторических событий. Что касается патриотического воспитания, то не все так однозначно... Как раз домашнее воспитание, несмотря на его наибольшую действенность на мозги, отличается некоторыми флуктуациями и кренами в субъективной оценке исторических событий, поскольку нынешнее поколение родителей (дети 80-х) отличается не всегда верным идеологически выверенным восприятием событий. Воспитательную роль должны выполнять СМИ (в том числе рунет, за что отдельная благодарность сайту!) и школа.
  5. rumpeljschtizhen 7 апреля 2012 02:12
    Автору как всегда ПЛЮС.

    ни чего не напоминает?????? рассказ о том периоде .
    ждем продолжение...
    а вообще не постижимо ка из простых мужиков (в основной массе кроме поморов) которые то и реку шире 10 метров не видели сделать моряков...........людей не знавших воинской дисциплины создать отлично обученную армию............но за все есть цена.........ее народ заплатил

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня